Игры для развития фонематического восприятия. Звук С, СЬ.
Игра «Хлопки». Вариант игры 1.
Попросите ребенка хлопнуть, если он услышит в слове звук С.
Говорите вперемешку слова со звуком С в разных позициях (в начале, в середине или в конце слов). Например: телефон, сапоги, папа, морс, книга, дождь, соловей.
Ребенок хлопает, когда услышит слово со звуком С ( не путайте сами звуки С и СЬ – это разные звуки, хотя буква одна!)
Если ребенку трудно выделить на слух звуки в слове, то говорите слова протяжно, например мммоооорррсссс. Эта игра учит ребенка различать в речи разные звуки, развивает фонематический слух.
Вариант усложнения игры:
Можно дать задание хлопнуть, если услышишь звук С и топнуть, если услышишь звук СЬ.
Игра «Хлопки». Вариант игры 2.
Скажите ребенку: «Хлопни, если услышишь слог Са». Далее мы говорим последовательность слогов, например: са, на, ша, са, за, ра, да, са, ца, са, ла, ча. Различает ли звук С и слог СА ребенок в речевом потоке? Не путает ли его с другими похожими звуками? Дети очень часто путают слог са со слогами за или ца, а также с шипящими – со слогом ша. И нам очень важно научить ребят различать эти звуки и слоги. Это важно и для обучения письму в школе, чтобы ребенок не путал данные звуки и буквы, обозначающие их, в письменной речи, когда он начнет писать.
Игра «Эхо»
Повторяйте три слога подряд, а ребенок должен их повторить как эхо, то есть чуть тише, чем говорите Вы. Если ребенок легко повторяет три слога, увеличьте количество слогов в цепочке для повторения. Обязательно хвалите и подбадривайте маленькое «эхо». Если «эхо» ошиблось, повторите цепочку слогов еще раз.
Примеры заданий:
- са-со-сы
- ас-ус-ис-ас
- сам-сад-сав,
- со-су-си-су
- аса-асо-асу-асы и т.п.
Игра «Угадай, что свистит?»
Вам понадобятся две картинки – «насос» и «вода течет из крана». Можно нарисовать их самим (схематично изобразив насос и кран). Главное – чтобы они были узнаваемы для ребенка.
Покажите ребенку картинку насоса. Скажите: «Воздух, выходя из насоса свистит так: ссссссссссссс. Он свистит сердито ссс!»
Покажите вторую картинку и скажите: «Вода льется из крана. Вода свистит мягко, вот так сьсьсьсьсь».
Попросите ребенка сказать, как свистит вода (сь-сь-сь) и показать соответствующую картинку. Затем попросите его изобразить, как свистит воздух из насоса – ссссс – и показать нужную картинку.
Далее скажите: «Сейчас мы будем играть в игру на внимательность. Если ты услышишь песенку насоса — твердый звук ссс — то подними картинку с насосом. А если услышишь песенку воды – мягкий звук сь – то подними картинку с водой» . Вы говорите эти звуки вразбивку (с-с-сь-с-с-сь-сь-с), а ребенок поднимает нужную картинку. Сначала игра проводится со звуками, затем уже со словами. Вы говорите перечень разных слов вразбивку: дверь, соловей, сельдь, мороз, банан, шапка, вода и так далее. Если в слове есть «песенка насоса – твердый звук С», то ребенок поднимает вверх картинку с насосом. А если в слове есть звук сь – мягкий звук, «песенка водички», то нужно поднять картинку с водой. Если нет ни одного, ни второго звука, то картинки поднимать не надо.
Игра-шутка со звуком С «Путаница»
Детям предлагается отгадать, какие слова перепутались и расставить их по местам.
Примеры путаниц-шуток со звуком С (Автор Л. М. Козырева, из книги «Развитие речи. Дети 5-7 лет»):
- В лесу живет сазан. В реке плывет фазан. (Правильно – «В лесу живет фазан. В реке плывет сазан»).
- На обед дали вкусный халат. У Аленушки новый салат.
- В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.
- У судака два чудака (правильно – «у чудака два судака»)
Еще несколько путаниц известного автора стихов для детей А. Шибаева:
- На глазах у детворы крысу красят маляры. (Не крысу, а крышу. Вместо звука С нужно поставить звук Ш).
- Говорят, один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался дом. (Не дом, а сом)
- Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая, пушки. (Не пушки, а сушки)
- На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. ( Не лев, а лес)
Несколько моих авторских шуток — путаниц для занятий с детьми:
- Вот так дочка! Красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).
- У Анечки дома миска живет, танцует, играет и песни поет! ( Не миска, а мишка. Другой правильный вариант для замены — киска).
- Ела Катя вкусный зуб. Заболел у Кати суп. (Наоборот, ела суп, а заболел зуб).
- В комнате стоит сова. А в лесу сидит софа. (Нет. В комнате – софа, а в лесу сова).
Дети обычно смеются, слыша шутку — путаницу. Но исправить ошибку и распутать путаницу может далеко не каждый ребенок. Если у ребенка есть речевые нарушения, то часто приходится делать подсказку – «Какое слово заблудилось? Какое слово подходит по смыслу? Отгадка тоже начинается со звука м. Это игрушка. Догадайся, что это?»)
Игра «Найди «с» в названии предметов»
Аналогичная цель преследуется педагогом и во время проведения следующей игры. Необходимо подготовить для работы над автоматизацией звука «с» в словах карточки с несколькими картинками. Изучаемый согласный должен находиться в разных местах: и в середине, и в начале и в конце слова.
Во время этой игры малыш не только тренируется четко проговаривать слова с трудным для него звуком, но и учится определять его место в слове. Это поможет при подготовке ребенка к школе, при изучении грамоты. Задача логопеда также выполняется, ведь его подопечный четко и правильно произносит слова, где «с» имеется и в прямом, и в обратном слогах.
«Собери букву»
Такой простой пазл можно изготовить самостоятельно во время работы над автоматизацией любого согласного. Из листа картона нужно вырезать большую букву, разрезать ее на отдельные элементы и на каждом из них приклеить картинку с данным согласным в начале слова. В нашем случае — это буква «с». Предметные картинки можно подобрать, как на нашем фото, или придумать свои.
Помимо развития артикуляционного аппарата и проговаривания изучаемого звука, у детей развивается логическое мышление и внимательность, ведь нужно проанализировать форму кусочка и найти его место в целом изображении буквы, правильно совместив края.
Игра «Посчитай предметы»
Для автоматизации «с» в начале слова можно предложить детям интересную и познавательную игру. На карточке изображены предметы, названия которых начинаются с выученных слогов:
- Су — сумка.
- Су — сундук.
- Со — сок.
- Са — сандалии.
- Со — сом.
- Со — соболь.
Ребенок указкой или пальцем показывает на предмет и называет его, потом ищет такой же дальше по ряду, а когда находит, опять произносит вслух его название. Таким образом по ходу игры ребенок несколько раз называет нужное преподавателю слово, которое начинается на выученный слог. В данной игре развивается не только речь, но и внимание. Ребенок учится из большого количества картинок находить одинаковые, не пропуская ни одной.
Чистоговорки
После этого этапа автоматизация «с» в словах еще не проводится. Работа идет над объединением его в слогах.
Такие щелевые согласные, как «с», по методике заучиваются сначала в простых слогах, например, «со», «се» и т. д. Потом работа проводится уже с обратными слогами, когда первой стоит гласная, а уже за ней – согласная, например, «ас», «ус».
Широко в педагогике используются чистоговорки, когда дети проговаривают вслед за педагогом отдельно слоги, а потом предложения с данным слогом в конце.
Сначала ребенок просто повторяет все это за логопедом. Далее можно предложить несколько упражнений на развитие фонематического слуха и внимательности, так как дети часто не слышат и не понимают, какой именно звук необходимо вставить в слово. Перечислим некоторые из них:
- «Продолжи слово». Педагог говорит начало слова, а ребенок договаривает его последний слог. Для облегчения задачи ребенку можно предложить предметные или сюжетные картинки. Подойдут такие слова:
-ли — са;
-колба – са;
-бу – сы;
-воло – сы;
-ча — сы.
- «Поменяй местами». Взрослый предлагает определить место «с» в слоге: в начале или в конце. Когда ребенок правильно указал его местоположение, педагог просит поменять местами гласную и согласную, например, было «са», а нужно преобразовать в «ас». Такое упражнение целесообразно проводить для развития навыков фонематического анализа и синтеза.
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука с’ или вызывание его по подражанию. Развитие фонематического слуха. Цель. Добиваться умения правильно произносить звук с’ и различать на слух звуки с и с’.
Предшествующая работа. Детей учили правильно произносить звук с и различать звуки ф — в, т — д.
Подготовительная работа. Подготовить по количеству детей картинки с изображением тонкой струйки воздуха, выходящей из насоса, и тонкой струйки воды, льющейся из крана (количество тех и других картинок должно на 2 превышать количество детей).
Игра «Угадай, что свистит»
Краткое описание Воспитатель или логопед показывает картинку, на которой изображен насос, и просит детей сказать, как свистит воздух, когда выходит из насоса. («С-с…») «Правильно, выходящий из насоса воздух свистит «сердито»: «с-с…» Как он свистит? («Сердито»: с-с».)
А теперь послушайте, как свистит тоненькая струйка воды, когда льется из крана (показывает картинку). Она свистит нежно, мягко: «сьсьсь…» Все вместе посвистим, как тоненькая струйка воды…
А теперь возьмите со стола картинки. Поднимите картинку, на которой нарисован насос. Как свистит воздух, когда выходит из насоса? («С-с».) Опустите. Поднимите картинку, на которой нарисована струйка воды, льющаяся из крана. Как свистит струйка воды? («Сьсьсь».)
Сейчас я проверю, кто из вас внимательный. Если я буду говорить с сердито, вы поднимете картинку с насосом. Если я буду говорить с нежно, мягко — «сьсьсь», вы поднимете картинку со струйкой воды».
(Сначала можно вызвать двух детей, которые хорошо умеют различать на слух эти звуки, потом провести игру со всеми детьми или по подгруппам.) Методические указания. Когда воспитатель произносит звук с’, ему надо больше улыбаться, т. е. оттягивать углы рта, тогда звук будет более мягким.
Автоматизация «с» — «ш» в словах
В логопедии часто используют дифференциацию близких по звучанию «с» и «ш». Работа проводится по такому же плану, как и для одного звука:
- Проговаривание изолированного «с», в нашем случае — пары.
- Тренировка произношения слогов прямых, потом обратных, в сочетании с дополнительным гласным либо согласным.
- Проговаривание слов, а затем и предложений, целых фраз. Выбранные для работы звуки должны находиться в одном предложении. Поможет в работе игра «Что нарисовано на шапке?»
Ребенок должен рассмотреть картинку и составить предложение по типу: «На шапке — листик».
Игры для автоматизации звука С и Сь в словах
Игра «Хвосты» (автор идеи – С.А.Максаков)
Покажите ребенку полосочку бумаги и скажите, что в ней запрятаны – зашифрованы разные слова. Слова все разные, но начало у них одно. Надо разгадать, какие это слова.
Пример задания – в полоске спрятаны слова, начинающиеся так — «ска». Какие это слова? Скажите малышу: «Я начну, а ты говори дальше: ска-… (мейка), ска… (калка), Ска…(зка), ска… (терть)». Если ребенку трудно разгадывать, нарисуйте маленькую картинку, на которой изобразите часть предмета и попросите разгадать, что это за предмет и что это за слово, начинающееся со «ска».
Еще один пример для этой игры – слова, начинающиеся с «са»: са…(молет), сама, сани, самокат, Саратов, Саша, Саня, самостоятельный, Самарканд, сало, саквояж, самовар, сапог, Савка, сад, садовый, садовод, сажа, сазан, салют, сачок, сабля, сарделька, сардины.
Если Вам трудно подобрать слова на определенный слог, то есть хороший помощник – словарь. Познакомьте ребенка со словарем русского языка, покажите, как находить в нем слова, прочитайте ему о нескольких новых словах, начинающихся с нужного слога .
Игра «Собери в лукошко»
Я обычно провожу игру «Хвосты» и другие варианты игр немного по-другому. Детям дошкольного возраста очень важно видеть наглядно результат своих действий. А в речи обычно такого наглядного результата, который можно увидеть или пощупать, нет. Именно поэтому дети очень любят рисовать, лепить, делать разные поделки, но не очень любят речевые упражнения. Давайте учтем данную особенность маленьких детей. Я придумала особый игровой прием обучения речи и назвала его в своем исследовании «наглядный результат детской речи». Несмотря на столь сложное название приема, он очень простой и интересный, и нравится всем детям, заинтересовывая их в выполнении речевого задания. Суть данного приема в том, чтобы малыш увидел, что его речевое действие приводит к наглядному осязаемому и жизненно важному результату.
Скажите детям, что Старичок-Речевичок растерял все слова из своего лукошка и очень расстроился. Как же ему помочь? Слова растерялись — разбрелись по всему свету (или по всему альбому) и надо их собрать снова в одно лукошко. В лукошке лежали слова со звуком С. Надо их найти среди других слов. Это игровая ситуация, в которой мы будем использовать наглядную оценку речи. Давайте посмотрим, как в ситуации с лукошком можно организовать наглядную оценку речевых действий детей.
Мы рисуем на доске или мольберте силуэт лукошка, которое будем «наполнять» словами. Задача – наполнить лукошко полностью. Наполнять лукошко нужно так. Как только вы с ребенком придумали слово, рисуете в силуэте лукошка это слово (например, это будет овал) и закрашиваете его (раскрашиваете овал). Это как будто мы «положили» слово в «лукошко». Далее каждое слово со звуком С прибавляет в лукошко еще один овал. Игра заканчивается, когда мы полностью «заполнили лукошко словами».
Можно взять настоящее лукошко и заполнять его «словами» — кубиками из строительного набора.
В этой игре можно давать любые задания – в одно лукошко положить слова со звуком С, а в другое – слова со звуком Сь. Или собрать в лукошко только слова, в которых звук С стоит в середине слова. Или только слова ,начинающиеся со слога Са.
Дети обычно хорошо помнят, где находится придуманное каждым ребенком слово в лукошке, какого оно цвета, показывают пальчиком: «Это я положил. А это Светино слово». Если Вы играете в паре с ребенком, то он хорошо помнит, где Ваше слово, а где его слова и «кто больше слов положил» :).
Автоматизация звука [c] в прямом слоге.
Произносить (читать) слоги. са—со—су—сы сы—cy-co—са; со—су—са—сы са—сы—со—су; су—са—сы—со со—су—са—сы.
Произносить (читать) слова.
С ударением на слоге: сад, сам, сало, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса, роса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, краса, полоса, колбаса; сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, рассол; суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда, рисую, несут, плясун; сын, сыр, сыт, сыпать, усы, весы, носы, босые, косынка, посыпка.
Без ударения на слоге: сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колёса; сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, рису, морсу, вынесу; сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, посылать.
Произносить слоги со стечением согласных: сва-сво-сву-свы; ска-ско-ску-скы; сла-сло-слу-слы; сма-смо-сму-смы; сна-сно-сну-сны; спа-спо-спу-спы; ста-сто-сту-сты.
Произносить слова со стечением согласных: свая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод; скала, скалка, скакать, скатерть, скамейка, сколько, скоро, сковороды; слава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай; смог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны; спать, Спартак, проспать, спор, поспорить, спутник, спутать; стая, сталь, ставни, ставить, стакан, старик, пристань, приставить, достать; сто, стол, столько, стойка, постой, настойка; стук, стул, стужа, ступка, ступеньки, стынуть.
Логопедическая игра «Помоги слоненку»
Давайте рассмотрим еще одну развивающую игру на автоматизацию звука «с» в словах. В ней перед слоненком сначала располагается три ведра. На каждом нарисован предмет. Он должен начинаться на заданный согласный, либо оканчивается, либо иметь изучаемый звук в середине слова.
Например:
- (С)ветофор.
- Пе(с).
- Кре(с)ло.
В комплекте дается целый набор предметных картинок, изображенных на ведерках. Ребенку необходимо распределить карточки по ячейкам. Можно такую игру сделать не нарисованной на картоне, а объемной. Приготовьте три пустых пластмассовых ведерка и мягкую игрушку, например, слоника или зайчика. На каждом из ведер наклейте образец с изображением предмета. Ребенок вынимает из комплекта одну за другой картинки, называет предмет и определяет местонахождение «с» в его названии.
Можно отдельно сделать задание на автоматизацию «с» в середине слова, в конце или в начале. Такая игра способствует развитию фонематического слуха, умению находить «с» в словах, правильно определять их местоположение.