Автоматизация звука Р в предложениях при помощи мнемотехники поможет ввести звук Р в связную речь. Часто автоматизацию начинают в сочетании звуков ТР, ДР. Такая позиция звуков зачастую легче дается ребенку
На нашем сайте вы также сможете скачать наглядность по автоматизации звука «Р» на занятиях, играх и упражнениях, чистоговорках, стихотворениях, скороговорках. Весь наглядный материал иллюстрирован картинками, доступными детям.
Автоматизация в предложениях разовьет также ассоциативное мышление и познакомит с предлогами. Каждый предлог обозначается схематически. Модель предлогов представлена ниже.
Помните:
- каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики;
- далее переходим к автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях;
- если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ — ДОБИВАТЬСЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.
Звук Р должен быть раскатистым и звонким: ДР-Р-Р-Р-Р
Совершенствование речи в подготовительной группе ДОУ с помощью таблиц
Неподготовленные дошкольники с бедной неграмотной речью с трудом усваивают школьные знания. Самые взрослые воспитанники садика немного меньше зависят от наглядности, чем младшие дошкольники. Но мнемотаблицы — все еще необходимый метод познания.
Подготовка речи к обучению грамоте: мнемотехника
Мнемотехника помогает подготовить малыша к усвоению грамоты. Ребенок упражняется строить предложения, членить их. Стоит учесть трудности начальных этапов работы с картинками:
- рассказы неэмоциональны, схематичны;
- скудный словарь;
- предложения обрывчатые, неуверенные, напоминают скороговорку.
Чтобы нейтрализовать сложности, педагог активизирует, обогащает словарь. Старшие дошкольники работают с материалом пошагово:
- Разбирают изображения.
- Символы преобразовывают в образы.
- Воспроизводят текст, составляют оригинальную историю.
- Зарисовывают новые мнемотаблицы.
- Рассказывают по схемам, созданным детьми.
Создать таблицу можно дома, подобрав изображения по теме
Пример элементарного пособия по теме «Река»: первая картинка — несколько волн; вторая — лягушка; третья — удочка. По такой схеме можно рассказать пару предложений или целую сказку (старшие дошкольники).
Важно! Содержание дидактических материалов должно соответствовать возрасту ребят. Усложняется постепенно, без перегрузок.
Мнемосхемы по развитию речи для дошкольников должны быть выстроенными по программе, увлекательными, отображать ценности образования. Необходимо разрабатывать такие пособия не только с детьми, но и с родителями. Их знакомят с технологией на собраниях, мероприятиях. Учитель получит единомышленников, соратников, которые сделают метод мнемотаблиц еще эффективнее. Особенно ценно сотрудничество семьи с педагогом в течение выпускного года.
Какие умения развиваются в диалоге у дошкольников
Мнемотаблицы для подготовительной группы: чтение, пересказ
Сначала выделяют центральную мысль текста во всех абзацах. Придумываются значки, отображающие эту мысль. К небольшим текстам подбирают по 1 символу к каждому слову.
Можно заполнить схему героями истории, явлениями природы. Стоит заносить в нее то, что с трудом поддается запоминанию.
Важно! Эффективные рисунки легко читаются, их смысл понятен.
Малыши, кроме рисунков, осваивают графические символы. Пример простых изображений в мнемотаблицах для младших, средних групп: животные из треугольника (туловища), круга (головы). Разукрашивают соответственно. Усложненные символы: черные линии, круги, точки, галочки. В зависимости от возраста, ребята могут рисовать схемы под контролем взрослых или лишь разукрашивать.
Использование мнемотаблиц для познавательного развития
Познавательное развитие, факторы, на него влияющие рассмотрены Леушиной А. М. и другими педагогами. Для эффективности познания важны:
- наглядность;
- составление плана, последовательного размещения компонентов;
- занимательная игра.
По схемам-таблицам легко учить стихотворения
Эти факторы сочетаются в мнемотаблицах, которые считаются зрительным планом информации. Малыши придумывают пункты, последовательно зашифровывают их в образах. Так заучиваются стихи, сочиняются сказки, изучаются свойства новых объектов, систематизируется информация.
Упражнение «Ответь на вопросы полным предложением»:
- Кто рубит дрова?
- Где живёт выдра?
- Когда дрозды улетают на юг?
- Чем достают воду из колодца?
- Во что кладут дрожжи?
- Что умеет делать дракон?
Упражнение «Продолжи предложение по образцу»:
- Катя заходит в метро, а Коля выходит из метро.
- Ваня заходит в трамвай, а Дима…
- Таня убирает тетрадь, а Валя…
- Миша идёт в театр, а Петя…
- Николай продаёт трубу, а Трофим…
- Маша садится на матрас, а Даша…
- Дима поднимается на трамплин, а Толя…
- Вова копает траншею, а Ваня…
- Оля подражала трубачу, и Дима подражал трубачу.
- Таня дотронулась до стенки, И Ваня…
- Ива отражалась в воде, и берёза…
- Настя отрывала лист, и Петя…
- Юля дрожала от холода, и Саша…
- Даша дрыгала ногой, и Миша…
Автоматизация звука Р в предложениях в сочетании ТР, ДР с помощью мнемотехники:
- Дедушка выходит из троллейбуса.
- Тётя Тоня беседует с подругой.
- Дядя Трофим сидит за кедром.
- У Петра много друзей.
- Трамваи идут один за другим.
- У троих подружек костюмы снежинок.
Автоматизация звука Р в предложениях с помощью мнемотехники в сочетании согласных ТР, ДР поможет ввести звук Р в связную речь.
Кроме автоматизации звука Р в предложениях на нашем сайте вы сможете найти материал по автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, чистоговорках, скороговорках, рассказах и стихах.
Закрепление в игровой форме
Все же лучше всего, если автоматизация звука «Р» в словах проводилась в виде игр. Это максимально завлечет ребенка и, он даже не заметит, как пройдет время и произношение закрепится до автоматизма.
Первое игровое упражнение «Что поменялось?»
Для проведения игры понадобится подготовить разные карточки, на которых находятся изображения, имеющие в своем названии букву «Р». Затем разложить 3 карточки и спросить малыша о том, что на них нарисовано. Если ребенок неверно произнесет звук, то нужно повторить еще раз. Ведь основная задача занятия – это не развлечение, а автоматизация звука «Р» в словах и словосочетаниях.
Итак, понадобится закрыть карточки чем-нибудь и заменить одну. Потом открыть их и спросить у малыша, какой рисунок появился и как он называется. Как только кроха правильно произнесет слово, можно переходить к другим картинкам и повторить игру.
Если ребенок будет с легкостью запоминать 3 картинки, тогда необходимо увеличивать их количество, но не более чем до 8 штук.
Второе игровое занятие «Запомни порядок»
Для следующего занятия также можно использовать эти же картинки. Потребуется разложить их в ряд, достаточно 5 штук. Дать ребенку посмотреть и запомнить их. Затем попросить его отвернуться и назвать все картинки в том порядке, в котором они находятся.
В случае ошибки необходимо дать еще шанс и повторить упражнение. При правильном выполнении задания и произношении названий картинок нужно поменять карточки.
Третье игровое упражнение «Вспомни больше всего слов?»
В такую игру можно играть в любом месте, будь то дом, поездка в автобусе или прогулка на свежем воздухе. Необходимо просто соревноваться в том, кто знает больше слов со звуком «Р».
Таких слов довольно много и встречаются они на каждом шагу. Стоит выйти на улицу, как сразу можно назвать двор, крыльцо, дерево, дверь, дорога, трава и так далее!