Упражнения на постановку шипящих звуков у детей
Звуковое произношение формируется у детей уже с первых месяцев жизни. Первыми малыш произносит гласные, и это непроизвольный процесс. До трех лет он может искажать звучание тех или иных звуков. А к пяти-шести годам прежде, чем отправиться в подготовительный класс, у крохи должен быть полностью сформирован фонетический ряд.
Логопедические занятия с ребенком
На звук «ш» логопедическое занятие обычно часто проводят в старшей группе детского сада. Оно включает в себя:
- Выявление проблемы с помощью материалов и таблиц логопедии,
- Артикуляционную гимнастику, постановку и автоматизацию,
- Домашнее задание для ребенка, чтобы рабочий момент шел более успешно и эффективно. Обычно оно включает в себя различные упражнения.
Когда ребенок освоил звук «ш», можно переходить к «ж». Тогда процесс дифференциации этих звуков будет более прост, поскольку их артикуляция одинакова. Малыш научиться различать, где он шипит спокойными голосовыми связками, а где стоит добавить вибрации.
Важно! Как правило, многие дети не могут справиться с шипящими по причине замены их на «с». Получается свист вместо шипения. Стоит заострять внимание на речь при произношении звуков. Многим детям может помочь сравнение с движением поезда, полетом шмеля.
Любые упражнения в логопедии на постановку звуков начинаются с артикуляционной гимнастики. Это помогает подготовить аппарат к правильной работе и одновременно его расслабить.
Артикуляционная гимнастика
В логопедических занятиях на букву «ш» особое место занимает артикуляционная гимнастика. Ее следует проводить ежедневно 2-3 раза в течение 5-10 минут. Лучше всего стоять возле зеркала – так малыш сразу сможет видеть свои недочеты и повторить правильно за взрослым.
Артикуляционная гимнастика во время постановки
Упражнения:
- «Улыбка-трубочка». Зубы обязательно сомкнуть и удерживать в таком положении. Губы растянуть в улыбке и зафиксировать на 5 секунд, после вытянуть в трубочку вперед – также на 5 секунд. Повторять 5-7 раз.
- «Жарко – холодно». Открывать рот, как будто жарко, а затем прикрыть, словно стало холодно.
- «Блинчик». Открыть рот, улыбнуться. Затем положить язык на нижнюю губы, убрать, снова положить. Удерживать рот в улыбке.
- «Болталка». Быстро двигать языком по верхней губе, воспроизводить «бл-бл-бл».
Консультация для родителей по развитию речи детей 3-4 лет
Обследование произношения звука «Ш»
При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш». Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш».
Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.
Правила проверки в домашних условиях:
- Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
- Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.
У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.
Занятия на постановку звука «ш»
Постановка при логопедических упражнениях на звук ш может происходить с помощью разных методов:
- От «с».
- От «т».
- От «р».
- И даже от «а, э, ы»
Постановка по методике Баловой О.И.
Правильная постановка звуков
Самым распространенным способом правильной постановки звука «ш» является метод от «с». Он применяется, когда нет никаких дефектов и проблем с речевым аппаратом. Также важно, чтобы свистящий звук был не ярко выражен. Малыш сначала начинает произносить «с», выпускает воздух, а затем чуть больше напрягает животик при выдохе. Таким образом получается шипение. Также можно попробовать при выдохе нажать легко на диафрагму (живот) малыша, чтобы помочь процессу. Мимика лица не должна меняться, никакого напряжения быть не может!
Обратите внимание! Трудности с произношением шипящих могут возникать при неправильном речевом дыхании, проблемах в речевом слухе и при индивидуальном строении уздечки. Поэтому следует предварительно выявить наличие данных вопросов и посетить специалистов. В случае их отсутствия приступать к постановке звуков с логопедом.
От «т» в логопедии производится постановка при межзубном сигматизме ребенка. Сначала кроху учат дотрагиваться верхних зубов, после очень медленно произносить правильный звук от «т».
От «р» постановка выполняется только при наличии уверенного «р». «Р» произносится тихо, почти шепотом, напор выдоха уменьшается – получается «ш».
От гласных постановку «ш» можно проводить дома, поскольку он не требует присутствия логопеда. Малыш произносит гласные, а специальным инструментом язык поднимает к небу.
Автоматизация звука
Автоматизация «ш» происходит при работе со слогами, словами и предложениями. Для более приятного времяпрепровождения можно купить специальные раскраски, картинки, карточки или альбом для рисования, где вместе с ребенком можно будет изображать иллюстрации. Малыш будет рисовать и одновременно проговаривать, тем самым закрепляя навыки.
Задания на «ш», раскраска
В игровой форме проводятся следующие мероприятия:
- Сначала произносятся отдельные слоги: шо-ша-шу-шэ-ши,
- Затем добавляются слова: шашка, шоссе, шишки,
- И после можно переходить к предложениям, скороговоркам: шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Методика логопедического обследования детей по Акименко В.М.
Артикуляция
Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв. Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:
- губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
- кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
- боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
- струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.
Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок. Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.
Автоматизация звука Ш в обратных слогах
Тема: Звук «Ш».
Этап: Автоматизация в обратных слогах.
Цель: Учить произносить звук «Ш» в обратных слогах.
Задачи:
- Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения точно, в полном объеме.
- Продолжать формировать сильную, направленную воздушную струю.
- Учить дифференцировать звуки «Ш» и «С».
- Учить образовывать сравнительные степени прилагательных.
- Развивать мышление, мелкую моторику.
Оборудование: письмо, звуковичок («Ш»), рисунок болота с кочками, 5 книжек, изображения белки, медведя, зайца, волка, предметные картинки, лабиринт-дорога к дому зайца, картинка — кто в каком домике живет.
Ход:
- Сегодня нам прислали письмо. И на нём написано: «Открыть только после артикуляционной гимнастики. А какие именно упражнения нужно сделать, здесь нарисовано: Заборчик, лопаточка, одеяло, чашечка, фокус, парус».
Вот теперь мы можем открыть письмо.
- Письмо нам написал ёжик Миша. Он рассказывает, что очень любит книги и у него их была целая коллекция. Но вчера поднялась сильная буря и унесла все его книги. И теперь они разбросаны по лесу. Миша просит помощи и уверен, что только мы сможем ему помочь.
Но чтобы нам было легче и мы не заблудились, Миша прислал своего помощника. Узнай его: язычок в форме чашечки за верхними зубами, зубки сомкнуты, губки слегка улыбаются (звук «Ш»). Он будет показывать нам дорогу.
- Перед нами болото с кочками. Чтобы быстро его пройти, нужно петь песенку.
Идем по кочкам пальчиками: ша-ша-ша, ша-шы-ша, шы-шэ-шы, шэ-шо-шэ, шо-шу-шо.
Прошли мы болото, и нашли 1ю книгу.
- Пришли мы к дому белки. Белка тоже нашла книгу. Но просто так её отдавать не хочет. Буря ей перемешала все предметы, а белка любит порядок, вот и просит разложить предметы на две корзинки. В 1ю – предметы в названии которых есть звук «С». Во 2ю – со звуком «Ш».
Я произношу, а ты на слух определяешь, куда их нужно поместить.
Помогли белке и она отдала нам найденную книгу.
- Идем дальше… Вот идет медведь. Он тоже нашел книгу. Но отдаст её, если мы скажем, что его ягода самая лучшая, уж очень он её любит.
Я начну, а ты договори.
Ягода вкусная, а его ещё …вкуснее (красная — краснее, любимая — любимее, спелая – спелее, красивая – красивее, кислая – кислее).
Довольный медведь. Понравилось, как мы его ягоду расхвалили и вернул нам Мишкину книгу.
- Идем дальше за звуком «Ш». Смотри, зайка сидит. Он тоже нашел книгу, но она у него дома, а зайка потерялся. Помоги ему добрать до своего домика (проходит лабиринт).
Пока мы помогали зайке, он собирал морковку.
Сорвал 1ю морковку – аш, 2ю – ыш, 3ю – эш, 4ю – ош, 5ю – уш.
Вот и добрался зайка домой, а еще и морковкой. Поблагодарил и отдал книгу, которую ему принесла буря.
- Идем дальше… . Впереди сидит волк. Что-то загрустил он, а грустно ему потому, что не может он решить, куда же животных поселить. И у него есть последняя книга из коллекции ёжика. Волк говорит, что если мы ему поможем, то он отдаст нам книгу. Поможем ему? (Где будет жить ёжик)
- Вот все книги у нас. Давай посчитаем их: 1 – аш, 2 – ыш, 3 – эш, 4 – ош, 5 – уш.
- Вот и закончилось наше разыскивание книг. А кто же нам помогал? (Звук «Ш»).