Лексическая тема «Транспорт»
Лексическая тема «Транспорт» (05.02.18-09.02.18)
старшая группа №10
Задачи | Интегрируемые образовательные области | Отметка о решении поставленных задач |
1. Расширение, обобщение и систематизация знаний детей о транспорте, видах транспорта. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей дошкольников. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, закрепление знаний детей о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 2. Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи. Учить детей изображать собак, щенят, передавая их характерные особенности (тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие толстые лапы и хвост). 3. Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления. | П СК ХЭ ХЭ |
Образовательная деятельность в режимных моментах в рамках изучаемой темы
Комплекс УГГ:
см. картотеку февраль 1 неделя
Комплекс гимнастики после сна:
см. картотеку февраль 2 неделя
Физкультминутка:
«Грузовик».
Грузовик песок везёт.(идут по кругу, изображая, что крутят руль)
Удивляется народ:(останавливаются, поворачиваются лицом в круг,
разводят руками, делают удивлённое лицо)
«Вот так чудо – чудеса,(два раза наклоняют голову вправо-влево)
В нём песок под небеса!(тянутся на носочках, подняв руки вверх)
«Самолёты».
Самолёты загудели(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели(руки в стороны, поочерёдно наклоны в стороны)
На поляну тихо сели (руки к коленям)
Да и снова полетели. (руки в стороны, наклоны в стороны)
Пальчиковая гимнастика:
«Транспорт»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».) Пальчиковые игры по теме: «Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.
«Кораблик».
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека.(волнообразные движения руками)
.
На кораблике четыре,
Очень храбрых моряка.(показать по 4 пальца на каждой руке)
.
У них ушки на макушке,(сложить обе ладони к макушке)
.
У них длинные хвосты.(пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны).
И страшны им только кошки,
только кошки и коты.(«царапающие движения пальцами).
СХТД:
Тема:
Восприятие сложного цвета
Цель:
Учить узнавать и правильно называть бордовый цвет, выделять его из нескольких оттенков красного цвета, отбирать объекты только бордового цвета из множества разноцветных. Формировать умение контролировать свои действия, используя при иденти фикации цвета способ приложения. «Получение бордового цвета». «Нарисуй то, что бывает бордового цвета».
Артикуляционная гимнастика «Лошадка»
Цокать языком в разном темпе — то быстрее, то медленнее. При этом согнутые в локтях руки держать перед собой, изображая поводья.
Статическое упражнение «Лодочка»
Высунуть широкий язык, придав ему форму чаши .
«Заводим машину»
(губы в улыбке, широкий кончик языка за верхними зу-бами, стучим кончиком языка по альвеолам произнося т-т-т-)
Словарь по теме:
Существительные:
Машина, автобус, метро. Трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер, остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань,аэропорт, рельсы, шпалы, ракеты, паром, Электричка, трасса, самосвал. Парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.
Прилагательные:
быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской, автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, наземный, речной.
Глаголы:
ехать, плыть, летать, сигналить, остонавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать , причаливать, тормозить выруливать, ремонтировать, буксовать, подлетать. Отлетать, взлетать.
СЧХЛ:
Ознакомление с творчеством Н. Носова «Как Незнайка катался на газированном автомобиле». Привитие любви к художественному слову, вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений. Пополнение словарного багажа детей.
Чтение худ. лит.- Чтение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице». Цель. Расширение знаний детей о специальных видах наземного городского транспорта
Дидактические игры:
«Кто чем управляет?» Цель.
Упражнение в умении употреблять существительные в форме творительного падежа; расширение знаний детей о профессиях людей работающих на транспорте.
«Сходства и различия». Цель
. Развитие речи, мышления, памяти, умения находить сходства и различия объектов.
«Потому что…» Цель.
Развитие умения строить связные высказывания (пример: автобус остановился, потому что…»)
Ситуация общения:
«
Машины на нашей улице». Цель
. Закрепление названия различных видов транспорта, выделив наземный транспорт среди разнообразных видов транспорта, правил дорожного движения.
Проблемная ситуация:
«Как играть на улице». Цель.
Закрепление правил безопасного поведения на улице , воспитание в детях осознанного отношения к своему здоровью.
«Пешеходы и водители».
Цель
. Закрепление знаний детей правил БДД. Воспитание культуры поведения в общественном транспорте.
Социально-эмоциональные игры:
«Вежливость и мы».
Цель. Совершенствование умения оказывать посильную помощь сверстнику.
«Поступили дети так…».
Цель. Закрепление правил поведения на улице, в общественных местах.
Подвижные игры:
«Автомобили».
Цель
. Развитие физической выносливости, ловкости, быстроты, гибкости.
«Мы веселые ребята» Цель
: развитие двигательной активности.
Сюжетно-ролевая игра:
«Шоферы»
Ознакомление с окружающим | Обогащение игрового опыта | Изменение предметно-игровой среды | Активизирующее общение взрослого с детьми |
Беседа с детьми «Машины на нашей улице». | Чтение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице». Цель. Расширение знаний детей о специальных видах наземного городского транспорта | Изготовить руль (родители), фуражки, билеты, деньги, приготовить сумки, кошельки( воспитатель) | Игровая ситуация «Шофёры уходят в рейсы», «Пешеходы и такси». |
Рассматривание презентации «Специальный транспорт». Цель. Расширение кругозора детей о видах наземного транспорта. Развитие мышления, внимания, познавательной активности. | Наблюдение за машинами на улице. Наблюдение за Машиной которая привозит продукты в детский сад. | Предложить цветную бумагу, картон, клей, шаблоны- изготовление коллажа «Мир машин». Цель . Развитие мелкой моторики рук, творчества, умения передавать реалистичность увиденного. | Игровая ситуация «Как играть на улице». Цель. Закрепление правил безопасного поведения на улице , воспитание в детях осознанного отношения к своему здоровью Постройка гаражёй из строительного материала. |
Мероприятия по взаимодействию с семьями воспитанников:
Пополнение информации для родителей в «Советы специалистов» — «Осторожно ОРВИ», «Одежда по погоде», «Правила поведения на улице».
Содержание развивающей предметно-пространственной среды:
внести в книжный уголок иллюстрации с изображением транспорта, произведения писателей М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», Н. Носова «Как Незнайка катался на газированном автомобиле.
Итоговое мероприятие по теме недели:
Макет «Дорога»
Предварительная работа:
ИЗО:
Наблюдения на прогулках, чтение книг. Рассматривание иллюстраций в книгах; разучивание стихотворений о собаках, щенках. Разучивание стихов, песен. Беседы с детьми о Российской армии
ФЭМП:
«Сосчитай-ка!». Цель
. Развитие мелкой моторики рук, закрепление прямого и обратного счета.
Ознакомление с окружающим:
игры – забавы во время прогулки, наблюдение за транспортом, подвижные игры и спортивные упражнения на участке.
«Геометрическое лото» Цель
. Развитие коммуникативных способностей детей, закрепление знания детей о геометрических фигурах.
Планирование мероприятий, направленных на выявление и поддержку интересов и способностей детей:
Самостоятельная деятельность воспитанников в центрах развивающей активности. Самостоятельные игры с выносным материалом.
5
Практические задания и упражнения по лексической теме «Транспорт»
Материалы для педагогов и родителей
ЛЕКСИКА
1. Перечисли, на чём передвигались звери. Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперед, А за ним комарики на воздушном шарике, А за ними раки на хромой собаке. Волки на кобыле, Львы в автомобиле, Зайчики в трамвайчике, Жаба на метле…
2. Назови только то, что относится к транспорту.
3. Зачем людям нужен транспорт?
4. Где выпускают автомобили? /на автозаводах/
5. Какие легковые автомобили ты знаешь?
6. Какие грузовые автомобили ты знаешь?
7. Какие виды транспорта можно увидеть в нашем городе? /легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы, такси, велосипеды, мопеды…/
8. Чем отличается троллейбус от трамвая?
9. Ходят ли в нашем городе трамваи?
10. Назови:
а/ на чем можно ехать? /на поезде, машине, автобусе…/ б/ на чем можно плыть? /на корабле, лодке, пароме…/ в/ на чем можно летать? /на самолёте, вертолете…/
11. Как называют человека, который:
а/ водит машину, автобус, троллейбус — … /водитель, шофёр/, б/управляет самолётом — … /лётчик, пилот/, в/управляет кораблём — … /капитан/, г/ водит трамвай — … /вагоновожатый/, д/ водит поезда — … /машинист/, е/ водит велосипед — … /велосипедист/, ж/ водит мотоцикл — … /мотоциклист/, з/ следит за порядком на дороге, регулирует движение -… /регулировщик/
12. Как называется асфальтированная часть улицы? /дорога/
13. Как называется часть дороги, по которой идут люди? /тротуар/
14. Как называют людей, идущих пешком? /пешеходы/
15. Где должны ходить пешеходы? /по тротуару/
16. Где пешеходы должны переходить дорогу? /по пешеходному переходу/
17. В какую сторону нужно сначала посмотреть, когда переходишь дорогу?
В какую сторону нужно посмотреть на середине дороги?
18. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
19. Закончи:
а/ дорога широкая, а тротуар — … /узкий/ троллейбус идет медленно, а такси — … /быстро/ б/ шина — это часть колеса, а колесо — … /часть машины/ колесо — часть машины, а машина — … /транспорт/
20. О чём /о ком/ можно сказать «плывёт»?
а/ корабль, б/ облако, в/ человек, рыба, лебедь, бревно…
21. Назови волшебный транспорт в сказке:
-«Старик Хоттабыч» /ковёр-самолет/ -«Золушка» /сапоги-скороходы/ -«По щучьему велению» /печка/
22. Знаешь ли ты «любимый транспорт» Бабы-Яги? /метла, ступа/
ГРАММАТИКА
1. Как можно назвать транспорт, который:
— перевозит грузы /какой?/ — … /грузовой/, — перевозит пассажиров /какой?/ — … /пассажирский/, — передвигается только по воде /какой?/ — … /водный/, — передвигается только по воздуху /какой?/ — … /воздушный/, — передвигается только по железной дороге — … /железнодорожный/, — передвигается только под землёй /какой?/ — … /подземный/.
2. Как называется остановка:
а/ автобуса /какая?/ — … /автобусная/, б/ троллейбуса /какая?/ — … в/ трамвая /какая?/ — …
3. Подбери слово по образцу: летать — полёт, бежать — … /бег/, плавать — … /плавание/, прыгать — … /прыжок/, ходить — … /ходьба/, скакать — … /скачки/.
4. Измени слова по образцу: поезд — поезда, /много чего?/ — поездов, трамвай — трамваи, /много чего?/ — … , велосипед — ….. /много чего?/ — …, троллейбус — …. /много чего?/ — …, автобус — …, /много чего?/ — …, такси — такси, /много чего?/ — такси
5. Вставь подходящее слово:
Машина стояла в гараже. А теперь она из гаража /что сделала?/ … /выехала/. Гараж кругом /что сделала?/ … /объехала/ и по дороге /что сделала?/ … /поехала/. К перекрёстку машина /что сделала?/ … /подъехала/ перекрёсток /что сделала?/ … /переехала/, за дом машина /что сделала?/ … /заехала/ и в гараж / что сделала?/ … /въехала, заехала/.
6. Вставь «маленькое слово» (предлог), которое «потерялось»
Мы спустились … (в) метро. Мама садится … (в) трамвай. Митя бежит … (по) дороге. Автобус едет … (по) улице. Поезда идут … (по) рельсам. Дети поедут … (на) трамвае. Никита любит ездить … (на) машине. Миша пришел … (на) остановку.
7. Из каких слов состоит слово:
самолёт вертолёт пароход луноход самокат вездеход самосвал автозавод
ЛОГИКА
1. Назови 4-й лишний предмет, объясни свой выбор:
а/ ракета, автобус, олень, метро. б/ бабочка, самолёт, жук, птица. 2. Выбери правильное предложение: а/ Машина остановилась, потому что кончился бензин. б/ Кончился бензин, потому что остановилась машина. 3. Ответь на вопросы: а/ Перед тем как сесть в поезд, я купил билет. Что я сделал сначала? б/ После того, как загорелся зелёный сигнал светофора, пешеход перешел улицу. Что пешеход сделал сначала? 4. Может ли трамвай объехать машину? Почему? /нет, он идёт по рельсам/ 5. Найди лишнее слово: машина, машет, машинист 6. Исправь: а/ Машинист ведёт трамвай. б/ Вагоновожатый ведёт поезд.
Автор материала: Тихонова Елена Сергеевна
Также по теме:
Домашнее задание по лексической теме: «Транспорт»