так то ЕНТ / Дошкольное образование / Обучение шестилеток на основе игр и упражнений
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ
06.04.2013 8346 0
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ
КТО ЛУЧШЕ РАССКАЖЕТ?
Дидактическая задача
: выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь.
Оборудование
: набор сюжетных картинок, вымпел.
Содержание
. Учитель раздает детям картинки (или развешивает их на доске) и предлагает рассказать, что на них изображено. Можно помочь рассказчику вопросами. За лучший рассказ вручается вымпел.
Примечание. Во второй половине учебного года картинки раздаются по порядку детям одного ряда, и они составляют последовательный рассказ. Можно предложить составить рассказ по одной картинке нескольким
ребятам.
ОПИШИ ПРЕДМЕТ
Дидактическая задача
: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать интонационную выразительность речи.
Оборудование
: набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.
Содержание
. Выбрав одну игрушку, учитель предлагает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания дает учитель. Затем описываются две игрушки одновременно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «учителем». Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).
ГДЕ БЫЛ НОВИЧОК?
Дидактическая задача
: учить детей вводить в рассказ элементы описания; узнавать объект по описанию.
Оборудование
: книжки-малышки, фанты.
Содержание.
Учитель говорит: «Представьте, что в наш класс пришел новый ученик. Ему очень понравилась наша школа. Пусть он расскажет, куда заходил, не называя мест — мы сами догадаемся». Дети по очереди самостоятельно или с помощью учителя описывают столовую, библиотеку, учительскую, медкабинет. Если ребенок начнет описывать помещение, которого в школе нет, платит фант. За лучшее описание даются книжки-малышки.
КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?
Дидактическая задача:
упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями; уточнить представления о временах года.
Оборудование:
сюжетные картинки на тему «Времена года».
Содержание.
Участники получают по одной сюжетной картинке. Учитель задает детям вопросы: когда собирают овощи и фрукты? Когда опадают листья? Когда дети катаются на санках? Ребенок, имеющий соответствующую картинку, показывает ее и отвечает на вопросы учителя двумя-тремя предложениями.
КТО УВИДИТ БОЛЬШЕ ВСЕХ?
Дидактическая задача:
выявлять активный словарь детей; развивать связную речь.
Оборудование:
сюжетная картина.
Содержание.
Учитель вывешивает перед детьми картину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать, могут назвать два-три главных предмета. Дети с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Дети, владеющие связной речью, могут составить четыре-пять предложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.
В а р и ант. Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается еще раз.
ПРОЧИТАЙ И ОПИШИ
Дидактическая задача:
упражнять детей в чтении слов разной структуры; учить связно описывать предмет, не называя его.
Оборудование:
таблицы слов.
Содержание.
Дети читают слова на доске или таблице, например:
аист зубр яблоки утюг
утка слон вишни телефон
дятел носорог сливы. телевизор
и т. д.
Учитель показывает одно слово, дети должны прочесть его про себя и рассказать, что они знают об этом предмете, например: «Это перелетная птица, с красным клювом и красными ногами. Водится в Белоруссии. Питается лягушками. Гнезда вьет на верхушках деревьев и крышах домов». Слово-отгадка аист
читается.
ОПИШИ, НЕ ВИДЯ
Дидактическая задача:
совершенствовать умение описывать предмет, не видя его.
Оборудование:
различные предметы, игрушки.
Содержание.
Дети запоминают предметы, стоящие на полочке, затем отворачиваются. Один из предметов убирается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, и описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полочке должно быть не больше четырех, в дальнейшем число их увеличивается до шести-восьми. Предметы могут быть подобраны так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются.
СОСТАВЬ ЗАГАДКУ
Дидактическая задача:
увеличивать активный словарный запас детей; учить описывать предмет, выделяя его характерные свойства.
Оборудование:
знакомые предметы и игрушки.
Содержание.
Ведущий выходит из класса. Учитель показывает детям хорошо знакомый предмет. Коллективно выделяются его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи учителя.
ПРИДУМАЙ НЕБЫЛИЦУ
Дидактическая задача:
развивать монологическую речь, фантазию детей; помочь в поиске образных выражений.
Оборудование:
звездочки.
Содержание.
Игра проводится после того, как дети научатся замечать небылицы и объяснять их. Учитель дает образец рассказа-небылицы. Дети слушают, замечают и называют элементы небылицы. Затем каждый ребенок придумывает свой связный рассказ-небылицу из пяти-семи предложений. За лучший рассказ — звездочка.
ПРИГЛАСИ ГОСТЕЙ
Дидактическая задача:
учить детей правильно описывать путь от дома до школы и обратно.
Оборудование:
настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.
Содержание.
Игровая ситуация создается при помощи вопроса: кто хочет пригласить гостей и рассказать, как к нему добраться? Учитель дает образец рассказа. Далее ребенок сам называет улицы, по которым идет, указывает повороты, особые приметы тропинок и переулков и т. д. Учитель помогает детям, стараясь не нарушать игровую ситуацию. Игра проводится в конце занятия. За лучшие рассказы дети получают настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.
ПРО КУКЛУ
Дидактическая задача:
развивать монологическую речь детей; вводить в их речь элементы повествования; проверить умение детей слышать в словах определенные звуки.
Оборудование:
разные куклы.
Содержание.
Дети придумывают рассказ из трех-четырех предложений про куклу Катю. В каждом предложении должно быть слово со звуком
к.
Учитель дает образец рассказа. Слова со звуком
к
анализируются. Кто придумает лучший рассказ, в этот день играет с куклой или дает ее поиграть другу. В дальнейшем дети придумывают рассказ про куклу Риту и т. д.
ПРИГОТОВИМ ОБЕД
Дидактическая задача:
учить соблюдать последовательность в рассказе; развивать монологическую речь.
Оборудование:
фанты.
Содержание.
Дети, ожидая гостей, «готовят» какое-либо «блюдо». Все свои действия дети должны перечислять по порядку. Поправки учителя носят игровой характер: «Вкусно получается?» «Нет!» — отвечают дети и перечисляют, что повар забыл: соль, перец и т. д. За каждую ошибку дети платят фант.
МЕСТНОЕ РАДИО
Дидактическая задача:
развивать связную речь, наблюдательность, память; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.
Оборудование:
фанты.
Содержание.
Учитель говорит, что сегодня диктор сделает важное сообщение. Он будет описывать потерявшегося ребенка, а мы должны найти того, кто потерялся. Образец сообщения дает учитель (описывает кого-нибудь из детей), затем назначает диктора. Надо отметить характерные особенности внешности потерявшегося. Если диктор дал описание, по которому дети никого не узнали, они отвечают: «У нас такого ребенка нет!». Тогда диктор платит фант. Фанты в конце игры разыгрываются.
КАКАЯ ИГРУШКА?
Дидактическая задача:
дать образец последовательного ознакомления с предметом (со словесным его описанием); упражнять в умении обследовать и описывать аналогичный предмет.
Оборудование:
две матрешки, два грузовика и т. д. (игрушки одинаковые, отличаются только деталями).
Содержание.
Учитель описывает матрешку, давая детям образец последовательного ознакомления с предметом. Дети должны угадать, о какой из двух матрешек идет речь. Кто угадал, тот опишет другую пару предметов по образцу. В дальнейшем и первый предмет может описывать ребенок.
СОСТАВИМ РАССКАЗ ВМЕСТЕ
Дидактическая задача:
вводить в речь детей элементы рассуждения (т. е. сообщения о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях); учить работать сообща.
Оборудование:
набор картинок, сюжеты которых отражают трудовые процессы и отдых людей в разное время года: «Сенокос», «На почте», «День урожая» и др.
Содержание.
Учитель раздает картинки по рядам (каждый ряд работает с набором картинок по одной теме), предлагает детям внимательно их рассмотреть и рассказать, что они видят на картинке. Из отдельных рассказов составляется общий. Игра проводится как соревнование между рядами, выявляется коллектив-победитель.
Причины задержки формирования связной речи у детей
Чтобы определить уровень развития связной речи, нужно проанализировать соответствие возрастным критериям, перечисленным выше, то есть произвести своеобразную диагностику. Ее стоит проводить в игровой форме, не акцентируя внимание ребенка на результате, не делая замечаний, не исправляя, не поучая. Просто создать ситуацию и понаблюдать за поведением и речью дошкольника.
Сложности и затруднения в речевом развитии могут возникать у детей по медицинским причинам:
- патология внутриутробного развития (перенесение мамой инфекционных заболеваний, интенсивный токсикоз);
- родовые травмы (асфиксия, преждевременные роды, инфицирование и пр.);
- детский травматизм головы, особенно в области расположения речевых зон;
- слуховое или речевое нарушение (последнее диагностируется к 5 годам).
Также существуют социальные причины, замедляющие развитие связной речи у ребенка:
- педагогическая запущенность — с ребенком не занимаются или у малыша наблюдаются поведенческие расстройства («трудный ребенок»);
- недостаток общения в семье — отсутствие прямого, тесного общения всех ее членов, когда несколько человек просто существуют под одной крышей;
- смена места жительства, особенно в иноязычную среду — если дома говорят на одном языке, в детском учреждении и на улице — на другом, ребенок испытывает трудности в освоении речевых навыков.
Чрезмерная опека также может привести к появлению речевых задержек, так как у ребенка просто нет необходимости говорить, если его желания угадываются и мгновенно выполняются.
Как правило, к 5-6 годам ребенок умеет:
- последовательно давать ответы на вопросы;
- составлять небольшие повествования на основе иллюстраций;
- описывать свои впечатления об увиденном;
- передавать содержание услышанного или увиденного по памяти;
- придумывать продолжение сказки, фантазировать.
Но чтобы результат соответствовал возрастным требованиям, необходимо на каждом этапе взросления уделять достаточно внимания общению и занятиям с ребенком.