Система игр и игровых упражнений, способствующих развитию связной речи


так то ЕНТ / Дошкольное образование / Обучение шестилеток на основе игр и упражнений

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ

06.04.2013 8346 0

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ

КТО ЛУЧШЕ РАССКАЖЕТ?

Дидактическая задача

: выявлять активный словар­ный запас детей; развивать связную речь.

Оборудование

: набор сюжетных картинок, вымпел.

Содержание

. Учитель раздает детям картинки (или развешивает их на доске) и предлагает рассказать, что на них изображено. Можно помочь рассказчику вопро­сами. За лучший рассказ вручается вымпел.

Примечание. Во второй половине учебного года картинки раздаются по порядку детям одного ряда, и они составляют последовательный рассказ. Можно предло­жить составить рассказ по одной картинке нескольким

ребятам.

ОПИШИ ПРЕДМЕТ

Дидактическая задача

: учить описывать предмет, вы­деляя его существенные признаки; развивать интонаци­онную выразительность речи.

Оборудование

: набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.

Содержание

. Выбрав одну игрушку, учитель предла­гает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания да­ет учитель. Затем описываются две игрушки одновре­менно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «учителем». Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).

ГДЕ БЫЛ НОВИЧОК?

Дидактическая задача

: учить детей вводить в рас­сказ элементы описания; узнавать объект по описанию.

Оборудование

: книжки-малышки, фанты.

Содержание.

Учитель говорит: «Представьте, что в наш класс пришел новый ученик. Ему очень понравилась наша школа. Пусть он расскажет, куда заходил, не на­зывая мест — мы сами догадаемся». Дети по очереди са­мостоятельно или с помощью учителя описывают столо­вую, библиотеку, учительскую, медкабинет. Если ребе­нок начнет описывать помещение, которого в школе нет, платит фант. За лучшее описание даются книжки-ма­лышки.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Дидактическая задача:

упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями; уточнить представления о временах года.

Оборудование:

сюжетные картинки на тему «Време­на года».

Содержание.

Участники получают по одной сюжет­ной картинке. Учитель задает детям вопросы: когда со­бирают овощи и фрукты? Когда опадают листья? Когда дети катаются на санках? Ребенок, имеющий соответ­ствующую картинку, показывает ее и отвечает на вопро­сы учителя двумя-тремя предложениями.

КТО УВИДИТ БОЛЬШЕ ВСЕХ?

Дидактическая задача:

выявлять активный словарь детей; развивать связную речь.

Оборудование:

сюжетная картина.

Содержание.

Учитель вывешивает перед детьми кар­тину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать, могут назвать два-три главных предмета. Дети с большим запасом слов назы­вают предмет, его действия или состояние. Дети, владе­ющие связной речью, могут составить четыре-пять пред­ложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.

В а р и ант. Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается еще раз.

ПРОЧИТАЙ И ОПИШИ

Дидактическая задача:

упражнять детей в чтении слов разной структуры; учить связно описывать предмет, не называя его.

Оборудование:

таблицы слов.

Содержание.

Дети читают слова на доске или табли­це, например:

аист зубр яблоки утюг

утка слон вишни телефон

дятел носорог сливы. телевизор

и т. д.

Учитель показывает одно слово, дети должны про­честь его про себя и рассказать, что они знают об этом предмете, например: «Это перелетная птица, с красным клювом и красными ногами. Водится в Белоруссии. Пи­тается лягушками. Гнезда вьет на верхушках деревьев и крышах домов». Слово-отгадка аист

читается.

ОПИШИ, НЕ ВИДЯ

Дидактическая задача:

совершенствовать умение описывать предмет, не видя его.

Оборудование:

различные предметы, игрушки.

Содержание.

Дети запоминают предметы, стоящие на полочке, затем отворачиваются. Один из предметов уби­рается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, и описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полочке должно быть не больше четырех, в дальнейшем число их увеличивается до шести-восьми. Предметы могут быть подобраны так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются.

СОСТАВЬ ЗАГАДКУ

Дидактическая задача:

увеличивать активный сло­варный запас детей; учить описывать предмет, выделяя его характерные свойства.

Оборудование:

знакомые предметы и игрушки.

Содержание.

Ведущий выходит из класса. Учитель показывает детям хорошо знакомый предмет. Коллективно выделяются его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи учителя.

ПРИДУМАЙ НЕБЫЛИЦУ

Дидактическая задача:

развивать монологическую речь, фантазию детей; помочь в поиске образных выражений.

Оборудование:

звездочки.

Содержание.

Игра проводится после того, как дети научатся замечать небылицы и объяснять их. Учитель дает образец рассказа-небылицы. Дети слушают, заме­чают и называют элементы небылицы. Затем каждый ребенок придумывает свой связный рассказ-небылицу из пяти-семи предложений. За лучший рассказ — звездочка.

ПРИГЛАСИ ГОСТЕЙ

Дидактическая задача:

учить детей правильно описы­вать путь от дома до школы и обратно.

Оборудование:

настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.

Содержание.

Игровая ситуация создается при помо­щи вопроса: кто хочет пригласить гостей и рассказать, как к нему добраться? Учитель дает образец рассказа. Далее ребенок сам называет улицы, по которым идет, указывает повороты, особые приметы тропинок и пере­улков и т. д. Учитель помогает детям, стараясь не нару­шать игровую ситуацию. Игра проводится в конце за­нятия. За лучшие рассказы дети получают настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.

ПРО КУКЛУ

Дидактическая задача:

развивать монологическую речь детей; вводить в их речь элементы повествования; проверить умение детей слышать в словах определен­ные звуки.

Оборудование:

разные куклы.

Содержание.

Дети придумывают рассказ из трех-че­тырех предложений про куклу Катю. В каждом предло­жении должно быть слово со звуком
к.
Учитель дает об­разец рассказа. Слова со звуком
к
анализируются. Кто придумает лучший рассказ, в этот день играет с куклой или дает ее поиграть другу. В дальнейшем дети приду­мывают рассказ про куклу Риту и т. д.

ПРИГОТОВИМ ОБЕД

Дидактическая задача:

учить соблюдать последова­тельность в рассказе; развивать монологическую речь.

Оборудование:

фанты.

Содержание.

Дети, ожидая гостей, «готовят» какое-либо «блюдо». Все свои действия дети должны перечис­лять по порядку. Поправки учителя носят игровой харак­тер: «Вкусно получается?» «Нет!» — отвечают дети и перечисляют, что повар забыл: соль, перец и т. д. За каж­дую ошибку дети платят фант.

МЕСТНОЕ РАДИО

Дидактическая задача:

развивать связную речь, на­блюдательность, память; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.

Оборудование:

фанты.

Содержание.

Учитель говорит, что сегодня диктор сделает важное сообщение. Он будет описывать потеряв­шегося ребенка, а мы должны найти того, кто потерял­ся. Образец сообщения дает учитель (описывает кого-нибудь из детей), затем назначает диктора. Надо отме­тить характерные особенности внешности потерявшегося. Если диктор дал описание, по которому дети никого не узнали, они отвечают: «У нас такого ребенка нет!». Тог­да диктор платит фант. Фанты в конце игры разыгры­ваются.

КАКАЯ ИГРУШКА?

Дидактическая задача:

дать образец последовательного ознакомления с предметом (со словесным его опи­санием); упражнять в умении обследовать и описывать аналогичный предмет.

Оборудование:

две матрешки, два грузовика и т. д. (игрушки одинаковые, отличаются только деталями).

Содержание.

Учитель описывает матрешку, давая детям образец последовательного ознакомления с предме­том. Дети должны угадать, о какой из двух матрешек идет речь. Кто угадал, тот опишет другую пару предме­тов по образцу. В дальнейшем и первый предмет может описывать ребенок.

СОСТАВИМ РАССКАЗ ВМЕСТЕ

Дидактическая задача:

вводить в речь детей элементы рассуждения (т. е. сообщения о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях); учить работать сообща.

Оборудование:

набор картинок, сюжеты которых от­ражают трудовые процессы и отдых людей в разное время года: «Сенокос», «На почте», «День урожая» и др.

Содержание.

Учитель раздает картинки по рядам (каждый ряд работает с набором картинок по одной теме), предлагает детям внимательно их рассмотреть и рассказать, что они видят на картинке. Из отдельных рассказов составляется общий. Игра проводится как со­ревнование между рядами, выявляется коллектив-побе­дитель.

Причины задержки формирования связной речи у детей

Чтобы определить уровень развития связной речи, нужно проанализировать соответствие возрастным критериям, перечисленным выше, то есть произвести своеобразную диагностику. Ее стоит проводить в игровой форме, не акцентируя внимание ребенка на результате, не делая замечаний, не исправляя, не поучая. Просто создать ситуацию и понаблюдать за поведением и речью дошкольника.

Сложности и затруднения в речевом развитии могут возникать у детей по медицинским причинам:

  • патология внутриутробного развития (перенесение мамой инфекционных заболеваний, интенсивный токсикоз);
  • родовые травмы (асфиксия, преждевременные роды, инфицирование и пр.);
  • детский травматизм головы, особенно в области расположения речевых зон;
  • слуховое или речевое нарушение (последнее диагностируется к 5 годам).

Также существуют социальные причины, замедляющие развитие связной речи у ребенка:

  • педагогическая запущенность — с ребенком не занимаются или у малыша наблюдаются поведенческие расстройства («трудный ребенок»);
  • недостаток общения в семье — отсутствие прямого, тесного общения всех ее членов, когда несколько человек просто существуют под одной крышей;
  • смена места жительства, особенно в иноязычную среду — если дома говорят на одном языке, в детском учреждении и на улице — на другом, ребенок испытывает трудности в освоении речевых навыков.

Чрезмерная опека также может привести к появлению речевых задержек, так как у ребенка просто нет необходимости говорить, если его желания угадываются и мгновенно выполняются.

Как правило, к 5-6 годам ребенок умеет:

  • последовательно давать ответы на вопросы;
  • составлять небольшие повествования на основе иллюстраций;
  • описывать свои впечатления об увиденном;
  • передавать содержание услышанного или увиденного по памяти;
  • придумывать продолжение сказки, фантазировать.

Но чтобы результат соответствовал возрастным требованиям, необходимо на каждом этапе взросления уделять достаточно внимания общению и занятиям с ребенком.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]