С первых минут жизни малыш попадает в социум, где есть определенные правила, отношения, формы взаимодействия. Основной способ общения и передачи информации в человеческом обществе — речь.
У новорожденного знакомство с внешним миром строится при помощи тактильных ощущений. Но после 28 дней здоровый ребенок четко слышит звуки. В 9-12 недель он пытается определить их источник, поворачивая голову, двигая глазками.
Непроизвольное «гуление», лепет, постепенно перерастают в осмысленное повторение услышанного, воспроизведение отдельных звуков, слогов, слов. К шести годам развитие связной речи у дошкольников — важный критерий, определяющий его готовность к школе, ведь она — не только средство общения, но и орудие мышления.
Таким образом, примерно за 6 лет своей жизни ребенок учится составлять связанные смысловые цепочки предложений, которые помогают ему, прежде всего, достигать взаимопонимания с окружающими.
Что такое «связная речь»?
Высказывание или связная речь — это несколько законченных отрезков (предложений), которые соединены между собой тематически, по смыслу, структуре. Она служит для облегчения коммуникации и выражается в двух видах:
- монолог — умение рассуждать об определенном образе, действии и т. д.;
- диалог — непосредственное взаимодействие с другим человеком или людьми посредством общения.
Высказывания являются результатом восприятия, осмысливания, умения выразить свои мысли. Связная речь дает четкое понимание взаимосвязи умственного и речевого развития ребенка, помогает решать задачи всех сфер воспитания и образования.
Монологическая речь старших дошкольников состоит из нескольких основных видов:
- описание — включает общее название предмета (действия), перечисление его свойств, качеств, а в заключении — оценка или отношение к нему (части этой структуры могут переставляться);
- повествование — констатация факта, в котором четко прослеживается начало истории, ее кульминация, итог или развязка;
- рассуждение — отдельный тип высказывания, который отражает определенную связь событий, фактов, явлений (состоит из утверждения, доказательства, вывода).
Все эти варианты связной речи встречаются у детей в смешанном виде.
Начальным и важнейшим этапом развития связной речи у малышей является диалог. Он раскрывает специфику взаимодействия, позволяет донести до ребенка нормы и правила дальнейшего выстраивания монологической речи согласно законам литературного языка.
Чтобы правильно построить работу по формированию связной речи у дошкольников, необходимо знать этапы ее развития, а также выявить основные задачи для каждого типа речи в отдельности.
Связность монологической и диалогической речи
Связной может быть как монологическая, так и диалогическая речь. У каждой из них есть особенность.
Диалогическая речь обычно наполнена односложными и неполными ответами. Предложения человека неполные. Он часто использует междометия и восклицания. Его речь яркая и выразительная. Также он активно работает мимикой и жестами. Чтобы речь была диалогической, нужно уметь правильно задавать и формулировать свои вопросы.
Также нужно подавать необходимые реплики, исправлять и дополнять собеседников. Диалог – это еще и умение спорить и рассуждать. Нужно мотивированно отстаивать свою позицию.
Возрастные критерии развития связной речи у ребенка
Различные образцы общения и постепенное усложнение деятельности дошкольника помогают развитию его мышления и речи.
Первые наполненные смыслом слова малыши обычно употребляют на втором году жизни. Постепенно они учатся обозначать ими предмет, не показывая, а называя. Дальше происходит грамматически правильное формирование определений.
У трехлетнего малыша быстро растет словарный запас, активизируется речь, предложения становятся более сложными.
Связанная диалогическая речь
Для формирования совместных предметных действий ребенок использует первый тип речи — диалог (он больше связан с практическими видами деятельности).
До трех лет детей необходимо научить озвучивать свои просьбы и желания (например: «дай», «хочу», «иди»), давать ответы на простейшие вопросы («кто это?», «какой он?» и пр.). Постепенно подводить к проявлению речевой инициативы (задать вопрос, обратиться к другому человеку).
В возрасте от 3 до 4 лет ребенка нужно побуждать легко вступать в общение со сверстниками, взрослыми; выражать просьбы предложениями; отвечать на вопрос фразами, а не одним-двумя словами.
Малыша стоит подводить к тому, чтобы он хотел выполнять простые правила этикета (здороваться, благодарить), делиться впечатлениями (чем занимался, в какие игры играл); поощрять желание интересоваться жизнью вокруг и задавать вопросы.
На пятом году жизни детей приучают свободно контактировать с окружающими разного возраста, задавать вопросы и отвечать на них. Также нужно поддерживать стремление делиться личными наблюдениями, переживаниями. Здесь уже важнее качество ответов, умение отвечать в соответствии со смыслом вопроса.
Стоит постепенно вовлекать ребенка в общие беседы, где нужно уметь выслушивать других и выражать собственные мысли по просьбе либо по очереди. То есть происходит формирование навыков культурного общения.
В старшем дошкольном возрасте проводятся различные виды познавательно-образовательных мероприятий (игры, занятия, наблюдения, экскурсии), которые помогают совершенствовать полученные ранее умения и навыки, закрепляя и расширяя знания.
Связанная монологическая речь
Параллельно с диалогической речью происходит последовательное обучение детей монологу. В разном возрасте он занимает определенное место:
До 3 лет закладываются предпосылки к появлению монологического вида речи.
Трехлетних малышей учат слышать и воспринимать короткие, понятные по смыслу истории, сказки. Предлагают повторить отдельные словосочетания, кратко воспроизвести события, глядя на иллюстрацию.
Целенаправленно развивать монологическую речь необходимо с 4 лет. Детям предлагают описать игрушку, рассказать знакомый сюжет, используя личный опыт. Подсказки типа: «Жили-были…», «…и пошли они…», «встретил он…» — дают возможность малышу составлять связанные повествовательные высказывания, которые со временем усложняются и увеличиваются в объеме. Специально смоделированные ситуации, индивидуальное общение помогают самостоятельно рассказывать о своих игрушках, произошедших событиях и пр.
С четырехлетнего возраста дети пересказывают не только часто слышимые истории (сказки, рассказы), но и новые, вновь прочитанные сюжеты. Описательные рассказы становятся подробными, структурированными, с элементами особых форм повествования. Например, «однажды…» или «в один прекрасный день…».
Взрослые помогают начать повествование, предлагают подробнее описать персонаж, место действия и т. д. Серия картинок может стать хорошим подспорьем для создания связного, структурированного рассказа. При этом в 5-6 лет дошкольники уже могут оперировать такими фразами, как «в то время, как…», «и вот, после этого…».
При систематических занятиях дети быстро учатся не только составлять повествовательно-описательные сюжеты, используя картинки (игрушки), но и обходится без наглядных материалов.
В развитии связанной монологической речи важнейший фактор — обучение, в диалогической — непосредственное взаимодействие двух или нескольких человек. И здесь основные методы — бытовое общение, игровые действия, выполнение заданий, совместная деятельность. Только кропотливая, ежедневная работа взрослых дает отличный результат в процессе развития связной речи малышей.
Типы пересказов
Существуют и другие типы пересказов:
- Выборочный. Ребенок может пересказать только фрагмент услышанного текста.
- Краткий. Можно предложить ребенку опустить несущественные детали, которые не исказят суть всего рассказа. При этом нужно коротко передать содержание.
- Творческий. Дошкольник может дополнить информацию чем-то своим, проявив при этом немного фантазии. Чаще всего дети с удовольствием придумывают для рассказов альтернативное начало или конец.
- Без наглядной опоры.
Оценивая качество детских пересказов, нужно учитывать:
- насколько полно ребенок передал сюжет;
- были ли изложены события последовательно, использовал ли ребенок причинно-следственную связь;
- старался ли ребенок во время пересказа использовать авторские слова или выражения, но при этом говорил ли он своими словами, чтобы понять осмысленность пересказа;
- правильно ли ребенок строит предложения и употребляет их;
- отсутствуют ли в его речи длительные паузы из-за сложностей в подборе слов.
Причины задержки формирования связной речи у детей
Чтобы определить уровень развития связной речи, нужно проанализировать соответствие возрастным критериям, перечисленным выше, то есть произвести своеобразную диагностику. Ее стоит проводить в игровой форме, не акцентируя внимание ребенка на результате, не делая замечаний, не исправляя, не поучая. Просто создать ситуацию и понаблюдать за поведением и речью дошкольника.
Сложности и затруднения в речевом развитии могут возникать у детей по медицинским причинам:
- патология внутриутробного развития (перенесение мамой инфекционных заболеваний, интенсивный токсикоз);
- родовые травмы (асфиксия, преждевременные роды, инфицирование и пр.);
- детский травматизм головы, особенно в области расположения речевых зон;
- слуховое или речевое нарушение (последнее диагностируется к 5 годам).
Также существуют социальные причины, замедляющие развитие связной речи у ребенка:
- педагогическая запущенность — с ребенком не занимаются или у малыша наблюдаются поведенческие расстройства («трудный ребенок»);
- недостаток общения в семье — отсутствие прямого, тесного общения всех ее членов, когда несколько человек просто существуют под одной крышей;
- смена места жительства, особенно в иноязычную среду — если дома говорят на одном языке, в детском учреждении и на улице — на другом, ребенок испытывает трудности в освоении речевых навыков.
Чрезмерная опека также может привести к появлению речевых задержек, так как у ребенка просто нет необходимости говорить, если его желания угадываются и мгновенно выполняются.
Как правило, к 5-6 годам ребенок умеет:
- последовательно давать ответы на вопросы;
- составлять небольшие повествования на основе иллюстраций;
- описывать свои впечатления об увиденном;
- передавать содержание услышанного или увиденного по памяти;
- придумывать продолжение сказки, фантазировать.
Но чтобы результат соответствовал возрастным требованиям, необходимо на каждом этапе взросления уделять достаточно внимания общению и занятиям с ребенком.
Методы обучения связному высказыванию
Эти занятия должны включать в себя также разные методы традиционного и нетрадиционного характера. Главное – это стимулировать речевую активность дошкольников и развивать ее.
Если в занятия включить разные типы деятельности, можно достичь высокого уровня результативности, работая с дошкольниками, у которых обнаруживаются речевые нарушения. В итоге результаты получаются стабильно.
Вот какие приемы по развитию связности в речи можно использовать:
- беседа с дошкольником с применением ярких иллюстраций, разнообразных интонаций, жестов и мимики.
- чтение сказок и других произведений литературного искусства.
Воспитатель может задавать ребенку вопросы о том, что было написано в прочитанной сказке. Так можно понять, понял ли ребенок причинно-следственные связи в произведении.
- Видит ли он, почему произошло событие?
- Замечает ли он, кто виноват в произошедшем?
- Может ли ребенок дать оценочную характеристику действиям героев?
То, что ребенок умеет пересказывать рассказ своими словами, свидетельствует о понимании его смысла.
Есть разные темы, которые можно обсуждать: это экскурсии и книги. Также можно поговорить о мультфильмах и кино. Беседы можно проводить и по картинкам. Дошкольника нужно научить слушать собеседников, не перебивать их.
Также нужно учить следить за ходом чужой мысли. Во время разговора взрослый может постепенно увеличивать сложность вопросов. Начинать нужно с более конкретных вопросов.
Способы развития связной речи у детей дошкольного возраста
Методы и приемы, применяемые в работе с детьми для развития связной речи делятся на:
- наглядные — с использованием демонстрационного материала, иллюстраций, живых объектов, предметов, схем;
- словесные — чтение, рассказывание, беседы, пересказы, заучивание стихотворений, выполнение речевых упражнений, проговаривания и т. п.;
- практические — ролевые, дидактические игры и упражнения (с речевым содержанием), театрализация, сюрпризные моменты, персонажи, хороводы.
В зависимости от возраста ребенка и степени его индивидуального развития используется комплекс средств, которые способствуют развитию связной речи.
Так для самых маленьких уместны фольклорные песенки и потешки, где слова сочетаются с действиями («Ладушки», «Сорока» и т. д.).
Малышам постарше можно предлагать упражнения на подражание, развитие артикуляционного аппарата. Здесь же применим различный демонстрационный материал, желательно объемный, естественной окраски. Например, потешка «Петушок, петушок золотой гребешок…» вместе с соответствующей игрушкой, поможет малышу зрительно познакомиться с объектом, попробовать повторить его «песенку».
Детские произведения Агнии Барто, С. Я. Маршака, Е. Чарушина и других авторов — это классика художественной литературы, которая формирует образы с дополнительной эмоциональной окраской персонажей. То же можно сказать и о сказках («Репка», «Курочка Ряба» и пр.)
Практические упражнения, которые развивают речевое дыхание («сдуй снежинку», «бабочка лети»), так же могут быть использованы для развития связной речи в раннем возрасте.
С взрослением малыша наиболее эффективны практические методы. А поскольку игра — основной вид деятельности ребенка, она отлично применяется на практике (например, «Телефон», «Чей домик?»)
Младшие дошкольники с удовольствием играют в детские подвижные игры, сопровождающиеся словами: «Пузырь», «Карусели» и другие.
Чтобы активизировать работу мозга, стоит задействовать мелкую моторику рук. Лепка, рисование, работа с конструктором помогают формировать образы, способствуют развитию речи ребенка.
Чем старше ребенок, тем шире возможности для активизации его речи. Важно правильно организовать и направить воспитательно-образовательный процесс. При этом нужно учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка.