ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 — 7 ЛЕТ)

К 6-7 годам ребенок настолько хорошо овладевает речью, что легко может общаться о знакомом ему предмете со своими ровесниками и взрослыми. У детей в этот возрастной период происходит совершенствование лексико-грамматического строя речи: они овладевают все более сложными грамматическими категориями.

Совершенствуется связная речь: составление сложных распространенных предложений не вызывает затруднений, ответы развернутые. Но если у ребенка есть нарушение, его речевое развитие отстает от нормы. Специальные упражнения для развития речи детей 6-7 лет помогут справиться с этой особенностью.

Нормы речевого развития

К этому возрасту ребенок:

  • различает звуки, выделяет нужную фонему в слове;
  • может произносить слова со сложной слоговой структурой и стечением согласных;
  • умеет определять, сколько слогов в слове;
  • использует в речи сложные предложения;
  • употребляет в своей речи предлоги;
  • овладевает навыком согласования слов в предложении;
  • овладевает всеми способами словообразования;
  • понимает обращенную к нему речь;
  • понимает скрытый смысл художественных произведений;
  • использует все больше слов в связной речи;
  • без помощи взрослого составляет рассказы-описания, пересказывает сказки и другие произведения;
  • может приводить логические доводы в поддержку своей точки зрения или ответа на вопрос;
  • использует конструкции с союзом «А»;
  • понимает логико-грамматические конструкции.

К возрасту 7 лет дети с нормальным речевым развитием овладевают перечисленными навыками в полном объеме.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 — 7 ЛЕТ)

Главная / Всё о раннем развитии / Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 — 7 лет

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово… стол? (Предмет мебели.)». — Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения. — Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных… (клички). У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить? — Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны. — У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова. — Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба). — Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

«Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

— Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех.) — Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. (Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «Ж», слова «забор», «замок» — со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» — со звука «Ц».) — Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).

«Картина — корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка. — Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.) — Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза). — Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)? Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай (рис. 4). — Назови все предметы одним словом. (Транспорт.) — Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».) — Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»). — Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.) — Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет), М—О (метро), Т—И (такси).

Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» (На полянке танцевал.) «Где ты, белочка, скакала?» (Я орешки собирала.) «Эй, зверята, где вы были?» (Мы грибы ежам носили.) Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания. Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «плас), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

— Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.) — Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.) — Что означают слова… «мяч», «кукла», «ручка»? — У меня в руке… ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают дверь».) — Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой «Плим»:

Ложка — это ложка. А я придумал слово. Ложкой суп едят. Смешное слово — плим.Кошка — это кошка. Я повторяю снова — У кошки семь котят. Плим, плим, плим.Тряпка — это тряпка. Вот прыгает и скачет — Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.Шапка — это шапка. И ничего не значит Оделся и пошел. Плим, плим, плим.

— Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).

Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.

«Скажи, какое»

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

— Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем? — Послушай стихотворение М.Щеловановой «Утро»:

Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца, Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца, Сегодня скучное утро Сегодня будет хмурый, И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день. — Почему же плохое утро? — Почему же не будет солнца? Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце, Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.

— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое, безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным? — Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.) — А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. — Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный… (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон… (кислый). Весной погода теплая, а зимой… (холодная). — Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. — Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона… (летает), рыба… (плавает), кузнечик… (прыгает), уж… (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух… (кукарекает), тигр… (рычит), мышь… (пищит), корова… (мычит). — Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко, Скажу тебе я слово трус, А ты ответишь… (низко). Ответишь ты… (храбрец). Скажу я слово далеко, Теперь начало я скажу — А ты ответишь… (близко). Ну, отвечай… (конец).

— Теперь можешь придумать слова, противоположные по значению.

Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать — мчаться; пришел — приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый). Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к изолированным словам (легкий — тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: «Один теряет, другой… (находит)».

«Высокий — низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка (рис. 5). — Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы. Высокая — низкая (елка — елочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — веселое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик). На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника. — Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик». «Река глубокая, а ручей мелкий». «Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».) — Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян «Маша обедает»:

…Никому отказа нет, Подан каждому обед:Собачке — в миске, В блюдечке — киске,Курочке-несушке — Пшена в черепушке,А Машеньке — в тарелке, В глубокой, не в мелкой.

— Что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).

«Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

— Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведьЛюбит в речке посидеть. А зимой среди ветвей«Га-га-га!» — пел соловей.

— Быстро дайте мне ответ: это правда или нет? — Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно: «Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю». — Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.

«Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.) — Качели папа делал летом. Но вот наступила… зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее). — Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек). — Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.) — Придумайте предложения со словом «крепкий». — Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать. — Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

— Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная), тяжелое чувство (мучительное, горестное), тяжелый на подъем (с трудом решается на что-то), тяжелое наказание (суровое). — Как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали? — Послушай стихотворение Е.Серовой «Подскажи словечко». Ты будешь мне подсказывать нужные слова.

Гладко, плавно лился стих, Говорю я брату: «Ох! Вдруг споткнулся и притих. С неба сыплется горох!» Ждет он и вздыхает: «Вот чудак, — смеется брат, — Слова не хватает. Твой горох — ведь это… (град)». Чтобы снова в добрый путь От кого, мои друзья, Стих потек, как речка, Убежать никак нельзя? Помоги ему чуть-чуть, Неотвязно в ясный день Подскажи словечко. Рядом с нами бродит… (тень).

— Придумай рассказ, чтобы в нем были такие слова: «большой», «огромный», «громадный»; «маленький», «крошечный», «малюсенький»; «бежит», «мчится», «несется»; «идет», «плетется», «тащится». Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи («молния», «кран», «лист»; «лить», «плыть»; «полный», «острый», «тяжелый»), мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении). Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть, — «учит», «книга», «ручка», «учитель»; «рассказ», «интересный», «рассказывать») или образовать слово по образцу: веселый — весело; быстро… (быстрый), громко… (громкий). Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»: «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает… (желтеть). Листья на деревьях… (желтеют)». У детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки (рис. 6) — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают). — Назови животных и их детенышей. — Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

— Это — шар, а это… (шары). Здесь много… (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.) — Это — мак, а это… (маки). В букете много… (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках? — Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это… (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.) — Что это? Чего здесь много? — А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы… Они оказались там, где…»). Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и последующих за ним. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику. С детьми старшего дошкольного возраста продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов — описания, повествования, рассуждение.

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый… помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт… гранат».) Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

— Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка… (жесткая). Пластилин мягкий, а камень… (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка… (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники… (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп… (жидкий).Лес густой, а иногда… (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду… (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим… (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал… (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой… (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет… (грязный).

— Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется. — Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)? — Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.) — Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)». — Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный…) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый…) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

Все эти упражнения, игры, занятия можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова имеют значение, могут изменяться. Они по-разному звучат. Если ребенок выполнит все задания правильно, значит, у него высокий уровень речевого развития и он хорошо подготовлен к школе.

Признаки нарушения развития речи

Если у ребенка имеется какое-либо отклонение, его речь по основным показателям будет отставать от нормы. Определить это можно по следующим признакам:

  • путает звуки на слух, затрудняется в его выделении в слове;
  • имеет сложности в овладении звуко-буквенным анализом;
  • общается с окружающими, используя простые предложения, опускает предлоги;
  • нарушено согласование слов в предложении или имеется затруднение в согласовании определенных частей речи;
  • затруднено понимание сложных речевых конструкций;
  • с трудом понимает скрытый смысл в рассказах и абстрактные понятия;
  • количество используемых в речи слов ограничено;
  • составляет рассказ или пересказывает его при помощи взрослых;
  • затруднено понимание и составление логических цепочек;
  • низкая потребность в общении с окружающими.

Если к 6-7 годам наблюдаются перечисленные отклонения в речевом развитии, нужно проводить логопедические занятия и выполнять специальные упражнения для данной возрастной категории детей.

Возможные причины нарушений речи

Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, в основном диагностируют такие причины нарушения речи: дислалия, моторная алалия, сенсорная алалия и дизартрия.

Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист — детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.

Дислалия

Дислалия обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.

Возможные дефекты органов артикуляции:

  • короткая уздечка языка;
  • толстые губы;
  • массивный язык;
  • слишком узкий язык;
  • высокое «готическое» нёбо;
  • низкое и широкое нёбо;
  • нарушения прикуса;
  • расстояния между зубами;
  • редкие или мелкие зубы.

Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.

Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, исправление прикуса у врача-ортодонта.

Моторная алалия

Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия.

Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина — нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.

Проявления моторной алалии в 6 лет:

  • искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
  • нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
  • замедление подбора слов в высказываниях;
  • повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.

В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика. Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира.

См. подробней о моторной алалии — причины, симптомы, диагностика, лечение и прогноз.

Сенсорная алалия

Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта — дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.

Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто — малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.

Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.

Дизартрия

Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.

Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.

Задания для коррекции фонетической стороны речи

Она является основой для дальнейшей коррекционной работы и формирования навыков чтения и письма.

  • Знакомство с понятиями «звук», «слово», «предложение». Детей спрашивают, какие звуки они знают, из чего состоит слово. Логопед объясняет, что каждое слово имеет определенное значение. В качестве наглядного материала используют схемы, карточки.
  • «Найди звук» − цель этого задания научить выделять нужный звук в слове. Начинают с простого – изолированного произношения, затем в слогах, а потом – в словах.
  • «Сколько в домике окошек» − это игра на определение количества слогов в слове. Прежде чем давать это задание, должно быть сформировано понятие «слог». Предлагается разделить слова на группы по количеству слогов.
  • «Собери корзину» − логопед предлагает собрать в корзину слова, которые чем-то похожи. Они могут начинаться на один звук или иметь одинаковое количество слогов. Взрослый спрашивает, почему в одну корзинку собраны именно эти слова.
  • «Что летает, плавает, ездит». Логопед раскладывает картинки с изображением самолета, теплохода, трамвая, троллейбуса. Ребенку задают вопросы о том, как назвать их одним словом; сколько слогов у них и другие вопросы, касающиеся звуко-буквенного анализа. Затем предлагают составить с одним из этих слов предложение.

Проведение коррекционной работы по формированию фонетической стороны является профилактикой появления дисграфии и дислексии – нарушений процессов чтения и письма.

Подготовка дошкольника к чтению и письму

Несмотря на то что программа первого класса рассчитана на детей, которые приходят в школу не зная ни одной буквы, родители стремятся, чтобы их дети пришли к школьному порогу уже читающими и, желательно, пишущими. Они мотивируют это тем, что пока ребёнок достигнет беглости чтения, ему будет непросто прочитать и понять задания в других учебниках: по математике, по ознакомлению с окружающим миром.

К сожалению, часто приходится видеть, как дошкольной подготовкой занимаются те, кто не имеет ни малейшего представления о возможностях детей в 6–7 лет. У таких «горе-преподавателей» ребёнок начинает осваивать чтение, не имея навыков анализа слов, не умея определить из каких звуков состоит слово.

«Домашние задания», не рассчитанные на возможности дошкольника, приводят детей к ощущению неимоверной трудности предстоящей учёбы. После таких занятий они приходят в школу с негативным отношением к процессу обучения, который изначально должен был стать для них источником радости и новых эмоций.

Подготовка к обучению письму

Для обучения письму не так важны многочисленные упражнения в прописях, как специальные задания по развитию мелкой моторики и установлению связи между глазом и рукой:

  • Расстегивание и застегивание пуговиц, сложных застёжек, шнуровка;
  • Собирание моделей конструктора, например, «Лего» по предложенному образцу;
  • Плетение из ткани, ниток, бумаги;
  • Отвинчивание и завинчивание болтиков и шурупов детского конструктора;
  • Штриховка, раскрашивание рисунков;
  • Выкладывание по образцу мозаики;
  • Написание графических диктантов.

Желательно, чтобы ребёнок хорошо ориентировался на плоскости листа, мог провести линию по клеточкам вверх, вправо, влево, вниз. Эти умения пригодятся, когда он начнёт осваивать правильное написание букв и цифр.

Подготовка к обучению грамоте

Начинать этот сложный процесс нужно не с показа букв, а с умения слышать звуки речи. Совсем непросто объяснить ребёнку, что такое слово – его нельзя потрогать или увидеть. Можно поиграть в словесные игры «Подскажи словечко», «Закончи строчку». Когда дети поймут, что такое слово, их нужно учить выделять из слова звуки. Для этого тоже используют различные игры, где взрослый произносит слова, выделяя какой-нибудь звук. Задача ребёнка – определить есть этот звук в слове или нет.

Постепенно усложняя задачу, детей учат искать эти звуки в начале, в конце, и в середине слова. Для звукового анализа слова нужны карточки с нарисованными клеточками и фишками двух цветов из картона. Начинать нужно с простых по звукослоговому строению слов, например, состоящих из трёх звуков: кот, дом, дым, лук, шар, где эти звуки произносятся чётко и ясно. Произнося слово, взрослый интонационно подчёркивает все звуки по порядку. Ребёнок должен назвать звук и закрыть фишкой клеточку. Эта работа не терпит спешки и небрежности, нужно учитывать интеллектуальные особенности ребёнка, более способному надо давать более сложные задания, пассивному – предлагать помощь, не отпугивая от выполнения работы.

Закрепив эти умения, взрослый учит детей различать гласные и согласные звуки (произношению одних мешает язык, губы, зубы, а другие произносятся без помех), мягкие (губы больше улыбаются) и твёрдые, звонкие (есть вибрация) и глухие звуки. Фишки для звукового анализа слова уже становятся разноцветными: красные (гласные), синие (твёрдые согласные), зелёные (мягкие согласные). Слова для анализа уже предлагаются более сложные — из 4–5 звуков.

Постепенно мы усложняем задания, взрослый выкладывает схему слова, а ребёнок должен или подобрать картинки к ней, или придумать своё слово. Можно, играя, помочь вопросами, которые подводят к придумыванию слова. Собираем лесенку, придумывает слово где заданный звук находится на первом, втором, третьем и т.д. месте. Придумываем цепочки, подбираем слово на последний звук, например, санки-ива-август-топор-ранец-цветы. И только после прочного усвоения этих умений можно начинать знакомство с буквами. Для обучения слоговому чтению удобно использовать специальное пособие. Это и кубики Чаплыгина, и всевозможные предметы, состоящее из листа картона с окошками, в которые протягивается полоска с гласными буквами и вторая – с согласными буквами. Полоски двигаются, образовывая слоги.

Вот такой важный подготовительный период предшествует обучению грамоте. Миновать этот этап не получится, подобные упражнения помогают детям легко овладеть навыками чтения и безошибочного письма, что способствует нормальному обучению по школьной программе.

Работа над лексико-грамматическим строем

В возрасте 6-7 лет у детей происходит сильное увеличение словарного запаса. Они используют все больше слов в своей активной речи, овладевают всеми грамматическими навыками. В этот период у детей закладывается основа для успешного овладения грамотой в школе. Работа ведется по следующим направлениям:

  • уточнение значения слов;
  • введение в речь прилагательных и глагольной лексики;
  • умение подбирать синонимы;
  • формирование умения точно называть предмет, его назначение и свойства;
  • работа со словами-антонимами;
  • воспитание умения внимательно слушать текст;
  • обучение словообразованию;
  • формирование навыка согласования.

Детям задают вопросы об окружающих их предметах, задают уточняющие вопросы. Работают не только с существительными, но и с глагольной лексикой. Задача логопеда − расширить словарный запас и научить употреблять слова в речи в правильном значении.

  • «Скажи какое?». Детям читают стихотворение – его обязательно нужно проиллюстрировать. Ребятам задают вопросы так, чтобы ответом на них были слова-прилагательные.
  • «Угадай предмет». Взрослый описывает детям предмет, а они должны угадать, о чем идет речь. Это может быть описание не только внешнего вида, но и его свойств. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
  • «Назови противоположное». Перед детьми раскладывают картинки. Им предлагают назвать, что на них изображено, и подобрать противоположное значение. Затем задание усложняется: показывают иллюстрацию, на которой есть слова-антонимы (высокое дерево, низкий домик и т. д.). Дети должны составить предложения, используя антонимы.
  • «Путаница». Ребенку читают небылицу, показывая подходящую иллюстрацию. После ее прочтения, взрослый спрашивает, что в этом стихотворении правда, а что автор выдумал или перепутал.
  • «Подбери подходящее слово». Взрослый зачитывает короткий текст: «Папа решил сделать конуру. Сын принес ему доски. «Нет, они не подходят – конура сломается». Сын принес ему другие. «А вот из них получится замечательный домик для пса!». У ребенка спрашивают, какие сначала доски принес мальчик, а какие понравились папе.

У 6-7-летних детей больше всего трудностей возникает при согласовании прилагательных и существительных в среднем роде, образование глагола в повелительном наклонении. Поэтому при выполнении предложенных заданий на это следует обращать особое внимание.

Особенности речи шестилетних детей

В этом возрасте уровень детской речи находится в прямой зависимости от речевой культуры взрослых, которые окружают дошкольника. Если речь близких людей грамматически правильна, в ней часто встречаются яркие эпитеты, она богата по своему содержанию, если взрослые своевременно исправляют ошибки ребёнка, можно с полной уверенностью сказать, что и детская речь будет обладать подобными качествами.

Словарный запас

Дети в этот период имеют в активном словаре от трёх до пяти тысяч слов. Не стоит считать, что весь этот лексикон старшие дошкольники употребляют в повседневной речи, чаще всего их обыденный словарь несколько скромнее. Не во все слова дети вкладывают правильный смысл, встречаются и ошибочные толкования значений. Иногда их речь бывает засорена просторечными или жаргонными выражениями и оборотами.

Нужно стремиться к тому, чтобы шестилетние дети употребляли слова со смыслом, использовали яркие выражения, например, «на скорую руку», «ни свет, ни заря», знали, что некоторые слова имеют образные значения, например, «солнце село», «бегут минутки». Русский язык, несмотря на то что он считается одним из самых трудных из-за множества правил и исключений из них, чрезвычайно богат и красив. Помочь ребёнку овладеть этим богатством – самая важная задача родителей и педагогов.

Грамматический строй

Хотя речь шестилетнего ребёнка становится все совершеннее, в ней по-прежнему встречаются ошибки. Дети не всегда могут правильно склонять слова по падежам и числам: «нет подругов», «много перчатков», «около домах». Если слово несклоняемое, с ним тоже могут возникнуть трудности, например, «нет пальта», «в кине видели». Детские высказывания, состоящие из простых предложений, сменяются сложными предложениями. Например, «Мы вчера ходили на прогулку и увидели на озере красивые кувшинки» или «Дай мне машинку, но только не синюю, а красную, потому что она быстрее едет».

Педагоги, работающие с детьми, и неравнодушные родители уже могут сказать, у какого ребёнка есть ценнейшее качество – «чутье родного языка», когда дети могут спонтанно употреблять новые слова, изменять их в соответствии с уже усвоенными нормами и правилами, подсознательно ориентируясь на звучание и форму слова. Они получают удовольствие от каламбура, когда вместо одного значения слова используется другое, сходное по звучанию. Помните бессмертные строчки про человека рассеянного: «Глубокоуважаемый вагоноуважатый, вагоноуважаемый глубокоуважатый! …Нельзя ли у трамвая вокзал остановить»?

Связная речь

Эта область детской речи в конце дошкольного детства расцветает буйным цветом. Для ребят не составляет труда самостоятельно пересказать художественное произведение, содержание фильма, описать предмет, игрушку, придумать сказку, описать то, что он чувствует в разных ситуациях. Очень полезное качество, появляющееся в этом возрасте – чувство предвидения, когда дети могут рассказать о том, что вот-вот произойдёт или могло бы произойти, но ещё не случилось, или придумать продолжение начатой взрослыми истории.

Ещё одно достижение – объяснительная речь, когда требуется, например, объяснить сверстникам правила подвижной игры, договориться о ролях в сюжетной игре или в представлении настольного театра. Здесь требуется особая точность высказываний, логичное определение последовательности действий. Например, объясняя правила игры «Третий лишний», нужно держать в уме порядок расстановки игроков, то, как и при каких условиях они меняются, кто считается победителем, кто выбывает из игры.

Фонетика детской речи

Звуки родного языка на этом возрастном этапе практически полностью произносятся без ошибок. Дети освоили и чётко произносят все слова, в большинстве случаев в соответствии с нормами литературного произношения. Они могут говорить медленно и быстро (скороговорки), громко и тихо, освоили шёпотную речь, широко используют интонацию.

Изредка могут встречаться такие фонетические проблемы:

  • Смазанное произношение слов и фраз, нечёткость окончаний. Такой дефект чаще всего встречается у тех, кто недавно освоил произношение всех звуков, и у детей с быстрым темпом речи;
  • Нечёткая дифференциация звуков на слух, когда ребёнок путает местами пары звуков: [с]-[ц], [л]-[р], [з]-[ж], [с]-[ш], [ц]-[ч] и другие при произнесении слоговых цепочек, например, са-за-са, ла-ра-ла, за-за-жа, са-ша-са, ча-ча-ца и другие.
  • Неправильно поставленное ударение: шОфер – шофЁр, звОнит – звонИт.

На этапе от 6 до 7 лет нужно уделить особое внимание формированию фонематического слуха, умения делать звуковой анализ: выделять из слов отдельные звуки, а из предложений — слова; последовательно называть звуки в словах; определять место звука в слове, делить слова на слоги. Эти навыки – основа для обучения грамоте, они нужнее для ребёнка, чем знание букв. Без этих умений ребёнок не читает, а механически заучивает слоги и слова.

Задания для развития связной речи

В этот возрастной период на логопедических занятиях много внимания уделяют и связной речи. На уроках обучают:

  • составлять рассказ-описание с использованием картинки;
  • отвечать развернутыми предложениями;
  • использовать в речи предлоги и союзы;
  • составлять рассказ на заданную тему.

Кроме того, задания на формирование связной речи развивают воображение, языковое чутье, что важно для дальнейшего обучения в школе.

  • Взрослый предлагает малышу сочинить вместе сказку.
  • Называют ребенку пословицу и предлагают объяснить, о чем она. Затем вместе сочиняют историю, чтобы она соответствовала смыслу пословицы.
  • Логопед предлагает детям набор слов, из которых нужно составить предложения или историю.

В начале занятий для составления рассказов можно использовать картинки. Логопед помогает уточняющими вопросами. На развитие связной речи хорошо влияют театрализованные представления и кукольный театр. На таких занятиях можно еще потренировать дикцию, развить умение управлять модуляциями голоса и интонационной выразительностью.

Как развить речь у ребенка?

Благоприятная речевая среда – один из тех факторов, который оказывает самое непосредственное влияние на формирование речевых навыков и ораторских способностей, а также на общее развитие ребенка. Поэтому, о том, как правильно разработать речь малыша, нужно задумываться уже после его рождения, ведь время пролетит быстро, и вскоре вы поймете, что ребенок начинает произносить первые слова. Именно сейчас можно начинать заниматься развитием его речевых навыков. Лучший способ сделать это – преподнести знания в форме увлекательной игры.

Развиваем связную речь ребенка

1.

Старайтесь играть с малышом в игры, которые предполагают общение. Хорошо, если как можно чаще ребенок будет развлекаться вместе со сверстниками. Если кроха ходит в детский сад, узнайте, проводятся ли коллективные игры в группе. В случае, когда ребенок не посещает детский сад, о том, как разработать речь перед походом в школу, нужно позаботиться самостоятельно.

2.

Мы уже говорили о том, что общение способствует развитию речи. Поэтому, отведите ребенка в какую-либо секцию или кружок, учитывая его способности. Занимаясь любимым делом в компании единомышленников, малыш сможет общаться с ними и найти друзей. Безусловно, это отразится на его речевых способностях.

3.

Чтобы научить ребенка говорить в год – разговаривайте с ним как можно больше. Если малыш еще плохо знает и произносит слова, рассказывайте ему сказки, пойте песни, читайте стихи. С более взрослыми детьми можно обсуждать какие-то новости, прожитый день и другие темы.

4.

Чтобы научить ребенка в год разговаривать больше читайте. Книги позволяют расширить словарный запас, развить умение выражать собственные мысли. Так что, обязательно читайте книги вместе с ребенком, если он еще маленький, или покупайте чаду красивые и увлекательные книжки для самостоятельного чтения. Не забывайте впоследствии обсуждать прочитанное – так ребенок научится максимально правильно выражать свои мысли.

5.

Если вы замечаете, что ребенок с трудом произносит слова или не выговаривает определенные звуки, обратитесь к дефектологу-логопеду, который с помощью упражнений поможет устранить дефект речи и разработать речевой аппарат.

6.

Научите ребенка имитировать звуки, издаваемые животными или неодушевленными предметами (например, машиной, трактором и т.д.).

7.

Это позволит улучшить артикуляцию, разработать речевой аппарат.

Занятия с ребенком помогут ему научиться правильно строить предложения и выражать свои мысли, четко и ясно произносить звуки. В будущем такой человек не будет испытывать проблем в общении. Так что, не пренебрегайте регулярными занятиями с малышом. Тем более что учиться с удовольствием – это просто!

Задания на развитие ВПФ (высших психических функций)

Работа проводится по развитию:

  • мышления;
  • внимания;
  • памяти;
  • восприятия.

Нормальное развитие перечисленных функций является основой для успешного усвоения ребенком школьной программы.

Дошкольникам в подготовительной группе предлагают задания:

  • для тренировки переключения внимания (сделать какое-либо действие, услышав нужный звук);
  • учат внимательно слушать инструкции;
  • предлагают задания найти отличия в картинках и др.

Для тренировки восприятия выполняют следующие упражнения:

  • дорисовывают контуры предметов;
  • учат ориентироваться в пространстве при помощи предметов и игрушек;
  • изучают порядок времени суток и др.

Чтобы развить мышление детям предлагают такие задания:

  • сравнение предметов;
  • «Найди лишнее слово»;
  • «Назови слово, обозначающее…» (взрослый предлагает придумать слова на определенную тему»);
  • «Что означает это слово» (выбранные слова должны быть знакомы ребенку);
  • «Подбери подходящее слово» и др.

Для тренировки памяти на занятиях используют следующие дидактические игры:

  • «Повтори слова» − взрослый называет ребенку слова (они должны быть ему знакомы), увеличивая их количество, а ребенок должен правильно их воспроизвести.
  • Перед ребенком выкладывают из палочек фигуру. Ее нужно внимательно рассмотреть, а потом собрать такую же. Усложнить задание можно, использовав палочки разного цвета.
  • Заучивание стихотворений и др.

В возрасте 6-7 лет детям нравится выполнять сложные задания. Чтобы им было интересно заниматься, необходимо создать ситуацию успеха.

Рекомендации родителям

Важно, чтобы развитием речи занимались не только педагоги, но и родители. В этом возрасте уже занимаются подготовкой к школе, поэтому, если ребенок плохо говорит, нужно обратиться за помощью к логопеду и также выполнять его рекомендации.

  • Чаще разговаривайте с сыном или дочкой, спрашивайте, как прошел день или какое-либо мероприятие, на которое вы ходили вместе.
  • Обязательно читайте произведения, подходящие возрасту, и обсуждайте прочитанное.
  • Играйте с ребенком в настольные игры, подходящие детям 6-7 лет.
  • Если нарушено звукопроизношение, обязательно делайте артикуляционную гимнастику.
  • Детям нравится придумывать слова – эта игра не только благотворно влияет на развитие речи, но и на развитие ВПФ.

Возраст 6-7 лет – важный период в жизни ребенка. Он уже готовится к поступлению в школу, его речь становится похожа на речь взрослого. Задания и упражнения, предлагаемые логопедом, являются профилактической мерой для предупреждения появления дисграфии и дислексии. Грамотная речь – важная составляющая успешного обучения грамоте.


Норма развития речи в период от 6 до 7 лет

Особенности речевого развития в 6-7 лет:

  • в словаре преобладают существительные;
  • используются синонимы и антонимы;
  • слова сочетаются по смыслу;
  • обозначаются свойства и качество объектов;
  • в сложные предложения включаются причастные и деепричастные обороты;
  • используются соединительные, противительные и разделительные союзы;
  • речь эмоционально окрашена и выразительна;
  • высказывания содержательные и точные.

К началу школьного обучения коммуникативные и речевые способности ребенка развиты, он готов выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, использовать свою речь как средство для овладения новой деятельностью — учебной. В школе дети совершенствуют речевые навыки, овладевают письменной речью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]