Обучаем ребенка правильно читать по слогам: упражнения и игры


25 февраля 2019

Аверьянова Света

Научить ребенка самостоятельно читать до первого класса без помощи учителей и профессиональных навыков сложно, но вполне возможно. Для этого родителям потребуются учебные пособия, книги, методические рекомендации от авторов программ. Как избежать трудностей с обучением, когда и с чего начинать, что делать, если ребенок отказывается учиться читать, расскажем подробнее.

Когда начинать

Со скольких лет начинать учить ребенка читать? На этот вопрос нет точного ответа. Уроки буквенной грамоте проводят в 4–5 лет, перед началом обучения в школе, в 6–7 лет.

Возраст дошкольника не является основным показателем готовности к усвоению новых знаний и понятий. Гораздо важнее, насколько он подготовлен к занятиям интеллектуально, психологически, физически. Обратите внимание на следующие показатели, которые для знакомства с чтением должны быть в норме:

  • Малыш хорошо разговаривает, использует распространенные предложения для рассказа или ответа на вопрос.
  • Фонематический слух, артикуляционные навыки развиты согласно возрасту. Особое внимание обратите на правильность произношения звуков, дошкольник должен выговаривать и узнавать все фонемы.
  • Ребенок поддерживает разговор, понятно и последовательно рассказывает о прошедшем дне, ярком событии.
  • Дошкольник ориентируется в пространстве. Понимает направления право–лево, верх–низ. Если малыш путает стороны, но сам исправляется, это считается нормой.
  • Детсадовец может заниматься настольными играми, рисованием более 10 минут.

Если все перечисленные показатели у дошкольника в норме или с незначительными отклонениями, ему больше 5 лет, пора задуматься об обучении чтению.

Неподготовленных шестилеток стимулируйте, привлекайте к азбуке собственным примером, решайте логопедические проблемы. Если же детсадовец еще совсем маленький, 3–4 года, но просит рассказать о буквах, научить складывать слоги, пойдите ему навстречу. Проводите занятия в легком режиме, чтобы не отбить интерес к чтению большими объемами информации, трудностями ее усвоения.

Готовность к обучению

Не нужно учить ребенка сразу читать бегло. Сначала он должен овладеть техникой чтения, то есть научиться составлять слоги самостоятельно, уметь их читать, затем составлять слова, предложения. Сначала это будет медленно. Задача родителей — тихо и спокойно поправлять его ошибки, обучать как бы играючи. Ведь игра – это отсутствие стресса.

О готовности к обучению можно судить по следующим показателям.

  • Ребенок уже вполне самостоятелен, многое умеет и понимает.
  • Активная речь сформирована, ребенок говорит полными предложениями, может составить рассказ.
  • Хорошее развитие фонематического слуха. Примерно к пяти годам ребенок умеет выделять отдельные фонемы из общего звукового потока. Чтобы научиться читать, ему нужно уметь «узнавать» звуки в словах. Можно попросить его угадать, на какой звук начинается слово, или назвать несколько слов на эту букву.
  • Правильное произношение. Существующие проблемы в произношении в дальнейшем будут затруднять восприятие текста, станут причиной «проглатывания» букв во время чтения и пропуска букв при написании слов.
  • Уверенная ориентация в пространстве. Такие понятия, как «право» и «лево», «вверх» и «вниз», должны быть изучены очень четко. Иначе ребенок может путаться, с какой буквы начать чтение, «зеркалить» слова, начиная читать с конца.
  • Нужно прививать любовь к чтению, ребенку должно быть интересно слушать новые истории. В раннем возрасте читают родители. Делать это нужно как можно чаще.
  • Иногда нарушение зрения или слуха у детей может стать основной проблемой. В этом случае потребуется помощь специалистов.

Тест на готовность

Еще один вариант для оценки готовности ребенка к чтению — тест. Пройдите его вместе с дошкольником, на некоторые вопросы ответьте сами. Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом, отрицательный — 0 баллов.

  1. Дошкольник любит, когда ему читают?
  2. Внимательно слушает чужое чтение?
  3. Может пересказать услышанный текст?
  4. Любит самостоятельно рассматривать книгу?
  5. Содержание интересует детсадовца больше, чем картинки?
  6. Изображает ли дошкольник чтение? Например, раскрывает любимую сказку и пересказывает ее с выражением и демонстративно водит пальчиком по строчкам?
  7. Ему больше нравятся игры с книгами, изучение азбуки, чем просмотр мультиков?
  8. Мастерит ли дошкольник игрушечные книжки или журналы (комиксы) из подручных материалов?
  9. Детские книжки хранит и рассматривает аккуратно?
  10. У малыша обширная лексика?
  11. Чаще говорит полными, развернутыми предложениями?
  12. Знает большое количество небольших стихов, сказок, песенок?
  13. Может подобрать слово на заданную букву? Например, скажи слово, которое начинается на М (подставьте любую фонему).
  14. Знает алфавит, если нет, хочет выучить буквы?
  15. Если знаком с буквами, пытается сам соединить их в слоги?
  16. Хорошо проговаривает все звуки?
  17. Может понять, чем отличаются слова РАК и МАК?
  18. Просит научить его читать?

Суммируйте баллы, ознакомьтесь с результатами:

0–5 очков

Учиться читать вашему малышу рано.

Это не интересует его в силу возраста, темперамента. Если дошкольнику меньше 5 лет, расстраиваться, тревожиться не стоит, это нормально. Детей после 5 лет с таким результатом тестирования нужно начинать приучать к книгам, заинтересовывать, увлекать картинками, потом содержанием. Придумайте игру со сборниками сказок, чаще читайте крохе перед сном сами.

6–12 очков

Стремление к самостоятельному чтению неустойчивое. Обратите внимание на домашнюю библиотеку, сходите в книжный магазин вместе. Покупка интересного сборника сказок, рассказов с яркими картинками помогут проявить инициативу в большей степени.

Ваша задача — уделять чтению больше времени, зажигать интерес к сюжету, технике словосложения. Например, не дочитывать до конца, останавливаться в момент развязки и сетовать, что читать он сам пока не может, поэтому узнает концовку только завтра.

13–18 очков

Поздравляем! Ваш ребенок готов к чтению полностью, ждет новой информации, хочет получать ее в большом объеме с помощью книг, читая самостоятельно. Откладывать обучение не нужно, начните прямо сегодня.

На заметку! Под обучением чтению понимайте целенаправленную работу по прививанию навыка осознанного складывания слогов, слов и предложений. К серьезным занятиям дети готовы в 5–6 лет. Буквы, элементарные сочетания согласных и гласных можно начинать осваивать гораздо раньше, в 2–4 года.

Как определить готовность ребенка к чтению?

Первое, на что обращаем внимание – интерес самого ребенка. Он начинает обращать внимание на слова везде – в книгах, на вывесках, на чеках. Если ребенок часто спрашивает: «А что тут написано?» — самое время учиться читать.

Не менее важно, чтобы ребенок умел правильно произносить большую часть звуков родного языка. Исключение можно сделать, разве что, для звуков «р» и «рь» — они сложны и нередко ребенок начинает их произносить уже после 5-6 лет. Если ребенок не произносит много звуков – часто это говорит и о том, что эти звуки он плохо различает в речи. О каком чтении тогда говорить? Надо сначала обратиться к логопеду и работать над произношением и различением звуков.

Именно с различения отдельных звуков в речи начинается готовность к восприятию их графического образа. Как проверить? Поиграйте в игру. Например, подпрыгни, когда услышишь «И». Сначала произносите отдельные звуки. Потом игра усложняется – и звуки будут в составе слогов и слов. Важно понять, различает ли ребенок глухие и звонкие согласные. То есть, слышит ли он разницу между [б] и [п] и другими. Так же проверяем умение на слух отличить твердые согласные от мягких – сначала изолированно, потом в начале слова, а потом в любом месте слова.

Еще учим ребенка выделять первый и последний звуки в словах. Например, игра «Лесенка». Можно играть на ступенях подъезда или нарисовать условные ступени мелом на асфальте. Задача – сделать шаг вперед, если произносится слово на выбранный звук. Если ошибся – делаешь шаг назад. Побеждает тот, кто первым доберется до верха. Можно играть и с группой детей и с одним ребенком. Тогда, добравшись до верха, он получает награду.

Этапы обучения

Даже очень любознательного, одаренного ребенка нельзя научить читать спонтанно, бессистемно. Навык будет формироваться устойчиво, если использовать комплексный подход.

Не торопитесь сразу дать понятие о букве, слове, способах их сложения и прочтения. Воспользуйтесь нашими рекомендациями по составлению плана занятий.

Развитие фонематического слуха, образного мышления в раннем возрасте

Это крайне важно для восприятия звуков, букв, текста. Способность к чтению закладывается в младенческом возрасте, хотя многие родители делают это неосознанно.

Играйте с грудничком в шумные игры, используйте музыкальные инструменты, звукоподражания. Вырабатывайте чувство ритма с помощью мяча, скакалки, пения, стихотворений. Учите различать тихие, громкие звуки, стук, гудение, вариантов развития фонематического слуха много.

Последний этап — дифференциация звуков в начале и конце слова. На такие вопросы кроха должен отвечать к 5 годам. Для этого не нужно знать буквы. Назовите слово, начинающееся на С (сорока, сом), пусть придумает еще несколько похожих. Потом используйте последнюю букву. Вы говорите ДОМ, он называет МАМА, МЫШЬ.

Справиться с последней задачей получится не сразу. Не настаивайте, тренируйтесь по дороге из детского сада, просите повторить правильный ответ за вами, уделяйте больше времени изучению незнакомых звуков на природе, дома.

Знакомство со звуками

Прежде чем познакомиться с внешним видом букв, расскажите ребенку о звуках. Разделите их на несколько групп. Например, гласные — их можно петь, звонкие — покажите на примере звуков природы (гром гремит, тигр рычит), глухие соотнесите с тихими, не мелодичными звуками (тс-с-с, пых).

На этом этапе важно сформировать образ, фонетическую оболочку букв.

Это поможет ребенку производить слоговой и фонематический анализ слов в школе.

На заметку! Для различения звонких и глухих при речи используйте прикладывание пальцев к горлу. При произношении Р, Д, М и других звонких согласных под пальчиками будет вибрация. При произнесении глухих (Ш, П, С и др.) — вибрация отсутствует.

Изучаем и запоминаем буквы

Знакомство с буквами начинайте с постановки целей. Объясните, для чего это нужно знать. Расскажите о возможностях, которые открывает книга, о письменности, культуре разных народов. Основная задача — заинтересовать малыша.

Мотивацию продолжайте на простых примерах букв. Начните с гласных, например А, У. Детсадовец быстро их запомнит, научится писать, сможет прочитать первое слово: АУ!!! Когда поймет, что читать совсем несложно, уроки могут быть занимательными и веселыми, двигайтесь дальше. Сочетайте новые буквы со складыванием слогов, простых слов.

Еще один вариант знакомства с буквами — изучение с привязкой к картинке. Для этого нужны буквари или азбуки. М – машинки, Т – тортик, В – ворона и т. д. Этот метод необходим детям-визуалам. Для быстрого запоминания символов, начертания алфавита используйте лепку, разукрашивание букв, обводите их в прописях.

На заметку! Николай Александрович Зайцев, автор методики обучения чтению по складам с помощью кубиков, считает, что не нужно давать знания о буквах постепенно. Предлагает заучить азбуку целиком, а потом переходить к складам.

С его мнением можно согласиться или нет. Ориентируйтесь на темперамент, способности своего малыша.

Складываем слоги

Сочетать две гласные ваш малыш научился, легко читает АУ, ИА. Переходите к слиянию гласных и согласных. Сначала научите читать открытые слоги, затем закрытые. Из одинаковых сочетаний составляйте первые слова: МА-МА, БА-БА. Используйте обратные варианты: АХ, УМ, АМ, ОН.

Покажите, как пропевать слоги. Заострите внимание на том, что звуки бегут друг за другом. Это хорошо показано в азбуке Надежды Жуковой. После этого можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА.

Самый легкий способ автоматизировать чтение по слогам — слоговые таблицы. Это карточки со столбиками слогов. Если читать их ежедневно, постепенно ускоряя темп, ребенок легко будет узнавать их в словах. Советуем распечатать слоги для обучения детей чтению на листах бумаги и давать по одному варианту на урок.

Составляем слова

Для этого этапа будут полезны разрезанные карточки со слогами. Сначала берите по 3–4 штуки, потом можно больше. Дайте задание составить слова из полученных карточек, лучше, если вариантов будет несколько. Например, на столе лежат слоги МА, РА, ЗИ, ПО. Пусть составит слова: ЗИМА, ПОРА, РАМА.

Карточки со слогами вы можете скачать ниже, нажмите на картинку, скачивайте и распечатывайте.

Следующий этап — составление слов с закрытыми слогами. Понадобятся отдельные буквы и карточки с открытыми слогами. Например, МА, ПА, СО и буквы на карточках К, Ж, М. Получится следующий набор: МАК, СОК, ПАЖ, СОМ.

Через 2–3 урока предложите составить слова из нескольких слогов. Выбирайте простые лексемы: ДОМИК, ТРАВА, ЛОПАТА.

После самостоятельного составления слов можно переходить к занятиям по книгам с небольшими текстами. Сначала малыш читает отдельные слова с одним слогом, потом с двумя–тремя. Торопить, ругать, подсказывать не нужно.

Читаем предложения

Когда дошкольник легко воспроизводит простые слова, переходите к предложениям. На начальном этапе используйте знакомые сочетания: МАМА, ЛЕС, ВОДА, КОТ. Подберите материал с короткими текстами из 2–3 предложений. Чтобы ученик получил удовольствие от чтения, не хотел лениться от скуки, используйте стихотворения, прибаутки со смысловой нагрузкой. Например:

У Вани новые книги!

Сын сам есть суп. Мама рада.

Мишка шишки собирал

И все елки ободрал.

Следующий этап — выразительное чтение текстов из 5–10 простых предложений. Используйте занимательные задания, картинки, загадки, упражнения, чтобы не превратить процесс обучения в нудное занятие. Помните, лучше всего дети учатся в игре.

Чтение по слогам как подготовка к школе

Первоклассник, не умеющий читать, в современной школе сразу обречен отставать от одноклассников. Сейчас школа требует, чтобы ребенок, придя в начальную школу, уже умел читать хотя бы по слогам. Причем формально в школе предусмотрено время на обучение чтению. Но опыт учителей говорит, что нагруженные другими предметами дети, которые, к тому же, находятся в состоянии стресса, за те пару месяцев, которые отводятся на изучение букваря, не успевают прочно освоить необходимые навыки. А учитель, ориентируясь на основную массу читающих детей, быстро гонит вперед, стремясь оставить больше времени на изучение сложных вопросов русского языка и обучение письму.

Именно поэтому обучение чтению по слогам – один из основных моментов подготовки к школе.

Кроме того, в процессе обучения чтению задействовано множество других важных моментов, которые необходимы будущему школьнику – совершенствуется память, улучшается концентрация внимания, ребенок учится ставить ударение в словах, ведется работа над правильностью и точностью произношения звуков и др.

Как тренировать ребенка

Итак, дошкольник научился читать. Пришло время обратить внимание на скорость словосложения, чтобы укладываться в нормативы техники чтения в школе. Используйте следующие упражнения для повышения темпа воспроизведения отрывков вслух.

Чтение слоговых таблиц

Таблицу можно распечатать в большом размере, нажмите на картинку и скачайте её:

Эффективное средство перехода от слогового к пословному чтению. Если проводить тренировки регулярно, будущий первоклассник будет складывать слова из слогов автоматически.

Читайте таблицы столбиками (вертикально), на каждую по 30 секунд на начальном этапе. Записывайте потраченное время в дневник, отмечайте прогресс. Через 7–10 дней дошкольник должен подойти к такому результату: 3 таблицы за 30 секунд, то есть практически выучит их наизусть. Тренируйтесь каждый день 2 раза.

Волна

Положите книгу на стол перед ребенком, текст должен быть небольшой. Пусть прочитает в удобном для него ритме. Затем разверните учебник на 90°, попросите прочитать отрывок или весь текст. Потом расположите ее вверх ногами, повторите задание. Объем текста увеличивайте постепенно.

Чтение отрывками

Упражнение подходит для детей со средним или быстрым темпом речи. Задача родителя или педагога: максимально улучшить результат. При выборе тренировочного текста учитывайте технику чтения на данный момент и прибавьте к результату 30 слов. Если дошкольник читает 20 слов, дайте текст на 50 единиц, если 30 слов — на 60 единиц.

Тренировка состоит из трех этапов. Сначала ребенок прочитает заданный отрывок без задания, в привычном для него ритме. Затем старается уложиться в 1 минуту, использует две попытки. Увеличивайте количество слов в отрывке, когда дошкольник спокойно, без усилий справляется с поставленной задачей. Тренировку проводите каждый день 2 раза (утром, вечером).

Пересказ прочитанного текста

Это задание полезно ученикам с любым ритмом чтения. Учите пересказывать прочитанное по абзацам, затем по странице, потом полностью. Если детсадовец читает совсем медленно, по слогам, воспроизводите текст сами вслух. Пусть расскажет, что услышал и понял. Затем прочитает самостоятельно.

Важно! На начальном этапе обучения чтению во главу угла ставьте понимание сути текста, а не количество слов. К повышению скорости переходите после отработки автоматического складывания слогов и слов в предложения.

Варианты обучения

Родителям вовсе не обязательно заниматься с ребенком самостоятельно. Выбор вариантов подготовки к школе сейчас достаточно велик. Давайте рассмотрим их подробнее со всеми их плюсами и минусами.

Дома родители

Итак, домашние занятия с родителями. Из плюсов – максимальный комфорт для стеснительного, замкнутого ребенка, который занимается в знакомой обстановке с близким человеком. Ребенку легче раскрепоститься, он меньше боится ошибиться.

Еще один плюс – стоимость. Занятия бесплатные или практически бесплатные – потребуется купить пару книжек (и то можно скачать с интернета или использовать старые школьные учебники, перешедшие по наследству от старших детей).

Многие родители оценят еще и состояние уверенности – они точно знают, чему и как учится ребенок, на каком этапе он находится.

Однако для многих представляет сложность не столько само обучение – во многих пособиях все методы работы расписаны очень подробно – сколько разделение ролей родителя и педагога. Ребенок может не воспринимать занятия с мамой всерьез. А у мамы не хватает строгости настоять и умения организовать занятие интересно. В результате такое обучение становится мучительным и для родителя, и для ребенка.

Что ни говори, а организация домашних занятий требует от родителя времени и сил. И если речь идет, например, о работающей маме, которой надо вечером забрать ребенка из детского сада, приготовить ужин, накормить всю семью, навести порядок, приготовить на завтра одежду и т.п. – даже 15 минут найти на занятия, и при этом быть веселой, бодрой, полной сил – становится проблемой. Иногда не хватает даже не времени, а физических и моральных сил. Хочется хоть полчаса просто посидеть, расслабиться. Да и ребенок вечером бывает уставшим, что еще осложняет занятия.

И даже если мама не работает, круг домашних дел может полностью поглощать ее внимание, не оставляя сил и времени на дополнительные занятия.

Во всех этих случаях лучше рассмотреть другие варианты, чем заранее создавать себе и ребенку проблемы с обучением, вплоть до отвращения к чтению.

Репетитор

Обычно подготовкой к школе занимаются люди с психолого-педагогическим образованием. Индивидуальная работа хорошо подходит детям, легко отвлекающимся. Педагогу легче подстроиться к ребенку, программа обучения будет точно соответствовать особенностям малыша. Скорее всего, процесс пойдет намного быстрее, а его знания будут более глубокими и прочными. Обычно такие занятия, помимо непосредственно обучения чтению, включают общее развитие речи, элементы логопедической работы, расширение кругозора ребенка. Отличный вариант, если удается попасть к хорошему специалисту и это по карману родителям.

Обычно занятия с репетитором – самый дорогой вариант. Кроме того, у хорошего специалиста весьма плотный график, поэтому о переносе занятий по вашим обстоятельствам речь не идет – придется следовать жесткому расписанию. Иногда даже пропущенные по болезни занятия приходится оплачивать.

Помимо высокой цены и не всегда удобного графика есть еще такой момент как контакт педагога с ребенком. Если вы замечаете, что ребенок после 3-4-5 занятий идет на них неохотно, надо выяснить, в чем дело. Важно, чтобы родители, хотя бы в первые дни, присутствовали на занятиях. И у репетитора не должно быть против этого возражений.

Детский клуб

Самый распространенный вариант. Сейчас в каждом более-менее крупном населенном пункте выбор таких клубов есть. Вот только квалификация педагогов далеко не всегда соответствует заявленной. Причем бывает, что молодая девочка, вовсе без образования, оказывается замечательным учителем, отлично ладит с детьми и результат занятий заметен быстро. А бывает, что педагог, «увешанный регалиями», с опытом и кучей дипломов, — далеко нет так хорош.

Помогут отзывы. Во многих клубах есть бесплатные занятия или проводятся открытые уроки, мастер-классы. Обязательно воспользуйтесь такой возможностью. И посмотрите не один вариант.

Обратите внимание и на условия клуба. Даже если это маленькая арендованная комнатка, у вас, по меньшей мере, должна быть возможность подождать ребенка в помещении с достаточным комфортом, в клубе должна быть детская мебель подходящего по росту размера, туалет, возможность вымыть руки, место, где можно раздеться и оставить верхнюю одежду и обувь.

Подготовительные занятия в школе

Большинство школ сейчас тоже не пускает подготовку будущих первоклассников на самотек. В сентябре-октябре или весной в них открывают группы подготовки. Обычно такие занятия – платные. Причем во многих школах без посещения этих занятий просто не попасть в «хороший» класс.

Из плюсов – обычно занятия ведет тот учитель, который впоследствии возьмет детей в первом классе. То есть можно заранее познакомиться с учителем, методами и подходами к детям – и при необходимости еще есть время достаточно безболезненно подобрать другой вариант.

Кроме того, обычно детей учат именно тому, что потом им понадобится, облегчит вхождение в школьную жизнь. Ребенок не только приобретает знания, но и привыкает к дисциплине, его учат правильно сидеть, держать ручку и карандаш и т.п., что особенно актуально для «домашних» детей, не посещавших детский сад.

Из минусов – помимо стоимости – ребенок фактически «усаживается за парту» на год раньше (или на несколько месяцев). Причем такие занятия проходят во второй половине дня, являясь существенной нагрузкой для уже уставшего малыша.

Научится ли ребенок читать по слогам по видеокурсам и обучающим мультфильмам?

Существенным подспорьем в обучении чтению стали многочисленные мультики, видео, детские передачи.

Но надо понимать, что все эти пособия, во-первых, не могут быть единственным способом обучения, во-вторых, предназначены для работы взрослого с ребенком, а не для самостоятельного просмотра.

Например, изучая буквы, вы вполне можете показать ребенку пару мультиков для закрепления материала. Но основным методом обучения все же будет работа с ребенком взрослого. Если же пустить на самотек, то такой просмотр принесет мало пользы. И уж конечно, читать ребенок не научится, даже если будет смотреть обучающие программы от начала до конца каждый день.

Если же речь идет о специальных обучающих программах, созданных для обучения чтению, то они однозначно предназначены для совместной работы взрослого и ребенка. Ведь даже самая лучшая программа не сможет дать ребенку обратную связь – то есть определить, насколько правильно он прочитал, в чем его ошибка.

Кроме того, психологические особенности дошкольника не способствуют самостоятельному обучению. Для сохранения интереса, мотивации ему обязательна нужно активное участи заинтересованного взрослого.

Полезные советы

Обучение чтению детей может стать мукой для первоклассника и его родителей. Чтобы избежать скандалов, разочарований и не отбить желание освоить грамоту, воспользуйтесь маленькими хитростями:

  1. Занимайтесь регулярно. Уроки, проводимые время от времени или плохо организованные, необходимого эффекта не дадут. Ребенок просто забудет всю информацию. Составьте план занятий и следуйте ему неукоснительно. Иногда делайте каникулы на пару дней.
  2. Учите в игровой форме. Например, собирайте из кубиков с буквами домики, возите их на грузовике, чтобы составить слоги. Без строгих правил и сидения за столом по 30–40 минут информация усвоится легко, с интересом.
  3. Соблюдайте последовательность обучения. План может выглядеть так: звуки – буквы – слоги – слова – предложения – тексты. Двигайтесь от простого к сложному последовательно.
  4. Используйте видеоуроки для занятий в домашних условиях. Этот вариант подойдет старшим дошкольникам, применяйте в целях самообразования для родителей.
  5. Регулярно повторяйте пройденное. Используйте для этого разные методы: распечатывайте карточки, делайте рисунки, учите загадки, песни.
  6. Ищите буквы везде. Для занятий чтением не обязательно иметь под рукой книгу или кубики.
    На прогулке просите малыша показать знакомые символы на доске объявлений, на ценнике в магазине, на табличках домов. Это отличный практический опыт.
  7. Не заставляйте читать, если малыш не хочет заниматься. Точно не стоит учить слоговому чтению детей 3–4 лет, им это не нужно и неинтересно. Дошкольников, в 6–7 лет, учить читать уже пора. Но если детсадовец не хочет, используйте разные способы мотивации для оживления интереса: собственный пример, награды за трудолюбие, похвалу.

Советы родителям

Начинайте обучение со звуков, а не с букв. Иначе ребенок запутается.

Исключите любые негативные эмоции в процессе обучения. Они пугают ребенка, отбивают охоту к обучению.

У многих детей слова «учиться» и «уроки» вызывают протест. Проводите занятия в игровой форме, чтобы ребенку было весело, а главное – интересно.

Не нужно заставлять. Научитесь договариваться. К примеру, предложите сначала поиграть в буквы, а потом пойти в парк.

Игры и упражнения

Для запоминания букв, слогов, развития памяти, внимания полезно использовать разнообразные игры и упражнения. Они помогают преодолевать страхи, сомнения, автоматизировать навык чтения.

Для изучения букв

  1. Вместе с ребенком создайте коллекцию самодельных букв из бумаги, пластилина. Играйте поделками, пытайтесь складывать слоги, называйте звук, который они обозначают.
  2. Заучивание наизусть стихов, песен на отдельные буквы, звуки.
  3. Буквенное лото.
  4. Кто больше? Выигрывает тот, кто вспомнит больше слов на заданную букву. Можно использовать вариант наоборот: называем слова, которые заканчиваются на определенный звук.
  5. Говори наоборот! Проговаривайте короткие слова (рот, мак, дом). Ребенок должен сказать их задом наперед.
  6. Называй слово по буквам. Разбирайте небольшие словоформы на части, называя звуки: Д-О-М.

Для обучения чтению слогов

  1. Составь слово. Понадобятся карточки со слогами, буквами. Ребенок сам подберет нужный вариант, прочитает его. Можно добавить картинки к заданию, тогда малыш будет составлять слово по заданной теме.
  2. Ищем короткие слова в длинных. Из букв слова ГРУЗОВИК нужно составить односложные слова: груз, зов, круг.
  3. Настольные ходилки. Нарисуйте схему движения, в клетки впишите слоги. Ребенок читает при каждом ходе фишки.
  4. Поиск слогов в текстах. Возьмите любое художественное произведение, сказку. Пусть ищет знакомый слог в словах, обводит его карандашом. Если получилось не пропустить ни одного слога в отрывке, ученик получает награду.

Для развития навыка чтения

  1. Найди лишнюю или недостающую букву. Напишите слова с ошибками: ГУ-ЗО-ВИК (не хватает буквы Р), ЯМ-БЛО-КО (М лишняя). Упражнение развивает внимание, орфографическую зоркость. На уроках русского языка в первом классе это очень пригодится.
  2. Составь меню. Ребенок становится поваром, составляет меню для семьи на день. Его задача усложняется тем, что блюда должны начинаться на одну букву, например К.
  3. Что видишь на букву..? Загадывайте любую фонему, просите ученика назвать все предметы, которые он видит вокруг себя, начинающиеся с этой буквы (К — книги, кот, кастрюля и т. д.).
  4. Кто быстрее? Напишите на карточке слова на одну букву: мел, моль, мыло, мила, мель. Задача — прочитать список быстрее всех. Развивается скорость чтения, внимание, умственные способности.

Чтение по методике Домана и наш не самый удачный опыт

Из всех методик чтение по Доману, пожалуй, кажется, самым непривычным для нашего понимания. В этой системе малышу в быстром темпе на карточках показываются сразу целые слова, много слов! По утверждению Домана, ребенок очень быстро начинает запоминать написание показываемых ему слов и постепенно приходит к их чтению. «Но ведь невозможно запомнить все слова русского языка!» — должно быть, подумали сейчас вы. Однако Доман утверждает, что в процессе многократных показов ребенок не просто фотографически запоминает слова, он учится анализировать их состав. И просмотрев немало слов, малыш вскоре начинает понимать, как построено слово, из каких букв состоит, и как собственно его читать. А, усвоив это, он сможет читать не только те слова, которые вы ему показывали, но и совершенно любые.

Я очень долго скептически относилась к чтению по Доману, оно казалось мне совершенно противоестественным, но все-таки пример тех детей, которые научились читать по этой методике, подтолкнул меня начать занятия. Так как сомневалась я долго, начали мы с дочкой только в 1,5 года (Доман рекомендует начинать уже с 3-6 месяцев). Действительно, вскоре после начала занятий дочь начала узнавать демонстрируемые ей слова. Стоило только положить перед ней 2-4 слова и спросить, где написано, например, «Собака», она в 95% случаев показывала правильно (даже если я спрашивала ее о словах, которых она раньше не видела!), но вот читать сама дочь никак не начинала. Более того, постепенно мне стало казаться, что чем дальше мы продвигались, тем тяжелее ей становилось. Все больше в ее глазах я видела именно попытку угадать, а не прочитать.

Если вы поищите отзывы о методике в сети, то вы встретите как людей, напрочь разочаровавшихся в методике, так и тех, кто действительно научил своих детей читать и непросто читать, а с довольно приличной скоростью. И вот что я заметила: всех людей, которые достигли успеха в этом нелегком деле, объединяет одно – они начали занятия очень рано, месяцев до восьми. Именно этот возраст Доман называет оптимальным и не случайно: чем младше ребенок, тем лучше развита у него способность воспринимать образ слова целиком, постепенно эта способность утрачивается, и ребенок ближе к 2 годам все больше нуждается в буквенном анализе слова.

Итак, было бы неправильно называть методику полной чушью, как многие сходу это делают. В ее пользу говорит масса детей, научившихся читать, по всему миру. Но я и не буду склонять вас к ней, ведь Таисия так и не научилась по ней читать Могу сказать только одно: если вы не начали занятия по Доману до года, то уже и не начинайте, не тратьте нервы ни себе, ни ребенку.

Основные методики

Методов для раннего обучения чтению действительно много. Их условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Первые, простые в использовании в домашних условиях, подходят детям с 5–6 лет. Это буквари, азбуки.

Вторые — универсальные, можно применять на раннем этапе и ближе к школьному возрасту. Это карточки, кубики.

Для освоения методики обучения по нетрадиционной программе понадобятся глубокие знания о детской психологии, звуковых особенностях гласных и согласных. Рассмотрим некоторые авторские методы подробнее.

Буквари и азбуки

Удобны тем, что ребенок изучает буквы, звуки одновременно, постепенно складывает их в слоги, затем в слова. Каждый алфавитный символ сопровождается картинкой. Рядом с буквой С нарисован слон, с А — арбуз. Слогосложение идет параллельно запоминанию букв. То есть набор фонем для чтения увеличивается в процессе узнавания алфавита.

Есть мнение, что такой метод обучения чтению слишком сложный, требует усидчивости, подходит для детей с большой тягой к знаниям. Но он был основным в советской школе.

С аргументами против книжного обучения можно поспорить. Например, букварь Жуковой наглядно показывает детям, как нужно слитно читать звуки, не называя их отдельно.

Азбуки сопровождаются яркими картинками и сюжетными рисунками по тексту. К концу курса дошкольник будет читать не только слоги, но и большие отрывки, знать, что такое слог, ударение. С помощью одних кубиков, карточек добиться такого результат невозможно.

На заметку! Кроме букваря Надежды Жуковой у педагогов и родителей популярностью пользуются учебники для обучения чтению с раннего возраста Дмитрия Фонина, Всеслава Горецкого, Надежды Бетеньковой.

Кубики-теремки и карточки-складушки Воскобовича

Карточки с картинками предназначены для обучения детей с 3–4 лет. На них нарисованы яркие рисунки и склады. К карточкам прилагается диск с песенками, текст куплетов написан под картинками. Сначала ребенок пропевает склады, затем находит их в тексте и постепенно учится читать.

Кубики-теремки Воскобовича рассчитаны на детсадовцев старше 4 лет. Комплект состоит из 12 кубиков с полостью, на них написаны согласные, и 12 кубиков с гласными. Задача ребенка после знакомства с русским алфавитом — составить склад, с которого начинается любое слово. Это может быть одна буква или пара.

Затем изучаются слоги. Дети подбирают к согласной гласную, собирают из двух кубиков слог. Потом из нескольких кубиков складывают слова.

Кубики Зайцева

Метод Зайцева основан на чтении по складам, не путайте со слогами. Склад может состоять из одной буквы и нескольких. Например, в слове САНКИ — 3 склада: СА-Н-КИ, в слове МАМА — 2 склада: МА-МА. По мнению автора, по складам ребенку легче научиться читать, чем по слогам. И это подтверждается на практике.

В обучающий комплект входят 52 кубика: все буквы русского алфавита, сочетания согласных и гласных. Они разные по форме, наполнению и тактильным ощущениям.

Например, глухие согласные указаны на кубиках с деревяшками внутри, звонкие наполнены металлическими детальками. То есть ребенок не знает, что эта буква глухая или звонкая, но слышит, какой тип звука она издает. Дополнительно используются таблицы для складов, аудиокассеты с песенками, методичка с описанием уроков.

В форме игры ребенок знакомится с азбукой, причем сразу со всем набором букв. Затем самостоятельно объединяет их в слова, плавно поет склады с помощью специальных пропевок, занимается с таблицей.

Метод обучения по Зайцеву подходит детям, которые не любят, не могут долго сидеть на месте. Статичные уроки легко заменяются на динамичную игру.

Кубики Чаплыгина

Подходят для малышей с 4 лет. Комплект состоит из 10 кубиков, 10 блоков. Дошкольник крутит кубики, ищет нужные слоги, читает их. Затем составляет простые слова. Одновременно с чтением усваиваются начертания буквенных символов.

В процессе игры задействована моторика, мышление, память, внимание. По мнению родителей и педагогов, данная методика является эффективной, простой для домашних занятий.

Карточки Домана

Автор программы, американский доктор Глен Доман, предлагает учить детей чтению целыми словами, когда они еще не знают букв и даже не умеют говорить. Родителям нужно приобрести набор карточек, показывать их новорожденному пару секунд, произносить написанное, быстро сменяя на следующую.

На первых уроках их будет 15 штук, затем количество увеличивается. Новый материал подается после повторения уже пройденного. В 1,5–2 года ребенок сможет сам сказать, что написано на карточке.

По мнению психиатров и нейропсихологов, система обучения по карточкам Домана построена не на чтении, а на автоматическом запоминании визуальных образов. Если предложить малышу слово, которое ему еще не показывали, прочесть его он не сможет.

Метод чтения по слогам Елены Бахтиной

Авторская методика построена на слоговом чтении. Ребенку предлагаются карточки с сочетаниями букв. Ученик должен читать их бегло, узнавать автоматически. Затем можно приступать к словосложению и текстам.

Для удобства запоминания буквы на карточках окрашены в разные цвета: синий — согласные, красный — гласные, ь, ъ — черные. Сначала читайте открытые, а затем закрытые слоги. Сочетания гласных с шипящими оставьте на последний этап, они гораздо сложнее в произношении.

На заметку! Книги, обучающие комплекты не нужно искать в магазине. Закажите их в интернете. Там же можно почитать отзывы родителей, методистов центров раннего развития о практическом опыте использования каждой программы.

Как выбрать методику?

Выбор методики обучения чтению – задача сложная даже для специалиста. Если вам кто-то говорит, что именно предлагаемая им методика работает у всех и всегда – бегите от такого советчика. Ни одна методика не может идеально подходить всем. Много зависит и от личности самого педагога, его умения найти общий язык с детьми. Учитывать надо и возраст ребенка. Причем не столько физиологический, сколько психологический. Важны особенности нервной деятельности, тип восприятия информации, развитие памяти и концентрации внимания.

С другой стороны, никто не мешает опробовать несколько разных методик: не подошла одна – попробуем по-другому.

Не стоит лишь учить с ребенком дома буквы. Именно буквы, так, как они называются. Если уж чадо упорно интересуется, называйте буквы теми звуками, которыми они читаются: не «бэ», а «б» (коротко, без «э»).

Еще важно учесть, собираетесь ли вы заниматься с ребенком дома сами или планируете водить на занятия к педагогу-профессионалу. Обычно выбор вариантов групповых занятий достаточно ограничен даже для больших городов: вряд ли кто-то будет возить дошкольника даже к самому лучшему педагогу, если дорога будет отнимать больше времени, чем само занятие. Выбирая группу или индивидуальные занятия с педагогом, выпишите как можно больше реальных вариантов по месту расположения, цене, доступности. Узнайте, какие методики там используют. Пообщайтесь с преподавателями. Обратите внимание: не с администратором, менеджером, а именно с самим педагогом. Постарайтесь найти людей, которые уже ходили к этому педагогу – и выслушайте их отзывы.

Что касается конкретной методики, то обычно групповые занятия по классическим методикам и их вариациям представляют собой почти урок: дети сидят за столами, педагог у доски. У детей есть рабочие листы или тетради с заданиями, которые они выполняют. Из описания понятно, что такой вариант отлично подойдет детям усидчивым, которые с удовольствием рисуют, раскрашивают. И очень мало подходят детям подвижным, легко отвлекающимся. Активному ребенку лучше начать обучение по кубикам Зайцева (если не пугают возможные трудности дальше, но они вполне преодолимы).

Если у ребенка проблемы с речью – говорит мало, плохо, не выговаривает много звуков – постарайтесь найти группу Монтессори. Развитие мелкой моторики, которой в этой методике уделяется особое внимание, дает неожиданный для многих родителей эффект – у ребенка наблюдается просто качественный скачок в развитии речи.

Если же речь идет о домашних занятиях, то, несмотря на активную рекламу, я бы не советовала кубики Зайцева. Дело в том, что сама по себе методика требует достаточно серьезной подготовки, а у родителя далеко не всегда есть время и силы осваивать новые навыки. Кроме того, организовать активную игру один на один с ребенком тоже часто бывает для мамы сложно. А само по себе наличие кубиков – это еще не обучение чтению. И нередко набор служит строительным материалом, но никак не способствует чтению.

Все-таки в домашних условиях лучший вариант – это проверенная временем классика. Одно из лучших пособий – просто бери и делай – на мой взгляд, это книга Г. Глинки «Буду говорить, читать, писать правильно». Все приемы работы для родителей расписаны прямо на страничке с заданиями для ребенка. Удобное разделение на уроки. Параллельное развитие речи, фонематического слуха, многие навыки, которые впоследствии понадобятся в школе – все в одной книге.

Если ребенок уже знает буквы или их часть, но неуверенно, соединяет слоги, но неохотно, отличным вариантом будут пособия Буракова по слоговому чтению. Там довольно необычные задания, совсем непохоже на стандартную Азбуку или Букварь.

Книги по теме

Без книг, сборников с текстами при обучении чтению в домашних условиях никак не обойтись. Обратите внимание на следующую подборку полезных пособий.

Федины Ольга и Сергей «Как научить ребенка читать»

Учебник для дошкольников с 4–-5 лет. Авторы методики взяли за основу слоговой метод, который, по мнению родителей, является самым эффективным, легким способом обучения чтению. К книге прилагаются полезные советы по проведению занятий, уроки разбиты на блоки, каждый сопровождается яркими картинками.

Узорова О. В., Нефедова Е. А. «100 познавательных текстов для обучения детей чтению»

Сборник текстов подходит для подготовки шестилетних–семилетних детей к школе. Учебный материал сопровождается занимательными заданиями, упражнениями для развития кругозора, памяти, внимания, мелкой моторики. Для удобства чтения слова в тексте поделены вертикальными чертами на слоги. Небольшие рассказы посвящены животному миру, рыбам. В начале или в конце текста есть раскраски.

Баранова Е. Е., Разумовская О. К. «Как научить вашего ребенка читать»

Сборник заданий подойдет детям с 4–5 лет. Авторы используют слоговой метод обучения чтению, предлагают детям играть в паровозик с буквами. Нужно самостоятельно вырезать бумажную игрушку из книги, посадить в нее карточки с буквами и играть в слоги. Занятия проходят в игровой форме, поэтому информация запоминается быстро, легко.

Жукова Н. С. «Букварь»

Учебное пособие построено на традиционной послоговой методике чтения. Приступать к урокам можно без знания звуков, букв. Изучение алфавита идет параллельно формированию навыка складывать буквы в слоги. Книга написана крупным шрифтом, иллюстрирована яркими картинками. Букварь Жуковой рекомендован Минобром РФ, используется в детских садах, развивающих центрах более 10 лет.

Как научить ребенка читать, играя

  1. Для того, чтобы ребенок лучше запомнил буквы делайте их самостоятельно и лучше их шершавой бумаги. Так у ребенка задействуется не только зрение, но и тактильные ощущения. Тем более, когда ребенок сам участвует в изготовлении, он лучше познает мир.
  2. Изучайте одну букву разными способами: рисование на песке, выкладывание из крупы, камешков, лепка из пластилина, рисование левой и правой рукой…
  3. Проводите специальный массаж. на спине ребенка пишите букву, а он отгадывает. Можно меняться местами, т.к малышу интересно и самому давать задания.
  4. Развешивайте сделанные буквы и написанные слова по комнате, проговаривайте их. Буквы и слова должны быть яркими и написаны двумя цветами (гласные — красным, согласные синим). Это необходимо для того, чтоб малышу было проще усвоить правила грамматической основы.
  5. Для этой игры понадобится магнитная доска с буквами, или холодильник с магнитными буквами. Выставляете вертикально несколько согласных букв, те звуки, которые ребенок хорошо произносит. Рядом ставите одну согласную. Это лифт, где гласная буква поднимается и опускается. При этом читаем слоги (сначала взрослый, а потом малыш). Например, МА — ПА — ТА — НА. Дальше можно заменить буквы в лифте и поставит гласные, а согласная будет подниматься и опускаться.
  6. Когда ребенок освоит чтение прямых слогов. можно перейти к обратным. Например, самолет это буква А. Самолетик приземляется в разные аэропорты и получаются слоги: АН; АП; АМ…Так малыш поймет. что такое обратные слоги и научится их читать. Вначале читает, конечно, взрослый, а малыш слушает. Далее необходимо приобщать его к повторению.
  7. Не стоит играть в одни и те же игры каждый день, их необходимо чередовать, чтоб не утратить интерес.
  8. Читать следует эмоционально и никак не монотонно. Читать как бы нараспев, подчеркивая ударения. Сначала читает взрослый, а малыш слушает, затем повторяет.
  9. Следите за тем, чтоб ребенку было интересно. Если интерес утрачивается, то следует прекратить, чтобы не отбить желание.

Также вам будет интересно игровое познавательное видео Лунтик учит буквы. Видео поможет легко и быстро выучить буквы и подготовить малыша к школе.

Мобильные приложения и тренажеры

Если кроху невозможно усадить за книги, они не любят играть с кубиками, карточками с буквами, используйте интерактивные тренажеры для обучения чтению. Их можно скачать в планшет, мобильный телефон (айфон и андроид), играть дома или в дороге.

Лунтик. Учимся читать!

С любимыми мультяшными героями ребенок научится узнавать буквы, складывать их в слоги, читать слова. Приложение подойдет как годовалым малышам, так и будущим первоклассникам. Программа разбита на 10 уровней: 4 самых простых и 6 сложнее.

Говорящая азбука

Дошкольник выучит алфавит с помощью песенок и пластилиновых помощников. Яркая анимация, веселые игры делают уроки занимательными, нескучными.

Учимся читать по слогам

Приложение рассчитано на детсадовцев 5–7 лет, знающих буквы. Методика обучения основана на программе Зайцева. Пользователи составляют слова из складов, карточек с буквами и слогами. С помощью простых игр, занимательных заданий будущий школьник быстро учится читать, делить слова на части.

Азбука для детей! Учим алфавит!

Буквы прячутся в цветных коробочках с картинками. Задача — поймать их и сложить слово. Игра рассчитана на малышей с 2–3 лет в режиме «Учим буквы», и дошкольников 4–7 лет — в блоке «Читаем по слогам». Приложение получило массу положительных отзывов от родителей.

Учим буквы весело!

Программа полезна детсадовцам, незнакомым с алфавитом. Игры разбиты на три части. В первой ребенок по картинкам знакомится с буквами, учится их произносить, узнавать. Во второй — закрепляет полученные знания, составляет слова. В третьей — его ждут умные раскраски, любимые персонажи мультиков. Раскрашивать картинки нужно с помощью букв.

С помощью игр на компьютере даже слабый ребенок сможет выучить алфавит, научится прочитывать слоги, слова, предложения. Кроме учебных упражнений на образовательном сайте есть масса заданий на развитие внимания, памяти, скорости реакции.

Лучший возраст

Итак, специалисты уверены, что приступать к обучению науке чтения следует в дошкольном возрасте. В школе ребенок столкнется с множеством нововведений, прежде всего – изменится его основной вид деятельности, от игры он неожиданно для себя перейдет к обучению. Это непросто. Приходится длительное время сидеть за партой, концентрироваться на том, о чем рассказывает учитель, учиться общаться с ранее незнакомыми ровесниками, искать свое место в социуме. Ученик становится более самостоятельным, ему теперь необходимо дисциплинированно себя вести, знакомиться с арифметическими действиями, учиться рисовать, мастерить и прочее. Поэтому получение еще одного нового навыка – чтения – будет стоить больших усилий. И те родители, которые жалеют ребенка, не хотят заниматься с ним чтением, стремятся хотя бы на год продлить детство, на самом деле оказывают ему медвежью услугу – время потеряно, в школе их малышу предстоит усиленно и напряженно заниматься.

Начинать лучше в 4,5-5 лет. В это время ребенок способен концентрировать внимание около 10 минут, этого для обучения вполне достаточно. Изучать буквы можно и раньше – в 3 — 4 года малыш обладает всеми резервами для знакомства с алфавитом и постепенного запоминания букв.

В комнате малыша следует повесить красивый яркий плакат, на котором изображены буквы. Постепенно они отложатся в голове благодаря пассивной памяти, станут узнаваемыми.

Полезным будет давать ребенку в 3-4 годика играть с кубиками, на гранях которых написаны буквы и нарисован предмет, название которого начинается с каждой из них (например, К и котик). Ребенок, выстраивая крепость из кубиков, будет в процессе игры постепенно запоминать, как выглядят буквы и что они обозначают.

Не менее важно формировать устойчивый интерес к книге. На родителей дошкольников возлагается большая ответственность: если они будут заставлять ребенка читать, кричать на него, нервничать, то велик риск, что малыш навсегда разочаруется в чтении и даже во взрослой жизни будет крайне неохотно открывать книгу. Этого можно избежать, если регулярно хвалить его, а сам процесс, при всей его серьезности, преобразовать в увлекательную игру.

Ответы на частые вопросы

За сколько можно научить ребенка читать?

На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.

Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.

Как научить читать, если ребенок не хочет?

Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.

При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.

Может ли ребенок научиться читать сам?

Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.

Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.

Должны ли воспитатели учить ребенка читать?

В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.

Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.

Когда ребенок готов учить слоги?

Для того, чтобы научить ребенка читать по слогам было легко , обучение малыша следует производить в правильное время, которое можно определить по следующим основным признакам:

  • кроха уже достаточно хорошо выговаривает слова;
  • более-менее отчетливо произносит отдельные звуки, не глотая их;
  • выговаривает букву “р”, или старается это делать;
  • не имеет значительных искажений при произношении.

Почему важно, чтобы раннее обучение чтению происходило в правильное время? Мы учимся читать буквы и слоги, имея речевые навыки. Дело в том, что если научить ребенка 2, 3 или 4 лет читать, складывать буквы, не научив его правильно говорить, те же ошибки могут отображаться и в заданиях по чтению, и в дальнейшем письме. В будущем малыш будет путать звуки и буквенные обозначения, а переучивать гораздо сложнее, чем изначально обучить правильно. Поэтому, следует сразу настроиться: учим слоги правильно.

Еще одним важным фактором успешного обучения дошкольников чтению является способность учащихся детей анализировать текст, понимать, что перед ними находятся не просто картинки, но именно буквы, которые, в свою очередь, обозначают конкретные звуки. И уже затем, приходит осознание того, что буквы можно комбинировать вместе и составлять слоги для обучения чтению. Подобное понимание обычно приходит не раньше, чем к 4-5 годам, а иногда и в 6 лет – именно такой возраст считается идеальным для обучения. Как научить читать ребенка в возрасте 5-6 лет?

Сразу стоит отметить, что обучение чтению дошкольников – процесс довольно кропотливый и ответственный. То, что они уже готовы к тому, чтобы учиться читать в 5 лет, еще не означает, что это получится быстро и эффективно. Не стоит сразу же перегружать детей прочитанной информацией и учить читать по слогам слова с утра до вечера.

Обучая ребенка в 5 лет, рекомендуется проводить ежедневные занятия не более 15 минут за один раз, так как малыш начинает уставать и может потерять всякий интерес к упражнениям для чтения.

Следует придерживаться следующего темпа: прочитали, повторили несколько раз, отдохнули.

Этап №3. Знакомство с буквой

Теперь настал черед выучить букву. Для этого можно предложить ребенку найти среди кубиков или на азбуке нужную картинку (например, апельсин). Следует объяснить, что поскольку название этого предмета начинается со звука [а], то рядом с ним написали букву, которая этот звук обозначает.

Примеры:

  • Кубики Мякиши «Азбука в картинках» в магазине OZON.ru.
  • Развивающие деревянные игрушки Кубики Азбука.
  • Кубики «Азбука», 12 шт.

Предложите малышу внимательно рассмотреть букву, определить из каких частей она состоит (палочек, овалов, крючков). Вместе с ним обсудите, на что похожа буква. Рекомендуется использовать специальные картинки, на которых буква изображена в виде реального предмета. Если получится, можно такие картинки создавать самостоятельно непосредственно во время занятия. Ребенку будет очень интересно наблюдать за превращением буквы.

Также нужно попросить малыша написать букву. Это можно сделать разными способами:

  • нарисовать мелом на доске;
  • написать пальцем на песке;
  • слепить из пластилина;
  • выложить пуговицами;
  • скрутить из проволочки и т.д.

Такие упражнения очень понравятся ребенку и позволят лучше запомнить букву.

Чего делать нельзя?

Как научить ребенка читать быстро? Многие родители думают, что для этого нужно заставлять прочитывать за раз много страниц. Но в итоге вы рискуете наткнуться на сопротивление, что может привести к замкнутости и усугубиться нежеланием учиться дальше. Не нужно подавлять волю ребенка!

Сколько давать читать? Главное не предъявлять требования и нормативы к детям, которые плохо это делают. Ребенок должен читать столько, сколько у него это не вызывает отторжение.

Итак, нужно читать:

  • короткие слова тем, кто только научился (3 и 5 букв) и столько, сколько сможет сам;
  • короткие тексты тем, кто читает 30 слов, постепенно наращивая объем;
  • 1-2 страницы тем, кто читает 60-80 слов, начиная с одной страницы и, если ребенок не устал, можно давать вторую; этим детям разрешайте читать про себя;
  • 2-8 страниц тем, кто читает более 120 слов, начиная с двух страниц и постепенно прибавляя их количество.

Если в школе задали 10 страниц, а для вашего ребенка это многовато, можно с ним меняться — он читает одну страницу, вы следующую и так далее. Таким образом, вы будете давать ему возможность отдыхать, и процесс не вызовет в нем неприязнь.

Метод обучения чтению по Глену Доману

Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.

Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.

Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать» окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.

Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]