Логоритмические игры и упражнения для дошкольников по возрастам


Логоритмические игры для детей 4-5 лет

К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место.

Бежит лошадка цок-цок-цок, (цокающие движения языком от неба)

Щебечет птичка в поле. (то же цоканье но от зубов)

На бережке сидит дружок (улыбка, зубы разжаты)

И ловит рыбку в море (смыкают и расправляют губы)

Продолжается развитие дыхания. Речевое дыхание стоит отграничивать от общего. Можно выполнять упражнения на чередование короткого и глубокого дыхания:

Кукла Маша хочет спать. (вдох носом, на выдохе протяжный звук «аааа»)

Споем ей песенку. (вдох носом, на одном выдохе троекратное повторение слога «ла-ла-ла»)

Кукла Маша уснула. (сопят носом)

Подходящим временем для таких упражнений будет гимнастика после сон часа. Совместно с общей моторикой активно развивается мелкая. В логоритмические игры и упражнения стоит добавлять актерское мастерство, учить детей вживаться в роль и оперировать различными фразами:

— Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко»)

У меня есть гребешок. (потрясти головой)

— Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па»)

Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна)

— Я лошадка озорная (цоканье языком от неба)

Хвост и грива золотая (потрясти головой)

Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них.

Игра 1

Хорошей будет игра на угадывание одногруппников. Она развивает тактильные ощущения, общую моторику и ритмику: дети встают в круг, а один ребенок в центр. Ему завязывают глаза. Дети начинают ходить по кругу. Воспитатель говорит «стоп» и дети останавливаются. Ребенок, который в центре круга, подходит к одному из детей на внешнем круге и угадывает, кто это.

Игра 2

Популярной для этого возраста является игра «Морская фигура, замри!». Дети входят в роль, активно играют, учатся слушать музыку и быстро реагировать на стоп-сигналы. Замирание в определенных позициях закрепляет знания о возможностях своего тела.

Картотека логоритмичеких упражнений.картотека по логопедии на тему

Цель:

-развивать мимику лица;

-учить четко проговаривать согласные звуки;

-развитие просодии

Зеркало. Предложить детям угадать и изобразить предложенное эмоциональное состояние (можно использовать графическое изображение, фотографии, репродукции и т.д.)

Мышки. Педагог предлагает детям вообразить, что они стали мышками. — мышки идут тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – побежали в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадётся кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу.

Медвежата. Педагог предлагает детям вообразить, что они медвежата. — идут медвежата по лесу, переваливаются. Увидели пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось мёда! Подошли поближе, но тут налетели пчёлы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчёл, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегчённо: убежали от пчёл. Улыбнулись друг другу.

Волшебники. Педагог предлагает детям вообразить, что они стали волшебниками и могут заглянуть в любую сказку. Дети тихонько передвигаются по комнате.

— посмотрите, куда мы попали. Видите, как все дружно тянут репку, поможем им, улыбнёмся им. Пойдём в другую сказку. Вот красная шапочка встретилась с волком. Испугались за неё, погрозили волку пальчиком. Но мы знаем, что всё кончится хорошо. Посмотрим вот сюда. Как страшно! Баба яга в ступе пролетела – мы испугались, замахали руками. Вернулись в группу. Улыбнулись друг другу.

Мама спит. Педагог предлагает детям вообразить, что они оказались в комнате, где спит мама.

— идем по комнате тихо-тихо – мама заснула. Улыбнулись маме! Вдруг на улице громко залаяла собака. Нахмурились, погрозили пальчиком – не лай, собачка, мама спит. Ходим по комнате тихо, не шумим. Мама проснулась – улыбнулись маме! Улыбнулись друг другу!

Космонавты. Педагог предлагает детям вообразить, что они стали космонавтами.

— космонавтам предстоит полёт на космическом корабле. Мы в скафандрах, передвигаться в них по земле тяжело. Космонавты прощаются с землёй – машут всем рукой. Полетели – немного страшно. Прилетели на луну. Как интересно! Мы удивляемся. На луне легко прыгаем с камня на камень. Всё рассмотрели, изучили, захотели домой. Вернулись на землю, улыбнулись!

Пушистый котёнок. Педагог предлагает детям вообразить, что у них на руках пушистый маленький котёнок, погладить его, послушать, как он мурлычет. — теперь поиграем с котёнком. На ниточке у нас бантик, котёнок бежит за бантиком, тянется за ним, подпрыгивает, а мы ниточку то поднимаем, то опускаем. Весело играть с котёнком!

Логоритмические игры и упражнения для детей 5-6 лет

В этом возрасте дети уже, как правило, хорошо разговаривают, умеют владеть своим телом. Детский организм полон сил и энергии. Подойдут активные игры и упражнения, требующие физической отдачи. Для подготовки к красивому почерку используются логоритмические упражнения на мелкую моторику, самомассаж (растирание ладошек, пальчиков, точечные упражнения).

Зима недаром злится, (качают указательным пальцем)

Прошла ее пора. (растирают ладони)

Весна в окно стучится (стучат пальчиком по ладошке)

И гонит со двора (машут руками, прогоняют зиму) (Ф. И. Тютчев)

Логоритмика в этом возрасте должна быть направлена на развитие чувства ритма и эмоций речи, правильную постановку интонаций. В 5-6 лет нужно учить ребенка плавной речи и голосу, продолжать развивать дыхание. В течение года идет активная подготовка к школе. С помощью логоритмических упражнений идет развитие внимания, концентрации.

Актуальны в этом возрасте переходы темпов музыки от медленного к быстрому и обратно. Для чувства ритма и темпа можно давать детям самим играть на музыкальных инструментах и совместно отбивать несложный ритм, например, на ложках и бубнах. В старшей группе упражнения носят регулирующий характер. Учат детей самостоятельности. Хорошо для этих целей подходят упражнения, где ребенок сам должен догадаться, какое движение нужно совершить в данный момент. Например, при словах «кружатся снежинки», нужно покружиться, расставив руки в стороны:

Все снежинки ветер кружит, (кружатся)

Без сомнений и забот. (прыгают, дышат носом)

Так и мы, ребята дружно (берутся за руки)

Вместе встанем в хоровод (проходят круг в хороводе) (М. А. Мордвин)

Обязательна помощь педагога при выполнении упражнений в первый раз.

Что такое логоритмика и зачем она нужна?

Логоритмика, она же логопедическая ритмика, – это комплекс упражнений, в которых сочетаются движения, музыка и небольшие стихотворения. Занятия проходят в игровой форме, чем доставляют немало удовольствия детям.

Занятия логоритмикой очень полезны и производят массу положительных эффектов:

  • у ребенка развивается чувство ритма;
  • улучшается ориентация в пространстве;
  • ребенок учится лучше управлять своим телом;
  • развивается слуховое внимание и слух в целом;
  • происходит расширение словарного запаса;
  • ребенок приучается к физической активности и, как следствие, к здоровому образу жизни;
  • улучшается мимика.

Также не стоит забывать о приятных бонусах – в виде еще одной возможности весело и интересно провести время со своим малышом и приятных эмоций, которые получит ваш ребенок в процессе занятия логоритмикой.

Логоритмические игры для детей с заиканием

В логоритмические упражнения для детей с заиканием входят комплексы, укрепляющие мышечный тонус, артикуляцию, диафрагмальное дыхание. Все упражнения должны согласовываться с логопедом. Дети с нарушениями речи требуют особого подхода, не могут освоить музыкальные упражнения в полном объеме, требуется многократное повторение стишков, песен. Обязательно проговаривать каждый звук:

В руках у детей кукла. Четко проговаривают звуки с соотнесением действия в стихах на куклу:

Маша мыла мылом Милу.

Упражнение:

Мы поставили замок: (улыбка, смыкают зубы)

Язычок пройти не смог. (язык упирается в зубы)

Главной задачей таких игр для детей с заиканием является развитие темпа речи, ритма движений, плавности голоса и координации в статическом и динамическом положении. Помимо логопедической части занятия носят социально-адаптивный характер. Они учат поведению в коллективе, Развивают эмоционально-волевую сферу. Сюда включаются занятия с переходом от медленного шага к бегу:

Рано утром ходят в гости —

Только лучшие друзья. (обнимаются с рядом стоящим одногруппником)

Черепаха с толстой тростью

В путь отправилась не зря. (медленно поднимают ноги, имитируют шаг)

Всех созвал зверей бельчонок,

Приглашения раздал. (поклоны в разные стороны)

Мышка, мишка и крольчонок (мышка — идут на цыпочках, мишка — косолапят, крольчонок — прыгают)

Нарядились, как на бал. (делают руками колокольчик)

Со всех ног бежит лисица — (имитируют бег)

Ведь опаздывать нельзя. (грозят поочередно указательными пальцами)

Чтобы в танце покружиться

Плавно по полу скользя. (кружатся)

(М. А. Мордвин)

От плавных движений рук к быстрым:

Наклоняют еле-еле

Прям к земле макушки ели. ( медленные покачивания руками вверх-вниз с наклоном вперед)

В небесах порхает птичка,

Как над глазиком ресничка ( встают на цыпочки, быстрые взмахи руками)

(М. А. Мордвин)

Упражнения желательно выполнять с музыкальным педагогом под живую музыку, не искаженную записью. Актерские игры выполняются совместно с педагогом. Сначала выполняются коллективные постановки или постановки без слов детей, затем каждому ребенку предлагается выучить свои слова и обыграть небольшую историю. Слова должны быть подобраны строго с особенностями каждого ребенка и иметь нагрузку именно на те части произношений, которые требуют усиленного внимания. Так, коллективное занятие превращается в индивидуальное.

Совместно с упражнениями, требующими повышенной нагрузки, выполняются расслабляющие упражнения. Такие игры и занятия должны чередоваться. Расслабляющее упражнение должно быть пропорционально равным нагрузке, полученной детьми в прошлой игре.

Логоритмические упражнения для дошкольников

Автор: Александрова Александра Евгеньевна музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №4 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Описание работы: предлагаю вашему вниманию логоритмические упражнения, которые могут использовать воспитатели и специалисты ДОУ, учителя начальных классов и родители. Цель: Развивать ручную моторику и координацию речи с движениями. Задачи: развитие лексического словаря и внимания, побуждение к активной творческой деятельности Логоритмические упражнения
«Снеговик»


Раз рука-
вытянуть правую руку вперед
Два рука-
вытянуть левую руку вперед
Лепим мы снеговика-
«лепить комок»
Нарисуем рот пошире-
провести линию, напротив своего рта
Угольки возьмем для глаз-
из ладошки «брать» угольки и по-очереди выставлять напротив своих глаз
И наденем шляпу-
«одеть шляпу»
Косо-
наклонить голову
. Пусть смеется он у нас! —
ладошки сложить «полочкой» под подбородком и улыбаться с поочередными наклонами головы
«Крапива»

В огороде —
руки вытянуть вперед
Сиротливо-
обнять себя
Пригорюнилась-
покачивание корпусом
Крапива-
поднять растопыренные ладошки
. Может кем обижена?-
приподнять плечи
Подойду поближе я!-
шаги на месте
А она-то злюка-
протягивать осторожно правую руку вперед и убрать за спину
Обожгла мне руку-
протягивать осторожно левую руку вперед и убрать за спину
Ой!-
хлопнуть и подуть на руки
«Шарик»


Надуваем быстро шарик-
«надувать» шар
Он становится большой-
развести руки широко в стороны
Вдруг шарик-
руки вперед вытянуть
Лопнул-
хлопок
. Воздух вышел-
опустить руки вниз и присесть со звуком ш-ш-ш
. Стал он тонкий-
встать и показать правой рукой щепотку
И худой-
показать левой рукой щепотку
.

«Гуси»


Наступили холода-
обнять себя
Листья облетают-
руки поднять вверх и плавно опускать вниз с вращением кисти рук
. Ну, а гуси у пруда-
руки опустить вниз с поднятыми ладонями и раскачиваться на месте
Босиком гуляют!-
взмах руками в стороны
Как бы вы не заболели-
грозят указательным пальцем правой руки
. Вон как лапы покраснели!-
грозят указательным пальцем левой руки
.

«Медуза»


В море плавает медуза-
плавные движения кистью руки
У нее прозрачно пузо-
развернуть ладонь кверху
. И сама оно как студень-
потрясти ладошкой
. В руки брать ее —
протянуть руки вперед
Не будем-
спрятать руки за спину и покачать головой.
«Мишка пьет чай»


Мишка пьет горячий чай-
сложить ладони рук «блюдечком» подуть и попить
И сосет конфету-
руки опустить, «взять чупа-чупс» и чмокать
. Не облейся невзначай!-
пальчиком погрозить
Завяжи салфетку-
«завязать салфетку за головой»
.

«Хитрая кошка»

Молоко лакала кошка-
сложить ладони рук «блюдечком» и наклонять голову вниз к ладошкам
И оставила-
протянуть «блюдечко» вперед
Немножко-
показать щепотку пальчиками
. Пусть-
махнуть рукой вперед
, Подумала она-
качание головой вправо и влево
. Мышка выпьет все до дна-
сложить ладони рук «блюдечком» и наклонять голову вниз к ладошкам
. А я-
показать на себя рукой
Посмотрю-
сложить ладошки «полочкой» под подбородком
.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на туристическую тематику для старших дошкольников Логоритмические упражнения в стихах для су-джок терапии по лексической теме «Осень» Логоритмические упражнения в стихах для детей 5-7 лет по теме «Огород» Логоритмические упражнения в стихах для детей 5-7 лет по теме «Сад»

Похожие статьи:

Игры на улице для ребенка от 3 до 5 лет

Игры на внимание

Игры со словами для дошкольников

Фокусы для детей 4-7 лет в детском саду

Задания по теме «Фрукты» для детей 5-8 лет

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]