- Главная
- Развитие речи
Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.
Что это
Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.
По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.
Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.
Как влияет логоритмика на развитие ребенка 3-4 лет?
Дети, занимающиеся логоритмикой, более грациозны, ритмичны, умеют выразительно двигаться, петь и говорить. Если единство всех компонентов соблюдено, положительные изменения не заставят себя ждать.
Влияние занятий на развитие детей:
- Ребенок учится делать правильный речевой выдох.
- Развивается музыкальный слух.
- Дети становятся более ловкими, крупная и мелкая моторика совершенствуется.
- Слишком активные малыши успокаиваются, становятся более усидчивыми, а медлительные дети– бодрыми и подвижными.
- Развивается артикуляционная моторика, произношение звуков становится более четким.
- Формируется сила, ловкость и выносливость, дети приобретают красивую осанку.
Особенно важны эти занятия в период становления речи, когда любое отставание в речевом развитии влечет за собой трудно устранимые последствия.
Цели и задачи
Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.
Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:
- Развитие дыхания
- Коррекция речевых нарушений
- Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
- Совершенствование координации
- Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
- Воспитание чувства ритма
- Закрепление пространственных понятий
- Приобщение к духовным ценностям (музыке)
- Обучение пению, произношению скороговорок
- Расширение кругозора
- Увеличение словарного запаса
Как проводятся занятия по логоритмике с детьми 3-4 лет?
Все логоритмические упражнения для детей 3-4 лет очень просты и интересны, для их выполнения не нужна специальная подготовка. Взрослый показывает – ребенок повторяет за ним. От детей не требуется запоминания и заучивания материала, все происходит самопроизвольно. Сначала требуется небольшая помощь взрослого, но спустя несколько занятий малыши уже самостоятельно и безошибочно повторяют речевой материал.
На видео презентации песенки — инсценировки известного педагога раннего развития Железновой Е.С.:
Для видимого эффекта нужно заниматься не менее 6-12 месяцев, регулярно проводя по 2 занятия в неделю. Лучше это делать после дневного сна, хотя все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Дети с заиканием и запинками должны заниматься логоритмикой не менее 3-4 раз в неделю.
Примерная структура занятий — упражнения:
- Ходьба с заданиями.
- На расслабление и напряжение.
- На артикуляцию, дыхательная гимнастика.
- На развитие внимания и памяти.
- На счет от 1 до 10.
- Проговаривание текста стихотворения с движениями.
- На формирование слухового внимания.
- На формирование чувства ритма, чувства темпа.
- Пение.
- Пальчиковая гимнастика.
- Коррекция неправильного произношения.
- На различение языковых единиц.
Перед проведением занятий требуется небольшая подготовка – для каждого этапа занятий требуется подобрать соответствующий саундтрек. Это может быть классика, детские песенки, музыка для релаксации, звуки природы.
Невозможно пользоваться жестко определенной программой занятий, все занятия подстраиваются под конкретного ребенка. Если проблемы с моторикой – увеличивается доля соответствующих упражнений, сильнее всего страдает звукопроизношение – следует больше времени уделить пальчиковой и артикуляционной гимнастике.
Ребенка ни в коем случае не следует ругать за неудачи, чтобы он не потерял интерес к занятиям. Лучше на время отказаться от неосвоенного упражнения, но затем все равно нужно к нему вернуться.
Коррекция речевых нарушений
Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:
- Развитие речевых процессов, их коррекция
- Создание мотивации к речевой деятельности
- Стимуляция фонематической активности
- Активизация словаря
- Развитие орального праксиса
- Развитие фонематического слуха
- Развитие памяти зрительной, слуховой
- Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.
Комплекс для детей 3-4 лет
Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:
- Пальчиковая гимнастика
Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:
- Кто как поет?
Кошка песенку поет: Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).
Часики поют: Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).
Поросенок хрюкает: Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).
Рубка в речке не поет: Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.
- Грибы
Дети встают в ряд, идут по лесу искать грибы. Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.
Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению), А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках), Мухомор – красный (разминаем указательный палец), Очень он опасный. А второй лисичка (трогаем следующий палец), Рыжая косичка. Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей) Третий гриб – волнушка. А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик), Бородатый старичок. Ну, а пятый гриб, каков? Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).
- Пение
Используются музыкальные занятия. Дети обучаются дыхательной гимнастике. Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.
- Подвижные игры под музыку
Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.
Логоритмические игры для детей 4-5 лет
К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место.
Бежит лошадка цок-цок-цок, (цокающие движения языком от неба)
Щебечет птичка в поле. (то же цоканье но от зубов)
На бережке сидит дружок (улыбка, зубы разжаты)
И ловит рыбку в море (смыкают и расправляют губы)
Продолжается развитие дыхания. Речевое дыхание стоит отграничивать от общего. Можно выполнять упражнения на чередование короткого и глубокого дыхания:
Кукла Маша хочет спать. (вдох носом, на выдохе протяжный звук «аааа»)
Споем ей песенку. (вдох носом, на одном выдохе троекратное повторение слога «ла-ла-ла»)
Кукла Маша уснула. (сопят носом)
Подходящим временем для таких упражнений будет гимнастика после сон часа. Совместно с общей моторикой активно развивается мелкая. В логоритмические игры и упражнения стоит добавлять актерское мастерство, учить детей вживаться в роль и оперировать различными фразами:
— Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко»)
У меня есть гребешок. (потрясти головой)
— Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па»)
Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна)
— Я лошадка озорная (цоканье языком от неба)
Хвост и грива золотая (потрясти головой)
Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них.
Игра 1
Хорошей будет игра на угадывание одногруппников. Она развивает тактильные ощущения, общую моторику и ритмику: дети встают в круг, а один ребенок в центр. Ему завязывают глаза. Дети начинают ходить по кругу. Воспитатель говорит «стоп» и дети останавливаются. Ребенок, который в центре круга, подходит к одному из детей на внешнем круге и угадывает, кто это.
Игра 2
Популярной для этого возраста является игра «Морская фигура, замри!». Дети входят в роль, активно играют, учатся слушать музыку и быстро реагировать на стоп-сигналы. Замирание в определенных позициях закрепляет знания о возможностях своего тела.
Комплекс для детей 5-6 лет
- Двигательные упражнения Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:
Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают), Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх) Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова) Все равно тебя найду
- Физическая разминка
Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.
Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно), Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного), И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх), Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).
Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.
5-6 лет: продолжение работы
Когда малышу исполнилось 5-6 лет, занятия логоритмикой переходят на новый уровень. В картотеке логоритмических занятий для детей этого возраста должны быть активные, подвижные игры, упражнения, требующие большой физической отдачи. Ходьба теперь происходит со сменой направлений, сложными перестроениями; полезно совмещать ее с другими действиями (идти и петь или считать). Теперь логарифмика выполняет следующие задачи:
- помогают пополнить запас известных слов;
- совершенствуют мелкую моторику;
- стимулируют развитие творческих способностей;
- улучшают речь и позволяют скорректировать ошибки в произношении отдельных звуков;
- помогают сформировать правильную осанку.
В этом возрасте ведется активная подготовка детей к школе, поэтому упражнения становятся более сложными.
Для подготовки к письму важно включать в занятия упражнения на развитие мелкой моторики, а также самомассаж (поглаживания, растирания ладошек и пальцев).
Например, можно обыгрывать стихотворение Ф. Тютчева:
Зима недаром злится (ребенок хмурится и грозит указательным пальцем),
Прошла ее пора (довольно потирает ладошки),
Весна в окно стучится (нужно постучать указательным пальцем по другой ладошке)
И гонит со двора (ребенок активно машет руками, жестами и мимикой прогоняя зиму).
Также сейчас важно развивать чувство ритма, правильное интонирование, плавность речи, учить ребенка речевой эмоциональности, продолжать работу над дыханием. Для этого полезно играть на детских музыкальных инструментах, пропевать звуки, слоги, отстукивать ритм стихотворений ногами, пальцами или ладошками, изображать различные эмоции, чувства.
При подготовке к школе также необходимо развивать внимание и концентрацию. Для этого можно, к примеру, запутывать ребенка в играх, где он должен повторять движения за взрослым (который периодически называет одно действие, а делает другое).
Овощи
Дошкольник 5-6 лет уже имеет представление об овощах, поэтому без проблем справится со следующими упражнениями.
- «Мы капусточку порубили!» – говорит взрослый, показывает ребенку движение: согнуть руки в локтях, двигать ими верх и вниз попеременно, словно рубите капусту. Малыш повторяет.
- «Мы капусточку посолили!» – движение: свести пальцы в горсть и имитировать движение соления, перебирая пальцами.
- «Мы капусточку потерли!» – согнуть руки в локтях, прижать кулаки один к другому и потереть ими друг о друга.
- «Мы капусточку отжали!» – согнув руки в локтях, малыш вслед за взрослым начинает поочередно сжимать и разжимать кулаки.
- «Мы славно потрудились!» – похлопаем себе.
Совет
Чтобы ребенку было легче, можно предварительно показать ему на кухне, как проводится работа с шинкованием капусты.
Вместо капусты можно испечь оладушки: произнести веселое стихотворение, делая руками движения и хлопая в такт.
Тесто круто замесили, ух – тух! Ух — тух! (задача малыша – разжимать и сжимать кулачки) Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (теперь совещаются круговые движения двумя руками: ладони движутся по кругу по 2-3 раза в каждом направлении) Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печь оладушки» надо так: хлопать в ладоши, держа их параллельно полу, каждый раз меняя «верхнюю» руку) Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп! Лады — лады, ладушки, горячи оладушки! (ладони расположены перед лицом, необходимо «нарисовать» ими воображаемый полукруг влево и вправо, подуть на них).
Животные
Эти упражнения для дошкольников не только помогут улучшить координацию движений, мелкую моторику и речевые навыки, но и будут способствовать запоминанию названий представителей животного мира и особенностей их поведения.
Малыши вслед за взрослым повторяют простые стишки про жуков, зайку, мишку и делают необходимые движения.
«Как танцуют жуки?»
Топ-топ правой ножкой (дети дважды топают одной ногой).
Топ-топ левой ножкой (то же самое — другой).
Вверх, вверх наши лапки (дети поднимают руки вверх).
Кто же выше всех? (встают на носочки, стараются потянуться как можно выше, не теряя равновесие).
«Зайка»
Малыши вслед за взрослым повторяют слова стишка и выполняют движения:
Крошка-зайка сидит (дети приседают),
Шевелит ушами (малыши прикладывают руки к голове и делают движение, имитирующее шевеление длинных ушек).
Хвостик беленький дрожит,
Сам стучит зубами.
Засиделся – и замерз (дети потирают себя ладонями по рукам, словно пытаясь согреться),
Надо бы согреться:
Лапками похлопаем (малыши хлопают в ладоши),
Ножками потопаем (топают на месте).
Вот и хорошо!
Можно воспользоваться и хорошо знакомым стишком про медведя «Мишка косолапый по лесу идет». Тогда малышам предстоит выполнить несколько упражнений:
- имитировать походку медведя;
- нагибаться, словно за шишкой;
- захватить ладонью воображаемую шишку и поместить ее в карман.
Постепенно ребята выучат стишки и будут их рассказывать без помощи родителя.
Совет
Все звуки в стихотворении должны произноситься четко, чтобы у ребенка был положительный пример. Поэтому родителям следует потренироваться.
Продолжительность занятия – около 30 минут дважды в неделю. При наличии проблем по согласованию с логопедом число тренировок может быть увеличено.
Новые задания
Постепенно можно усложнить задания: прочесть детям стишок простого содержания (например, «Слон» или «Козленок» Агнии Барто) и предложить им самим придумать подходящие по смыслу движения. При возникновении трудностей родитель может подсказать, направить в нужное русло.
Занятия логоритмикой должны войти в полезную привычку, ведь, помимо своей очевидной полезности, они способны доставить ребенку подлинное удовольствие, помочь ему весело и с пользой провести время. Родителям следует помнить, что единой программы тренировок, которая подойдет каждому, нет – занятие выстраивается индивидуально, в зависимости от уровня развития малыша. Логоритмические занятия дают положительный результат только после долгого периода, но зато достигнутый эффект может удивить даже самых скептически настроенных родителей.
Рекомендации по проведению занятий
- Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
- Проводите урок во второй половине дня
- Меняйте тему занятий каждую неделю
- При подборе материала опирайтесь на лексические темы
- Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
- Занимайтесь каждый день
- Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.