Организация логопедической работы в ДОУ
Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:
- Поиск речевых проблем.
- Коррекция.
- Профилактика.
Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ. Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:
- Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
- Постановкой звуков.
- Закреплением полученных навыков.
Для чего нужен логопед в детском саду
Вот чем занимается логопед в детском саду:
- Помощь в постановке звуков.
- Развитие мелкой моторики.
- Развивает память и внимание.
- Учит правильной постановке предложения.
Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни.
Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:
- Укреплять мышцы рта.
- Делать артикуляционную гимнастику.
- Играть с мелкими предметами.
- Учить выделять звуки.
Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС
ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.
ФГОС направлен на осуществление принципов:
- Раннего выявления проблем.
- Сопоставления речи и развития ребенка.
- Сравнение речи в разных ситуациях.
- Индивидуальный подход к ребенку.
При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.
Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы
Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:
- Планирование занятий.
- Обмен информацией.
- Развитие интереса к изучению.
- Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
- Благоприятную атмосферу в коллективе.
- Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
- Совместное закрепление результатов.
- Наблюдение.
Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.
Важно! В игровой форме воспитатель вызывает интерес к буквам, укрепляет отношения в группе, расширяет кругозор, увеличивает словарный запас. Упражнения проходят с использованием дидактического материала, книг, игрушек.
Постановка гласных звуков у детей
Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ
Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.
Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.
Педагогическое кредо учителя-логопеда
Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.
Календарный план коррекционной работы для детей с ФФНР (6-7 лет)
- Логопеда.Нет
- ФФНР
- План коррекционной работы для детей с ФФНР
При изучение букв можно использовать традиционный букварь (просто будет другая последовательность букв). Если ребенок не произносит некоторые звуки, то изучать буквы лучше по логопедическому букварю (там труднопроизносимые буквы Л, Ш, Ж, Р и т.д будут изучаться в конце букваря — к этому времени звуки можно поставить). Самое главное не забывать о звуковом анализе, чтении и письме!
Сентябрь
Недели | Лексические темы | Темы занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте для детей с ФФНР (6-7 лет) | ||
Тема | Навыки звукового анализа | Навыки чтения и письма | ||
1-ая неделя | «Детский сад и школа» | Слова. Звуки. Звук и буква У | Определение позиции звука У в слове (начало, середина, конец). | Знакомство с буквой У |
2-ая неделя | «Овощи и фрукты» | 3вук и буква А. Звуки и буквы А, У. | Определение позиции звука А в слове (начало, середина, конец). Анализ и синтез сочетаний типа АУА, УАУ. | Знакомство с буквой А. Чтение сочетаний АУ, УА, АУА, УАУ. |
3-яя неделя | «Хлеб» | Звук и буква И. | Определение позиции звука И в слове. | Чтение сочетаний АУИ, ИУА и т.п. |
4-ая неделя | «Дом. Мебель» | Звуки П-ПЬ, буква П | Анализ сочетаний типа АУИ. Определение позиции звука П в словах. Анализ обратного слога типа АП. | Чтение сочетаний АП, ИП, ОП |
Октябрь
Недели | Лексические темы | Темы занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте для детей с ФФНР (6-7 лет) | ||
Тема | Навыки звукового анализа | Навыки чтения и письма | ||
1-ая неделя | «Игрушки» | Звук и буква Т. Звуки П-Т. | Анализ обратного слога типа АТ. Определение позиции звука Т в словах. Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога. | Чтение сочетаний АТ, УТ, ИТ. Закрепление полученных навыков. |
2-ая неделя | «Ранняя осень. Осенние цветы, грибы» | Звуки К-КЬ, буква К. Звуки П-Т-К. | Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слоговых рядов. Звуковой анализ прямого слога. Чтение сочетаний АК, УК, ИК. | Чтение сочетаний ПА, ТА, КА, ПУ, ТУ, КУ. |
3-яя неделя | «Деревья в наших парках» | Звук и буква О. Звуки Й-ЛЬ. | Определение позиции звук О в слове. Выделение ударного гласного после согл. Воспроизведение слоговых рядов. Мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез обратных слогов. | Чтение сочетаний ОП, ОТ, ОК, КО, ПО, ТО. |
4-ая неделя | «Домашние животные» | Звуки Х-ХЬ, буква Х. Звуки К-Х. | Мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Звуковой анализ и синтез слов «пух», «кот». | Чтение сочетаний. АХ, ХА, ХАП, ХАК, ХАТ, ИХ, ХИ, ХИК, ХИП, ХИТ. Чтение слов ПУХ, КОТ. Чтение односложных слов. |
Ноябрь
Недели | Лексические темы | Темы занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте для детей с ФФНР (6-7 лет) | ||
Тема | Навыки звукового анализа | Навыки чтения и письма | ||
1-ая неделя | «Осень. Дикие животные» | Звук и буква Ы. Звуки Ы-И. | Выделение ударного гласного после согласного. Звуковой анализ слов типа «кит», «пыль». | Чтение и печатание слогов ЫП, ЫТ, ЫК, ЫХ, ХЫ, ПЫ, КЫ, ТЫ. |
2-ая неделя | «Осень. Перелетные птицы» | Звуки М-МЬ, буква М | Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа «мак», «Тима». | Выкладывание и чтение односложных и двусложных слов. Чтение односложных слов. |
3-яя неделя | «Транспорт» | Звук и буква С. Звук и буква СЬ. Звуки С-СЬ. | Звуко-слоговой анализ слов сок, суп, сам, сама, сами. Определение места звука в слове. Деление слов на слоги. Звуко-слоговой анализ слов «гусь», «гуси». | Чтение односложных слов и двусложных слов |
4-ая неделя | «Поздняя осень (предзимье)» | Звук и буква Н. | Деление слов на слоги. Место звука в слове. Звуко-слоговой анализ слова «сани». | Чтение двусложных слов |
Декабрь
Недели | Лексические темы | Темы занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте для детей с ФФНР (6-7 лет) | ||
Тема | Навыки звукового анализа | Навыки чтения и письма | ||
1-ая неделя | «Начало зимы» | Звук З. Звуки З-ЗЬ. Звуки С-З. | Звуко-слоговой анализ слов зубы, козы, зима, Зина. Схемы слов. Звонкие и глухие согласные | Выкладывание и чтение слов со стечением согласных. |
2-ая неделя | «Зима. Зимующие птицы» | Звук и буква Б. Звуки Б-БЬ. Звуки П-Б. | Звуко-слоговой анализ, схемы слов бак, бинт. Ударение. Мягкие и твердые согласные. Звонкие и глухие согласные. | Выкладывание и чтение слов из букв разрезной азбуки. |
3-яя неделя | «Библиотека. Книги» | Звук и буква Д. Звуки Т-Д. Звуки ТЬ-ДЬ. | Работа с разрезной азбукой: составление и преобразование слогов и слов «дубы», «дубок», «домик», «Тома», «дымит». Звуко-слоговой анализ слов «диван», «сатин». Звуко-слоговой анализ слов голуби, бумага. Деление предложений на слова. Звонкие и глухие согласные. | Выкладывание и чтение слов из букв разрезной азбуки. Чтение слов и предложений. |
4-ая неделя | «Зима. Новогодняя елка» | Звук и буква Г. Звуки Г -Г’. Звуки К-Г. | Звуко-слоговой анализ слов типа каска, гонка, санки. Деление предложений на слова, слова на слоги, схемы слов, предложений. | Выкладывание и чтение двусложных слов с закрытым слогом. Чтение слов и предложений. |
Январь
Недели | Лексические темы | Темы занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте для детей с ФФНР (6-7 лет) | ||
Тема | Навыки звукового анализа | Навыки чтения и письма | ||
1-ая неделя | «Зима. Зимние забавы и развлечения» | Звук и буква В. Звук и буква Ф. Звуки В-Ф. | Звуко-слоговой анализ слов типа кофта, , кепка, ветка. Подбор слов к схемам. Звонкие и глухие согласные. | Чтение и печатание предложений. Ударение. |
2-ая неделя | «Одежда, ткани» | Звук и буква Л. Звуки Л — Л’. | Звуко-слоговой анализ слов типа вулкан, болтик, колпак. Деление предложений на слова, составление схем слов. | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание предложений. Ударение. |
3-яя неделя | «Обувь, материал» | Звук и буква Ш. | Преобразование слов (мышка — мишка). Составление схем слов по индивидуальным картинкам. | Правописание ШИ. |
4-ая неделя | «Посуда» | Звуки С-Ш. Звук и буква Э. | Преобразование слов (миска — мишка). Подбор слов к схемам. | Чтение и печатание предложений. Ударение. |
Февраль
Недели | Лексические темы | Темы занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте для детей с ФФНР (6-7 лет) | ||
Тема | Навыки звукового анализа | Навыки чтения и письма | ||
1-ая неделя | «Зимующие птицы» | Звук и буква Р. Звук Р. | Звуко-слоговой анализ слов типа картон, фартук, карман. Схемы слов. | Чтение и печатание слов и предложений. |
2-ая неделя | «Дикие животные севера» | Звуки Р-Р’. Звуки Р-Л. | Преобразование слогов и слов. Слова сложной звуко-слоговой структуры. | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание предложений. |
3-яя неделя | «Животные жарких стран» | Звуки Р-Л-Р’-Л’. Звук и буква Ж. | Звуко-слоговой анализ слов типа караван, молоток, лимонад. Схемы слов. | Прочитай слово по первым буквам. Правописание ЖИ. |
4-ая неделя | «Конец зимы» | Звуки Ж-З. Звуки Ж-Ш. | Преобразование слов ( жал — зал ). Подбор слов к схемам (ударение). Деление предложений на слова. | Чтение и печатание предложений. Правописание ЖИ-ШИ. |
Март
Недели | Лексические темы | Темы занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте для детей с ФФНР (6-7 лет) | ||
Тема | Навыки звукового анализа | Навыки чтения и письма | ||
1-ая неделя | «Ранняя весна, первоцветы» | Звук и буква Ц. Звуки С-Ц. | Звуко-слоговой анализ слов типа умница, супница. Схемы слов. Твердые согласные. | Упражнения с разрезной азбукой. Ребусы. |
2-ая неделя | «Весенние работы» | Звук и буква Ч. Звук и буква Ч. | Мягкие согласные. Схемы слов и предложений. | Прочитай слова по первым буквам. Правописание ЧА, ЧУ. |
3-яя неделя | «Перелетные птицы» | Звуки Ч-Т’. Звуки Ч-С’. | Звуко-слоговой анализ слов типа половник, чиновник. Схема предложения. | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание слов и предложений. |
4-ая неделя | «Почта, профессии» | Звук и буква Щ. Звук и буква Щ. | Звуко-слоговой анализ слов типа кувшинка, частушка. Схемы слов. Ударение. | Печатание предложений. Ребусы. Правописание ЩА, ЩУ. |
Апрель
Недели | Лексические темы | Темы занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте для детей с ФФНР (6-7 лет) | ||
Тема | Навыки звукового анализа | Навыки чтения и письма | ||
1-ая неделя | «Профессии» | Звуки Щ-С. Звуки Щ-Ч. | Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных в начале слова типа «стол», «стук». Составление схем слов и предложений. | Чтение и печатание предложений. |
2-ая неделя | «Рыбы» | Звуки Щ-Т. Звуки Щ-Ш. | Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных в конце слова типа «шанс», «танк». | Упражнения с разрезной азбукой. Прочитай слова по первым буквам. |
3-яя неделя | «Весна (сад, парк, лес, луг)» | Звук и буква Й. Буква Я. | Звуко-слоговой анализ слов с двумя стечениями согласных типа стайка, тройка, кнопка. Схемы слов. | Чтение, печатание предложений. Ребусы. |
4-ая неделя | «Весна, цветы» | Буква Е. Буква Ё. Буква Ю. | Звуко-слоговой анализ слов с йотированными гласными в начале слов. Схемы слов. | Чтение, печатание предложений. Ребусы. |
Май
Недели | Лексические темы | Темы занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте для детей с ФФНР (6-7 лет) | ||
Тема | Навыки звукового анализа | Навыки чтения и письма | ||
1-ая неделя | «Насекомые» | Гласные звуки. | Подбор слов к схемам (ударение). Деление предложений на слова. Схемы слов. | Упражнения с разрезной азбукой. Прочитай слова по первым буквам. |
2-ая неделя | «День победы» | Мягкие и твердые согласные | Мягкие и твердые согласные. Схемы слов и предложений. Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных. | Работа над техникой чтения. Ударение (повторение). |
3-яя неделя | «Спорт. Виды спорта» | Глухие и звонкие согласные. | Звуко-слоговой анализ слов с двумя стечениями согласных. Парные согласные в конце слов. | Упражнение в чтении и печатании слов с звонкими и глухими согласными. |
4-ая неделя | «Предлоги» | Шипящие и свистящие звуки. | Звуко-слоговой анализ слов (повторение пройденных типов слов). | Работа над техникой чтения. Ударение (повторение). Письмо под диктовку. |
Расписание занятий логопеда в детском саду
Расписание занятий логопеда в детском саду можно узнать у администрации. Логопед должен работать по 20 часов в неделю всего 5 дней. График составляется с учетом времяпровождения детей.
Диагностика проблем происходит в сентябре и мае. На 1 ставку логопед за год может помочь не более 25 детям. Логопед может забирать детей для коррекции с любых занятий ДОУ (исключение – музыка и физкультура).
Актуальность своевременной диагностики нарушений речи у детей
Формирование речи ребенка происходит постепенно.
Важно! При обнаружении проблем следует дать согласие на логопедическое обследование в ДОУ. Ранняя диагностика и своевременная коррекция позволят избавить ребенка от психологических проблем. Они могут быть вызваны следствием непонимания сверстников, постоянных поправок родителей.
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС включает в себя материал, который способствует становлению процесса обучения. Она включает в себя разновидности подходов логопедической деятельности.
Виды логопедических занятий
Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений с детьми:
- Занятия с группой.
- Упражнения с детьми с одним дефектом.
- Занятия с одним ребенком.
Все упражнения имеют свои цели:
- Приобретение новых умений.
- Совершенствование успехов.
- Повторение изученных навыков.
- Изучение заданий для работы дома.
Важно! Правильно организованные занятия дают большую вероятность на успех!
Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. При легких нарушениях логопедической системы назначают 3 раза в неделю по 15 минут. Перед логопедом стоит задача уделить внимание упражнениям, которые на групповых занятиях не получаются и не приносят нужного эффекта.
Комплекс артикуляционной гимнастики в детском саду детям 3-4 лет
Во время занятий ученик должен научиться говорить определенный звук и закрепить это умение.
Важно! Материал, который изучают дети соответствует нормам и стандартам государственной образовательной педагогической программы.
Групповые занятия
Групповые занятия подразумевают занятия с детьми с одинаковой речевой проблемой. Занятия проходят в составе небольшой группы. Дошкольники могут практически испробовать изучение звуков в паре. Это может автоматизировать исследование проблем детей на фоне сравнения логопедом.
Фронтальные занятия
Во время проведения фронтальных занятий принимает участие вся группа учреждения. Фронтальные занятия по логопедии в старшей группе Коноваленко используются с дидактическим материалом. Задания рассчитаны на разный уровень подготовки детей.
Сетка занятий в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи
Наименование занятия | Кол-во занятий в неделю | Примечание |
Логопедическое | 5 | Проводит логопед |
Развитие речи. | 2 | Проводит воспитатель |
Подготовка к письму | 1 | |
Развитие элементарных математических представлений | 2 | |
Физкультурное | 3 | Одно проводится на улице |
Музыкальное | 2 | Проводит муз. работник |
Лепка | 1 | Проводит воспитатель Занятия чередуются через неделю |
Рисование | 1 | |
Конструирование/аппликация | 1 | |
ИТОГО: 18 занятий |
Примерное распределение занятий по дням недели
Дни недели | Утром | Вечером |
Понедельник | 1.Логопедическое 2.Подготовка к письму 3. Физкультурное | Лепка |
Вторник | 1.Логопедическое 2.Музыкальное | Развитие речи |
Среда | 1.Логопедическое 2.Математика 3.Физкультурное | Аппликация/конструирование (через неделю) |
Четверг | 1.Логопедическое 2.Рисование 3.Музыкальное | Развитие речи |
Пятница | 1.Логопедическое 2.Математика 3.Физкультурное |
Коррекционно-воспитательная деятельность педагогов
Дети с общим недоразвитием речи зачастую обладают яркими личностными и поведенческими особенностями. Работникам коррекционных групп приходится иногда выступать в роли психолога или психоаналитика, чтобы разрешить конфликт, вспыхнувший между детьми, или погасить необоснованное недовольство родителей. Нельзя забывать, что успех продолжительной и напряженной коррекционной деятельности логопеда и воспитателей может быть зачеркнут несколькими конфликтами в группе.
Остановимся на некоторых проблемах воспитания детей с общим недоразвитием речи и путях их разрешения.
Адаптация ребенка в новом коллективе. Логопедические группы комплектуются обычно из разных детей: никогда не посещавших детский сад, посещавших его эпизодически, обучавшихся в массовых группах постоянно. Однако независимо от того, откуда пришел ребенок в коррекционную группу, для него это всегда смена режима, коллектива, обстановки и пр. Любому малышу непросто перестроиться, привыкнуть к систематическим занятиям, к необходимости выполнять домашние задания, общаться с незнакомыми взрослыми и детьми. Особенно велик этот контраст для детей, ранее не посещавших детский сад.
Во многом облегчает адаптационный период ребенку психологическая подготовка, соответствующий настрой, который создают родители, в особенности мама малыша. Здесь можно не жалеть красок и рассказывать сыну или дочери, какая прекрасная группа, какие добрые педагоги, как понравились маме спальня, физкультурный зал, участок и пр. Важно успокоить малыша, снять тревогу, опасения, связанные с ожиданием неизвестного. Иногда у части ребятишек как следствие нервной перегрузки, связанной с адаптацией, возникают болезненные реакции, например ежедневный продолжительный плач по утрам, невротические рвоты, энурез, потеря аппетита, агрессивность по отношению к сверстникам и пр.
Важно различать затянувшееся привыкание и болезненное состояние. Первое длится в среднем месяц и при спокойной обстановке в новой группе, доброжелательном, мягком отношении к ребенку со стороны педагогов и других детей проходит без дополнительных мер воздействия. Другое дело, когда и по истечении двух месяцев с начала пребывания в новой группе утренние капризы или многочасовой плач после расставания с мамой продолжаются и никакими воспитательными мерами не удается успокоить ребенка. Естественно, в таких случаях посещение логопедической группы превращается для ребенка и его родных в мучение, да и остальные дети страдают: испорчено настроение, сорваны занятия, воспитатель расстроен. Как быть?
В подобных случаях недовольство ребенка (капризы, регулярные конфликты, аффективные вспышки, отказ от занятий, сниженный фон настроения) может быть следствием функционального расстройства или резидуально-органического поражения центральной нервной системы; такому малышу необходима помощь врача-психоневролога.
Однако не все родственники ребенка спокойно и адекватно относятся к рекомендации посетить именно этого врача. Как показывает опыт, останавливают их «вредные» лекарства и стыд обращаться к психоневрологу. Но давайте разберемся.
Во-первых, вред от нелеченых состояний депрессии, аффективного возбуждения, деформации психологической атмосферы в представлении ребенка чрезвычайно опасен, а подчас и разрушителен для его личности и здоровья. А та польза, которую принесет нормализация психологического состояния, несравнима с кратковременной заинтересованностью организма в период лечения.
Во-вторых, психоневролог корректирует внимание и память ребенка, его упражняемость и обучаемость, отношение к себе и его взаимоотношения в коллективе. Что же здесь стыдного?
Итак, логопед группы направляет ребенка на лечение тогда, когда меры педагогического воздействия исчерпаны и не принесли результата. Родственники ребенка, естественно, имеют юридическое право отказаться от лечения. Но как быть с моральным грузом, который на всю жизнь останется на совести родителей? Могли помочь и не помогли…
Причины конфликтности ребенка. Педагог, несведущий в проблемах коррекционной работы, при непослушании или конфликтности ребенка выдвигает единственную причину: он плохо воспитан. Знакомый с коррекционной деятельностью педагог знает, что причин конфликтности может быть немало. По опыту автора, ими могут оказаться: деспотичный отец, отсутствие ласки со стороны матери, ссоры между родителями, повышенные требования к ребенку со стороны родных, появление в семье младшего братика или сестры и многие другие. И это только причины, касающиеся домашней обстановки. Помимо них важно учитывать анамнестические данные (сведения о рождении и ходе развития ребенка, полученные от матери), а также личностные и характерологические особенности малыша (например, впечатлительность, подчиняемость, немотивированное упрямство, жестокость, драчливость, склонность к аффектам, замкнутость и т.д.). Только суммируя все данные об особенностях воспитания ребенка в семье, ходе его развития с момента рождения, а также результаты наблюдений за поведением в разных ситуациях, можно делать вывод о причинах конфликтности.
Выбор индивидуальных мер воздействия на ребенка. В коррекционных группах воспитатель подчас сталкивается с нестандартным поведением ребенка (отказ идти на прогулку, нежелание танцевать на музыкальном занятии, полное отсутствие дистанции в общении со взрослыми и т.д.). Использование традиционных методов в подобных случаях безрезультатно. Поясню на примере.
Воспитатель предлагает детям одеваться на прогулку. Один из детей отказывается, идет в группу и начинает играть с машинками. Просить, уговаривать, стыдить, пугать — все бесполезно. А оставить ребенка в группе одного, без присмотра опасно. Что делать?
В аналогичных случаях педагогу важно учитывать, что негативизм (противодействие просьбам) обычно возникает как защитная реакция ребенка на психологическое давление. И «давить» на такого ребенка, «воевать» с ним — значит только усугубить агрессивное состояние малыша и ничего не добиться. Необходимо искать, подбирать особый «ключик», но с лаской, мягко, без нажима и возмущения.
Еще пример. Ребенок с повышенной возбудимостью и двигательным беспокойством. Бег, движение для такого малыша — способ разрядки. Наказать его, посадить на стул — значит аккумулировать еще больший заряд, который неизвестно когда, на кого и как сработает. И опять надо искать свой «ключ» — интересное, активное, моторное занятие ребенку.
Таких примеров можно приводить множество. Вот только самые типичные ограничения: ранимого ребенка нельзя при всех порицать, впечатлительного — пугать, заторможенного — наказывать за отставание. А что же можно? Как воздействовать на нестандартных детей? Как приучать их к нормам поведения в коллективе?
Здесь уместно вспомнить мудрое древнее изречение, которое удивительно подходит к деятельности педагогов-дефектологов. Суть высказывания в следующем: нам нужно терпение, чтобы изменить то, что можно изменить, мужество, чтобы снести то, что невозможно изменить, и мудрость, чтобы отличить первое от второго.
В педагогике вообще, а в коррекционной в особенности, готовых рецептов не существует. Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, религиозными воззрениями, моральными нормами, уровнем знаний, житейским опытом и пр. Незыблемо одно — бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к проблемному ребенку.
Психологическая атмосфера коррекционной группы складывается из отношения к детям каждого педагога, а также из взаимоотношений самих педагогов. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально приподнятый тон педагога. При таком стиле поведения педагога необходимость порицания сводится к минимуму. Педагогу иногда достаточно выразить неудовольствие только мимикой, без слов. Отпадает необходимость в долгих назиданиях, объяснениях малышу ошибочности его поведения: ребенок сразу же догадывается об этом по контрасту с привычным настроением взрослого. А когда малыш исправился (вернул отнятую игрушку, извинился перед обиженным товарищем, подмел рассыпанный мусор и пр.) — вот здесь не стоит жалеть слов, чтобы акцентировать положительную ситуацию и для «героя», и для остальных ребят. Естественно, что при этом ласку, мягкость и доброжелательность воспитателя не следует путать со вседозволенностью, в противном случае они могут быстро обернуться неуправляемостью детского коллектива. А как важно педагогу в манере общения с детьми достичь разумного сочетания требовательности мудрого учителя и тонкого понимания заботливого друга!
Оценки воспитателя, его пример и личность в целом играют огромную роль в формировании поведенческих стереотипов дошкольника. Важно, чтобы эти стереотипы соответствовали возрасту малыша и общепринятым моральным нормам. И тем выше ответственность педагога перед детьми, которые принимают его без критики и избирательности, подражают ему и непроизвольно моделируют по его образцу свое поведение, манеры и даже привычки. В этой связи немаловажен и характер взаимоотношений взрослых между собой в педагогическом коллективе группы. Трое взрослых (логопед, воспитатель и помощник воспитателя — няня) общаются между собой на глазах детей. Искренность их высказываний, эмоциональная окраска речи безошибочно улавливаются детьми, причем дети непосредственно реагируют не на слова, а на психологическую атмосферу, а она существенно улучшается, когда в отношениях и действиях взрослых есть взаимопонимание, преемственность, единство принципов воспитания и доброжелательность.
Вышеназванные проблемы, конечно же, не охватывают всего спектра коррекционно-воспитательных задач и путей их реализации. Однако хочется надеяться, что, разрешая очередную непростую воспитательную ситуацию, кто-то из коллег воспользуется идеями этой главы.
Тематический годовой план фронтальных занятий логопеда с детьми седьмого года жизни (подготовительная группа для детей с общим недоразвитием речи)
В подготовительной к школе группе (как и в старшей), с учетом структуры дефекта, логопедом проводится 2 типа групповых (фронтальных) занятий:
занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи;
занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.
Годовое обучение условно подразделяется на 2 периода: 1-й — с 1 сентября по 31 декабря (2 недели обследования, затем приблизительно 14 недель обучения); 2-й — с 1 января по 31 мая (приблизительно 20 недель).
Перспективный тематический план занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи
Логопедическая карта обследования дошкольника
После осмотра логопед должен заполнить речевую карту по федеральной форме. В ее содержание включены данные о речи, слухе, дыхании, заикании, звукопроизношении, строении артикуляционного аппарата, моторике. Логопед делает заключение на основании изложенных проблем.
Данные детей с ОНР передаются в логопедическую карту обследования школьника. Учащиеся тоже должны проходить профессиональное обследование речи. Их оценивают еще и по чтению учебника.
Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ
Перед обследованием малыша родители должны подписать заявление на согласие об исследовании. После этой процедуры родитель будет проинформирован в полной мере о состоянии своего малыша. Эта информация не разглашается посторонним. Логопед в свою очередь обязан продумать план лечения при обнаружении проблем и дать рекомендации. Родитель должен обеспечить сопровождение малыша на занятия.
Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка
После составления речевой карты продумывается план лечения. В нем указаны все процедуры, необходимые для устранения дефектов. Открыв его, можно увидеть всю информацию о заключении.
В нем описаны необходимые занятия:
- Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
- Изучение звуков и внедрение их в разговор.
- Изучение фонетики.
- Коррекция предложений и слов.
- Уроки лексики и грамматики.
- Улучшение связи между словами.
- Общение с психологом.
- Подготовка к письму.
- Игры для развития мелкой моторики.
Дошкольная логопедия это важный элемент в жизни будущего школьника. Она поможет поставить речь, научиться произносить звуки правильно. Это избавит будущего ученика от психологических проблем в школе.