«…в содружестве, под руководством, с помощью ребенок всегда может сделать больше и решить труднейшие задачи, чем самостоятельно». А.В.Запорожец, известный российский психолог.
Я хочу обратить внимание родителей на очень важный период развития малыша, который мы называем «предречевым». Именно в этот период малыш готовится к дальнейшему речевому развитию, которое еще не заметно, но уже очень активно происходит. По своему многолетнему опыту я знаю, что многие мамы обращают мало внимания на гуление и лепет малыша, многие даже не знают, что это такое и чем они отличаются.
А ведь первые симптомы неблагополучия могут проявить себя именно в этот период, когда нервная система ребенка еще очень пластичная и податливая к терапевтическому воздействию. Не следует также ставить предварительных диагнозов, ведь мы взрослые тоже, очень разные. Кто-то разговорчивый, кого-то называют «молчуном», один не может без общения, а другой любит побыть один. А дети-то наши и похожи они, конечно, на нас. Наряду с нормой, я привожу примеры, которые в сочетании с другими симптомами, должны насторожить родителей.
Часто за этими симптомами не стоит ничего серьезного, нужна лишь небольшая коррекция. Ко мне на прием приходят мамы с совершенно здоровыми детьми, у которых были особенности лепета и гуления. Да, не у всех, имевших отклонения в предречевом развитии, потом проявлялись проблемы с речью и чтением, очень часто всё нормализовалось. Но все дети с речевыми трудностями обязательно имели нарушения раннего речевого и предречевого развития.
Этапы доречевого развития
- Первый год жизни называют периодом доречевого развития, во время которого происходит подготовка к овладению речью. С самого первого дня жизни ребенок готовится к речи. Уже с момента рождения имеются голосовые реакции – крик и плач. Этими сигналами малыш сообщает, что ему плохо, он голоден, болен. Здоровый новорожденный издает отдельные звуки, средние между «а» и «э».
- Следует обратить внимание, если малыш всхлипывает на вздохе, с характерным носовым оттенком или отмечается пронзительный, болезненный, непрерывный крик, который принято называть «мозговым». Если эти симптомы не проходят, следует обратиться к специалистам.
- Постепенно ребенок учится вслушиваться в свою речь и речь окружающих. С 1-го месяца малыш успокаивается, когда слышит колыбельную песню. Повышенный интерес к человеческой речи в виде реакции сосредоточения появляется на 4 — 5 неделях. Когда взрослый наклоняется над ребенком, ласково разговаривает с ним, он перестает плакать и двигаться, «прислушивается». В 5-8 недель в ответ на речь взрослого ребенок улыбается, с 8 недель – настоящая улыбка, к 9-12 неделям появляется смех. Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные звуки – гуканье (начальное гуление). Истинное гуление или певучее гуление появляется на 2-3-м месяце. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки.
- При определенных патологиях нервной системы ребенок может не проявлять интереса к речи взрослого, не реагировать на окружающие предметы. У детей в таких случаях обычно преобладают отрицательные реакции (монотонный плач, длительный крик на одном тоне), улыбка крайне редка, гуление отсутствует.
- К 5-6 месяцу характер звуков усложняется. Появляются сочетания: «бааа, мааа», «тааа, пааа». Наблюдая за ребенком, можно отметить, что в момент произнесения звуков он притормаживает голосовые движения, как бы прислушиваясь и подражая самому себе, произносит звуки в виде цепочек. Примерно к 5-му месяцу жизни звуко- и слогопроизнесение начинают приобретать некоторое подобие слов. К 5-6 месяцам гуление постепенно переходит в ясные и четкие речевые звуки, появляется лепетная речь. Первый лепет состоит из коротких цепочек слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Такие лепетные цепочки родители порой принимают за осмысленную речь, но это, конечно, еще не слова.
- Особого наблюдения заслуживают дети с отсутствием гуления, малой выразительностью речи, с отсутствием подражания. Ребенок с начальными признаками раннего детского аутизма, может быть явно неконтактен, пассивен, ориентировочные реакции будут снижены или, наоборот, будет преобладать двигательная активность, беспокойство, негативные эмоциональные реакции на новые предметы (плач, крик).
- К 9 месяцам лепет обогащается новыми звуками, интонациями, перерастает в длинные ряды слогов. Лепет становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого и сопровождает различные действия с предметами и игрушками. В 9 месяцев ребенок демонстрирует понимание обращенной к нему речи, реагирует на свое имя, воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием: «открой рот», «дай ручку», прижимаются щекой к матери на просьбу «поцелуй маму», поднимают голову и глаза к лампе на вопрос «где огонек?», ищут спрятанную у них на глазах игрушку, при слове «нельзя» перестают тянуться к какому-либо предмету, или прекращают тянуть его в рот и т.п. Для детей 9-10 месяцев характерен активный лепет, состоящий из 4 — 5 слогов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил, хорошо копирует интонацию, сопровождая ее выразительной мимикой и жестами. К 9-10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа).
- Ребенок 11-12 месяцев все чаще обращает внимание на лицо говорящего, начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания. Слоги, входящие в лепет, становятся составными частями слов: ма-ма-ма – «мама». Малыш начинает обозначать определенные предметы звуковыми сочетаниями например: машина – «би-би» и др. Одновременно с этим у детей этого возраста обычно проявляется новый интерес – рассматривание книг с картинками. Узнавая на картинках знакомые предметы или показывая их по просьбе взрослого, дети обозначают их лепетными словами.
- К году словарь обычно достигает 8-10, а иногда и большего количества «слов» (баба, киса, му, бэ и др.), которые имеют конкретное значение. К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи.
Развитие речи ребенка первого года жизни
Первый звук, который издает ребенок, — это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата. И каждая мама в первые дни жизни младенца с особой нежностью и тревогой прислушивается к тому, как он причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит — то требовательно, то жалобно, с каждым часом приближаясь к моменту «величайшего открытия».
С чего начинается общение? Известно, что в первые две-три недели жизни ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению к взрослому. Но несмотря на это родители постоянно с ним разговаривают, ласкают, ловят его взгляд. Именно благодаря любви взрослых, которая выражается в таких простых действиях, ребенок в конце первого месяца жизни начинает сначала отвечать на них, а чуть позже и сам проявляет инициативу так называемым комплексом оживления. Младенец смотрит взрослому в глаза, улыбается, радостно гулит, размахивает ручками, выгибается всем тельцем, демонстрируя удовлетворение от его присутствия и привлекая к себе его внимание.
Любящая мать с первых дней всматривается в лицо малыша, стараясь поймать его взгляд. Ей даже кажется, что он узнает ее и радуется ее появлению. Так оно и есть. Как только вам покажется, что малыш смотрит на вас — улыбнитесь ему. Этим вы поддержите его первые инициативы в общении. К концу второй недели жизни ребенок может фиксировать объекты взглядом, а чуть позже — прослеживать их движение. В этом возрасте он уже хорошо знает маму — ее голос, запах, звук шагов. Лицо матери, ее глаза с самых первых дней — богатый источник информации и подкрепление первых активных попыток малыша установить связь с миром.
В возрасте от трех до пяти-шести недель такое общение глазами особенно важно для младенца. Он упорно, день за днем, в течение всего времени бодрствования старается поймать и удержать взгляд матери. Он еще не умеет улыбаться, но в ответ на ласковый разговор и улыбку матери мышцы его лица расслабляются, и мама видит, что малыш испытывает удовольствие от общения с ней.
К полутора месяцам контакт глазами становится уже прочным, самостоятельным средством общения. Ведь к этому времени у него появляется новое средство, которое уже активно употребляет мать, а ребенок еще только осваивает, — улыбка. Улыбка — выражение радости и удовольствия, средство общения, безотказный способ привлечь внимание взрослого, удержать его около себя, заставить вступить в общение и, конечно, заговорить.
Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до тридцати голосовых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, вы не пугаете малыша, не создаете почвы для тревожности и страхов. Грубые разговоры, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и бессонные ночи, и плач без видимых причин.
Общеизвестно, что плач — это плохо, это сигнал, что надо поменять пеленки, дать соску и т.д. Но ведь плач — это не только сигнал неудобства и недовольства, а и призыв к общению, это самый первый язык ребенка, форма проявления желания и понимания.
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании, доброжелательности, любви. Привязанность к взрослому, которая возникает у ребенка в первые месяцы, делает его очень восприимчивым к общению. Взрослый, разговаривая с малышом, лаская его, воздействует на все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится подражать ему. Так, эмоциональное общение ребенка со взрослым, оказывая решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, становится ведущей деятельностью ребенка первого полугодия жизни.
Ничто не может заменить теплого, эмоционального взаимодействия взрослого с ребенком. Если ребенок этого лишен — возникает отставание и сложности в развитии: он растет вялым, безынициативным, его речь и познавательная деятельность отстают от нормы, возникают трудности в общении. И только в личностном общении у ребенка возникает ощущение своей нужности другому, так необходимое для возникновения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе.
Подготовка к овладению языком начинается уже в 2—4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. В психологии этот этап принято называть периодом гуления. Ребенок произносит задненебные и гласные звуки, чем-то напоминающие сочетания «ГХАИЫ», «ГХОИУ» — отсюда исток доброй традиции «огукать» с детьми.
Следующая ступень в подготовке к овладению языком — период лепета или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни ребенка и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений. Как пишет Л.С. Выготский, ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав «ам-ам», можно получить есть, а сказав «мама», можно позвать маму.
Есть данные, подтверждающие, что еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов. Наблюдательная мама может заметить, что примерно в 8 месяцев ребенок подражает звукам, которые слышит. Ребенок называет собаку «ав-ав», корову — «му», появляется ряд подражаний словам, которые произносят взрослые.
Первые слова ребенок произносит в конце первого года жизни. Как правило, у девочек 11—12 месяцев в активном словаре имеется уже около десяти слов. К мальчикам первые слова приходят в 13—14 месяцев — в речевом развитии девочки опережают мальчиков примерно на 4—5 месяцев. Тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребенка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды — все это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи. Постоянное овладение речевыми навыками находит отражение в формировании мышления ребенка, а также его личности, характерологических особенностей.
Желательно, чтобы каждая мама вела дневник и фиксировала не только знаменательные даты в физическом развитии ребенка, но и периоды речевого развития малыша. Если родителей что-то тревожит, настораживает, например, выпал период гуления, запаздывает период лепета, надо незамедлительно обратиться к специалистам: оториноларингологу, детскому невропатологу — неонатологу, педиатру, логопеду.
Уже в раннем возрасте необходимо обратить внимание на развитие слухового внимания. Начиная с 6—7 месяцев ребенок определяет направление звука — колокольчика, дудочки, погремушки. Продемонстрировав, как они звучат, родители могут предложить ребенку по подражанию постучать то громко, то тихо. Малыш уже готов слушать музыку, и если внимательно понаблюдать за ним, можно определить» какая ему больше нравится. Уже в период гуления он оживляется, начинает «подпевать», стучит ручками, ножками. Позже, месяцев с 7—8, приплясывает, хлопает в ладоши, «поет». Нет детей, которые оставались бы равнодушными к звукам музыки.
В конце первого года жизни ребенок правильно реагирует на многие, обращенные к нему слова. Мы говорим: «Покажи носик!», «Сделай ладушки!», «Где мама?» — и он показывает нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму. Он чувствителен к интонации, адекватно реагируя на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу. В первые шесть месяцев жизни малыш особенно нуждается в эмоциональном общении со взрослым и важно не содержание, а веселая интонация, улыбка — он оживляется, усиливаются голосовые реакции. А после шести месяцев одной эмоциональности в общении ребенку уже недостаточно. Его надо учить понимать короткие, легкие, не больше двух слогов слова, заканчивающиеся гласным звуком.
Допустимы звукоподражательные слова: «киса», «ам-ам», «бобо», «ав-ав». Каждая мама, да и все взрослые в семье, должны следить за своей речью, за правильностью и четкостью в произношении звуков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для подражания. Взрослые, ухаживающие за детьми, должны постараться избавиться от недостатков собственной речи. Не стоит непрерывно говорить с ними — это их утомляет.
И еще одно условие: с ребенком надо разговаривать о том, что находится в круге его внимания. Во время кормления мама может привлечь его внимание к чашке, тарелке, ложке. С детьми надо говорить только о том, что они сами видят, чем заняты. Помимо всего прочего, им необходимо создавать такие условия, чтобы они просили взрослого о чем-то, чтобы их желания не предупреждались прежде, чем они успеют выразить их словом или жестом.
После шести месяцев можно заняться артикуляционной, то есть речевой моторикой. Например, ребенок улыбается — активизируются мышцы губ. Для активизации языка подходит упражнение «лошадка». Чем раньше вы научите малыша щелкать языком, присасывая язык к небу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (ш, ж, р, л и т.д.).
К концу первого полугодия жизни ребенок начинает все больше интересоваться окружающими предметами. На первый план выходят совместные предметные действия, они и становятся ведущей деятельностью ребенка во втором полугодии жизни. Конечно, внимание, ласковые прикосновения по-прежнему необходимы малышу, но теперь они становятся лишь фоном — ребенок хочет играть, действовать с предметами. Проявляя интерес к окружающим предметам, он, пробует и кусать их, и извлекать из них звуки. Но часто уже через 2—3 минуты игрушка брошена, а малыш опять зовет маму. И снова просит ту же игрушку, пытаясь объяснить ей, что мир они должны осваивать вместе! Самостоятельно, один на один, ребенок может познать только то, что доступно, — физические свойства мира. Любая же игрушка — очень сложная искусственная модель, в которой заложены и информация о свойствах предметов, и способ действия с ними, и, что очень важно, — отношение к ним. Только в совместной деятельности с ним малыш может все это освоить. Конечно, малыш должен (и будет!) играть самостоятельно. Но игрушка не замена взрослого. Находите такие игры, которые нравились бы и ребенку, и вам и научитесь играть с малышом, включаясь в его жизнь. Например, позанимайтесь с ребенком пальчиковой гимнастикой.
На большое стимулирующее значение функции руки указывают исследования деятельности детского мозга, психики детей. Уровень развития их речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С 6—7 месяцев можно приступать к тренировкам пальцев рук — массажу кистей рук, каждого пальчика, каждой его фаланги. Разминать и поглаживать их в течение двух—трех минут надо ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. Хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки:
Сорока-белобока Кашку варила. Детишек кормила, Этому дала. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала…
При этом указательный палец одной руки выполняет круговые движения по ладони другой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. Другой вариант этой потешки — большой палец не загибается: … А этому не дала: Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил — Тебе ничего нет!
Дети загибают в кулачок и разгибают поочередно пальчики левой и правой руки. Мама помогает удерживать их от непроизвольных движений. Можно использовать и такие стишки: Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик— Я. Или: Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик — прикорнул. Этот пальчик — уж заснул. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора.
Для тренировки пальцев рук можно использовать упражнения и без речевого сопровождения. Сначала все упражнения родители демонстрируют сами. Например: «пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Человечек побежал» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Слоненок» — средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу. Если у родителей богатое воображение, они придумают и расскажут сказки, сопровождая их изображением различных фигурок, сложенных из пальцев. Занятия должны приносить ребенку радость и выполняться им легко, без лишнего напряжения.
Хочется еще раз обратить внимание родителей, что второе полугодие жизни — период освоения ребенком мира предметов и их свойств. Существенно вырастает двигательная активность ребенка: он ползает, требует игрушки, пытается выпрыгнуть за пределы манежа. Ушибы, физическая боль не самые опасные последствия нового периода жизни во второй половине первого года жизни малыша. Гораздо хуже, если активность младенца вызывает неприятие взрослого, торопящегося поскорее завершить необходимый уход за ребенком и уложить его спать. Очень часто одни и те же события имеют для взрослого и ребенка разную психологическую ценность. То, что взрослому кажется пустяком, часто оказывается очень важным для ребенка. Например, в ванне малыш заинтересовался блестящими кранами, рассматривает и изучает их. Взрослый хочет побыстрее закончить купание и насильно отрывает ребенка от кранов, тот кричит от возмущения. Ребенка нужно понять — прервано обследование, формирующее в данный момент психологические механизмы восприятия, создающее индивидуальные установки на преодоление препятствий и самостимуляцию познавательной активности.
Развитие интеллекта, памяти, внимания малыша в этом возрасте во многом зависит от разнообразия предоставленных возможностей его действий с предметами, поэтому искусственное прерывание спонтанной активности вашего малыша может тормозить его интеллектуальное развитие.
Шевцова Е. Е. Воробьева В. Е.
Что делать маме
«Заражая» младенца положительными эмоциями, мать стимулирует его интерес к внешнему миру, а поскольку удовлетворение этого интереса сопряжено с тратами физиологических ресурсов, то она стимулирует в определенном направлении и обменные процессы, и дифференциацию тканей в организме своего младенца. Наоборот, передавая младенцу отрицательные эмоции, мы подавляем не только его интерес к внешнему миру, но и определенные биологические процессы его организма. Не лучше, когда окружающие ребенка взрослые «заражают» его слишком сильными аффективными эмоциями.
Эти энергоемкие эмоции истощают нервную систему ребенка и могут привести к соматическим заболеваниям. Механическое выполнение взрослым режимных моментов, его равнодушное, безразличное отношение к маленькому ребенку исключает возможность вообще, какого бы то ни было эмоционального контакта. С таким взрослым у ребенка не возникает потребности общения, а потому не развивается познавательный опыт и не формируются необходимые коммуникативно-познавательные средства. Возникает угроза задержки психического развития и расстройства дальнейшего взаимодействия ребенка со взрослым. Мозг ребенка развивается неправильно или задерживается, при отсутствии или дефиците внешних раздражений.
И, наоборот: интерес к взрослому, любознательность к внешнему миру и коммуникативно-познавательная активность вызываются и поддерживаются, как мы видели, исходящими от взрослого положительными эмоциями. Поэтому можно еще раз повторить, что для младенческого возраста эмоциональное общение ребенка со взрослым — не роскошь, а первейшая необходимость, условие формирования его психики по человечески социальному типу. Лишение младенца эмоционального внимания взрослого ведет в этом раннем возрасте прежде всего к аномальному развитию личности ребенка.
Если родители заметили неблагополучие, и это не один симптом, а несколько (отсутствие лепета, гуления, изменение голоса, поведения), то следует обратиться к специалистам. И тогда, наряду с логопедической коррекцией (массаж, артикуляционная гимнастика, стимуляция голосовых реакций), назначается медикаментозное лечение, физиотерапия и др.
Как стимулировать речевое развитие
Чем раньше будет замечено неблагополучие в развитии речи ребенка и чем раньше с ним начинают работать специалисты, тем лучше будут достигаемые результаты: резервные возможности мозга особенно высоки в раннем возрасте, в период когда идет активное становлении речи.
На этапе доречевого развития (1-3 мес.) необходимо побуждать двигательные и коммуникативные функции, вырабатывать и закреплять потребность ребенка в общении со взрослыми, закреплять способность фиксировать взор и прослеживать за движущимся объектом. Постепенно переходите к активной стимуляции тонкой моторики. При отсутствии на данном этапе гуления, нарушении голосовых реакций, врач может назначить наряду с применением медикаментозной терапии, проведение логопедической коррекции (массаж лица, дыхательная и артикуляционная гимнастика). На 3-м этапе предречевого развития (3-6 мес.) малыш манипулирует игрушками, тянет их в рот, переворачивается и ползет к заинтересовавшему его предмету, бросает игрушки и прослеживает за их перемещением. В тех случаях, когда имеет место задержка предречевых навыков, целесообразно проводить их целенаправленную стимуляцию. Например, создавать ситуации, вызывающие у ребенка смех, гуление, как реакции подражания. При необходимости, логопедическая коррекция может состоять из активного логопедического массажа, мероприятий направленых на развитие лепета. На 4-м этапе (6-9 мес.) и 5-м этапе (9-12 мес.) возможности логопедической помощи расширяются.
Наряду с активным массажем и гимнастикой начинают стимулировать движения языка, жевательные движения, движения губ. Стимулируют возможности распознавания интонационной окраски обращенной речи. Проводят стимуляцию лепета и начального слогообразования с помощью соответствующих подражательных или имитационных игр («Ладушки», «До свидания», «Гуси полетели – на головку сели..» и др.) Эффективность логопедической коррекции предречевых нарушений невозможно проводить без активной стимуляции психического развития. После 6 месяцев у ребенка стимулируют целенаправленные действия различными предметами, стимуляция повторных действий, предметно-действенное общение со взрослыми. Со второго полугодия жизни ребенка учат обращаться с предметами, манипулировать ими.
Стадии речевого развития
Развитие речи ребенка до года психологи делят на 4 стадии. Они отличаются рывком в освоении речи, длятся от одного до нескольких месяцев. Нужно понимать, что границы стадий стерты, каждый ребенок индивидуален. Если малыш отстает от какого-то периода на 1-2 месяца, можно говорить о патологии.
- От 0 до 8 недель − стадия крика. Новорожденный реагирует на все плачем, выкриком звуков, носящих носовой оттенок.
- От 2 до 5 месяцев − стадия гуления. Жизнь ребенка окрашивается в интонационные краски. Голос меняется в зависимости от состояния. Общение со взрослыми сводится к произношению и выкрику звуков: г, к, п, м, б, н. Появляются первые слоги: ба, па, ня, на, ля. Первый настоящий смех возникает в 3 месяца.
- От полугода до 7 месяцев − лепет. Физиологически малыш готов произносить отдельные звуки и формировать их в понятные только ему и родным короткие слова: баба, мама, папа, няня, тата, дай, пи и т. д. Стадия называется лепетом, потому что младенец произносит слоги несколько раз, как будто что-то пытается рассказать.
- От 8 месяцев до 12 − стадия первых слов. В норме к окончанию первого года жизни кроха должен произносить до 25 слов. Они не отличаются сложностью, состоят, как правило, из одних и тех же слогов. Малыши в этом возрасте любят придумывать «свои» слова, значение которых понятно только близким.
Звукопроизношение
- О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. На третьем году жизни ребенок имеет право на неправильное звукопроизношение. Так, свистящие звуки (С, З, З’, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные (Р, Р’, Л) он обычно пропускает или заменяет (С-С’; З-С’, В; Ц-Т’; Ш-С’, Т’; Ж-С’, Д’; Ч-Т’; Щ-Т’; Р-Л’; Р’-Л’; Л-Л’)
- При обнаружении у младенцев любых нарушений произносительной стороны речи требует проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительных обследований у других специалистов. Перспективы психического развития, успешность обучения детей с отклонениями в нервно-психическом развитии, их школьная и социальная адаптация зависят от раннего выявления нарушений в познавательной деятельности. Но часто логопеды в поликлинике советуют немного подождать – «раньше 5-ти лет и не приходите». Объяснить это можно тем, что занятия с малышом требуют особого индивидуального подхода, и не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а главное – желанием заниматься с маленькими детьми. Но хороший логопед не будет отмахиваться от встревоженных родителей.
- В случае отсутствия активной речи у малыша 1,5-3 лет необходимо организовать запись на консультацию у грамотных специалистов: невролога, психолога, логопеда, оториноларинголога, провести ряд диагностических исследований. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребёнка нет речи в два года, а и в тех случаях, когда запаздывает развитие или имеется полное отсутствие гуления и лепета. Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволят уточнить характер нарушения, степень его сложности, предположить возможные причины возникновения и организовать адекватную помощь ребёнку.
- В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации человека. Консультации грамотных специалистов и коррекционные занятия с логопедами дефектолагами помогут отличить нарушения речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, нарушения аутистического спектра), поставить более точный диагноз. Ранняя коррекция, проведение систематических логопедических занятий, которые по своей сути являются грамотно организованной игрой, могут полностью компенсировать речевой дефект.
- Значение развития речи в раннем возрасте велико: речь наряду с интеллектом является важным показателем развития малыша, а ее нарушения − свидетельством неблагополучия в психической сфере. Речь отражает успешность (или неуспешность) овладения родным языком – главным социальным приобретением ребенка в этот период.
- Речь ребенка раннего возраста отражает развитие и закладывает основы будущих высших психических функций: памяти, внимания, мышления, а значит всего дальнейшего обучения ребенка, и в конечном счете его социальной адаптации и успешности. Именно поэтому в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста особое внимание уделяется стимуляции (формированию) речевой активности.
Развитие ребенка по месяцам
С первых дней родители и новорожденный общаются при помощи жестов. Младенец говорит о своих потребностях с помощью мимики, крика, движений. С каждым месяцем родителям становится понятнее, что нахмуренные брови и открытый рот обозначают удивление или страх, спонтанный возглас и резкие движения руками и ногами − счастье, радость. Формируется процесс общения, взаимопонимания. Оно достигается посредством речевого развития малыша. Младенец научается каждый день чему-то новому. Важно поддерживать кроху, обогащать его внешний мир красками, яркими эмоциями, постоянным общением, играми.
Ученые и психологи проводили исследование, когда беременная женщина, перед тем как ложиться спать, включала определенную мелодию. После рождения малыша, когда знакомая музыка начинала играть, кроха быстрее засыпал. Общаться с младенцем нужно еще до его рождения, начиная с внутриутробного развития.
Речевое развитие по месяцам до года неразрывно связано с психологией. Без становления внимания, мышления, воображения, двигательной активности, моторики невозможно полноценное освоение речи. Ниже в таблице представлено развитие речи и психологических процессов ребенка до года по месяцам и нормам ВОЗ.
Возраст | Речь | Психологические процессы | Навыки по ВОЗ |
1-й месяц | К концу периода новорожденный перестает плакать при появлении взрослого, возникают первые навыки взаимного общения, когда кроха внимательно слушает речь родителей. | Период приспособления к окружающему миру. Малыш в основном реагирует плачем на знакомые звуки, прислушивается к незнакомым: мобиль, песня, погремушка и т. д., к концу первого месяца подносит ручки к лицу, носу, губам, чтобы они были на виду. | Есть реакция на шум, может следить за игрушкой или погремушкой по вертикали. |
2-й месяц | С 4-6 недель появляется первая улыбка. Она больше носит рефлекторный характер. С 8 недель можно говорить о полноценной ответной улыбке. | Любит подолгу рассматривать незнакомые лица, родных. Если показать крохе предмет на расстоянии 30-50 см, он сфокусирует на нем внимание. | Одновременно и попеременно двигает руками и ногами, есть хватательный рефлекс. |
3-й месяц | Кроха начинает «агукать». Родители активно помогают ему в этом, повторяя и копируя речь малыша. Возникают первые звуки, которые новорожденный в состоянии осилить: г, к, н. | Начинает хватать и удерживать игрушку, следить за погремушкой. | Лежа на животике поднимает голову, узнает близких, начинает агукать. |
4-й месяц | Появляется первый смех. Ребенок может к 16 неделе развития полноценно смеяться в ответ на действия взрослого. Младенец пытается воспроизвести речь взрослого, возникает гуление. | На расстоянии может распознать знакомые лица и предметы. Новый этап в становлении речи, так как начинается этап подражания. | Может вытягиваться вперед и немного поворачиваться из положения лежа на животе. |
5-й месяц | Гулит и имитирует звуки с разнообразной интонацией и продолжительностью. | Младенец реагирует на звук, отмечает его происхождение, пытается повернуться туда, откуда он идет. Возникает пение, переливающееся различными по интонации звуками. | Отличает маму и папу, придерживает грудь во время кормления, выделяет «свою» игрушку, активно играет с ней, при ее виде может успокоиться. |
6-й месяц | В полгода кроха способен внимательно следить за речью взрослого, понимать ее интонационную окрашенность, когда мама ругается или хвалит, жалеет. Появляются первые слоги: ня, дя, ба, ма. | Может использовать в игре обе руки, учится раскачиваться вперед-назад, играет на развивающем коврике с игрушками, зеркалом. Кроха начинает делить людей на две категории: свои и чужие. | Пробует ползти по-пластунски, знает свое имя, хорошо переворачивается, пытается есть самостоятельно, повторяет за взрослым. |
7-й месяц | Малыш активно орудует голосом. С помощью него подзывает взрослого, играет, отвечает по-своему. Появляется первое звукоподражание животным голосам: бебе, гугу, мя и т. д. | Понимает, когда к нему обращаются по имени. Активно играет с конструкторами, смотрит книги, любит мамино чтение. | Первые попытки встать, уверенно сидит, произносит несколько слогов. |
8-й месяц | Появляется первый лепет, когда кроха начинает активно повторять слоги: баба, папа, дада, няня. Словарный запас малыша увеличился на несколько звуков. Теперь он может произносить: а, э, к, г, п, б, м. Реагирует на незнакомого человека. | Ребенок начинает активно проявлять свое «я». С помощью крика, плача добивается своего, проверяет маму и папу на терпение. В этот период важно не переборщить с запретами и не позволять крохе быть главным в семье. | Может есть сам, держа ложку в руке, перекладывает игрушку из одной руки в другую, поднимает ее с пола. |
9-й месяц | С малышом можно играть в подходящие по возрасту игры. Он с удовольствием общается со взрослым, лепечет, пытается с помощью голоса передать эмоции. | Начинает самостоятельно передвигаться, что сказывается на речевом развитии. Если правильно организовать досуг малыша, игры окажутся познавательными и стимулирующими говорение. | Ползет и тянется к интересующим предметам. |
10 месяцев | В словарном запасе у крохи имеются уже 2-3 слова, которые понятны только родным. Они могут зависеть от конкретной ситуации. Зачастую это: мама, баба, папа, дай, ня, няня, ляля. | Происходит взаимосвязь между моторикой и мышлением, движения малыша приобретают большую координацию. Кроха активнее владеет пальчиками и руками. Можно предлагать самостоятельно есть пюре с помощью детской ложки. Характерная черта возраста − бросать игрушки. | Признает «своих», не играет с чужими людьми, может играть в прятки, произносит первые кроткие слова: баба, мама, папа, няня, дай. |
11 месяцев | В словарном запасе есть 3-4 активно употребляемых слова. Ребенок играет в «Ладушки», эмоционально отвечает на действия взрослого в зависимости от ситуации. | Происходит первое общение на улице или в гостях с другими детьми. Крохе интересно говорить на своем языке с малышами, находить отличительные и одинаковые черты с собой. | С помощью крика, плача выражает недовольство, ползет назад и вперед. |
12 месяцев | Малыш может отвечать на просьбы взрослого, соотносит слово и предмет. Можно начинать играть в игру, подразумевающую нахождение предмета: «Где лампа? Где мама? Где баба? Где ручки?». | Заканчивается этап младенчества. Малыш имеет характер, который проявляется в игре со взрослыми, детьми. Возникает кризисный период, когда многое сопровождается криком и плачем. | Пытается встать на ноги, может произносить слоги, подражает родителям в интонации речи. |
Про организацию занятий
Развитие речи ребенка происходит в каждый момент его жизни. Бытовые ситуации, среди которых подготовка ко сну, умывание, прием пищи протекают почти в одних и тех же условиях. Это помогает обогатить словарь детей и закрепить речевые навыки. Обращение к детям по разнообразным поводам формирует у них потребность в общении. При этом нужно активнее использовать приятные для ребенка игровые и бытовые ситуации. Например, умывая или купая ребенка, можно напевать на ходу сочиненную песенку, обращая внимание малыша на части тела и лица, о которых в ней поется, ласковым прикосновением:
- Где же, где же, где же, где же, где же наши ручки? (2 раза)
- Вот они, вот они, вот наши ручки. (2 раза)
- Где же, где же, где же, где же, где же наши ножки? (2 раза)
- Вот они, вот они, вот наши ножки. (2 раза)
- Где же, где же, где же, где же, где же наш животик? (2 раза)
- Вот он, вот он, вот наш животик. (2 раза)
- Где же, где же, где же, где же, где же наши глазки? (2 раза)
- Вот они, вот они, вот наши глазки. (2 раза)
- Где же, где же, где же, где же, где же наши щечки? (2 раза)
- Вот они, вот они, вот наши щечки. (2 раза)
Ласковый голос матери, приятные поглаживающие движения будут стимулировать самостоятельные голосовые реакции ребенка.
Одного только общения с малышом в быту недостаточно для его развития. Необходимо использовать речь в предметной и игровой деятельности. Также желательно проводить специально организованные занятия (игры-занятия). Важно учитывать, что в раннем возрасте все задания, которые даются ребенку, следует предлагать как занимательную и интересную игру. Только на положительном эмоциональном фоне малыш сам захочет произнести новое слово, повторить услышанное им сочетание звуков или фразу.
При разучивании новых слов следует всегда сначала использовать игрушку или предмет, а затем картинку. Если ребенок легко узнаёт и называет знакомые предметы и игрушки, следует постепенно переходить к работе с предметными и сюжетными картинками.
Логопед, нейродефектолог Елена Геннадьевна Тимощенко, автор цикла лекций Территории Здоровья «Раннее развитие речи и интеллекта ребенка».