Изучаем буквы для детей 3-4-5-6 лет в играх Жукова. Прописи, задания


С какого возраста лучше начинать учить буквы, особенности процесса и рекомендации

Родители часто ошибочно полагают, что чем раньше они познакомят ребёнка с буквами, тем быстрее он их запомнит и научится читать. Детские психологи стараются объяснить взрослым, что для усвоения материала ребёнок должен подрасти. Нецелесообразно показывать малышу до года карточки с буквами, или заставлять заниматься 2-летнего ребёнка, как на уроке, в школе. В это время дети ещё не способны воспринимать информацию так же, как взрослые.

Неверные методы обучения могут отбить желание детей учиться надолго, и в школе им будет тяжелее настроиться на изучение родного языка. Занятия должны быть интересными и лёгкими. Лучший способ помочь ребёнку выучить алфавит – игра. Занятие должно длиться от 5 до 20 мин, но не больше. Игры должны соответствовать возрасту, чтобы ребёнок был заинтересован и воспринимал новую информацию с удовольствием. Подходящий возраст детей для первого знакомства с буквами – от 3 лет. Нельзя ждать от малыша мгновенного результата.

Чтобы ребёнок овладел хорошим навыком, потребуется много времени. Изучение букв можно разделить на этапы. Каждый из них соответствует возрасту, так как дети учатся воспринимать мир разными способами на протяжении нескольких лет. Придумывая обучающие игры, необходимо делать упор на детское мировосприятие.

Чтобы было яснее, нужно рассмотреть эту таблицу:

Возраст ребёнкаАктивная форма мировосприятияПримеры игр с буквами
3 годатактильнаяДля обучающих занятий подойдут пазлы, пластиковые фигурки букв или модульные коврики.
4 годазрительнаяКарточки, буквари, обучающие мультфильмы.
5 летлогическаяМагниты на холодильнике, пазлы и другие игрушки, которые позволят выучить алфавит в правильном порядке.
6 летсвязующаяКубики с буквами, кассы слогов, магниты и прочие наборы, благодаря которым можно научиться читать по слогам.

Подробнее, о каждом методе обучения, подходящем под определённый возраст ребёнка, можно прочесть далее в статье.

В 3 года

Как говорилось ранее, это подходящий возраст для первого знакомства с буквами. В этот период дети хорошо воспринимают информацию на ощупь, другими словами их форма восприятия тактильная. Это значит, что написанные буквы на бумаге для ребёнка ещё не представляют интереса. Для него они выглядят непонятными чёрточками и точками. Сейчас малышу важно трогать буквы, мять в руках, пробовать их на вкус. Существуют несколько видов обучающих пособий, которые помогут заинтересовать ребёнка.

Примеры:

  • Деревянная мозаика. Малыш может трогать буквы и пытаться найти для них место на специальной доске. Он начнёт подбирать формы, чтобы установить деталь правильно. Этот способ поможет развить мышление и запомнить, как выглядит тот или иной символ.
  • Модульные коврики. Это большие пазлы сделанные из мягкого, приятного на ощупь материала, который можно мять в руках. Яркие цвета привлекают внимание детей. В каждом пазле есть дополнительные отверстия, куда можно вставлять подходящие буквы по частям.
  • Пластиковые фигурки. Они работают по аналогии с ковриками. Из разных палочек и кругов можно составлять формы букв.

Важно играть с ребёнком вместе. Когда он берёт в руки «букву», обязательно нужно произносить звук, который она обозначает. Можно петь детские песни и читать малышу весёлые стихи.

В 4 года

К этому возрасту у детей меняется активная форма восприятия с тактильной на зрительную. Теперь ребёнок знает, как выглядят буквы и даже узнаёт некоторые из них. Детям 4-летнего возраста можно предложить игры с карточками, показывать им буквари и играть с кубиками. Важно сделать упор на изучение связи между символами и звуками. Для этого на карточках и в букварях изображают предметы, названия которых начинаются с определённых звуков. Играя с кубиками можно выбирать буквы и ставить рядом подходящую игрушку.

Например, выбрать кубик с буквой «д», рядом поставить фигурку динозавра, домика и так далее. Сначала следует произносить звуки самостоятельно, а потом просить ребёнка составить свою «комбинацию» из кубика и игрушки. Важно проявлять терпение, не злится и не раздражаться, чтобы не отбить у ребёнка желание заниматься.

В 5 лет

У детей этого возраста формируется логическое мышление. Это время для изучения порядка букв в алфавите. Ребёнку снова можно предложить деревянную мозаику, но теперь его задача не подобрать верные формы, а расставить все символы в правильном порядке. Сначала малыш будет играть по «старым правилам», но зная очертания букв и умея быстро подбирать подходящие пазлы, он начнёт учить последовательность, в которой расположены символы.

Когда ребёнок будет легко управляться с такими заданиями, ему потребуется закрепить знания. Теперь можно поиграть с магнитами в виде букв, расставляя их по порядку на специальной доске или дверце холодильника. Теперь у малыша не будет подсказок в виде пустых пазов под каждую букву. Ему придётся вспоминать последовательность символов самостоятельно.

В 6 лет

Связующая форма мировосприятия ребёнка работает как сравнение, дополнение и поиск связи между теми знаниями, которые он уже получил и новыми. В 6 лет дети должны хорошо знать буквы и их последовательность в алфавите. Этот возраст подходит для знакомства с чтением. Ребёнку можно предложить кубики, из которых он будет составлять слова. Также можно использовать магниты на холодильнике и пластиковые фигурки. Следует объяснить малышу разницу между гласными и согласными звуками, а также научить его читать по слогам.

Важно, чтобы ребёнок правильно произносил звуки, поэтому на протяжении всего обучения нужно озвучивать именно звук, а не название символа. Педагоги начальных классов и старших групп детского сада часто обращают внимание на эту проблему. Например, ребёнка дома учили: «Это буква ЭР, а это ЭЛЬ, а вот эта БЭ». И теперь малышу сложно читать. Он произносит буквы не правильно, вследствие чего читает слово «Бармолей» как «БЭ А ЭР ЭМ О ЭЛЬ Е Й». С последней буквой (Й) бывают особые сложности.

Учим буквы – обучающие задания

В век интернета вовсе не обязательно тратить средства на специальные детские обучающие пособия и занятия. Мы предоставляем нашим посетителям абсолютно бесплатные задания, содержащие буквы для детей и позволяющие в короткое время запомнить алфавит. Обучение для малышей обязательно должно включать элементы игры. Поэтому мы выбрали только те практические задания на изучение букв, которые заинтересуют ребенка.
Благодаря специальным категориям практических заданий можно не только самостоятельно заниматься с малышом без лишних трат, но и выработать у него усидчивость, подготовить к школе. Комплекс упражнений «учим буквы для детей» направлены на развитие ребенка и улучшение процесса запоминания букв в результате игры. Каждая из программ рассчитана на детей дошкольного возраста. Вы можете выбрать игры учим буквы на Ваше усмотрение или поинтересоваться, какая из них больше понравится ребенку.

Прописи

Как выучить с ребенком буквы, играя?

Изучать буквы с детьми с 3 до 6 лет нужно, играя. Можно придумать собственные полезные развлечения, а можно пользоваться проверенными методиками. Некоторые игровые способы обучения были разработаны детскими психологами ещё в начале 20 века и безотказно действуют сегодня. Их используют в детских садах и начальной школе. Для детей эти игры интересны и полезны.

Игры с манкой

Изучаем буквы для детей 3 лет, основываясь на их тактильную форму мировосприятия. Для игры потребуется поднос с бортами около 2 см и манная крупа.

Варианты игр:

  • Высыпать 1-2 стакана крупы на поднос и разровнять. Пальцами писать буквы и произносить звуки. Предложить ребёнку написать такую же букву. Можно рисовать не только руками, но и палочками от мороженого, кисточками или трубочками от молочных коктейлей.
  • Закопать пластиковые или деревянные фигурки букв, затем попросить малыша найти их и назвать звук, которые обозначает буква.
  • На листе картона нарисовать контур любой буквы и обмазать его клеем. Ребёнок должен засыпать буквы тонкой струйкой манки, чтобы получилась аппликация. Пока он будет выполнять задание, можно поговорить с ним об этой букве, произнести звук и название предметов, которые начинаются с этого звука.

Играть с манной крупой можно и детям старшего возраста.

Примеры игр:

  • Выкладывать на поверхности крупы очертания символов шишками, бусинами, пуговицами.
  • Закапывать пластиковые или деревянные фигурки и пытаться определить символы на ощупь.
  • Писать буквы, которые можно изменить, превратив в другие. Например, взрослый пишет букву «Л». Задача ребёнка – дорисовать чёрточку, чтобы получилась «А».
  • Закапывать карточки с буквами на половину, и отгадывать, какой символ «спрятался» в крупе.

Игры с манной крупой помогут не только изучить буквы, но и развить мышление и мелкую моторику.

Ассоциации букв

Такая игра подойдет для детей от 4 лет. Ассоциативный алфавит представляет собой набор карточек или пазлов с изображениями букв и предметов, название которых начинаются с разных звуков. Задача ребёнка правильно подобрать карточки друг к другу. Например, на 1 части пазла изображена буква «Т», и где-то, в других хаотично разложенных карточках с картинками есть изображение трактора. Нужно найти его и соединить с буквой.

Наборы карточек можно купить в магазинах или распечатать самостоятельно. Можно разделить изображения на категории, например: транспорт, животные, еда, бытовые предметы и другое. Такие занятия помогут ребёнку понять связь между буквой и звуком, а также поспособствует расширению кругозора малыша.

Написание букв

Изучаем буквы для детей 5 лет с помощью фломастеров, карандашей и красок.

Варианты игр:

  • Предложить ребёнку написать букву, называя предмет. «На какую букву начинается слово велосипед?»
  • Взрослый пишет букву, которую можно изменить, а ребёнок добавляет недостающие элементы. Например, из буквы «О» сделать букву «Ю».
  • Изучая гласные и согласные звуки, предложить ребёнку написать буквы разным цветом. Например, гласные – красны, согласные – зелёным.

Для детей младшего возраста символу можно писать не на бумаге, а на песке. Зимой можно развести в бутылке краску с водой и рисовать буквы на снегу. Такие игры развивают мышление и помогают ребёнку запомнить, как выглядят символы алфавита.

Лепка букв из пластилина

Использовать пластилин в изучении букв можно с 3 лет. Дети этого возраста быстрее усваивают новую информацию через тактильные ощущения.

Варианты игр:

  • Скатывать колбаски, разрезать их стеком и собирать в единый символ, произнося звуки.
  • Раскатывать ровный пласт пластилина и вдавливать в него пластиковые фигурки, затем вынимать их. Ребенок должен сказать, какая буква получилась. Дети старшего возраста часто пишут буквы в зеркальном отражении. Эта игра поможет размещать символы правильно, что в будущем поможет избежать ошибок в написании их на бумаге.
  • Прятать букву в куске пластилина. Ребёнок должен «освободить» её от пластичной массы и правильно назвать.
  • Лепить фигурки предметов, название которых начинается с определённого звука.

Для занятий лучше выбрать тесто для лепки. Его легко удалить с пластиковых и деревянных фигурок.

Разукрашивание букв

Можно купить или распечатать самостоятельно раскраски с буквами. Существуют несколько вариантов картинок, где задания отличаются.

Примеры:

  • Раскрасить букву и предмет, изображённый рядом с ней. Спросить малыша как называется эта буква и что изображено на картинке, какая между ними связь.
  • Раскрасить согласные буквы тёмными цветами, а гласные – яркими, или, наоборот.
  • Заштриховать элементы букв линиями в таком направлении, котором их следует писать.

Раскрашивание помогает подготовить руку к письму и научится правильно держать карандаши, ручки и кисти.

Обведение контуров

Изучаем буквы для детей 5 лет с помощью контурных рисунков. Их можно создавать самостоятельно, распечатать на принтере или купить пособие для дошкольников.

Варианты игр:

  • Обвести контуры букв по точкам, не вылезая за намеченные линии.
  • Дорисовать недостающие части букв, следуя контурам.
  • Дорисовать символам глазки, ножки и ручки. Это занятие развивает творческое мышление и фантазию.

Ребёнку 6 лет можно предложить прописи для дошкольников, где конуры букв плавные. Это поможет усвоить базовые знания о том, что такое письменный шрифт.

Печенье из букв

В продуктовых магазинах можно легко найти печенье в форме букв. Это один из универсальных способов научить ребенка различать символы, потому что он подходит для любого возраста. Играть можно во время завтрака или полдника. Детям от 3 лет будет интересно трогать печенье, ломать и есть.


Изучаем буквы для детей 3-4-5-6 лет с помощью печенек.

Варианты игр с печеньем для детей от 4 лет и старше:

  • Ребёнок достаёт из пакета печенье наугад. Перед тем как съесть его, малыш должен правильно произнести звук или название предмета, которое начинается с этой буквы.
  • Составлять слова из букв.
  • Предложить ребёнку разделить порцию печенья на 2 части, где слева будут гласные буквы, а справа согласные.
  • Отдать детям порцию печенья, называть какую-нибудь определённую букву из «набора». Малыши должны найти её и съесть.

Печенье можно печь самостоятельно, если купить специальные формочки.

Карточки с буквами

Изучаем буквы для детей 6 лет с помощью карточек. Их можно изготовить самостоятельно или купить в магазине.

Варианты игр:

  • Расположить карточки в алфавитном порядке.
  • Найти 2 одинаковые буквы.
  • Составить слово из карточек.
  • Разделить их на гласные и согласные.

Можно играть с карточками вместе, выдавая их ребёнку и себе по 7 штук. Из тех, что попались игроку в руки, он должен составить слово. Каждой букве можно присвоить разное количество очков. Заменить карточку другой можно, но придётся пропустить ход. Игроки заранее договариваются, до какого количества очков они будут играть, и кто вперёд наберёт баллы, тот победит.

Кубики Зайцева

Эти кубики отличаются от других. На каждой грани написана не 1 буква, а слог, точнее склад, так называет сочетание 2 букв профессор Зайцев. Он посчитал, что в русском языке много сложных слогов, которые могут состоять из 3,4 и 5 букв. Поэтому детям сложно учится читать. Используя кубики со складами, процесс обучения становится лёгким и приятным. Учителя и педагоги младших классов высоко оценили данный способ обучения и признали его эффективным.

Ребёнок, играя с кубиками Зайцева, учится не только читать, но и воспринимать буквы на слух, различать гласные от согласных, мягкое звучание от твердого.

Как простые кубики помогают изучить и запомнить столько информации:

  • Все слоги на гранях кубиков начинаются с согласных букв.
  • Мягкие и твердые звуки написаны на кубиках разного размера.
  • Кубики различаются по цвету. В каждом из них есть наполнитель, который звучит глухо или звонко, в соответствии со слогами на гранях.
  • Цвет букв отличается в зависимости от того, согласные они или гласные.

Играть с кубиками Зайцева можно разными способами. В наборе есть правила и инструкции.

Приемы быстрого изучения гласных

Изучить гласные буквы вместе с ребёнком можно, если объяснить малышу, что звуки, которые легко произносятся и не встречают преград, называются гласными, и их можно петь очень долго. Можно поиграть в забавную игру «кто дольше споёт букву». В грудь нужно набрать как можно больше воздуха и петь вместе 1 букву, например: «А-а-а-а…». Кто запнётся или остановиться, тот проиграл. Существуют и другие способы, такие как карточки, цвета, составление слогов.

Однако, объяснение о том, что буквы можно петь, работает хорошо и большинство детей сразу понимают, что от них требуется.

Учим буквы в игровой форме

Как учить буквы с ребенком – вопрос который беспокоит каждого родителя. Для детей любое занятие воспринимается легче в игре. Так учить буквы в игровой форме для малыша будет очень просто и понятно. Игра в детском возрасте — это основа всей жизни ребенка. Научить малыша чему — либо лучше по средствам игры, и он сам не заметит, как начнет больше понимать и запоминать.

Как учить буквы с малышом станет понятно уже с первых строк наших заданий. Алфавит можно показывать по одной букве, желательно чтобы каждая буква была индивидуальна и неповторима. То есть каждая буква должна быть из разных материалов и цветов. На нашем сайте childdevelop представлено большое разнообразие вариантов обучающих упражнений в форме игры. У нас Вы без труда подберете нужную форму изучения букв для вашего малыша.

По началу, ребенку нужно будет объяснить, как заниматься, при этом говорите своему малышу, что эта не занятие, а просто такая игра – «изучаем буквы». Так он будет с большим удовольствием заниматься. Поначалу занимайтесь вместе с вашим ребенком, разбирая и объясняя все непонятные моменты. Через короткий промежуток времени ребенок сам заинтересуется предложенной игрой и будет самостоятельно учить детские буквы. Для родителей это будет возможностью некоторое время заняться своими делами. И совсем скоро малыш начнет показывать неплохие результаты. Вы будете гордиться своим чадом. Долгие занятия выматывают и утомляют, а в форме игры не доставляют особого напряжения.

Методика Глена Домана

Глен Доман – основатель института, где изучают мозговую активность и умственный потенциал человека в целом. Он разработал уникальную систему обучения детей по карточкам, которая была признана эффективной.

Доман выяснил, что дети легче запоминают целые слова, нежели буквы и слоги. Он утверждает, что учить ребёнка нужно показывая ему карточки с целыми словами, разделёнными на слоги чёрточками. Цвет букв должен быть красным, а карточки крупными, около 30х30 см.

Профессор уверен, что дети должны учится чтению так же, как и воспринимать речь на слух.

Беглое чтение для детей 4-6 лет

Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

Обычно обучение происходит таким образом. Вначале детям показывают карточки со словами, написанными на белом картоне красным крупным шрифтом. Каждое слово четко проговаривается. Занятия продолжаются всего 5-10 секунд, за это время показывается несколько карточек со словами одной группы. В течении дня Доман рекомендует повторять такие занятия десятки раз. Мама сама определяет частоту и темп занятий. По мере освоения чтения добавляют карточки с красными крупными точками, обучающие ребенка счету. Благодаря данному пособию вы поможете вашему ребенку развить речь, мышление, воображение и память. К тому же, занятия проходят в очень увлекательной форме. Обучение не займет много времени, вашему крохе будет достаточно пятиминутных роликов несколько раз в день.

С первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и заканчивая изображением растений, животных, великих людей и исторических событий и многого другого. Показывая картинки, взрослый произносит сначала название, в будущем добавляя все новые и новые факты.

Грамота

;
Буквы
; ;
Книжки
; Статьи; Логопедия;

Чтение слогов разной сложности по Жуковой

Надежда Жукова – известный советский педагог и логопед, которая изобрела новый способ обучения детей чтению. Её методика была признана эффективной, и теперь используется не только в России, но в нескольких других странах.

Главные отличия методики Жуковой, от привычной школьной программы:

  • Ребёнку не обязательно знать все буквы алфавита. Он выучит их выполняя другие задания.
  • Сначала нужно объяснить не то, как выглядят буквы, а что такое гласные и согласные звуки.
  • Научить ребёнка «петь» буквы и составлять из гласных слоги.
  • Научить ребёнка составлять слоги из 2 букв, гласной и согласной.
  • Перейти к изучению более сложных звуков.
  • Обучить малыша чтению по слогам.

Буквари и книги, написанные Надеждой, имеют огромную популярность и выпускаются миллионными тиражами. Задания простые и понятные, а главное, интересные для детей разного возраста. Изучать буквы с детьми от 3 до 6 лет нужно постепенно. Не стоит торопить ребёнка и волноваться, если он не успевает запоминать новую информацию также быстро, как его сверстники. Также детские психологи советуют «снять возрастное ограничение» для детей младше 3 лет. Если они сами интересуются буквами, то начинать обучение можно раньше рекомендуемых сроков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]