- Главная
- Развитие речи
Звуки [Л] и [Ль] ребенок в норме начинает проговаривать правильно с 3 лет, дифференцировать мягкий и твердый вариант с 3,5 лет. Если родители замечают нарушения произношения, смешение звуков, пора браться за дело самим или обращаться за помощью к логопеду. Рассмотрим дифференциацию звуков [л], [ль] в стихах, текстах, игровых упражнениях.
Постановку и автоматизацию звуков [л], [ль] нужно проводить с 4-летнего возраста. Занятия должны длиться не более 20-25 минут. Не старайтесь научить детей правильно говорить с помощью строгих уроков, делайте упор на игру: лабиринты, картинки, загадки, стихотворения, познавательные тексты. Каждое занятия начинайте с артикуляционной гимнастики на звук [л] для мышц языка, щек, гортани. Простые упражнения помогают ребятам настроиться на работу с логопедом и поддерживают речевой аппарат в тонусе.
Упражнения
Начнем с классических упражнений, которые рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проводить занятия по этому списку игр может профессиональный логопед и родитель в домашних условиях.
Слоги
Это чтение или повторение слоговых таблиц. Делать задание нужно по 2-3 минуты несколько раз в течение дня.
В прямых слогах:
ЛЯ-ЛЯ-ЛА | ЛЁ-ЛЁ-ЛО | ЛЮ-ЛЮ-ЛУ | ЛИ-ЛИ-ЛЫ |
ЛА-ЛА-ЛЯ | ЛО-ЛО-ЛЁ | ЛУ-ЛУ-ЛЮ | ЛЫ-ЛЫ-ЛИ |
ЛА-ЛЯ-ЛА | ЛО-ЛЁ-ЛО | ЛУ-ЛЮ-ЛЁ | ЛЫ-ЛИ-ЛЫ |
ЛЯ-ЛА-ЛЯ | ЛЁ-ЛО-ЛЁ | ЛЮ-ЛУ-ЛЮ | ЛИ-ЛЫ-ЛИ |
В обратных слогах:
АЛЬ-АЛЬ-АЛ | ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛ | УЛЬ-УЛЬ-УЛ | ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛ |
АЛ-АЛ-АЛЬ | ОЛ-ОЛ-ОЛЬ | УЛ-УЛ-УЛЬ | ЫЛ-ЫЛ-ЫЛЬ |
АЛ-АЛЬ-АЛ | ОЛ-ОЛЬ-ОЛ | УЛ-УЛЬ-УЛ | ЫЛ-ЫЛЬ-ЫЛ |
АЛЬ-АЛ-АЛЬ | ОЛЬ-ОЛ-ОЛЬ | УЛЬ-УЛ-УЛЬ | ЫЛЬ-ЫЛ-ЫЛЬ |
Следующий шаг — включение в слог еще одной согласной или гласной:
ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛА | ПЛЁ-ПЛЁ-ПЛО | ПЛЮ-ПЛЮ-ПЛУ | ПЛИ-ПЛИ-ПЛЫ |
ПЛА-ПЛА-ПЛЯ | ПЛО-ПЛО-ПЛЁ | ПЛУ-ПЛУ-ПЛЮ | ПЛЫ-ПЛЫ-ПЛИ |
ПЛА-ПЛЯ-ПЛА | ПЛО-ПЛЁ-ПЛО | ПЛУ-ПЛЮ-ПЛУ | ПЛЫ-ПЛИ-ПЛЫ |
ПЛЯ-ПЛА-ПЛЯ | ПЛЁ-ПЛО-ПЛЁ | ПЛЮ-ПЛУ-ПЛЮ | ПЛИ-ПЛЫ-ПЛИ |
АЛЯ-АЛЯ-АЛА | ОЛЁ-ОЛЁ-ОЛО | УЛУ-УЛУ-УЛЮ | ЫЛИ-ЫЛИ-ЫЛЫ |
АЛА-АЛА-АЛЯ | ОЛО-ОЛО-ОЛЁ | УЛЮ-УЛЮ-УЛУ | ЫЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛИ |
АЛА-АЛЯ-АЛА | ОЛО-ОЛЁ-ОЛО | УЛУ-УЛЮ-УЛУ | ЫЛЫ-ЫЛИ-ЫЛЫ |
АЛЯ-АЛА-АЛЯ | ОЛЁ-ОЛО-ОЛЁ | УЛЮ-УЛУ-УЛЮ | ЫЛИ-ЫЛЫ-ЫЛИ |
Важно не торопиться при чтении слогов, а следить за четкостью произношения звука, его мягкостью и твердостью.
Слова
Используйте открытые и закрытые слоги в словах для составления логопедических карточек. Примеры формируйте в ряды по 3-4 штуки в каждом:
Пыл – пыль – пуля – пели.
Ляля – Лолла – Лика – Лена.
Слог – слон – клон – полон.
Лак – флаг – кулак – лавка.
Мыл – намыл – помыл – подмел.
Для ряда слов важно подбирать близкие по звучанию примеры, чтобы у ребенка развивался фонематический слух.
Словосочетания
Дошкольник медленно повторяет за педагогом словосочетания, сложность примеров повышайте на каждом уроке, но постепенно. Если малыш не справляется, не повторяет слова четко, возвращайтесь на прежний уровень и отрабатывайте уже пройденный материал до автоматизма.
Школьный бал; Зеленый луг; Любимая морковка; Туалетной мыло; Холодный пол; Ледяная лужа; Теплое лето; Поймали моль; Съел лимон; Лесной ландыш; Золотое кольцо.
Предложения
Для детей дошкольного возраста достаточно включать в предложения для повторения 3-4 слова.
Наша Юля егоза. У Коли флажок. На поляне лебеда. Летят самолеты далеко. Колол Коля колья. В кулачке колос. Лолла и Лика делят все пополам. В поле стоит олень.
На заметку! Предложите ребенку складывать предложения самостоятельно по картинкам, а потом повторять их. Например, положите на стол такой набор карточек: лимон, слон, и написанный глагол любит. Получится, слон (не) любит лимон.
Загадки
Интересные загадки нужно не только отгадывать, но и заучивать наизусть.
Я землю копала, Совсем не устала. Устал тот, Кто мной копал. (Лопата)
Белый на белом, Натоптал, где бегал. Рыженький пройдет, И следы прочтет. (Лис и заяц)
Вот булавки и иголки, Выползают из-под койки. На меня глаза глядят, Молока спросить хотят. (Ежик)
Стихотворения
Стихотворные тексты являются эффективным методом устранения речевых нарушений у детей разного возраста. Малышам дошкольного возраста предлагайте выучить 1-2 четверостишья и большие рифмованные зарисовки не реже одного раза в неделю.
Ливень льет! Пляшут капли в луже! Плот плывет! Никому не нужен! Лягушонок влез на плот! И вопит: “Ура! Вперед!”.
Люблю голубику, Люблю землянику, Люблю и калину, Люблю и клубнику.
Было небо голубое, Было солнце золотое, На крылечке пес лежал, Парень деревце сажал. Было тихо и тепло. Время медленно текло.
Не забывайте объяснять детям смысл незнакомых слов в стихах, текстах, других упражнениях.
Пословицы
Небольшие пословицы нужно читать или повторять за взрослым:
- Даже маленькая ложь за собой большую ведет.
- Капля за каплей камень долбят.
- Не нужно хвалиться началом, хвались концом.
- Пальчик слаб, а кулак силен.
- Кончил дело, гуляй смело.
- Отольются волчишке, овечкины слезки.
- Не все золото, что блестит.
- Поскользнулся — это еще не упал.
После чтения пословиц беседуйте с детьми о смысле фразы, выбирайте поучительные и интересные примеры по возрасту воспитанников.
Скороговорки
Чистоговорки лучше записывать в тетрадь и заучивать наизусть. Посоветуйте родителям проговаривать такие предложения вместе с ребенком на прогулке, перед сном, хором всей семьей, чтобы не превращать игру в строгий урок.
- Мал соловей, а голос силен.
- Еле-еле Лена ела, от лени видно есть не хотела.
- И там я был, ту быль слыхал.
- Галя на проталинке намочила валенки. Валенки у Галеньки сохнут на завалинке.
- Быть хозяйкой не легко, убежало молоко.
- У липы липовой листок, целебен липовый листок и липок липовый листок.
- На самой мели мы налима большого нашли.
Рассказы
Задание предполагает пересказ близко к тесту. Для дошкольников выбирайте небольшие тексты русских народных сказок, поучительных историй.
Маша
Маленькая была Маша, но хотела быстрее вырасти. Решила помогать маме по дому, чтобы быстрее стать большой. Ходила в маминых туфельках, надевала ее платьице, но ничего не помогало.
Однажды решила Маша пол подмести и помыть. Все обрадовались, удивились. Маша хорошо все сделала, а мама спросила: “Маша, неужели ты такая большая стала, что можешь пол помыть и подмести?”. А папа сказал: “Да, а мы и не заметили, что наша Маша так выросла! Теперь будем ее большой называть!”.
Автоматизация звука «ЛЬ»
Автоматизация звука ЛЬ в слогах.
Ля-ля-ля Ле-ле-ле Лю-лю-лю Ли-ли-ли aль — оль — уль — ыль яль — ёль — юль — иль яль — юль — иль — ель оль — ёль — аль — юль аль — яль — уль — юль ыль — иль — ель – аль
Автоматизация звука ЛЬ в слогах.
ЛЯ Поля, ляля, лямка, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска, Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя, Галя, воля, пуля, неделя, пилят. ЛИ Лиза, лист, лифт, липа, ливень, налим, долина, калина, Полина, малина, улитка, Лиса, лицо, лимон, улица, кролик, спали, сидели, стояли, стучали, ходили, писали, читали, качели, бегали, уехали, наехали, топали, пеликан, великан. ЛЕ Лев, лей, лес, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, билет, рулет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, железо, телега, тюлень, бакалея, поле, улей, колесо, лежать, летать, ледник, лесник, лечить, лепешка, лебедка, ледоход, ЛЁ Лед, лен, Лева, Леня, Леша, легкий, летчик, полет, далекий, колеса, пеленка, селедка, зеленый, соленый, уголек, кошелек, мотылек, фитилек, самолет. ЛЮ Колю, велю, пилю, мелю, солю, люк, Люба, люди, лютик, колючий,колют, мелют, целюсь, полюс, челюсть, любимец.
Автоматизация звука ЛЬ в чистоговорках.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля — на аллее тополя. Лю-лю-лю, лю-лю-лю — я пилой дрова пилю. Ле-ле-ле, ле-ле-ле — стоит лампа на столе. Ли-ли-ли, ли-ли-ли — прилетели журавли.
Автоматизация звука ЛЬ в словосочетаниях.
Ливерная колбаса, железная дорога, голодная собака, бальное платье, школьная тетрадь, соломенная шляпа, сливочное масло, настольная лампа, спелый лимон, сладкий леденец, лохматый пудель, белый лебедь, холодное лето, смелые люди, плутовка лиса, белый хлеб, тёплое пальто, белая лилия. баскетбольная площадка, маленький волчонок. жёлтые листья.
Автоматизация звука ЛЬ в предложениях.
У Лены лейка. Галя и Оля бегали. Лева и Коля сидели. Коля сильнее Толи. Леня полез на липу. Далеко, далеко колокольчик звенит. Оля поливает лимон. Лида любит лимонад. Леня лепит из пластилина. У Левы заболели зубы. Маленькая Оля лежит в коляске. У Лизы болит левое колено. Валя и Галя лепили лебедей. Самолет летит над поляной. Маленькие лисята бежали за лисой. Ежедневно я из лейки поливаю тополь клейкий. Эти тополи и липы сами мы сажали. Эти клены и газоны сами поливали. Взгляни, на маленьких совят — малютки рядышком сидят.
Автоматизация звука ЛЬ в связной речи.
Наши руки были в мыле, Мы посуду сами мыли. Мы посуду мыли сами, Помогали нашей маме. В. Лифшиц Валенки Валенки у Валеньки Не велики, не маленьки. В снег провалились, А с ног не свалились. И. Жуков Лягушата Пять зеленых лягушат В воду броситься спешат- Испугались цапли! А меня они смешат. Я же этой цапли Не боюсь ни капли! А. Барто Алена и Поля. Алена и Поля ходили в поликлинику. Потом они гуляли на поляне у поликлиники и плели венки. Потом они купили хлеб, вафли и лимоны.
Упражнения
Дифференциация [л], [ль] будет более продуктивной, если подходить к занятиям как к игре. Л.А. Комарова разработала оригинальный метод индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Этот метод основан на играх с карточками и плоскими игрушками (ходилками). Детсадовцы держат в руках указку или игрушку из киндера, бродят вспомогательными элементами по карточкам с картинками и выполняют задания педагога или родителя.
Загадки
Взрослые называют признаки предметов (внешние, вкусовые, любые другие), а дошкольник отгадывает его название. При этом перед ребенком лежат варианты правильного ответа в картинках. Например, учитель говорит: “Желтый, кислый, овальный…” (лимон). Малыш указывает на предмет и называет его.
Что пропало
Упражнение развивает память, внимание. Положите на стол большую карточку с изображениями предметов (не больше 9 штук, можно начинать с 3-4 картинок). Ребенок рассматривает карточку, запоминает, что на ней изображено 1-2 минуты. Затем учитель закрывает 1 картинку, а малыш говорит, что пропало с поля.
Угадайка
Учитель называет глагол, ребенок подбирает к нему существительное, выбирая предметы или живых существ на картинке. Например: лебедь плавает, река течет. Малыш проговаривает полностью все предложение.
Эхо
Игра развивает память, речь, внимание. На столе лежит карточка, педагог называет 3-4 предмета по очереди. Ребенок запоминает цепочку и повторяет, выделяя звуки [л], [ль]: лев, лес, лейка.
Волшебник
У взрослого в руках появляется волшебная палочка (указка). Дотрагиваемся до картинок и изменяем категорию слова по числу:
лев – львы; лейка – лейки; лебедь — лебеди; лента – ленты.
Сначала малыш слушает, потом выполняет задание самостоятельно, помогая себе указкой.
Мой, моя, мое
Ребенок получает картинки с изображением разных предметов, можно пары. Педагог ставит такую задачу: назвать только те изображения, о которых можно сказать мой, моя, мое. Дошкольник не просто показывает и называет предмет, изображенный на карточке, но и составляет словосочетания по образцу:
моя книга; мой стол; мои туфли.
Придумай сам
Педагог задает вопросы о животном или предмете, который знаком малышу, показывает его на картинке. Задача дошкольника придумать максимальное количество ответов. Например, улитка какая? — маленькая, коричневая, скользкая, рогатая и так далее.
Хлопалки
Перед детсадовцем лежит лабиринт из картинок. Задача: показывать предметы друг за другом по стрелочке, называть их по слогам и считать количество слогов хлопками в ладоши. Когда ребенок закончит тренировку, педагог прохлопает одно из слов, а дошкольнику необходимо отгадать, какое слово имел в виду учитель.
Доскажи словечко
Продолжаем работать с лабиринтами картинок. Положите перед ребенком другой набор изображений. Педагог произносит начало предложения, а ребенок заканчивает, используя название предметов из лабиринта. Например, дают молоко…коровы.
Сыщик
Дошкольнику необходимо искать слово по звуковой схеме. Например, логопед загадывает слово козлик. Выкладывает перед малышом его схему цветными фишками, ребенок анализирует информацию и предполагает, что было загадано.
Малыши
Работаем с лабиринтом. Дошкольнику необходимо изменять слова по аналогии большой-маленький:
телефон-телефончик; коляска – колясочка; котлета-котлетка.
Найди лишнее
Детсадовцу среди картинок с изображениями предметов нужно найти лишний элемент и объяснить выбор.
Например, утка, гусь, петух, филин. Лишним будет филин, потому что это дикая птица, а остальные — домашние.
В качестве дополнительного задания предложите ребенку произнести названия всех предметов, акцентируйте внимание на произношении звуков.
Веселый счет
Одновременно с дифференциацией звуков [л, [ль] дошкольник учится считать до 10 и обратно. Разложите на стол картинки с изображением нескольких предметов на одном листе. В качестве дополнительного задания спросите у детсадовца, каких цветов в букете больше и насколько.
Угадай
Задание развивает логику, внимание и общий кругозор. На столе лежат картинки с изображением предметов, продуктов, живых существ и карточки с написанными глаголами: едят, идет, летает, едет. Задача: соединить глаголы с предметами.
Например, едет машина, велосипед; едят малину, землянику; плавает лебедь, лодка.
На заметку! Формируйте разнообразную логопедическую библиотеку, чтобы ребенку было интересно выполнять одно задание несколько раз.
Ассоциации
Игра похожа на лото. Малыш рассматривает две карточки, на которых 6-8 изображений. Задание: соединить подходящие картинки в пару:
пляж и купальник; газовая плита и тарелка; хлеб и хлебница.
Во время выполнения упражнений с помощью речевого материала важно следить за четкостью произношения фонем. Не бойтесь остановить дошкольника и попросить повторить слово еще раз.