Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация речевых и неречевых звуков» (1 класс)

  • Логопеда.Нет
  • ФФНР
  • Развитие фонематического восприятия

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать и различать звуки речи — фонемы.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

Различение слов близких по звуковому составу

Упражнение 3 Повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию:

  • пень — день
  • топот — кубик
  • майка — байка
  • фантик — бантик
  • лифт — банан
  • обеды — победы
  • кабина — фонтан
  • Таня — баня
  • танк — банк
  • монета — нота
  • сок — бок
  • кот — пот
  • ком — дом
  • канат — вата
  • банка — манка

Упражнение 4 Повторить за взрослым вначале по два затем по три похожих слова в названном порядке:

  • бак — так
  • мак — бак — так
  • ток — тук — так
  • бык — бак — бок
  • дам — дом — дым
  • ком — дом — гном
  • моток — каток — поток
  • батон — бутон — бетон
  • будка — дудка — утка
  • нитка — ватка — ветка
  • тыква — буква — будка
  • клетка — плетка — пленка

Упражнение 5 Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить — одинаковые он слышит имена или разные:

  • Люба — Люда
  • Толя — Толя
  • Коля — Толя
  • Дима — Дина
  • Саша — Саша
  • Миша — Маша
  • Соня — Саня
  • Дина — Инна
  • Витя — Витя
  • Витя — Митя

Упражнение 6
Из четырех слов, произнесенных взрослым, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:

  • ком — ком — кот — ком
  • канава — какао — канава — канава
  • утенок — утенок — утенок — котенок
  • будка — буква — будка — будка
  • винт — винт — винт — бинт
  • минута — монета — минута — минута
  • буфет — букет — буфет — буфет
  • Билет — балет — балет — балет
  • дудка — будка — будка — будка

Упражнение 7
Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующее слово:

Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке… (жук).

Шёл по лесу шустрый мишка, на него свалилась… (шишка).

Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь… (двери).

Мы собрали васильки На головах у нас… (венки).

И назад, и вперед Может плыть… (пароход).

Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке… (мяч).

Как-то вечером две мышки Унесли у Пети… (книжки).

Не ползёт Влад на ель У него в руках… (портфель).

Пёс козе принёс букет, Сытный будет ей… (обед).

Не дрожи, Серёжка, Это ж наша… (кошка).

Занятие «Развитие слухового восприятия, речевых и неречевых звуков»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №44 «Золушка»

Старооскольского городского округа Белгородской области

Конспект занятия-игры

«Развитие слухового восприятия, речевых и неречевых звуков»

Для дошкольников 5-7 лет с ЗПР

Учитель-логопед

Котельникова Инна Васильевна

Старый Оскол

2018

Конспект занятия-игры

«Развитие слухового восприятия, речевых и неречевых звуков»

Группа компенсирующей направленности:

дошкольники 5-7 лет с ЗПР.

Цель:

создание психолого-педагогических условий для развития фонематического восприятия и воспитания ценностного отношения к своему здоровью.

Задачи НОД:

Обучающие:

формировать понятие «звук», умение различать речевые и неречевые звуки (музыкальные звуки, голоса животных и птиц, бытовые шумы), активизировать познавательную деятельность, способствовать расширению кругозора.

Развивающие:

развивать фонематические процессы; общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; дыхание.

Воспитательные:

воспитывать умение слушать и слушать, умение грамотно отвечать на вопросы.

Реализуемые технологии:

технология деятельностного и здоровьеформирующего подходов.

Методы обучения:

наглядные, словесные, практические.

Основные формы организации обучения:

совместная деятельность по достижению результата в ходе групповой работы; индивидуальная работа; самостоятельная творческая деятельность.

Ожидаемые результаты:

повышение слухового восприятия, речевой активности детей, улучшение психоэмоционального самочувствия.

Оборудование

: игрушка «солнышко», игрушки для развития речевого выдоха (воздушные бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты), стаканы, бумага, ложки, пакеты, коробка-сюрприз, аудиозапись песен из мультфильма «Бременские музыканты», голоса домашних птиц и животных, картинки с изображением героев сказки, видеозапись «Домашние животные и птицы», зеркала (по количеству детей), обруч.

Ход
занятия-игры
1. Организационный момент.

Учитель-логопед:

– Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом: назовем имя соседа справа и передадим ему радостное настроение вместе с игрушкой «солнышко».

Дети становятся в круг, поворачивают голову, произносят: «Здравствуй, Алина, Саша, Дима! и т.д.» и с улыбкой на лице передают друг другу игрушку «солнышко» (приложение 1).

2. Мотивационная ситуация

Учитель-логопед показывает красивую коробочку и иллюстрацию с героями сказки «Бременские музыканты» (приложение 2):

– Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, какие музыкальные инструменты лежат в коробке. Сегодня мы будем учиться различать звуки разных музыкальных инструментов и звуки окружающих предметов.

Дети закрывают глаза, слушают звуки бубна, погремушки, дудочки, колокольчика, затем отгадывают инструмент, находят соответствующую картинку (приложение 3).

3. Упражнение с платочком.

Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение песни из мультфильма «Бременские музыканты». Дети должны передать платочек соседу и при этом пропеть «Тебе дарю». Учитель-логопед обращает внимание на то, чтобы каждый ребенок пропел фразу в силу своих возможностей. После игры спросить, какой музыкальный инструмент звучал в песне.

4. Развитие мимических мышц «Я умею делать так».

Учитель-логопед читает стихи и показывает детям пиктограммы с изображением различных эмоций (приложение 4). Дети стараются повторить вслед за героями сказки мимическое упражнение. При возникающих затруднениях педагог индивидуально оказывает помощь ребенку.

– Мы умеем улыбаться (изображает мимику радости),

– Мы умеем удивляться (изображает мимику удивления),

– Мы умеем сердиться (изображает мимику гнева),

– Мы умеем огорчаться (изображает мимику огорчения).

5. Развитие артикуляционной моторики.

Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом (знакомство проводится индивидуально): «Улыбка», «Иголка», «Лопаточка», «Качели» (приложение 5).

6. Динамическая пауза. Развитие общей
моторики и слухового внимания.
Дети встают в круг, услышав бубен, начинают бежать по кругу. Услышав колокольчик – поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону.

7. Формирование слухового восприятия. Беседа с детьми.

Учитель-логопед:

– Дети, вы сейчас угадывали разные звуки, чем вы слушали?

–Ушами. Дети показывают свои уши. Показывают уши у героев сказки «Бременские музыканты», изображенных на картинке (приложение 2).

Учитель-логопед:

– Чтобы мы хорошо слышали, нужно беречь наши уши. Нельзя кричать громко в уши, класть посторонние предметы в уши, ходить в холодную погоду без шапки.

8. Игра «Что шуршит, что звенит?».

Учитель-логопед показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет (стаканы, бумага, ложки, пакеты).

Затем ребята по одному выходят и выполняют различные действия (шуршат бумагой и пакетами, стучат железной ложкой об железную ложку, стеклянными стаканами и т.д.). Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки.

9. Игра на развитие дыхания и голоса «Подуй, как ветерок».

Учитель-логопед предлагает детям вдохнуть носом воздух, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игрушки для поддувания, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и прикрепленные к ниточке (приложение 6).

10. Игра «Кто голос подает?».

Учитель-логопед включает CD-диск с записью голосов домашних птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса домашних птиц и животных. Затем педагог устраивает показ видеозапись «Домашние животные и птицы» детям (видеозапись «Домашние животные и птицы» прилагается).

11.
Игра малой подвижности «Помощники».
Дети стоят и держатся за обруч одной рукой. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. Детям необходимо передвигаться по кругу под стихи, которые читает учитель-логопед.

– Мы по солнышку идем —

– Ножки укрепляем,

– Чтоб игрушки убирать —

– Маме помогаем.

Если дети не могут самостоятельно передвигаться, им помогает взрослый (тип помощи зависит от тяжести нарушения). Упражнение усложняется увеличением количества кругов.

12. Итог
занятия-игры.
Учитель-логопед показывает коробку-сюрприз с музыкальными инструментами и спрашивает детей:

– Какие инструменты им понравились?

– Чем мы слушаем различные звуки?

– В какие игры больше всего понравилось играть?

Учитель-логопед выслушивает ответы детей, оценивает работу детей на занятии.

Затем предлагает детям встать в круг, передать друг другу игрушку «солнышко» и улыбнуться, если занятие понравилось.

Приложение 1

Приложение 2

П риложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Дифференциация слогов

Упражнение 8 Повторить за взрослым слоговой ряд со сменой ударного слога:

  • ТА — ТА — ТА
  • ТА — ТА — ТА
  • ТА — ТА — ТА
  • ПА — ПА — ПА
  • ПА — ПА — ПА
  • ПА — ПА — ПА
  • КА — КА — КА
  • КА — КА — КА
  • КА — КА — КА

Аналогично проводится работа со слоговыми рядами:

  • ФА — ФА — ФА
  • ВА — ВА — ВА
  • МА — МА — МА
  • НА — НА — НА
  • БА — БА — БА
  • ГА — ГА — ГА

Упражнение 9 Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим согласным и разными гласными звуками:

  • ТА — ТО — ТУ
  • ТЫ — ТА — ТО
  • МУ — МЫ — МА
  • МО — МА — МЫ
  • ВА — ВУ — ВО
  • ВО — ВЫ — ВУ
  • НУ — НЫ — НА
  • НО — НА — НУ
  • ДА — ДЫ — ДО
  • ДУ — ДЫ — ДА
  • БО — БА — БЫ
  • БУ — БО — БА
  • ПА — ПУ — ПО
  • ПЫ — ПО — ПУ
  • КУ — КО — КА

Упражнение 10 Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим гласным и разным согласным:

  • ТА — КА — ПА
  • КА — НА — ПА
  • ФА — ХА — КА
  • БА — ДА — ГА
  • МА — НА — ВА
  • ПА — КА — ТА
  • ГА — БА — ДА
  • КА — ФА — ХА
  • ВА — МА — НА
  • НА — ВА — БА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение 11 Повторить за взрослым слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:

  • ПА — БА
  • ТА — ДА
  • ВА — ФА
  • КА — ГА
  • ПА — БА — ПА
  • БА — ПА — БА
  • ТА — ДА — ТА
  • ДА — ТА — ДА
  • КА — ГА — КА
  • ГА — КА — ГА
  • ВА — ФА — ВА
  • ФА — ВА — ФА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение 12 Повторить за взрослым слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по твёрдости-мягкости:

  • ПА — ПЯ
  • МА — МЯ
  • ВА — ВЯ
  • ПО — ПЁ
  • МО — МЁ
  • ВО — ВЁ
  • ПУ — ПЮ
  • МУ — МЮ
  • ВУ — ВЮ
  • ПЫ — ПИ
  • МЫ — МИ
  • ВЫ — ВИ
  • ТА — ТЯ
  • БА — БЯ
  • ДА — ДЯ
  • ФА — ФЯ
  • ТО — ТЁ
  • БО — БЁ
  • ДО — ДЁ
  • ФО — ФЁ
  • ТУ — ТЮ
  • БУ — БЮ
  • ДУ — ДЮ
  • ФУ — ФЮ
  • ТЫ — ТИ
  • БЫ — БИ
  • ДЫ — ДИ
  • ФЫ — ФИ

Упражнение 13 Повторить за взрослым слоговые пары с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения):

  • ПА — ТПА
  • ТА — ПТА
  • ФА — ТФА
  • ТА — ФТА
  • МА — КМА
  • НА — ФНА
  • НА — ПНА
  • КА — ФКА
  • КА — ТКА
  • КА — ПКА
  • ТА — КТА
  • НА — КНА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение 14 Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

  • ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЫ
  • КТА — КТО — КТУ — КТЫ
  • ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ
  • ТПА — ТПО — ТПУ — ТПЫ
  • ТМА — ТМО — ТМУ — ТМЫ
  • КНА — КНО — КНУ — КНЫ
  • ФКА — ФКО — ФКУ — ФКЫ
  • ПНА — ПНО — ПНУ — ПНЫ

Упражнение 15 Повторить за взрослым слоговые пары со сменой согласных звуков в их стечении:

  • ПТА — ТПА
  • ПКА — КПА
  • ФПА — ПФА
  • КТА — ТКА
  • ФКА — КФА
  • ГДА — ДГА
  • ФТА — ТФА
  • ХТА — ТХА
  • ВБА — БВА

Развитие акустических дифференцировок звуков неречевого и речевого характера

Коррекция начинается с различения шумов, звуков неречевого характера. Но это становится доступным ребенку только тогда, когда он уже достаточно организован: у него есть элементарное сосредоточение и воспитана возможность продуктивной деятельности.

При достаточном развитии внимания, подражательности и работоспособности ребенка можно перейти к обучению различению ряда неорганизованных звуков разного характера начиная с более яркого, сильно выраженного звучания, с выработки более грубых дифференцировок: звон монет в кошельке, стук карандашей в стакане, звук от соприкосно­вения металлических предметов и т.д. Постепенно дети учатся различать и более тихие, менее интенсивные звуки, более близкие между собой: шум сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке и т.д. То есть постепенно переходят к выработке более тонких акустических дифференцировок.

Используются сигналы звучащих игрушек и инструментов. Полезно, чтобы ребенок подержал игрушку в руке, ощутил вибрацию в момент звучания. Сначала он наблюдает, как педагог производит те или иные звуки, пробует вызвать их сам. Затем логопед жестом предлагает ребенку закрыть глаза или отвернуться (возможно, помещение предметов, которые производят звуки, за экран, ширму), и он только по звучанию должен различить соответствующие предметы – источники звуков.

В работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, так как в этих случаях воспринимается не звучание, а колебание, вибрация по костной проводимости. Постепенно звуковой, шумовой ряд усложняется, в него включаются новые звуки, сначала далекие и непохожие, затем все более близкие, требующие тонкой акустической работы. Так расширяется и упорядочивается поле слышимости ребенка. По мере успешности этой работы в шумовой ряд вводится сильный речевойзвук(а, р, у

и др.), который связывается с предметом или явлением. Если ребенок быстро утомляется, становится отвлекаемым, повышенно раз­дражительным, беспокойным или, затормаживаясь, начинает зевать, работа теряет продуктивность. Нужно дать ему отдохнуть или изменить виды деятельности. Такие упражнения проводятся на всем протяжении работы, но
на каж дом занятии необходимо строго дозировать акустическую нагрузку
.

Каждый речевой звук, который ребенок начинает воспринимать, выделять, дифференцировать от неречевых, а затем и от других речевых звуков, связывается с предметом, картинкой, действием, с конкретной ситуацией, становится их обозначением. На начальных этапах работы для выработки условной связи звучания и предмета выбираются слова-эквиваленты, звуковые комплексы (у –

паровоз, машина;
р –
самолет, рычащая собака;
му –
корова и т.д.) в одном из строго фиксированных значений, устанавливается и закрепляется связь звука или сочетаний звуков с предметом или его изображением.

Использование различных средств коррекции для формирования системы значений

После дифференциации некоторого количества звуков можно переходить к различению слогов, опять-таки в связи с конкретным предметом или действием, и простых слов со строгой предметной соотнесенностью. Наиболее легкими являются сочетания двух гласных, гласной и согласной (уа, ау, ам

), согласной и гласной в открытом слоге (
ма, па, на, та
и др.). Проводится дифференциация изолированных гласных, затемгласных в начале слов. В работе избегают трудных для слухового опознания звукосочетаний и слов (2-3 согласных в сочетании:
кт, тв, ств
и т.д.). Слова, которые ребенок учится различать первыми, должны быть не похожими ни по смыслу, ни по структуре, ни по звучанию. Каждое слово при его восприятии получает двигательное, зрительное или тактильное подкрепление. Широко используются зрительный, зеркальный контроль, чтение с лица. Первые слова, воспринимаемые ребенком, произносятся с неизменной интонацией. Подчеркнутая интонация помогает ребенку ориентироваться в общении, интонационная окраска является ведущей опорой при определении смысла обращений к нему. Проводится планомерная работа по накоплению пассивного словаря, одновременно идет и развитие собственной речи.

По называнию ребенок показывает картинки, имитирует выполнение движений. Разучивается комплекс движений, которые он постепенно привыкает выполнять сначала по заученному порядку при речевом сопровождении педагога, а позднее вразбивку по словесной инструкции: «Руки вверх, в стороны»и т.д.

На эмоционально-игровом фоне воспитывается интерес к звукам. Ребенок не только учится определять характер звука, показывая на соответствующий источник звучания, но и локализовывать его в пространстве, определять место, где спрятана звучащая игрушка. В играх он постепенно приучается различать силу, длительность и интенсивность зву­кового сигнала, избирательно реагируя на определенные звуки.

При накоплении понимаемых ребенком слов важно, чтобы он одновременно слышал слово, видел, трогал предмет, производил с ним какое-то действие. Связь между словом и предметом устанавливается при неоднократном совпадении слуховых и зрительных ощущений. Важно не подавлять реакции детей на то, что они видят, слышат, а усиливать их, проявлять удивление, интерес и т.д. Не только названия предметов, но и представления о них формируются легче, если ребенок имеет возможность манипулировать с ними. Для превращения слова в понятие, для формирования обобщающего значения важна не просто повторяемость, а выработка возможно большего числа условных связей, преимущественно двигательных. Ребенок в ходе предметно-практических действий должен овладеть умением выполнять с предметом по словесной инструкции как можно больше заданий: выпей молоко, налей молоко из бутылки, подуй на молоко

и т.д. Аналогичные упражнения на сопровождение речью действий учат ребенка усваивать грамматические стандарты родного языка.

По возможности раньше учим ребенка воспринимать словосочетания и фразы. Первые из них обычно бывают стандартизированными: слова произносятся в определенном порядке, с неизменной интонацией. Инструкции, с которыми обращаются к ребенку, носят обиходно-бытовой характер. Сначала он привыкает понимать только одного человека, а затем, по мере нарастания его возможностей, к этой работе привлекаются окружающие ребенка взрослые.

Фраза понимается не сама по себе, а как часть более общего воздействия на нервную систему ребенка. Учитывается, что понимание фраз сначала только ситуационно зависит от определенных деталей, поэтому и менять порядок слов, интонацию при проговаривании не рекомендуется.

Ребенок учится понимать инструкции. Например, «открой дверь», «возьми платок», «достань книгу» и другие, связанные с бытовыми ситуациями и с ходом занятия. Работа по обучению пониманию таких инструкций строится с опорой на мимику, жест, что помогает ребенку осознать всю комплексную наглядно-образно-действенную ситуацию в сочетании с речью.

Возможность восприятия развивается медленно, понимание становится возможным только после того, как оно будет подготовлено со стороны зрительного и тактильно-вибрационного анализатора (ощущение голосовых складок при фонации, силы и направленности выдыхаемой воздушной струи и т.д.).

Понимание речи зависит от ситуации, контекста, его общего состояния, эмоциональной настроенности на занятие и от ряда других факторов. Речевой поток при работе сначала расчленяется, а затем проговаривается целостно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]