Риторические приемы в публичном выступлении: 12 способов эффективного воздействия на аудиторию


Что представляет риторический прием

Толковый словарь С. И. Ожегова показывает такое определение риторического приема: ораторский метод, который ориентирован на отрицание или экспрессивное утверждение. Речевые обороты будут уместны, если ими уметь пользоваться.

Риторика – это наука, направленная на исследование закономерностей и правил поведения в речи. С ее помощью получают навыки мастерства публичного выступления, развивают ораторские способности. Человек воздействует на слушателя через разумное и эффективное выражение мыслей. Особое значение имеют изобразительно-выразительные средства.

С помощью закона гармонизирующего диалога пробуждают чувства и мысли, переходя из монолога в диалог. Слушатели движутся вперед с помощью ориентации и продвижения во время речи. Эффективное речевое воздействие с риторическими приемами происходит с использованием правильно построенных предложений и резюмирующих фраз. Важно, чтобы речь была эмоциональной, доставляла удовольствие.

С помощью риторики объясняют законы красноречия. Понятие появилось в начале XIX века, разделило красноречие на две части: общую с исследованием стиля речи и частную с составлением деловой документации.

Выразительные средства языка

Лексическая система многолика. Постоянное обновление принципов, способов и признаков в пределах текста предоставляет возможность обновлять речевую выразительность. Риторические приемы и изобразительно-выразительные средства языка поддерживаются образным мышлением читателя. Создание определенных условий приведет к тому, что речь станет более выразительной.

Необходимо самостоятельное мышление, сознание, деятельность автора речи. Он должен быть заинтересован в том, о чем говорит и пишет. Важно знать выразительные возможности языка. Оратор должен систематически осознанно тренироваться.

Выразительность влияет на усиление и ослабление всех элементов. К ним относятся звуки, синтаксические единицы, интонация, артикуляционная нечеткость, лексическая бедность, однообразие в построении речи. Лексика предлагает использование риторических приемов аргументации, доказательства, подачи материала с помощью особых средств. Ораторы часто обращаются к:

  • Эпитетам.
  • Синекдохе.
  • Метонимии.
  • Аллегории.
  • Иронии.
  • Олицетворению.
  • Перифразам.
  • Сравнению.

Есть возможность сделать речь выразительной с помощью синтаксиса и его стилистических фигур. Выступающий использует риторический вопрос, обращение, оксюморон.

Жанры ораторского мастерства

Ораторское искусство состоит из разных риторических жанров. К ним относится лекция, доклад, дискуссия, диспут, тезис, лозунг. Разновидностью публицистического стиля является устная публичная речь. Отличается такими характеристиками, как коллективность и массовость адресата, значимостью темы, подготовкой к выступлению.

Сформированные умения и навыки считают ораторским искусством. Изучает эти умения риторика. Сейчас эти два термина трактуются шире. Представляют собой разновидность взаимодействия, которое происходит после постановки цели, планирования воздействия, прогноза результата. Красноречие присутствует в русском языке давно. Виды отличаются в зависимости от сферы выступления.

  • К политической относится парламентская речь, митинг, обращение депутата или президента.
  • Академическая сфера включает в себя доклад, лекцию, научную дискуссию.
  • В судебную входит выступление адвоката, ответчика, прокурора.
  • Обычная жизнь представляет собой социально-бытовую сферу с комплиментом, застольной речью.
  • К духовно-нравственной относится проповедь, речь миссионера.
  • К дипломатической причисляются переговоры, нота, правительственное заявление.

Ораторское мастерство считают искусством. Античные деятели считают, что ему можно научиться.

Структура ораторской речи

Для того чтобы лучше понимать ниженаписанный материал, повторюсь еще раз, что ораторская речь состоит из следующих частей:

  1. вступление – обратить внимание публики, а так же необходимо дать понять слушателям, насколько важна выбранная тема, насколько она серьёзна и сенсационна;
  2. доказательство – аргументировать ту мысль, которая была высказана в сжатом виде во время публичного выступления, а так же подогнать под эти идеи статистические данные, факторы, логические построения и эмоционально – насыщенные фразы;
  3. заключение – закрепление в памяти слушателя как нужное впечатление, так и главную мысль говорящего, которая была уже высказана, подытожить все выступление.

Ну а теперь можно поговорить о частях публичной речи. Существуют виды выступлений, рассмотрим их:

  1. Позитивное выступление. Данное является наиболее популярным из всех имеющихся. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.
  2. Выступление негативного характера. Данное дает опровержение мысли, концепции либо же идеи безальтернативно.
  3. Аналитическое. Данное выступление никак не навязывает аудитории какие – то определенные позиции. Оно предлагает совместно исследовать факторы. Однако информация подобрана таким образом, что у аудитории с самого начала выступления уже присутствует конкретное, необходимое оратору мнение.
  4. Парадоксальное. Данное выступление озадачивает слушателей, сбивает со стереотипного пути, тем самым подготавливает ее к восприятию чего-то необычного. По строению точно такое же как и негативное, то есть аудиторию держат в неведенье о позитивном предложении оратора до самого конца публичного выступления.
  5. Эмоциональное. Данное выступления является самым расплывчатым. Очень часто бывает и такое, что эмоциональное выступление может обойтись вообще без каких – либо частей публичного выступления или же может включать в себя остальные части публичного выступления. По форме можно сопоставить с позитивным выступлением. Однако содержание немного отличается: нет намека на призыв, отсутствие оформленного призыва.

Как существуют виды публичных выступлений, так и существуют виды доказательств. Существует четыре вида доказательств. Итак, рассмотрим их:

  1. Логическое доказательство. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к истинности мысли;
  2. Информационное доказательство. В ходе данного доказательства приводится или же справочный материал, или же статистические данные, или же факты;
  3. Эмоциональное доказательство. Данное требует от говорящего и актерского мастерства, и огромной самоотдачи. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.
  4. Отсылочное доказательство. Говорящий, который имеет за спиной многолетний ораторский опыт, делает опору на заранее подготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций.

Правила красноречия

Есть несколько правил, которым должен следовать будущий оратор. Придерживаясь их, он сможет легко завоевать аудиторию:

  1. Слушатели должны быть в центре внимания. Необходимо сосредоточиться на интересах аудитории, следить за реакцией на сказанные слова.
  2. Важны отношения: оратора к аудитории, выступающего к содержанию речи, слушателей к содержанию речи.
  3. Обязательно ставят цели выступления.
  4. Применяют язык тела.
  5. Придают голосу выражение.
  6. Умеют отвечать на вопросы.

Каждую мысль доказывают, аргументируют. Речь отличается стройностью, достоинством. Выступление должно принести максимум пользы и эстетическое удовольствие. Эти правила нужно запомнить, сделать руководством к действию.

Этапы работы оратора

На каждом этапе ораторской деятельности предусмотрены риторические приемы в тексте, которые отличаются в зависимости от назначения приготовленного выступления. Первый называют инвенцией. Выступающий разрабатывает предмет речи, стратегию, подбирает материал.

Речь будет впечатляющей, основанной на глубокой мысли. Риторические приемы с примерами помогут определить, какие способы передачи информации необходимо выбрать для общения с аудиторией.

Инвенция – это не изобретение нового, а использование правил и приемов для сбора наиболее полной информации, установление связи между мыслями. При подборе материала используют собственные наработки, наблюдение, рассуждение, литературу.

Следующий этап – аргументация. Оратор подбирает тезисы, подтверждающие или опровергающие мнение. Риторика предполагает приведение случаев из жизни, примеров. Логика – обоснование сказанного и вывод. Оба эти понятия тесно переплетаются.

Диспозиция представляет собой структуру выступления. Вместе с использованием риторических приемов необходимо последовательное изложение материала. Это происходит при делении тем на микрожанры, которые и составляют полную композицию. В обычном понимании – это введение, основная часть и заключение. Начало и конец являются самыми информативными.

Элокуция – это раздел, который необходим для подготовки выразительности и эффектности. Он объединяется со стилем. Так происходит создание образа реальности, слог становится живым, легким, гармоничным. Целью оратора является построение текста и каждой отдельной части. Выступающий совершенствует мысли, грамотно конструирует фразы, подбирает уместную лексику.

4.2. Приемы установки контакта с аудиторией

Контакт с аудиторией – это наиболее высшее проявление мастерства выступления, которое является публичным. Данная общность может возникнуть на базе общей мыслительной деятельности, на чувственных переживаниях, которые являются схожими. Оратор получит ответную реакцию своей аудитории в том случае, если покажет собственное отношение к предмету речи, а так же заинтересованность и убежденность говорящего. Очень важным является и то, что нужно чувствовать своих слушателей, а так же необходимо применять на практике умение корректирования речи в зависимости от их реакции. Говорящий должен уметь не только спорить на какую – то из тем, но и иметь в запасе огромный круг знаний по многочисленным вопросам.

Позитивная реакция на то, что говорит выступающий, «рабочая» тишина в зале, а так же поза слушателей, взгляд аудитории, кивки головой, возгласы одобрения, смех, их улыбки и аплодисменты – все это главенствующие показатели меж коммуникантами. Контакт – это такая величина, которая является переменной, то есть он может быть полным (со всей аудиторией) или же неполным, устойчивым или же неустойчивым в различные этапы произнесения речи.

Зрительный контакт необходимо не только установить, но и постоянно поддерживать со слушателями. Это нужно для того, чтобы аудитория была завоевана. Человек, который выступает, как правило, медленно проводит взглядом по абсолютно всем слушателям.

Перед тем, как начать свое публичное выступление, необходимо выдержать не большую по времени психологическую паузу. Такая пауза длится от пяти до семи секунд. Речь говорящего не должна быть однообразной, монотонной. Фразы должны быть разделены паузами, а так же должны быть произнесены с различной интонацией.

Для нынешней ораторской речи свойственно сочетание таких языковых средств, как эмоционально – образных, а так же логико – аналитических.

Вниманию слушателей свойственно притупление, и это не в зависимости от того, насколько та или иная тема интересна аудитории. Существует некоторый ряд ораторских приемов для того, чтобы поддерживать внимание слушателей:

  1. Вопросно-ответный прием. Говорящий сам задает вопросы и сам же на них дает ответы, выясняет выдвинутые сомнения, а так же возражения, приходит к конкретным выводам;
  2. Такой прием, как переход к диалогу от монолога приобщает к процессу обсуждения какой – либо темы участников, а так же включает их интерес;
  3. Создание ситуации, которая является проблемной. «Почему?» — именно такой вопрос и должен возникать у аудитории созданная ситуация. Благодаря этому стимулируется их познавательная активность;
  4. Существует еще один прием, который в прямом смысле заставляет слушателей размышлять, предполагать. Такой прием называется «приемом новизны информации»;
  5. Следующий прием опирается на личный опыт, на личные мнения, на то, что всегда было и будет интересно слушателем;
  6. «Прием показа»: насколько значима практическая информация;
  7. Этот же прием дает аудитории «передохнуть», то есть необходимо немного отступиться от темы;
  8. Данный прием называется «тихий голос». При помощи него совершенно не трудно привлечь внимание к важным местам публичного выступления оратора. Необходимо одновременно и замедлить и понизить силу голоса;
  9. Данный прием называемся «приемом градации». То есть это нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Такой прием может помочь и усилить, и придать эмоциональную выразительность, как сформулированной мысли, так и просто обычной фразе;
  10. Прием инверсии. Данный прием является речевым оборотом. Такой оборот может развернуть общепринятый, обычный для всех ход выражений и мыслей на противоположный ход;
  11. Данный прием несет название «прием апелляции к своим мыслям».

Далее, что хотелось бы отметить, это лексические приемы в связи с тем, что именно они существенно повышают убедительность ораторской речи. Тропы – это то, что рекомендуют для использования в ораторской речи руководства по данному искусству.

Троп — (от греч. trоpos — поворот, оборот речи) образный смысл слова, то есть выражение слов, словосочетаний в переносном значении. Если брать в узком рассмотрение данный термин, то – это словопреобразование, при помощи которого можно достичь эстетического эффекта выразительности в речи. К тропам относят следующее:

  1. сравнения;
  2. метафоры;
  3. эпитеты;
  4. аллегории;
  5. гиперболы и другие.

Метафора: при помощи данного приема осуществляется перенос названия с одного предмета, на какой – то иной предмет. Это речевое сближение двух явлений по либо же сходству, либо же контрасту («Локомотив истории остановить невозможно…»).

Сравнение: данный прием пользуется популярностью в применении, его используют намного чаще, чем все остальные потому, что именно при помощи этого приема говорящий может достичь того результата, который был задуман. Сравнение наделено колоссальной убеждающей силой, оно способно приводить в действие как образное, так и ассоциативное мышление слушателей.

Эпитет: данный прием позволяет раскрыть сущность предмета либо же явления путем его образного определения («Студент — это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!..»).

Гипербола: при помощи данного приема осуществляется намеренное преувеличение свойств либо же качеств явлений или предметов («Редкая птица долетит до середины Днепра»).

Аллегория: данный прием способен иносказательно что – то изобразить («Однажды прохожий спросил у строителя: «Что ты делаешь?» Тот подумал и ответил: «Не видишь? Вожу камни.» Второй строитель на тот же вопрос ответил: «Зарабатываю деньги!»).

Необходимо отметить следующие, что в выступлении лучше всего уделять внимание коротким предложениям, та как они намного лучше запоминаются, а так же лучше воспринимаются. Помимо этого, такие предложения позволяют более вариантно подходить к изменению интонации.

Средства, которые были перечислены выше, служат не только для того, чтобы объединить аудиторию и оратора, но для того, чтобы преодолеть так называемый «барьера».

Однородность и разнородность аудитории

Сложность выступления зависит от того, однородной или неоднородной будет аудитория. Первая категория слушателей имеет приблизительно одинаковый возраст. На одном уровне находится их интеллект и осведомленность. Им преподносят информацию в упрощенной форме, например, когда аудитория детская.

Для школьников и дошкольников понадобится и наглядный материал. Речь должна быть краткой, слушателей хвалят и поощряют. Выступление перед молодежью происходит без назиданий и «чтения морали». Молодых людей можно заинтересовать рассказом с нотками юмора, откровениями, личностными оценками. Для передачи информации старшему поколению выбирают риторический прием с медленным звучанием. Обращаются к опыту аудитории, фактам из истории, подкрепляют слова ссылкой на источник.

Когда зрители проявляют равнодушие, применяют захват и удержание аудитории с помощью эмоциональности, ярких образов, обращения к отдельным слушателям, должно возникнуть ощущение об информировании, а не о желании в чем-то переубедить.

Выступление перед специалистами подразумевает риторический прием с преподнесением новой информации. Важно использовать диалог, убеждение с помощью аргументов. Речь произносится в быстром темпе. Ригидные слушатели не готовы менять свою точку зрения, поэтому выступление готовится в информационном варианте.

Оратор и его аудитория

Для того чтобы успешно выступить перед большим скоплением народа, оратору нужно, в первую очередь, привлечь внимание абсолютно всей аудитории, необходимо заставить людей слушать себя. 5На первый взгляд может показаться, что управлять таким механизмом, как внимание слушателей, очень просто. Однако это не так. Выступление, которое принесет успех находится в зависимости и от способностей оратора, от его профессионализма, подготовленности, и от тех факторов, на которые он никак не может произвести воздействие.

Для выступления успешного оратора

Риторические приемы и принципы построения публичной речи строятся не только на фактах. Они вызывают определенные эмоции и чувства, делают речь оживленной и одушевленной. Докладчик будет несомненно иметь успех у публики. С помощью речи создают яркие образы в сознании людей. Целью используемых приемов является желание увлечь, завладеть вниманием публики, сделать речь понятной и интересной. Цицерон сказал: «Нет красноречия, если нет восхищения слушателей». Следует рассмотреть каждый прием в отдельности.

Выступления в литературе

Синекдоха. Помогает перенести название частного на общее и наоборот, повышает эстетичность речи, придает ей глубину содержания. «Хочу пройтись подышать» – прогуляться.

Сравнение и метафора. Одним из основных риторических приемов является сравнение. Он применяется так часто, что люди сами не замечают, что используют его в различных выступлениях. Необходим, когда нужно донести числовую информацию. Понять, что представляет собой диаметр в два миллиарда километров сложно, а если сравнить величину с горой Эверест, становится понятно.

Метафора – это один из риторических приемов в литературе, когда свойства одного предмета переносят на другой. Например: «Закат пылал. Слышен тихий шепот волн». Этот прием можно встретить реже, однако он усиливает воздействие на слушателя.

Повтор. Важные ключевые моменты повторяют не менее двух раз. Делать это нужно для того, чтобы слушатель вернулся к теме докладчика. Создается впечатление, что информация новая, а на самом деле ее передают другими словами. Слушатель выдаст мысль оратора за свою, речь станет убедительной. Вставлять повтор нужно там, где это необходимо, чтобы повысить интерес.

Есть несколько способов использования риторических приемов в виде повтора. Чтобы сделать акцент, мысль передают точь-в-точь. Вариативно изменяют предложение, оставляя главную мысль. С помощью расширения предложение оформляют новыми образами. Это необходимо, когда ключевой тезис потерялся в общей массе сказанного.

Цитирование. Такой способ необходим, чтобы вызвать доверие у малознакомых людей. Используют высказывания лидеров и общественных деятелей. Выдержки из исторических документов, изречения философов делают передачу информации достоверной.

Антитеза. Используют риторические приемы в тексте, чтобы противопоставить абсолютно разные явления, процессы, понятия, противоположные по значению. «Погода была ужасная, принцесса была прекрасная».

Аллегория. Передача отвлеченного понятия через конкретный образ. Часто можно встретить олицетворение муравья и трудолюбия, осла и упрямства. Это сложный прием, который требует хорошего ораторского искусства и подготовки.

Гипербола. Используется в том случае, когда оратор уверен, что сказанное им не будет восприниматься, как выдумка. Выступление не должно быть слишком эмоциональным и пафосным. Такие риторические приемы на уроке литературы применяют, чтобы наглядно показать, как автор подчеркивает те или иные свойства предмета.

Риторическое обращение. Высказывание адресуется неодушевленному предмету. Прием риторического обращения усиливает выразительность речи. Главная задача – стремление выразить отношение к предмету, дать ему характеристику. Своеобразный оборот речи употребляется с вопросительной или восклицательной интонацией.

Риторические приемы в публичном выступлении: 12 способов эффективного воздействия на аудиторию

0 голосов
Приветствую, друзья! Рад всех видеть. С вами Юрий Окунев.

Для эффектного выступления мало знать тему и безупречно владеть фактами. Надо уметь вызвать определенные эмоции и чувства у слушателя, сделать свою речь живой и одушевленной, чтобы иметь успех у публики. Нам на помощь придут риторические приемы усиливающие эффект публичного выступления.

Ветер в голове…

Случалось ли вам когда-нибудь сидеть на скучной лекции или собрании, когда выступающий что-то говорит и говорит без конца монотонным голосом, усыпляя слушателей на первых рядах? Наверняка случалось.

И что оставалось в голове после той лекции? Пустота и вольный ветер. А у кого-то еще и досада: эх, столько времени зря потрачено! Не будем уподобляться горе-ораторам, возьмем на заметку основное правило риторики.

Речь оратора должна создавать яркие образы в сознании людей. Тогда выступление будет интересным и запоминающимся, а информация усвоится.

Хорошую речь слушатель «должен видеть и чувствовать» – это сказал Р. Гаррис, знаменитый английский адвокат.

Создавать образы оратору помогают специальные риторические приемы. Цель этих приемов – сделать речь более понятной и интересной, увлечь, завладеть вниманием аудитории и направить мышление масс в нужное русло, то есть убедить.

«Нет красноречия, если нет восхищения слушателей»

А это слова Цицерона, непревзойденного римского мастера слова. Риторических приемов ораторики очень много. Рассмотрим те, которые чаще встречаются.

Синекдоха

Это прием, основанный на переносе названия общего на частное и наоборот. Например:

Германия избежала поражения в матче с Австралией.

Имеется ввиду не географическое положение, а встреча двух футбольных команд в игре – германской и австралийской. Синекдоха повышает эстетичность речи, придает ей глубокое содержание.

Сравнение и метафора

Если вам предстоит затронуть в своей речи абстрактные и философские понятия, постарайтесь найти их наглядный образ в виде физического предмета или явления, который будет знаком и понятен всем присутствующим. На этом основан метод сравнения.

Ярким примером такого приема является публичная речь М.Ходорковского на суде, где ему предъявили обвинение в краже у государства 347 000 000 тонн нефти.

Тогда г-н Ходорковский сравнил этот объем с составом грузового поезда, трижды огибающем Землю по линии эватора. Всем присутствующим в зале суда сразу стало понятно, какая большая цифра 347 миллионов, украсть столько нефти одному человеку нереально.

У приема сравнение есть младшая сестра – метафора. Литературный прием, когда свойства одного объекта переносятся на другой. Пример:

Закат пылал. Слышен тихий шепот волн.

Закату приписываются свойства огня, а волны своим шелестом похожи на человеческую речь. Метафора применяется в ораторстве реже, чем сравнение. Тем не менее, этот прием повышает художественность речи, усиливает воздействие на слушателей.

Повтор

Самые важные, ключевые моменты вашей речи рекомендуется повторить как минимум два раза в течение всего выступления. Это делается по нескольким причинам:

  • Слушатель может отвлечься, подумать о семье, о каких-то текущих проблемах и пропустить ваши слова мимо ушей. Повторяя мысль, вы заставляете слушателя вернуться в реальность;
  • Повторы основной мысли, выраженной другими словами, создают у слушателей впечатление, что они воспринимают совсем другую информацию (хотя информация та же самая). Таким образом, новая мысль быстрее откладывается в подсознании публики.
  • Если теперь повторить мысль еще раз, и опять в новом варианте, то включится процесс воспоминания. Слушатель вашу мысль выдаст за свою, и согласится с вами. Ваша речь для него станет убедительной.

Будьте осторожны с этим приемом, вставляйте повтор там, где это действительно необходимо.

Повтор утомляет слушателя. Повышает интерес речь, наполненная краткими и объемными образами, не требующая разъяснений.

Четыре способа обыгрывания повтора в тексте

  1. Точь-в-точь. Это повтор, «слово в слово» цитирующий мысль, которая была высказана ранее. Используется для создания дополнительного акцента.
  2. Вариант. Основную мысль пересказываем другими словами, перефразируем.
  3. Расширение. Развиваем озвученную ранее мысль, добавляем в нее новые образы, разъясняем спорные моменты. Используйте повтор-расширение в случае, если важный и ключевой тезис, на ваш взгляд, прозвучал неубедительно, затерялся в тексте.
  4. Вывод. Краткое обобщение всего сказанного ранее перед переходом к следующей части выступления. В основном используется в лекциях и учебных курсах.

Цитирование

Расположить к себе, растопить лед недоверия малознакомой аудитории поможет цитирование высказываний известных лидеров и общественных деятелей.

На фоне выдержек из исторических документов, изречений философов, ваши слова в понимании публики будут автоматически переводиться в разряд достоверных. Уместно привести 1-2 цитаты в начале выступления, перед переходом к основной части.

Призыв

Заключается в коротком обращении к залу с предложением выполнить определенное действие. Данный прием уместен в случае, если выполняются 2 условия:

  • Вы полностью уверены в доверии и симпатиях аудитории;
  • Вы хотите создать яркий образ вашей идеи в умах слушателей с их непосредственным участием.

Этот способ характерен для военно-патриотических речей, политических выступлений, рекламных акций.

Риторический вопрос

Вопрос, на который нет точного ответа, называется риторическим. Этот метод приглашает слушателя к рассуждениям, активной работе мышления.

Быть или не быть?

– задает свой знаменитый риторический вопрос герой шекспировской трагедии. Прием заставляет слушателя погрузиться в образ, содержание речи. Произнеся вопрос, оратор делает паузу, дает залу возможность подумать.

Не используйте этот прием, если не уверены, что слушатели разделяют вашу точку зрения. Например, на вопрос: «Разве трудно встать пораньше и пробежаться в парке?» можно и не услышать отрицательный ответ, если публика далека от спартанского образа жизни.

Вставка

Оратор делает небольшое замечание как бы «между прочим», вставляет фразу, тем самым он присоединяет аудиторию, делает ее соучастной.

Например, выступающий говорит: «Состояние дорог на сегодняшний момент оставляет желать лучшего». И будто вскользь замечает: «Не мне вам это говорить…»

После такой фразы и многозначительной паузы в зале не останется ни одного слушателя с равнодушным и скучающим лицом. Прием вставка – это беспроигрышный метод привлечь внимание аудитории к обсуждаемой проблеме, придает теме яркий штрих актуальности.

Несмотря на простоту, прием требует от оратора определенной степени раскрепощенности и искушенности в искусстве устного и публичного выступления.

Перекрещивание (хиазм)

Ораторский прием, заключающийся в перекрестном изменении окончаний двух параллельных фраз.

Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве.

Известная фраза К.С. Станиславского, построенная на методе хиазма. А вот другая фраза, в ней добавляется каламбур:

Честь нашей части – это часть нашей чести.

Большинство знаменитых высказываний философов имеет в своей основе прием перекрещивания. Данный метод позволяет повысить убедительность речи и делает выступление оратора более ярким и выразительным.

Антитеза

Суть приема – противопоставление абсолютно разных явлений, процессов, понятий, противоположных по значению. Создается контраст, поражающий воображение слушателей.

«Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.» (А.С. Пушкин)

Намек

Прием используется тогда, когда в силу определенных обстоятельств оратор не хочет напрямую говорить о каком-то событии или явлении. В этом случае выступающий делает намек на данное событие. Пример:

Нестабильные политические обстоятельства, как известно, иногда вынуждают вспомнить о фригийском колпаке.

Если не знать, что «фригийский колпак» — это головной убор, который носили лидеры Французской революции, то смысл этой фразы будет расплывчатым. Надеть фригийский колпак – означает «взяться за оружие».

Важно учесть, чтобы событие или явление, о котором хочет сказать оратор, было понятно и узнаваемо для всех присутствующих, иначе намек пройдет незамеченным и не произведет должного эффекта.

Цепь

Еще один интересный прием, заключается в том, что оратор кидает фразу-сенсацию, вызывая у слушателя шок. Затем оратор выстраивает логическую цепочку, в ходе которой проясняется смысл первой фразы.

Все встает на места, и публика облегченно вздыхает. В пример приведу тост:

«Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет… Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца… И чтобы твоя смерть была заслуженной!»

Прием цепь позволяет надолго приковать внимание публики к выступающему, и чем длиннее цепочка из слов, тем сильнее возрастает напряжение и интерес в зале.

Неожиданность

Парадоксальное заявление с последующей расшифровкой. Прием неожиданность позволяет застать слушателя врасплох, встряхнуть малоактивную аудиторию, произвести впечатление.

Например, оратор заявляет: «Оптимист – это неудачник!», и добавляет затем «…который считает, что все хорошо» . Данный ораторский метод следует применять достаточно редко и к месту, чтобы не сгладить эффект.

Послесловие

Главная цель любого публичного выступления – это… Как вы думаете, что? Нет, не информация. Целью выступления является передача отношения оратора к теме, его субъективная точка зрения. Донес оратор свою точку зрения до ушей зала, сумел убедить – выступление состоялось. Не донес, застрял на полпути – плохой оратор.

Именно риторические приемы помогают выступающему добиться убеждающего эффекта, создать образ, уверенно повести за собой зал. И конечно, важной составляющей успеха выступления, является сила голоса оратора, его безупречная техника речи.

Подтянуть этот фактор поможет видеокурс тренера по ораторскому мастерству Екатерины Пестеревой «Язык мой – друг мой». Все упражнения курса снабжены подробными инструкциями и проверены многолетней практикой.

Ну, а я побежал совершенствовать свою речь. Подписывайтесь на новости, не пропустите свежие статьи, а также делитесь с друзьями. Жду отзывов в комментариях.

До скорого! С уважением, Юрий Окунев.

Как воздействовать на публику

Риторический вопрос. Задают, чтобы заставить аудиторию активно размышлять, рассуждать. Оратор задает вопрос, на который нет ответа, и дает время подумать.

Вставка. Важный риторический прием, в котором фразу вставляют как бы между прочим. И зал становится соучастником, а не сторонним наблюдателем. Это способ, помогающий привлечь аудиторию к обсуждаемой проблеме.

Перекрещивание (хиазм). Способ перекрестного изменения окончаний фраз. А. Грибоедов сказал: «Рассудку вопреки, наперекор стихиям». Люди часто говорят: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

Намек. Некоторые риторические приемы в публичном выступлении необходимы для того, чтобы не говорить напрямую о событии или явлении. Не подходит для искушенных слушателей. Если не будет понятно, о чем говорит оратор, намек останется незамеченным.

Цепь. Способ передать информацию с помощью фразы-сенсации, чтобы вызвать шок. После этого выстраивается логическая цепочка, в ходе которой и станет понятным смысл первой фразы. Метод помогает надолго приковать внимание публики. Чем длиннее цепочка, тем сильнее напряжение.

Неожиданность. Подходит для малоактивной аудитории. Застает врасплох, производит впечатление. Применяют редко, в нужный момент, чтобы не сгладить эффект.

Фрейминг. Важно, чтобы оратор умел преподносить один и тот же материал в разных обстоятельствах. Это один из риторических принципов и приемов манипулирования массовой аудиторией, является неотъемлемой частью нейролингвистического программирования. Помогает изменять оттенок восприятия вещей.

Эффект новизны. Внимание аудитории рассеивается через 20 минут, затем его сложно удержать. Человеческий мозг не воспринимает одну информацию долгое время. В докладе должны присутствовать короткие выступления. К ним относятся шутки, забавные примеры из жизни. Это дает возможность слушателям отдохнуть. После этого информация снова воспринимается аудиторией. Кроме того, важно вводить новую информацию по основной теме. Ее не следует раскрывать в начале выступления.

Призыв. Способ воззвать к чему-либо. Работает в том случае, когда слушатели положительно относятся к выступающему и поддерживают его идеи. К залу обращаются двумя-тремя фразами, призывая совершить какое-то действие. Оратор должен быть полностью уверен в симпатии аудитории, иметь желание создать яркий образ идеи в умах слушателя с непосредственным их участием.

Функционально-смысловые типы речи

Состав ораторской речи не есть однородный. Это связано с тем, что человек, мысля, отражает самые разные связи между объектами, между явлениями реальности, между событиями, а так же между отдельными суждениями. Существуют такие типы речи, как: 2

  1. описание;
  2. повествование;
  3. рассуждение.

И именно в этих стилях речи выражаются данные связи. В связи с этим, ораторская речь представляется нам:

  1. монологическим повествованием;
  2. монологическим рассуждением;
  3. монологическим повествованием

Повествование – это такой тип речи, который сообщает о состояниях, а так же действиях, которые имеют развитие во временной последовательности. Кроме этого они имеют свойственные им языковые средства. 3Для данного типа речи характерна такая особенность, как динамика.

Исходя из того, что в данный тип речи входят ситуации, которые имеют динамические отражения, этот механизм и определяет его положение в речи.

При помощи глаголов как раз так и создается динамика данного типа речи. Очень часто в использование берут глаголы определенного действия потому, что они имеют возможность выражать как последовательность развития событий, так и их быструю смену. Следует выделять:

  1. конкретное повествование;
  2. обобщенное повествование;
  3. информационное повествование.

Описание – это такой тип речи, который дает представление о характере, дает статистическую картину, представление о структуре, представление о качествах объекта, о свойствах маршрутом перечисления признаков и существенных, и не существенных в определенный момент.

Такой тип речи, как описание, так же подразделяется на:

  1. статистическое;
  2. динамическое.

Размышление или же рассуждение – это такой тип речи, в котором раскрываются внутренние признаки и явлений, и предметов, доказываются конкретные положения, и естественно, проводится само исследование явлений и предметов.4 Те суждения, которые входят в рассуждение, имеют особенные логические отношения меж собой, этим и характеризуется данный тип речи. Такие логические суждения образует либо один вывод, либо ряд выводов на какую – то определенную тему.

По собственной природе ораторская речь является спорной. Это связано с тем, что она отображает контрадикторность конфликты общения и нынешней жизни. Выделяют спор двух видов:

  1. имплицитная (или скрытая, внутренняя);
  2. эксплицитная (или открытая, внешняя).

Полемика – это общение, которое проходит на людях, мастеров говорить, спор в процессе обсуждения какого – то определенного вопроса.

Ораторы могут очень много спорить; во время споров они пользуются всеми средствами в свободном доступе из огромного арсенала полемики. Сюда входят и ирония, и намеки, и сарказм, и антитеза, а так же многочисленные умолчания, ремарки, сравнения, рельефность.

Как развивать риторическую речь: этапы

Для развития риторической речи необходимо пройти несколько этапов. Это позволит применять основные риторические приемы на любом выступлении независимо от аудитории.

На первом этапе появляется мысль, которую необходимо развивать. Но делать это нужно на бумаге. Перед собой ставят вопрос, как написать, чтобы было понятно всем присутствующим? Первый набросок перечитывают несколько раз. После исправления ошибок читают с интонацией. Это позволит заполнить пробелы, скорректировать то, что не нравится.

Второй этап более сложный. Краткость считают сестрой таланта, поэтому написанный доклад необходимо уменьшить. Для этого текст читают два раза: первый медленно, второй быстро. Оратор увидит, имеются лишние записи или слова, повторения. Если доработка не требуется, приступают к следующему этапу.

Понадобится диктофон или гаджет с функцией записи. Необходимо сделать запись подготовленного выступления так, что не было неудобств. Оратор сам должен удивиться своим достижениям. Частая практика такого метода поможет сделать мысли понятными. Голос становится интонационно богатым, разум работает быстрее.

Как говорить о сложном

Выступление перед специалистами проходит достаточно легко. Если же приходится выступать перед публикой, которая не разбирается в теме, понадобится тщательная подготовка. Применяют примеры и образы, рассказывают короткую историю, рисуют воображаемую ситуацию.

В деловом ораторстве риторические приемы с примерами в разговорной речи подбирают с учетом нескольких факторов. Первый – характеристика присутствующих. Выступающий должен учитывать национальность присутствующих, разбирается ли публика в теме выступления, развита ли культурно. Второй предполагает содержание и характер выступления. Не допускают авторитарный тон, к людям проявляют доверие, советуются в процессе подачи информации. Третий фактор – объективное оценивание оратором личных качеств.

Выделяют несколько видов общения:

  • С помощью менторского поучают.
  • Одухотворяющее необходимо для возвышения людей, чтобы вселить в них веру в личностные качества.
  • Конфронтационная разновидность предполагает желание не возражать, соглашаться с оратором.
  • Информационный – необходим для передачи сведений слушателям.

Деловые люди не используют последний вид речи. Чаще выбирают одухотворяющую манеру общения, в некоторых ситуациях конфронтационную. Оратор применяет такие принципы воздействия, как ассоциативность, доступность, интенсивность, экспрессивность.

В разговорной речи используют определенный набор инструментов. Применяют визуальный имидж, эффект первых фраз, аргументацию, релаксацию, интонации и паузы. Первый вид предполагает впечатления о внешнем виде выступающего. У слушателей это вызывает симпатию или антипатию. Позитивное влияние оказывает элегантная манера общения, доброжелательность и открытость.

Для корректировки первого впечатления необходим эффект первых фраз. Главный критерий – заключенная в них информация. Она может быть уже известной, но подаваться в новой интерпретации с оригинальными примерами. Оратору необходимо иметь набор фраз, ориентированных на определенных слушателей.

Эффект аргументации связан с логикой выступления. Это придает выступлению обоснованность и убедительность. К теории относится концепция, научное положение, гипотеза. Эмпирическая аргументация – это факты и цифры со статистическими показателями. В каждом выступлении присутствуют оба метода.

Квантовый выброс информации – это риторический прием, необходимый для поддержания внимания аудитории. Выступающему необходимо продумывать мысли и аргументы по всей речи. Это приведет к активизации внимания слушателей с помощью периодического выброса новой информации.

Наука обучения красноречию

В Древней Греции риторике учили юношей. Современным людям этому нужно учиться самостоятельно. Если «язык подвешен хорошо», то затруднений с публичным выступлением не будет. Исправить ситуацию поможет ежедневное общение.

Решить проблему можно на курсах или тренинге. При самостоятельной подготовке узнают, какая будет аудитория. Зная, кто входит в массу присутствующих, речь корректируют таким образом, чтобы вызвать интерес. План выступления составляют заранее. Он поможет, когда оратор не умеет импровизировать, слишком сильно волнуется. Выделяют ключевые моменты, включают графики, таблицы, схемы. В заключении обязательно повторяют главную идею.

Нельзя затягивать выступление, так как не каждый заинтересованный слушатель сможет долго высидеть. Важно быть лаконичным, использовать четкие и понятные фразы. Риторика – это не только умение излагать свои мысли, а и способность делать их понятными. Оратор учится заряжать публику своими идеями. Голос должен быть поставленный, развита мимика. Это позволит сделать подачу текста эмоциональной, более близкой для публики.

Главная цель выступления – это не информация, а донесение своей точки зрения. Если оратор сумел убедить аудиторию, выступление состоялось. Использование приемов – важная составляющая, позволяющая добиться убеждающего эффекта.

Подготовка речи и выступление

Существуют три взаимосвязанных вопроса, которые стоят перед говорящим, это:

  1. Как сказать?
  2. Где сказать?
  3. Что сказать?

Процесс разработки речи начинается с того, чтобы уяснить тему своей речи, ее основную мысль. Актуальность, интересность, конкретность, доступность – всеми этими качествами и должна обладать выбранная тема. Немаловажное значение имеет и название лекции, так как оно должно не только заинтриговывать будущую аудиторию, привлекать их внимание, но и отображать все содержание выступления оратора.

Что хотелось бы рассказать о цели: необходимо четко наметить ее – оратор не только пытается сформировать у своей аудитории конкретные убеждения, представления, определяющие их дальнейшее поведение, но и доносит до аудитории информацию, рассказывает о каких – либо фактах или же событиях. Каким бы не было выступление, у него должна присутствовать воспитательная цель, то есть говорящий, по мере своих возможностей, должен приобщить свою аудиторию к собственным нравственным интересам. Этот процесс должен проходить незаметно для слушателей.

Представление того, как воспримет аудитория речь и то, что им будет непонятно — это неотъемлемая часть при подготовки публичного выступления. Говорящий обязан не только знать, но и учитывать состав своих будущих слушателей. В том случае, если речь будет предоставлена не для всех слушателей вообще, а для конкретной группы людей, имеющих собственные какие – то цели, интересы, тогда эффективность выступления заметно повысится.

Составление самой речи, работа над фактическим, теоритическим материалом – это и есть следующий этап, то есть необходимо оформить речь композиционно – стилистически.

Для того чтобы изучить материал, можно обратиться и к пособиям, и к словарям, и к справочникам и так далее.

После того, как материал изучен хорошо, как правило, пишут либо же конспект текста выступления, либо же его план, либо же полностью текст, либо же тезисы.

Способы выступления:

  1. чтение текста;
  2. воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов;
  3. свободная импровизация.

В каких же случаях читают текст? Итак, рассмотрим их:

  1. если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать;
  2. если оратор «не в форме»;
  3. если материал большой и совершенно новый для говорящего.

Когда говорящий читает свою речь и при этом реакция аудитории выходит из – под контроля – это очень утомительно. Провал говорящих связан с тем, что при чтении текста «по бумажке» речь становится одинаковой (монотонной), быстрой и это начинает быстро утомлять аудиторию.

Перед тем, как начать свою публичное выступление, оратору необходимо тщательно, до мелочей подготовить речь. Нужно определить правильно тему, цель, название публичного выступления при этом необходимо учитывать и состав аудитории, и обстановку. После этого нужно составить план, подобрать и теоритический, и фактический материал. Репетиция – это часть, которая считается нужной при подготовки, без нее обойтись нельзя. Внимание необходимо сконцентрировать на технике произношения, но и другие аспекты при подготовке в тени оставлять не нужно.

На заключительном этапе подготовки к публичному выступлению необходимо не один раз дать анализ ему, учитывать такие стороны речи, как сильные и слабые и уже в аудитории, при обращении к своим слушателям, опираться на позитивное.7

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]