Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме «Золотая осень»


Тема недели «Золотая осень»

Дети должны знать:

— какое время года наступило, называть осенние месяцы по порядку; — приметы осени: — стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди; — листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад; — исчезли насекомые; — собираются в стаи и улетают на юг птицы; — дни стали короче, а ночи длиннее; — с полей и из садов убирают урожай; — люди стали теплее одеваться; — называть деревья: берёзу, ель, сосну, рябину, дуб, липу, тополь, клён; — называть семена и плоды деревьев: жёлуди, серёжки, ягоды, гроздь рябины, шишки, крылатки.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, тополь, рябина, липа, осина, клён, сосна, ель;

Прилагательные: желтый, красный, сухой, мокрый, холодный, осенний, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), моросящий (дождик), проливной (дождь);

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, моросить, срывать (листья), хмуриться, облетать.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого) Будем листья собирать. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, (Вновь загибают пальчики, начиная с больших) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём. («Шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук) Маме осенний букет отнесём.

Грамматический строй речи

— Дидактическое упражнение «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

лужа – луж лист – листьев дерево – деревьев туча – туч ветка – веток

— Дидактическое упражнение «Назови лист» (образование относительных прилагательных):

лист берёзы — берёзовый лист клёна – кленовый лист осины – осиновый лист липы — липовый лист рябины – рябиновый лист дуба – дубовый лист тополя – тополиный

— Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными):

Один дубовый листочек, два дубовых листочка, …, пять дубовых листочков Одна лужа, две лужи,… пять луж; Одно дерево, два дерева, три дерева, … пять деревьев; Одна ветка, две ветки, три ветки, … пять веток; Одна туча, две тучи, три тучи, … пять туч; Один зонт, два зонта, … пять зонтов;

— Дидактическое упражнение «Что лишнее и почему?»:

Осень, зима, холод, весна (холод, так как остальные — времена года). Дуб, рябина, осень, осина (осень, так как остальные — деревья). Дождь, ветер, дерево, снег (дерево, так как остальные – явления природы).

Викторина на тему «Осень» в подготовительной группе

Конспект игры — викторины для детей старшего дошкольного возраста на тему «Золотая осень»
Автор: Шкодина Ольга Витальевна, воспитатель МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №4», г.Шахтерск, Донецкая область Описание материала: данный материал будет интересен и полезен педагогам детских садов при проведении проектов, итоговой образовательной деятельности. Викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель: закрепление знаний детей об особенностях осени, природных явлениях, актуализация знаний детей о птицах, растениях в данный период времени года. Задачи: Образовательные:
расширять представления об осени, зимующих и перелетных птицах, животных в данный период времени, закреплять счет до 10.
Развивающие:
развивать любознательность, интерес к природе, логическое мышление, мелкую моторику руки, внимание, память, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе, доброту, уважение к товарищам по игре. Познавательные задания и вопросы помогут детям закрепить свои знания о птицах, деревьях.
Материал: бумага, желуди, каштаны, орехи,задания на листочках, карандаши, корзинка, перышко, картины деревьев, осенние листья.
Ход викторины:

Ребята, сегодня у нас необычный день. Мы с вами отправимся путешествовать, но надо отгадать загадку -куда же мы пойдем: Весной и летом Все видят его одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.. (загадка про лес)


Да, сегодня мы отправимся в осенний лес, сейчас мы объединимся в три команды и для каждой команды есть свое задание.
(дети стоят на ковре в кругу)
Передавайте этот осенний лист и называйте по порядку три осенних месяца
(дети называют сентябрь, октябрь, ноябрь и собираются в компании по месяцам).
(во время викторины участники за правильные ответы получают орех, желудь или каштан).
1.Задание для команд «Назови осенние слова» Ребята, вы должны вспомнить осеннее слово (дождь,туман,листопад,урожай,каштан) 2 Задание «Каждому дереву свой листочек» (на столах лежат листья со стикерами, а на доске деревья) Ребята, вот и следующее задание: для каждой команды есть свои деревья, надо выбрать те листья, которые относятся к вашей команде и прикрепить к нужному дереву. Но сначала выполним пальчиковую гимнастику: 1,2,3,4,5 – будем листья собирать: Листик березы, листик осины, Листики тополя, листик рябины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем! Деревья для команд: «Сентябрь» — клен,ива; «Октябрь» — дуб,береза; «Ноябрь» — каштан,тополь.
Молодцы, все справились на отлично! Продолжим путь?
3.Задание на листочках «Чьи детки с ветки?» (мелкая моторика руки)


Лес хранит много тайн. Но сегодня мы разгадаем и ответим на вопросы 4.Задание для капитанов команд. (Капитаны отвечают,участники команд помогают в случае необходимости).
Какие праздники празднуют осенью? (День знаний, Праздник урожая, День пожилого человека); Назовите дары осени (Урожай фруктов и овощей, грибы, ягоды); Как называют осеннюю пору, когда летает много паутины, ласково светит солнце и тепло как летом? Как называют природное явление, когда осыпаются листья? У каких деревьев образуются шишки? Назовите место в лесу, где растут одинаковые деревья? Какие запасы заготавливает осенью белка? Какие животные впадают в спячку? Почему птицы улетают на юг?
Физминутка «Стая птиц летит на юг» Стая птиц летит на юг,(дети машут руками,как крыльями) Небо синее вокруг. (поднимают вверх руки, показывая небо) Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. (машут руками,как крыльями) Птички начали спускаться, На поляне все садятся.(приседают на корточки) Предстоит им долгий путь,(имитируют как клюют зернышки) Надо птичкам отдохнуть. (имитируют как спят,руки под щечку) И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями») Вот и юг. Ура! Ура!(поднимают руки вверх и машут, как будто приветствуют) Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы) 5. Задание на листочках «Какие птицы спрятались на картинке» Предлагаю всем участникам путешествия занять места за столами и найти всех птиц на картинке (цветными карандашами заштриховывают всех птиц.


6. Задание «Птицы» Для каждой команды надо назвать птиц: «Сентябрь» — зимующих птиц, «Октябрь» — перелетных птиц, а «Ноябрь — водоплавающих птиц (каждый участник передает перышко и называет птицу)Немного отдохнем, загадки отгадаем: 1. Красно — желтая краса — Золотистая коса. Затяжные льют дожди, Ветер листья сносит, Что же это? (осень)
2. Ветер тучу позовет, Туча по небу плывет. И поверх садов и рощ Моросит холодный…
(дождь)
3. Осень в сад К нам пришла. Красный факел Зажгла. Здесь дрозды, Скворцы снуют И, галдя, его клюют.
(рябина)
4. Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто …
(листопад)
5. Летит, а не птица, Воет,а не зверь
(ветер).
6. Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как петрушка, Ядовитый …
(мухомор).7.Задание на листочках «Собери точки по порядку» (счет от 1 до 10) Что же у нас на листочке изображено? Правильно гриб – боровик.


Вас ждет сюрприз: «Лабиринт от Ежика»


8. Задание для команд «Бывает – не бывает». Я зачитаю вам вопросы, а вы отвечаете «осенью бывает – осенью не бывает» (за правильное объяснение осенний плод) Осенью можно ходить купаться? Да или нет? А почему?(объяснение детей) Осенью кусают комары? Да или нет? Нужно ли уметь лазить по деревьям, что бы шиповник? Да или нет? Осенью можно кататься на санках? Да или нет? Можно ли услышать пение птиц в осеннем лесу? Да или нет? Урожай можно собирать круглый год? Да или нет? 9. Задание «Соберем урожай» Для каждой команды надо собрать свой урожай: «Сентябрь» — собирает овощи, «Октябрь2 — фрукты, а «Ноябрь» — ягоды. (каждый участник передает корзинку и называет овощ, фрукт или ягоду)
Ребята, а вы скороговорки об осени знаете? 1. Овощи тащи — будут щи. 2. Под ногами в листопад листья желтые шуршат. 3. Я сидела у Оки, ела яблоки. 4. Надели Паше галоши и гамаши. А может кто-то знает пословицы? Давайте присядем на полянку и расскажите о своем месяце:
Сентябрь
красное лето провожает, осень золотую встречает.
Сентябрь
холоден, да сыт.
Октябрь
ни колеса, ни полоза не любит.
Октябрь
землю покрыл где листом, где снежком.
Ноябрь
с гвоздём, декабрь с мостом.
В ноябре
с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать. Вот и подошло наше путешествие к концу, давайте посчитаем сколько осенних плодов собрала каждая команда? Молодцы, а что можно с ними сделать? ( поделки, покормить животных или самим поесть)
Проводится подведение итогов конкурсов и награждение всех команд медалям
Я поздравляю вас с победой и на память вручаю медали от осеннего леса.

Рекомендуем посмотреть:

Интегрированная развивающая ННОД с детьми подготовительной группы по теме: Осень Сценарий осеннего спортивного праздника в подготовительной группе. Праздник урожая Осенние явления в природе Осеннее развлечение для детей подготовительной группы

Похожие статьи:

Стихи про Осень для детей 6-7 лет в детском саду для заучивания

Конспект осенней прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за воробьем осенью»

Конспект осенней прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за голубями»

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за тополем»

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за сезонными изменениями в ноябре»

Советы логопеда родителям

Погуляйте с детьми по парку, во дворе, рассмотрите растущие там деревья. Повторите названия деревьев. Объясните, что у дерева есть ствол, ветки, корень, а вверху – макушка, верхушка.

Расскажите о сезонных изменениях, происходящих с деревьями осенью.

Выясните, знает ли ребенок, какое время года наступило. Помогите ребенку запомнить приметы осени.

На прогулке помогите ребенку найти листики клёна, дуба, берёзы, тополя, осины, рябины. Покажите, с каких деревьев они опали. Учите ребенка узнавать их: «Этот листок упал с дуба. Видишь, какой он овальный, резной. А этот листочек ветер сорвал с березы. Он заостренный, с мелкими зубцами по краю. А вот лист тополя. Он тоже заостренный, но крупнее листка березы. Этот — листок осины. Он похож на монетку, он почти круглый. А что напоминает лист рябины? Правда, он похож на перышко?»

Обратите внимание ребенка на разный цвет листьев: «Видишь, какой лист клена? Правильно. Он оранжевый. А какого цвета лист осины? Он красный» и т. п.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]