25155_Les.Griby.Yagody.docx
Лексическая тема: « Лес. Грибы. Ягоды» Учитель – логопед: Шихова В. С. Примерный перечень слов, который Вам поможет: Предметы: клубника, смородина, малина, черешня, вишня, слива, земляника, черника, брусник а, клюква, рябина, садовые ягоды, лесные ягоды, лес, поляна, куст, дерево, варенье, компот, джем, повидло, сок, дуб, берёза, липа, клен, ель, сосна, кустарник, трава, крона, ветки, ствол, корень, листья, подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка, масленок, боровик, мухомор, опенок, болото, ножка, шляпка, грибница. Действия: собирать, сушить, искать, мыть, есть, мочить, солить, мариновать, заготавливать, созревать, наливаться, прятаться. Признаки: белый, съедобный, н е съедобный, ядовитый, вкусный, сладкий, кислый, ароматный, душистый. 1. Стихи. * * * «Рябина» У сгнившей лесной избушки, Кудрявая рябина склонилась над рекой. Меж белых стволов бродя, Я ягоды- рубины потрогаю рукой. Люблю собирать волнушки Н а вкус такие горькие, но глаз не оторвать. На склоне осеннего дня. И мне рубиной хочется рябинушку назвать. Летят журавли высоко Н. Нищева Под куполом светлых небес, И лодка, шурша осокой, «Брусника» Плывет по каналу в лес. На вкус такие горькие, но глаз не оторвать. И холодно так, и чисть, Спелой брусники я там наберу. И светлый канал волнист, Сварим варенье, джем и компот, И с дерева с легким свистом Б удем бруснику есть круглый год. Слетает прохладный лист. Н. Нищева Н. Рубцов 2. Загадки. Он на тучки поглядел, На пеньке живет семья: Сразу кепочку надел, Мама, папа, брат и я. Новенькую, ладную Дом у нас один, а крыша Цветом шоколадную. Есть у каждого своя. ( Белый гриб) ( Опята) На болоте вдоль дорожки Как на стежке, на дорожке Ягод крупные горошки. Вижу алые сережки. Кто рассыпал столько бус – За одною наклонилась, Красный цвет и кислый вкус? А на десять набрела! ( Клюква) Я клонилась- не ленилась, Кружку с верхом набрала. ( Земляника) Это дерево – трусишка. Под кустами белка скачет Все трясется как зайчишка. И в траве орехи прячет. Листья – красные монетки – Как кусты зовутся эти? Целый день дрожат на ветке. Мне, конечно, скажут дети. ( Осина) ( Орешник) 3. Речевые игры. 1. «Какой? » ( не менее 3- х слов) Лес ( зе ле ный, сказочный, тенистый, сосновый, дремучий, осенний) Земляника( душистая, мелкая, сладкая) Клюква, гриб, поляна, дерево, трава. 2. «Семейка» Лес( лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз, лесоповал, лесозаготовки) , Дерево( деревянный, деревце, древесный, деревообрабатывающий) , Гриб( грибник, грибница, грибной) , Лист… Ягода… 3. «Один- м ного» Дерево- деревья Лист- …, Куст- . . . , Ветка- …, Сук- . . . , Ствол- . . . , Травинка- …, Крона- . . . Гриб- …, Ягода- …. 4. «Посчитаем. . . » Один жук, два жука, три жука, четыре жука, пять жуков. Масленок, малинка, ветка, шляпка, ножка, веточка. 5. «Скажи правильно» Листья растут В дереве. Птичка села ИЗ куста. Муравей вылез В муравейник. Сова сидит НА дупле. Дятел стучит К дереву. Заяц убегает К лисе. Стрекоза летает ПОД землёй. Гусеница ползёт ПОД веточкой. Бабочка порхает В цветке. Цветы растут НАД деревом. 6. «Поварята» Пирог приготовим: из малины – малиновый, из клубники- …, из клюквы- …. , из вишни- …, из грибов- …. 7. « Подбери действие»( не менее 3- х) Черешня что делает? ( растет, зеленеет, цветет) . Ствол, дерево, поляна, лес. 4. Картины художников. И. И. Шишкин 1889г. « Утро в сосновом бору» И. Ф. Хруцкий 1842г. « Натюрмо рт с гр ибами» 5. Прочитайте с ребенком Сказка про грибы. «Вздумал гри, разгадал боровик; под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать: «Приходите вы, белянки, ко мне на войну». Отказались белянки: « Мы грибовые дворянки, н е идем на войну». – « Приходите, рыжики, ко мне на войну». Отказались рыжики: « Мы богатые мужики, неповинны на войну идти ». – « Приходите, волнушки, ко мне на войну». Отказалися волнушки: « Мы господские стряпушки, не идем на войну». – « Приходите вы, опенки, ко мне на войну». Отказалися опенки « У нас ноги тонки, мы не идем на войну». – « Приходитегрузди ко мне на войну». _ « Мы, грузди, — ребятушки дружны, пойдем на войну! » Это было, как царь- горох воевал с грибами». ( Источник: Круглый год: Русский земледельческий календарь/ сост. Вступ. Статья А. Ф. Некрыловой. – М. : Правда, 1991. — 496с. http: / / aktinoya. ru/ index. php? Itemid= 165& amp; catid= 121: 2014- 08- 27- 12- 51- 04& amp; id= 593: 2014- 09- 01- 10- 13- 38& amp; option= com_ content& amp; view= article – рассказы русских писателей о грибах. 6. Это интересно* * Самое длинное дерево во всем мире растет в Калифорнии( США) . Длина ствола вечнозеленой секвойи составляет 112 метров. * * Леса на Земле по площади занимают 38 миллионов квадратных километров, то есть приблизительно одну треть всей суши, хотя когда- то леса составляли 50 процентов поверхности Земли. * * Самая лесистая страна в мире – Финляндия, территория которой более чем на 70% покрыта лесами. А вот Великобритания, напротив, занимает первое место среди стран, бедных лесами, всего 6% её площади занимает лес. ч то касается нашей страны, то россияне должны гордиться обилием лесных экосистем, почти 25% от всех лесов Земли расположены именно в России, а наша тайга – крупнейший лесной массив на планете. 7. Раскраски 8. Мультфильмы http: / / mults. info/ mults/ ? id= 434 – Мультфильм « Грибок – теремок»
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Татьяна57
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЯГОДЫ».
Ягоды растут на деревьях, кустах, на болоте, на низеньких кустиках. Из ягод можно приготовить компот, кисель, морс, пирог, желе. ИГРА «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? » Кисель из вишни, какой? — Вишнёвый. Пирог с малиной? — Малиновый. Сок из смородины? — Смородиновый. Компот из земляники? — Земляничный. Морс из клюквы? — Клюквенный. ИГРА «КАКОЕ ВАРЕНЬЕ». Малина – малиновое варенье Черника – черничное варенье Земляника – земляничное варенье Клюква – клюквенное варенье Брусника – брусничное варенье и т.д. СКАЖИ, КАКАЯ ЯГОДА: Брусника какая? Красная, кислая, мелкая. Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная. Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая. ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРЕДЛОГАМИ: Ягоды рябины растут … дереве. Ягоды крыжовника падают … куста. Ягоды клубники сорвали … веточки. Ягоды ежевики выложили … корзины. Кустики черники искали … траве. Ягоды смородины выглядывали … листиков. СКАЖИ НАОБОРОТ: Клубника крупная, а малина … Крыжовник твёрдый, а черника … Ежевика сладкая, а смородина … Рябина горькая, а клубника … ПОДБЕРИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ — ДЕЙСТВИЙ: Ягоды на веточках (что делают?) растут, зреют, поспевают, созревают, наливаются соком. Ягоды с веточек … Люди в лесу ягоды … Из ягод сок … В стакан сок … Варенье, (повидло, джем) из яблок … В корзину ягоды … ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ СОЮЗЫ «ЧТОБЫ» И «ПОТОМУ ЧТО»: Мама купила ведро вишен, чтобы … Мама перебрала смородину, чтобы … Мама купила Саше клубнику, потому что … Мама посушила ягоды шиповника … Вова не стал есть крыжовник … Малину перетёрли с сахаром …
СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ О ЯГОДАХ: Название. Где растет? Внешний вид. Какая на вкус? Что из неё готовят? ГДЕ РАСТЁТ ЯГОДА. Кислая клюква растет на болоте. Собирать ее можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет – ее видишь: рядом с листиком ягоды. И так их много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас — клюква — невидима сверху. ВОПРОСЫ: Как растет клюква? Какие еще ягоды растут в лесу? Как они растут? Какая ягода невидима сверху? ПЕРЕСКАЗ. СБОР ЯГОД. С веток ягоды снимаю И в лукошко собираю. Ягод – полное лукошко! Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть – Легче будет к дому путь. И поем еще малинки. Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять… Снова буду собирать
ЗАГАДКИ О ЯГОДАХ. Мала, как мышь, Красна, как кровь, Вкусна, как мёд. (Вишня) Я капелька лета на тоненькой ножке, Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица. (Земляника) В сенокос — горька, А в мороз — сладка, Что за ягодка? (Калина) Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и чёрная смородины) Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла, Здесь дрозды, скворцы снуют, И, галдя, его клюют. (Рябина) Бусы красные висят Из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина) Низок, да колюч, Сладок да пахуч, Ягоды сорвешь — всю руку обдерешь. (Крыжовник) Длинноножка хвалится — Я ли не красавица, А сама-то — косточка Да красненькая кофточка. (Вишня) Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный (Арбуз) К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбуз) Мала, как мышь, Красна, как кровь, Вкусна, как мед. (Вишня) Я капелька лета на тоненькой ножке, Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица. (Земляника) На припеке у пеньков много тонких стебельков, Каждый тонкий стебелек держит алый огонек, Разгребаем стебельки-собираем огоньки. (Земляника) И красна, и кисла На болоте росла. (Клюква)
Серия сообщений «Развитие речи»:
Часть 1 — ПЛАКАТ. ЯГОДЫ. Часть 2 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ». … Часть 11 — ДЕРЕВЕНСКИЙ ДВОРИК. РАССКАЗ О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ. Часть 12 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДАРЫ ОСЕНИ». Часть 13 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЯГОДЫ». Часть 14 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ». Часть 15 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАГАДКИ ПРО ЯГОДЫ. Часть 16 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «МАША И МЕДВЕДЬ». ДОМАШНИЙ ТЕАТР. Часть 17 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАГАДКИ ПРО ОВОЩИ. Часть 18 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАГАДКИ ПРО ФРУКТЫ.
Логопедическое занятие по теме: Грибы, 1 класс
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия
Место проведения: ГКС(К)ОУ школа-интернат № 27 города Пятигорска Ставропольского края
Класс: 1 класс, 4 четверть.( отрытое занятие) Время проведения: апрель,2015 год Тема занятия: «Грибы», постановка звука Р. (см. Приложение 1. Презентация занятия.) Цель занятия: формирование правильного произношения звуков речи и развитие слухового восприятия. Задачи: — развитие артикуляционного аппарата; — формирование правильного дыхания; — развитие мелкой и крупной моторики; — постановка звука Р ; — различение на слух слов, словосочетаний соответствующих теме занятия; — различение на слух предложений учебного и социально бытового плана; — формирование навыков внятного чтения; — расширение словарного запаса; — расширение кругозора и знаний об окружающем мире; — формирование логического мышления и развитие памяти. Оснащение урока: компьютер, верботональная слуховая аппаратура, логопедические зонды, личная папка( портфолио) ученика с речевым материалом для индивидуальных занятий, мультимедийные программы на развитие дыхания, проведение игр, презентация в POWER POINT для проведения занятия, муляжи грибов.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Настройка слуховой аппаратуры. Приветствие. — Как ты меня слышишь? — Я слышу хорошо ( плохо). 2. Речевая зарядка. Слуховое восприятие фраз учебного и социально-бытового плана. • Как тебя зовут? • Какой сейчас урок? • Какое время года? • Сколько тебе лет? • Как зовут маму? • Как зовут папу ? • В каком классе ты учишься? • В какой школе ты учишься? • Как твоя фамилия? • Какая сегодня погода? • Какой день недели? ( Слайд 1) 3. Массаж артикуляционного аппарата . (Слайд 3) 4. Артикуляционная гимнастика для губ, языка. Упражнения подготовительно плана для постановки звука Р . (Слайд 4,5,6,7,8,910,11) Упражнения: «Маляр», «Лошадка», «Комар», «Чашечка», «Автомобиль», «Качели», «Дятел», « Грибок». 5. Упражнения на постановку правильного дыхания. (Слайд 12) Упражнения выполняются оп мультимедийному приложению по системе Сметанкина. 6. Упражнения для постановки звука Р. (Слайды 13, 14, 15, 16) 7. Читаем слоги и слова на звук Р (Слайды 16,17) 8. Называем слова со звуком Р. Работа с презентацией. ( Слайд 18) 9. Развитие слухового восприятия. Назови слова со звуком Р. (Слайд 19) 10. Развитие мелкой и крупной моторики . Упражнения для пальцев рук. (Слайд 20, 21, 22,23 ) 11. Выполнение заданий на развитие логического мышления, сообразительности, развитие речи. Посмотри на картинку и скажи : Какое время года? Какое время суток? Какая погода? ( Слайды 24, 25, 26, 27) 12. Фонетические рифмовки на звук Р и по теме «Грибы» (Слайд 28) РИ-РИ-РИ ЭТО ГРИБЫ Упражнение выполняется стоя с выполнением движений фонетической ритмики. Цель
: Формирование координации движений, развитие памяти, ритма, дыхания, голоса. Одновременно проводится мысленный настрой на тему занятия. 13.
Объявление темы занятия. Чтение слов по теме «Грибы». Ученик читает слова и показывает соответствующую картинку на мониторе компьютера. Нужную картинку необходимо выбрать из соответствующего набора. Цель:
автоматизация словаря по теме, развитие логического мышления, автоматизация навыков чтения знакомых слов по теме. (Слайд 29, 30)
Слова: • Подберёзовик • Лисички • Мухомор • Подосиновик • Белый гриб • Сыроежка • Поганка 14. Работа по определению названия грибов. Задание «Какой гриб?» Ученику предлагается определить по картинке на мониторе компьютера, какой гриб. Необходимо выбрать из трех предлагаемых вариантов правильный ответ. Ученику предлагается слово, к этому слову необходимо подобрать картинку. Учащийся работает за компьютером самостоятельно, учитель проверяет ответ. Тип задания: тестовый. Цель: проверка знания словаря по теме, формирование навыков самостоятельного мышления, анализа и синтеза, формирование правильного произношения слов по теме. (Слайды 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37) 15. Задание «Какой гриб?» усложненного типа. Учащийся должен сказать название гриба без опоры на слово, то есть самостоятельно. Цель: закрепление тематического словаря, развитие памяти, сообразительности. Тип задания: тестовый. (Слайды 38,39,40,41,42) 16. Задание « Определи, какой гриб съедобный, а какой несъедобный?» Цель: проверка умений и навыков знания словаря по теме « Грибы», развитие самостоятельного мышления, сообразительности, произношения. (Слайд 43) 17. Мультимедийная игра «Скажи, какой гриб?». Цель: тренировка сообразительности, скорости мышления, закрепление словаря оп теме «Грибы» , развитие артикуляционного аппарата. 18. Игра «Угадай, какой гриб спрятался?» Определить на предлагаемых картинках на мониторе компьютера, какой гриб спрятался под деревом, под елкой, под пеньком, под листьями. Цель: формирование сообразительности, логического мышления, закрепление словаря по теме «Грибы», формирование правильного произношения слов по теме. (Слайд 45) 19. Развитие слухового восприятия. Различение слов по теме «Грибы», надо произнести услышанное слово и одновременно показать на компьютере соответствующую картинку. Различение 2-3 слов по теме занятия на голое ухо. Цель: развитие слухового восприятия, внимания, умение различать знакомые слова, формирование навыков самоконтроля за произношением слов и звуков речи. (Слайд 44) 20. Подведение итогов занятия. Достижение цели и задач , краткая беседа с учащимся о том, что удалось, а что не удалось на занятии, к чему надо стремиться, чтобы достигнуть хороших результатов.
Рекомендуем посмотреть:
Летний досуг для младших школьников. Сценарий Логопедический утренник в 1-2 классе с презентацией на тему: Осень Кроссворды о грибах с ответами для учащихся начальной школы, 3-4 класс Внеурочное занятие «Грибы», 1 класс
Похожие статьи:
Внеклассное занятие по русскому языку, 1-2 класс