Методика работы по коррекции звукопроизношения
Воспитание и обучение вообще и речевое в частности осуществляются через занятия. Их организация, структура, использование методических приемов зависят от диагноза, установленного специалистами, от уровня нарушенных психомоторных функций ребенка и во многом от профессионального уровня логопеда.
Основной принцип работы по формированию произносительных навыков у детей, используемый логопедом, — принцип индивидуального подхода. При этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на этапе подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звука в связной речи.
Второй важный принцип — использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).
Третий принцип — рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Основными методами коррекционной работы логопеда являются:
1. Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический) методы. Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом создается новое ощущение — приподнимание верхней губы.
Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухозрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.
2. Дидактические методы: — наглядные; — словесные методы с опорой на наглядность; — словесные методы без опоры на наглядность; — практические методы, которые должны носить игровой характер.
Методы и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.
Наглядные приемы — показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий — способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.
В коррекционной работе следует соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях. Это могут быть игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах. Многообразие материала будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.
В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками»), произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).
Из словесных приемов можно выделить следующие: — словесный образец; — одновременное произнесение звука ребенком и логопедом; — повторение; — объяснение; — указание; — словесные упражнения; — вопрос как стимул речевой активности ребенка; — оценка детской речи.
Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные педагогом или персонажем, присутствующим на занятии, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.
Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия. Структура индивидуальных и подгрупповых занятий
Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения.
В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное — развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется каждым логопедом, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Например, проведение артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие дыхания и голоса на этапе автоматизации звуков в связной речи не обязательны и проводятся только с теми детьми, которые в них нуждаются.
Надо понимать, что предложенная структура занятий носит рекомендательный характер. Все зависит от ситуации, и даже настроения ребенка. Например, при работе над словом возможно дополнение предложения словами, совместное составление предложений или короткого диалога, сочинение чистоговорок. Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Последовательность этих частей или структура занятий способствует постепенному вовлечению в работу всех мозговых структур и является наиболее результативной. Раскроем сущность каждой части занятия и вариативность используемых заданий.
Структура занятия 1. Оргмомент. Релаксационные упражнения. Пластические этюды. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия. 2. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью. 3. Массаж или самомассаж. 4. Мимические упражнения. 5. Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. 6. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры. 7. Постановка звука. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти. 8. Автоматизация звука в слогах. 9. Автоматизация звука в словах. 10. Автоматизация звука в словосочетаниях. 11. Автоматизация звука в предложениях. 12. Автоматизация звука в чистоговорках. 13. Автоматизация звука в загадках и стихах. 14. Автоматизация звука в самостоятельной речи. 15. Обучение рассказыванию. Развитие воображения. 16. Развитие познавательных процессов (мышления и воображения). 17. Подготовка к обучению грамоте. Работа с буквой.
Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.
Статья «Эффективные способы коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи»
Марьина Илхаме Мамед кызы
учитель — логопед
МКДОУ детский сад №5 общеразвивающего вида
«Эффективные способы коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи»
Данная статья в помощь воспитателям и родителям. Прочитав её, вы сможете выяснить, в чём заключается речевая проблема ребёнка и как её исправить, предупредить у него появления неправильного произношения звуков.
У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.
Речевой аппарат, с помощью которого мы говорим, включает в себя три отдела:
Дыхательные мышцы – необходимо для речи.
Голосовые складки – их дрожание создаёт звук голоса, который нужен для произнесения гласных и звонких согласных звуков.
Органы речи – они расположены во рту. Основные органы речи — это язык, губы, нижняя челюсть, зубы, альвеолы (бугорки за верхними зубами), мягкое нёбо, маленький язычок.
Для того, чтобы научиться правильно произносить звуки, необходимо формировать правильную артикуляцию укладов губ и языка, развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания и голоса, развитие речевого слуха.
Одной из самых распространенных причин нарушения произношения звуков является недостаточная сформированность артикуляционных движений, движений произносительных органов, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются недостаточно чётко, объём их ограничен, из – за чего искажается и произносимый звук. Классический пример таких нарушений – картавость, — когда ребёнок произносит звук [Р] не при помощи кончика языка, а вибрацией части мягкого нёба – языка. В таких случаях вместо нужного звука произносится звук, который в фонетической системе родного языка отсутствует.
Бывает и так, что звук вообще не произносится, а просто отсутствует в речи, вместо слова рыба
ребёнок произносит слово
ыба
.
И наконец, если у ребёнка недостаточно развит фонематический слух (слух на звуки), то в его речи могут наблюдаться замены: так например, произнося вместо слова шуба
слово
суба
, ребёнок не слышит разницы между этими двумя звуками.
Иногда у ребёнка присутствуют в речи и искаженное произношение, и замены звуков, и их отсутствие. Это самые тяжёлые нарушения, исправление которых требует длительной кропотливой работы.
Тренировка произносительных органов, или арткуляционная гимнастика, проводится для того, чтобы подготовить речевой аппарат к правильному произношению различных звуков речи. Звук произносится хорошо только тогда, когда губы, язык, мягкое нёбо достаточно подвижны, работают слаженно, скоординированно друг с другом. Артикуляционные движения должны быть достаточно чёткими, ненапряжённым, дифференцированными.
Именно артикуляционные упражнения способствуют выработке правильных движений артикуляторов, а в результате этих движений и произносятся правильные звуки.
Выполняя с ребёнком артикуляционные упражнения, не забывайте простые правила.
- Артикуляционную гимнастику надо проводить в форме игры.
- На одном занятии ребёнку можно предложить для выполнения не более трёх – четырёх упражнений.
- Упражнений нового типа может быть не более двух.
- К выполнению новых упражнений можно переходить только после того, как усвоены предыдущие.
Старайтесь избегать негативных оценок, лучше отметить успехи ребёнка.
Упражнения для губ
- Поочерёдно складывать губы в трубочку и растягивать в улыбку.
- «Причёсывать» верхними зубами нижнюю губу.
- «Причёсывать» нижними зубами верхнюю губу.
- Втягивать обе губы в рот.
- Втягивать углы рта поочерёдно.
- Вытягивать губы вперёд «хоботком».
- Вытягивать губы вперёд «хоботком» и выполнять круговые движения по часовой стрелке и против часовой стрелки.
- Подуть сквозь сомкнутые губы.
- Поочерёдно покусывать верхними зубами нижнюю губу и нижними – верхнюю.
- С присвистом втягивать губы, имитируя поцелуй.
- Чмокать губами.
- Беззвучно произносить звуки: [а – о – и – у – ы – у – и – о — а]
- Быстро, коротко и чётко повторять звуки: [п]: [п – п – п – п — п]; [м]:[м- м – м – м]; [б]:[б – б – б – б].
- Мычать при плотно сжатых губах.
- Положить на губы бумажку и сплёвывать её.
- Удерживать губами резиновое или пластмассовое кольцо.
- Удерживать губами узкую соломинку, трубочку пошире, затем трубочку более широкого диаметра.
- Сосать жидкость через трубочку.
Упражнения для нижней челюсти
- Поочерёдно то открывать, то закрывать рот.
- Опускать нижнюю челюсть вниз и в этом положении удерживать её 5 секунд.
- Медленно открыть рот, подержать его в таком положении несколько секунд, затем медленно закрывать.
- Имитировать зевание.
- Рот приоткрыть, затем полуоткрыть, открыть как можно шире, затем также поэтапно закрыть.
- Сидя за столом, положить локти на стол, голову опустить на руки, прижав подбородок к ладоням. Медленно открывать и закрывать рот.
Упражнения для языка
(выполняются при открытом рте)
- Положить широкую часть языка на нижнюю губу, удерживать часть языка в таком положении несколько секунд.
- Положить узкую часть языка на нижнюю губу, удерживать часть языка в таком положении несколько секунд.
- Поочерёдно касаться кончиком языка углов рта.
- Поднимать язык к верхней губе.
- Поднять язык к верхней губе и опустить на нижнюю.
- Касаться кончиком языка верхних зубов.
- Касаться кончиком языка области за верхними передними зубами – альвеол.
- Поочерёдно высовывать язык изо рта и убирать обратно.
- Присасывать язык к нёбу и удерживать 5 секунд.
- Прищелкивать языком.
- Широкой частью языка облизывать верхнюю губу.
- Широкой частью языка облизывать нижнюю губу.
- Проводить кончиком языка по верхушкам зубов по кругу в обе стороны.
- Почистить зубы с внутренней стороны языком.
- «Колоть» поочерёдно языком правую и левую щёки с внутренней стороны.
- Поочерёдно зажимать широкую часть языка губами и зубами.
- Посасывать высунутый и зажатый губами язык.
- Вылизывать столовую, десертную и чайную ложки.
- Снимать кончиком высунутого языка каплю с ложки.
- Сворачивать язык трубочкой, а потом распластывать на нижней губе.
Упражнения для мягкого нёба
- Широко открыть рот и произносить звук [а
].
- Проглатывать слюну при закрытом рте и сомкнутых губах.
- Проглатывать несколько капель воды из пипетки.
- Зевать.
- Покашливать.
Жевательные упражнения
Жевательные упражнения активизируют движения всех артикуляторов, развивают навыки перехода от одной артикуляционной позы к другой.
- Жевать с широко открытым ртом.
- Жевать и говорить одновременно.
- Жевать и считать вслух одновременно.
- Жевать и попевать гласные звуки: [а – о – у – и – ы — э
].
- Жевать, высовывая язык изо рта.
- Жевать, активно двигая губами и языком.
Дыхательные упражнения
Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы,
нужно ещё научить ребёнка правильно дышать. Дыхательные упражнения очень полезны, к тому же выполняет ребёнок их с интересом, поскольку их можно обыграть.
- Надуть щёки и удержать набранный звук.
- Втянуть щёки и расслабить их.
- Надуть щёки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы).
- «Полоскать» воздухом рот, перекатывая его за надутыми щеками.
- Выдувать воздух поочерёдно то из одного, то из другого угла рта.
- Легко дуть на перо, лежащее на столе.
- Дуть на ватку, лежащую на гладкой поверхности, чтобы ватка двигалась.
- Дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала.
- Дуть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ.
- Дуть на конфетти, чтобы оно взлетало и опускалось на поверхность.
- На выдохе медленно произносить гласные.
- Дуть на свечу , чтобы пламя мерцало.
- Дуть на легкие пластиковые или бумажные игрушки, плавающие на воде.
- Дуть в воду через трубочку, следя за появляющимися пузырьками воздуха.
- Пускать мыльные пузыри.
- Дуть на свечку при высунутом языке и задуть её.
- Сдувать с кончика языка бумажку.
- Дуть на бутылочку с высунутым языком.
Основные дыхательные упражнения
«Загнать мяч в ворота»
(выработка длительной, направленной воздушной струи).
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч»
(выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.
«Сдуть снежинку»
(выработка плавной, целенаправленной воздушной струи воздуха, идущей по середине языка).
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.
«Паровозик свистит»
(выработка плавной, непрерывной струи). Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.
«Фокус», «Парашютик»
(направление воздушной струи посередине языка).
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
«Охотник идет по болотам»
(распределение воздушной струи по бокам).
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.
«Фасолевые гонки»
(выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов — «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
«Узнай, что это»
(развитие обоняния и глубокого вдоха).
На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.
«Чья фигурка дальше улетит?»
(развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).
На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.
«Кораблик»
(чередование сильного и длительного плавного выдоха). Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.
«Горох против орехов»
(чередование длительного плавного и сильного выдоха).
Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.
«Мыльные пузыри»
(развитие меткости выдыхаемой струи).
Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.
«Новогодние трубочки-шутки»
(развитие длительного плавного и сильного выдоха).
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.
«Надуй игрушку»
(развитие сильного плавного выдоха). Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.
«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»
(выработка умения направлять воздушную струю по середине языка)
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.
«Вырастим большими».
На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.
«Дровосек»
Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.
«Гуси шипят»
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.
«Косарь»
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе.
«Пилим дрова»
Упражнение выполняется парами.
Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитиро-вать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе
«Паровоз»
Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.
«Надуй шар»
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.
«Спускай воздух»
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.
«Подуй на свечку»
Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (Р, Рь, Л, ЛЬ).
1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок.
2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».
Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.
Щеки я не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять —
Гриб мне надо удержать.
4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
На гармошке мы играем.
Рот пошире открываем,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты, смотри, не ошибись.
5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
6. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)
Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Рот окрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубы верхние — смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).
Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Широко открыт мой рот,
Язычок – назад-вперед.
Лижет «чашечкой» губу
И болтает на бегу.
8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).
Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).
Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).
Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.
В барабан мы бьем
Нашим язычком.
Громкий, громкий звук
Слышен звонкий стук.
12. «Комар»
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков (Ш, Щ, Ж, Ч).
1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок.
2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».
Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.
Щеки я не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
3. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)
Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Рот окрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубы верхние — смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
4. «Ириска» (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).
Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Для неподвижности челюсти можно использовать стёрку, вставленную между коренными зубами. Выполнять медленно.
Ах, как это вкусно,
Ах, как это сладко.
Что это? Ириска?
Или шоколадка?
5. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять —
Гриб мне надо удержать.
6. «Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.
Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
7. «Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.
8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).
Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц).
1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ, формирование уклада губ, необходимого для многих звуков русской речи).
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
3. «Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным)
Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.
Внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения.
Язычок наш как лопатка —
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
4. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).
Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
Внимание: Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.
Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.
5. «Забить гол» (выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка).
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватный шарик на противоположный край стола.
Внимание: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Я послушный язычок
Превращаю в желобок.
Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
6. «Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.
Внимание: губы неподвижны, в положении улыбки. Следить, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они.
7. «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.
Внимание: следите, чтобы кончик языка не высовывался из-за зубов, язык должен быть широким. Если сразу не получается, попросите произнести звук И с открытым ртом – язык примет правильное положение.
Горка длинная у нас!
Мы прокатимся сейчас.
Ты на горке удержись,
Плавно, медленно катись.
Звукопроизношение: коррекция нарушений. Видео-курс для логопедов
Оптимальный курс для тех, кто хочет научиться постановке звукопроизношения у детей.
► Подходит для:
- начинающих логопедов;
- логопедов с опытом;
- коррекционных педагогов
- родителей заинтересованных в получении дополнительных знаний для работы с собственными детьми
- студентов профильных факультетов и курсов профпереподготовки.
► В лекциях в доступной форме раскрываются вопросы постановки и коррекции звукопроизношения у детей.
► Видео-лекции Logoprofy.ru можно смотреть в любое удобное время на любом устройстве.
► Данный формат обучения позволяет вам в максимально сжатые сроки, не выходя из дома, повысить свою квалификацию.
► Вы в любой момент можете остановить лекцию, пересмотреть ее или законспектировать нужный вам материал.
► После покупки видео-лекции, у вас остается презентация с основными тезисами и упражнениям , которую вы можете всегда использовать в работе.
► Обучение будет подтверждено сертификатом к каждой, который будет направлен вам в течение трех рабочих дней.
О курсе:
- в курсе 15 видео-лекций;
- каждая лекция длится около 2-х часов; всего 30 часов видео;
- в курсе 15 презентаций, по 1-ой к каждой лекции;
- высылается сертификат к курсу на 30 часов;
Автор курса: Китаева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, логопед высшей квалификационной категории, специалист практик с огромным опытом работы.
Как проходит обучение?
После оплаты онлайн-курса, доступ к лекциям автоматически открывается в личном кабинете на сайте, в разделе «Мои заказы«, кнопка «Открыть курс«
Презентации, которые демонстрируются в ходе каждой лекции можно скачать и использовать в дальнейшей работе.
В программе курса 15 видео-лекций:
- Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза (традиции и инновации) Видео-лекция №1
- Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза (традиции и инновации) Видео-лекция №2
- Дефекты и специфика исправления произношения гласных, губных, губно-зубных звуков: традиции и инновации.
- Эти непослушные вибранты: нарушения произношения звуков Р, Р’ и методы их коррекции.
- Коррекция нарушений звукопроизношения. Постановка звуков Л, Л’ от А до Я.
- Коррекция нарушений звукопроизношения. Постановка свистящих звуков.
- Коррекция нарушений звукопроизношения. Постановка шипящих звуков.
- Дефекты произношения и способы постановки заднеязычных звуков: традиции и инновации.
- Дефекты озвончения и смягчения
- Дефекты и специфика исправления произношения звука [Й], а также простых переднеязычных звуков ([Т], [Д], [Н], [Т’], [Д’], [Н’]: традиции и инновации.
- Исследование состояния звукопроизношения у детей от 3 до 7 лет. Что нужно знать родителям и начинающим логопедам?
- Традиционные и инновационные подходы к коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с различными нарушениями. Видео-лекция №1
- Традиционные и инновационные подходы к коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с различными нарушениями. Видео-лекция №2
- Игровые стратегии в преодолении дефектов произношения у детей дошкольного возраста.
- 10 ошибок при постановке и автоматизации звуков Р, Р’
Продолжительность каждой видео-лекции: 120 минут.
Приобретая курс, вы получаете:
— Электронный сертификат участника который будет доступен в личном кабинете, сразу после покупки курса!
— презентации к видео-курсам, которые можно будет применять в дальнейшей работе;
Курс доступен для изучения в личном кабинете сразу после оплаты.
Запись можно смотреть на мобильных устройствах!