Индивидуальное занятие. «Постановка звука [С]. Подготовительный этап»
Конспект индивидуального занятия.
Тема:
«Звук [С]. Подготовительный этап»
Цели:
- Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.
- Формировать длительную направленную воздушную струю.
- Упражнять в различении слов, близких по звучанию.
- Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.
- Продолжать учить образовывать форму родительного падежа имен существительных.
- Развивать мимическую и интонационную выразительность, память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику.
- Закрепить названия основных цветов.
Оборудование:
Книга со сказкой «Колобок» с иллюстрациями; карточки с артикул. упражнениями; предметные картинки (сосна, санки, насос или чайник); мячи, неровные дорожки; разрезная картинка с изображением мяча.
Ход.
1. Организационный момент.
Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии мы будем рассказывать сказку. Ты узнал эту сказку? Как она называется? Колобок
2. Артикуляционная гимнастика.
Жили – были дед да баба. Жили они в домике за высоким забором. (Выставляется символ артикуляционного упражнения «Заборчик») Жили они, не тужили. По утрам они чистили свои зубки. Вот так….(упр. «Почисти зубки») Бабка месила тесто и пекла деду блинчики. (Упр. «Блинчик). Дед очень любил блинчики, чтоб не обжечься дул на них. Вот так….(упр. «Остуди блинчик») Жила у бабки с дедкой кошка. Она выгибала свою спинку. Вот так….(упр. «Киска спинку выгибает») Кошка ловила мышей, потому что они мешали ей спать, все время пищали: «Пи пи пи». Вот испекла бабка как-то не блины, а колобок, да положила его на окно студиться. Скучно стало лежать колобку, он прыг, да покатился по дорожке.
3. Восприятие звука в начале слов
Повстречал колобок …Кого? Зайца. Что сказал заяц колобку?
Выполни мое задание, тогда я тебя не съем.
(Логопед выставляет картинки: сосна, санки. Просит внимательно слушать и говорить: «ДА», только когда слово будет названо правильно.)
Фанки танки шанки ханки сянки хянки санки тянки санки щанки
Фафна хахна сосна фасна шашна сясьна сосна сашна сахна тасна
4.
Формирование длительной направленной воздушной струи.
Заяц любит играть в футбол. Давай забьем ему гол.
5. Восприятие звука в потоке звуков
Покатился колобок дальше. А навстречу ему волк. У волка прокололось колесо, ему надо его накачать насосом. Насос свистит ССССС. Волк будет накачивать колесо, а ты, если услышишь, что насос работает правильно, хлопни в ладоши.
6. Развитие мелкой моторики
Помоги медведю пройти по узкой дорожке, а то он очень неуклюжий. (Хождение пальчиками по шершавой дорожке)
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мишке помогать.
Раз, два, три, четыре, пять
Будут пальчики шагать.
Пальчиковая гимнастика с мячиками.
Эта ручка — правая, Эта ручка — левая. | Дети показывают правую, затем левую ладонь. На ладонях мячики. |
Я на мячик нажимаю, Я зарядку делаю. | Попеременно сжимают и разжимают ладони. |
Будет сильной правая, Будет сильной левая. |
7. Развитие целостного восприятия, закрепление основных цветов.
Шла лисичка, обронила свою игрушку, а собрать не может. Помоги лисичке, она тогда не съест нашего колобка. Какого цвета получился твой мяч?
8. Итог
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец, а кто помогал рассказывать – умница!!!
Кого встретил колобок первого? (зайца)……
Конспект занятия на тему: «Подготовка к постановке звука «С»».
Конспект индивидуального занятия.
Тема: «Подготовка к постановке звука «С»»
Цель: Сформировать правильный артикуляционный уклад, необходимый для произношения звука «С». Развивать внимание, мышление, память, подвижность артикуляционного аппарата, тонкую моторику, связную речь.
Оборудование: звучащие игрушки и предметы, сюжетные и предметные картинки, схемы-символы.
Ход занятия.
1.Организационный момент:
-Работа по развитию дыхания и голоса.
Если по свежему снегу гулять
Нужно воздухом дышать.
Выдох-пффф-возврат дыхания-пффф-пауза-возврат дыхания-сссс-пауза-возврат дыхания-пффф-возврат дыхания-расслабление мышц брюшного пресса.
-Артикуляционная гимнастика.
«Горка»
Эту горку во дворе
Смастерили детворе.
Рот открыт, кончик языка спрятать за нижние передние зубы, выгнуть спинку языка, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, удерживать 10 секунд.
«Иголка»
Осторожно, у иголки
Кончик очень-очень колкий.
Рот открыть, максимально высунуть тонкий язык вперед, язык напрячь, удерживать 10 секунд.
«Лопата»
А лопата широка.
Растопырила бока.
Рот приоткрыть, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать 10 секунд.
«Часы»
На стене часы висят
И идти вперед спешат.
Рот открыть, высунуть язык, максимально отводить язык вправо-влево.
-Развитие мелкой моторики.
«Снежок»
Раз, два, три, четыре -Загибать пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили -Лепить, меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, –Показать круг, сжимать ладони вместе, гладить
Очень гладкий. –Гладить одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий -Грозить пальчиком.
2. Основная часть.
— Знакомство с символом, обозначающим звук «С» -НАСОС.
— Распознавание звука «С» в словах. Д/и «Собери чемоданы».
Соня и Шура едут отдыхать. Им нужно разложить по чемоданам вещи: шубу, сарафан, сапоги, косынку, шапку, шарф, носки, шляпу, бусы, спортивный костюм, рубашку, сандалии и т.д.
Сони – вещи со звуком «С».
Шуре – вещи со звуком «Ш».
— Игры на развитие внимания: «Что изменилось?», «Чего нет ?» со звучащими игрушками и предметами.
— Развитие звукового анализа (выделение первого ударного гласного: ум, утюг, улитка).
— Развитие чувства ритма и ритмической памяти. Д/и «Радисты»(1 гласный = 1хлопок).
Ум- 1 хлопок, утюг- 2 хлопка, улитка- 3 хлопка.
Подобрать к каждому слову свою схему (1 гласный – 1 прямоугольник, 2 гласных -2 прямоугольника, 3 гласных -3 прямоугольника).
Определить слово по количеству хлопков.
3.Итог занятия.
Когда нужна коррекция звука «с» ребенку
Если предложить дошкольнику рассказать историю или стихотворение с частым звуком [С] и повторить за взрослым различные слова на «с», где нужный звук находится в середине, начале, в конце, можно определить, когда звук [С] произносится неправильно.
Более действенным является метод, когда ребенок самостоятельно называет слова по предложенным картинкам или заданиям:
- сорока, матросы, санки, слива, снег, весна — [С];
- вспомнить имена друзей, в которых «с» мягкий – Вася, Люся;
- назвать слова, обозначающие действие: одеваюсь, занимаюсь, смеюсь — [СЬ];
Постановка звука «с» ребенку поэтапно зависит от того, как произносится звук:
- искажается [С]: необходима тренировка всего речевого аппарата;
- пропускается [С]: нужно учить ребенка выговаривать трудное сочетание звуков;
- при замене [С] нужно поставить произношение;
- [С] произносится неправильно в некоторых случаях, нужна помощь логопеда.
Упражнения постановки от звука «Т»
Зубы малыша чуть-чуть приоткрыты. Нужно предложить подставить к губам ладошку и «выдохнуть» звук [Т].
Поэтапная постановка звука С от Т ребенку
Ребенок должен почувствовать, как по ладошке пробежал ветерок. Если предложить вытянуть улыбнуться и сложить губы «трубочкой», улыбнуться, зазвучит свистящий [С]. Следует обратить внимание, что «С» звучит нежнее, чем «Т».