Логопедические диктанты для обучающихся 1-4 классов
2 класс.
Осень.
Дует сильный ветер. Небо в тучах. Целый день идет частый дождик. Кругом лужи. Птицы улетели в теплые края. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора. (27 слов).
3 класс
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
(49 слов).
4 класс.
Отлет.
Болота стали замерзать. Болотные птицы первыми тронулись в путь.
Лебеди, гуси и утки готовились к отлету. Старые учили молодых. Каждое утро молодежь делала прогулки. Она укрепляла крылья для далекого перелета.
Умные вожаки обучали отдельные стаи и потом всех вместе. Сколько было крика, веселья, радости!
Только Серая Шейка мирилась с судьбой. Как она плавала, как ныряла! Вода для уточки составляла все.
(61 слово). (По Д.Н.Мамину – Сибиряку).
Проведение логопедического диктанта во 2-х классах.
Цели:
1.Выявление детей с нарушением письменной речи среди учащихся 2-х классов
по следующим направлениям:
- Отграничение речевых единиц на уровне слова, предложения.
- Ошибки звукового анализа.
- Обозначение мягкости согласных.
- Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству, по кинетическому сходству.
- Персеверации.
- Антиципации.
- Аграмматизмы, нарушения при :
— словообразовании,
— согласовании,
— управлении,
— употреблении предлогов.
Диктанты.
Лепка.
Андрюша и Лена взяли глину. Ребята налили воду в банку. Девочка лепит репку. Вот хвостик. Тут листик. У Андрюши вышли зайка и слон. Зайчик белый. Слон серый.
Сёстры.
Таня идёт в школу. Ей семь лет. А Света мала. Она играет в куклы. Дедушка Петя принёс букварь. Таня учит Свету читать. Малышка смотрит картинки.
Ландыши.
Сережа и Полина зашли в чащу леса. Там цвели ландыши. Хороши эти чудесные цветы! Они похожи на маленькие чашечки. Ландыши любят расти в глуши.
Весна.
Ещё мороз и холод. Кругом снег и сугробы. А в нашем классе уже весна. На окошках в бутылках и банках стоят ветки деревьев. На ветках берёзки уже показались душистые листочки. А на ветках ольхи висят золотые серёжки. Совсем как весной в саду!
Проведение логопедического диктанта в 4-х классах.
Цели:
1.Выявление детей с нарушением письменной речи среди учащихся 4-х классов
по следующим направлениям:
- Отграничение речевых единиц на уровне слова, предложения.
- Ошибки звукового анализа.
- Обозначение мягкости согласных.
- Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству, по кинетическому сходству.
- Персеверации.
- Антиципации.
- Аграмматизмы, нарушения при :
— словообразовании,
— согласовании,
— управлении,
— употреблении предлогов.
Диктанты.
Надёжный товарищ.
Андрюша и Ася сидели за одной партой. Андрюша всегда защищал слабых. Ася всего боялась.
Однажды Андрюша принёс банку с пауками. Ася испугалась. Мальчику стало стыдно.
Ведь Ася слабее Андрюши.
На другой день он встречал девочку у её
дома. Они пошли в школу вместе. Дорогой попадались собаки, коза. Ася не струсила. Рядом шёл товарищ по классу.
Колючая красавица.
Пожелтела листва на берёзе. Опадают покрасневшие листочки осин. Только ёлочка не роняет иголок. Ёлка меняет наряд постепенно
. Для этого ёлке нужно около девяти лет. До поздней осени не спит колючая
красавица.
В зимнюю пору ёлочка засыпает. Тяжёлые снежные комья не ломают у ёлки гибких ветвей. В белой шапочке и белом шарфике выглядит она нарядной.
Зимой в ельнике тепло. В нём ночуют птицы. Еловые лапы не пропускают ветер.
Почувствует ёлочка приход длинного весеннего дня и оживёт.
Певчие птицы.
Сколько
прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.
В весеннем лесу ты услышишь певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.
Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч летнего солнца, в ясной лазури
уже звучит радостная песня. Самого певца не увидишь в небесной вышине.
Лучший
певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки. Сидишь, слушаешь самый красивый в мире голос.
Диктанты.
1 класс.
Белка. Белка живёт в дупле. У белки пушистый хвост. У белки тёплая шкурка. Ей зимой тепло. Она часто сидит на сучке. Кот. У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья. Книга. Дядя Юра принёс книгу. Там зайка и мишка ,Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи. 2 класс Белки. Душистой смолой пахнет бор. У старой сосны прыгают белки. Сняли зверьки пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу. От ветра и стужи прятались в тёплом гнезде. Они рады светлой весне.
Любимый театр. Москве есть театр кукол. Инна и Татьяна идут туда с радостью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовёт детей. Из домиков вышли медведь, козёл, свинья и заиграли песенку. Девочки взяли в кассе билеты, сели на места. Открылась сцена. Зал затих. 3 класс Летний дождик. Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошёл дождик. Солнце Освещало окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идёт легкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов. Собака Крис. Потерялась маленькая девочка. Бабушка – в слёзы. Позвали на помощь собаку Крис. Она обнюхала детские тапочки и потянула за собой бабушку. На улице Крис быстро взяла след. А вот и беглянка. Малышка стояла у входа в парк. Собаки перенимают все привычки человека. Злой человек – собака злюка. А у добряка – добрая. Беда. Ярко светило весеннее солнце. Мы вывели коз на свежую травку. Донёсся запах дыма и гари. Горела сухая и трава. Огонь лизал нижние ветки молодых деревьев. Мы срубили еловые лапы и стали тушить пожар. Тонкой струйкой шёл дымок из муравейника. Муравьи прожили долгую и трудную зиму. Не успели они встретить тёплое лето. Поникли ели и сосны. Не поют птицы. На буграх лежат горстки пепла
Проверочные работы за год.
1 класс 1. Диктант слов: КЛЮЧ, ШАРФ, СТАРУШКА, ЧИЩУ, УТЯТА, КРЫЛЬЦО. 2. Составить и записать с одним из этих слов предложение. 3. Диктант Белка. Белка живёт в дупле. У белки пушистый хвост. У белки тёплая шкурка. Ей зимой тепло. Она часто сидит на сучке. Кот. У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья. Книга. Дядя Юра принёс книгу. Там зайка и мишка ,Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи. 2 класс Белки. Душистой смолой пахнет бор. У старой сосны прыгают белки. Сняли зверьки пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу. От ветра и стужи прятались в тёплом гнезде. Они рады светлой весне. Слово для справки: пахнет. Любимый театр. Москве есть театр кукол. Инна и Татьяна идут туда с радостью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовёт детей. Из домиков вышли медведь, козёл, свинья и заиграли песенку. Девочки взяли в кассе билеты, сели на места. Открылась сцена. Зал затих. 3 класс Летний дождик. Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошёл дождик. Солнце Освещало окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идёт легкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов. Собака Крис. Потерялась маленькая девочка. Бабушка – в слёзы. Позвали на помощь собаку Крис. Она обнюхала детские тапочки и потянула за собой бабушку. На улице Крис быстро взяла след. А вот и беглянка. Малышка стояла у входа в парк. Собаки перенимают все привычки человека. Злой человек – собака злюка. А у добряка – добрая. Беда. Ярко светило весеннее солнце. Мы вывели коз на свежую травку. Донёсся запах дыма и гари. Горела сухая и трава. Огонь лизал нижние ветки молодых деревьев. Мы срубили еловые лапы и стали тушить пожар. Тонкой струйкой шёл дымок из муравейника. Муравьи прожили долгую и трудную зиму. Не успели они встретить тёплое лето. Поникли ели и сосны. Не поют птицы. На буграх лежат горстки пепла
4 класс Вступительная диагностика 1. Диктант. Пришла осень. Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья. Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.
Причины появления
Учёные до сих пор не выявили точные причины, из-за чего возникает это заболевание. Данный вопрос ещё до конца не изучен, однако большинство экспертов сходится во мнении, что основанием для развития недуга является наследственность. Причины дисграфии у младших школьников:
- Наследственность. Как уже было отмечено, это основной повод для появления заболевания. Дети принимают от родителей незрелость головного мозга в определённых отделах. Из-за этого происходит задержка в развитии некоторых функций.
- Функциональные источники. Здесь имеются в виду различные телесные заболевания. По этой причине возникает нарушение психоречевого развития, а также ребёнок теряет способность к чтению и письму. Коррекция дисграфии, дислексии у младших школьников должна быть направлена прежде всего на устранение причин появления заболевания.
- Недоразвитие головного мозга. Любые травмы или повреждения могут вызвать дисграфию. Причём поражение мозга могло случиться в результате патологий при беременности, асфиксии или воздействия инфекции.
- Социально-психологическое влияние. Безусловно, нельзя забывать об этом факторе. Данное заболевание у детей может развиться из-за неправильной речи окружающих людей, дефицита общения, а также невнимания к письму и чтению ребёнка со стороны родителей.
Исправление почерка
Дело в том, что для ребёнка с дисграфией почерк вызывает определённую сложность. Обычно такие дети пишут либо очень мелко, либо чрезвычайно крупно. Размашистость в почерке не является отрицательным явлением, за это ругать ребёнка не стоит.
Для того чтобы научить школьника правильно писать, понадобится около трёх недель. Для начала нужно приобрести тетрадь в клетку и попросить воспроизвести на бумаге текст. Буква не должна выходить за пределы клетки – главное правило. Нужно следить за этим и всячески поддерживать ребёнка.
Нельзя перегружать детей, несколько правильно написанных строчек в день – отличный результат. Даже если родители устали заниматься с ребёнком, категорически запрещено это показывать, а тем более повышать тон. В качестве письменных принадлежностей рекомендуется использовать ручки с ребристой поверхностью, а также карандаши в виде треугольника.
В домашних условиях можно поиграть с ребёнком, дав в руки перо и чернила. Тогда он будет стараться правильно писать, чтобы не испортить игру.
Задания «Лабиринт» и «Найди пропущенную букву»
Эти два упражнения довольно популярны, и большая часть родителей используют их в развитии способностей ребёнка. Они также полезны для коррекции дисграфии.
«Лабиринт» отлично развивает крупную моторику детей. В настоящее время существует огромное количество различных сборников, где можно найти отличные головоломки. Лабиринты при желании могут нарисовать сами родители. Главной задачей ребёнка является проследить пальцем или ручкой от начала запутанных ходов до конца. Организация профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников может основываться на этом упражнении. Оно является наиболее простым и универсальным.
Упражнение «Найди пропущенную букву» направлено на развитие внимательности у детей. Для его выполнения нужен исходный текст, где всё находится на своих местах. Затем в этом же материале нужно убрать буквы, оставив на их месте пропуски. Задача ученика – заполнить недостающие элементы. Не следует убирать текст-исходник, так как ребёнку нужно на чем-то основываться.
При поиске материала нужно учитывать тот факт, что он должен заинтересовать ученика. В этом случае выполнение задания превратится в игру. В последнее время всё чаще развивается дисграфия у младших школьников. Коррекция, упражнения и профилактика этого недуга просто необходимы для ограждения ребёнка от неприятных последствий.
Профилактика
Предупреждение дисграфии у младших школьников может выражаться в нарушении слухового распознавания речевых звуков. Ещё с 3 лет необходимо постоянно проверять этот момент. Если ребёнок этого возраста имеет проблемы, их легко решить при помощи регулярных упражнений.
В последнее время большую популярность получило обучение детей иностранному языку (чаще всего английскому) с 3-4 лет. Дети в этом возрасте отлично запоминают новую информацию и легко её воспринимают. Однако при неправильном подходе к обучению у ребёнка может развиться дисграфия или дислексия.
Следует обратить внимание также на правильность произношения слов взрослыми людьми. Если родители будут повторять за детьми, это может привести к определённым проблемам. Если ребёнок говорит неправильно, его необходимо сразу научить, как это нужно делать. Тогда он будет лучше запоминать, и речь будет развиваться быстрее.
Эффективные методы коррекции дисграфии
Здесь будут более подробно рассмотрены самые действенные способы коррекции заболевания:
- Модель слова. Это упражнение выглядит следующим образом: ребёнку дают картинку, на которой нарисован предмет и схема слова. Задача школьника заключается в том, что нужно назвать предмет, а затем произнести все звуки слова по порядку. Затем каждый звук соотнести с буквой и написать всё слово.
- Способ Эббигауза. Школьник получает лист со словами, в которых пропущены буквы. Ему необходимо вставить недостающие буквы и переписать все слово полностью.
- Анализ звуков и букв. Ребёнку дают картинку с изображением определённого предмета. Ему необходимо назвать эту вещь и написать слово. Затем поставить ударение, разделить по слогам и произнести их вслух. Каждый звук необходимо отделить и подчеркнуть соответствующим цветом. Затем нужно сравнить их количество с числом букв.
- Исправление погрешностей. Здесь каждый получает несколько слов с намеренно допущенными ошибками. Задача школьника – исправить это и переписать слова в правильном варианте.
Самое распространённое логопедическое заболевание – дисграфия у младших школьников. Коррекция, упражнения, способствующие её лечению, предложены вашему вниманию ниже.