Чаще всего речевые нарушения выявляются в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно разговаривать. На реальном примере рассказываем, что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей, опасный это диагноз или нет и как можно помочь ребенку заговорить в домашних условиях.
⠀
Нарушения развития речи могут встречаться у детей, которые воспитываются в обычных семьях, так и у детей из двуязычных семей, т.е. у врожденных билингвов, когда родители ребенка разговаривают на разных языках.
⠀
Маленькие дети-билингвы с раннего детства осваивают два языка – первый, основной язык, второй, на котором с ними говорят меньше. Поэтому проблемы с речью у таких детей чаще всего связаны с неправильным произношением звуков и смешиванием языков в речи.
⠀
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей;
- опасный это диагноз или нет;
- в каких случаях нужно бить тревогу;
- к каким специалистам обращаться;
- как можно помочь ребенку заговорить в домашних условиях.
⠀
Чтобы вам было понятнее, все вопросы разберем на реальном примере.
Что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей?
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования речевых навыков у ребенка. Чаще всего оно может обнаружиться в возрасте трех лет, когда ребенок начинает активно разговаривать. Но ОНР – это не симптом серьезного заболевания, а чаще всего просто недостаточное внимание родителей к речи ребенка. Например, если ребенок говорит «ыба», «суба», «дау», а родители его не поправляют, думая, что «само пройдет».
⠀
Четыре месяца назад в одну из социальных сетей онлайн-школы Kidskey пришло такое сообщение:
⠀
«Моему сыну 4 года. Он с 3-х лет ходит в садик, но почти не разговаривает. Его речь похожа на лепет годовалого ребенка. Я понимаю его только тогда, когда он объясняется жестами. Знакомые успокаивают, что мальчики начинают говорить позже, но я очень переживаю, потому что в саду дети не хотят играть с моим сыном, он постоянно плачет, злиться и даже обижает своих одногруппников.
⠀
Не знаю, что делать. Подскажите, пожалуйста, стоит ли мне сейчас что-то предпринимать или все же ждать, пока ребенок перерастет? Обязательно ли идти к специалисту или можно заниматься развитием речи дома?»
⠀
Давать какие-то абстрактные советы, не пообщавшись с ребенком, сложно. Поэтому мы пригласили маму с мальчиком на бесплатную онлайн-консультацию.
⠀
Замечательный и улыбчивый Рома не имел никаких проблем со слухом и интеллектом, но общался с нашим методистом так:
⠀
- вместо «дай» — говорил «да-да», вместо «есть» — «нам-нам»;
- вместо целого слова, называл только корень и обозначал им сразу несколько слов – «ма» — «машина», «ба» — «барабан», «банан», «батарейка»;
- одни и те же слова говорил по-разному: «машина» — «аша», «биби», «пипи», «си»;
- сложные слова и фразы сокращал: «мама ушла на работу» — «ма ся а ату».
⠀
После консультации стало понятно – у Ромы общее недоразвитие речи (ОНР) первой степени.
Этот диагноз логопеды могут поставить ребенку, если он сказал первые слова только после 3-х лет или если он больше объясняется жестами. Например, вместо того, чтобы сказать «Мама, дай конфету», он говорит «дай», а дальше показывает пальцем на шкафчик, где лежат сладости.
⠀
Ниже есть таблица с нормами развития речи ребенка по возрасту. Посмотрите, но сильно не зацикливайтесь на этих данных – каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью.
О чем нужно помнить
Чтобы заинтересовать ребенка, лучше всего подобрать интересные игры, понятные ему и подходящие по возрасту, вызывающие эмоциональный отклик. Это могут быть игры на движение, на смену видов действия, на развитие физических навыков, ролевые игры. Чтобы они оказались продуктивными, нужно помнить несколько правил.
- В занятиях с неговорящим ребенком родитель должен взять активную роль на себя: он организует и ведет игру, заинтересовывает малыша, контролирует его состояние.
- Взрослый сопровождает игру активной речью: комментирует, описывает все этапы, побуждает малыша к действию, хвалит. Речь взрослого при этом должна быть эмоциональной, четкой, понятной, спокойной, веселой, не слишком громкой или тихой.
- Все упражнения или игры должны проходить в теплой, доброжелательной атмосфере, с частым телесным контактом и постоянной поддержкой ребенка.
- Взрослый должен постоянно следить за ходом каждой игры, постоянно контролируя ее начало, середину и конец, следя за настроением, усталостью малыша. Игра продолжается, пока ребенок увлечен, бодр и весел, и прекращается, когда он начинает отвлекаться, капризничать.
Особое внимание в таких играх нужно уделить тому, какое речевое сопровождение к ним «прилагается». Все речевые инструкции должны быть простыми, понятными. Стихотворения в таких играх не должны быть очень длинными (взрослому их лучше заучить на память). Их содержание должно соответствовать возрасту, без излишней образности, быть понятным, интересным. Ваша речь должна быть образцом для подражания: правильной, без искажений, четкой, спокойной, энергичной.
Есть еще один немаловажный пункт, о котором нужно знать, выстраивая занятия с неговорящими детками. Все навыки, приобретаемые в игре, дети осваивают с помощью подражания. При этом занятия выстраивают таким образом, чтобы малыш усваивал действия последовательно: сначала самые простые, затем все более сложные.
Последовательность должна быть примерно такой:
- простые движения (взмахи руками, шаги, прыжки);
- несколько одновременных движений (ходьба с хлопками);
- логические игры с предметами или игрушками (например, взять машинку, загрузить в нее кубики, отвезти на «склад», выгрузить);
- игры со стихотворным сопровождением (обыгрывание простых стишков);
- занятия на детских площадках (лазание, качание на качелях, горки);
- игры, направленные на обучение правильному использованию предметов (лопатки, ведра в песочнице, посудки при кормлении куклы).
Учитывая все эти особенности, родители могут выстроить развивающие занятия с детками при задержке речевого развития так, чтобы они принесли желанные плоды. При этом стоит помнить, что учиться ребенку придется долго. Необходимо набраться терпения, радуясь даже маленькому достижению. Тогда за ним обязательно последуют более значимые.
Когда бить тревогу, если ребенок не говорит?
- Если до 8 – 9 месяцев жизни малыш больше молчит.
- Если в год не реагирует, когда вы с ним говорите. Например, если вы спрашиваете «где стул?», а он не поворачивает голову в сторону, где стоит стул. А чтобы привлечь ваше внимание – часто плачет.
- Если в 1,2 – 1,6 года ребенок не различает на слух знакомые предметы и не может показать их на картинке. Например, вы просите его показать, где кровать, а он не может показать ни в комнате, ни на картинке.
- Если в 1,5 – 2 года ребенок не понимает, как выполнить ваши простейшие просьбы. Например: «Подай чашку со стола», «Возьми солдатика и положи в коробку».
- Если в 2 – 3 года ребенок не говорит простые предложения. Например: «Мама, хочу кушать», «Папа, на».
- Если в 3 – 4 года ребенок не может говорить предложениями. Например: «Папа пришел с работы», «Собака лежит под столом». А также неправильно произносит большинство звуков.
Опасно ли ОНР первой степени?
Само ОНР неопасно, но если вовремя не начать коррекцию, то последствия могут быть серьезными. Логопеды и неврологи утверждают, что до 3-х лет не стоит переживать. Но если вашему ребенку уже есть 3, а он не говорит вообще или только сказал первое слово в этом возрасте, это может быть сигналом о задержке речевого развития.
⠀
Если игнорировать проблему дальше, она будет усугубляться. На фоне недоразвития речи может нарушиться психическое развитие: мышление станет заторможенным, ухудшиться концентрация внимания и память, нарушится координация движений.
⠀
У ребенка упадет успеваемость в школе, снизится самооценка и появятся комплексы, он станет замкнутым и склонным к депрессии. Чтобы этого не случилось, желательно выявить проблему как можно раньше и начать действовать.
Почему ребенок в 3 года плохо разговаривает или молчит?
Специалисты выделяют целый комплекс факторов, которые могут привести к плохому развитию речевого аппарата у ребенка в таком возрасте. Следует учитывать такие причины, как:
- Физиологические нарушения. Если малыш плохо разговаривает, это может быть результатом нарушений слуха или общей задержки развития. Следует показать ребенка врачу и провести необходимые обследования, которые помогут выявить физиологические отклонения от нормы.
- Психологические травмы. Присутствие в жизни ребенка негативной морально-психологической и эмоциональной обстановки, а также постоянное стрессовое состояние могут поспособствовать замкнутости и нежеланию познавать окружающий мир, в том числе, через речевую функцию.
- Гиперопека. Особенности воспитательного процесса, при котором родители лишают ребенка возможности самоопределяться, выражать свои чувства и желания. Если малыш постоянно получает помощь без усилий или словесного описания потребностей, у него отсутствует мотивация использовать речь, ведь жестов вполне достаточно.
- Нехватка внимания. Постоянная занятость родителей и отсутствие качественного общения с малышом приводят к замкнутости ребенка и недостаточному уровню его развития.
- Гаджеты. Проведение ребенком чрезмерного количества времени с планшетом, телефоном, телевизором или ноутбуком отрицательно сказывается на речевом развитии. Трансляция информации происходит в автоматическом режиме и не требует словесной реакции малыша, поэтому ему достаточно лишь молча нажимать нужные кнопки.
Следует помнить, что корректно выявить настоящую причину молчания или их комплекс могут лишь специалисты. И если малыш ребенок плохо разговаривает в трехлетнем возрасте, следует уделить решению этого вопроса максимум усилий, ведь в дальнейшем развить речь будет гораздо сложнее.
К кому нужно обращаться, чтобы выявить общее недоразвитие?
Если ребенок не говорит в 4 года, лучше покажите его сразу нескольким специалистам:
⠀
- логопеду-дефектологу – оценит степень тяжести речевого нарушения, предложит направление коррекционной работы;
- ЛОРу – поможет убедиться, что слух в норме;
- неврологу – осмотрит ребенка, ознакомиться с картой развития малыша, чтобы исключить органические повреждения и если, будет необходимость, назначит подходящие лекарства.
⠀
Зачастую достаточно консультации опытного логопеда-дефектолога, чтобы определить ОНР и начать коррекцию, как в случае с нашим учеником Ромой.
⠀
Но если логопед все же рекомендует посетить других специалистов, то стоит прислушаться.
Что делать, если ребенку поставили ОНР первой степени?
Мы дали Роминой маме 10 основных рекомендации, как можно развивать речь ребенка в домашних условиях. Первые четыре касаются общения, а следующие шесть – работы по развитию речи:
Следите за своей речью
Не сюсюкайте с ребенком, четко проговаривайте слова, фразы, предложения. Следите за темпом – говорите не слишком быстро и не слишком медленно. Дети всегда берут пример с родителей.
Не используйте сложные слова при разговоре с ребенком
Фразы должны быть простыми и понятными. Если, например, вы читаете книгу, где попадаются незнакомые слова – останавливайтесь и объясняйте ребенку смысл.
Задавайте простые конкретные вопросы и не торопить с ответом
Например: «Ты не замерз?», «Хочешь кушать?», «У тебя что-нибудь болит?» и т. п. На понятные вопросы ребенку будет проще отвечать.
Не ругайте за речевые ошибки, а мягко поправляйте
Например, ребенок сказал «пайшоу», а вы аккуратно ему – «Зайка, правильно говорить пошел».
Если в этот момент вокруг есть другие люди, скажите так, чтобы вас никто не слышал. Тогда ребенок не будет смущаться.
Развивайте мелкую моторику рук
Позволяйте ребенку самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, чаще давайте лепить, разукрашивать, рисовать, собирать мозаики и конструкторы. Чем лучше развита моторика рук ребенка, тем лучше работает мозг, и быстрее нормализуется речь.
Занимайтесь дыхательной гимнастикой с ребенком
Ребенок сможет говорить четко, долго, без заикания и запинок.
Развивайте фонематический слух
Фонематический слух помогает быстрому и правильному освоению устной речи через умение слышать и различать звуки. Примеры игр и простых упражнений, как развить фонематический слух ищите здесь.
Делайте артикуляционную гимнастику
Такая гимнастика направлена на тренировку всего, что помогает нам говорить: мышцы лица и рта, нос и голос. Развитый артикуляционный аппарат поможет ребенку сразу произносить звуки правильно.
⠀
Сюда относятся такие упражнения как «уточка-трубочка», «заборчик», «лошадка», массаж языка зубной щеткой и т. п. Все эти упражнения вы можете легко найти на YouTube.
Контролируйте, сколько времени ребенок проводит в гаджетах
Ребенок должен проводить больше времени в подвижных играх. Например, дома тоже можно попрыгать, поиграть в догонялки, построить домик из стульев, подушек и покрывал.
Разграничение диагнозов
Ребенок в 3 года не говорит по разным причинам. Для правильного оказания помощи нужно провести комплексное обследование. Такой подход позволит правильно определить структуру дефекта и выявить первопричину задержки.
В первую очередь исключаются проблемы со слухом. Снижение восприятия может быть некритичным (ребенок реагирует на громкие звуки, но не различает речь). Обязательно делают аудиограмму. Аппаратные методики дают достоверные данные о состоянии слуха.
Дети также отказываются разговаривать по психологическим причинам. При аутизме могут быть разнообразные нарушения.
Основные из них:
- стереотипность;
- отказ от зрительного контакта;
- аутоагрессия.
Основа дефекта кроется не в проблемах с речью, а в расстройстве коммуникативной функции психики. Первый и основной специалист для ребенка — это психолог.
При ДЦП нередко возникают параличи и парезы разной степени тяжести. В таком случае основа проблемы – органические поражения головного мозга. Для успешного преодоления проблемы нужна помощь невропатолога.
Родители не понимают, зачем их отправляют на консультацию к психиатру. На самом деле не стоит бояться такого доктора. Его задача – это выявление интеллектуальных нарушений и психических болезней.
При задержке психического развития (ЗПР) отмечаются проблемы не только с речью, но и с остальными функциями: мышлением, памятью, навыками и т. п. В младшем дошкольном возрасте не всегда легко данный диагноз разграничить с умственной отсталостью.
При ЗПР и других проблемах с интеллектом не ставится ЗРР. Только СНТ (системное недоразвитие речи), в основе дефекта лежат органические поражения головного мозга.
В редких случаях диагностируют такую болезнь, как элективный мутизм. Его легко спутать с ЗРР. При таком нарушении ребенок не разговаривает совсем, но он владеет речью. В основе нарушения лежат психологические проблемы. Дошкольники могут разговаривать с ограниченным кругом лиц.
При психосоматике первопричина проблемы кроется в психологических проблемах. Стресс, комплексы, травмы могут вызывать речевой негативизм, и поэтому ребенок не разговаривает.
Прежде чем начинать от чего-то лечить, нужно получить консультацию нескольких специалистов разного уровня. Они позволят исключить разные диагнозы.
Если кто-то из окружения рекомендует не беспокоиться и дать проблемам пройти самостоятельно, то это плохой совет. При речевых нарушениях помогать ребенку нужно как можно раньше — так получится достичь результата.