Почему ребенок не говорит букву «Ж», и как его научить?


Причины неправильного произношения

Неправильное произношение шипящих и свистящих называется сигматизмом.

Причины, по которым он может появляться, различные. Наиболее распространенные из них следующие:

  • Особенности строения артикуляционного аппарата: укороченная уздечка, «готическое» небо (когда у ребенка высокий свод твердого неба), дефекты строения челюсти (неправильный прикус), носоглотки.
  • Слабая иннервация мышц языка, либо, напротив, высокий мышечный тонус.
  • Нарушение фонематического восприятия.
  • Задержка в развитии нервной системы ребенка.

Проблемы со звукопроизношением могут появиться также на фоне подражания неправильной речи взрослого. Важно, чтобы ребенок слышал правильную, чистую речь не только на уроках со специалистами, но и дома.

Приёмы отработки звука «Ж» с детьми

Работа по исправлению ошибочного произношения ребенком звука «Ж» должна проходить в несколько этапов:

  1. Наблюдение за его произношением и поиск источника дефекта.
  2. Выбор методики работы.
  3. Отработка правильного произношения.
  4. Автоматизация полученных навыков.

Процесс наблюдения

Первым этапом в работе с неправильной речью всегда должно быть наблюдение за произношением ребенка. Очень важно определить, какова причина неправильного звучания «Ж». Существует несколько вариантов его ошибочного произношения:

  • проглатывание звука «Ж»;
  • замена на «В» — губно-зубной парасигматизм;
  • произношение «Г» — носовой сигматизм;
  • «Д» вместо «Ж» — призубный парасигматизм;
  • замена на «Щ» или «З» — шипящий и свистящий парасигматизм.

Родитель должен проследить за артикуляцией и дыханием малыша при произношении звука. После определения причины исправить дефект намного проще. Так, например, замена на другие звуки – это чаще всего следствие неправильной артикуляции — значит, в первую очередь, акцент нужно делать на ее коррекцию.

Иногда ребенок неправильно направляет струю воздуха – это можно увидеть по надувающимся щекам или слабому потоку воздуха – тогда помимо артикуляционной составляющей надо подключать дыхательные упражнения.

Если у малыша не получается воспроизводить звонкость, нужно тренировать голосовые связки.

Артикуляционное положение звука Ж

Артикуляция звука Ж схожа с положением звука Ш, но с единственным отличием – в первом случае произносить необходимо с добавлением голоса (связки напряжены), во всем остальном характеристики те же:

  • Губы выдвинуты слегка вперед, округлены, как при воспроизведении звука О.
  • Спинка языка приподнята к задней части верхнего неба.
  • Кончик языка направлен вверх к альвеолам, расположен за передними зубами.
  • Боковая часть языка упирается с обеих сторон в коренные зубы.

Постановка Ж

Для произношения звука Ж важна правильная артикуляция. В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:

  • Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть опущена, а боковые стороны приподняты и крепко прижаты к зубам.
  • Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя. Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
  • Голосовые связки вибрируют.


Логопедический профиль звука Ж

Неправильное произнесение звука: виды сигматизма шипящих

Иногда родители ребенка, имеющего проблемы со звукопроизношением, поздно обращаются за помощью к логопеду. Или вовсе считают, что у малыша проблем с речью нет, по причине того, что не всегда знают, как правильно должен воспроизводиться тот или иной звук. Каждый звук имеет свое артикуляционное положение. На слух может показаться, что ребенок его вроде бы и произносит (не пропускает и не заменяет, слышится именно «Ж»), но при этом артикулирует не всегда правильно.

Работа строится индивидуально, в зависимости от особенностей нарушения. Существует несколько видов сигматизма шипящих, характеризующихся неправильным положением органов речевого аппарата:

  • Нижний (происходит смягчение звука).
  • Заднеязычный (при этом положение артикуляционных органов, как при звуках Г, Х; это приводит к тому, что звук Ж произносится шумно).
  • Щечный (в этом случае язык неподвижен, щеки надуваются, зубы сомкнуты, образуется глухой гулкий звук).

Постановка звука Ж

При нормальном развитии речи «шипящие» звуки, к которым относятся [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], должны появиться в речи ребенка к 4-4,5 годам.

[Ж] – это согласный, всегда твердый, звонкий звук русского языка.

Существует несколько способов достижения результата:

  • С механической помощью
  • По показу артикуляции
  • От правильно [Р]

Использование одного или нескольких методов в комплексе зависит от каждой конкретной ситуации.

Для решения нашей задачи необходимо ежедневно выполнять соответствующий комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Не пропустите: Самые простые и эффективные способы постановки звука Р и Рь

Упражнения дыхательной гимнастики

  • «Качели». Принять положение лёжа на спине. Одна рука находится на животе, а другая на груди. При вдохе через нос живот поднимается, при выдохе через рот живот опускается.

Упражнение «Качели»

  • «Бульки». Наполняем любую небольшую емкость (кружка, стакан, небольшой кувшин) чистой водой. Берем трубочку для коктейля. Через нее надо выдыхать воздух в воду. Вырвавшиеся с громким шумом пузыри, превратят выполнение в увлекательную игру.
  • «Пение». Гласные [А], [О], [У], [Ы] необходимо спеть, отвечая на заданный вопрос. Как стонут звери, которые пришли к доктору Айболиту? «О-О-О-О-О». Как завывает снежная вьюга зимой? «У-У-У-У-У».Как гудит поезд, трогаясь в путь? «Ы-Ы-Ы-Ы-Ы». Как капризничает младенец? «А-А-А-А-А». Эти напевы надо произносить как можно дольше, но на одном выдохе.

Упражнения артикуляционной гимнастики

  • «Забор». Не размыкая зубы, широко улыбнуться. Мышцы лица не напрягать. Постараться удержать улыбку 10-15 секунд.
  • «Трубочка». Сомкнутые зубы – основное условие. Предложить ребенку дотянуться и взять губами близко расположенную ягоду. При правильном и неоднократном исполнении, губы будут складываться в «трубочку».
  • «Широкий язык». Губы разомкнуты, язык высовываем изо рта, несколько раз шлепаем его губами, пока не станет широким. В этом положении удерживаем его 10-15 секунд. Время просчитываем вслух.

Упражнение «Лопатка»

  • «Лопата». Задание является продолжением предыдущего. Широкий спокойный язычок, который уже научились делать, кладем на нижнюю губу. Мышцы лица при этом максимально расслаблены. Удерживаем 10-15 секунд.
  • «Бросок шарика». Из кусочка ваты сделать небольшой шарик. Язычок расположить как в упражнении «Лопата». Приблизить лицо к шарику и дунуть на него, стараясь «бросить» его как можно дальше. При правильном выполнении задания, должно слышаться отчетливое [Ф].
  • «Покусывание». Приоткрыть рот. Медленно высовывая язычок, потихоньку прикусывать его. Повторить процесс несколько раз, высовывая язык вперед и убирая назад. Выполнять с улыбкой, напрягая мышцы. Произнося при этом что-то ритмичное, ребенок не только облегчает задачу, но и увлекается ей.
  • «Чашка». Разжав губы, высунуть язычок вперед. Постараться изогнуть его в форме чашки. Рекомендуется выполнять перед зеркалом.

Не пропустите: Что такое ЗПРР и как её корректировать?


  • «Лесенка». Более сложный вариант «Чашки». Высовываем язык, придаем ему соответствующую форму. Поднимаем его к верхней губе, удерживаем несколько секунд. Переводим на верхние зубы. Опять удерживаем. Переводим, как по «лесенке», за них. Удерживаем. Выполняем процесс в обратном порядке. Повторяем несколько такие спусков и подъемов.
  • «Испачкались мороженым». Не помогая нижней губой, а только одним языком, облизать верхнюю вертикальным движением (от носа вниз). Ребенок должен представить, что она испачкалась чем-то вкусным. Например, мороженым.
  • «Чистим зубы». Улыбаемся и широко открываем рот. Зубки должны быть хорошо видны. Кончиком языка начинаем двигать изнутри, сначала по верхним зубкам несколько раз, потом по нижним. Движения должны напоминать движения зубной щетки. Стараться не двигать нижней челюстью.

Упражнение «Чистим зубки»

  • «Шарик на носу». Приготовим небольшой шарик из ваты. Приоткрываем рот. Высунутый кончик языка легко прижимаем к верхней губе. Выдувая воздух между языком и губой, стараемся сдуть шарик с носа. Поток должен направляться вверх.
  • «Рисуем». Широко открываем рот, стараясь при этом улыбаться. Начинаем неторопливо поглаживать кончиком языка нёбо. Движения должны напоминать кисточку художника.
  • «Грибная ножка». Широко открываем рот. Языком присасываемся к нёбу. Подъязычная связка натягивается, как грибная ножка. Держать таким образом несколько секунд.
  • «Зонтик». Усложняем предыдущее упражнение. Удерживая язык, смыкаем и размыкаем губы, как будто раскрываем зонтик. Повторяем несколько раз, стараясь раскрыть наш «зонтик», как можно шире. Упражнение направлено на растяжение подъязычной связки.
  • «Жужжим». «Чашка» из языка внутри рта. Губы немного вытягиваем вперед и округляем. Кончик языка к нёбу, края прижимаем к верхним боковым зубам. При попытке произнести жужжание, горло начинает дрожать.

Речевой материал для автоматизации звука Ж

Слоги (пример):

Берем отдельные слоги – жа, жо, же, жи, жу. Проговариваем их по отдельности несколько раз, максимально чётко. Составляем конструкцию из двух – жа-жу, жи- же, жу-жу и другие. Произносим. Усложняем до трех – жа-жо-же, же-жо-жа, жу-жи-жа.

Не пропустите: Что такое дисграфия?

Упражнение не на скорость, а на четкое произношение.

Слова (пример):

Произносим слова и словосочетания – желтый, живой, мороженое, коржик, живая жаба, кожаный пиджак и другие.

Стихи и рифма (пример):

Придумывая рифму, вносим творческий подтекст в занятие, что быстрее закрепляет достигнутый ранее результат.

Колкий – желтый, простак – пиджак, морская – живая.

Чистоговорки (пример):

Не только автоматизируют результат, но и делают речь ребенка более четкой в целом.

Жене жалко жабу, желтый желток упал на пиджак, жарит жарко жар в печи.

Предложения (пример):

К определенным словам необходимо придумать небольшое предложение. Дополнительно развивают творческую составляющую речи ребенка.

Желтый лист кружит легко. Жмут ботинки очень сильно.

Примеры домашнего задания для закрепления поставленного Ж

Задание №1.

Ежедневно, по 15-20 минут заниматься дыхательной и артикуляционной гимнастикой.

Задание №2.

Правильное произношение, усложняя процесс.

  • Еж. Еж – не трожь. Вот сидит колючий еж, те его рукой не трожь.
  • Пиджак. Пиджак – простак. Кто надел такой пиджак, очень модный, не простак.
  • Жужжит. Жужжит – летит. Пчела жужжит – домой летит.

Задание №3.

Воспринять на слух. Соединить попарно и, добавив несколько слов, придумать и записать небольшое предложение. Можно упростить задание, предложив несколько карточек и необходимыми терминами или картинками.

Задание №4.

Хлопаем ладошками на каждый слог в произносимых словах. Упражнение на тренировку слуха.

Желтый, пиджак, мороженое, коржик, жужжит, жом, жаба, жизнь, жалобно, железо, ржавчина.

Профилактика коррекции звукопроизношения и прогнозирование

Помимо логопедических занятий, которые ребенок посещает в детском саду или речевой школе, рекомендована и домашняя работа по устранению речевых нарушений и звукокоррекции. Дополнительная работа с родителями поможет закрепить пройденный материал.

Педагог может предложить родителям выполнять с ребенком дома некоторые упражнения из комплекса артикуляционной или дыхательной гимнастики. Если малыш все еще не всегда правильно дифференцирует звук, и в свободной речи заменяет его на схожий по звучанию, то взрослым рекомендовано акцентировать на этом внимание, предлагая правильный вариант.

Таким образом, работа по коррекции звукопроизношения будет вестись непрерывно: в саду, на прогулке, дома, что приведет к положительным результатам.

Чем раньше будет начата логопедическая работа, тем скорее речь станет правильной и все звуки будут доведены до автоматизма.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка: Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки. Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Что такое мягкие звуки?

Чтобы выяс­нить, что такое мяг­кие зву­ки, срав­ним два сло­ва и обра­тим вни­ма­ние на про­из­но­ше­ние их началь­ных звуков:«бок» и «бег»

В пер­вом сло­ве зву­чит звон­кий соглас­ный [б], в обра­зо­ва­нии кото­ро­го участ­ву­ют губы:бок [б о к]

Начальный соглас­ный зву­чит доста­точ­но твёр­до. Сравним с про­из­но­ше­ни­ем вто­ро­го слова:бег [б’ э к]

Первый звон­кий соглас­ный звук обо­зна­чен той же бук­вой «б», но зву­чит он несколь­ко по-другому. При его про­из­но­ше­нии спин­ка язы­ка устрем­ля­ет­ся к твёр­до­му нёбу, выги­ба­ясь мости­ком. По бокам язы­ка обра­зу­ют­ся узкие про­хо­ды для выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха, в резуль­та­те чего звон­кий соглас­ный при­об­ре­та­ет мяг­кость, или пала­таль­ность. Лингвистический тер­мин «пала­таль­ность» вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву palatum, что бук­валь­но зна­чит «нёбо».

Итак, в рус­ской речи раз­ли­ча­ют твёр­дые и мяг­кие соглас­ные звуки.

По срав­не­нию с твер­ды­ми соглас­ны­ми все мяг­кие зву­ки при обра­зо­ва­нии отли­ча­ют­ся доба­воч­ным уча­сти­ем языка.Мягкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых име­ет­ся допол­ни­тель­ная арти­ку­ля­ция язы­ка к нёбу.

Мягкость

Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква – это всего лишь символ алфавита.

Согласные звуки называют мягкими, потому что при произнесении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу, чтобы вызывает так называемую мягкость.

Чтобы понять, как определить мягкость согласного звука, нужно следить за движением языка при произнесении конкретного слова.

Мягкость как элемент транскрипции имеет свое обозначение: ’.

На письме мягкость выражается двумя способами:

  • с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков;
  • с помощью мягкого знака (ь).

Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]