Сказка как метод коррекции звукопроизношения у детей с ОНР
Багаева Светлана Владимировна учитель-логопед МБДОУ № 234 г. Ростов-на-Дону
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2021г.
СКАЗКА, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР
В современных условиях жизни и постоянно увеличивающихся требований к готовности дошкольников к обучению в школе, трудно недооценить необходимость коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Большинство родителей недостаточно общаются с детьми, мало им читают. Не всегда хорошо представляют конечную цель коррекционной работы и мало в ней участвуют. С каждым годом всё больше детей, поступающих в детский сад, имеют речевые нарушения различной степени сложности. Но все они испытывают затруднения при общении, не могут достаточно точно выразить свои мысли, их речь пестрит аграмматизмами. Дети-логопаты стесняются выступать на утренниках, они не уверены в себе, замкнуты. Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящие перед каждым логопедом-практиком.
Рекламное сообщение
Сказки любят все, но сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира и чувств.
О влиянии сказки на ребенка говорили такие ученые, как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп. В нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
Для успешного логопедического процесса необходимо добиться того, чтобы ребёнок испытывал радость от занятий, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть.
Этап автоматизации звуков, на котором приходиться многократно отрабатывать один и тот же речевой материал, особенно у детей, имеющих тяжелые речевые нарушения превращается в утомительный процесс.
Сказка является наиболее универсальным и комплексным методом воздействия в коррекционной работе.
«Сказка – занятие» Каждую неделю мы отправляемся в сказку. Речевой материал подбирается таким образом, чтобы отражалась тематика недели и в тоже время максимально использовался автоматизированный звук.
В сказку-занятие обязательно включаются артикуляционные и дыхательные упражнения, упражнения на совершенствование графо-моторных навыков, пространственной ориентировки; присутствуют задания для развития звукового анализа слов и фонематического слуха, а также игры для развития памяти, внимания, логического мышления.
Для проведения таких занятий оборудован игровой столик, который превращается либо в лесную полянку, либо в пещеру волшебника, либо в сказочный городок. Для каждой группы детей придумывается своя сказка, чтобы отрабатывались именно их проблемные звуки. Для обыгрывания сюжетов используются фигурки сказочных персонажей, вырезанные из картона или мелкие игрушки из киндер-сюрпризов и детских конструкторов. Занятие может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Используя один игровой макет, можно провести 4-8 занятий по 1-2 на каждую группу звуков, меняя только сюжет сказки и персонажей.
«Сказка-презентация» Это подведение итогов, финал, своеобразный отчет о проделанной работе по коррекции звукопроизношения и усвоения программного материала. Разработан цикл занятий по автоматизации звуков, основанных на сюжетах народных сказок. Каждый сценарий сказки посвящен автоматизации одного или дифференциации двух звуков. Роли дети учат как с логопедом, так и с воспитателем или дома с родителями. На постановку приглашаются родители или дети других групп. Такая работа является не только эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи, но и укрепляет союз логопед – дети – родители, а также родители осознают значение собственного участия в коррекционной работе.
Логопедическая сказка-выпускной «ЛИСА, ЗАЯЦ, ПЕТУХ»
Цели:
- развивать коммуникативные способности детей:
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- автоматизировать звуки в словах, предложениях и связной речи;
- воспитание любви к народному творчеству.
Материалы: Маски героев сказки, два дома, забор, коса, символы для пересказа рассказа.
Действующие лица: Ведущий, лиса, заяц, первая собака, вторая собака, медведь, петух.
На сцене две избушки. Из окна лубяной выглядывает заяц, из окна ледяной – лиса. Между дворами забор с калиткой.
Логопед: У лесочка на опушке В лубяной своей избушки Мирно Заяц жил Косой Рядом с рыжею Лисой. Жили-были, не тужили, В детский сад они ходили, Но пришла пора прощаться… В школу надо собираться. Но ленивая Лисица Не желала потрудиться …
Лисица готовит себе еду. Заяц занимается по книжке.
Лисица: Зайка, Заинька-дружок, Пойдём со мной гулять в лесок! В избушки сыро, плохо, Шубка вся моя поблёкла.
Заяц: Нет, с тобой я не пойду. Видишь, звуки я учу. С и З, Ш и Ж, Р и Л – важные звуки. Ох, труднее нет науки. Если будешь их учить, В школу вместе будем ходить.
Логопед: Попросил Заяц Лису Повторить, что произнесу:
Заяц: Ну-ка, лисонька-лиса, повторяй за мной слова: Са-са-са, бежит рыжая лиса, Су-су-су, позову ка я лису, Сы-сы-сы, хвост пушистый у лисы. Се-се-се, помогите вы лисе.
Логопед: Стали вместе повторять Да словечки называть. Заяц с З, а с С – Лиса. Помогите им, друзья.
Дети делятся на команды: одна – Зайцы, вторая – Лисицы. Дети придумывают слова со звуками С и З.
Логопед: День-другой прошёл. Лисица не хотела больше учиться
Лиса: Не желаю жить с тобой! Убирайся вон, Косой!
Лиса бросает Зайцу узелок с вещами. Заяц выходит из дома, садится поодаль и плачет.
Логопед: Сел Зайчишка на опушке И, прижав от страха ушки, Начал горько-горько плакать… Появляется собака Первая собака: Р-Р-Р-Р, о чём ты горько плачешь? Почему, дружок, не скачешь?
Заяц: Жил я в своей избушке, Здесь, на этой вот опушке, Рядом рыжая Лисица Жили-были не тужили Звуки вместе мы учили Но ленивая Лисица Не желала потрудиться…. Да меня же прогнала Помогите мне, друзья, А не то – погибну я!
Собаки: Полно! Слёз не лей ты море! Твоему помогу я горю. Но и ты мне помоги: Скороговорки расскажи!
Логопед: Зайка сразу растерялся. А потом и испугался. Ну-ка, дети, помогите: Скороговорки расскажите.
Дети рассказывают скороговорки.
Собаки: Р-Р-Р-Р! А ну ка Лиса, Принимайся за дела!
Логопед: А Лисица им с печи Громким голосом кричит:
Лиса: Не хочу идти я в школу. Если ты не хочешь драки, Убирайтесь вон, собаки! Собаки испуганно тявкают и убегает.
Логопед: Снова Заяц громко плачет, По пригорочкам не скачет. Подошёл к нему Медведь.
Медведь: (добродушно) Полно, Заинька реветь! Ты ответь мне, сделай милость, Что за горе приключилось?
Заяц: Жил я в своей избушке Здесь, на этой вот опушке, Рядом рыжая Лисица Жили-были не тужили Звуки вместе мы учили Но ленивая Лисица Не желала потрудиться… Да меня же прогнала
Медведь: Не горюй, дружок! Лисицу я заставлю учиться. Но и ты мне помоги: Рюкзак в школу собери
Ведущий: Ну-ка, братцы-ребятишки, Помогите вы Зайчишке.
Подвижная игра «Собери рюкзак в школу».
Медведь подходит к избушке, ревёт.
Медведь: Ну-ка, рыжая Лисица, Тебе придётся потрудиться!
Логопед: А Лиса ему с печи Громким голосом кричит.
Лиса: Убирайся и ты, Медведь! На меня не смей реветь! Вот как выскочу сейчас, Искры полетят из глаз
Медведь сердито машет лапой и уходит. Появляется Петух с косой. Подходит к плачущему Зайцу.
Логопед: Вот идёт Петух с косой.
Петух: Плачешь ты о чём, Косой?
Заяц: Жил я в своей избушке Здесь, на этой вот опушке, Рядом рыжая Лисица Жили-были не тужили Звуки вместе мы учили Но ленивая Лисица Не желала потрудиться… Да меня же прогнала
Петух: Не горюй, приятель! Вскоре Твоему помогу я горю! Вот рассказ мы перескажем, И лисе кулак покажем.
Логопед: Вы, ребятки помогите И рассказ перескажите. Дети пересказывают рассказ с опорой на символы.
Логопед: Подошёл петух к Зайчишки, Ну а с ним его друзья, Что учились не зря. Подошли… Пошла потеха! Стало рыжей не до смеха…
Лиса (испуганно): Ой, ребята, подождите. Вы меня с собой возьмите Буду, буду я учиться, Буду, буду я трудиться…
Дети прощают лису и обещают ее взять с собой в школу.
Список литературы: 1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. СПб.,2011. 2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.,2006. 3. Лора Поляк «Театр сказок». 4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению недоразвития речи у детей. М.,2009.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ
Всероссийская АКЦИЯ — КОНЦЕРТВсероссийская Акция-концерт
Статья:
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е. Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе.
Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой.
На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, В. А. Гнездилов, Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская, М. А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.
К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
Логосказки — это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.
Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Вся работа с использованием логосказокопирается на общие дидактические принципы:
— систематичность и последовательность,
— учет возрастных особенностей,
— учет индивидуальных особенностей,
— учет структуры дефекта,
— поэтапность коррекции речи.
Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка.
Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные задачи:
– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
— развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.
Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Также выделяют:
1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева):
— Артикуляционные.
— Фонетические.
— Сказки по обучению грамоте.
2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко):
— Пальчиковые.
3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская)
— Лексико-грамматические.
4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).
— Сказки, способствующие формированию связной речи.
Постановка сказокосуществляется разными видами театров:
— Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.
— Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.
— Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране.
— Настольный театр. Куклы конусного театра, плоскостных фигур действуют на столе.
— Театр рукавичек. Детские рукавички и перчатки надеваются на руку.
-Театр игрушек.Сценки разыгрываются и показываются детям обыкновенными игрушками: мягкими, резиновыми, киндер-сюрпризы.
-Театр на фланелеграфе. Плоскостные изображения двигаются на фланелеграфе.
Пальчиковые сказки
Пальчиковые сказки:
— стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
— совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
— повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.
Сказка о маленьком котенке
Однажды маленький котенок вышел во двор (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). На небе ярко светило солнце (Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»). На заборе сидел петух и громко кукарекал (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны). По двору гуляла курица с цыплятами (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть). Вдруг котенок увидел большую собаку (Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается). Она громко стала рычать (произнести: р-р-р) и котенок убежал. В пруду плавала утка с утятами (Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде). Рядом важно шагал гусь (Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»). На полянке гулял козленок (Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим). У него были маленькие рожки (козленок «бодается», но котенок не испугался.Вдруг на небе появились тучи и закапал дождик: кап-кап-кап (Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино). Котенок быстро побежал домой (Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии).
Артикуляционные сказки
Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.
Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является лягушонок Кваки. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой.
В «Театре пальчиков и язычка» движения язычка сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.
Сказка о котенке (для шипящих звуков)
У девочки Маши жил пушистый котенок (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). Каждое утро Маша месила тесто (Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Пальцы сжимать в кулак и разводить в стороны) и пекла блины (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Ладони обеих рук класть на стол и переворачивать тыльной стороной). Котенок очень любил блины со сметаной (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Ладони сложить «ковшиком»). А Маша смазывала каждый блинчик вареньем (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз). В красивые глубокие чашки Маша налила чай (Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. Сложить ладони «чашечкой»). Чай был горячий, поэтому котенок на него дул и остужал (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх). После завтрака котенок выходил гулять на улицу.
Фонетические сказки
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками.
У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи).
Сказки по обучению грамоте
Логосказки:
— знакомят детей с гласными и согласными звуками,
— формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
— развивают слуховое внимание;
— развивают фонематический слух;
— знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
— формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).
Лексико-грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.
Сказки, способствующие формированию связной речи
Виды работ со сказками:
1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки.
2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.
3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания — составление творческих рассказов.
5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.
Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие, творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте.
Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление, развивать все стороны речи.
Логосказки в коррекционной работе логопеда
Логосказки в коррекционной работе логопеда
Автор: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры. Описание материала: Предлагаю сообщение из опыта работы учителя-логопеда по использованию инновационной технологии — логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Материал будет полезен воспитателям и логопедам дошкольных учреждений.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе. Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой. На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии. К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Логосказки
— это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования. Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии. Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать. Вся работа с использованием логосказок опирается на общие
дидактические принципы
: — систематичность и последовательность, — учет возрастных особенностей, — учет индивидуальных особенностей, — учет структуры дефекта, — поэтапность коррекции речи. Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка. Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать
коррекционные задачи
: – создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи; — развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме; – развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; – осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи. Существуют следующие
виды логосказок
: 1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику) 2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки). 3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки). 4. Лексико-грамматические (обогащают словарный за¬пас, закрепляют знания грамматических категорий). 5. Сказки, способствующие формированию связной речи. 6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами). Также выделяют: 1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева): — Артикуляционные. — Фонетические. — Сказки по обучению грамоте. 2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко): — Пальчиковые. 3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) — Лексико-грамматические. 4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко). — Сказки, способствующие формированию связной речи. Постановка сказок осуществляется разными
видами театров
: — Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.
— Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.
— Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране.
— Настольный театр. Куклы конусного театра, плоскостных фигур действуют на столе.
— Театр рукавичек. Детские рукавички и перчатки надеваются на руку. -Театр игрушек. Сценки разыгрываются и показываются детям обыкновенными игрушками: мягкими, резиновыми, киндер-сюрпризы.
-Театр на фланелеграфе. Плоскостные изображения двигаются на фланелеграфе.
Пальчиковые сказки Пальчиковые сказки: — стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; — совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью; — повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру. Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам. Сказка о маленьком котенке
Однажды маленький котенок вышел во двор
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх)
. На небе ярко светило солнце
(Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»)
. На заборе сидел петух и громко кукарекал
(Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны)
. По двору гуляла курица с цыплятами
(Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть)
. Вдруг котенок увидел большую собаку
(Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается
). Она громко стала рычать
(произнести: р-р-р)
и котенок убежал. В пруду плавала утка с утятами
(Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде
). Рядом важно шагал гусь
(Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»)
. На полянке гулял козленок
(Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим)
. У него были маленькие рожки
(козленок «бодается»
), но котенок не испугался. Вдруг на небе появились тучи и закапал дождик: кап-кап-кап
(Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино)
. Котенок быстро побежал домой
(Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии)
.
Артикуляционные сказки Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом. Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является лягушонок Кваки. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой.
В «Театре пальчиков и язычка» движения язычка сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники. Сказка о котенке (для шипящих звуков)
У девочки Маши жил пушистый котенок (
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх)
. Каждое утро Маша месила тесто
(Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Пальцы сжимать в кулак и разводить в стороны)
и пекла блины (
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Ладони обеих рук класть на стол и переворачивать тыльной стороной)
. Котенок очень любил блины со сметаной
(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Ладони сложить «ковшиком»)
. А Маша смазывала каждый блинчик вареньем
(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз)
. В красивые глубокие чашки Маша налила чай (
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. Сложить ладони «чашечкой»)
. Чай был горячий, поэтому котенок на него дул и остужал
(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх)
. После завтрака котенок выходил гулять на улицу.
Фонетические сказки Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи). Сказки по обучению грамоте Логосказки: — знакомят детей с гласными и согласными звуками, — формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»; — развивают слуховое внимание; — развивают фонематический слух; — знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв; — формируют и дифференцируют понятия «звук — буква». Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).
Конспект занятия-логосказки по обучению грамоте «Звуки [в], [в’]. Буква В» /blogs/svetlana-mihailovna-radulova/konspekt-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-v-starshei-logopedicheskoi-grupe.html Лексико-грамматические сказки Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение. Сказки, способствующие формированию связной речи Виды работ со сказками: 1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки. 2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку. 3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия. 4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания — составление творческих рассказов. 5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.
Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте. Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи. Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006. 2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001. 3. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка по сказкотерапии Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности Советы учителя-логопеда для родителей Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР
Похожие статьи:
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева