Зачем нужен логопед ?консультация по логопедии на тему

О том, нужен ли ребёнку логопед, многие родители задумываются тогда, когда приходит пора идти в первый класс. И то подобное происходит в том случае, когда очевидно присутствие ярко выраженных речевых дефектов, которые сложно не заметить. Конечно, есть и очень внимательные родители, которые уже в раннем возрасте замечают у своей крохи неправильное произношение различных звуков. Однако на приёме у специалиста оказывается, что развитие ребёнка соответствует возрасту и поводов для беспокойства нет.

Так как же разобраться, нужно ли беспокоиться и идти к детскому логопеду или же речь ребёнка развивается в соответствии с возрастом?

В чём причины нарушения речи

Речь – это одна из самых важных психических функций человека, необходимая для благополучной социализации и коммуникации с другими людьми. При оценке общего психофизического развития ребёнка педиатры обязательно обращают внимание на уровень развития речи.

Для нормального развития речи у ребёнка необходимы:

  • нормальное функционирование центральной нервной системы (ЦНС);
  • отсутствие нарушения слуха;
  • нормальное зрение;
  • достаточное активное речевое общение с ребёнком взрослых, прежде всего в семье.

Если говорить о способности к правильному произношению звуков, необходимо помнить о развитии непосредственно речевого аппарата ребёнка. К речевому аппарату относятся: губы, зубы, язык (правильная длина уздечки), маленький язычок, твёрдое нёбо, полость носа, надгортанник и собственно гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи и лёгкие (ведь источником звукообразования в большинстве своём служит струя воздуха). Потому неудивительно, например, что при респираторном заболевании меняются тембр голоса и способность произносить звуки, вплоть до полного отсутствия голоса. А стоматологическая проблема может привести к тому, что даже речь взрослого человека оказывается сложно понять.

Разобравшись в необходимых условиях для формирования правильной речи, говоря о речевых нарушениях, можем выделить причины их образования.

  • Врождённые (ДЦП, аномалии развития нервной системы вследствие внутриутробных инфекций, гипоксии) и приобретённые нарушения ЦНС (инфекции, травмы).
  • Нарушения слуха – опять же как врождённые (вследствие нарушения формирования органа слуха либо функционирования ЦНС), так и приобретённые (инфекции, травмы).
  • Нарушения зрения – по аналогии с органом слуха – врождённые и приобретённые.
  • Анатомическое или физиологическое нарушение работы органов речевого аппарата. Причин быть может очень много – от короткой уздечки языка, ограничивающей его движение, до нарушений деятельности нервной системы, вызывающей напряжение мышц челюстно-лицевой области.
  • Недостаточное общение с ребёнком в семье, логопедические проблемы у взрослых членов семьи.

Разобравшись в причинах возникновения дефектов речи, мы видим, что при наличии физических патологий родители не могут качественно повлиять на восстановительные процессы, кроме того, как тщательно выполнять назначения врачей.

Но если речь идёт о нарушениях речи, связанных с проблемами общения в семье, то усугубления данных речевых проблем можно избежать путём налаживания психологического климата в семье и достаточного общения с ребёнком. В подобных ситуациях таким детям и их родителям будет показано обращение к психологу.

Когда нужен логопед

«Если у ребёнка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа ″кххх″, ″гыгы″, ″агу″, ″агы″, затем повторяющихся слогов ″диди″, ″гиги″, ″бубу″, ″тата″), то уже в возрасте 1 года стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации, – объясняет логопед Елена Ерёмина. – Также необходимо проконсультироваться с неврологом и логопедом, если у ребёнка:

  • в возрасте 2 лет слишком мало слов, нет фраз или ребёнок совсем не говорит; если ребёнок не говорит простые звуки или заменяет их другими (например, ″К″ заменяет на ″Т″);
  • в возрасте 3 лет ребёнок говорит на ″своём″ языке, причём много и активно, но понятных и простых слов почти нет; или малыш всё понимает, а говорить не хочет – ″очень упрямый″; если вас настораживает в речи ребёнка сильная разница по сравнению с речью его сверстников;
  • в возрасте 4–5 лет речь ребёнка нечёткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает многие звуки; он многие звуки говорит мягко: ″кися″, ″щапка″, ″тяйник″, ″лямпотька″. Причинами этого могут быть либо дизартрия, которую выявит логопед, либо психологические проблемы, при которых ребёнок привлекает к себе внимание взрослых».

В возрасте старше 6 лет у ребёнка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем со звукопроизношением быть не должно. Как считает логопед Елена Ерёмина, поводом для обращения к логопеду могут стать следующие причины:

  • ребёнок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается;
  • не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги;
  • у ребёнка в школе проблемы с письмом.

Зачем нужен логопед ?консультация по логопедии на тему

Зачем нужен логопед?

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.

Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…

Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.

Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.

Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать. Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать. Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.

И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

— не ругать ребенка за неправильную речь; — ненавязчиво исправлять неправильное произношение; — не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; — осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт. Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Чем логопед поможет ребёнку?

Вопреки расхожему мнению, что задача логопеда состоит только в правильной постановке звуков, работа данного специалиста имеет более широкий охват психических и физиологических функций организма ребёнка, связанных с формированием речевых навыков.

Индивидуальные логопедические занятия направлены на развитие речи в целом.

Красивая связная речь формируется на основе таких понятий и навыков, как:

  • речевая память;
  • способность воспринимать звуки на слух и воспроизводить их;
  • умение образовывать новые слова и правильно употреблять окончания;
  • связывать слова в предложение;
  • строить из предложений связные тексты, объединённые смыслом и логикой.

Конечно, несомненная польза уроков логопеда состоит в том, что к ребёнку применяется индивидуальный подход. Но родителям важно помнить, что именно от родительского вовлечения в процесс зависит то, насколько успешно будет проходить коррекция речевых нарушений. Тем более речь идёт не о взрослых детях. Пациенты логопеда в основном дети старшего дошкольного возраста, и родительская помощь им просто необходима. Коррекция дефектов произношения звуков происходит не только во время индивидуальных занятий с логопедом, но и в повседневной жизни ребёнка посредством участия в общении с взрослыми членами семьи и выполнения специальных логопедических упражнений.

Основные задачи логопеда:

  • изучение дефектов речи и причин, их породивших;
  • разработка методик и программ, необходимых для исправления речевых нарушений;
  • сопровождение в становлении языка (языков);
  • программы по развитию и поддержанию языков

Что должно беспокоить родителей?

Помощь профессионального логопеда необходима, если ваш ребенок:

  • к двум-трем месяцам не гулит;
  • к шести-семи месяцам не лепечет;
  • к первому году не произносит слова;
  • к двум годам не строит короткие фразы из 2-3 слов;
  • к трем годам не составляет предложения из 5 и более слов, не запоминает короткие стишки;
  • к четырем годам не умеет правильно выстраивать предложения, не задает сотни вопросов в день!
  • к пяти годам не может говорить целыми сложными предложениями, не запоминает стихи, сказки, не придумывает своих историй.

В 3 года консультацию у логопеда рекомендуется пройти всем детям, независимо от того, есть у него речевые нарушения или нет.

Ошибка!

Иногда родители уверены, что их ребенок развивается нормально, просто он ленивый или упрямый, не хочет говорить или читать. То, что взрослым кажется упрямством или ленью, может оказаться началом серьезных нарушений в психическом и умственном развитии. Это обязательно заметит профессиональный логопед, который может направить вас на консультации к неврологу или психологу.

Обратите внимание!

Нередко дети, у которых есть дефекты речи, еще и плохо едят. Им трудно есть твердые овощи или фрукты, например, морковь или яблоко, разжевать кусок мяса. Слабые мышцы верхней и нижней челюсти затрудняют не только поглощение пищи, но и не дают развиваться артикуляционному аппарату. Совет логопеда: почаще давайте ребенку сухарики; овощи и фрукты целиком; приучите есть мясо также целым куском, не старайтесь нарезать продукты для малышей на мелкие кусочки.

Как ускорить коррекционный процесс

Для успешного исправления речевых дефектов понадобится не только помощь опытных логопедов, но и, возможно, поход к детскому психологу. Но даже при всей вовлечённости высокопрофессиональных специалистов роль родителей очень важна. Соблюдение некоторых правил родителями поможет ребёнку быстрее преодолеть возникшие сложности:

  • регулярное выполнение домашних заданий;
  • регулярное посещение логопедических уроков;
  • ответственное выполнение предписаний логопеда;
  • соблюдение рекомендаций врача, в том числе медикаментозного лечения;
  • контролирование речи ребёнка.

Следует помнить, что дети усваивают ту информацию, которая им представляется интересной, и выполняют задания, которые им нравится выполнять. Поэтому не превращайте логопедические занятия в скучный обучающий процесс, внесите элемент игры и участвуйте в них с искренним интересом.

Софья Рогозинская

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]