Методика коррекции заикания у дошкольников

Прейскурант Врачи клиники

Заикание – распространенная патология у детей, которая может возникать в силу многих причин. Она может быть врожденной или приобретенной. Зачастую такой дефект становится причиной проблем в коммуникации, замедляет личностное и интеллектуальное развитие ребенка, провоцирует комплексы и стеснение. Важно понимать, что лечение заикания у детей возможно – сегодня существует несколько зарекомендовавших себя подходов и передовых методик терапии. Успех лечения зависит от того, насколько рано будет обнаружена патология и своевременно начаты меры коррекции.

Что такое заикание

Заикание, или логоневроз – нарушение речи, которое состоит в частом повторении отдельных звуков, слогов или слов. Иногда больной не повторяет, а удлиняет звуки/слоги. К проявлениям заикания также относят частые остановки или «нерешительность» речи.

Ребенок, страдающий заиканием, испытывает затруднения при внезапном нарушении функции речевых органов и центров во время разговора. Проблема может быть вызвана судорогами мускулатуры, участвующей в формировании звуков, а также дыхательных мышц. Это приводит к тому, что больной страдает и от нарушений дыхания, чувствует внезапную нехватку воздуха.

По типу речевых судорог

Основным симптомом заикания являются речевые судороги, которые помимо мышц речевого аппарата могут затрагивать и дыхательные. Судороги бывают клоническими, тоническими и смешанными (их еще называют тонико-клоническими), по этой классификации различают:

  • Тонический тип заикания – характеризуется длительным напряжением речевых мышц в процессе разговора или при попытке начать произношение. Речевой аппарат заикающегося при этом как бы скован, а напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе нередко и дыхательные. Обычно это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Лицо, а иногда и шея при этом могут быть сильно напряжены, что заметно со стороны. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться несколько десятков секунд.
  • Клонический тип заикания – характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит также перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание – так как в большинстве случаев заикание является смешанным.
  • Тонико-клонический (смешанный) тип заикания – наблюдается у большинства заикающихся, обьединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип речевых судорог.

Причины заикания

К заиканию могут привести внутренние и внешние причины. К основным врожденным факторам относят следующие:

  • патологии при беременности матери (гипоксия, перенесенные инфекции, нехватка питательных веществ и др.);
  • родовые травмы, преждевременные роды;
  • наследственная склонность;
  • повышенная нервно-эмоциональная возбудимость.

Приобретенных причин больше, они могут быть следующими:

  • психотравмы (состояние горя и потери, дефицит внимания и пр.);
  • физиологические процессы – в этом случае заикание проходит, когда компенсируется недостаточное созревание полушарий головного мозга после 5-летнего возраста;
  • перенесенные инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит и др.);
  • черепно-мозговые травмы (сотрясения, ушиб головного мозга и т. д.).

Детское заикание может быть ложным: ребенок подражает заикающимся взрослым. О ложном заикании говорят, когда происходит копирование манеры речи значимого взрослого, а истинного заикания нет.

По степени логофобии

Классификация степени выраженности и особенностей логофобии, которая в значительной степени определяет характер заикания:

  • Логофобия легкой степени – страха речи практически нет в обычных ситуациях и комфортных условиях, но при разговоре на публике или с определенными людьми проявляется в виде заметной, но преодолимой неуверенности. Наблюдается чаще всего при легком заикании, которое в ряде случаев можно скрывать.
  • Логофобия средней степени – проявляется в виде значительной неуверенности в общении и страха речи, который может снижаться в комфортных условиях.
  • Логофобия тяжелой степени – страх речи и неуверенность в общении в большинстве ситуаций определяют характер вашего поведения и жизни в целом. Характеризуется выраженной избегающей формой поведения и стойким, прогрессирующим нарушением социальной адаптации.

Степень выраженности логофобии практически всегда меняется со временем, изменения ее степени могут быть связаны с любыми событиями, со стрессовыми или приятными ситуациями, с возрастом, при воздействии психотерапии и т.д.

Симптомы

Основные признаки нарушения речи состоят в следующем:

  • спазмы речевого аппарата при произнесении ребенком звуков;
  • затяжные паузы между произносимыми звуками;
  • повторение слогов и звуков, слов.

Однако выделяют и косвенные признаки, сопровождающие основные симптомы. К таковым относят:

  • раздражительность;
  • проблемы с коммуникацией, избегание общения;
  • агрессивность;
  • слезливость, обидчивость.

При диагностике заикания у детей врач уделит внимание психологическому состоянию. Сопровождать недуг может замкнутость, отказ от общения со сверстниками и взрослыми, нервные тики, страхи, тревожность, фобии и пр. Иногда ребенок, страдающий нарушением речи, может также мучиться от бессонницы, сниженного аппетита, расстройства функции желудочно-кишечного тракта.

Если заикание не лечить вовремя, есть вероятность развития социофобии, ночного энуреза и других недугов. Родители должны понимать, что заикание не всегда проходит самостоятельно, принимать меры необходимо, чтобы недуг не оставил отпечатка на личности ребенка. При отказе от мер коррекции дети могут испытывать трудности с выстраиванием отношений с окружающими, часто возникают задержки развития.

По характеру течения

  • Волнообразный тип течения заикания – наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Заикание то ухудшается, то улучшается, причем часто можно проследить зависимость этих колебаний от времени года, лунных циклов (многие пишут, что речь улучшается при растущей луне), времени суток. Улучшения или ухудшения так же часто наступают по естественным причинам, которые трудно выявить.
  • Стационарный тип течения заикания – заикание практически не меняется на протяжении времени, это относится больше к легкой степени.
  • Реградиентный тип течения – самый редкий и самый благоприятный. При нем вся симптоматика заикания со временем пропадает. Чаще встречается среди детей, а так же нередко встречается после контузионных травм или ушибов головного мозга у взрослых.
  • Проградиентный тип течения заикания – продолжительная тенденция ухудшения речи. Больше всего встречается у детей и подростков. Анализ информации от многих подписчиков нашей группы свидетельствует о том, что заикание часто ухудшается до 18-20 лет, а затем выравнивается до волнообразного или стационарного типа течения.
  • Рецидивирующий тип течения заикания – наблюдается чередование периодов заикания и нормальной речи.

При составлении статьи использована информация:

  • Исследования Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, М.В. Секачева.

Виды заикания у детей

По проявлению различают такие формы заикания:

  • тоническая: характеризуется затяжными паузами, растягиванием гласных звуков;
  • клоническая: в этом случае ребенок не проговаривает отдельных букв или слогов;
  • комбинированная: такой недуг является наиболее сложным, в нем сочетаются признаки обоих видов.

По времени и постоянству проявления выделяют три вида заикания:

  • стабильное. Оно также называется привычным, проявляется постоянно;
  • нестабильное. Заикание в этом случае сопровождает стресс, ситуации повышенного эмоционального фона;
  • циклическое. Для такого вида заикания характерны периоды затишья, когда ребенок говорит спокойно, и эпизоды заиканий.

Рекомендации родителям

Лечение заикания у детей, как и выявление причин речевого дефекта, осуществляет врач. Но роль родителей в терапии очень велика. Важно правильно себя вести и соблюдать следующие рекомендации врача:

  • сведение к минимуму эмоциональных нагрузок. Откажитесь от агрессивных игр, прослушивания громкой музыки, длительного просмотра ТВ или пребывания ребенка за компьютером;
  • спокойный досуг. Прививайте ребенку любовь к классической музыке и добрым мультфильмам, играйте в спокойные игры, читайте сказки, старайтесь получать вместе положительные эмоции и впечатления;
  • контроль режима. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно отдыхал, чаще гуляйте на свежем воздухе.

Доброжелательная обстановка дома важна на всех этапах лечения. Не рекомендуется ругать ребенка, кричать на него или смеяться, критиковать его результаты, если поначалу дефект сохраняется. Важно поощрять начало терапии и подбадривать малыша, стимулировать его доверительно относиться к врачу.

Позитивную атмосферу очень важно сохранять и после успешной коррекции заикания у детей. Только в таком случае можно достичь сведения к минимуму рисков рецидива.

Вам нужно научить свой разум хорошо говорить

  1. Вам не нужно ждать, что кто-то улучшит вашу речь. Вы можете улучшить свою речь сами, если захотите и будете учиться управлять своим подсознательным разумом.
  2. Привычку заикаться можно изменить на привычку хорошо говорить за 30 дней.
  3. Позитивный настрой, энтузиазм. Без желания и веры в самого себя ничего не получится. Главное – помнить, что заикание – не приговор, тем более в подростковом возрасте. От него можно избавиться с помощью управления своим подсознательным разумом.

Методы и особенности лечения заикания

Вопрос о том, где лечат заикание у детей, волнует многих родителей. Важно выбрать клинику, в которой возможна реализация комплексного подхода. Терапией должен заниматься и основной врач – логопед-дефектолог, и невролог, психолог при необходимости.

Основную программу коррекции составляет логопед в индивидуальном порядке. Он примет во внимание причины дефекта, возраст, социальное окружение, характер ребенка. Современные подходы базируются на нормализации дыхания, контроле темпа речи. Занятия проводятся в благоприятной атмосфере и игровой форме. Как правило, специалист принимает активное участие в процессе – совместно с ребенком читает стихи, поет песни, тренирует речевой аппарат иными упражнениями.

К дополнительным методам коррекции относят:

  • массаж: позволяет расслабиться, улучшить кровообращение, снять спазмы мускулатуры;
  • дыхательная гимнастика: ее задачей является нормализация дыхания.

Возможно занятие с физиотерапевтом и обучение приемам гимнастики, чтобы ребенок продолжал заниматься дома. Медикаментозная терапия актуальна в тех случаях, когда причиной детского заикания выступил стресс/травма. Врач назначит препараты с седативным действием. В тяжелых случаях могут быть назначены транквилизаторы, противосудорожные медикаментозные средства. Легкая медикаментозная терапия может сопровождать основные методы коррекции. Комплексный и, что немаловажно, командный подход позволяет получить внушительные результаты – улучшение состояния и устранение дефекта.

Заикание у подростков

Заикание относится к одному из распространенных расстройств речи у подростков, которое характеризуется нарушением темпа, ритма и плавности речи вследствие судорог мышц речевого аппарата.

Заикание у мальчиков встречается примерно в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Возникает заикание чаще всего в детском возрасте, в период от 2 до 5 лет, когда ребёнок овладевает связной речью.

В большинстве случаев заикание приобретает хроническое течение и усиливается в подростковом возрасте. Это связано с тем, что речевая деятельность обеспечивается участием дыхательной, нервной системами и (как это не покажется странным) гормональным фоном. Причем две последние составляющие взаимосвязаны теснейшим образом. В переходный возраст происходят изменения организма, что влечет за собой обострение проблемы. Чаще всего запинки проявляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, на экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и т.д.

Часто возникающие речевые затруднения и неудачи у подростков приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызывать чувства неполноценности, досады, беспомощности, раздражительности, отчаяния. У них возникает чувство волнения, смущения, страха, напряженного ожидания речи; во время речи появляется потоотделение, жар или озноб, сухость во рту или обильные слюноотделение; после речи – чувство усталости, неловкости, желание замкнуться и т.д., что способствует фиксированности на нарушении, которое усиливается с возрастом. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции (топтание на месте, руки что-то должны держать, теребить, потирать нос, щелкать пальцами, уловки в виде эмболофразии: и, вот, ну и др.).

Самым надежным выходом в данной ситуации является осознание всего происходящего, потому что только понимание причин и самой сути явлений снимает панический страх перед ними.

Устранение заикания – это сложный и трудоёмкий процесс, который предусматривает комплексный медико-педагогический и психологический подход к данной проблеме. Поэтому преодоление заикания у подростков должно проводиться только совместными усилиями самого заикающегося, его родителей, врача-невролога, психотерапевта и логопеда. Такая работа, как правило, состоит из нескольких последовательных этапов или проводиться в нескольких направлениях одновременно:

  • оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося;
  • психотерапия;
  • непосредственная работа над речью;
  • обеспечение благоприятного социального окружения и способствующих преодолению заикания бытовых условий.

Работа над речью – это основная и ведущая часть комплексного метода преодоления заикания, которая реализуется логопедом при активном участии самого заикающегося и его ближайшего окружения (родителей, педагогов).

Основная цель логопедического воздействия заключается в восстановлении согласованной, координированной и ненапряженной работы дыхательного, голосового и артикуляторного отделов речевого аппарата, что способствует преодолению речевых судорог. Для этого, прежде всего, уделяется большое внимание постановке диафрагмального дыхания, воспитанию правильного речевого дыхания и артикуляционной гимнастике. Комплекс занятий (набор упражнений, их последовательность, время и частоту повторению и др.) применительно к каждому конкретному случаю может квалифицированно подобрать только логопед. Очень важно точно и последовательно выполнять все упражнения и рекомендации. Это поможет достигнуть хороших результатов.

Устранение заикания потребует от подростков умения сделать над собой усилие. Приступая к этому процессу необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • проанализируйте причины ваших жизненных трудностей и связанных с этим волнений, обсудите сложные проблемы с профессионалом (психотерапевтом или психологом);
  • в ходе основного курса и дальнейшего поддерживающего лечения следует стремиться к тому, чтобы в повседневной жизни чувствовать себя спокойно, уверенно и уравновешенно;
  • во время лечения необходимо быть активными, терпеливыми, собранными и целеустремленными, так как только упорная работа в соответствии с рекомендациями специалиста приводит к желаемому результату;
  • не стоит отчаиваться при неудачах, следует многократно повторять упражнения и помнить, что идет длительный, произвольный и сознательный метод регулирования речевой деятельности.

Когда ждать результата? Ждать его не нужно, он сам придёт. Всякий, кто одержит победу над собой, победит и своё заикание! Желаю успехов!

Учитель-логопед

УЗ «3-я городская детская

клиническая поликлиника» О.А.Машедо

Преимущества лечения заикания в клинике «Семейный доктор»

Лечением заикания у детей в Москве успешно занимаются специалисты клиники «Семейный доктор» − логопеды-дефектологи, неврологи, психологи, психотерапевты. Мы предлагаем комплексную всестороннюю диагностику, точное выявление причин речевого дефекта, командный подход в решении проблемы. Современное оснащение точным надежным оборудованием позволяет нам проводить диагностику и лечение в короткие сроки. Врачи с многолетним стажем работы окажут помощь в случаях любой сложности, а также найдут подход к маленьким пациентам.
Для записи на удобное для Вас время, позвоните по телефону единого контакт-центра в Москве, заполните форму on-line записи или обратитесь в регистратуру клиники.

оставить отзыв

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]