Причины заикания
Заикание – нарушение, провоцируемое психологическими и физическими факторами. Медицинское название данной проблемы речи – логоневроз, его изучают как медицинские работники, так и психологи, объединяя по группам.
Биологические предпосылки (наследственность)
Отмечается, если заиканием страдали мать или отец, то шанс развития логоневроза с раннего детства у ребенка возрастает. Также это нарушение речи может передаваться через поколение, если у прародителей были легкие или осложненные стадии патологии.
Физиология
В большинстве случаев оказывает влияние соматика:
- функционально поражается головной мозг;
- были травмы головы в процессе нахождения в утробе матери;
- перенесенное инфекционное заболевание;
- расстройство вегетативной нервной системы и т. д.
Помимо этого, заикание провоцируется общим физическим или нервным истощением, ослаблением иммунной системы, дефектами при формировании аппарата речи, недостаточным развитием моторики и т. д.
Влияние социума
Социальный фактор, влияющий на человека, беспокоит и меняет общее внутреннее и внешнее состояние. Дети страдают от нарушений в функционировании речевого аппарата по причине проблем с общением:
- ссоры и непонимание в семье;
- не додаются какие-либо аспекты в воспитании;
- не находят общий язык со сверстниками.
Психология
Дети и взрослые поддаются психологическим факторам, которые в будущем влияют на общение с окружающими. Логоневроз может развиться по причине:
- психологических травм;
- острых эмоциональных переживаний (они могут быть как положительными, так и отрицательными);
- сильного испуга;
- психологического переутомления;
- информационной истощенности;
- стрессовых ситуаций и т.д.
Эти факторы зависят от человека, не все жизненные обстоятельства способны привести к нарушениям и проблемам. Если правильно расставить приоритеты, справиться с психологическими барьерами, то речевых нарушений наверняка удастся избежать.
Те, кто подвержен заиканию, чаще всего замкнуты, что мешает им корректировать и восстанаваливать правильные речевые навыки. Логоневроз, возникший по психологическим предпосылкам, лечится быстрее и легче.
Сперва рассматриваются предпосылки начала проблемы, а затем уже назначается комплексная методика лечения. Логоневроз должен быть не только устранен физиологически, следует искоренить психологические причины заикания, чтобы в будущем они вновь не способствовали развитию патологии.
Правда ли, что после лечения заикание может вернуться?
Заикание – это не ветрянка. Есть шестиугольник (гексагон) заикания Джона Харрисона. Пока система состоит из 6 элементов (речевое поведение, эмоции, восприятие, убеждение, намерение и физиологическая реакция в балансе), все хорошо.
Как только какой-то элемент провисает, структура рушится и речь ухудшается. И тут важно понимать, чего именно не хватает, чтобы снова воссоздать баланс и гармонию. Советую почитать книгу Д. Хариссона «Переосмысление заикания».
Важно помнить, что любой человек может начать заикаться в момент горя, большого напряжения, накала эмоций. Но это пройдет вместе с ситуацией. Постоянно заикаться человек не будет.
Статистика
Логоневроз считается проблемой, зарождающейся чаще в детском возрасте, чем в зрелом. По статистике, во всем мире около одного-трех процентов детей страдают заиканием. Эта статистика меняется в зависимости от местности, возрастных показателей и темперамента национальности.
При этом у мальчиков шанс развития заикания в четыре раза выше, чем у девочек. Многие не знают, что такое логоневроз и есть ли он у них, так как патология может проявляться в облегченной форме.
Доказано, что заикание у взрослых, которым они страдают именно с детства, встречается намного чаще у людей, выросших в детских домах и интернатах. Очевидно, что ранняя разлука с родителями и неблагоприятный социальный климат, влияет на дальнейшее психологическое состояние и развитие человека.
Также люди, проживающие в селах и поселках, менее подвержены речевым дефектам, чем живущие в мегаполисе. Это связано со спокойной средой. Взрослых, страдающих заиканием, насчитывают всего 1% от населения, что говорит об успешном лечении этой патологии.
Родные братья и сестры перенимают это нарушение в 18% случаев. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%.
Диагностика заикания у детей и взрослых
Основные симптомы недуга в любом возрасте одинаковы. Это запинки, нарушающие плавное течение речи: повторы, затяжные звуки, остановки на начальном слоге. Процесс сопровождается непроизвольным сокращением мышц лица, напряжением рук, сбившимся ритмом дыхания. Страх, тревога, беспокойство — эмоции, сопутствующие заиканию.
Следует отметить, что в возрасте 2-5 лет, когда ребенок только учится разговаривать, многократное повторение слов, повышенная эмоциональность при отсутствии какого-либо напряжения и совсем не плавная речь — это нормально.
Заикание у взрослых протекает сложнее и сопровождается тревожностью, учащенным сердцебиением, ощущением удушья, хаотичными движениями. Паника в людных местах, уход от общения, трудная адаптация в социуме — все это только подчеркивает серьезность проблемы заикания и заставляет искать пути его преодоления, чтобы навсегда перестать заикаться.
Фазы развития патологии
I фаза
Заикание с небольшими эпизодами, сокращением периода плавной речевой размеренности. Характеризуется такой симптоматикой:
- Трудность в произношении на начале слова и при построении предложения.
- Спотыкание в речи происходит в произношении кратких частей речи, союзов и частиц.
- Заикание возникает в результате «Коммуникативного давления» (волнение, человек торопится что-то сказать и т.д.).
- Фобии речи не наблюдается.
II фаза
- Проявляется хроническая форма патологии.
- Произношение затруднено при быстрой речи и в сложных словесных сочетаниях.
- Осознание речевого дефекта, но это еще не мешает нормальной коммуникации.
III фаза
- Явный судорожный синдром. Но человек еще не воспринимает это как проблемы.
- Не могут быть произнесены некоторые звуки, слоги.
- Заторможенность речи, так как начинаются попытки замены одних слов на другие, менее проблемные.
IV фаза
- Заикание перерастает в большую личностную проблему. Человек понимает, что у него серьезные речевые нарушения и избегает контактов, сложных ситуаций, где потребуется общение. Если на более ранних стадиях иногда менялись слова и выражения, то сейчас это происходит постоянно.
- Антиципация – человек ждет своих речевых ошибок.
- Хроническая проблема в произношении слов. Развитие страха общения.
В каком возрасте эффективнее лечить заикание?
– Заикание проявляется в раннем детстве: примерно с 2 до 6 лет. В этом возрасте разумнее всего начинать лечение. Важно, чтобы лечение было комплексным: логопед, психолог и спокойная обстановка в семье.
Считаю, что самая большая ошибка родителей – акцентировать внимание на заикании ребенка. Совет: принимайте своего ребенка абсолютно любым, подключите специалистов и избегайте термина «Лечение».
В итоге заикающийся диктором, возможно, не станет, но комфортно общаться точно будет! Главное, захотеть и исключить вторичную выгоду. Человеку же подсознательно почему-то нравится заикаться.
С миллионами проблем, которые несет заикание, есть что-то хорошее. Например, внимание близких. И тут нужно плавно менять психологию человека.
Ведь психология – это основа. Заикание – это лишь симптом. Даже если называть заикание заболеванием, то любая болезнь зарождается в голове.
Виды заикания
Разделение касается судорожных форм, клинического проявления и течения патологии.
Судорожный формы заикания у взрослых и детей имеет такие разделения:
- Клоническая форма — кратковременная судорога, сменяющаяся второй такой же, что приводит к непроизвольным повторам фраз и букв.
- Тоническая форма — длительное или кратковременное мышечное сокращение. Как результат, человек долго не выговаривает одно слово.
- Смешанное заикание в виде параллельной клонической и тонической формы.
Помимо этого, кроме функционала речевого аппарата страдает мимика: может сопровождаться судорогами лицевых мышц и частей конечностей.
Течение заикания
- Долговременное — когда дефект проявляется на постоянной основе во всех словах и в любой ситуации.
- Прерывистое — некоторые психологические ситуации провоцируют заикание (волнение, радость).
- Рецидив — после лечения проблема через некоторое время появляется. Неважно — вылечивается человек полностью или частично.
Клиническая форма заикания
Логоневроз проявляется в двух клинических формах: невротической и неврозоподобной. Каждая из них имеет свою причину с развивающимся механизмом.
Невротическое заикание
Заикание у взрослых и детей не было спровоцировано родовыми или послеродовыми травмами. Это не физические нарушения в коре головного мозга. К данной форме нарушения относят психологические и социальные факторы описанные выше. При данном виде патологии больного легче вылечить, чем при неврозоподобной форме. Занимается проблемой в основном психолог. Чаще подвержены хронической форме этой патологии взрослые.
Характеристика человека, имеющего невротическое заикание:
- Человека с заиканием видно сразу: он молчалив, пуглив и взволнован, надумывает тревоги, часто обижается, раздражается, он замкнутый, его надуманные страхи мешают жить. Это меланхолики.
- Физических отклонений в развитии у такого больного нет.
Неврозоподобная форма
Проявляется неожиданно, чаще всего в истории болезни имеют место родовые проблемы. К примеру, матерью была перенесена тяжелая беременность: осложнения, родовые травмы. В результате нарушение работы мозга и ЦНС, лечение занимает больше времени, и не всегда дается 100% гарантия на выздоровление.
Часто каждый из отделов аппарата речи подвержен тяжелым формам судорог. При разговоре люди могут сопровождать свою речь резкими кивками головы, подергиванием рук, сокращением лицевых мышц. Все это происходит непроизвольно.
Человек после длительного общения устает, поэтому такие люди более молчаливые. Помимо истощения больной жалуется на плохую память, ориентацию в пространстве и времени.
Заниматься со специалистом нужно комплексно, принимая специальные препараты. Длительная процедура восстановления может занять несколько лет.
Какой должна быть речь взрослых
Чтобы предупреждать рецидивы речевых нарушений (а они вполне могут случаться), вам как родителям необходимо изменить или тщательно следить и за своей собственной речью. Это касается ваших разговоров между собой. Дети активно воспринимают говорение вокруг них и бессознательно подражают ему:
- Разговаривайте четко, внятно, без ошибок и не торопясь.
- Старайтесь произносить фразу чуть медленнее, чем обычно.
- Избегайте сложных, непонятных малышу слов.
- Различные «страшные» темы разговоров — табу.
- Не рекомендуется разговаривать по слогам или напевать фразы.
Постарайтесь, чтобы малыш подружился с уравновешенными детьми, у которых хорошо развита речь. Если его речевая активность чересчур высокая, искусственно ограничьте ее, предоставив возможность некоторое время молча играть наедине с собой. Старайтесь, чтобы ребенок больше слушал, чем говорил.
Как происходит развитие заикания
Данный процесс окончательно не был изучен, на настоящий момент существует версия. В зависимости от предпосылок к нарушениям функции речевого аппарата затрагивается центр Брока (голосовой центр, отвечающий за работу мышц и связок, участвующих в речи). В результате перевозбуждения центра Брока скорость его работы возрастает. Нарушается функционирование так называемого речевого круга (центр Брока, область Вернике и ассоциативного центра).
Это вызывает судорожный эффект (язык, губы, мягкое небо и другие). У человека развивается заикание из-за нарушенных согласованных функций речевого аппарата при воспроизведении слов, слогов и фраз, которые вызывает судорога. Судорога начинается в одном из отделов речевого аппарата.
Если центр Брока сильно перевозбужден, то это отражается и на участках мозга, находящихся рядом. В результате чего — непроизвольные движения и судороги конечностей и т. д.
Интересно, что нервные импульсы при возбужденной нервной системе и согласные звуки (в особенности глухие) схожи по своей частотности. Поэтому заикание в основном возникает на согласных и крайне редко встречается на гласных звуках.
Что делать родителям дома?
Вылечивать логоневроз без помощи родителей дома неэффективно, так как основная поддержка должна исходить именно от них. Поэтому приготовьтесь к тому, что обращаться к психологу и учиться у него придется и вам. Чтобы скорректировать психологические проблемы у ребенка, нужно изменить быт и образ жизни дома. Лучше всего предупреждать заикание, не допуская ситуаций, которые провоцируют ухудшение.
Режим
Организуйте распорядок дня, чтобы периоды интеллектуального и эмоционального напряжения чередовались с полноценным отдыхом и релаксацией.
Сон
Дети должны спать не менее 8 часов в сутки, поэтому вам необходимо организовать быт, пространство жилища, звуковую атмосферу так, чтобы обеспечить этот минимум.
Интонации
Малыш должен ощущать уверенность и спокойствие, исходящее от родителей, поэтому обращаться к нему нужно неторопливо, негромко, спокойно, не перебивать его. Важно объяснить и близким людям, что именно так нужно делать.
Похвала
Развивайте уверенность малыша в себе — хвалите его за любые успехи. Создавайте ситуации, в которых он мог бы проявить себя с лучшей стороны. Однако не следует путать похвалу за успехи с баловством.
Обстановка
В семейных отношениях ссоры должны остаться под запретом. Невозможно вылечивать ребенка и предупреждать заикание в агрессивной и напряженной атмосфере. Это же касается и посещения шумных компаний или мест.
Досуг
Ограничьте просмотр передач, фильмов, мультиков или игры, которые вызывают эмоциональное перевозбуждение. Досуг должен быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей.
Общение
Постепенно и деликатно расширяйте круг общения малыша, предлагая ему посещение общественных мест, которые не вызывают сильных эмоций. Знакомьте его с интересными людьми. Они помогут его адаптации в окружающем мире.
Активность
Дозированные физические нагрузки положительно сказываются на нервной системе, а также развитии мышц. Поэтому физкультура, плаванье, бег, просто прогулки, игры на свежем воздухе должны стать нормой.
Ограничения
Ни в коем случае не используйте наказания, которые могут оказать негативное влияние на детские эмоции (наказания также должны быть спокойными, какой бы проступок малыш ни совершил). Категорически нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате.
Специалисты
Лечение заикания у детей и взрослых схожи. В зависимости от определения причины проявления речевого дефекта назначается лечащий врач. Их несколько, иногда одним больным занимаются два и более специалиста.
- Невропатолог и психиатр – назначают медикаментозное лечение для решения проблемы заикания.
- Психотерапевт назначает психотерапию в зависимости от особенностей человека: гипнотизирование, тренинги.
- Психологом изучается психосоматика и человеческая личность. Сначала больной выводится из психологического барьера. Его обучают находиться в социуме и принимать решение в стрессовых ситуациях.
Логопед является тем специалистом, который исправляет речь параллельно с оказанием помощи другим специалистом. Он помогает усовершенствовать речь, использовать дыхательные упражнения, выговаривать буквы и звуки.
Целью его терапии является не исправление неправильного произношения, а помощь в осознании того, что слова могут строиться в предложении легко в независимости от патологии. Больной уменьшает свой страх перед заиканием.
Иглорефлексотерапевт работает с улучшением кровообращения. Применяемые сеансы отвечают за определенный орган, в целом методика помогает при легких стадиях заикания. Заикания достаточно редкое явление, может корректироваться долгое время. Если вовремя начать бороться с патологией и диагностировать верный фактор развития проблемы, то шансы на избавления от этого нарушения речи резко увеличиваются.
Другие методы избавления от заикания
Для того чтобы избавиться от такого тяжёлого недуга, как заикание, необходимо подключать все доступные методы. Выше я постаралась изложить в форме советов, что необходимо предпринять.
Вот ещё несколько способов борьбы с заиканием, которые, при желании, вы тоже можете применить как с помощью специалистов, так и самостоятельно:
- Точечный массаж;
- Физиотерапевтические процедуры, к ним относится: мезодиэнцефальная модуляция; электросон; магнитопунктура;
- Лечение отварами, настоями и настойками;
- Устройства и компьютерные программы.