Определение
Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.
Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем – говорит первое слово.
Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка. Исключение составляют только – . Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха. Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.
Зачем развивать фонематический слух
Плохо развитый речевой слух может привести к нарушению звукопроизношения. Если ребенок не различает фонемы, то произнести правильно он их не сможет. Возникает путаница между близкими звуками.
Это замедлит развитие связной речи, приведет к ошибкам при чтении и письме, к сложностям при изучении иностранных языков.
Бывает так, что ребенок говорит чисто, но не может разделить слоги на звуки. Например, на просьбу назвать первый звук в слове «рука», говорит «ру». Это тоже указывает на недоразвитие фонематического слуха, которое нужно исправлять. В противном случае неизбежны проблемы с грамотным письмом.
Также страдает словарный запас, ребенку будет трудно произносить сложные слова, связно излагать мысли, поддерживать нужную интонацию в разговоре, управлять громкостью голоса.
Чтобы этих проблем не было, нужно развивать фонематический слух. И чем раньше начать это делать, тем лучше.
Как проявляется
Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:
- Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
- Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
- Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.
Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.
Фонематический слух и фонематическое восприятие
Фонематическое восприятие — это умение определять звуковой состав слова, то есть анализировать его.
Например, сколько звуков, слогов в каком-либо слове, какой звук стоит в начале, в конце, в середине. Фонематическое восприятие формируется в процессе обучения в школе и является фундаментом для последующего обучения грамотному письму.
Разница между фонематическим слухом и восприятием заключается в том, что фонематический слух является частью физического слуха, дается человеку от рождения, ему не нужно специально обучать, но необходимо развивать.
Хороший фонематический слух позволяет воспринимать чужую речь, грамотно строить свою, четко произнося звуки. Фонематическое восприятие само по себе не разовьется, ему специально обучают. Очевидно, что, имея проблемы с фонематическим слухом, ребенок не сможет развить фонематическое восприятие.
Причины
За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:
- Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
- Инфекционные заболевания
- Проблемы пищеварением
Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.
- Заболевания щитовидной железы
Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.
- Гиперактивность
Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.
- Тугоухость
- Травмы головы, органов речи и слуха
- Неблагоприятная социальная среда
- Отрицательный пример
У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.
Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.
Симптомы
Не каждый речевой дефект у детей можно считать дислалией. О нарушении фонематического слуха можно говорить при наличии следующих симптомов:
- нарушено произношение отдельных звуков — звонкость подменяется на глухость, твердость на мягкость, звуки заменяются на похожие;
- ребенок пропускает согласные в слове, переставляет согласные местами петушок — кепушок, тепушок, дерево — дерела);
- ребенок с трудом отличает или не отличает схожие по звучанию фонемы (крыса — крыша, сажа — саша);
- ребенок не может определить слоги в составе слова.
Дети с нарушенным фонематическим слухом пишут неграмотно, путаются с ударениями, поскольку просто не слышат правильного ударения, не дифференцируют место ударения в конкретном слове. У них есть проблемы с согласными на конце слова.
Диагностика
Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители. Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.
Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:
- Определение источника звука (неречевого)
Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.
- Различение фонематически схожих слов
Упражнение “Внимательные ушки”.
Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.
Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.
Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.
Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов – это “Покажи сам”. Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.
- Дифференциация слогов
Проверяется способность отличить мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, путем повторения услышанного.
Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.
- Дифференциация фонем
“Хлопни в ладоши”
Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.
Например, найди в звуковом ряду М.
- Звуковой анализ
Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.
Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет – из 4-5.
- Представление фонемы и подбор слова
Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.
По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:
- составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
- направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.
С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.
Коррекция
Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.
Медикаментозное лечение
С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.
Чаще всего невролог и врач логопед назначают:
- Пантогам
Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.
- Глицин
Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.
- Фенибут
Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.
- Кортексин
Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.
Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.
Первый этап
Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.
Другие упражнения для этого этапа:
• «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.
• Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.
• «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.
• «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.
Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. Видео поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.