Конспект фронтального занятия по коррекции дисграфии


Классификация и виды дисграфии

В зависимости от нарушения или несформированности того или иного процесса письма различают 5 форм дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия:
    эта форма дисграфии проявляется в написании букв, обозначающих звук при произношении, т.е. ребёнок пишет именно так, как он произносит слово. Причинами данного вида дисграфии является нарушение произношения и фонетико-фонематического слуха (дислалия, ринолалия, дизартрия).
    Пример данного вида дисграфии: “холосо – хорошо”, “селый – серый”, “цетёт- цветёт” и т.д.
  • Акустическая дисграфия: данная форма дисграфии проявляется в замене на письме шипящих/свистящих, твёрдых/мягких и звонких/глухих букв. Причиной, приводящей к появлению этого вида дисграфии, является нарушение распознавания близких по звучанию звуков речи, т.е нарушение фонемного распознавания. Примеры: “тупик-тюбик”, “прыкать-прыгать”, “крип-гриб” и т.д.
  • Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтезапроявляется в искажении структуры текста. Происходит пропуск букв, перестановка слогов и букв местами, слитное написание слов, разделение приставки и/или окончания с основой слова, зачастую слитное написание всех слов в предложении. Причиной возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит неумение дифференцировать слова и слоги. Примеры нарушения: “стол-сотл”, “идёт дождь – идедошь”, “на столе-настоле” и пр.
  • Аграмматическая дисграфия: можно сказать, это косноязычная форма письма. При этой форме нарушается правильность употребления падежных окончаний, наблюдается неправильная постановка рода или числа, затруднение при применении правил, неправильная постановка мягкого знака, неумение найти орфограмму, нарушение последовательности слов в предложении и пр. Например: “много деревьев – много деревов”, “мой папа- моя папа”, “котёнок- котёнки” и пр.
  • Оптическая дисграфия:
    наиболее часто встречаемая форма дисграфии. При такой форме дисграфии ребёнок испытывает трудности с визуальным различением похожих букв. Причиной её возникновения является недостаточно сформированные навыки зрительного узнавания символов, слабо развитая зрительная память, а также синтез увиденного образа, образа в памяти и пространственного представления этого образа. Чаще всего при этом заменяются буквы, схожие по написанию, но различно расположенные в пространстве. Буквы могут заменяться как на существующие в языке, так и на несуществующие, но с сохранением схожих элементов (Б-Д, Т-Ш, И-Ш, П-Т, Ж-Х, Л-М, Ц-Щ), возможно написание букв зеркально (буквы И, Е, Я). Также к
    оптической дисграфии относят зеркальное письмо или как его еще называют – письмо или почерк Леонардо.

Дисграфия – что это?

Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием правил грамматики. Расстройство проявляется стойкими, типичными ошибками:

  • замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д;
  • неправильное окончание слов;
  • слитное написание предлогов;
  • отсутствие отступов;
  • «зеркальное» письмо;
  • неразборчивый почерк и ряд других.

Пример

Слово «предложение» ребенок, незнакомый с правилами грамматики, напишет «предлажение», а дисграфик – «бретлашение».

Механизмы возникновения

С точки зрения нейропсихологии, причиной дисграфии является несформированность высших психических функций, в число которых входят:

  • зрительный анализ и синтез;
  • пространственное представление;
  • дифференциация звуков речи;
  • фонематический и слоговый анализ и синтез;
  • деление предложений на слова;
  • внимание;
  • память;
  • эмоционально-волевая сфера.

Овладение письменной речью требует слаженной работы всего мозга. Он должен успевать обрабатывать информацию, поступающую от органов слуха, зрения, тактильных ощущений. Это колоссальная нагрузка, с которой сталкивается каждый первоклассник. Но в течение года его навыки совершенствуются.

Если под конец первого учебного года улучшений не наступает, ребенок допускает одни и те же ошибки, неусидчив, отвлекается и сильно отстает от своих сверстников, то следует проверить его на дисграфию. Нарушение не проходит само собой, но успешно корректируется специалистами.

Почерк Леонардо: кто такие амбидекстры?

Письмо или почерк Леонардо – это письмо левой рукой в зеркальном отражении с изменением наклона относительно вертикально и/или горизонтальной оси. При таком почерке все слова и буквы выглядят так, как если бы они отображались в зеркале. Почерк Леонардо проявляется у людей-амбидекстров.


Зеркальный почерк, или почерк Леонардо, названный в честь амбидекстра Леонардо да Винчи
Кто такой амбидекстр?

Амбидекстры – это люди с одинаково доминирующими полушариями мозга, обладающие способностью писать обеими руками, в т.ч. и в зеркальном отображении.

Количество амбидекстров на планете постоянно растёт, как и количество чистых левшей. Амбтидекстры позже начинают ползать, ходить, говорить. Происходит это по той причине, что человек рождается с двумя одинаково развивающимися полушариями мозга, а лидерство левое полушарие начинает завоёвывать с момента, когда ребёнок начинает интересоваться речью – т.е. с попыток звукоподражания. Но не всегда правое полушарие сдаётся легко и уступает главную роль. Это становится похоже на перетягивание каната – каждое полушарие пытается доминировать и возникает межполушарный конфликт. Ребёнок-амбидекстр бывает с резкими перепадами настроения, плаксивый, неусидчивый. При обучении письму отсутствие ведущего полушария усложняет задачу различия, запоминания контуров букв, разницы в звучании похожих звуков и идентификации соответствующей буквы, сложности с пространственным расположением элементов при письме. Тем не менее, среди амбидекстров встречается множество талантливых и даже гениальных людей, и примером тому является Леонардо да Винчи, который писал свои заметки в дневнике левой рукой в зеркальном отражении (поэтому в его честь зеркальный почерк и был назван письмом Леонардо).

Причины дисграфии

Как и у каких детей может возникнуть дисграфия? Каковы её причины? Дисграфия у детей начинает проявляться в период обучения письму. Говорить о наличии дисграфии можно не ранее возраста 8-9 лет(т.е. примерно второй класс общеобразовательной школы). К этому возрасту дети уже овладевают навыками устойчивого письма и постоянные однотипные ошибки должны привлечь внимание взрослых.

Процесс письма – довольно сложный процесс для нашей нервной системы. Здесь необходимо задействовать множество высших нервных функций: узнавание символа, вызывание его образа в памяти, соотношение образа и звука, тонкая моторика руки при написании, оценка схожести изображения с образом в памяти. Так как при письме задействовано множество высших нервных функций, то и причин нарушений письма может быть множество. Различают следующие основные причины:

  • Органические нарушения: это нарушение развития в пренатальный и постнатальный периоды, травмы при родах, асфиксии, менингиты, частые тяжёлые болезни ребенка, которые вызывают истощение его нервной системы, позднее созревание систем мозга, переученная леворукость.
  • Психолого-социальными причинами дисграфии может быть задержка психического развития (ЗПР), билингвизм, нечёткая речь окружающих, слишком раннее обучение ребёнка письму при его неготовности к этому, невнимательность взрослых к особенностям речи у ребёнка (непроговаривание некоторых букв, замена слогов и другие нарушения речи и пр).

Чаще всего дисграфия проявляется у детей с нарушениями речи (особенно если дефекты речи не были устранены до момента начала обучения грамоте), имеющих в анамнезе органические поражения мозга(минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатии и пр), получивших травму мозга, с истощенной нервной системой и незрелыми зонами мозга.

Дисграфия также может быть выявлена и у взрослого человека. Причиной дисграфии у взрослых является нарушение работы высших психических функций вследствие перенесённого инфекционного заболевания или травмы головного мозга. Дисграфия у взрослых проявляется примерно в 10 % случаев от общего количества пациентов с выявленной дисграфией.

Дисграфию не рассматривают как независимое нарушение. Она часто сопровождает различные неврологические дисфункции и расстройства, а также слуховые, двигательные, речевые и зрительные патологии.

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.


Инновационный общий когнитивный тест CogniFit

Профилактика дисграфии у ребенка

Своевременное развитие зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики служит профилактикой расстройства «дислексия». Родителям не нужно торопить ребенка считать и писать, нужно с осторожностью относиться раннему обучению, все нагрузки нужно давать дозированно и в виде игр. Подойдут такие игры как «Угадай, что за предмет» — ребенку показывают только границы изображений, по которым он должен определить предмет; «Поиск лишнего» — ребенку нужно определить ненужный объект.

Для взрослых профилактикой будет служить корректировка почерка, чтение художественной литератур, развитие визуальных образов.

Если диагностирована дислексия и дисграфия у взрослого или ребенка, лечение просто необходимо. Для преодоления трудностей, которые несет в себе эти нарушения, лечение должно проводиться только опытным специалистом.

В Центре педагогической диагностики и коррекции дисграфии «Итэль» вашей проблемой займутся профессиональные врачи и логопеды. Для устранения проблем применяются передовые методики и развивающие программы. Индивидуальные, целенаправленные и методически грамотно выстроенные занятия по коррекции в способствуют постепенному и уверенному редуцированию дисграфии у детей.

Часто у детей встречаются одновременно и дисграфия, и дислексия, лечение которых взаимосвязано, причина этих проблем обычно одна и та же. В Вам и Вашему ребенку на помощь придут опытные и квалифицированные логопеды. Дисграфия, пусть и не очень быстро, но излечима, а своевременно принятые меры по коррекции отклонения позволят чаду легко нагнать сверстников.

Цены на лечение дисграфии у детей и взрослых – уточняйте по телефонам в Москве, 688-70-86.

WhatsApp: +79653544005 По вопросам коррекции дисграфии по тел. 8 (985) 688-70-85 или e-mail Запись на консультацию через форму на сайте

Профилактика дисграфии

Многие родители задаются вопросом – какова профилактика дисграфии? Как предупредить развитие этого расстройства?

Прежде всего, относитесь внимательно к своему ребёнку. Если ребёнок поздно заговорил, имеет нарушения звукопроизношения или фразового построения – он попадает в группу риска. Необходимы занятия, направленные на развитие речи и фонетико-фонематического слуха. Заниматься с ребенком должен как логопед, так и мама. Если наблюдаются органические нарушения, то к профилактике необходимо подключать врачей, для медикаментозной помощи ребёнку.

Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, в группе риска развития дисграфии:

  • ребёнок-левша или амбидекстр,
  • “переученный” левша,
  • ребёнок-билингв,
  • если ребёнок уже занимался с логопедом ранее,
  • при письме пропускает или путает местами буквы, не дописывает слова и т.п.,
  • есть нарушения фонетического восприятия,
  • ребёнок пишет так, как говорит. На что ещё следует обратить внимание?
  • у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием,
  • ребёнок рано пошёл в школу.

В большинстве случаев значительную помощь может оказать нейропсихологическая коррекция детей. Эти занятия помогают:

– развить чувство ритма, что облегчает деление речи на слова и слога,

– развить и улучшить пространственную ориентацию и пространственное восприятие у ребёнка – это необходимо для различия схожих элементов букв и точного соотнесения их местонахождения в пространстве,

– улучшить зрительно-моторную координацию, взаимосвязь ребёнка с собственным телом и навыки управления телом – это важно для выполнения письма, так как помогает развить мелкую и крупную моторику.

Детям-билингвам необходима помощь при начале обучения на одном из языков или смене языка обучения. Помощь должна быть в виде сходных мероприятий, как и для обычных детей-дисграфиков.

Процесс профилактики длительный – нельзя говорить о достаточности проведения нескольких упражнений или занятий. После прохождения курса корректирующих занятий/мероприятий необходимо через некоторое время сделать срез и выяснить, насколько изменилась ситуация. После этого принимается решение о необходимости или достаточности проведённых мероприятий.

Виды нарушения письма при дисграфии

Существует несколько видов дисграфии, которые могут встречаться как сами по себе, так и в различных сочетаниях. Для выбора эффективной методики коррекции дисграфии опытный специалист сначала выявляет симптомы, а затем формирует программу коррекции.

Чаще всего встречается так называемая акустическая, вызванная недостаточным осознанием звуковой стороны слова, приводящей к замене соответствующих букв на письме (дерево — терево). Артикуляционно-акустическая дисграфия выражается применением однотипных звуковых замен не только в письме, но и в устной речи. Оптическая дисграфия вызвана трудностью усвоения зрительных образов, которые обладают одинаковыми или схожими графическими элементами (Г и Т, Щ и Ш).

Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза выражается в перестановке, пропуске или добавлении букв и слогов, не дописывании слов или слитном написании предлога и раздельном — приставок. Аграмматическая дисграфия вызвана недоразвитием грамматического строя речи и проявляется в неумении применять на практике изученные грамматические правила.

Что делать, если у ребёнка – дисграфия? Полезные упражнения и игры

Коррекция дисграфии. Что же делать, если у вас или вашего ребёнка диагностирована дисграфия? Как исправить ситуацию?

В первую очередь, нужно обратиться к специалисту, который правильно определит вид нарушения и подберет соответствующую программу корректировки.

Корректирующие упражнения помогут справиться с детской дисграфией

Что можно сделать самостоятельно в домашних условиях? Дома вы можете делать следующие корректирующие упражнения:

– Упражнения и игры, направленные на развитие фонематического слуха:

  • Игра “Поймай букву”: взрослый говорит, какую букву нужно “ловить” (чаще это гласная буква), и затем произносит ряд слов. При произношении слова с заданной буквой ребёнок должен хлопнуть в ладоши.
  • Игра “Поймай букву-2”: взрослый называет букву и затем произносит различные слова. Ребёнок должен после каждого слова сказать, в каком месте слова была эта буква (в начале, в середине или в конце). Разучивайте с ребенком лого-стишки на определённую букву, отрабатывая произношение, а затем усложняйте задание – одновременно с произношением стишка нужно выкладывать какую-либо заданную фигуру из спичек (палочек) .

Развивайте пространственное восприятие: лепите буквы, рисуйте буквы, складывайте их из палочек, делайте аппликации, разбирайте буквы на запасные части и собирайте новые, играйте с буквами – дайте ребёнку на тактильном плане ощутить, что это такое – буква. Произносите звук одновременно с тактильным восприятием, закрепляя в памяти это соответствие.

– Играйте в игры на пространственное восприятие:

  • Ребёнок сидит спиной к взрослому, взрослый из-за спины произносит слово. Ребёнок должен указать, в какой стороне был звук.
  • Пишите графические диктанты.
  • Играйте в игры типа “муха” – в квадрате 3х3 клетки в центральной клетке рисуется муха. Взрослый называет направление движения “мухи” – вверх-вниз-вправо-влево.. и т.д. Ребёнок следит глазами за тем, куда летит муха. Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, и тем самым поймать муху, если она вылетит за пределы квадрата. На начальном этапе ребёнок может помогать себе карандашом или пальцем – отмечая, где сейчас муха, затем необходимо оставить только глазодвигательные движения. Можно увеличивать квадрат, постепенно добавляя новый уровень, вплоть до игры “муха в кубе”.

Развивайте общий словарный запас ребёнка, поощряйте чтение если он уже читает, или занимайтесь по тренажёрам для чтения, если ребёнок плохо читает или имеет проблемы с чтением.

Играйте в узнавания предметов и букв при их неполной прорисовке(половина фигуры/буквы , зашумлённые фигуры/буквы, несколько наложенных друг на друга изображений – ребёнку нужно выделить нужное и обвести).

Читайте тексты-“перевертыши”: замените несколько слов в тексте словами, написанными вверх ногами или задом наперёд. Достаточно нескольких слов в нескольких предложениях.

Игра “найди букву”: в предложенном тексте нужно подчеркнуть все заданные буквы (или значки в рядах значков, если ребёнок еще не умеет читать). Это упражнение развивает узнавание и внимательность.

Составляйте простейшие предложения и рассказы по картинкам

Читайте “поля слов”, выделяя в них слова

– Решайте анаграммы

– Ищите пропущенную букву в словах: взрослый пишет слова, пропуская одну букву и указывая место пропуска, а ребёнок должен сказать, какая буква пропущена.

Проходите лабиринты: сначала проводя пальцами по лабиринту, затем проводя линию карандашом, и после этого – только глазами.

Развивайте чувство ритма: учите стишки и отстукивайте ритм стиха, делайте хлопок на определённом слоге при произношении ряда слов, играйте в игру – “повтори ритм”.

Просите ребёнка назвать сколько букв в слове, сказать, сколько слогов в слове, сколько слов в предложении, сколько предложений в тексте (текст и слова должны восприниматься на слух).

Эти и многие другие корректирующие упражнения для дисграфиков помогут преодолеть эту проблему. Эти же упражнения подходят и для взрослых. Ещё раз хочу сказать о том, что коррекция дисграфии – процесс длительный и трудоёмкий. Начинать работу в этом направлении нужно при первых признаках нарушений (речи, словообразования, нарушения распознавания предметов и пр.).

Что делать, если ребёнок не хочет учиться писать?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]