Технология работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников


Нарушение письменной речи у младших школьников

 В настоящее время проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибок в письменных работах младших школьников, приводится классификация дисграфий, а также описываются направления коррекционной работы с детьми, имеющими данные нарушения.

Проблема нарушений письменной речи у школьников является одной из самых актуальных для школьного обучения. Около 40 % детей от общего количества учащихся начальных классов имеют тот или иной вид нарушения письменной речи (дисграфии). Поэтому проблема оказания помощи детям с нарушениями письма остаётся остроактуальной. В данной связи, цель настоящей статьи заключается в комплексном анализе основных нарушений письменной речи у младших школьников.

Итак, процесс освоения письменной речью находится в тесном взаимодействии со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Отсюда следует, что причиной дисграфии могут быть те же функциональные и органические нарушения, которые вызывают нарушения устной речи.

Также в развитии дисграфии можно отметить социально-психологические факторы, такие как дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение грамоте при отсутствии у ребенка психологической готовности, которые способствую возникновению нарушений освоения письменной речи.

Залог успешного овладения письмом заключается в достаточно высоком уровне развития устной речи. Но стоит отметить, что в отличие от устной речи, письменная может развиваться лишь при условии систематичного и целенаправленного обучения [1, с. 7].

Главным признаком дисграфии являются типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. В качестве таких ошибок можно назвать: смешение и замену графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков (б-п, д-т, г-к, ш-ж); искажение буквенно-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки, добавление букв и слогов); нарушение слитности и раздельности написания слов; аграмматизмы на письме (нарушение слово­изменения и согласования слов в предложении). Дети с дисграфией имеют низкую скорость письма, трудноразличимыйпочерк, колебания высоты и наклона букв, соскальзывание со строки и др. Наличие дисграфии диагностируется в возрасте 8–9 лет [4, с. 131].

Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учётом нарушенных анализаторов, не сформированности операций письма, психических функций. Таким образом, выделяют следующие виды:

  1. Артикуляторно- акустическая. Данные нарушения связана с тем, что дети неправильно произносят звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывают. Для лечения данного вида дисграфии необходимо работать и над правильным произношением звуков.
  2. Акустическая. Здесь дети правильно произносят звуки, но путают их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не способны различить мягкость отдельных звуков).
  3. Оптическая. Дети с оптической дисграфией затрудняются в написании и различии букв: добавляют лишние элементы (палочки, чёрточки, кружочки), пропускают нужные, могут писать зеркально в обратную сторону).
  4. Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Дети с такой проблемой на письме могут пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путать приставки и предлоги у существительных, прикреплять к одному слову часть следующего слова и др.).
  5. Аграмматическая дисграфия. Такие нарушения выявляются после 1–2 класса, так как требуют больших знаний правил написания слов. Данная проблемасвязана с тем, что дети не могут правильно склонять слова по родам и падежам, не могут согласовать прилагательное и существительное («хороший собака», «красивый поле» и т. д.). Эту проблему можно наблюдать в двуязычных (билингвальных) семьях, а также, когда ребёнок обучается на неродном языке [2, с. 56].

Преодоление дисграфии требует слаженной работы невролога, логопеда, педагога, ребенка и его родителей. Нарушения письменной речи самостоятельно не исчезнет, необходима обязательная работа по устранению данного дефекта. Для того, чтобы наладить письменную речь ребенка, необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка.

В занятия по коррекции дисграфии входят:

− работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков;

− тренировка фонематического слуха;

− анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова;

− тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв;

− важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей [3, с. 135].

Все логопедические занятия строятся с обязательным учетом психологических особенностей ребенка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии. Кроме того, важно выработать у учащегося положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать его к занятиям и достижению результата.

Безусловно, важное место отводится профилактике нарушений. Профилактику дисграфии необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Профилактическая работа должна включать в себя целенаправленное развитие высших психических процессов, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференциаций, графомоторных навыков. Огромное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи.

Итак, нарушения письма (дисграфия) у детей младшего школьного возраста изучаются давно, но и сейчас это одна из самых актуальных проблем в педагогике и логопедии, ведь дисграфия является одной из самых распространенных форм речевой патологии у младших школьников. Нарушения письма оказывают влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.

Литература:

  1. Дубынина Т. Е. Причины возникновения дисграфии у младших школьников // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(16). — Новосибирск: СибАК, 2021. — С. 7–10.
  2. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. — 3-е изд. — СПб.: Гиппократ, 2012. — 224 с.
  3. Мелюханова Е. Е. Коррекция дисграфии у младших школьников // Инновационная наука. — 2021. — № 5. — С. 132–137.
  4. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М., 1997.– 300 с.

Ошибки при письме у школьника: чем поможет логопед?

Ребенку шесть лет, через год в школу, а взрослым всё еще приходится угадывать, что он говорит? Такое, к сожалению, сплошь и рядом. Многие родители не задумываются над тем, что такая особенность может серьезно осложнить жизнь будущего школьника.

Что такое речь?

Многие сегодня, пытаясь освободить себе бесценные полчаса тишины, вручают своему чаду какой-нибудь гаджет или интерактивную игрушку. С ними ребенку интересно, он быстро увлекается. Причем в большинстве своем не так уж даже важно, какую игру ему установить: интеллектуальную, где нужно думать, или развлекательную. Итог будет один и тот же: не нужно придумывать ничего, вести диалог за зайцев или кукол, создавать сюжет игры – за ребенка думает приложение, а он лишь жмет на кнопки. Не получилось? «Попробуй еще раз!» Вышло? «Так держать!». Минимальный набор слов, которые слышит ребенок в процессе общения с электронным затейником, и ноль сказанных слов самим ребенком в процессе игры подарят в итоге родителям тишину не только здесь и сейчас. Такая современная игрушка может повлечь за собой более серьезные проблемы впоследствии – трудности с речью.

Устная речь – это тренировка. Мышцы речевого аппарата должны быть готовы к произношению тех или иных звуков. Чем чаще маленький ребенок говорит что-либо родителям, сверстникам, тем больше тренируются мышцы, а значит, и чище звучат звуки. При условии, конечно, что у мамы с папой и тех, кто его окружает, нет дефектов речи. Дефицит общения в семье может стать причиной в том числе и задержки речевого развития, а следом – и психоэмоционального.

Речь – это показатель интеллектуального развития ребенка. Известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантер, собак) и были ими вскормлены. Когда обнаруживали этих детей и возвращали в человеческое общество, то оказывалось, что они имели повадки вскормившего их животного и при этом у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.

Обучаясь говорить, ребенок не только получает возможность объяснять, что ему нужно здесь и сейчас, но и развивает свой интеллект и высшие эмоции, готовит почву для успешного обучения в школе, творчества и т. д. Полностью речь формируется к семи годам.

Как устная речь влияет на грамотность?

Рассказывает логопед мед Юлия Илюхина:

– К семилетнему возрасту у ребенка формируется звукопроизношение, слоговая структура, грамматический строй и связанная речь. Далее, в первом классе, у ребенка начинает формироваться новый навык – письменная речь. Это более сложный процесс для психики, успех которого возможен только при хорошем освоении устной. Если развитие речи у ребенка запаздывало, то значит, и письменная речь тоже будет нарушена. Это как слабый фундамент, на котором не построишь хороший крепкий дом. От качества письменной речи напрямую зависит успеваемость, причем не только по русскому языку, но и по другим предметам, в том числе устным.

Когда ребенок не понимает, о чем читает, пропускает звуки, называет их другими звуками – это есть нарушение фонематического слуха. Это не проблемы со слухом, ЛОР-врач тут не поможет. Ребенок слышит, но из-за нарушения фонематического слуха, например, звук [м] его мозг «переделывает» его в звук [н], и он пишет «н». Чтобы это исправить, нужна помощь логопеда. В идеале эту проблему лучше устранять до семи лет, чтобы ребенок в школе уже не имел подобных трудностей и обучение шло легко.

В каком возрасте лучше обращаться к логопеду?

Конечно, легче научить, когда еще идет процесс формирования речи, чем переучивать, когда она уже сформирована. То есть если есть трудности с речью и звукопроизношением, то оптимально заняться их устранением до школьного периода.

– Когда уже речь сформирована, ребенку сложнее перестроиться на правильное произношение. Процесс привыкания может быть более длительным, а нагрузка на нервную систему серьезнее за счет того, что идет еще и процесс адаптации к школе, новому окружению и правилам. А тут еще и занятия с логопедом. Поэтому оптимальный возраст – три-четыре года, – пояснила Юлия Сергеевна. – Занятия с малышами проходят в игровой форме, малышам на «уроках» интересно.

Почему возникают речевые нарушения у детей?

Трудные роды, гипоксия, прием во время беременности антибиотиков – всё это может сказаться на мозге ребенка и привести к проблемам с речью, например, дизартрии. В этом случае работа по постановке речи ведется не только логопедом, но и неврологом.

– Эта проблема сегодня достаточно часто встречается. Но не нужно пугаться, если врач ставит такой диагноз. Она относительно легко устраняется, но параллельно с занятиями с логопедом нужно принимать назначенные врачом-неврологом лекарства. Они позволят поддержать нервную систему ребенка и создать стартовую площадку для ее развития. Не стоит думать, что если ребенок до трех лет не начал разговаривать или говорит, но с трудом, что он «потом заговорит». Нет, тут нужна помощь специалистов, – говорит логопед.

Как долго нужно заниматься у логопеда?

Здесь всё индивидуально и зависит от общего развития ребенка. Если ребенку в сентябре идти в первый класс, нет никаких отклонений и только отсутствуют, например, звуки [р] и [л], то за лето можно успеть их поставить. Но здесь всё зависит от участия и самих родителей в этом процессе: правильное и регулярное выполнение домашних заданий поможет быстрее овладеть техникой правильного звукопроизношения.
Тула, ул. Советская, 67, офис 2.1, тел..

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раскрывается проблема нарушений письменной речи в теоретическом и практическом аспектах. Автор знакомит читателей с причинами возникновения у школьников этих нарушений, предлагает оригинальную систему работы по преодолению нарушений письменной речи с учетом современных требований к содержанию школьного обучения.

Для логопедов, учителей русского языка, студентов дефектологических факультетов и факультетов начального обучения педагогических вузов.

Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Книга отражает результаты многолетней научной и практической деятельности автора, разрабатывающего проблему нарушений письма и чтения применительно к контингенту учащихся общеобразовательной школы и, главным образом, начальных классов, ибо основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.

В первом разделе книги освещаются предпосылки формирования письма и чтения в норме и механизмы нарушений, приводящих к стойким специфическим ошибкам в письменной речи; раскрываемая типология таких ошибок иллюстрируется примерами из ученических работ. Представлена оригинальная система выявления и учета логопедом специфических ошибок письма. Описаны критерии отграничения дисграфии от незрелости навыков письма, характерной для этапа овладения грамотой. Предлагаются диагностические задания для выявления дисграфии у учащихся 1 — 3-х классов. Приводятся материалы комплексного изучения школьников с дисграфией, характеризующего состояние ряда их сенсо-моторных и гностических функций, важных для становления письменной речи.

Во втором разделе раскрывается система коррекционного обучения по преодолению нарушений письменной речи — по четырем основным направлениям. Каждая глава предваряется необходимым методическим комментарием, определяющим задачи и способы организации предлагаемых видов работы. Круг тем, содержание и формы работы определяются спецификой логопедических задач, но при этом они соотносятся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]