- Логопеда.Нет
- Дислалия (ФНР)
Фонетическое нарушение речи — группа расстройств речи представленая нарушениями, в которых ведущим симптомом является нарушение звукопроизношения. Интеллектуальное и психическое развитие ребенка соответствует при этом возрасту. Могут иметь место нарушения внимания, поведения, двигательные нарушения, которые носят сопутствующий характер.
В данную группу включена дислалия (простая, сложная) или иначе — «косноязычие».
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) в медицинской классификации: F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции.
Формы дислалии
Мономорфная (простая) Страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч). Полиморфная (сложная) Страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш). Физиологическая (возрастная) Нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития. Функциональная Нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате. Нарушена способность произвольно принимать и удерживать определенные позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Нарушение звукопроизношения может быть связано с неумением различать, дифференцировать фонемы. Достаточно часто изолированное употребление звука может быть не расстроено, но изменено в спонтанной речи. Степень тяжести определяется степенью выраженности дефекта и количества нарушенных звуков. Органическая (механическая) Обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата (неправильные прикусы — прогения, прогнатия, «толстый» язык, короткая уздечка и т.д.).
Слушаем фазовые искажения звука..
В природе искажения фазы звука не существует. Единственное место во вселенной, где этот тип искажений можно услышать, это Hi-FI салоны.
Идентифицировать фазовые искажения сложно, это ощущение у которого полностью отсутствует опыт (их нет в природе). Все звучит очень чисто и разборчиво, но как-то специфично.
Большинству людей неприятен свет люминесце́нтных ламп. А чем именно этот свет им неприятен, они не понимают. Все просто. В природе на существует источников света с “горбатыми” спектрами:
На самом деле спектр люминесцентных ламп это несколько столбиков (4-6 штук). Продавцы ламп щадят психику покупателей.
спектр ламп люминисцетных
Суммируясь свет люминесце́нтных ламп действительно кажется людям белым. Все предметы в комнате выглядят разборчиво, с очень хорошей детализацией..
Но происходит травма мозга, который идентифицирует анормальность спектра. Ведь в предыдущий миллиард лет такого не было. И человек соответственно ощущает дискомфорт. Уровень этого дискомфорта будет завить от степени личной паранойи.
Искажения фазы звука дискомфортны по этой же причине. Они аномальны по своей природе.
Если вы изначально знаете, что ищите, задача сильно упрощается.
Эксперимент заключается в том в первом случае вы слушаете оригинал музыкальной фонограммы, а во втором ту же запись, но уже воспроизведенную на трехполосной акустике.
Берите для опыта что-то типа современного B&W, эта акустика дает абсолютно гарантированный результат. Бренд не важен, подойдут любые другие: желательно трехполосные, у которых полосы делится как можно ниже. Типовым, для современной аудио индустрии, вторым порядком.
Для контроля берите любую широкополосную акустику, наушники, или даже динамики от магнитолы или телевизора. Можно использовать двухполосную акустику у которых нет фильтра на СЧ/НЧ головке, или он стоит очень высоко по современным меркам (5кГц). То что АЧХ у нее будет сильно кривая, и диапазон сверху и низу будет усечен, – не имеет значения. Так как в обоих тестовых случаях у вас будет абсолютно одинаковая АЧХ.
Важно слушать обязательно в стерео, и в самом ближнем поле (на расстоянии порядка 30-50см).
Те из читателей, которые ни хотят глубоко углубятся в теорию, могут сразу промотать несколько абзацев. И сразу начать слушать примеры.
Мы чувствуем только ощущение возникшее в результате обработки информации мозгом.
Проще объяснить чем отличается ощущение возникшее в результате обработки информации мозгом от фиксации реальности на примере фото фиксации.
Если солнышко светит ровно, все на фото очень похоже. Но как только возникают сложные и нетипичные условия, объекты получаются совершенно не такими какими до этого виделись нам в жизни. Мозг в автоматическом режиме пересчитывает получаемую информацию и приводит ее к более потребному и удобному ему виду. При фотографировании и последующем просмотре фото, мозг уже не может пересчитать первичную информацию. И то, что мы видим на фото выглядит очень необычно.
Свет солнца и настольной лампы разный по цвету, но в жизни мозг сглаживает эту разницу.
Пересчитывает дикие контрасты. Автоматически берется “белое” и т.д. То есть, мы видим ни как оно есть, а как оно удобнее и практичнее.
Видели ли в жизни черным белый потолок? И какой при этом замечательный вид из окна.
Многие знают, что центру зрения у нас слепое пятно. Достаточно большая зона, которую мозг в непрерывном режиме дорисовывает. Автоматически ставя похожую заплатку на черное пятно, которое мы не видим. Но мы можем найти эту заплатку, только зафиксировав зрачок по направлению, и подменив информацию в дорисовываемой мозгом зоне. При этом испытуемый не замечает этой подмены. Настолько силен инструмент обработки.
И все это с компрессией приблизительно 1 к 100. Ученые посчитали (неизвестно правда как), что для обеспечения зрения без компрессии потребовалось бы увеличить массу мозга в два раза. И это только для зрения. Что потребует многократно увеличивать массу тушки. Далее проблема упрется в силу притяжения и все ресурсы будут тратиться на обеспечение этой массы. И выбор приблизительно такой, – жить человеком с компрессией или становиться слоном.
Механизм обработки звуковых волн схож, включая компрессию итд.
Если в звучании АС присутствует нетипичность или аномальность, мозг пересчитывает и приводит колебание звуковых волн в понятный и привычный ему образ.
И если записать трехполосную акустику на качественный рекордер, и после послушать результат на широкополосной акустике, становится очевидно, что на самом деле эта акустика играла. Абсолютно все многообразие звучания этого мира, будут в записи привычными и именно такими какими мы его привыкли слышать …. за исключением Hi-Fi акустики.
Бренд не имеет значения, это результат работы фильтров. И он будет всегда и у всех такой. Чем больше полос, чем ниже и жестче режутся эти полосы, тем результат будет более очевиден.
Продавцами культивируются мнение, что ютуб не позволят передать качество звучания Hi-Fi акустики. А мы изначально не собираемся это делать. Мы только сравним качество звучания оригинального трека. С тем, что будет, когда в этот трек добавляется Hi-Fi аудиосистема высокой верности. Возможно мы услышим разницу? Или искажения аудиосистем высокой верности настолько малы, что разницы не будет?
Вот так пишут рекордеры. Записи всех рекордеров уже от $100 звучат почти идентично. Тест общего звучания:
Все ровно так, как мы привыкли слышать. Можно взять другие примеры записанные рекордером, – результат всегда будет таким же.
А вот что получается если записать системы высокой верности:
Money For Nothin
А теперь сравните с оригинальным mp3 треком с усечением качества Яндексом.
Ярко выражено и очевидно, что “системы высокой верности” почти полностью уничтожают стереофоничность. Уровень фазовых искажений запределен.
Если бы мы находились в комнате в момент записи этого видео, мозг бы пересчитал эти фазовые искажения. И музыка бы воспринимать, гораздо лучше. Но когда мы имеем дело с записью, мозг уже не может пересчитать первичную информацию. Получается как на фото с черным потолком и желтой лампой, – мозг уже не может воспринять потолок и свет лампы белыми, как бы мы не напрягались. Пересчитывать уже нечего – мы слушаем аудио фиксацию действительности.
У всей трехполосной акустики стереофоничность весьма условна. До 500 Гц, стереофоничность воспринимает на трехполосных АС, не как стерео, а как мусор. Для этого на демонстрационных записях все что ниже 500 Гц сводят в моно. Подробнее об особенностях демофонограмм можно почитать здесь. А оставшийся диапазон, очень специфическим образом преображает стерео-картинку. Получается псевдо-стерео. Можно подобрать фонограммы, которые будут звучать на трехполосной акустике “красиво”. Для этого специально выпускают тестовые демофонограммы.
Но нормальную, внятную стерео картинку, которую дают почти любые широкополосные АС, получить от них нельзя. На заре возникновения трехполосной акустики, даже сам форм-фактор АС не предполагал нахождения слушателя в стерео зоне. Это были низенькие тумбочки “аля” Радиотехника-С90, которые ставились на пол. Их подъем на уровень ушей слушателя и расстановка АС по правилам равнобедренного треугольника не делал их звучание лучше. Скорее даже наоборот.
Если ты пребываешь вне стереозоны, ты частично теряешь ощущение стерео. Но для тех жанров музыки, для которых и покупались эти трехполосные АС, это было совершенно не критично. На дискотеку или рок-концерт ходят не для того что-бы получать эмоции от стереофоничности звучания.
А если ты начинаешь слушать трехполосную АС по всем правилам равнобедренного треугольника стереофоничность разумеется возрастет.
Правило равностороннего треугольника
Но это не совсем стерео, – это псевдо-стерео. И большой вопрос нужно ли оно вообще. Но теперь, вместе с ним, тебе придется “кушать полным половником” дикие искажения фазы. И практика показала, что подавляющее большинство экспериментов по подъему трехполосных АС на уровень ушей, заканчивается их установкой назад на пол. И обычно, совершенно не правилам равнобедренного треугольника.
Второй выраженной особенностью акустики с большими фазовыми искажениями, – “каша” всех инструментов. Инструменты в разных октавах звучат в разное время.
Сделать максимально незаметными эти особенности трехполосных АС позволяют фонограммы “аудиофильского джаза”. Если двигаться в сторону “аудиофильского джаза”, то проблема будет все менее и менее заметна.
Проблема никуда не девается, но на “аудиофильском джазе” она меньше всего заметна.
У людей, которые в первый раз проводят такой эксперимент, случается культурный шок, от того, как на самом деле звучат аудиосистемы. Самый “убийственный” эксперимент, – взять современную трехполосную акустику и записать как она воспроизводит фонограмму. А потом послушать эту же запись на этой же акустике…. вы услышите набор мусора.
Эксперт в категории аудиотехника Аленушка, высказала следующее мнение, – “Не слушай, братец Иванушка музыку на современных трехполосных системах, козлёночком станешь!”
Для сравнения, запись любительской самодельной широкополосной акустики, это именно запись микрофонами:
Появился пример с выставки High End Show 2021
На этой выставке играли живые музыканты. То что они играли, записывалось и воспроизводилось на системах “высокой верности”. Для начала слушаем запись с живыми музыкантами:
Ниже можно послушать запись воспроизведенную на АС “высокой верности”. Ситуацию на спасло то, что музыкантов было всего три. Ни то, что играли они аудиофильский джаз (инструменты ритмически не связаны)…. Автор записи утверждает, что у звукорежиссера было всего 10 минут, он не успел… и по этому все так сильно “переколбасило”. Особенно уровень и характер баса.
Но 10 минут времени более, чем достаточно для того что бы привести уровень баса в норму. На пульте есть ручка, называется – уровень громкости инструмента… За 10 минут можно было согласовать три инструмента по громкости… даже для самому тупому звукорежиссеру. Инструментов то всего три!!! Ручки громкости тоже три.
Разница в звучании, которую вы слышите – в основном и есть фазовые искажения. То, что звукорежиссер уровень баса задрал и АЧХ “переломана”… – это звукорежиссер пытался модулировать звучание не имеющих фазовый искажений (живое исполнение), на акустике с большими фазовыми искажениями.
И результат приблизительно всегда такой получается… переломанная АЧХ и “каша”…
И выпячивание уровня баса это очень типично. При фазовых искажениях кажется, что бас нужно делать большим по уровню. Отчетливо и очевидно это свойство проявляется при настройке сабвуфера. Для ощущения наличия НЧ, всегда хочется сделать низкие частоты громче.
Еще раз приводим первый пример, аналогичный “задер” НЧ в нем, так же не случаен. Это следствие.
Для рекламы и продвижения, продавцы пробовали в качестве эксперимента, записывать звучание акустики. Но после того как они услышали, как она звучит в реальности (запись это и есть фиксация реальности) сразу прекратили это делать.
Продавец в видеоролике рекламирует аудиосистемы, но не делает единственного логичного, – не дает послушать как они звучат. Получается запредельно глупо. Как если продавец будет много рассказывать, про замечательный телевизор или ноутбук, но так его и не включит. Будет долго говорить на фоне черного экрана.. рассказывая о том как он хорошо, ярко и натурально передает цвета. А потом попрощается.
Время от времени сетуя, что Ютуб не дает возможности передать качество экрана ноутбука. И по этой причине, мы не покажем вам ноутбук включенным.
Продавцы придумали выход, – они стали в наглую подкладывать под изображение оригинальную фонограмму. Такими роликами в большом количестве забит Ютуб. Но их на этом сразу ловят, настолько это очевидно.
От полной безысходности был придуман вариант, который сейчас у продавцов основной, – давать 2-3 сек звучания, на совершенно непонятной фонограмме. Что бы ни кто ничего не успел понять. В комментариях к таким видео хорошо видно, что общественность хорошо понимает, что ее так дурят.
Думаю многие уже поняли причину усталости от прослушивания современной Hi-Fi акустики. Еще бы не устать, если мозгу приходится непрерывно пересчитывать звучание этих аудиосистем “высокой реальности” в то, что хоть как-то соответствовало опыту предыдущего почти миллиарда лет.
Возникает естественный вопрос, а как этого в Hi-Fi индустрии умудряются не замечать? А как можно было 30 лет!!!.. не замечать, что характеристики, которые они бесконечно улучшали, не связаны с ощущением качества? И довести ситуацию до состояния абсурда, когда качественное аудио из массового народного увлечения, стало уделом отдельных маргинальных персонажей. И все это в самой массовой тематике музыка!!! Это надо уметь.
Не стоит думать, что существует какой то мировой заговор против слушателей музыки. Это всего лишь следствие системной модели в которой Hi-Fi и Hi-End индустрия зарабатывает деньги. Достаточно поверхностно ознакомиться с ней, что бы понять почему так получается.
Подписывайтесь на наши анонсы, и узнаете, кто и как именно “просрал все полимеры”.
Продолжение:
Живая и мертвая музыка. Как записывают инструменты и какие они бывают.
Начало цикла статей: Hi-Fi мёртв, а мы еще нет. Часть 1
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Причины функциональной дислалии
Соматические Физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания) Социальные
- Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).
- Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»).
- Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию).
Неправильная артикуляция Выбор неправильной артикуляции Недоразвитие фонематического слуха Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.
Отсутствие звуков
Дети часто пропускают сложные звуки, которые еще не научились произносить, например: рыба – ыба, колобок – кообок, малыш — малы и т.п) — это абсолютно нормальное явление, свойственное практически всем детям в процессе становления речи. Важно не пропустить время, когда отсутствие звука уже превращается в патологию. В онтогенезе детской речи до 3-х лет появляются [а], [о], [у], [и], [э], губно-губные [п], [п’], [б], [б’], [м], [м‘], к 3-4-м — [ы], губно-зубные [ф], [ф‘], [в], [в‘] и заднеязычные [к], [г], [х], [к’], [г‘], [х‘], к 4-м годам в норме в речи ребенка уже есть свистящие[с], [с’], [з], [з’], [л’], к 5-ти – 6-ти годам появляются шипящие [ш], [ж], [щ] и [л], [р], [р’]. В том случае, если ребенок в соответствующем возрасте не произносит те или иные звуки, необходимо обратиться к детскому логопеду за консультацией.
Недостатки произношения отдельных звуков
Дефектный звук | Фонетический дефект (искажение звука) | Фонематический дефект (смешения, замена звука) | ||
Название дефекта произношения | Виды дефектного произношения | Название дефекта произношения | Виды замен | |
Звук Р | Ротацизм | Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское» | Параротацизм | Р = Р’ Р = Л’ Р = J Р = Г Р =Д |
Звук Л Звук Л’ | Ламбдацизм | Двугубное, смягченное | Параламбдацизм | Л = Ы Л = Г Л = Л’ Л = Р |
Звуки С, С’ Звуки З, З’ Звук Ц | Сигматизм | Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее | Парасигматизм | С, З, Ц = Ш С, З, Ц = Ф С, З, Ц =Т С, З, Ц = Щ С — З; Ц = Ч |
Звук Ш Звук Ж Звук Щ Звук Ч | Сигматизм | Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное | Парасигматизм | Ш, Ж, Щ = Т Ш, Ж, Щ = Ф Ж = Ш Ж = З Щ = С’ Ш = Щ Ч = Т’; Ч = Ш’ |
Звук j | Йотацизм | Мягкое нижней и верхней артикуляции | Парайотацизм | J = Л’ |
Звуки К, К | Каппацизм | Голосовое, гортанное | Паракаппацизм | К = Т |
Звуки Г, Г | Гаммацизм | Фрикативное заднеязычное, фарингальное | Парагаммацизм | Г = Т |
Звуки Х, Х | Хитизм | Голосовое, гортанное | Парахитизм |
Постановка с «грибка»
Самый надежный — с «грибка». Язык присосать к небу и дуть на кончик языка, есть масса вариаций: дуть ТСС, ДЗЗ, ДЖЖ, ТШШ, просто Т или Д. Если язык падает придерживать его зондами или просто указательными пальцами в районе коренных зубов. Либо просто держать зонд между зубами, не давая сомкнуться челюстям. Способ очень простой и надежный. Хорош тем, что звук получится всегда идеальный и правильный.
Обычно в начале получается трещотка — ДРРР, которую легко обработать и превратить в Р. Но он и самый долгий по времени, потому что научиться делать грибок не всегда получается быстро, если у ребенка проблемы с тонусом или прикусом. Это единственный способ исправить неправильно артикулируемый звук: боковой, горловой, одноударный. Но нужно иметь в виду, если грибок выполняется неправильно, язык не присасывается к небу, а просто поднимается вверх или заворачивается назад, то звук не получится. Или малыш дует не на кончик языка, тоже не выходит.
Методика логопедического воздействия при дислалии
Этапы логопедического воздействия при дислалии
Подготовительный этап
- Доверительные отношения с ребенком.
- Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
- Формирование артикуляторной базы.
Этап формирования первичных произносительных навыков
- Постановка звука.
- Автоматизация звука (изолированно, в слогах, в словах, во фразах).
- Дифференциация звука.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков
- Употребление звука во всех ситуациях общения.
- Контроль за речью
Комплекс упражнений для органов речи
Артикуляционная гимнастика здесь нужна для подготовительного этапа
перед постановкой звука. Она проводится в
игровой форме
, чтобы как можно больше заинтересовать ребенка.
Не пропустите: Что такое дисграфия?
Задания для улучшения подвижности губ
- Улыбочка. Растянуть губы в улыбке, чтобы был виден верхний и нижний ряд зубов. Выдерживать положение 5 секунд.
- Труба. Вытянуть губы вперед, сделав их колечком.
- Двери. Широко открыть рот. При этом губы растянуть в улыбке.
Задания для подвижности языка
Чистим зубы. Имитируя зубную щетку очищать по очереди верхний и нижний ряд зубов.- Лошадка. Цокать кончиком языка по небу.
- Пулемет. Широко открыть рот. Кончиком языка постукивать за верхними зубами. При этом вслух произносить звук «Д» постепенно ускоряя темп.
Упражнения помогают при слабом языке
, делая его более подвижным.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Здесь представлен далеко не весь комплекс заданий на подвижность речевых органов. Лучшие способы
подбирают на
индивидуальных занятияхдля дошкольников
логопеды и выдают
домашние задания
для работы в непринужденной обстановке с близкими.