Практикум «Постановка звуков [Ш, Ж, Щ, Ч] у детей дошкольного возраста».консультация по логопедии

Если малыш уже научился правильно выговаривать звук Щ, то не следует заставлять его сразу произносить то, что он услышал в словах и предложениях. Такая работа должна происходить под руководством специалиста – логопеда и включает в себя несколько этапов.

В этом направлении предпринимаются следующие шаги:

  • отрабатывается автоматизация изолированного звука Щ путём многократного повторения;
  • малыш пробует произносить этот звук в слогах и словах;
  • звук Щ вводится педагогом в словосочетания и фразы;
  • маленький ученик произносит его в предложениях, учится различать слова с ним в речи других людей.

Постановка звука Щ у детей

Правильное произношение можно выработать несколькими способами. В первом случае педагог отталкивается от уже знакомого малышу звука Ш.

При этом логопед вместе с ребёнком совершает нижеследующие действия.

  1. Просит непоседу приподнять кончик язычка к верхним альвеолам и «пошипеть как большая змея».
  2. Специалист обращает внимание малыша на то, что его широкий язык в средней части сильно давит на нёбо, а его боковые края плотно прижаты к верхним зубкам.
  3. Уздечка в ротовой полости натянута, а губы округлены и немного выдвинуты вперёд. Зубы слегка сомкнуты. В этой позиции воздух при выдохе проходит в узкую щель посредине язычка. И звук Ш плавно переходит в Щ.

Второй способ постановки включает в себя работу, которая основывается на уже имеющихся в речи ребёнка звуке Ч и слогах Си — Ась.

В этом случае работа происходит в такой последовательности.

  1. Логопед просит непоседу очень долго произносить звук Ч и затем прервать выдох.
  2. При озвучивании ребёнком слогов Си — Ась специалист слегка приподнимает кончик маленького язычка с помощью шпателя к альвеолам верхних зубок и легонько отодвигает его назад. В результате образуется звук Щ.

Автоматизация звука щ в слогах не представляет особых трудностей у детей.

Предлагаю следующие упражнения.

Звук Щ в начале слова

Когда ребёнок научится изолированно произносить звук, он начинает повторять за взрослым слоги: Ща, Щу, Щё, Ще, Щи. Автоматическое повторение слогов постепенно складывается в слова: «Ща – Ща – Щавель», «Щу – Щу – Щупать» и тому подобное.

Игры и упражнения.

  1. Отсортируй правильно

В большой ёмкости перемешаны разноцветные пуговицы разного размера. Перед малышом – тарелки маленькие, средние и большие. В ходе игры ему предлагается мелкие пуговки положить в маленькие тарелки и произнести слоги Ще и Щё. Среднего размера пуговки поместить в средние тарелки (слог Щу), а крупные ёмкости заполнить большими пуговицами (слог Ща).

  1. Я ищу (используется звуковая таблица со звуком Щ).

Педагог предлагает ребёнку картинки с изображением предметов, животных, рыб. Он произносит слово и просит малыша поставить фишку на соответствующую картинку. При этом ему нужно внимательно повторять слова: «я иЩу» с выделением звука. («Я иЩу Щётку»).

Звук Щ в середине слова

Игры и упражнения.

  1. Будь внимательным

Ведущий называет слова, а маленький ученик хлопает только тогда, когда услышит слово, где есть звук Щ. В этой игре можно использовать следующие слова: чаща, лапоть, дом, мышь, чудовище.

  1. Где «ч», а где «щ»

Игра напоминает предыдущую. Только в этом случае, если ребёнок слышит звук Щ, он хлопает один раз. Когда педагог произносит звук Ч, дитя хлопает в ладоши два раза. Учитель называет следующие слова: починить, общий, банщик, очень, мечта, расчёт.

Звук Щ в конце слова

Игры и упражнения

  1. Строим дом для звука Щ

Для этой игры можно взять конструктор. Непоседе предлагается положить два кирпичика – это слог Ща. После этого к двум кирпичам добавить третий – слог Щи. Четвёртый кирпич будет обозначать Щу. А когда дом из пяти кирпичей будет готов, получится слово «плющ». Также можно попутно предложить непоседе нарисовать этот домик на бумаге.

  1. Весёлые кнопочки

Малыш должен проговорить слово с автоматизируемым звуком и при этом нажать пальчиком на «кнопочку» (нарисованный цветной кружок, цветок, рыбка). Сколько таких «кнопок», столько будет и повторов.

Слова, которые используются: помощь, вещь, хрящ, прыщ и другие.

Постановка звуков [Ш, Ж, Щ, Ч].

Постановка звуков [Ш, Ж, Щ, Ч].

Постановка звука [Ш].

СПОСОБ 1. Постановка звука [ш] от звука [т].

  • Ребёнок должен длительно произнести звук [т]

    , приставив широкий кончик языка к верхним резцам, вторым звуком будет слышаться свистящий звук.

  • Затем, широко улыбнувшись, ребёнок должен длительно произнести звук [т]

    , прикасаясь широким языком к внешней поверхности альвеол. Следите, чтобы ребёнок не отрывал языка от альвеол. Вторым звуком будет слышаться шипящий звук, этим звуком также нужно «целиться» в ладонь.

  • При длительном произнесении звука [т]

    рот ребёнка окажется немного приоткрытым (особенно если он смотрит в зеркало). В то время пока ребёнок будет тянуть шипящий звук, скажите ему, чтобы он приоткрыл рот (расположил верхние резцы над нижними). Послышится почти полноценный звук
    [ш]
    . «Змеиное шипение» должно «ложится» на ладонь горячей широкой струёй.

  • Затем ребёнок сразу должен «шипеть» как змея. Во время длительного произнесения звука [ш]

    большим и средним пальцами руки нажмите на щёки ребёнка около углов рта так, чтобы губы выступали вперёд (рупором). От этого звука
    [ш]
    станет совсем точным.

  • В дальнейшем ребёнок должен сам округлить губы (можно перед зеркалом).

СПОСОБ 2. Постановка звука [ш] от правильного звука [с].

Постановка звука [с] при верхнем положении языка.

  • Ребёнок должен прислонить кончик языка к верхним резцам (показать ему, как это сделать) и вслед за вами произнести звук [с]

    .

  • Если звук [с]

    не получается, нужно начать длительно произносить звук
    [с]
    при нижнем положении языка и в это время вести языком вверх по передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы звучание звука не изменялось.

Окончательная постановка звука [ш]

.

  • Ребёнок должен тянуть звук [с]

    (язык на верхних зубах). В это время нужно вести языком по нёбу (не отрывая языка) в направлении к альвеолам, пока язык не окажется с внешней стороны альвеол. Сначала будет слышаться нечёткий шипящий звук, когда язык достигнет альвеол, послышится полноценный звук
    [ш]
    .

  • Во время длительного произнесения звука [ш]

    нажмите большим и средним пальцами руки на углы рта ребёнка и выдвиньте вперёд его губы.

  • В дальнейшем ребёнок должен округлить губы самостоятельно (глядя в зеркало).

СПОСОБ 3. Постановка звука [ш] от правильного звука [р].

  • Пусть ребёнок длительно произносит звук [р]

    (губы в открывающей верхние и нижние резцы улыбке).

  • Затем нужно произнести этот звук шёпотом, совсем тихо, так чтобы язык во рту прекратил вибрировать. При этом послышится звук [ш]

    .

  • Скажите ребёнку, что так «шипит» змея.
  • Округлите ребёнку губы, нажав большим и указательным пальцами на углы его губ.
  • В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало).

СПОСОБ 4. Постановка звука [ш] с механической помощью.

  • Пусть ребёнок длительно произносит звук [с]

    при верхнем положении языка (см. 2 способ). Губы должны быть в открывающей верхние и нижние резцы улыбке, между зубами должна виднеться небольшая щель.

  • Во время такого произнесения вы вводите в рот ребёнка шпатель и, надавливая им на кончик его языка, медленно продвигаете язык вглубь до тех пор, пока не послышится звук [ш]

    .

  • В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало).

СПОСОБ 5. Постановка звука [ш] по показу артикуляции.

  • Отработать артикуляционное упражнение «Чашечка». В результате он научится придавать ту форму, которая нужна для произнесения звука [ш]

    .

  • Ребёнок должен открыть рот, сделать «чашечку» языком и прислонить «её край» (широкий кончик языка) к верхним резцам (к самой их вершине или немного спереди – с наружной стороны).
  • В этом положении ребёнок должен «дуть на край чашечки» («чтобы остудить налитый в неё чай»). Выдох нужно ощущать на приставленный ко рту ладони. Будет слышаться неясный свистящий звук.
  • Потом «чашечку» нужно будет «занести» в рот («так чтобы не расплескать содержимое») и прислонить широкий кончик языка («край чашечки») спереди к альвеолам. «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по нёбу до альвеол.
  • Всё это время ребёнок должен продолжать «дуть на край чашечки». Нечёткий свистящий звук сначала заменится на звук [с]

    , затем послышится звук
    [ш]
    .

  • Когда научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук [ш]

    , так шипит змея.

  • В дальнейшем нужно сразу ставить «край чашечки» к альвеолам и «шипеть».
  • Во время длительного «шипения» округлите губы ребёнка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш]

    .

  • В дальнейшем ребёнок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало).

СПОСОБ 5. Постановка звука [ш] на вдохе.

  • Ребёнок длительно произносит звук [т]

    , прикасаясь кончиком языка к верхним резцам и ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемый воздух. Верхние резцы находятся над нижними, между ними небольшой просвет.

  • Затем пусть выдохнет воздух и произнесёт этот же звук на коротком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. Важно, чтобы ребёнок не «хватал» воздух «горлом» (тогда никакого звука не получится), а втягивал его «как через соломинку), в щёлку между верхними резцами и кончиком языка.
  • После этого, произнося на вдохе звук [т]

    , нужно «всасывать» в глубь рта вместе с воздухом и язык, пока он не окажется прислонённым к передней поверхности альвеол. Предварительно можно ощупать это место пальцем.

  • Укажите ребёнку на то, что, когда его язык попадает на альвеолы, слышится как бы «шорох», от того что воздух в этом месте трётся об альвеолы, чувствуется холодок.
  • Пусть ребёнок сразу ставит язык на альвеолы и на вдохе воспроизводит этот звук «шороха».
  • Затем ребёнок должен «всосать» немного воздуха, так чтобы послышался «шорох» и на альвеолах почувствовалось движение воздуха, а потом этот же воздух с тем же «шорохом» «выдуть» обратно (так чтобы воздух при этом «просочился» между языком и альвеолами).
  • Укажите ребёнку на то, что на выдохе «шорох» получается более звучным.
  • После этого нужно произносить звук «шороха» попеременно на коротком вдохе и выдохе, между альвеолами и языком должно ощущаться движение воздушной струи (как она «ходит» туда-сюда).
  • Во время произнесения на выдохе звука [ш]

    выдвиньте вперёд губы ребёнка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук
    [ш]
    .

Постановка звука [ш] при аномалиях строения речевых органов.

  • Если у ребёнка есть признаки дизартрии

    , выполняйте с ним упражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки этого звука до тех пор, пока у него не сформируются необходимые двигательные навыки.

  • ставить звук [ш]

    лучше всего пятым способом. Если ребёнок уже выговаривает звук
    [с]
    , можно воспользоваться четвёртым способом.

  • При нижнем выдвинутом прикусе

    звук
    [ш]
    лучше ставить первым, вторым, третьим и шестым способом. Для улучшения произношения звука кончик языка нужно прислонять ближе к верхним резцам (у их основания), чем обычно.

  • Таким же образом нужно работать при высоком нёбе

    .

  • Если у ребёнка нет верхних коренных зубов

    и они долго не вырастают, можно поставить временное произношение звука
    [ш]
    . При этом кончик языка будет прикасаться к задней поверхности альвеол (иногда звук может получиться и тогда, когда кончик языка прислоняется к верхушке альвеол). Звук
    [ш]
    будет излишне жёстким.

Звук можно ставить первым способом. Тогда звук [т]

нужно произносить, прижимая кончик языка к внутренней поверхности альвеол. Можно воспользоваться также вторым, четвёртым и пятым способами. Во всех случаях язык ребёнку придётся продвигать в рот глубже, чем обычно. Вам придётся полагаться на собственный слух: как только в произношении ребёнка послышится звук
[ш]
– нужная точка артикуляции найдена.

Когда у ребёнка появятся коренные зубы, нужно будет уточнить у него произношение звука [ш]

.

После автоматизации звука [ш]

в словах можно ставить звук
[ж]
. Вначале ребёнку дают возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука
[ж]
. Взрослый прикладывает тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее взрослый вместе с ребёнком произносит звук
[ш]
и добавляет голос. Одной ребёнок ощущает вибрацию голосовых связок у взрослого, другой – у себя. Изолированный звук
[ж]
закрепляют в слогах.

Постановка звука [Ч].

Прежде всего, попытайтесь поставить звук [ч]

первым способом.

СПОСОБ 1. Постановка звука [ч] от правильного звука [т`].

  • Ребёнок должен раскрыть губы «рупором» (как при произнесении звука [ш]

    ), сомкнуть зубы в форме правильного прикуса и быстро произносить слоги
    [ти-ти-ти]
    . Кончик языка должен прикасаться к нёбу примерно посередине между основаниями верхних резцов и альвеолами. На подставленной ко рту ладони должна ощущаться выдыхаемая воздушная струя.

  • Предварительно такое произношение можно потренировать с открытым ртом (перед зеркалом).
  • В то время как ребёнок произносит слоги, вы большим и средним пальцами руки надавливаете на его щёки, прижимая их к коренным зубам, и этим движением несколько выдвигаете вперёд его губы. В этом положении вместо [ти-ти-ти]

    будет слышаться
    [чи-чи-чи]
    . Предупредите ребёнка, что звучание звука
    [т`]
    изменится, и предложите вместе посмотреть, какой звук в итоге выйдет.

  • Обратите внимание ребёнка на этот звук «кипящего чайника».
  • Пока ребёнок произносит слоги [чи-чи-чи]

    , отпускайте на время его щёки, чтобы он продолжал произносить их самостоятельно, если же звук
    [ч]
    утрачивает точность, снова прижимайте щёки ребёнка к коренным зубам.

  • После этого пусть ребёнок произносит слоги [чи-чи-чи]

    самостоятельно.

  • Затем он должен произнести отдельно звук [ч]

    (показать, как «стрекочет кузнечик»).

  • Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребёнку, какой звук он на самом деле выговаривает.
  • В дальнейшем тренируйте его произношение в слогах [че]

    ,
    [ча]
    ,
    [чу]
    ,слоги можно произносить по подражанию.

  • СПОСОБ 2. Постановка звука [ч] от правильно произносимых звуков [т`] и [щ].
  • Пусть ребёнок выдвинет губы «рупором» и очень быстро произнесёт звукосочетания[т`щ-т`щ-т`щ]

    (воздушная струя должна ощущаться на ладони). В результате будет слышаться звук
    [ч]
    .

  • Для уточнения произношения нажмите пальцами на щёки ребёнка, прижав их к коренным зубам.
  • когда звук будет произноситься свободно, сообщите ребёнку, какой звук он произносит.
  • В дальнейшем тренируйте его в слогах.

Постановка звука [Щ].

Прежде всего попытайтесь поставить звук [щ]

третьим способом.

СПОСОБ 1. Постановка звука [щ] от правильного звука [ш].

  • Ребёнок вслед за вами должен произносить пары переднеязычных звуков, отличающихся между собой по признаку твёрдости-мягкости: [т-т`]

    ,
    [д-д`]
    ,
    [с-с`]
    ,
    [з-з`]
    . Объясните ему, что первый звук пары твёрдый, а второй – мягкий.

  • Затем называйте твёрдый парный согласный, ребёнок должен называть его парный мягкий.
  • После этого произнесите звук [ж]

    и сразу вслед за этим произнесите его мягко –
    [ж`]
    (как будто это парные по признаку твёрдости-мягкости согласные). Пусть ребёнок повторит за вами.

  • Предложите ребёнку угадать, какой мягкий парный звук у звука [ш]

    . Если ребёнок сообразит по аналогии с предыдущими случаями произнести звук
    [щ]
    – звук поставлен.

  • Если же нет, предложите ему, длительно произнеся звук [ж`]

    , перейти на тихое, шёпотное его произнесение
    [ж`-щ]
    .

  • В дальнейшем ребёнок должен сразу произнести звук [ж`]

    «шёпотом».

  • Когда звук будет выходить у ребёнка безошибочно, сообщите ему, какой звук он произносит.
  • Закрепляйте произношение звука в слогах [ще]

    ,
    [ща]
    ,
    [щу]
    ,
    [щё]
    , слоги можно произносить по подражанию.

СПОСОБ 2. Постановка звука [щ] от правильного звука [с`].

  • Ребёнок должен тянуть звук [с`]

    при верхнем положении языка (см. второй способ постановки звука
    [ш]
    ).

  • В это время, не прекращая тянуть звук [с`]

    , пусть продвинет кончик языка в глубь рта, так чтобы он оказался прислонённым и внешней стороне альвеол. В результате получится следующее произношение
    [с`-щ]
    .

  • Если звук [щ]

    не получается, можно прибегнуть к механической помощи. Во время длительного произнесения звука
    [с`]
    нажимайте шпателем на кончик языка ребёнка, продвигая его в глубь рта до тех пор, пока не услышите звук
    [щ]
    .

  • Предупредите ребёнка, что звук должен измениться, придумайте ему название (например, можно сказать, что с таким шумом «волна набегает на берег»).
  • В дальнейшем ребёнок должен самостоятельно ставить язык к альвеолам и изображать «шум морского прибоя».
  • Когда это будет получаться у него без затруднений, сообщите ему, какой звук он выговаривает.
  • После этого закрепляйте его в слогах (по подражанию).

СПОСОБ 3. Постановка звука [щ] от правильного звука [ч].

  • Пусть ребёнок тянет звук [ч]

    . При таком произнесении вторым звуком после него будет слышаться
    [щ]
    .

  • Обратите внимание ребёнка на то, что после звука [ч]

    слышится другой звук («похожий на шум морского прибоя»).

  • Пусть ребёнок как можно дольше тянет этот второй звук.
  • В дальнейшем произношение идущего после [ч]

    звука
    [щ]
    должно прерываться короткими паузами («как будто одна волна, шурша, набегает на берег за другой»).

  • Паузы следует удлинять так, чтобы после сочетания [чщ]

    звучали следующие друг за другом фактически изолированные звуки
    [щ]
    («как будто волны набегают на берег всё реже и реже»).

  • В заключение пусть ребёнок сразу (без предшествующего [ч]

    ) произнесёт звук, похожий на «шум прибоя».

  • Тренируйте его произношение в слогах («обучайте море говорить»).
  • После того как звук произносится ребёнком свободно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка звука [ч] при аномалиях строения речевых органов.

  • Если у ребёнка есть признаки дизартрии

    , звук
    [ч]
    можно ставить любым способом, звук же
    [щ]
    лучше всего ставить, используя второй или третий способы.

  • Если у ребёнка долго не вырастают зубы

    , можно воспользоваться любым способом. Все они опираются на использование правильного произношения базовых звуков. При постановке звуков
    [ч]
    и
    [щ]
    эти базовые звуки ребёнок должен произносить так, как это для вашего случая описано в главах, посвящённых формированию этих звуков.

  • При высоком нёбе

    звуки
    [ч]
    и
    [щ]
    будут звучать более полноценно, если кончик будет прикасаться к нёбу ближе к верхним резцам, почти у самых оснований.

Литература

1. Полякова М. А. «Самоучитель по логопедии». – М.: Айрис-пресс,2006.-208с.

2. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. «Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. «Педагогика и психология».- М.: Просвещение, 1989.-223с.

3. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии».-М.: Просвещение,1989.-239с.

Словосочетания и фразы на звук Щ

  1. Научи Петрушку говорить правильно (пальчиковый театр)

В гости к ребёнку приходит кукла Петрушка, которая рассказывает свою историю и изображает повествование соответствующими действиями. При этом рассказчик намеренно искажает звук Щ в словосочетаниях и просит маленького зрителя исправить его.

Истории могут быть на темы: «ГоряЩие Щепки». «ПомоЩь товариЩам».

  1. Лови – бросай

Взрослый бросает крохе мяч и произносит словосочетания с заданным звуком, а ребёнок правильно заканчивает фразу. В игре желательно использовать такую фразу, как: «в реке живут Щупленькие Щучки».

Презентация «Постановка звуков [Ч], [Щ]»

Анна Корень

Презентация «Постановка звуков [Ч], [Щ]»

Артикуляция звука ч

• Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

• Зубы не смыкаются;

• Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

• Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

• Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

• Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Упражнение.

Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.

Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу)

. Чтобы язык присасывался к небу, полезно упражнение
«цоканье»
.

Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх)

на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая
«уздечка»
. Глубоко вдохнув, сильным выдыхательным толчком произносить
звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться
Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательными пальцами.

Артикуляция звука [Щ]:

• губы в легкой улыбке, зубы видны;

• зубы сближены;

• широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель;

• посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

• мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

• голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Упражнение.

Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка»

. Кончик языка поднят к передней части нёба
(у альвеол)
. Это упражнение ребенок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части. Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный
звук Ш. Будет слышаться звук Щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются логопедом за счет давления пальцем. Необходимо добиться долгого звучания. Для большей убедительности при произнесении звука логопед произносит звук Щ вместе с ребенком.
Примечание. Какие могут быть ошибки при постановке звука щ?

1. При выдыхании (когда произносится звук Ш)

кончик языка отходит от альвеол. Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо
звука Щ слышится звук Ш или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитком, не пропускающим частично воздух. Воздух прорывается через более узкую щель, чем при произнесении звука Ш.
2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Кончик языка лежит у альвеол. Если же кончик языка ускользает из-под пальца и продвигается в глубь рта (за альвеолы, то звук Щ не слышен, либо слышен неясно.

Упражнение без помощи логопеда. Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребенок

Упражнение в произнесении звука без помощи пальца. Если это упражнение не получается, допускается произнесение слогов и слов с подкладыванием пальца.

Для постановки звука щ можно воспользоваться звуком с.Ребенок несколько раз произносит слог си или са с протяженным свистящим элементом: си, си. Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая язык, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением шпателя.

Если правильно произносится звук Ч то от него легко получить звук щ, протянув завершающий звук ч фрикативный элемент. Слышится долгий звук щ, который в дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем в слова

Автоматизация звука Щ в предложениях

Ниже приведены примеры предложений, которые ребёнок повторяет за взрослым.

ОвоЩи хранят в яЩике. ХиЩная Щука поймала леЩа.

Пример стихотворения, которое можно выучить и рассказывать наизусть.

КотиЩе построил огромный домиЩе

И Щедро отдал он его комариЩу.

ЗлюЩий комар поселился в домиЩе.

И укусил он беднягу котиЩе.

Также процесс автоматизации звука пойдёт значительно быстрее, если родители дома вместе с ребёнком будут закреплять его произношение каждый день.

Заключение. Ежедневные упражнения и постепенное введение звука в устную беседу приведут к чистой и правильной речи. Наверняка исчезнет некрасивая шепелявость, которая так огорчала и малыша, и его родителей. Устойчивого произношения для ребёнка 4 – 7 лет можно добиться лишь в том случае, если кроха по – настоящему увлечётся процессом и заметит долгожданный результат.

Другие статьи на сайте, на которые стоит обратить внимание:

«4-й лишний» – логопедическая игра. Автоматизация звука Р

«Жадина» – логопедическая игра на автоматизацию звука «Р»

Тип речи – повествование

Методы диагностики алалии

Какие упражнения полезны ринолаликам?

Похожие записи:

  1. Звук «Ж» — от постановки до автоматизации Автоматизация звука «Ж» начинается с определения причин, мешающих правильному звукопроизношению….
  2. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  3. Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
  4. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…

Постановка звуков ш, ж, ч, щ несколькими способами

Приёмы постановки звуков [ш], [ж], [щ], [ч]

Подготовительный этап. При отсутствии звука [ш] работа начинается с формирования правильной артикуляции звука: вырабатывается умение слегка выдвигать вперед округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними зубами; умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам; длительная воздушная струя, идущая посередине языка.

Постановка. Используется прием подражания и обращается внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата (просят несколько раз произнести СА и во время произнесения постепенно (плавно) поднять язык вверх, губы несколько выдвинуты трубочкой). При механическом способе используется зонд №5 от слога СА, язык вверх.

Межзубный сигматизм

Подготовительный этап: проводятся упражнения для подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы; выработка направленной воздушной струи; отрабатывается звук [т], требующий подъема кончика языка за верхние зубы.

Постановка. Ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произнести с придыханием [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

Боковой сигматизм

Подготовительный этап: проводятся упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются [т] и [с].

Постановка. Используется механическая помощь (зонд №5, плоская, узкая, слегка выгнутая ручка от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад — к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить [с] (передние зубы все время видны).

Носовой сигматизм

Подготовительный этап: вырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание [ш] при носовом и ротовом произношении, отрабатываются [т] и [с].

Постановка [ш] от [с] с механической помощью

Если есть [р], то произнося РА, шпателем или зондом №5 останавливаем вибрацию языка — слышно шипение. При шепотном произнесении РА слышится ША, при громком — ЖА.

Губно-зубной сигматизм

Подготовительный этап: ребенка учат сопоставлять и различать на слух [ш] — [ф], используя картинки-символы; проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вверх — вниз; подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка. Ставят [ш] по подражанию, используя зрительный контроль. Следят, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (губы можно придерживать пальцем). Возможен механический прием от [с].

Призубный сигматизм

Подготовительный этап: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух [ш] — [т], используя картинки-символы; различать звуки [ш] — [т] на основе тактильных ощущений по воздушной струе ([ш] — длительная, [т] — толчкообразная); упражнения для длительной направленной воздушной струи; положение широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается [с].

Постановка: по подражанию (зрительный контроль и тактильные ощущения).

Шипящий сигматизм

Подготовительный этап: сопоставлять и различать [ш] — [щ], используя картинки-символы; умения поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед — назад).

Постановка. От [с] механическим приемом (отодвигают язык назад).

Свистящий сигматизм

Подготовительный этап: сопоставлять и различать [с] — [ш], используя картинки-символы; разницу струи воздуха ([с] — холодная, [ш] — теплая); движения широкого языка вверх; чередование движений широкою языка за нижние — верхние зубы; чередование движений губ: растягивание в улыбку — сомкнуты вперед (трубочка).

Постановка. Прием подражания.

Звук [ж] ставится от [ш] путем подключения вибрации голосовых складок.

Среди недостатков произношения [ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой свистящей аффрикатой [ц’], а также звуками [т’] или [ш’].

Звук [ч] ставят от [т]: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Ребенка просят произносить ТЪ-ТЬ или Т’И (AT’) при поднятом вверх кончике языка, выдвигая при этом губы вперед. Можно применять зонд № 5 для отведения кончика языка назад.

Правильного произношения [ч] можно добиться и путем слитного произнесения звукосочетания ТШ сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Среди недостатков произношения [щ] имеется укороченное произношение (как при [ш]), замена звука [щ] на [с’], произношение [щ] с аффрикативным элементом (как сочетание Ш’Ч). Звук [щ] часто появляется автоматически после того, как будут поставлены [ш, ж, ч].

Для вызывания [щ] ребенка просят длительно произнести [ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед => [щ]. Также можно попросить ребенка длительно сказать [ч].

Возможен механический способ: ребенок несколько раз произносит С’И или С’А, логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).

Автоматизация шипящих звуков

Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением), слова и фразовую речь. При сигматизмах заканчивают этапом автоматизации, при парасигматизмах – дифференциацией [ш] со звуками-заменителями: с [ф] при губно-зубном, с [т] при призубном, с [щ] при шипящем, с [с] при свистящем парасигматизмах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]