Программа индивидуальных логопедических занятий «Буду говорить правильно»

Родителям важно помнить, что своевременное обращение к логопеду позволит:

  • предотвратить трудности в овладении письмом и чтением;
  • избежать затруднений в освоении русского языка;
  • скорректировать отклонения в развитии некоторых психических функций (внимания, восприятия, памяти);
  • избежать психологических трудностей при общении ребенка в коллективе сверстников;
  • снизить риск возникновения заикания.

Преодоление недостатков звукопроизношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы.
В Центре развития речи «Говорить легко» нарушение звукопроизношения рассматривается с точки зрения комплексного подхода, поэтому на занятиях в увлекательной и доступной форме решаются следующие задачи:

  • нормализация мышечного тонуса (при необходимости);
  • выработка правильных артикуляционных укладов;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • развитие слухового и слухоречевого внимания;
  • развитие фонематического восприятия;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза;
  • расширение и активизация словарного запаса;
  • активизация речевого общения и коммуникации;
  • развитие памяти, внимания, мышления.


Наиболее эффективным является формат индивидуального логопедического занятия, но не исключается вариант группового логопедического занятия, когда проводится работа по тренировке правильных речевых укладов, развитию дыхания, связной речи.

Занятия логопеда в детском саду чаще всего бывают как индивидуальные, так и групповые, подгрупповые и фронтальные, что связано с постоянным количеством детей в группе, и распределением их по степени нарушения звукопроизношения. В частном логопедическом центре, например, в Центре развития речи «Говорить легко» предусматривается вариант индивидуальных занятий.

Видео фрагмент занятия с логопедом

Структура индивидуального занятия логопеда с детьми при нарушении звукопроизношения в Центре развития речи «Говорить легко» выглядит следующим образом:

  • организационный момент;
  • самомассаж и комплекс мимических упражнений;
  • артикуляционная гимнастика;
  • комплекс упражнений на развитие речевого дыхания;
  • постановка звука/автоматизация звука (в зависимости от периода обучения)
  • развитие мелкой моторики;
  • упражнения на активизацию фонематического слуха/развитие звукового анализа и синтеза (в зависимости от периода обучения);
  • развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление).

Видео фрагмент занятия с логопедом

Занятие у логопеда продолжается 30 или 45 минут.

Логопед проводит занятия несколько раз в неделю в зависимости от тяжести речевого нарушения.

Занятие логопеда по постановке звука [Р]

Занятие логопеда по постановке звука [Р]

Некоторые родители, обращаясь к нам за помощью, ошибочно полагают, что ребенку необходимо исправить букву «р». На самом деле, речь идет о неправильном произношении звука [Р]. Многих родителей больше всего тревожит именно неправильное или искаженное произношение этого сонорного звука.

Недостатки звукопроизношения делятся на несколько групп. Нарушенное произношение звуков [Р],[Р‘] принято обозначать термином «ротацизм».

Виды нарушенного звукопроизношения:

  • искажения – это ненормированное, не встречающееся в речи произнесение звуков (например, горловое произнесение звука [Р]);
  • замены – использование вместо звука, отсутствующего в речи, другого звука того же языка – его заменителя (например, «лыба» вместо «рыба», «вакета» вметсто «ракета»);
  • пропуск – отсутствие звука вследствие несформированности артикуляционной позы или вследствие нарушений фонематического слуха (например, «каова» вместо «корова»)
  • смешение – недостаточная дифференциация двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при их произношении («лакета» вместо «ракета»)

Виды искаженного произношения звуков [Р], [Р‘]:

  • межзубное – язык выбрасывается изо рта, слышен один удар;
  • одноударное – при правильной артикуляции звука производится один удар об альвеолы кончиком языка;
  • проторный – правильная артикуляция звука без вибрации, слышится щелевой (фрикативный звук);
  • горловой – кончик и передняя часть спинки языка опущены вниз и оттянуты назад, задняя часть спинки круто выгнута. Сильная струя воздуха заставляет вибрировать либо мягкое нёбо (велярный ротацизм), либо увулю (увулярный ротацизм);
  • боковой – при правильной артикуляции звуков один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок. Она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук. Слышны 1 – 2 удара;
  • кучерской – губы выдвинуты вперед. Сильная струя воздуха заставляет губы вибрировать;
  • носовой – кончик и передняя часть спинки языка опущены и оттянуты назад, задняя часть спинки языка напряжена и поднята к мягкому нёбу, образуя щель или смычку. При смычке звучание приобретает носовой оттенок.

Виды замен звуков [Р], [Р‘]:

  • замены на любые гласные звуки: «ыак» вместо «рак», «иепа» вместо «репа»;
  • замены на сонорные звуки: «лак» вместо «рак», «нама» вместо «рама» «jука» вместо «рука», «Льома» — вместо «Рома»;
  • замена на губно-зубные: «кавова» вместо «корова»;
  • замена на переднеязычные: «дак» вместо «рак», «депа» вместо «репа»;
  • замена на заднеязычные: «гак» вместо «рак», «гепа» вместо «репа».

Работа по коррекции нарушений звукопроизношения начинается с развития подвижности органов артикуляционного аппарата. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

  • подбираются целенаправленно;
  • проводятся в начале занятия;
  • закрепляются в домашних условиях;
  • требуют 5-7 минут для выполнения.

Для постановки звуков [Р], [Р‘] необходимо выполнять следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

Базовый комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата:

  • «Окно» — рот широко открыт, язык спокойно лежит за на дне ротовой полости;
  • «Забор» — губы в улыбке, передние верхние и нижние резцы обнажены, стоят друг на друге;
  • «Трубочка» — вытягивание губ вперед трубочкой;
  • «Лопата» — рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии;
  • «Иголка» — рот открыт, удерживать узкий язык между резцами;
  • «Наказываем язычок» — разминать язык верхней губой, произнося при этом «пя-пя-пя»;
  • «Качели» — рот широко открыт, чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции;
  • «Часики» — рот приоткрыт, чередование движений языка вправо и влево с фиксацией в течение секунды в каждой позиции;

Комплекс упражнений для выработки движений и положений органов артикуляционного аппарата при произношении звуков [Р], [Р‘]:

  • «Грибок» — выработка подъема всей спинки языка вверх, присасывание всего языка к верхнему нёбу;
  • «Вкусное варенье» — выработка движения широкой передней части языка (широким передним краем языка облизать верхнюю губу);
  • «Почистим верхние зубы» — выработка подъема и движения языка влево-вправо по внутренней стороне зубов;
  • «Маляр» — отрабатывание движения языка вверх по твердому нёбу вперед-назад;
  • «Барабанщик» — укрепление мышц языка, отрабатывая подъем языка вверх, и умение делать кончик языка напряженным;
  • «Лошадка» — укрепление мышцы языка и выработка подъема языка вверх, производя цокание языком.

Существует несколько способов постановки звука [Р]. Приведем один из наиболее распространенных:

Постановка звука [Р] от звука [Д].

  • Ребенок звонко произносит звук [Д] прижимая кончик языка к бугоркам за верхними зубами (альвеолам); Звук нужно произносить максимально длительно, т.е. язык как можно дольше не должен отрываться от альвеол.
  • При произнесении звука [Д] язык должен как бы раздуваться от воздуха, выдыхаемого на него.
  • Далее необходимо тренировать ребенка таким образом, чтобы он как можно сильнее выдохнул на язык, а язык в этот момент оторвался от альвеол и затрепетал и завибрировал от «порыва ветра»;
  • В результате тренировки пунктов 1-3 должно получиться сочетание звуков д-р-р-р;
  • В дальнейшем необходимо тренировать звук [Р] в таких слогах как дра, дро, дру, дры, а позже в словах;
  • Чтобы отделить звук [Р] от звука [Д] предлагайте ребенку произносить звук [Д] про себя, а звук [Р] в полную силу;
  • Закрепите звук [Р] в слогах ра, ро, ру, ры.
  • Отработайте правильное произношение звука [Р] в различных словах, предложениях и текстах.

Если, проделав всю описанную выше работу, вам не удалось исправить у своего ребенка звук [Р], то это может явиться поводом обратиться за консультацией к логопедам Центра развития речи «Говорить легко».

Когда нужна помощь

Реакция улыбкой на слова

Специалисты уверяют, что понять, какие проблемы могут возникнуть в речи, можно чуть ли не с рождения:

  • если малыш к концу 1 месяца с помощью крика не пытается дать знать, что ему пора бы покушать, или когда испытывает дискомфорт;
  • если в конце 4 месяца не реагирует улыбкой;
  • если к концу пятого месяца не произносит отдельных звуков, показывая взглядом на тот предмет, который имеет ввиду. Например, мама спрашивает: «Где погремушка?»;
  • к концу 7 месяца не пытается обратить на себя внимание с помощью произносимых звуков;
  • в конце 9 месяца в лексиконе малыша не появились слова, состоящие из повторяющихся слогов, таких как «ма-ма», «па-па»;
  • в 12 месяцев не откликается на простые просьбы: «Дай игрушку».

Виды дефектов речи

Перед тем как начать занятия, нужно знать виды нарушений речи:

  • заикания;
  • дислалия;
  • гнусавость;
  • неврологические заболевания.

К сведению! Чтобы выявить их, нужно лишь регулярно общаться с чадом.

Упражнения дыхательной гимнастики для 1 и 2 младших групп ДОУ

Основные характеристики речи в 5-6 лет

К этому времени речь развивается и усложняется. Малыш уже способен произносить шипящие и свистящие звуки. Увеличивается выразительность речи, заметить это можно при чтении стихов и в ролевых играх. Она становится связной, а предложения более распространенными. Дети уже способны пересказать сказку или описать картину.

Занятия с логопедом при различных заболеваниях

Занятия логопеда с ребенком с общим недоразвитием речи (ОНР)

Организация коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в рамках Центра развития речи «Говорить легко» строится на результатах диагностического обследования речевых и неречевых функций.

Логопедическое обследование ребенка с ОНР включает в себя:

  • сбор анамнестических данных: особенности протекания беременности и родов, характер раннего развития ребенка, заключения таких специалистов как невролог, психоневролог, ЛОР. Дополнительно уточняется психологический и социальный статус среды, в которой пребывал ребенок в раннем возрасте;
  • диагностику развития словарного запаса: проверяется пассивный и активный словарь ребенка;
  • обследование грамматического строя речи;
  • выявление особенностей развития связной речи;
  • изучение звукопроизношения и фонематического слуха;
  • выяснение степени овладения слоговой структуры.

Коррекционное воздействие при ОНР носит длительный характер, направлено на формирование речевых средств, и, учитывая проявления и структуру дефекта, строится на традиционных, авторских, специальных и вариативных методиках.

Логопедическая работа с ребенком с ОНР строится с учетом:

  • онтогенеза речевого развития в норме;
  • анализа различных условий формирования речевой функции;
  • возможности раннего вмешательства;
  • взаимосвязанного формирования лексико-грамматической и фонетико-фонематической систем языка;
  • индивидуального и дифференцированного подхода к содержанию, приемам и методике логопедической работы с дошкольниками, имеющими различную структуру нарушения речи;
  • взаимосвязи речи с другими психическими функциями.

Важно помнить! Для достижения наилучшего результата занятия с логопедом должны носить систематический характер, быть интересными, разнообразными, учитывающими уровень развития ребенка.

Основные направления логопедической работы с дошкольниками с ОНР (I-III уровня речевого развития).

Логопедическая работа с ребенком с ОНР I уровня речевого развития включает в себя:

  • развитие понимания обращенной речи;
  • развитие моторной подражательной деятельности;
  • формирование звукоподражетельной деятельности;
  • формирование первых форм фраз;
  • развитие высших психических функций (память, внимание, мышление).


Логопедическая работа с ребенком с ОНР II уровня речевого развития включает в себя:

  • развитие понимания речи: формирование понимания обобщающего значения слов;
  • активизация речевой деятельности;
  • формирование лексико-грамматических средств языка;
  • развитие фразовой речи в коммуникативных ситуациях;
  • развитие произносительной стороны речи.

Логопедическая работа с ребенком с ОНР III уровня речевого развития включает в себя:

  • развитие понимания речи: понимание более тонких значений обобщающих слов;
  • развитие лексико-грамматического строя языка;
  • развитие связной речи;
  • формирование и закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
  • обучение элементам грамоты.

Важно помнить! В результате логопедического воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам.

Занятия логопеда с ребенок с задержкой психического развития (ЗПР):

Программа коррекционно-логопедического воздействия ребенка с ЗПР строится на основании психолого-педагогической диагностики с учетом традиционных общедидактических принципов и принципов специальной педагогики. Перечислим наиболее важные принципы при построении программы коррекционного воздействия для ребенка с ЗПР:

  • принцип системного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР;
  • принцип опережающего развития семантики по отношению к развитию формально-языковых средств;
  • принцип коммуникативной направленности.

Важно помнить! Логопедические занятия с детьми с ЗПР в игровой форме значительно повышают мотивацию дошкольников, снижают уровень стресса и способствуют развитию речевой и познавательной активности.

Основные направления логопедической работы с ребенком с ЗПР:

  • активизация коммуникативной и речевой деятельности детей;
  • развитие понимания обращенной речи с опорой на различные виды совместной с педагогом деятельности, расширение пассивного словаря;
  • коррекция нарушений звукопроизношения;
  • коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;
  • развитие просодических компонентов речи;
  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • формирование лексического строя речи;
  • формирование словообразования и словоизменения;
  • развитие связной речи
  • подготовка к обучению грамоте.

Важно помнить! Нарушения речи у детей с ЗПР вариативны по своим проявлениям, механизмам, степени выраженности и требуют дифференцированного подхода к их коррекции.


Занятия логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)

При организации логопедической работы с аутичными детьми важной задачей является формирование у них коммуникативных навыков.

Для развития коммуникации у неговорящих (мутичных) детей с РАС используются альтернативные системы коммуникации:

  • пиктографическая – с использованием картинок, пиктограмм;
  • жестовая – с использованием жестов;
  • письменная – с использованием письменной речи (карточки со словами, печать на компьютере, планшете, составление слов на кубиках, магнитной азбуке).


Для развития коммуникации у говорящих детей с РАС используется устная речь.

Коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом затрагивает следующие направления:

  • умение выразить просьбу;
  • социальная ответная реакция;
  • умение привлекать внимание и задавать вопросы;
  • навыки комментирования и сообщения информации;
  • умения выражать чувства и эмоции, сообщать о них;
  • формирование диалоговых навыков;
  • социальное поведение.

В ходе обучения детей с РАС ставится ряд неспецифических задач по формированию:

  • коммуникативной мотивации;
  • вербальных средств коммуникации;
  • невербальных средств коммуникации;
  • коммуникативных навыков в повседневных ситуациях;
  • интенциональной направленности речи.

Помимо развития коммуникативных навыков, педагоги Центра развития речи «Говорить легко» занимаются также:

  • формированием и развитием социальных навыков у детей с РАС;
  • развитием различных видов деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной);
  • развитием других высших психических функций.

Советы родителям детей в возрасте 5–-6 лет

Чтобы ребенку логопедические упражнения давались легко, а положительный результат появился как можно раньше, следуйте этим простым рекомендациям:

  • Даже не будучи логопедом по профессии, объясните ребенку смысл занятий. Расскажите, что все игры направлены на развитие его речи, а умение красиво и четко говорить – атрибут каждого взрослого человека.
  • Логопед игры с детьми должны проходить в легкой форме. Если ребенок увлечется происходящим, то направит все свои силы в нужное русло.
  • Ограничивайте время, которое уходит у ребенка на занятия по развитию речи и другие уроки по подготовке к школе. Желательно, чтобы упражнения были ежедневными, но не более 15 минут каждое, поскольку ребенку 5 лет еще сложно концентрировать внимание.
  • Хвалите малышей за успехи. К играм для развития речи привить интерес ребенка будет гораздо проще, если он будет уверен, что его не накажут, а поддержат.
  • Станьте объектом для подражания. У ребенка формируется речь из наблюдений за вашим поведением. Поэтому всегда говорите правильно, четко и с выражением.

Сколько бы не было лет ребенку, улучшать его речь и помогать со всесторонним развитием – одна из важнейших обязанностей родителей. Дополнительным помощником в этом нелегком деле может стать сервис BrainApps. На портале собраны сотни высокоэффективных тренажеров, занятия на которых улучшат память, внимание, мышление и концентрацию и взрослого, и ребенка. Если вы устали от обычных игр на развитие правильного звукопроизношения, попробуйте с малышом позаниматься на тренажерах BrainApps. Результат сможет вас приятно удивить и, вероятно, логопед ребенку не потребуется.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]