«КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ БРАДИЛАЛИИ»презентация по коррекционной педагогике на тему


Брадилалия проявляется как замедление темпа речи. Обратный диагноз (слишком быстрый темп речи) — тахилалия . При сохранной артикуляции и грамматическом построении фраз слова произносятся медленнее, чем в среднестатистическом случае, между ними появляются длительные паузы.
Проявляется брадилалия в любом возрасте, встречаясь как в детском, так и во взрослом возрасте. В легкой степени этот синдром не заметен говорящему, однако может мешать коммуникации. Собеседникам же не всегда комфортно общаться с тем, у кого брадилалия может проявляться даже в незначительной степени.

Почему возникает брадилалия?

Проявления замедленного темпа речи объясняются превалированием процессов торможения в работе высшей нервной системы и мозга над процессами возбуждения. При обследовании выявляется поражения мозжечка и участков головного мозга. Среди факторов, вызывающих формирование брадилалии, выделяют:

  • генетические (склонность к замедлению речи передается наследственным путем);
  • экзогенные (интоксикация, гипоксия у детей в период гестации и младенчестве);
  • педагогические (неправильное воспитание, склонность ребенка подражать кому-то с такой речевой особенностью).

Брадилалия может встречаться как самостоятельный синдром либо как сопутствующее проявление, характерное для какого-либо заболевания. Именно поэтому важно провести тщательное обследование ребенка, чтобы правильно установить причины таких проявлений и принять необходимые меры.

Почему брадилалия нуждается в коррекции

Без коррекции брадифразия может перерасти в заикание. А это уже проблема, имеющая судорожный характер. Хотя изначально при брадилалии речь идет о темпо-ритмической патологии несудорожной природы.

Медлительная речь в детском возрасте может спровоцировать серьезные психологические проблемы. Ребенку сложно общаться со сверстниками, заводить знакомства. Со временем велика вероятность того, что малыш станет стеснительным, замкнутым и еще менее разговорчивым.

Недоразвитость коммуникативных навыков сказывается на интеллектуальных способностях. Соответственно, страдают внимание, память, мышление, что плохо для образовательного процесса. Ребенку будет сложно учиться.

Чтобы предупредить указанные проблемы, следует своевременно обратиться за помощью в наш Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр». Обратиться к специалистам необходимо, если у ребенка задержка речевого развития (ЗРР) или общее недоразвитие речи (ОНР). Специалисты нашего Центра много лет помогают с коррекцией брадилалии и других нарушений устной и письменной речи.

Как проявляется брадилалия? Симптомы

Данный синдром может выражаться не исключительно в речевых проявлениях, но и моторных.

Речевые проявления:

  • Замедление общего темпа речи, при этом имеется поражение не только внешней речи, но и внутренней.
  • Существенное снижение скорости чтения и письма.
  • Характерное растянутое произношение отдельных звуков.
  • Наличие длинных пауз между словами в предложениях и фразами.
  • Речи присуща монотонность, малая эмоциональность.

Двигательные проявления:

  • Движения также замедленные и вялые.
  • Мимические проявления снижены.
  • Слабо развита общая моторика, координация.
  • Мелкая моторика также отличается невысоким уровнем.

Что касается детей, то родителям заметна низкая активность ребенка. Он больше предпочитает сидеть, а не бегать и прыгать. Такие дети не очень похожи на «активных исследователей», что как раз характерно для раннего возраста. Не стоит списывать все на врожденный темперамент и особенности характера. Вполне возможно, что ребенок относится к типу «созерцателей», однако если помимо флегматичного характера и сниженного темперамента родители замечают другие проявления, описанные выше, следует обратиться к специалисту.

У взрослых иногда брадилалия проявляется после перенесенного инсульта.

Разновидности брадилалии

При брадилалии речь замедленная, но связанная – пациент разговаривает с трудом, может выражать свои мысли. Часто люди с этой болезнью испытывают сильный психологический дискомфорт, поскольку многие избегают общения с ними. Из-за этого развивается монотонность голоса, присутствует эмоциональная лабильность, в разговоре практически отсутствует интонация.

Условно брадилалию разделяют на два вида:

  1. Речевая форма – в данном случае присутствуют все симптомы расстройства речи, нарушения со стороны нервной системы отсутствуют или выражены слабо. Человек испытывает затруднения в разговоре: при произношении отдельных звуков или слов. В разговоре на определенных словах речь замедляется, появляются паузы.
  2. Неречевая форма – характеризуется расстройствами со стороны нервной системы: могут быть подергивания мышц, расстраивается мелкая моторика. Отмечается склонность к застыванию, пациент часто повторяет некоторые слова (персервация).

Если поражен мозжечок, что бывает при родовых травмах, говорят о мозжечковой форме заболевания. В данном случае у пациента будут нарушения координации движений, слабые рефлексы, немодулированная речь, характеризующаяся отсутствием интонации и обертонов. Такой диагноз ставит невролог при обследовании больного.

Обычно логопеду бывает сложно разделить конкретный вид заболевания, нередко у пациента наблюдаются симптомы классической и неречевой брадилалии. Поскольку механизм патологии имеет общую природу, приступают к незамедлительной коррекции речи.

Почему нужно корректировать, лечить брадилалию?

Проблемы с коммуникацией могут привести к психологической травме у ребенка. Низкая активность, замедленная речь могут мешать ему налаживать общение. В результате ребенок может начать стесняться, становится замкнутым и в итоге говорит все меньше.

Однако в данном случае дело заключается не только в коммуникациях, но и развитии. Низкая речевая активность снижает и формирование интеллекта. А значит страдает и рост психологических функций — внимания, памяти, мышления.

Развитая речь соответственно возрасту необходима для умственного развития. Именно по этой причине важно по возможности раньше начать работу с логопедом, чтобы ребенок мог развиваться и учиться.

Причины возникновения заболевания

Тахилалия и брадилалия диагностируется как у детей и у взрослых и часто сопровождается психическими нарушениями. Причины возникновения имеют как психологический, так и биологический характер. Главное — не оставлять болезнь без внимания, так как она со временем прогрессирует, мешает общению в социуме и учебе.

Главное — не оставлять болезнь без внимания, так как она со временем прогрессирует, мешает общению в социуме и учебе

Тахилалия и брадилалия могут быть вызваны:

  • передачей дефекта по наследственной линии;
  • предрасположенностью к заболеванию;
  • экзогенными факторами, которые могут способствовать развитию заболеваний;
  • интоксикацией плода (алкогольное или пищевое отравление беременной);
  • резус-конфликтом, травмой головы, менингитом, энцефалитом и т. д.;
  • психологическими травмами и расстройствами (ошибки в воспитании ребенка, недостаток внимания и общения);
  • подражанием другим, кто также страдает от нарушения темпа речи.

Диагностика брадилалии

Для того, чтобы определить наличие проблемы, специальных исследований не требуется. Картина, как говорится, на лицо. Замедленная речь заметна сразу. Но в связи с тем, что брадилалия может являться следствием каких-либо внутренних нарушений, рекомендуется все же обследовать ребенка у невролога, логопеда и психолога. Иногда, при подозрениях на органическую причину нарушения, может потребоваться сделать МРТ, ЭЭГ или РЭГ головного мозга.

Диагностику внешней речи проводит логопед. Он анализирует состояние артикуляционного аппарата, отмечает правильность звукопроизношения, ритмическую сторону речи, интонационную составляющую.

Кроме того, у ребенка проверяют также уровень развития мелкой моторики, мимики, интеллектуального развития.

Методы диагностики

Помимо внешних проявлений заболевания, существуют и внутренние нарушения, определить которые помогут дополнительные обследования. Исследования (МРТ, ЭЭГ, РЭГ) головного мозга помогут определить органическую причину заболевания. Если симптомы брадилалии наблюдаются у ребёнка, необходима консультация таких специалистов, как невролог, логопед, психолог и психиатр.

Сбор подробного анамнеза поможет изучить перенесённые заболевания и травмы, а также определить наличие брадилалии у родственников пациента. Логопед проведёт диагностику речи ребёнка, работу артикуляционного аппарата, интонации, ритма, правильности произношения. Врач оценит эмоциональную окраску и индивидуальные особенности речи. Невролог определит неврологический статус, уровень мелкой моторики и мимики, проанализирует сенсорные функции. Психолог поможет проверить уровень интеллектуального развития. Пациенту предлагаются письменные задания и чтение отдельных слов, фраз и текстов. На основании комплексного обследования составляется карта.

Симптомы, сопровождающие брадилалию, снижают коммуникативную способность человека. Низкая активность и заторможенная речь могут привести ребёнка к психологической травме. Общение со сверстниками или взрослыми у таких детей сводится к нулю. Они становятся замкнутыми, стеснительными, их словарный запас истощается. Все это негативно отражается на формировании интеллекта малыша и умственных способностях.

Как исправить брадилалию?

Коррекция брадилалии, как и многих других речевых расстройств, должна проводится комплексно.

  • К медицинским методам относится применение лекарственных средств, призванных стимулировать работу нервной системы. К ним относятся укрепляющие и тонизирующие средства, которые назначит врач.
  • Большую пользу окажут также физические упражнения, направленные на улучшение координации движений, занятия творчеством, стимулирующим мелкую моторику, танцы, пение.
  • Назначаются также физиотерапевтическое лечение, при необходимости курсы массажа.
  • Проводится работа с психологом.

Брадилалия. Замедленная речь.

При лечении брадилалии с логопедом, занятия направлены на следующие моменты:

— развитие у пациента быстрой и четкой речи

— ускорение темпа речи, письма и чтения

— обучение правильной расстановки пауз и ударений

При выраженной брадикинезии важно сразу нормализовать общую моторику: координацию, ритм общих движений в ускоренном темпе. Дополнительно стоит проработать и развить слуховое, зрительное внимание, воспроизведение ритмов и т. д. Постепенно подключая речевой материал к занятиям.

Коррекция речи основывается на речевых упражнениях. Основными являются:

— Проработка произношения слов, слогов, фраз, скороговорок и т.д.

— Чтение

— Чтение под отбиваемый такт

— Слушание и повторение услышанного

— Заучивание диалогов и их проговаривание

— Сценические выступления

Улучшению речи при брадилалии способствуют занятия по логопедической ритмике: дети двигаются под заданный им ускоренный ритм, быстро маршируют, бегают, выполняют упражнения под ритмичную музыку, играют в подвижные игры с речевым сопровождением.

Такие занятия выполняются под счет, для контроля над темпом выполняемых упражнений.

Ритмические задания для рук, ног и туловища. Выполнять их нужно быстро и четко. Например, хлопки ладонями, взмахи флажками, топтание на месте и т.д.

Пение мелодий с разными тональностями

Активные игры как без сюжета (ловушки, эстафеты и подобны), так и сюжетные (по мотивам сказок или других жизненных ситуаций).

Для ускорения речи у детей проходит постепенно в несколько этапов:

На первом этапе логопед произносит простую фразу (например, «котёнок пил тёплое молоко»), задавая темп речи (дирижированием, хлопками в ладоши или простукиванием ритма по столу).

Дети повторяют фразу несколько раз, следуя за ускоряющимся темпом, задаваемым логопедом.

На втором этапе дети быстро произносят строчки из знакомого стихотворения.

Третий этап коррекционной работы заключается не только в стимуляции скорости речи, но и работа над ее выразительностью. С детьми ставят сценки, где они разучивают инсценировки по ролям, закрепляя требуемый темп и ритм речи.

На четвертом (заключительном) этапе дети работают со скороговорками, которые способствуют закреплению полученных навыков и развитию речевой моторики.

Своевременное выявление наличия речевой патологии, а также вовремя проведенная коррекционная работа дают положительный прогноз развития речевых навыков ребенка. Лечение проходит успешно при регулярных занятиях и комплексной поддержке медицинских специалистов. Однако, обращаем Ваше внимание, что даже после положительной коррекции брадилалии, малышу нужен контроль и поддержка родителей, так как самому ему первое время будет трудно следить за состоянием своей речи

В результате за год работы речь становится намного лучше. Однако и после коррекционной работы необходимо продолжительное наблюдение над детьми, потому что ребёнку нужен контроль и поддержка родителей, так как сам он первое время будет с трудом следить за состоянием своей речи. Рекомендуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за темпом речи и консультации у логопеда.

Логопедическая коррекция брадилалии

В комплексном подходе к коррекции данного нарушения речи «главную скрипку» играет логопед. Работа по коррекции брадилалии должна стимулировать скорость внутренней и внешней речи ребенка при помощи специальных упражнений:

  • Для ускорения и повышения четкости произносимых фраз (используются скороговорки и чистоговорки с постепенным повышением темпа).
  • Для улучшения и убыстрения работы внутренней речи (задания на воображение, память, сообразительность).
  • Для увеличения темпа чтения и письма у школьников.
  • Для формирования выразительности и эмоциональности речи (ораторское искусство и сценическая речь).

В своей работе логопед предлагает ребенку говорить с определенной скоростью — под метроном или просто поддерживая темп хлопками в ладоши. Тем самым постепенно вырабатывается способность говорить быстрее, контролировать себя.

Дидактические и логопедические игры и упражнения стимулируют скорость внутренней работы мысли, помогают ребенку научиться действовать быстрее и активнее. Для коррекции требуются регулярные занятия, однако если не игнорировать проблему, с ней вполне можно справиться, обеспечив ребенку возможность успешной учебы и общения с друзьями.

Дата публикации: 07.07.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Симптоматика и особенности проявления болезни

Для типичной клинической картины брадилалии характерны следующие симптомы:

  • медленный темп речи;
  • растянутое произношение гласных;
  • длинные паузы между словами;
  • продолжительные интервалы между однородными слогами;
  • замедление чтения и письма;
  • дополнительные симптомы: подергивания мимических мышц, вялость, апатия и общая заторможенность.

У пациентов с брадилалией наблюдаются сложности с мышлением – им сразу трудно сориентироваться в происходящем, они долго вникают в некоторые детали. Такие трудности возникают при тяжелой форме болезни, легкая степень патологии затрагивает только речь и незначительно ухудшает качество жизни человека.

Любую форму брадилалии нужно лечить, все пациенты с данным расстройством должны проходить восстановление под контролем специалистов. Чем раньше будет начато лечение, тем благоприятнее прогноз. В нашем речевом центре всегда готовы помочь людям с данной проблемой, мы предлагаем реабилитацию по современным безопасным тренингам без лекарств и гипноза.

В нашем центре можно пройти лечение детского заикания в Москве. У нас проводятся тренинги с ведущими специалистами, которые подтвердили свое мастерство в ходе практики!

Коррекционная работа при брадилалии.

При коррекции брадилалии необходима комплексная работа.

Медицинская коррекция этого нарушения направлена на повышение активности нервной деятельности и нормализацию скорости протекания психических процессов, она носит тонизирующий характер. Так же используется психотерапевтическое воздействие для изменения установки на собственную речь.

В работе со взрослыми используется аутотренинг. Так же очень полезны занятия физкультурой, которые содержат тонизирующие упражнения для различных частей тела и могут сочетаться с упражнениями для голоса и дыхания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]