Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ
Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ.
Аннотация: Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при наличии единства требований, предъявляемых воспитателем и учителем-логопедом. С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ.
Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и воспитании.
Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать.
С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ. Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского отношения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).
При разработке содержания деятельности в данном направлении учитывалось, что процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому в течении учебного года проводились встречи, в ходе которых воспитатели и учитель-логопед обменивались мнениями о формах и содержании совместной работы, процессе подготовки детей к школе.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, а так — же программой коррекционной работы на учебный год, разъясняет цели, задачи и методы реализации программы, определяет сроки и продолжительность ее осуществления, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
Цель:
- выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ
Задачи:
- Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
- Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированного ДОУ.
- Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
- Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.
План работы:
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.
Функционал учителя-логопеда и воспитателей.
Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.
Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:
- Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
- Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
- Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
- Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
- Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.
Для удобства работы нами были разработаны:
- Перспективный план взаимодействия со специалистами.
- Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.
- Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
- логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки
Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя
1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.
2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.
4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).
5. Разработка общих рекомендаций для родителей.
Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю.
Содержание работы раскрывается по трем разделам:
1. Логопедические пятиминутки.
2. Игры и упражнения.
3. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.
Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.
Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.
Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей.
Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.
Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ
- проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
- использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
- использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.
Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:
- использование новых моделей компьютера
- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
- проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 — 2 минуты на несколько секунд
- включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений
В конце учебного года проводятся заключительные встречи воспитателей и учителя –логопеда, в оде которых обсуждается трудности в организации совместной коррекционно-воспитательной работы, определяются результативность и перспективы деятельности, оценивается динамика развития детей.
Следует отметить, что организованное таким образом взаимодействие воспитателей учителя-логопеда позволило обеспечить положительную динамику речевого развития детей, что является одним из ключевых показателей готовности детей к обучению в школе.
Ярошенко Л.Ю., учитель-логопед
- Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя
- План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса
- Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР (из опыта работы)
- Самоанализ работы учителя-логопеда по методической теме: «Современные формы взаимодействия учитель-логопед — семья»
- Использование в практической деятельности учителя-логопеда ДОУ современных образовательных технологий
(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Именно в дошкольном возрасте формируется физическое и психическое здоровье детей, происходит интенсивное развитие и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
Опираясь на практический опыт, можно с уверенностью сказать, что число детей имеющих речевые нарушения не уменьшается, а увеличивается. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Зачастую здоровье у них ослабленное, нервная система нестабильна, проявляется либо эмоциональная возбудимость, либо заторможенность, артикуляционный аппарат развит слабо, нарушена общая и мелкая моторика, внимание неустойчиво, работоспособность снижена, повышена истощаемость нервных процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Одной из важных задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является обеспечение равных возможностей и доступности образования для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, имеющие недостатки в речевом развитии (ТНР), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией нуждаются в создании специальных условий для получения образования, своевременной и коррекционно-логопедической помощи. Обучение данной категории детей проводится по адаптированной образовательной программе с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей для коррекции нарушений речи и социальной адаптации. Реализация образовательных областей в адаптированной программе осуществляется с использованием коррекционной программы. Для освоения программы детям с ТНР необходима квалифицированная помощь всех участников образовательного процесса, основанная на тесной взаимосвязи, единстве требований и преемственности в работе.
Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе по преодолению у детей нарушений в речевом развитии продуманна и строго систематизирована, логопедия интегрирована в весь воспитательно- образовательный процесс (рис. 1). Поэтому особую роль в логопедической работе приобретает тесное сотрудничество логопеда и воспитателя.
Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя основано на следующих таких принципах как комплексность, системность и последовательность, индии6видуальность подхода, сотрудничество, единство и своевременность диагностики.
Коррекционно-воспитательная работа в логопедической группе должна быть продуманной и системной, в которой будет соблюдаться единый речевой режим, логопедизация во всех видах деятельности детей начиная от их прихода в детский сад и заканчивая уходом.). Благодаря такой организации коррекционно-образовательного пространства дети имеют возможность, дети закрепляют полученные речевые навыки и получают большую практику свободного речевого общения. Режим в речевой группе значительно отличается от общепринятого (нормы), нагрузка на протяжении всего дня распределена равномерно и реализация поставленных целей решается без лишнего напряжения и переутомления.
Взаимодействие в работе воспитателей и логопедов осуществляется в следующих формах:
— совместное обсуждение результатов обследования детей речевой группы;
— воспитатель предварительно проводит подготовку детей к восприятию программного материала на логопедических занятиях, тем самым обеспечивая познавательную и мотивационную базу используя необходимый словарный минимум намеченный логопедом;
— в вечернее время воспитатель проводит работу по закреплению результатов у детей по заданию логопеда (тетрадь взаимосвязи);
— воспитатель применяет различные комплексы самомассажа и гимнастик (дыхательной, артикуляционной, пальчиковой);
— воспитатель совместно с логопедом планирует и проводит итоговые мероприятия после прохождения лексических тем;
— посещение воспитателем логопедических занятий, логопед контролирует занятия проводимые воспитателем;
— создание и пополнение логопедического уголка в группе;
— совместная подготовка детей к праздникам и развлечениям;
— совместная подготовка и проведение родительских собраний, консультаций, занятий.
Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя является распределение задач. Важно, чтобы каждый участник образовательного процесса решал как коррекционные, так и образовательные задачи. Поэтому, развитие речи детей в логопедической группе осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы.
Таблица – Задачи, стоящие перед участниками образовательного процесса
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом | Задачи, стоящие перед воспитателем |
1. Создать необходимые условия для преодоления речевого негативизма и проявления речевой активности | 1. Создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, сгладить переживания, связанные с неправильной речью |
2. Обследование речевых навыков детей, интеллекта, слуха, внимания и памяти, общей и мелкой моторики | 2. Обследование детей для выявления знаний, умений и навыков по всем видам учебной деятельности на начало учебного года |
3. Внесение данных диагностического обследования в речевую карту, определение уровня речевого развития ребенка | 3. Заполнение специальной схемы обследования, анализ результатов мониторинга, составление индивидуальных карт развития детей |
4. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха | 4. Проведение упражнений на закрепление фонематических процессов |
5. Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой), внимания, словесно-логического мышления | 5. Развитие познавательных интересов и памяти |
6. Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционных укладов для дальнейшей постановки звуков | 6.Совершенствование общей и тонкой артикуляционной моторики |
7. Коррекция звуковой стороны речи, постановка дефектных звуков, автоматизация и дифференциация исправленных звуков | 7. Закрепление поставленных логопедом звуков, контроль за речью детей в течение дня |
8. Актуализация словаря, накопление, расширение и уточнение словарного запаса | 8. Создание ситуаций для осмысленного употребления и закрепления словаря детей |
9. Формирование грамматической стороны речи | 9. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий |
10. Развитие связной речи (диалогической, монологической) | 10. Упражнение детей в связном высказывании, полных ответах, закрепление навыков пересказов, составление коротких рассказов |
Многие из коррекционных задач решаются совместно логопедом и воспитателем. Примером этому служат этапы работы по лексической теме (рис. 2).
Диагностическое обследование в речевых группах проводится не менее двух раз в год. Данные итоговой диагностики сравниваются с данными первичного обследования. На основе полученных результатов логопед и воспитатель определяют дальнейший индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, намечают пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы.
Благодаря тесной взаимосвязи, сотрудничеству логопеда и воспитателя достигается конечная цель всей коррекционной работы – достижение положительной динамики речевого развития детей и их готовности к обучению в школе.
Список литературы
1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / И.Ю. Кондратенко [и др.]. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 219 с.
2. Лизунова, Л.Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: программно-методическое пособие / Л.Р. Лизунова. – Пермь: От и до, 2010. – 114 с.
3. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: книга для логопеда / С.А. Миронова. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.
4. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – 8-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007.– 445 с.
5. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова [и др.]. – М. Просвещение, 2008.
6. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду: уч. пособие / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 1987. – 142 с.
7. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно — воспитательный процесс жизнедеятельности детей.
Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателя.
Основная задача коррекционной работы педагогов – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях группы для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.
Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.
Конечная цель коррекционной группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.
Строится работа с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта.
Задачи взаимодействия логопеда и воспитателя
Задачи логопеда:
- Обследование, выявление детей с нарушениями речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей.
- Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.
- Систематическое проведение коррекционной работы с детьми, согласно с их индивидуальными и подгрупповыми программами.
- Оценка результативности и помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе. Помощь в организации полноценной речевой среды.
- Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.
Задачи воспитателей:
- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
- Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда (коррекционный час).
- проведение групповых занятий по развитию речи. Эти занятия проводятся воспитателем по схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых группах.
- систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью.
- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.
- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи. Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.
- Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.
Основные направления в работе логопеда и воспитателя
В работе воспитателя и логопеда можно выделить два основных направления:
- коррекционно-воспитательное
- общеобразовательное
Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др.) Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.
Коррекционная работа осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические особенности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей группы лежат следующие принципы:
- принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
- принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
- принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
- принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
- принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи
Формы совместной работы
- совместное комплексно-тематическое планирование
- обмен информацией, обсуждение достижений детей
- личные контакты, беседы
- консультирование педагогов по результатам диагностических исследований, консультирование по личностным затруднениям (чаще всего это вопросы, связанные с методами коррекции)
- практические семинары, медико – педагогические советы, открытые просмотры занятий (взаимные посещения логопед-воспитатель)
- совместная подготовка ко всем детским праздникам, ведение совместной документации (тетради взаимодействия)
- оформление методических копилок, памяток, родительского уголка
Воспитатель должен следить за речью ребенка и исправлять не только на своих занятиях, но и на протяжении всего рабочего дня. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя передразнивать, высмеивать, так как это может привести к снижению речевой активности, сформировать у ребенка отрицательное отношение к воспитателю и обучению в данной группе.
Во время занятий ошибки фиксируются воспитателем сразу. Моментально и незамедлительно. Уместно использовать такие слова как «неверно», «неправильно», «не так сказал». Во время НОД лучше привлекать к исправлению ошибок всех детей группы, для формирования слежения за речью других. В том случае, если ошибка не может быть исправлена самим ребенком или товарищем, тогда воспитатель должен сам исправить ребенка.
Рыжкова Екатерина Евгеньевна учитель-логопед МОАУ «СОШ № 24 г. Орска» г. Орск, Оренбургская обл.