Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ


Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ.

Аннотация: Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при наличии единства требований, предъявляемых воспитателем и учителем-логопедом. С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ.

Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и воспитании.

Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать.

С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ. Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского отношения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).

При разработке содержания деятельности в данном направлении учитывалось, что процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому в течении учебного года проводились встречи, в ходе которых воспитатели и учитель-логопед обменивались мнениями о формах и содержании совместной работы, процессе подготовки детей к школе.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, а так — же программой коррекционной работы на учебный год, разъясняет цели, задачи и методы реализации программы, определяет сроки и продолжительность ее осуществления, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Цель:

  • выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Задачи:

  • Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
  • Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированного ДОУ.
  • Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
  • Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

План работы:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.

Функционал учителя-логопеда и воспитателей.

Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.

Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

  1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  2. Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  3. Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
  4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  5. Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Для удобства работы нами были разработаны:

  1. Перспективный план взаимодействия со специалистами.
  2. Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.
  3. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю.

Содержание работы раскрывается по трем разделам:

1. Логопедические пятиминутки.

2. Игры и упражнения.

3. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.

Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.

Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.

Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей.

Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.

Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

  • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
  • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
  • использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
  • проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 — 2 минуты на несколько секунд
  • включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

В конце учебного года проводятся заключительные встречи воспитателей и учителя –логопеда, в оде которых обсуждается трудности в организации совместной коррекционно-воспитательной работы, определяются результативность и перспективы деятельности, оценивается динамика развития детей.

Следует отметить, что организованное таким образом взаимодействие воспитателей учителя-логопеда позволило обеспечить положительную динамику речевого развития детей, что является одним из ключевых показателей готовности детей к обучению в школе.

Ярошенко Л.Ю., учитель-логопед

  1. Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя
  2. План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса
  3. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР (из опыта работы)
  4. Самоанализ работы учителя-логопеда по методической теме: «Современные формы взаимодействия учитель-логопед — семья»
  5. Использование в практической деятельности учителя-логопеда ДОУ современных образовательных технологий

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Именно в дошкольном возрасте формируется физическое и психическое здоровье детей, происходит интенсивное развитие и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.

Опираясь на практический опыт, можно с уверенностью сказать, что число детей имеющих речевые нарушения не уменьшается, а увеличивается. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Зачастую здоровье у них ослабленное, нервная система нестабильна, проявляется либо эмоциональная возбудимость, либо заторможенность, артикуляционный аппарат развит слабо, нарушена общая и мелкая моторика, внимание неустойчиво, работоспособность снижена, повышена истощаемость нервных процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Одной из важных задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является обеспечение равных возможностей и доступности образования для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, имеющие недостатки в речевом развитии (ТНР), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией нуждаются в создании специальных условий для получения образования, своевременной и коррекционно-логопедической помощи. Обучение данной категории детей проводится по адаптированной образовательной программе с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей для коррекции нарушений речи и социальной адаптации. Реализация образовательных областей в адаптированной программе осуществляется с использованием коррекционной программы. Для освоения программы детям с ТНР необходима квалифицированная помощь всех участников образовательного процесса, основанная на тесной взаимосвязи, единстве требований и преемственности в работе.

Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе по преодолению у детей нарушений в речевом развитии продуманна и строго систематизирована, логопедия интегрирована в весь воспитательно- образовательный процесс (рис. 1). Поэтому особую роль в логопедической работе приобретает тесное сотрудничество логопеда и воспитателя.

Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя основано на следующих таких принципах как комплексность, системность и последовательность, индии6видуальность подхода, сотрудничество, единство и своевременность диагностики.

Коррекционно-воспитательная работа в логопедической группе должна быть продуманной и системной, в которой будет соблюдаться единый речевой режим, логопедизация во всех видах деятельности детей начиная от их прихода в детский сад и заканчивая уходом.). Благодаря такой организации коррекционно-образовательного пространства дети имеют возможность, дети закрепляют полученные речевые навыки и получают большую практику свободного речевого общения. Режим в речевой группе значительно отличается от общепринятого (нормы), нагрузка на протяжении всего дня распределена равномерно и реализация поставленных целей решается без лишнего напряжения и переутомления.

Взаимодействие в работе воспитателей и логопедов осуществляется в следующих формах:

— совместное обсуждение результатов обследования детей речевой группы;

— воспитатель предварительно проводит подготовку детей к восприятию программного материала на логопедических занятиях, тем самым обеспечивая познавательную и мотивационную базу используя необходимый словарный минимум намеченный логопедом;

— в вечернее время воспитатель проводит работу по закреплению результатов у детей по заданию логопеда (тетрадь взаимосвязи);

— воспитатель применяет различные комплексы самомассажа и гимнастик (дыхательной, артикуляционной, пальчиковой);

— воспитатель совместно с логопедом планирует и проводит итоговые мероприятия после прохождения лексических тем;

— посещение воспитателем логопедических занятий, логопед контролирует занятия проводимые воспитателем;

— создание и пополнение логопедического уголка в группе;

— совместная подготовка детей к праздникам и развлечениям;

— совместная подготовка и проведение родительских собраний, консультаций, занятий.

Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя является распределение задач. Важно, чтобы каждый участник образовательного процесса решал как коррекционные, так и образовательные задачи. Поэтому, развитие речи детей в логопедической группе осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы.

Таблица – Задачи, стоящие перед участниками образовательного процесса

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом Задачи, стоящие перед воспитателем
1. Создать необходимые условия для

преодоления речевого негативизма и проявления речевой активности

1. Создать доброжелательную обстановку в детском

коллективе, сгладить переживания, связанные с неправильной речью

2. Обследование речевых навыков детей,

интеллекта, слуха, внимания и памяти, общей и мелкой моторики

2. Обследование детей для выявления знаний, умений

и навыков по всем видам учебной деятельности на начало учебного года

3. Внесение данных диагностического

обследования в речевую карту, определение уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение специальной схемы обследования,

анализ результатов мониторинга, составление индивидуальных карт развития детей

4. Развитие фонематического восприятия,

фонематического слуха

4. Проведение упражнений на закрепление

фонематических процессов

5. Развитие всех видов памяти (зрительной,

слуховой), внимания, словесно-логического мышления

5. Развитие познавательных интересов и памяти
6. Развитие артикуляционной моторики,

подготовка артикуляционных укладов для дальнейшей постановки звуков

6.Совершенствование общей и тонкой артикуляционной моторики
7. Коррекция звуковой стороны речи,

постановка дефектных звуков, автоматизация и дифференциация исправленных звуков

7. Закрепление поставленных логопедом звуков, контроль за речью детей в течение дня
8. Актуализация словаря, накопление,

расширение и уточнение словарного запаса

8. Создание ситуаций для осмысленного употребления

и закрепления словаря детей

9. Формирование грамматической стороны речи 9. Упражнение в правильном употреблении

сформированных грамматических категорий

10. Развитие связной речи (диалогической, монологической) 10. Упражнение детей в связном высказывании,

полных ответах, закрепление навыков пересказов, составление коротких рассказов

Многие из коррекционных задач решаются совместно логопедом и воспитателем. Примером этому служат этапы работы по лексической теме (рис. 2).

Диагностическое обследование в речевых группах проводится не менее двух раз в год. Данные итоговой диагностики сравниваются с данными первичного обследования. На основе полученных результатов логопед и воспитатель определяют дальнейший индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, намечают пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы.

Благодаря тесной взаимосвязи, сотрудничеству логопеда и воспитателя достигается конечная цель всей коррекционной работы – достижение положительной динамики речевого развития детей и их готовности к обучению в школе.

Список литературы

1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / И.Ю. Кондратенко [и др.]. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 219 с.

2. Лизунова, Л.Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: программно-методическое пособие / Л.Р. Лизунова. – Пермь: От и до, 2010. – 114 с.

3. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: книга для логопеда / С.А. Миронова. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.

4. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – 8-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007.– 445 с.

5. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова [и др.]. – М. Просвещение, 2008.

6. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду: уч. пособие / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 1987. – 142 с.

7. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно — воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателя.

Основная задача коррекционной работы педагогов – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.

Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях группы для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.

Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

Конечная цель коррекционной группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Строится работа с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта.

Задачи взаимодействия логопеда и воспитателя

Задачи логопеда:

  1. Обследование, выявление детей с нарушениями речи.
  2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей.
  3. Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.
  4. Систематическое проведение коррекционной работы с детьми, согласно с их индивидуальными и подгрупповыми программами.
  5. Оценка результативности и помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.
  6. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе. Помощь в организации полноценной речевой среды.
  7. Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.

Задачи воспитателей:

  1. Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
  2. Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:
  • закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда (коррекционный час).
  • проведение групповых занятий по развитию речи. Эти занятия проводятся воспитателем по схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых группах.
  • систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью.
  • обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  • развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.
  • развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.
  1. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи. Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.
  2. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.

Основные направления в работе логопеда и воспитателя

В работе воспитателя и логопеда можно выделить два основных направления:

  • коррекционно-воспитательное
  • общеобразовательное

Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др.) Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.

Коррекционная работа осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические особенности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей группы лежат следующие принципы:

  • принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
  • принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  • принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
  • принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
  • принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи

Формы совместной работы

  • совместное комплексно-тематическое планирование
  • обмен информацией, обсуждение достижений детей
  • личные контакты, беседы
  • консультирование педагогов по результатам диагностических исследований, консультирование по личностным затруднениям (чаще всего это вопросы, связанные с методами коррекции)
  • практические семинары, медико – педагогические советы, открытые просмотры занятий (взаимные посещения логопед-воспитатель)
  • совместная подготовка ко всем детским праздникам, ведение совместной документации (тетради взаимодействия)
  • оформление методических копилок, памяток, родительского уголка

Воспитатель должен следить за речью ребенка и исправлять не только на своих занятиях, но и на протяжении всего рабочего дня. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя передразнивать, высмеивать, так как это может привести к снижению речевой активности, сформировать у ребенка отрицательное отношение к воспитателю и обучению в данной группе.

Во время занятий ошибки фиксируются воспитателем сразу. Моментально и незамедлительно. Уместно использовать такие слова как «неверно», «неправильно», «не так сказал». Во время НОД лучше привлекать к исправлению ошибок всех детей группы, для формирования слежения за речью других. В том случае, если ошибка не может быть исправлена самим ребенком или товарищем, тогда воспитатель должен сам исправить ребенка.

Рыжкова Екатерина Евгеньевна учитель-логопед МОАУ «СОШ № 24 г. Орска» г. Орск, Оренбургская обл.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]