Класс:
2
Цель
: закрепление знаний о гласных 2 ряда, их функции мягкости впереди стоящего согласного.
Задачи
:
- закреплять знания о значимости гласных 2 ряда для обозначения мягкости звука.
- упражнять в нахождении и назывании твердых и мягких согласных в слогах и словах.
- корректировать работу зрительно- слухового анализатора в упражнениях на определение гласных 2 ряда, стоящих перед ними мягких согласных.
- развивать мышление, внимание при работе с предложениями и текстом.
- способствовать формированию связной, выразительной речи.
- продолжать формировать учебные навыки, навыки самоконтроля.
Материал
: таблица звуковых символов гласных 2 ряда (Я — йа, Е — йо, Е — йэ, Ю — йу); таблица с гласными буквами 1 и 2 ряда попарно (А-Я, О-Е, Э-Е, У-Ю, ы-И); карточки со словами (рад — ряд; нос — нес; лук — люк; мыл- мил); песочные часы; знаки “+”, “-”, “галочка”.
На каждого ребенка: тетради в линейку; карточки со слогами, словами, текстом; карандаши (красный, синий, зеленый); “пятерки”.
Ход занятия
“Перекличка” — садится тот, кто назовет себя по имени.
О каких гласных мы говорили на прошлом занятии? (Гласных 1 ряда: А,О,У,Э,ы) Как мы их произносили? (Протягивали и пели) Какие согласные стоят перед этими гласными (Твердые) Вспомните и назовите слоги с гласными 1 ряда.
Учитель-логопед сообщает тему занятия: “Гласные 2 ряда”; цель занятия — закрепление знаний о гласных 2 ряда, их влиянии на стоящий перед ними согласный, об одном из способов смягчения согласных.
Гласные 2 ряда состоят из двух звуков (показывается таблица со звуками). Мы договоримся, что не будем тянуть эти звуки, как маленькие, глупые ослики. Мы будем называть гласные 2 ряда коротко и четко: “Я, Е, Е, Ю”. (Называет учитель-логопед, затем дети.) Какой гласный из 2 ряда можно протянуть и даже пропеть? (Гласный “И”).
Вносится таблица с гласными 1 и 2 ряда. Дети называют гласные 1 ряда, протягивая их, 2 ряда — коротко, четко. Затем учитель-логопед читает стихотворение, дети называют гласные по парам. Еще раз обращается внимание на то, что гласные 2 ряда “Я, Е, Е, Ю” дети называют коротко, четко, не протягивая их.
- Называем букву “А”, а подружка буква — “Я”,
- Тянем с вами букву “О”, а подружка буква — “Е”,
- Спела песню буква “У”, а ответила ей “Ю”,
- Мы пропели букву “Э”, а в ответ мы слышим “Е”,
- А с малышкой буквой “ы” тянет песню буква “И”.
Работа в тетрадях.
Напомнить детям об осанке при выполнении заданий в тетрадях.
Учитель-логопед показывает карточки со словами, записанными попарно (рад — ряд; нос — нес; лук — люк; мыл — мил), предлагает прослушать два слова на первой карточке; установить их значение; определить характер звучания согласных; уточнить, что для обозначения мягкости согласных используется гласный 2 ряда.
Я скажу два слова, а вы подумайте, чем они отличаются: рад — ряд.
Что такое рад? А что такое ряд? Значит, эти слова отличаются значением.
А еще чем? Как звучат первые согласные? “РАД” (пауза)….. твердо. Назовите звук (“Р”). Запишем это слово. Читайте, что получилось: …….РАД. (Цветом выделяются гласные буквы, твердые, мягкие. Уточняется, что для обозначения гласных используется красный цвет, твердых согласных — синий, мягких согласных — зеленый.)
А теперь нам нужно: “РЯД”. Назовите первый звук (“РЬ”). После “Рь” напишем букву……. “Я”. Запишем это слово. Читайте, что получилось: ……. “РЯД”.
В нашем слове “ряд” гласный 2 ряда “я” служит……… для смягчения звука “Р”.
Аналогично проводится работа с парами слов “нос — нес; лук — люк; мыл — мил”. Дети придумывают предложения с этими словами.
Для чего же служат гласные 2 ряда? (Гласные 2 ряда нужны для смягчения согласного, стоящего перед ним).
Существует два способа обозначения мягкости согласных на письме. Первый способ: с помощью гласных второго ряда “я, е, е, ю, и”. Второй — ?…….. О нем мы будем говорить на следующих занятиях.
Игровое упражнение “Капитаны”. Дети выполняют движения только в том случае, если учитель-логопед дает команду “Капитаны”. (Например, “Капитаны, хлопнули в ладоши!” — исполняется; “Топнули ногой!” — нет и т.д.)
Задания на карточках.
№ 1 ГА, ГЯ, РО, РЕ, НЯ, НА, ЗЫ, ЛЯ, СИ, ТЮ, ПО, ФЫ, ВЕ, ДЯ, БЮ, МЫ, ШУ, СА, ХИ, ДУ, НЯ, БЕ, РЫ, ПЮ, КО.
№ 2 САНКИ, РЕБУС, КРУГИ, КЛЮКВА, ПЯТНА, ШОФЕР, ВЕДРА, ЗЕРНА, КРЮЧОК, ЛИТРЫ
№ 3 Друзья.
Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно. Вдруг он увидел зеленый шарик. На шарике было нарисовано лицо. Коля догадался, что это ребята придумали. Потом пришли Люба, Сережа и Тима. Они принесли книгу с картинками. Коле стало хорошо.
Задание № 1. Чтение слогов, обведение в кружок слогов только с гласными 2 ряда, смягчающими стоящие перед ними согласные.
Речевой материал: га, ГЯ, ро, РЕ, НЯ, на, сы, ЛЯ, СИ, ТЮ, по, фы, ВЕ, ДЯ, БЮ, мы, шу, за, ХИ, со, НЯ, БЕ, ры, ПЮ, кы.
Дети называют слоги с мягкими согласными. Учитель-логопед повторно называет слоги, дети — гласный 2 ряда и мягкий согласный в слоге.
Затем дети ставят знак “+”, если задание понравилось и справились с ним легко; знак “-”, если было трудно или задание не понравилось; “галочка”, если получилось не все, были ошибки.
Устное задание: учитель-логопед называет слова, а дети слоги с гласными 2 ряда и мягкими согласными, стоящими перед ними: РУ-КИ, ГРИ-БЫ, МАР-КИ, ДОС-КА — !, КЛЯК-СА, СТОЛ — !, ТУФ-ЛИ, Ю-ЛА -!, КОС-ТЕР, ДОЖ-ДИ, ЯБ-ЛО-НЯ, ЗЕБ-РА, ЗОН-ТИК, СВЕК-ЛА.
Для развития внимания, мышления, детям даются “провокационные” варианты слов (есть гласный 2 ряда, но нет стоящего перед ним согласного; отсутствуют гласные 2 ряда и мягкие согласные).
После выполнения задания дети ставят на карточках знаки “+”, “-” или галочку.
Задание № 2:
записать 5 слов по слогам, обвести красным кружком гласные 2 ряда, подчеркнуть зеленым цветом мягкие согласные, стоящие перед ними.
ПОВЕЛ, РЕБУС, КРУГИ, КЛЮКВА, ПЯТНА, ШОФЕР, ВЕДРА, ЗЕРНА, КРЮЧОК, ЛИТРЫ.
После выполнения задания дети ставят знаки “+”, “-” или галочку.
Физкультминутка.
- 1 вариант: дети выполняют произвольные движения под веселую музыку.
- 2 вариант: дети выполняют движения в соответствии с текстом, проговаривая слова.
Мы ногами топ — топ, Мы руками хлоп — хлоп! Мы глазами миг — миг, Мы плечами чик — чик. Раз — сюда, два — туда, Повернись вокруг себя. Раз — присели, два — привстали. Руки кверху все подняли. Раз — два, раз — два, Заниматься нам пора!
Задание № 3. Работа с текстом:
Выразительное чтение текста учителем-логопедом, определение детьми количества предложений, слов в предложениях (обращается внимание на “маленькие” слова – предлоги);
Чтение текста детьми (можно предложить чтение по предложению — “цепочкой”, по выбору читающего ученика учителем-логопедом);
Чтение предложений, предложенных учителем-логопедом или по выбору самих учеников с различной интонацией.
Упражнение на внимание: дети находят в тексте гласные 2 ряда, обводят их кружком красного цвета (можно предложить подчеркнуть зеленым карандашом мягкие согласные, стоящие перед гласными). Учитель использует песочные часы для того, чтоб дети могли контролировать время выполнения задания.
Коля заболел. (2) Он лежал в постели и глядел в окно. (8) Вдруг он увидел зеленый шарик. (5) На шарике было нарисовано лицо. (5) Коля догадался, что это ребята придумали. (6) Потом пришли Люба, Сережа и Тима. (6) Они принесли книгу с картинками. (5) Коле стало хорошо. (3)
После выполнения задания дети обмениваются карточками, проверяют задания друг у друга, затем на своих карточках ставят знаки “+”, “-” или галочку.
Итог занятия.
Для чего нужны гласные 2 ряда? (Гласные 2 ряда нужны для смягчения согласного, стоящего перед ними.)
Как мы договорились называть гласные 2 ряда? (Коротко, четко, не протягивая)
Какие задания вам показались трудными? Можете ли вы сказать, что вы сегодня хорошо поработали. Почему?
Дети получают “пятерки” за старание, активную работу на занятии.
После занятия, при проверке выполнения заданий детьми и проставленных ими знаков (“+”, “-”, “галочка”), учитель-логопед анализирует уровень развития навыков контроля и самоконтроля.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
с учащимися 2 класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные с неформированностью навыка анализа и синтеза
Тема:
Гласные буквы I и II ряда.
Цель:
уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.
Задачи:
1) познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда; 2) развивать фонематическое восприятие; 3) развивать навыки языкового анализа и синтеза; 4) учить делать выводы, слушать и понимать других; 5) развивать память, внимание и мышление.
Ход занятия.
1. Оргмомент. -Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Звуков. На чем можно отправиться в путешествие? (примерные ответы детей: на машине, автобусе, на самолете и т.д.) А мы будем путешествовать га воздушном шаре. Чтобы на шар поднялся в воздух, мы должны выполнить упражнения (выполнение мозговой гимнастики): — «Ленивая восьмерка» (чертим в воздухе лежачую восьмерку левой рукой, затем – правой, затем –вместе обеими). — «Перекрестные движения» (касание кистью или локтем противоположенное колено или ступню) — «Колечко» (пальцами правой руки, затем – левой, вместе). 2. Повторение. — Итак, мы полетели в страну звуков. Чтобы приземлиться, нам нужно ответить на вопросы: — На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные) — Какие звуки произносятся без преграды? (обозначаем красным цветом). — Какие с преградой? (обозначаем синим или зеленым). — Чем отличается звук от буквы? Звуки чётко произносим, Слушаем внимательно Буквы правильно читаем, Пишем их старательно. 3. Объяснение новой темы. Логопед рассказывает сказку. Параллельно ведется запись в тетрадях и используется). — Итак, в Стране звуков объявлен бал. Собрались звуки в разных залах. В одном веселятся согласные звуки, а в другом – гласные. Вспомните, какие гласные звуки бывают. Слева в столбик записываем гласные звуки
[а], [о], [у] [э] [ы].
Только
[и]
решил постоять в стороне (в правый столбик на уровне
[ы]
). Гласным звукам немного было скучно, потому что их было мало. Это заметил звук
[й]
и решил их развеселить (дать характеристику звука
[й]
– согласный, звонкий, мягкий).
[Й]
пригласил на танец звук
[а]
(запись
[йа]
ЯЯЯЯЯ
. Получилась буква
Я
(запись в правом столбике
[йа]= я).
[Й]
пригласил на танец звук
[о]
(запись
[йо]
). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали
ЁЁЁЁЁ
. Получилась буква
Ё
(запись в правом столбике
[йо]= ё).
[Й]
пригласил на танец звук
[у]
(запись
[йу]
). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали
ЮЮЮЮЮ
. Получилась буква
Ю
(запись в правом столбике
[йу]= ю).
[Й]
пригласил на танец звук
[э]
(запись
[йэ]
). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали
ЕЕЕЕЕ
. Получилась буква
Е
(запись в правом столбике
[йэ]= е).
А вот танец со звуком [и]
не получился, и он остался один (
[и] = и).
Звуки
[йа]
обозначают буквой
Я
. Когда читаем букву
Я,
слышим два звука. Звуки
[йо]
обозначают буквой
Ё
. Когда читаем букву
Ё,
слышим два звука. Звуки
[йу]
обозначают буквой
Ю
. Когда читаем букву
Ю,
слышим два звука. Буквы Я, Ё, Ю, Е, И –гласные2 ряда. Звуки
[а], [о], [у] [э] [ы]
тоже обозначаются буквами (запись
[а]= а, [о]= о, [у]= у,
[э]= э,
[ы]= ы).
Буквы А, О, У. Э, Ы – гласные 1 ряда. 4. Физкультминутка. Мы ногами топ-топ, (топаем) Мы руками хлоп-хлоп, (хлопаем) Мы глазами миг-миг, (мигаем) Мы плечами чик–чик! (пожимаем плечами) Раз присели, два – привстали, (соответствующие движения) Руки кверху все подняли, Руки к телу все прижали, И подскоки делать стали. Раз-два, раз-два Заниматься нам пора. 5. Развитие фонематического восприятия. Гласные буквы приготовили для нас задания.
1 задание
. Записать первую букву слов. Какой звук обозначает гласная букв?
Аист, огурец, укроп, юла, индюк, якорь, ёж, экскаватор, ежевика.
Запись в тетрадях: [а] [о] [у] [йу] [и] йа] [йо] [э] [йэ] А О У Ю И Я Ё Э Е
2 задание
. Игра «Скажи наоборот». Логопед бросает мяч и произносит слог МА. Ребенок должен ответить МЯ и вернуть мяч. — Запиши слоги парами с гласными I и II ряда (МА-МЯ). — Прочитайте слоги первого столбика. Как звучит согласный? (твердо). Гласные I ряда дают команду согласным быть
твердыми.
Подчеркните согласные определенным цветом (синим). — Прочитайте слоги второго столбика.Как звучит согласный? (мягко). Гласные II ряда дают команду согласным быть
мягкими.
Подчеркните согласные определенным цветом (зеленым). 6. Разминка для глаз. — Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (повторить 5 раз); — Быстро поморгать; — Следить за движущемуся к носу указательным пальцем, затем отвести палец. 7. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Гласные хотят с нами поиграть.
Первая игра «Посели в домик».
Каждый предмет должен поселиться в свой домик. Например: слова, где пишется буква
А
, вселяются в избушку с буквой
А
и т.д. Запись в тетрадях: А — бант, шар. У – гусь, жук. О – волк, слон. Ы – сыр, мышь.
Вторая
игра
«Загони
ворота».
Поставь между буквой М и Л данные гласные буквы. — Какие слова получились? (мал, мял, мел, мёл, мул). Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные слова. Сравните слова по значению, по произношению. Запишите звуковой анализ слов (мал — [м,ал]). — Придумайте предложения с данными словами. Одно из них запишите (Мой брат слишком мал.) 8. Итог занятия. — Назовите гласные I ряда, гласные II ряда. — Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько букв? — Помогите закончить предложения: Если согласный звучит твердо, то пишем … Если согласный звучит мягко, то пишем … Молодцы! Теперь гласные буквы всегда будут с нами дружить. И на этом наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в класс. 9. Релаксация. — Если занятие вам понравилось и все было понятно, рисуем смайлик с улыбкой. — Если осталось что-то непонятным, то рисуем серьёзного смайлика, а если не понравилось многое не поняли, то грустного смайлика.
Цели: