UGC-контент расшифровывается как user-generatedcontent. английский язык онлайн киров В RELOD работают настоящие профессионалы, которые прошли многоступенчатый отбор и подтвердили свой высокий уровень квалификации. Для обучения иностранным языкам мы приглашаем ведущих преподавателей со всего мира. За 22 года мы обучили более 200 000 учеников по различным направлениям.

Как захватить и удерживать внимание аудитории во время выступления, семинара или конференции

Взаимодействие и взаимопонимание слушателей с говорящим – важные критерии данного типа отношений людей: без них эффективность выступления практически отсутствует, потому что нет единства оратора и его аудитории.

Для говорящего важно знать, как поддержать интерес аудитории, как заставить ее проникнуться вопросом, о котором он говорит, как повлиять на понимание и усвоение материала людьми из зала. Поэтому к лектору предъявляется ряд требований, соблюдение которых необходимо для эффективного взаимодействия с залом. Нужно понимать и психологию группы слушателей.

Введение

Установление контакта с аудиторией начинается именно с формирования зрительного контакта. Я приведу самый примитивный пример, который с ходу прояснит, почему он несет в себе такое большое значение. Скажите своему любимому человеку «Я люблю тебя». Сделайте это трижды. Первый раз – глядя прямо в глаза, в другой раз – глядя куда-то в сторону, в третий раз – глядя на другого человека. После каждого такого признания обратите внимание на то, какова будет реакция этого человека на ваши слова. Просто попробуйте и вы убедитесь, насколько зрительный контакт увеличивает значимость ваших слов в глазах и в сознании собеседника.

Тот же подход справедлив и в отношении публичного выступления, а все по одной простой причине, что зрительный нерв толще слухового примерно в 50 раз. Именно через визуальные образы, то есть при помощи глаз мы усваиваем порядка 90% всей информации об окружающем нас мире. Именно ваш взгляд на публику, определяет то, как она вас воспринимает. Нередко глаза выступающего выдают о нем больше информации, чем его речь.

СОВЕТ. Данный материал является логическим продолжением статей «Страх публичных выступлений», «Подготовка к публичному выступлению» и «Структура публичного выступления». Для более полного и глубокого понимания темы, рекомендую также ознакомиться и с ним.

С чего начинается выступление

Как я уже рассказывал в предыдущей статье «Структура публичного выступления», в начальной фазе любого подобного мероприятия лежит установление контакта с аудиторией. Здесь же мы будем разбираться с тем, как достигнуть того же эффекта, но только практически без слов. Для этого необходимо в процессе выхода к аудитории придать лицу доброжелательный вид с легкой улыбкой. Как обычно, тут важно не перестараться, не выдавливать ее из себя и не растягивать рот до ушей, иначе ваша фальшь будет предельно очевидна. Будьте естественны и искренни в выражении своих чувств.

Оказавшись перед публикой, не спеша охватите взглядом всех присутствующих. Беглым взглядом пройдитесь по лицам и постарайтесь заглянуть в глаза буквально каждому из них. Если вы уловили среди сидящих в зале встречный взгляд, слегка кивните в ответ, чтобы подчеркнуть, что вы его заметили. Даже если всех присутствующих вы видите впервые и никто из них вам не знаком, отмечая их глаза своим беглым взглядом, вы тем самым устанавливаете с ними подсознательный контакт. Затем, в ходе всего мероприятия этот контакт будет держаться достаточно прочно. Именно таким и должно быть первичное установление контакта с аудиторией.

В каких случаях диалог не нужен?

Возможно, в больших залах, на очень торжественных, официальных мероприятиях можно обойтись без диалога. Если у вас продающая презентация или информация о принятии решения — диалог обязателен. Однако чем больше в презентации от формальной лекции или от развлечения на стадионе, тем меньше потребность в диалоге. Моноспектакли чаще всего не предусматривают диалога, как и нобелевские лекции. Хотя почему бы и нет? Я бы попробовал.

В любом случае никто не запрещает задавать вопросы залу — просто не ждите на них ответа. Такие вопросы без ответа называются (уверен, вы знали) риторическими. Знаменитое выступление Саймона Синека «Начните с почему» — более 44 млн просмотров — начинается с вопросов: «Почему некоторые люди способны достичь результатов, которые бросают вызов всем представлениям о возможном?» и «Почему Apple настолько инновационны?» Разумеется, никто не ждёт, что аудитория сейчас же бросится отвечать на эти вопросы, это просто приём, чтобы привлечь внимание, заинтересовать, заставить задуматься.

У риторических вопросов скверная репутация. Мы говорим «ну, это риторический вопрос», когда имеем в виду, что это какой‑то скучный, глупый, проходной вопрос. Но вообще‑то ничего плохого в риторических вопросах нет. Вопрос как форма привлекает больше внимания, чем утверждение. Просто не любой. В вопросе, увы, должно быть ещё какое‑то содержание.

Установление контакта с аудиторией

Как мы с вами уже выяснили, установление зрительного контакта, говоря на языке аналогий – это не хаотичное бомбометание, а целевые ракетные удары. Бесполезно стараться устанавливать контакт со всем залом, ибо это попросту невозможно. Вместо этого встречайтесь взглядом с каждым из тех, кто сидит в аудитории. Возможно вы подумаете, что это может занять довольно много времени и будет отвлекать вас от основной задачи, но на практике, все намного проще. Наши глаза способны двигаться с невероятной скоростью, благодаря чему вы способны менять направление взгляда буквально за доли секунды. Каждому встречному взгляду из зала уделяйте буквально доли секунды, так вы сможете и контакт установить и охватить большое количество слушателей за короткий промежуток времени. Ваша задача скользить по глазам, но не задерживаться на них.

В первые секунды своего выступления, когда вы мигом скользите по лицам и происходит установление контакта с аудиторией, а именно с теми слушателями, которые уже смотрят на вас. Затем свои глаза поднимают и те, кто во время таких мероприятий обычно ковыряется в телефоне или планшете. В тот момент, когда вы начнете свою речь, они поднимут свои глаза, а вы встретите их своим взглядом. После такого зрительного контакта, когда человек видит ваш встречный взгляд, он подсознательно сделает вывод, что вы видите его среди всей толпы и даже возможно следите за ним. Это будет побуждать его слушать вас внимательнее и уже не опускать глаза обратно в гаджет. Далее, в ходе выступления дождитесь того момента, когда свои глаза поднимут и те слушатели, которые вообще не привыкли смотреть на оратора. Чем бы они не занимались, слушая вас, рано или поздно они поднимут свои глаза и обнаружив ваш встречный взгляд уже долго их не опустят.

Зачем задавать вопросы в зал?

  1. Это повышает вовлечённость зала. Интерактивные выступления слушают более внимательно, люди более внимательны, и это понятно: в любой момент может прилететь вопрос.
  2. Это помогает победить так называемый ползучий детерминизм, когнитивное искажение, при котором у слушателей возникает иллюзия, что они и так уже знают весь этот материал. Если сообщить какой‑то факт вроде: «Битва при Ватерлоо произошла в 1815 году», люди пожмут плечами и скажут: «Ну да, конечно». Однако если сначала задать им вопрос: «В каком году произошла битва при Ватерлоо?», то окажется, что они имеют весьма приблизительные представления о военной истории XIX века. Ещё лучше этот трюк помогает, когда вы говорите об экспериментальной науке: вы рассказываете аудитории об условиях эксперимента, а потом просите предсказать результат. Если просто сообщить людям результат, часто возникает мысль: «Ну да, это же так очевидно, зачем они вообще ставили этот эксперимент?» Если же вы сначала поставите вопрос о результатах на голосование, то мгновенно оказывается, что результаты не так уж и очевидны и что в группе есть очень много разных мнений.
  3. Вы получаете у группы «лицензию на вещание». Если вы задаёте важный вопрос и группа не знает ответ — у вас есть право поговорить, вы можете дать ответ и объяснить его. Вы нужны. Никто не жалуется на «примитивный уровень лекции», если в ответ на вопрос: «А поднимите руку, кто знает…» руку поднимает три человека из восьмидесяти. Это не лекция примитивная, это группа такая подобралась. Также с помощью вопросов можно объяснять. В процессе объяснения часто выясняется, что именно аудитория уже знает и что объяснять не требуется. Это очень экономит время на объяснениях.
  4. Вы улучшаете запоминаемость материала. Во второй главе я уже приводил ссылку на исследования: предварительные вопросы помогают аудитории лучше запоминать материал, причем не только тот, по поводу которого задавали вопросы. Видимо, это связано с тем, что аудитории проще удерживать внимание, когда они ждут вопросов или когда они «проинвестировали» в обдумывание ответов.
  5. Интерактив делает выступление уникальным для каждого слушателя, это что‑то, что нельзя посмотреть на YouTube. Даже если я просто поднимаю руку в толпе из нескольких десятков (а то и сотен) человек — это я поднимаю руку. Я не буду поднимать руку, смотря YouTube, потому что от этого ничего не зависит. Здесь я соучаствую, это и моё выступление тоже.
  6. Спросить мнение зала — это лучший способ показать, что зал вам интересен и важен для вас. Аудитория это любит, вам плюс в карму.

Ошибки в работе с аудиторией

Самой распространенной ошибкой, которую вы можете допустить, когда происходит установление контакта с аудиторией, является упущение из виду отдельных ее частей. Зачастую это задние и боковые ряды, то есть крайние места в конце зала и по его флангам. Как правило, именно с этих мест зачастую задают самые щекотливые или провоцирующие вопросы. Именно в этих рядах все время шелестят, щелкают, перешептываются, нервно кашляют и даже ехидно похихикивают. Что является тому причиной? Как правило, то, что именно этим местам обычно не уделяют достаточно внимания, что в том числе объясняется уровнем вашего профессионализма, то есть умением охватить и увлечь темой всех присутствующих.

Как известно, угол обзора новичка в ораторском ремесле составляет порядка 35 градусов, а у умудренного опытом оратора до 45 градусов. Другими словами, одна из популярных ошибок в работе с публикой – это установление контакта с аудиторией исключительно внутри собственного угла обзора, что позволяет работать только с ее серединой. Именно с теми слушателями, которые находятся в центральной части аудитории, зачастую и формируется хороший зрительный контакт от самого начала и до конца выступления. Представители именно этих мест внимательно слушают, кивают головой и всячески демонстрируют заинтересованность.

Как узнать, налажен ли контакт

Самые верные способы определить, налажено ли взаимодействие оратора и аудитории – наблюдать за ее реакцией на построение речи. Важно, обращать внимание на детали. Ведь даже абсолютная тишина во время произнесения речи не гарантирует нахождение на одной волне.

Дело в том, что оратора могут воспринимать, не дыша, опасаясь упустить хотя бы слово, либо организовать «вежливое молчание».

При последнем сценарии слушатели не нарушают порядок, но и не воспринимает оратора, не трудятся совместно над подготовленными им тезисами, приемы воспринимаются равнодушно. Тишина вызвана лишь желанием не мешать.

Поэтому ключевыми факторами для налаживания контакта считается заметная реакция на тезисы, когда внимание выражается действиями, заметными невооруженным взглядом – это заинтересованная поза, внимательный взгляд, едва заметные кивки, поддержания уместным смехом и рукоплесканиями.

О контакте между аудиторией и докладчиком судят и по тому, как держится оратор. Отсутствие ошибок в речи, частое обращение к собравшимся, вовлечение их в диалог, все это верные приметы того, что нужный подход найден, внимание удается удержать. Если же докладчик выступает неуверенно, не откликается на изменения настроения в зале, часто сбивается, значит, решить свою главную задачу ему не удалось.

Необходимо помнить, что зачастую докладчик налаживает контакт лишь с определенной частью аудитории. К тому же количество человек, вовлеченных в интеллектуальное и эмоциональное сопереживание, не постоянно и меняется в зависимости от всевозможных факторов.

Работа над ошибками

Прежде всего, стоит начать с выбора такого места перед слушателями, которое наилучшим образом обеспечивает оратору благоприятное и успешное установление контакта с аудиторией, буквально с каждым ее присутствующим. Поскольку помещения, в которых оратор то и дело выступает, практически всегда отличаются друг от друга, то выбирать место исключительно исходя из их размера – занятие неблагодарное. По этой причине, в среде как начинающих, так и более опытных ораторов вошло в оборот негласное правило, суть которого сводится к тому, что в оптимальной позиции оратор стоит так, что расстояние между ним и боковыми местами (слева и справа) первого ряда аудитории образует равносторонний треугольник. Причем именно равносторонний, но никак не равнобедренный. Такое положение оратора относительно аудитории считается оптимальным.

Это правило можно применять как для квадратных, так и для прямоугольных и иных конфигураций залов. Благодаря ему, вы с легкостью можете определить, в какой точке вам лучше всего находиться, чтобы установление контакта с аудиторией прошло максимально гладко. Причем особую важность это правило играет именно для начальной фазы выступления, так как на всем его протяжении оратору необходимо перемещаться по аудитории от одного ее края к другому. Особенно внимание стоит обращать на так называемые «сигналы потери внимания». Речь идет о тех местах, с которых доносится тихая беседа, шуршание конфет, оповещения смартфона и т. д. Как только вы акцентируете свой взгляд на этих рядах, их внимание возобновляется практически моментально. Как показывает опыт, вашими самыми верными союзниками становятся те, кто изначально считал себя лишенным зрительного контакта. В ходе мероприятия подходите к разным краям аудитории и направляйте свои вопросы к разным частям зала. Это можно делать как при помощи взгляда, так и при помощи жестов и непосредственно слов.

Как удержать внимание аудитории

Основные способы удержать внимание:

  • Содержательность. Новая информация, свежая интерпретация известной, интересные идеи, качественный анализ.
  • Доступность изложения. Учет жизненного опыта и образовательного уровня слушателей. Всегда нужно учитывать, что многие слышат только то, что хотят услышать.
  • Связь выступления с важными для слушателей вопросами, сопереживание и личное отношение к этому.
  • Непринужденное общение с публикой, выражаемое в голосе, жестах, позе.
  • Убежденность и эмоциональность спикера позволяет заразить идеей весь зал.
  • Грамотное использование пауз. Во время пауз слушатель переосмысливает услышанное. Человек способен активно слушать около 15 минут, после чего необходима передышка: отступление, интересный факт.

Особые приемы:

  • Драматизация речи – эмоциональное изображение, иллюстрирующее содержание рассказа.
  • Многократное повторение одного и того же слова, чтобы выделить самое существенное.
  • Цитирование. Оживляет публику и делает речь интереснее, но нельзя этим злоупотреблять.
  • Неожиданное противопоставление. Обязательно должно быть ясным для слушателя.
  • Намек. Эффектный прием, обостряющий выступление.
  • Провокация. Заявление, с которым аудитория не согласится. Оратор привлекает внимание публики и вместе с ней приходит к полезным выводам.
  • Юмор. Снимает эмоциональную напряженность. Применять следует только, если чувство юмора развито. Спикер, который пытается сам себя смешить, выглядит не самым лучшим образом.
  • Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Способны емко передать смысл.

Специалисты, которые предлагают услуги по проведению тренингов, часто имеют природный дар удерживать внимание публики. Они применяют эти приемы неосознанно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]