Задержка психического развития ребенка: диагностика, коррекция, лечение. Задержка психомоторного развития, моторного развития


Причины задержки психического развития

Биологические

  • патология беременности – тяжелые токсикозы, внутриутробная гипоксия, инфекция, интоксикация;
  • недоношенность;
  • асфиксия и травмы при родах;
  • заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;
  • генетическая обусловленность.

Социальные

  • длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
  • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Почему у детей может возникнуть отставание в развитии

Все причины, которые могут привести к возникновению задержек в формировании психических функций ребенка, можно разделить на две категории. К первой относятся повреждения центральной нервной системы органического происхождения, имеющие локальный характер. В результате таких дефектов некоторые отделы головного мозга затормаживаются в своем созревании.

Биологическими причинами чаще всего являются:

  • патологии беременности, вызванные внутриутробными инфекциями, резус-конфликтом, злоупотреблением алкоголем, табакокурением и т.д.;
  • травмы, полученные ребенком в процессе родов или недоношенность;
  • тяжелые заболевания и травмы, перенесенные новорожденным ребенком. К задержкам развития может привести наркоз, если операции проводились в раннем детстве;
  • замедленное созревание ЦНС, обусловленное конституцией ребенка;
  • психологические травмы.

В некоторых случаях ЗПР может иметь наследственную природу. Известны случаи, когда этот диагноз был у нескольких поколений родственников.

Также задержки развития могут быть вызваны и социальными причинами:

  1. Чрезмерная опека ребенка приводит к тому, что из его жизненного пространства устраняются все, что могло бы ему принести даже незначительный вред. В результате ребенок отстает в развитии, так как его жизнедеятельность ограничена.
  2. Недостаток внимания и дефицит общения.
  3. Негативный эмоциональный климат в семье, насилие, асоциальный образ жизни родителей.

Задержки в развитии, вызванные социальными причинами, характеризуются педагогической запущенностью.

Диагностика задержки психического развития

Задержка психического развития может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка детским психологом, логопедом, дефектологом, педиатром, детским неврологом, психиатром. Так же диагностика может включать исследования ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга. На основании диагностики и сведений о развитии ребенка врачи выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по лечению и организации воспитания и обучения ребенка.

Прогнозы и последствия: чего ждать?

Эффективность лечения зависит от многих факторов. Главные из них – возраст маленького пациента, степень выраженности задержки психического речевого развития ребенка и первичные заболевания.

К сожалению, при глубинных нарушениях или терапии, начатой у 5 – 6-летних деток, ждать больших результатов не приходится. Лишь в 0,2% случаев из 100% возможно, что он начнет говорить. Если же дитя не овладело речью в 7 лет, то уже не заговорит никогда.

Если же родители обратились за помощью, когда малышу исполнилось 2 – 3 годика, то есть все шансы на полное восстановление. В этом случае все зависит от степени недоразвитости, участия родителей и методик, которые применяются для лечения.

Если родители ждут, что дитя рано или поздно заговорит само, они только упускают время. Если это не индивидуальный темп развития конкретного малыша, а действительно проблема, она не пройдет сама. На фоне психической и речевой недоразвитости дети страдают плохой памятью и мышлением, искаженно воспринимают и перерабатывают информацию, не могут сосредотачивать внимание. В будущем это приводит к изменениям в личностном плане — ребенок становится раздражительным, закрытым, необщительным, у него появляется чувство собственной неполноценности.

Прогноз лечения задержки психического развития (ЗПР)

Дети с ЗПР нуждаются в медикаментозном, физиотерапевтическом и коррекционном лечении. Применение транскраниальной микрополяризации совместно с методом биоакустической коррекции в комплексе при лечении ЗПР усиливает эффект физиотерапевтического лечения и корректирующих занятий. Лечение в нашем медицинском центре помогает сократить отставание ребенка от сверстников, улучшить его социальную адаптацию.

Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Речь присуща только людям и является основой общего развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать. Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.

Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).

В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.

При коррекции нарушений психоречевого развития применяется также прикладной анализ поведения или АВА-терапия. Смысл заключается в том, что любое поведение ребенка ведет к определенным последствиям. Воздействуя на эти последствия возможно скорректировать поведение ребенка.

ЗРР может возникать в результате:

  • поражения центральной нервной системы: афазии – нарушение уже сформировавшейся речи, что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только функция говорения, но и понимания речи другого человека);
  • алалии – полное отсутствие или грубое недоразвитие речи;
  • дизартрии – неправильное произношение или сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
  • Развития функциональных нарушений в ее работе:
      заикание – частое повторение звуков, их удлинение, постоянные остановки в речи;
    • мутизм – отсутствие реакции на вопросы, обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих сохраняется;
    • судромутизм – функциональная, т. е. обратимая утрата речи.
  • Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
      ринолалия – искажение многих звуков, что обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
    • механические дисплазии – изменения строения органов, принимающих участие в произношении звуков.

    Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня считается, что ЗРР может быть вызвана:

    • родовыми травмами разного рода;
    • патологиями беременности;
    • заболеваниями головного мозга, включая аномалии развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли;
    • нарушениями слуха;
    • травмами головы;
    • нарушениями развития мышц лица и ротовой полости.

    Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.

    Когда нужно обратиться к врачу

    В качестве повода для обращения к специалисту стоит расценивать следующие признаки:

    • отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
    • не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
    • возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
    • ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
    • активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
    • в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.

    При психоречевой задержке развития дети обычно имеют инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.

    Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.

    Диагностика ЗРР

    Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс исследований, включающий:

    • оценку уровня речевого развития и степень отклонения от нормы;
    • осмотр отоларинголога и проверку слуха у сурдолога;
    • тесты, направленные на оценку степени понимания речи;
    • психологические тесты и анализ характера взаимодействия взрослых с ребенком;
    • КТ;
    • МРТ;
    • ЭЭГ;
    • электромиографию;
    • УЗИ с допплером головного мозга и пр.

    Тем не менее часто точно установить причину возникновения ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение, направленное на улучшение работы нервной системы.

    Лечение ЗРР

    Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер, но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером обнаруженных проблем.

    Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:

    • Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
    • Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
    • Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.

    Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.

    Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР является мануальная терапия с элементами остеопатии.

    Классификация и симптомы задержки

    Существуют разные варианты классификации задержки психического развития, однако специалисты чаще прибегают именно к классификации по Лебединской.

    Какие виды ЗПР существуют:

    1. Психогенная. Главная причина — воспитание ребенка в негативных условиях.
    2. Соматогенная. Причина — недостаточной развитие центральной нервной системы, которое стало следствием перенесенных в раннем возрасте заболеваний. Если ребенок длительный период времени находится в больнице, то отсутствует общение с ровесниками, что также становится причиной возникновения коммуникационных проблем. Такие дети заторможены и пугливы, обладают недостаточным объемом памяти, гиперактивны.
    3. Конституционная. Процессы развития ЦНС замедляются, в результате чего над познавательной деятельностью значительно преобладает игровая. Поведение ребенка перестает соответствовать его возрасту, развивается невнимательность, происходит ухудшение памяти.
    4. Церебрально-органическая. Вид ЗПР, который встречается наиболее часто. Главная причина — первичное поражение головного мозга органического характера. Дети с ЗПР данного вида часто заторможены, у них отсутствуют живые эмоции, а воображение скудное.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]