Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают: ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).
Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
- Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].
- Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.
Особенности согласных звуков
а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости:
[б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′]
(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].
б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (всегда только мягкие).
Примечания:
- у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
- звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
- черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.
в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости:
[б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Сравните: бить — пить, год — кот, жить — шить.
г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соотносительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными, это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими. Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].
В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция. Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′].
Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухими и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухими.
Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и обратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звонкими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются. Например, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.
Система обозначений различных характеристик звуков
Шибанова М.П. Учитель-логопед
Система обозначений различных характеристик звуков речи как средство формирования фонематических процессов.
Наблюдая в течение ряда лет динамику развития речи детей, я заметила, что медленнее всего происходит коррекция фонематических процессов. Между тем, достаточный уровень сформированности фонематических процессов – главное условие обучения чтению и письму.
Система обозначений различных характеристик звуков речи
Проанализировав специальную литературу и опыт коллег, я поняла, что не существует единой системы обозначения различных характеристик звуков речи.
Так, Л.Н. Ефименкова предлагает использовать для дифференциации звуков любые два разных цвета. У детей, таким образом, не формируется устойчивое представление о принадлежности звука к той или иной группе.
Разумеется, существуют общепринятые обозначения некоторых характеристик звуков, такие как: красный цвет – гласный звук, синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный. Автор книги «Речецветик» Г.Ванюхина предлагает обозначать звонкость звука изображением колокольчика, гласные звуки – изображением разомкнутых, а согласные – сомкнутых губ. Эти обозначения громоздки и неудобны. Поэтому я разработала свою систему обозначений, которая представляется мне простой, конкретной и логичной, а также не противоречащей общепринятым обозначениям.
Я решила сохранить красный цвет для обозначения гласных звуков, но считаю целесообразным им же обозначать и звонкие согласные звуки, так как красный цвет ассоциируется со звонкостью – качеством, присущим и гласным, и звонким согласным. Считаю также логичным обозначение гласных звуков кружком, так как они представляются гладкими, плавными, округлыми, а согласных – квадратом. Глухость для меня ассоциируется с тишиной, шёпотом, темнотой, поэтому предлагаю обозначать глухие согласные чёрным квадратом. Твёрдые и мягкие согласные будем традиционно обозначать синим и зелёным цветами, добавив лишь квадратную форму. Для согласных, смешиваемых по артикуляционным признакам, я выбрала жёлтый и коричневый цвета, распределив их между звуками произвольно.
Материал для составления схем слов и предложений с учётом системы обозначений различных характеристик звуков речи
Мне нравится идея Л.Н. Ефименковой обозначать слоги в слове отдельными короткими чёрточками (- — -), а не одной чертой, разделённой штрихами, как это было принято ранее.
При таком способе обозначения ребёнок имеет возможность проговорить слог и ощутить слоговой состав слова не только на слух, но и кинестетически. К тому же при таком способе менее вероятны ошибки при фиксировании количества слогов – детям бывает трудно сообразить, что для обозначения трёхсложного слова необходимы лишь два штриха, перечёркивающих основную линию, а не три. Кроме того, такие обозначения дают возможность составления схем слов из раздаточного материала без вычерчивания в тетради, что значительно экономит время на логопедическом занятии.
Л.Н. Ефименкова рекомендует использовать такие схемы лишь для определения количества слогов в слове. Я же считаю целесообразным использовать их для дифференциации согласных звуков.
Вначале ребёнок определяет количество слогов в слове и выкладывает соответствующее количество полосок. Затем, проговаривая каждый слог по отдельности, определяет, есть ли в нём дифференцируемые звуки, их количество, выбирает квадраты соответствующих цветов и выкладывает их над слогами. Затем, глядя на схему, записывает слово в тетрадь, подчёркивает буквы, обозначающие дифференцируемые звуки этими же цветами. (Рис.1)
фарфоровая
Рис.1
чечевица
Для составления схем предложений я разработала, используя уже существующие обозначения и добавив к ним свои, следующий материал. (Рис.2)
слово с одним глухим согласным из дифференцируемой пары
слово с одним звонким согласным из дифференцируемой пары
Рис.2
После того, как дети составили схемы входящих в состав предложения слов с дифференцируемыми звуками, они могут составить схему предложения, а затем записать предложение и подчеркнуть соответствующими цветами буквы, обозначающие дифференцируемые звуки. (Рис.3)
За
СонейбегаласобакаТрезор.
Точильщик точит ножи.
Рис.3
Дидактические задания для дифференциации смешиваемых звуков речи с учётом системы обозначений.
Звуковая мозаика
Мне очень нравится авторская игра учителя-логопеда Пилюгиной Ольги Викторовны «Звуковая мозаика», но её недостатком считаю то, что цветовое обозначение звука выбирается по первой букве в названии цвета. Таким образом, не формируется устойчивое представление о принадлежности звука к той или иной группе. Я применила систему обозначений различных характеристик звуков речи для этой игры.
У каждого ребёнка карточка, представляющая собой квадрат, разделенный на девять частей и набор квадратиков красного и чёрного (жёлтого и коричневого) цветов (Рис.4).
Рис.4
Логопед произносит звуки, слоги или слова с дифференцируемыми звуками, дети выкладывают на карточке соответствующего цвета квадраты. Получившийся узор сравнивают с образцом (Рис.5).
Рис.5
Слоговые таблицы (Рис.7).
Задание. Прочитай слоги, заменяя красный квадрат звуком [б], чёрный квадрат – звуком [п].
а и у
о е а
у и о
Задание. Прочитай слоги, заменяя жёлтый квадрат звуком [ж], коричневый квадрат – звуком [з].
а и у
о е а
у и о
Рис.7
При составлении таблиц необходимо помнить о том, что буквы Ш, Ж, Ч, Щ, Ц сочетаются не со всеми гласными. Поэтому, если таблицы универсальны, в них не должно быть букв Ы, Я, Ю.
Карточки со словами, предложениями, текстами.
На первом этапе используются карточки, в которых буквы, обозначающие дифференцируемые согласные, заменены цветными квадратами.
Спиши, заменяя квадраты буквамиг, к.
ора ама лу а ут а олос
иос е с а ула роза алсту
ал а но а соба а ду а удо
Рис.8
Спиши, заменяя квадраты буквами
с,ш.
ом а ки ифон ум еле т
но ок кала ко а оль у трый
ито ка а ирота тару ка кры а
Рис.9
Спиши, заменяя квадраты буквами
д, т.
Под деревом ень. Сегодня хороший ень. В конце предложения
надо поставить очку. Мама вела за руку маленькую очку. На озере
плавала серенькая у очка. Рыбаку нужна хорошая у очка. Ветер
с ул последние листья. Подвинь гостю с ул.
Рис.10
Спиши, заменяя квадраты буквами
ч,щ.
Сорока.
Сорока любит блестя ие ве и. Всё, то блестит, сорока та ит
к себе. Однажды сорока ута ила серебряную ложе ку. Маль ик увидел
это и закри ал. Сорока испугалась и выпустила ложе ку.
Рис.11
На втором этапе дети пишут диктанты, используя для написания дифференцируемых согласных соответствующие цвета.
Женя и Миша нашли в саду ёжика.
Синица – красивая
птиц
а.
Рис.12
Результаты использования системы обозначений различных характеристик звуков речи
Эти виды заданий мобилизуют внимание детей, повышают интерес к занятиям, облегчают им работу по дифференциации звуков.
Благодаря введению новой системы обозначений звуков речи дети учатся более глубоко ощущать и понимать разницу между ними. В их сознании закрепляются устойчивые представления о принадлежности звука к той или иной группе, что приводит к правильному выбору букв, обозначающих звуки и, как следствие, грамотному письму.
При этом новые обозначения не противоречат общепринятым, что обеспечивает преемственность в работе учителя начальных классов и учителя-логопеда.
Простота и логичность новых обозначений характеристик звуков способствуют лёгкому запоминанию их детьми. Эти обозначения расширяют также возможности создания новых интересных заданий для развития фонематических процессов.
Использование нового материала для составления схем слов и предложений с учётом системы обозначений различных характеристик звуков помогает ребёнку чётко представлять слого — звуковой состав слова, а также состав предложения при написании их по слуху и контролировать правильность написания непосредственно во время выполнения задания и сразу после.
Так, составив схему предложения, а затем записав его и подчеркнув буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, ребёнок сможет сравнить количество и порядок чёрточек определённых цветов с количеством и порядком цветных квадратов в схеме.
Улучшение самоконтроля приводит к снижению количества ошибок в письменных работах.
Использование звуковой мозаики и слоговых таблиц способствует прочному фиксированию в сознании ребёнка соответствия цвета и формы определённому звуку, помогает развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Упражнения, в которых буквы заменены цветными квадратами, облегчают на первых порах дифференциацию сходных по акустическим или артикуляционным признакам согласных и помогают сконцентрировать внимание ребёнка при выполнении задания, повышают интерес к занятиям.
Использование при написании диктантов цветных карандашей также приводит к мобилизации внимания детей и уменьшению количества ошибок.
А все вышеперечисленные факторы приводят к достижению основной цели – ускорению развития фонематических процессов и более быстрому овладению детьми грамотным письмом.
Литература.
Ванюхина Г.А. Речецветик. Екатеринбург: Старсо, 1993.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. М.: Просвещение, 1991.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991.
Шапиро И.Н., Кондакова М.Ф., Подшивалова М.ИюЮ Ермоник Ц.Г. Диктанты и другие материалы для дифференциации смешиваемых букв. М.: Просвещение, 1964.
6
Обозначение мягкости согласных на письме
В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:
- При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.
Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости согласных в следующих случаях:
а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], белье — бе[л′йо];
б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);
в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глагола), а также наречий: вскачь, навзничь.
- Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные звуки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].
- При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знание профилей звуков является необходимым условием в работе учителя-логопеда. Для того,чтобы научить правильно и красиво говорить, для начала, нужно знать положение органов артикуляции. Профили.
Классификация звуков русского языка.
Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными орган.
В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть.
Источник
Звуковое значение букв е, ё, ю, я
- Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:
- в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
- после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
- после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.
Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и: соловьи — соловь[йи].
- Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшествующего согласного в позиции после согласных, парных по твердости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].
Памятка:
- Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
- Звуки [х], [ц], [ч], [ш′] — глухие (не имеют пары по звонкости-глухости)
- Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
- Звуки [й], [ч], [ш′] — всегда мягкие.
Полный фонетический разбор слова
План фонетического разбора:
- Орфографическая запись слова.
- Деление слова на слоги и место ударения.
- Возможность переноса.
- Фонетическая транскрипция слова.
- Характеристика всех звуков по порядку:
- согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
- гласный: ударный – безударный.
- Количество звуков и букв.
- Случаи несоответствия звука букве.
Образец разбора
- Приятели
- Слоги: при‑я́-те-ли (4 слога; ударение падает на 2‑й слог).
- Перенос: при-я-те-ли.
- [пр’иjа́т’ьл’и]
- п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный. р [р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный. и [и] – гласный, безударный. я скобка [ j ] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный. [а́] – гласный, ударный.т [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный. е [ь] – гласный, безударный. л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный. и [и] – гласный, безударный.
- 8 букв – 9 звуков.
- Буква я обозначает два звука – [jа́].
Таким образом, звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова. Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения.
Именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] — различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок содержит элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании.
Урок содержит элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании.
Раздел физики 9 класса «Механические колебания и волны». Презентация к уроку «Звук. Характеристики звука».
Конспект урока физики в 9 классе по теме «Звук. Характеристики звука».
Данная презентация можно использовать для изучения новой темы «Звук».
План конспект открытого урока можно использовть для изучения новой темы «Звуковые колебания».
Источник