Восстановление голоса при парезах и параличах гортани


Голос нужно беречь не только профессиональным вокалистам, для которых это рабочий инструмент и источник дохода, но и всем, кому приходится работать с людьми. Для производственного рабочего, программиста-фрилансера или дальнобойщика потеря голоса – небольшая неприятность, не страшнее насморка или легкого ушиба, но для менеджера, продавца, оператора, диспетчера – пропущенный рабочий день. Если же проблема серьезная, можно в одночасье лишиться и работы, и специальности. Обязательно изучите материалы по профилактике и недопущению срывов голоса и травм голосовых связок, т. к. предупредить проблему всегда проще, чем решить.

Обязательно изучите материалы по профилактике и недопущению срывов голоса и травм голосовых связок, так как предупредить проблему всегда проще, чем решить. Если же беда уже случилась, то данная статья поможет узнать, что делать в такой ситуации: как грамотно оказать себе или знакомому помощь, как быстро восстановить голос и что нельзя делать, чтобы не навредить еще больше. Еще больше по этой теме вы узнаете, записавшись на курс ораторского искусства или уроки актерского мастерства театральной студии «Бенефис».

Симптомы

Нарушения голоса при данной патологии проявляются в осиплости или охриплости тембра, снижении силы голоса, уменьшении тонового диапазона, появляется голосовая утомляемость, неприятные ощущения в гортани. Дыхание становится поверхностным, сокращается фонационный выдох. Степень нарушения голоса различна от лёгкой до сильно выраженной, затрудняющей восприятие речи. Все это может привести к невозможности выполнения своих профессиональных обязанностей, осложняет общение в быту. Симптомы изменения голоса не должны оставаться без внимания. Необходимо своевременно обратиться к фониатру.

Эффективные упражнения от осиплости голоса

Голос – важнейший инструмент, который требуется нам для общения и самовыражения. И если с голосом что-то случается – от осиплости до полной его потери, – то это становится самой настоящей проблемой. Частые простудные заболевания и всевозможные болезни горла (ларингит, фарингит, ангина) могут привести не только к хрипоте, но и к полной потере голоса. Сухой воздух (в том числе от кондиционера), пыль, курение тоже являются врагами нашего голоса. В группе риска – люди, которым в силу профессии часто приходится напрягать голосовые связки: учителя, певцы, дикторы, экскурсоводы, руководители и др. Проблемы с голосом могут возникнуть даже от таких приятных занятий, как посещение футбольного матча и пение в караоке. От повышенной нагрузки голос садится, появляется охриплость, кашель, ощущение дискомфорта в горле.

Профилактика осиплости

Можно ли предупредить проблемы с голосом, особенно если работа связана с необходимостью много говорить? Фониаторы советуют придерживаться таких рекомендаций.

  • Если на работе ты вынуждена подолгу говорить, чаще меняй интонацию в разговоре.Такая «зарядка» хорошо тренирует голосовые связки. При этом избегай повышенного тона, чтобы их не перенапрячь.
  • По возможности реже общайся по телефону, поскольку в этом случае на голос идет большая нагрузка, чем в обычной беседе.
  • Старайся каждый день делать специальные упражнения. Они помогут улучшить работу голосовых связок и легче переносить речевые нагрузки.

Упражнения для голоса

  1. Произнеси 20–30 раз слоги «кьюу-икс»: на слоге «кьюу» округляй губы, на «икс» растягивай их в улыбке. Затем набери воздуха и протяжно произнеси согласный звук «м» или «н». Направь его вверх в носовую полость, приложив при этом к обеим сторонам носа сложенные вместе пальцы рук. Под ними должна ощущаться вибрация.
  2. На выдохе несколько раз произноси нараспев буквосочетания: «ми-ми-ми», «ма-ма-ма», «му-му-му». Именно так, распеваясь, делают певцы. Затем попробуй прочитать любое предложение, произнося сначала только гласные, а потом только согласные буквы. Сделай так 5–7 раз.
  3. Положи руки на солнечное сплетение и проговори любой текст, стараясь, чтобы звуки исходили именно из живота. При этом широко открывай рот и четко артикулируй согласные.
  4. Несколько раз произнеси фразу: «Говорить надо не горлом, а носом». Старайся говорить в нос, чтобы звук получился «простуженным». Это упражнение отлично расслабляет напряженные связки.

С профилактической целью для защиты дыхательных путей и предотвращения повышенной нагрузки на связки можно использовать пастилки на основе исландского мха Исла Минт и Исла Моос. Они оказывают защитное, противовоспалительное, иммуномодулирующее и антимикробное действие при воспалительных процессах и отлично подходят тем, кто страдает ларингитами, фарингитами, бронхитами, а также всем тем, кто испытывает повышенные нагрузки на связки.

Обследования и лечение

В отделении фониатрии ФГБУ НКЦО ФМБА России широко используются высокотехнологические эндоскопические методы исследования такие как:

видеоларингостробоскопия – метод, который позволяет оценить макроморфологическую функцию гортани ( XION medical);

высокоскоростная видеоларингостробоскопия – метод с высокой четкостью изображения дает возможность получения до 4 000 цветных изображений в секунду и произвести динамическую запись 20 изображений за один период колебаний голосовых складок ( аппарат Richard Wolf);

видеофиброназофаринголарингоскопия – метод, позволяющий провести диагностику рака in situ, дисплазию эпителия различной степени, а также диагностику предраковых заболеваний гортани с помощью получения полноценного изображения высокой четкости;

NBI — узкоспектральная эндоскопия – одна из самых современных внедренных в практику технологий, которая дает возможность специалисту визуализировать все изменения сосудистой структуры слизистой оболочки, типичные для новообразований (Olympus OEV261H, CV-170).

С помощью данных современных методов специалист сможет поставить точный диагноз пациенту и назначить ему соответствующее лечение. После этого в кратчайшие сроки необходимо приступать к реабилитации голосовой функции.

Восстановление голоса возможно нехирургическим методом — фонопедией.

Общие проблемы восстановления голоса у детей

Восстановление голоса у детей при органических заболеваниях гортани — сложный и длительный процесс. Трудности логопедической работы с этими детьми обусловлены несколькими отрицательными факторами, из которых основное значение имеет нарушение анатомической целостности гортани в результате многократных операций по удалению опухолей, иссечению рубцов гортани, а также раннее развитие заболевания гортани (чаще до 3 лет) и его неблагоприятное влияние на психофизическое и речевое развитие ребенка. Все указанные факторы диктуют необходимость проведения логопедических занятий с учетом особенностей развития детского организма, с использованием основных дидактических принципов педагогики: наглядности, доступности, постепенного усложнения материала. Ребенок младшего возраста подчас не понимает предъявляемых ему требований, не проявляет интереса к занятиям. Поэтому его нужно заинтересовать ярким, наглядным материалом, все объяснения давать в простой, образной и понятной форме, широко использовать игры.
Положительный результат логопедической работы достигается благодаря большим компенсаторным возможностям детского организма к восстановлению утраченной функции. У ребенка эти возможности выше, чем у взрослых, и утраченная функция восстанавливается быстрее и лучше при создании соответствующих благоприятных условий развития, воспитания и обучения. Так, у детей с органическими нарушениями голоса в результате логопедических занятий роль деформированных или отсутствующих истинных голосовых складок берут на себя ложные складки, образуя ложносвязочный голос.

Трудности логопедической работы по восстановлению голоса у детей связаны также с тем, что в специальной литературе этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Многочисленные работы отечественных педагогов-вокалистов и врачей-фониатров посвящены главным образом постановке и охране певческого голоса у взрослых и детей, а также восстановлению функциональных расстройств голоса у взрослых. Большинство исследователей предлагают ряд ортофонических упражнений (главным образом голосовых) для восстановления голоса у взрослых. Некоторые из этих упражнений использовались в работе со взрослыми больными, страдавшими стенозом гортани на почве огнестрельных ранений, травм, опухолей гортани .

Что касается органических нарушений голоса у детей, то имеются лишь описания единичных наблюдений по поводу этиологии нарушений голоса, клинической картины гортани у этих детей и отдельные методические приемы восстановления голоса.

По мнению ряда специалистов, изменения голоса и дыхания являются первыми симптомами заболевания гортани. Хирургическое вмешательство на гортани нарушает смыкательную функцию голосовых складок и нормальное звучание голоса. При этом отмечается гиперфункция ложных складок и образование ложносвязочного голоса. Тембр его неприятный, даже квакающий, монотонный, грубый, хриплый, сдавленный.

Современная восстановительная логопедия осуществляет свою задачу восстановления утраченной функции организма, пользуясь наиболее гуманными, не травмирующими больного методами. При восстановлении голоса целесообразно применять так называемую щадящую терапию. Г. Шоппе еще в 1888 г. указал на важность проведения массажа, который действует на мускулатуру и на слизистую оболочку гортани, регулирует кровообращение, уменьшает количество слизи. Основы ортофонического лечения были заложены в конце XIX в. Так, при лечении фонастении и функциональной афонии рекомендовались артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, общая гимнастика тела, вибрация, электрические голосовые вилки. Г. Гутцман обращает особое внимание на речевой режим больного — абсолютный покой в течение 8-10 дней. Для получения первого звучания он предложил метод жужжания или мычания, при этом выбор методики работы зависит от индивидуальных особенностей голоса больного. Г. Гутцман впервые предложил более или менее стройную систему работы по восстановлению функциональных расстройств голоса.

Комплексный метод лечения — фоническую ортопедию — применяли при функциональных расстройствах голоса . В него включались: 1) психотерапия; 2) воспитание нижнереберного диафрагмального дыхания; 3) артикуляционная гимнастика (сначала без участия голоса, затем больному предлагалось произносить слова на шепоте); 4) упражнения с громким звуком.

Больной мог регулировать высоту и силу голоса путем изменения силы выдыхаемого воздуха. Некоторые фониатры при восстановлении функциональных расстройств голоса пользовались методом вибрационнофонической ортопедии, основным компонентом которого является ручной и вибрационный массаж гортани в сочетании с голосовыми упражнениями (м, му, мы). Сначала проводились упражнения в сопряженной фонации, затем — в отраженной и наконец — в спонтанной.

В дальнейшем метод фонической ортопедии был дополнен заглушением и ритмическим сотрясением (сейсмотерапия). После проведения режима молчания, артикуляционных и дыхательных упражнений больной встает на дрожательно-шумовую площадку, и в этот момент ему предлагают мычать. Для получения первой фонации достаточно одного-трех сеансов. Если не удается получить голос в течение первых сеансов, дальнейшее применение терапии бесполезно. Более быстрый эффект дают нелечившиеся больные и дети, обладающие большей эмоциональной возбудимостью.

Для лечения взрослых больных со стенозом гортани применялись лечебная физкультура и логопедические занятия. Задача логопедических упражнений — не улучшение голоса, а возможность «воздействовать голосовыми упражнениями на воспалительный стенозирующий процесс для более быстрого и совершенного рассасывания суживающих гортань инфильтратов» .

Логопедические упражнения представлялись как своего рода гимнастика гортанных мышц, улучшающая условия лимфо- и кровообращения в воспаленных тканях. От занятий освобождались только больные с гнойными перихондритами гортани до операции и все больные в течение 10-14 дней после любого хирургического вмешательства на гортани.

Занятия проводились на протяжении всего лечебного процесса — и с трахеотомической трубкой, и после деканюляции. Важно было не получение звучания, а систематическое и ритмическое сокращение гортанной мускулатуры, внутренней и наружной. Обострение воспалительного процесса после занятий ни разу не наблюдалось. Результаты лечения стенозов гортани после введения голосовых упражнений улучшались. По окончании лечения больные пользовались громким, хриплым голосом. В случае отсутствия истинных голосовых складок вырабатывались компенсирующие механизмы за счет деятельности ложных складок, черпало-надгортанных складок или верхушек черпаловидных хрящей.

Н.Н. Усольцев впервые отметил важность и целесообразность проведения логопедических занятий при рубцовом стенозе гортани. Но свои выводы автор сделал на основании результатов лечения взрослых больных. В логопедических упражнениях он видел вспомогательный прием при лечении стенозов гортани, а не способ восстановления голоса у этих больных.

Методика занятий при расстройствах голоса меньше всего разработана в логопедии. В последнее время над разрешением этой проблемы начали совместно работать логопеды, врачи-отоларингологи и фониатры. Логопед Ф.А. Ивановская обобщила свой опыт работы в Московской поликлинике слуха и речи с больными, страдающими некоторыми формами расстройства голоса .

В своих работах она обращает внимание на методику восстановления голоса при функциональных его нарушениях: проведение психотерапевтической беседы, гимнастика артикуляционного аппарата, дыхательные и голосовые упражнения. Продолжительность курса логопедических занятий составляет 4-5 месяцев при амбулаторном посещении логопедического кабинета три раза в неделю (длительность занятия — 25-30 минут).

Методика восстановления голоса, используемая Ф.А. Ивановской, рассчитана главным образом на функциональные нарушения голоса у взрослых, поэтому упражнения, приведенные в ее работах, не могут быть полностью применимы для детей с органическими нарушениями голоса. Многие зарубежные логотерапевты при лечении функциональных расстройств голосообразования также применяли ортофоническую методику. Прежде всего они давали больному представление об акустических свойствах голоса. Развивали кинестетические ощущения больного и его дыхание путем сочетания дыхательных упражнений со звуками (сначала с гласными, затем с звонкими взрывными согласными). Добившись хорошего звучания голоса, тренировали голос в самостоятельной речи в клинической обстановке и вне клиники. Особое внимание обращалось на снятие при фонации напряжения гортани, губ, языка, нижней челюсти. Определенная роль отводилась фарадизации и психотерапии.

Неоценимый вклад в вокальную педагогику и восстановительную голосовую терапию внес французский фониатр Д. Тарно. Он предложил артикуляционную гимнастику и дыхательные голосовые упражнения при функциональных нарушениях голоса. По его мнению, новый голос должен быть вызван на более высоких нотах, с помощью гласных е, и. Электротерапия и психотерапия облегчают задачу восстановления голоса. В среднем для восстановления голоса требуется от 6 до 15 сеансов, при условии, что больной занимается дома самостоятельно.

Д. Тарно в своих работах отмечает, что и при параличах гортани можно восстановить голос путем фониатрического лечения. Но фониатрическое лечение затрудняет атрофия голосовых складок, возникающая в связи с замиранием их функций. Сроки восстановления голоса установить очень трудно, т.к. каждый случай индивидуален. Вопрос лечения функциональной афонии и дисфонии у взрослых наиболее полно освещен врачом-фониатром А.Т. Рябченко. Лечение включает вступительную беседу, сбор анамнеза, изучение больного, ларингологический осмотр, запись дыхания, психотерапию, дыхательные и ортофонические упражнения.

По мнению ряда авторов, органические нарушения голоса (афония и дисфония) представляют наибольшую трудность в лечении. Восстановление голоса требует от больного упорства, энергии. Большое значение имеет психотерапия, прослушивание магнитофонных записей, исследование акустических свойств голоса. Восстановление голоса начинается с артикуляционных и дыхательных упражнений. Вновь полученный голос укрепляется в пении, жужжании. Даются упражнения для развития высоты, силы, тембра голоса. Сроки лечения — от 3 до 5 месяцев.

Английский фониатр В. Рипер дал высокую оценку жевательному методу, предложенному Э. Фрешельсом. Этот метод заключается в сочетании жевательных движений и голоса. Жевательные движения действуют на кортикальные области мозга, связанные с двигательной стороной речи. Значительный опыт по восстановлению голоса у детей и подростков при органических заболеваниях гортани накоплен в сурдологопедическом отделении Московской детской больницы имени Ф.Э. Дзержинского. Врачи-отоларингологи неоднократно указывали на важность и целесообразность логопедической работы по восстановлению голоса у этих детей . Заключительный этап лечения рубцового стеноза гортани был назван функциональной терапией, он включает логопедические занятия, дыхательную гимнастику под руководством логопедов и воспитателей. При таком комплексном лечении достигается большой эффект в восстановлении утраченной голосовой функции ребенка.

Какие же физиологические принципы лежат в основе ортофонического лечения? Прежде всего, процесс голосообразования — это функция комплекса органов, объединенных регулирующим действием центральной нервной системы. Последняя осуществляет нервно-рефлекторную регуляцию дыхательной, защитной и голосообразовательной функции гортани. Звук голоса возникает в гортани, поэтому для пения и речи прежде всего необходима нормальная функция голосовых складок. Многие отечественные и зарубежные фониатры и отоларингологи обратили внимание на особенности анатомического устройства голосового аппарата и их влияние на качество разговорного и певческого голоса.

Помимо строения и функции голосовых складок, важную роль в голосообразовании играют надставная трубка голосового аппарата с резонаторами и дыхательная система.

Образованный в гортани голос слаб и бескрасочен, свое окончательное тембровое звучание, громкость, интенсивность он приобретает в резонирующих полостях глотки, рта и отчасти носа. В ротоглоточном резонаторе голос не только усиливается, но и дифференцируется на отдельные звуки, что происходит благодаря непрерывному изменению положения, размера, формы и объема ротоглоточной полости. При этом образуются затворы, замыкающие или суживающие резонансную полость. Поэтому каждый звук является результатом сложной мускульной работы целого комплекса органов, участвующих в произношении, — языка, губ, щек, зубов, мягкого и твердого нёба, верхней и нижней челюсти, особенно последней. Кроме того, на звучание голоса оказывает влияние работа мимических мышц, раздражения кожи лица, состояние слизистой оболочки ротоглоточного резонатора.

Дыхательная система («энергетическая») сообщает энергию для колебаний голосовых складок, увеличивает амплитуду их колебаний, обеспечивая силу голоса. Согласно миоэластической теории голосообразования подсвязочное давление воздуха регулирует не только силу, но и высоту голоса. При этом последняя образуется только в периферической мышечной системе голосовых складок — путем их «прорыва» силой подсвязочного воздушного давления, что и обеспечивает частоту колебаний голосовых складок. Энергия же их колебаний зависит от соотношения давления воздуха с эластичностью и упругостью голосовых связок.

Вопросы дыхания во время речи получили иное объяснение в свете нейрохронаксической теории голосообразования. Согласно этой теории голосовые складки человека колеблются не пассивно, под действием проходящего тока воздуха, а активно, под влиянием импульсов из центральной нервной системы. Голосовые складки периодически сокращаются и прерывают воздушный поток, образуя звуковые колебания. Экспериментальные наблюдения Р. Юссона подтверждают это положение. Так, во время операции трахеотомии больному предложили произнести несколько звуков и в этот момент увидели колебания голосовых складок, несмотря на то что воздух к ним не поступал, а через трубку выходил наружу. Но колебания голосовых складок происходили беззвучно, что доказывает необходимость тока воздуха для образования звука голоса. При этом особенно велика роль диафрагмы для образования подсвязочного давления воздуха. При речи диафрагма является основой взаимоотношений между голосовыми складками, давлением воздуха и деятельностью всей грудобрюшной преграды. Н.И. Жинкин обнаружил парадоксальные движения диафрагмы, которая быстро регулирует подсвязочное давление, что выравнивает динамический диапазон (громкость) различных гласных и согласных звуков. Такая чуткость диафрагмы к характеру произносимого звука объясняется тем, что диафрагма, гортань и все резонаторы снабжены единой системой управления, состоящей из чувствительных и двигательных нервов, сходящихся в центрах головного мозга.

Фонопедия

Занятия проводит логопед, прошедший специализацию по фониатрии и фонопедии — фонопед. Фонопедический тренинг включает дыхательные, голосовые и релаксационные упражнения. Их целью является активизация внутренних мышц гортани, формирование косто-абдоминального дыхания, координация фонации и дыхания, снятие чрезмерного напряжения. Данные тренировки не имеют противопоказаний и побочных эффектов. Восстановление голоса основывается на компенсаторных возможностях организма. Продолжительность курса составляет от 2-х до 4-х месяцев.

Наряду с традиционными фонопедическими занятиями возможны и дистанционные, что позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь таким пациентам во всех регионах и уголках РФ. Наш опыт ведения пациентов с парезами и параличами гортани показывает, что у всех пациентов после восстановительного обучения наблюдался положительный результат, который заключался в улучшении ларингоскопической картины, увеличении тонового и динамического диапазона, времени максимальной фонации, выносливости голоса, улучшении тембральных характеристик, стабильности звучания. У 48% пациентов улучшилось не только качество голоса, но и восстановилась подвижность голосовой складки.

Коррекционно-педагогические методы восстановления голоса являются высокоэффективными и не имеющими противопоказаний методами реабилитации пациентов с парезами и параличами гортани.

Уход за голосовыми связками

Точечный массаж, проведенный ранним утром, взбодрит тело и настроит речевой аппарат на нужную волну. Чтобы как следует восстановить голосовые связки, нужно полностью сосредоточиться на массаже. Это поможет обнаружить области, в которых ощущается явный дискомфорт, всевозможные болевые ощущения или покалывания.

Их следует обработать с особым вниманием. Массировать нужно по часовой стрелке, повторяя круговые движения не менее 8 раз. Чувствительные точки на висках и у крыльев носа, на подбородке и за ушами, на шее и между бровей помогут как улучшить голосовые связки, так и повысить общий тонус. Распевание – еще один хороший ответ на вопрос о том, как развить голосовые связки. Если вы чувствуете, что одной работы с дикцией недостаточно для достижения желаемого уровня ораторского мастерства, то попробуйте добавить в свой арсенал основы актерского мастерства. Это можно сделать, как записавшись на курсы, так и поучаствовав в массовке или кастинге.

Поделиться статьёй:
Мне понравилась статья

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]