Йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм) и методы их исправления

Название дефекту дала десятая буква греческого алфавита – «kappa». К капацизмам относят недостатки артикуляции задненебных звуков [К-К′], [Г-Г′], [Х-Х′]. Иногда в классической логопедии два последних фонетических дефекта выделяют в самостоятельные группы – гаммацизм и хитизм. Каппацизмы менее распространены, чем сигматизмы и ротацизмы. Однако в логопедической практике они являются одними из наиболее стойких, сложных и трудно поддающихся коррекции дефектов. Замещение задненебных звуков другими фонемами русского языка носит название паракаппацизма, парагаммацизма, парахитизма.

Причины каппацизма

Для нормативного произнесения заднеязычных необходим высокий подъем корня языка, его смычка с мягким небом и энергичный ротовой выдох. Если какое-либо из трех условий невыполнимо, то артикуляция задненебных звуков приобретает дефектный характер. Причинами паракаппацизмов выступают недостатки фонематического слуха или тугоухость. Каппацизмы наблюдаются при следующих состояниях:

  • Небные расщелины.
    Расщепление мягкого неба (волчья пасть) нарушает анатомо-функциональные условия в ротовой полости, необходимые для произнесения заднеязычных. Небная занавеска не перекрывает вход в носовую полость, поэтому происходит утечка воздуха. Корневая часть языка смещается назад, к артикуляции задненебных подключаются стенки зева.
  • Готическое небо.
    Из зубо-челюстных аномалий наиболее значим для возникновения каппацизма аркообразный небный свод. В таком случае смычка корня языка с небом становится невозможной, развивается механическая дислалия.
  • Нарушение тонуса артикуляционных мышц.
    Отмечается при дизартрии. Язык может быть спастичным, напряженным или вялым, распластанным. Такие условия препятствуют правильному произношению не только заднеязычных, но и других по способу образования звуков.
  • Функциональная дислалия.
    В отдельных случаях искажение по типу каппацизма является следствием неточности и недифференцированности артикуляционных движений, копирования неправильных речевых образцов, инфантильного глотания. Подобный механизм наблюдается у соматически ослабленных детей, билингвов, детей с патологическими оральными привычками.
  • Особенности местного говора.
    Фрикативный [Г] можно услышать в южнорусском, украинском, белорусском языках (гэканье). Паракаппацизмы (замена [Г] на [Х] на конце слова) характерныдля северных диалектов (Вологодская, Архангельская область, Забайкалье).

Каппацизм

Как лечить дислалию, избавиться от косноязычия?

На первой консультации врач расскажет Вам, как лечить дислалию в Саратове у дошкольников, школьников, как вылечить дислалию в России у детей дошкольного, школьного возраста, как избавиться от косноязычия, что такое артикуляционно фонематическая, артикуляторно фонематическая и фонетическая, моторная и сенсорная, механическая, мономорфная, фонематическая, простая, сложная дислалия у дошкольников. Как проводится профилактика, коррекция дислалии, логопедическое обследование детей с дислалией? Помогает ли логопедическая психо-коррекционная педагогическая коммуникативная работа? Как страдает звукопроизношение при дислалии? Чем опасна полиморфная дислалия, что такое хейлопластика, уранопластика? Какая этиология и причины дислалии, дифференциальная диагностика, упражнения, гимнастика, литература, заключение? Что такое ринолалия, дизартрия, ФНР, ФФН, речевая карта? В чем заключается профилактика дислалии? Сарклиник знает, как лечить дислалию у детей в России.

Сарклиник проводит лечение афонии, дисфонии, брадилалии, лечение заикания, тахилалии, открытой и закрытой ринолалии, дислалии, лечение алалии, дизартрии, лечение афазии, назализации, лечение задержки речевого развития, дизграфии, лечение общего недоразвития речи, гиперкинезов, синкенезии, лечение ЗРР, ЗПРР, задержки речевого и психоречевого развития, дислексии у детей и подростков в Саратове.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст: ® Sarclinic.com \ Ssrlinic.ru Фото: (©) (©) Gekaskr | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Дети, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Похожие записи:

Энкопрез у детей, невротический энкопрез, лечение энкопреза

Минимальная мозговая дисфункция у детей, лечение ммд у детей

Эхолалия речи у детей: коррекция, лечение, симптомы

Вегето сосудистая дистония у детей, лечение ВСД в Саратове

Тики, нервный тик, лечение, гиперкинезы, гиперкинез лечение

Комментарии ()

Характеристика заднеязычных

Согласные [К], [Г], [Х] являются ротовыми, заднеязычными по месту образования. [К] и [Г] – смычно-взрывные, парные по глухости-звонкости, [Х] – щелевой, глухой, непарный.

При артикуляции [К] верхние и нижние зубы слегка разомкнуты, передняя часть языка находится в нижнем положении, кончик не касается нижних резцов. Задняя треть спинки языка образует смычку с небной занавеской. Во время произнесения звука язык и небо размыкаются под напором воздушной струи, которая создает характерный шумный призвук при выходе из ротовой полости. Артикуляция [Г] аналогичная, с той разницей, что голосовые складки находятся в сомкнутом положении, звук звонкий.

При артикуляции [Х] смычка неполная, между спинкой языка и небом остается щель. Мягкие заднеязычные фонемы отличаются от твердых перемещением смычки или щели вперед, в средние отделы неба.

Недостатки произношения звуков к, г, х, к’, г’, х’ (каппацизм, гаммацизм, хитизм)

Уклад органов артикуляции. При произнесении звука к губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами до 5 мм. Кончик языка опущен и касается нижних резцов, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. Место смычки языка с нёбом меняется при разных фонетических условиях: при ка оно оказывается на границе твердого и мягкого нёба, при сочетании с лабиализованными гласными о и у смычка оказывается ниже (с мягким нёбом). Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции г добавляется участие голосовых складок, ослабляется сила выдоха и напряжение органов артикуляции по сравнению с к.

При артикуляции звука х в отличие от к задняя часть спинки языка неполностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создается щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

При произнесении мягких к’, г’, х’ язык подвигается вперед и производит смычку с нёбом (а для х’ — щель). Средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу. Передняя часть (как и при твердых к, г, х) опущена. Кончик языка находится несколько ближе к Нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы..

При каппацизме и гаммацизме наблюдаются следующие нарушения: звук образуется смыканием голосовых складок, которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Вместо к слышится гортанный щелчок. При произнесении звонкого — к шуму добавляется голос. При хитизме слышится слабый гортанный шум.

Встречаются случаи замены заднеязычных взрывных к и г переднеязычными взрывным го и д, которые носят название паракаппацизма и паратаммацизма. Изредка встречается разновидность паракаппацизма, когда звук к заменяется х. При гаммацизме замена фрикативным заднеязычным или фарин-гальным г обозначается в транскрипции греческой буквой (гамма).

Нарушения мягких г’, к’, х’ аналогичны нарушениям твердых г, к, х, но в некоторых случаях наблюдается боковое произношение к’ и г’.

Приемы исправления этих звуков сводятся к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных, а фрикативных заднеязычных от фрикативных переднеязычных. Мягкие звуки ставятся от мягких, а твердые — от твердых. Постановка звуков производится с механической помощью. Ребенок несколько раз произносит слог та, в момент произнесения логопед шпателем постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, потом кя, а вслед за ним ка. Так же ставится звук г от слога да, но его можно получить и озвончением к. Звук х ставится от звука с аналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хя и наконец ха.

Описанные приемы постановки звуков используются как при функциональной, так и механической дислалии. Постановка звуков при механической дислалии должна предшествовать большая подготовительная работа, чем при функциональных дислалиях. В процессе нее большое внимание уделяется «произносительным пробам», позволяющим выяснить, при каком из укладов органов артикуляции можно получить акустический эффект, наиболее близкий к нормированному звуку.

В разном фонетическом окружении одна и та же фонема реализуется в разных артикуляционных вариантах, поэтому должны отрабатываться наиболее частотные варианты сочетаний.

Условием, способствующим выработки нормированных звуков и облегчающим ребенку процесс овладения умениями и навыками звукового оформления речи, является адекватно выбранный путь постановки звука. Наиболее оправданным является тот, при котором учитывается артикуляторная близость звуков и естественные, присущие речи способы его реализации. Опираясь на тот или другой звук как базовый, логопед при его постановке должен исходить из того, что только слог является той минимальной единицей, в которой он реализуется. Поэтому о постановке звука можно говорить только в том случае, если он оказывается в составе слога. Все попытки ставить звуки на основе подражания окружающим шумам (шипению гуся, шуму поезда, треску пулемета и мн. др.) для работы над произношением при дислалии могут иметь только вспомогательное значение.

Виды каппацизма

Встречаются три основные разновидности каппацизма: гортанный, носовой, боковой. Звуки также могут отсутствовать.

  1. Отсутствие заднеязычных.
    Звуки [Г], [К], [Х] и их мягкие парные варианты не произносятся совсем, «выпадают» из слов, из-за чего речь становится малопонятной.
  2. Гортанный
    . При данном варианте каппацизма вместо звука слышится щелчок голосовых складок, похожий на треск.
  3. Боковой
    . Чаще встречается при дизартрии, когда воздух выходит не по средней линии языка, а через боковые отделы ротовой полости.
  4. Носовой
    . Характерен для открытой ринолалии, в этом случае задненебные звуки приобретают носовую окраску.

При паракаппацизме звук [К] обычно заменяется на [Т] или [Х], при парагаммацизме следует замена [Г] на [Д] либо [К], при парахитизме вместо [Х] употребляются [К], [Т], [С]. Паракаппацизмы отражаются на письме, вызывая явления артикуляторно-акустической дисграфии.

Дислалия: классификация, формы, виды

Неврологи, невропатологи, рефлексотерапевты, психоневрологи, логопеды выделяют 2 основных вида дислалии: функциональная и органическая. 3 основных вида функциональной дислалии: артикуляторно-фонетическая, артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая.

По количеству нарушенных видов специалисты выделяют 2 вида дислалии: мономорфная, полиморфная. При мономорфной дислалии нарушено произношение 1 звука или одной группы звуков, при полиморфной дислалии нарушено произношение двух и более звуков, групп звуков.

При дислалии тот или иной звук может не произноситься, один звук заменяться другим, произноситься изолированно, но отсутствовать или искажаться в самостоятельной речи.

Диагностика

Поскольку недостатки заднеязычных часто ассоциированы с челюстно-лицевыми аномалиями, их диагностика требует междисциплинарного подхода с участием логопедов-дефектологов, стоматологов-хирургов, детских неврологов, ЛОР-врачей. Выявить каппацизм и установить его причину помогает:

  • Консультация логопеда.
    Состоит из нескольких блоков: оценки состояния и подвижности артикуляционных органов, проверки фонетической стороны речи, фонематического слуха, лексико-грамматического строя. При осмотре могут быть обнаружены расщелины ЧЛО, готическое небо, паретичность/спастичность мышц языка. Определяется вид каппацизма, другие звуковые дефекты (искажения, замены звуков), делается вывод о характере нарушения языковой функции.
  • Оценка стоматологического статуса.
    Для уточнения анатомических дефектов ЧЛО и подготовки к их оперативному устранению производится КТ челюстей и лицевого скелета. С целью оценки функции небно-глоточного затвора выполняется назофарингоскопия. Изготавливаются диагностические модели для раннего этапного лечения.
  • Неврологическая диагностика.
    Выявить сопутствующую неврологическую патологию помогают электронейромиография, ЭЭГ, по показаниям ‒ МРТ головного мозга.
  • Сурдологическое обследование.
    Оценить физический слух требуется для исключения тугоухости, связанного с ней паракаппацизма и других звуковых замен. Для этого выполняется аудиограмма, импедансометрия, регистрация слуховых ВП, отоакустическая эмиссия.

Коррекция каппацизма

Коррекция

Медицинское сопровождение

При наличии дефектов верхнего неба показано поэтапное хирургическое вмешательство: ураноплстика, велофарингопластика, при необходимости – хейлоринопластика. Между операциями осуществляется ортодонтическая коррекция. Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры требует сочетания медикаментозной терапии с общим массажем, физиолечением (электростимуляция, СМТ-терапия), иглорефлексотерапией. Недостатки слуха корригируются с помощью методов слухопротезирования.

Логопедическая помощь

Этапы коррекционно-логопедической работы при каппацизме включают подготовку артикуляционного аппарата, звукопостановку, автоматизацию. На подготовительном этапе используется:

  • Артикуляционная гимнастика.
    Ее цель – развитие подвижности и подъема задней трети спинки языка. Выполняются упражнения «Горка», «Катушка», «Сдуть снежинку с горки», «Погреем ручки». Полезны имитация позевывания, покашливания, икания, глотание капель воды из пипетки.
  • Логопедический массаж.
    Направлен на нормализацию тонуса язычных мышц (активизацию или расслабление). Массаж артикуляционных органов чаще проводится с помощью логопедических зондов.

Звукопостановка осуществляется подражательным или механическим способом от опорных слогов путем отодвигания языка вглубь полости рта (Та – Ка, Да – Га, Са – Ха). После получения нормативного звука переходят к этапу закрепления. При каппацизмазх работа на этом завершается, при паракаппацизмах дополнительно требуется дифференциация смешиваемых звуков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]