Как поставить голос? 13 Потрясающих техник постановки голоса

Ваши мечты о карьере вокалиста не исчезли, даже когда вы повзрослели? Всегда хотели научиться петь, но не знаете, какие техники применять, чтобы голос не срывался? У вас получается выступать перед публикой, но чувствуете неуверенность в речи? Мы подготовили для вас полезные инструкции, как поставить голос.

В статье расскажем:

Как поставить голос для пения?

  1. Как поставить дыхание?
  2. Как поставить голос в домашних условиях?
  3. Как поставить голос с преподавателем? Как выбрать школу вокала?
  4. Упражнения для постановки голоса;

Как поставить голос для речи?

  1. Упражнения для постановки голоса;
  2. Как сделать голос приятным?
  3. Как сделать голос громче?
  4. Как сделать голос мягче?
  5. Как поставить голос с преподавателем? Как выбрать школу ораторского мастерства?

Хотите изучить ещё больше техник по постановке голоса? Приходите на курсы вокала и курсы ораторского мастерства в Санкт-Петербурге, где вам расскажут все тайны о голосе и научат секретным техникам.

Как поставить голос для пения?

Каждый из нас в детстве или не совсем хоть раз брал в руки расчёску, использовал её в качестве микрофона и крутился перед зеркалом, выкрикивая «Май харт уил гоу ооон энд оооон» или «Ви а вэ чемпионс, май фрэээндс». Потом приходили родители, смеялись от увиденного, и мечты о певческой карьере почему-то всё больше казались мечтами, чем реальностью.

Но однажды утром вы проснулись и осознали: «Сейчас или никогда!» Хватит голосить для машины в пробке или для соседей в душе. Пора усовершенствовать вокальные данные и освоить пение на серьёзном уровне. Мечты ведь должны сбываться.

Самое главное для хорошего певца — это ровное дыхание и голос, который заинтересует слушателя, а не вынудит его закидать вас помидорами. С этого и нужно начинать обучение.

Начинающая оперная певица Дарья Герасимова рассказала нам обо всех тонкостях обучения вокалу.

Как поставить голос в домашних условиях?

Это зависит от того, какой именно голос вы собираетесь ставить. Если речь идёт об эстрадном голосе, то достаточно выбрать исполнителей, которые вам нравятся, слушать их как можно больше и пытаться повторить за ними. С вероятностью в 70% у вас получится воспроизвести их манеру пения.

Птичка пытается

Если мы говорим про классическую музыку, в домашних условиях голос не поставить. Когда мы начинаем петь, наш голос тембрически меняется. И что с этим делать, расскажет преподаватель. Да, у вас может быть небольшой успех, если упорно и усердно смотреть ролики с YouTube, но колоссального прогресса без поддержки знающего человека не получится.

Если вы всё прочитали, но ничего не поняли, вот вам видео. В нём всё то же самое, только визуально:

Ещё несколько советов

Совет первый: как можно чаще старайтесь держать под контролем темп своей речи. Помните, что чем быстрее ваша речь, тем сильнее напряжены голосовые связки, а значит, голос выше. Голос человека нередко сравнивается с виниловой пластинкой – когда рукой замедляешь её вращение, звук становится более низким. А если целенаправленно понижать тон голоса, ваша речь станет минимум на 10% медленнее.

Совет второй: учёные доказали, что вдох через нос содействует понижению голоса, т.к. поток воздуха, который проходит через носовые ходы, нейтрализует рефлекторно-эмоциональное напряжение. Однако правильный разворот гортани и низкое её положение сохраняются. Так что, вдыхайте носом.

Совет третий: низкий голос очень тесно связан с правильной осанкой. Если вы стремитесь понизить свой голос, вы будете просто вынуждены поработать со своим позвоночником – осанка должна быть прямой, но не напряжённой. И вот ещё что: от правильного положения позвоночника зависит также и деятельность мозга – это было подтверждено при помощи электроэнцефалограммы. Отмечено, что люди, у которых правильная осанка и низкий глубокий голос, не только создают видимость своей самодостаточности и уверенности – именно такими они являются и в жизни.

Совет четвёртый: здесь всё банально – высыпайтесь! Странно, но голос выспавшегося человека более низок. Фишка тут в том, что благодаря сну происходит расслабление голосового аппарата, посредством чего обеспечиваются все преимущества низкого голоса. Так-то!

Но не стоит думать, что люди с высоким голосом чем-то хуже остальных. В действительности, всё может быть по-разному: как человек с низким голосом может испытывать неуверенность в себе, так и человек с высоким голосом может поражать своей уверенностью и силой. Не столь важен голос, сколько суть, не так ли? Однако подсознательное восприятие ещё никто не отменял.

Помните, что развиваться нужно комплексно: растите как личность, узнавайте новое, овладевайте полезными навыками, развивайте уверенность в себе и, конечно же, учитесь управлять собой, в том числе, и голосовыми связками.

Успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Логика vs интуиция
  • Кови «Восьмой навык»: краткое содержание
  • Невербальная коммуникация
  • Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови
  • Как начать бегать
  • 4 способа приглушить негативный внутренний голос
  • Как произвести хорошее первое впечатление
  • Фиксированное мышление
  • Главное ограничивающее убеждение человека
  • Социальное беспокойство

Ключевые слова:1Риторика

Как поставить голос с преподавателем и выбрать школу вокала?

Чтобы поставить голос с преподавателем, нужно сначала найти его. Искать своего преподавателя нужно методом тыка. Приходить на пробные занятия, слушать, слышать, чувствовать человека, твой он или нет. Каждый мастер вокала будет учить вас своим способом, но для начала должна быть база. Если вам комфортно с человеком и его указаниями, то вы нашли своего преподавателя.

Бывает и так, что на занятиях вы начнёте испытывать физический дискомфорт. Связки будут жать, голос — извлекаться с болью. Тогда нужно оставлять такого преподавателя. Пение — это момент чистого наслаждения.

Также, по словам Дарьи, не нужно подстраиваться под преподавателя, если вы чувствуете, что что-то идёт не так. Если же вы согласны со своим наставником, видите смысл в его словах, понимаете и можете выполнить его указания, то, конечно же, извлекайте пользу из мастера. Со своим преподавателем вы должны быть большими друзьями и чувствовать в нём родную душу.

Вокальных школ сейчас очень много, среди них бывает трудно найти что-то стоящее. Поэтому пробуйте, смотрите, и школа обязательно встретится вам на пути. На курсах по вокалу вам за 6–8 занятий расскажут базу о дыхании и звуке, научат простым упражнениям и поставят голос. Стоимость таких курсов — 7 500–9 000 рублей.

Упражнения для постановки голоса

Как бы это странно ни звучало, но голос в вокале занимает последнее место по важности. Поэтому его постановкой, как правило, никто не занимается.

Расскажем вам про основные упражнения, если вы начинающий певец.

  1. Упражнения для дыхания: распевки, скороговорки и физические упражнения. Если у вас в школе было пение, то вы помните эти ноты от «до» до «до», когда с каждой звук становился всё громче и тоньше. Скороговорки помогают для дикции и для связок. Что касается физических упражнений, здесь речь о небольшой гимнастике. Связки — это мышцы, поэтому их тоже необходимо разогревать, как разогревают свои мышцы спортсмены.

Вспоминаем уроки физкультуры в 6 классе и разминочку на них. Делаем всё то же самое: потягушки — голова — туловище — ручки — ножки — потягушки.

2. Упражнения, чтобы голос не сорвался. Чтоб голос не сорвался, нужна хорошая опора. Если вы даёте так называемого петуха, это означает, что голос сел на связки и они сорвались. Этого делать нельзя.

Весь вокал — это визуализация, поэтому представляйте, что голос направляется в зону «третьего глаза».

Во время пения нужно представлять, куда мы направляем голос, чтобы было легче. Физически он никогда не окажется во лбу, потому что там нет дыхательных путей. Но если думать об этом, то ноты работают именно так и там. Магия, не иначе.

Представляйте, что направляете голос в зону третьего глаза, как этот котик

Ставьте голос на опору, максимально напрягайте низ живота и представляйте, что голос идёт не наверх, а вниз, как по трубе. Тогда вы осмысливаете взятие верхних нот, и они получаются.

3. Упражнения, чтобы голос не дрожал. Дрожит на самом деле не голос, а гортань. И слышимое дрожание означает, что она поднимается. Дрожащей гортанью тоже опасно петь, это вредно для здоровья. Гортань поднимается, потому что нет правильно поставленных опоры и дыхания.

Если же они поставлены, а такая проблема всё равно возникает, нужно представлять, как поднимается дальняя часть нёба. Язык при этом должен максимально опускаться к кончикам нижних зубов. В таком случае гортань должна начать слушаться. Или наоборот, звук нужно сузить: пустить голос к верхним зубам, опустив язык вниз и подняв нёбо наверх.

Ещё можно попробовать опустить голову. Вместе с ней опустится гортань и перестанет дрожать. Если и это не помогает, то нужно пошевелить головой во время пения, сохраняя на месте опору и дыхание.

Ну, и напоследок, для тех, кто хочет менять тон. Можете начать курить или сбросить несколько килограммов. А если серьёзно, то менять тон нет никакого смысла. Каждый голос уникален, нет двух одинаковых голосов в природе.

Если вам хочется всё-таки разрушить свой дар и придать ему неестественную тембристику, то распевайте голос. Есть вероятность, что у вас не получится распеть его до желаемого тона просто потому, что у вас нет такого диапазона.

Чтобы понять, дано вам это или нет, попытайтесь взять самую нижнюю и самую верхнюю ноту при распевке. Тогда и поймёте, получится у вас или нет. Звучать может неправильно и некрасиво, но голосом вы достанете. Тогда на профессиональном уровне спеть это получится, но понадобятся долгие тренировки.

Если вы прибавили себе наверху 2–3 ноты, то они уйдут снизу.

Расширить диапазон не получится. Сломаете голос. И будет где-то больше, а где-то меньше. Задумайтесь об этом. Всё ведь можно подстроить под ваши особенности и наслаждаться тем, что есть.

Ломка голоса у мальчиков

Многие подростки стремятся сделать свой голос грубее, поскольку стесняются тонких ноток или просто хотят иметь более низкий голос. Попробуем выяснить, что делает голос более грубым?

  • Природа голоса

Голосом называют звуки, которые издает человек во время разговора, пения, смеха или плача. Образуется он в процессе выдыхания воздуха через нос и рот, при котором происходит вибрация голосовых складок, приводящая к созданию колебания звука в проходящем воздухе.

Голосовые складки колеблются с определенной частотой, а носоглотка и грудная клетка выступают в качестве резонаторов звука. Уникальность тембра голоса определяется особенностями гортани человека.

  • Ломка голоса

Голосовые органы ребенка небольшие, поэтому струя воздуха приводит к вибрации только их края — это является причиной высокого голоса у детей. Период роста голосовых связок относится к 13–14 годам, когда происходят изменения гормонального фона.

В этот период голосовые связки становятся длиннее и толще, происходит перестройка голосового аппарата, механизм воспроизведения звука становится аналогичен работе голосового аппарата у взрослых. У подростка начинает вибрировать вся складка, а голосовые волны могут идти в вертикальном или горизонтальном направлении, что приводит к возникновению более глубокого и насыщенного звука.

Точно назвать возраст ребенка, в котором происходят голосовые изменения, — нельзя, поскольку это зависит от индивидуальных особенностей, а также от определенных условий жизни. У одних ломка голоса начинается достаточно рано, у других — может затянуться по определенным причинам.

Поздняя ломка голоса может стать серьезным основанием для психологических переживаний и комплексов для мальчика.

  • Причины поздней ломки голоса

  1. Отсутствие мужчины в ближайшем окружении мальчика. В таком случае у ребенка нет примера для подражания, поскольку рядом находятся только женщины.
  2. Проблемы со здоровьем. Ребенок часто простуживатся, переносит болезни горла, страдает ларингитом.
  • Что делать?

  1. Обратится к фонопеду – специалисту, занимающемуся постановкой голоса. Достаточно часто уже после одного–двух занятий происходят изменения голоса и он звучит более мужественно.
  2. Проконсультироваться с ЛОР-врачом, который поможет определить состояние горла у ребенка, ведь покраснение может быть не только признаком болезни, но и признаком мутации голосовых связок.
  3. Посещение фаниатра – специалиста, занимающегося лечением заболеваний голосовых связок.
  • Период мутации голоса

Когда происходят голосовые изменения важно, чтобы голосовые связки находились в максимальном покое. Нагрузки на связки: пение, скандирование, крик, — могут стать причиной перенапряжения голосового аппарата, образованию узелков, делающих голос сиплым и некрасивым.

В этот период следует быть внимательным к здоровью и образу жизни ребенка, чем больше внимания будет уделяться этим вопросам, тем более быстрым и безболезненным будет процесс физиологических изменений.

При этом необходимо понять и объяснить ребенку, что его голос в первую очередь зависит от его природных особенностей. Нельзя сделать свой голос более низким или высоким, мелодичным, если для этого нет природных данных.

Как поставить голос для речи?

Если вы никогда не боялись выступать перед аудиторией, а наоборот, вам нравилось это занятие, и вы всегда получали отдачу от слушателей, этот пункт для вас! В любимом деле всегда хочется достигать прогресса, улучшать свои навыки и совершенствоваться.

Оратору нужны поставленные речь и голос, которые будет привлекать внимание и держать аудиторию. Кстати, начинающие актёры как раз работают над своими связками, чтобы зрителю было приятно слышать реплики.

Как сделать голос приятнее, мягче, громче нам рассказали тренер по публичным выступлениям Людмила Пастернак и её ученица Елена Сергеева.

Голос – это вторая внешность

При первой встрече вас сначала видят, затем слышат и лишь потом вникают в суть слов и манеру поведения. Как бы ни было обманчиво первое впечатление, именно оно заменяет незнакомому человеку всю первостепенную информацию о вас, в которой он остро нуждается, но еще не успел собрать.

Невероятно, но один только звук вашего голоса может расположить или оттолкнуть, внушить страх или доверие, неприязнь или желание продолжить знакомство. В голос можно влюбиться, а можно возненавидеть. Приятный чистый голос способен скрасить все недостатки внешнего вида, а неприятный – перечеркнуть все достоинства. Сделать голос выше для пения возможно, если уделить время регулярным тренировкам.

«Наши лучшие слова – интонации.»Марина Цветаева.

Самое важное в голосе человека – его тембр. Тембр – это единственное, что никогда не удастся изменить, он уникален, как узор сетчатки глаза, и останется с вами до конца жизни. Если вам не повезло с тембром, увы, это непоправимо. Но чаще всего претензии людей к голосу касаются следующих недостатков:

  • Громкость
  • Узость диапазона
  • Изъяны звучания
  • Отсутствие гибкости
  • Слабость

Упражнения по постановке голоса

Для оратора голос — главный кормилец. Поэтому его нужно тренировать, чтобы навыки в этом мастерстве никуда не пропали. Ловите упражнения, если вы начинающий оратор:

  1. Упражнение, чтобы голос не уставал. С этой проблемой мы не далеко уходим от вокалистов и начинаем вместе с ними заниматься спортом. В ораторском искусстве задействованы те же самые связки, поэтому не поленитесь сделать физическую разминку перед выступлением.

2. Упражнение, чтобы управлять голосом. И здесь мы снова обращаемся к вокалистам и их визуализации. Встаньте ровно, поставив ноги на ширине плеч. Расслабьте руки и плечи, закройте глаза, начните произносить звук «ммм» и представлять его в виде шара. Этот шар мысленно перемещайте по телу.

Сначала опустите его вниз и зафиксируйте в животе, затем постепенно поднимите наверх и зафиксируйте в грудной клетке. После этого через горло поднимите его в голову. Время на упражнение — 7–10 минут. Если почувствуете усталость связок, то сократите его и постепенно увеличивайте с каждой тренировкой.

3. Упражнение «Тина Канделаки» для чёткости речи и дикции. С этим упражнением вы знакомы с самого детства — скороговорки. Проговаривайте их как можно больше. Со временем вы перестанете запинаться на сложных буквенных сочетаниях и научитесь быстро произносить «тяжёлые» слова.

Искусство презентации

Джерри Вайсман в своей книге «Мастера слова. Секреты публичных выступлений» прекрасно описывает технологии формирования правильного тембра голоса.

Высокий визгливый (не хочу никого обидеть) голос у взрослого человека, с точки зрения окружающих, создает впечатление о незрелости его обладателя, поэтому женщины и мужчины с высокими голосами часто сталкиваются с несправедливым отношением окружающих, что затрудняет развитие карьеры. История Лины Ламонт из «Поющие под дождем» хорошо иллюстрирует это.

Высота голоса определяется голосовыми связками, поэтому единственный способ сделать голос бархатным — создавать гортанью резонанс. Английское слово resonance состоит из приставки re, означающей «повторение», и корня sonance, означающего «звук». Повторение звука. То есть эхо. В пещере или высоко в горах, глядя вниз, вы наверняка кричали когда-нибудь «Эй!», и ваше «Эй!» отражалось от скал, то есть резонировало гулким звуком.

Эхо голоса содержит обертоны и полутона, из-за которых отраженное «эй» звучит глубже и богаче. Если добавить обертоны и полутона в звучание своего голоса, можно сделать его более глубоким и бархатистым. Но эхо можно создать и посредством собственного тела. Давайте проанализируем элементы горного эха. Голос, рожденный в гортани, проходит через открытое пространство пещеры или ущелья. Звук ударяется об их стены и отражается с новой силой. Отражение — это и есть резонанс, реверберация, которая добавляет обертоны и полутона, обогащающие исходный звук.

Основные элементы эха: Голос, Открытое пространство пещеры или ущелья, Стены пещеры или ущелья. Иными словами: Источник, Открытая полость, Твердая поверхность.

Все эти элементы можно использовать в своей речи по той причине, что голосовые связки — это источник голоса; в нашем теле есть открытые полости и твердые поверхности.

Над голосовыми связками расположены три открытые полости. Таким образом, у нас есть поверхность, в которой звук, рожденный в гортани, может вибрировать, и, соответственно, резонировать во время разговора: Гортань, которую также называют глоткой, или полостью глотки; Рот, или ротовая полость; Носовые пазухи, или носовая полость.

Когда вы говорите, вибрирующий поток воздуха в любом случае проходит через эти три полости, но резонанса не получается. Чтобы создать его, нужно оптимизировать отражение, шире открыв полости. Чем больше пространства, чем глубже пещера, чем круче ущелье, тем лучше звук отражается и красивее становится.

В гортани рождаются два типа звуков: гласные и согласные.

Согласные — это звуки, которые произносятся при участии губ, зубов и языка, гласные звуки состоят только из голоса и зависят исключительно от формы резонатора (рта) и положения челюсти. Поскольку все гласные звуки проходят через гортань и рот, эти полости можно превратить в эхо-камеры и добиться резонанса. Чтобы подключить, например, носовую полость, возьмем также другие звуки: «м» и «н». Хотя они принадлежат к согласным, поскольку образуются с помощью губ и языка, но встречаются так часто, что могут использоваться в эхо-камере и придать голосу резонанс.

Для развития носового резонанса произнесите «м-м-м». Сознательно пропускайте звук через нос. Протяните звук. Почувствуйте вибрацию в носу и за скулами.

Произнесите «н-н-н». Сознательно пропускайте звук через нос. Протяните звук. Почувствуйте вибрацию в носу и за скулами.

Вы почувствовали, что такое носовой резонанс? А теперь скажите: «Мама меня манкой кормила». Подчеркнуто произносите звуки «м» и «н» в каждом слове.

Скажите: «Звону много, а толку мало». Подчеркнуто произносите все звуки «м» и «н».

Скажите: «На мели мы налима лениво ловили». Подчеркнуто произносите звуки «м» и «н» в словах.

Вы почувствовали, что такое носовой резонанс в контролируемом речевом потоке?

Теперь возьмите газету или журнал и прочитайте абзац вслух. Подчеркнуто произносите звуки «м» и «н» в каждом слове.

Выполняйте эти упражнения каждый день, пока не найдете комфортный для себя уровень, при котором дикция станет менее напряженной, а голос приобретет бархатистость. Кому-то потребуется на это больше времени и сил, кому-то меньше. Старайтесь говорить с резонансом в повседневной жизни, общаясь с членами семьи, друзьями или коллегами. Понемногу вы разовьете это качество голоса и начнете использовать его в других ситуациях. Развивайте его постепенно. Прежде чем бежать, нужно пройтись. Когда достигнете определенного мастерства, попробуйте свои силы на важной презентации или на выступлении. Главное — делайте все постепенно.

Итак, для развития носового резонанса необходимо пройти пять этапов:

— Выполнение отдельных упражнений.

— Тренировка контролируемого речевого потока.

— Выборочное выполнение упражнений.

— Беседа.

— Презентация или выступление.

Успешность четвертого и пятого этапов зависит от вашего прогресса.

А теперь используем те же самые шаги для создания ротового и горлового резонанса.

Чтобы развить ротовой резонанс, скажите «а», как в слоге «ха». Протяните звук. Почувствуйте реверберацию передней части рта.

Теперь скажите «и», как в слоге «хи». Сознательно поместите звук в переднюю часть рта. Протяните звук. Почувствуйте реверберацию в передней части рта. Вы потренировали ротовой резонанс в отдельности.

Теперь скажите: «На горе Арарат рвала Варвара виноград». Подчеркнуто произносите каждый звук и почувствуйте, как он реверберирует в передней части рта.

Скажите: «Не жалела мама мыла». Подчеркнуто произносите каждый звук и почувствуйте, как он реверберирует в передней части рта.

Скажите: «Полили ли вы лилию?» Подчеркнуто произносите каждый звук и почувствуйте, как он реверберирует в передней части рта.

Вы потренировали ротовой резонанс в контролируемом речевом потоке. Теперь возьмите газету или журнал и прочитайте абзац вслух. Подчеркнуто произносите каждый звук в отдельных словах. А теперь постепенно переходите к шагам 4 и 5.

Чтобы развить горловой резонанс, скажите «он». Сознательно открывайте глотку и опускайте нижнюю челюсть. Протяните звук. Почувствуйте реверберацию в горле.

Скажите «о». Сознательно открывайте глотку и опускайте нижнюю челюсть. Протяните звук. Почувствуйте его в горле. Вы потренировали горловой резонанс в отдельности.

Скажите: «Топали да топали, дотопали до тополя». Подчеркнуто произносите каждый звук и почувствуйте, как он реверберирует в горле.

Скажите: «Был у короля орел, полетел орел за королем». Подчеркнуто произносите каждый звук и почувствуйте, как он реверберирует в горле.

Скажите: «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали». Подчеркнуто произносите каждый звук и почувствуйте, как он реверберирует в горле.

Вы потренировали глоточный резонанс в контролируемом речевом потоке. Теперь возьмите газету или журнал и прочитайте абзац вслух. Подчеркнуто произносите каждый звук в отдельных словах. А теперь постепенно переходите к шагам 4 и 5.

Ваша цель — развить умение настолько, чтобы использовать все эти приемы неосознанно, когда каждое слово автоматически будет направляться в нужную полость, где приобретет обертоны и полутона.

В результате вы получите бархатистый, резонирующий голос, который будет удерживать внимание публики и наделит вас дополнительными преимуществами.

Удачи.

#ДжерриВайсман #техникаречи #голос

Как сделать голос приятным?

Увы, но сделать голос приятным за одно занятие или после одной тренировки у вас не получится. Как и в любом деле, здесь нужны постоянство и упорство.

Неважно, на какую тему будет эта книга, хоть кулинарная, хоть словарь синонимов и антонимов. Читайте с чувством, с толком, с расстановкой, как учила вас любимая учительница литературы.

Лучше записывать себя на диктофон, чтобы услышать погрешности речи.

Проделывая это ежедневно, вы придёте к успеху и научитесь читать с разной интонацией и скоростью, выделяя логическими ударениями нужные слова и правильно расставляя акценты.

И ещё один лайфхак: старайтесь говорить «вертикально», а не «горизонтально», то есть произносить буквы более округлым ртом. Так буквы будут стремиться к звуку «А», а не к «Э».

Зачем нужен низкий голос?

Как правило, человек, обладающий низким голосом, на уровне интуиции воспринимается окружающими людьми, как тот, кто имеет авторитет, уверен в себе, самодостаточен, способен постоять за себя и близких. Низкий голос является признаком самообладания и уравновешенности, а также заранее внушает собеседнику или оппоненту симпатию и доверие.

Представленный образ, как и звук низкого голоса, всегда очень эффективны: они отлично срабатывают, например, тогда, когда нужно произвести впечатление на представителя противоположного пола, или когда требуется быстро расположить к себе потенциальных партнёров по бизнесу и сделать так, чтобы они прислушивались к вам и доверяли тому, что вы говорите.

Нередки и ситуации, когда накануне важного выступления на публике, разговора с начальством или переговорами человек понимает, что его голос, как сейчас говорят, «неслушабелен», или то и дело хрипит, подёргивается, дрожит, срывается на высокие ноты. Это не хорошо, ведь высокий пищащий голос никоим образом не соответствует образу уверенного в себе человека, лидера и того, к кому следует прислушиваться и кого следует уважать. Это ещё одна причина, по которой следует приобрести навык управлять своими голосовыми связками.

А возможно даже и то, что вы вообще не в курсе того, что ваш, кажущийся вам самим приятнейшим и бархатным голос на деле звучит совсем не так, как вы себе представляете. Это можно установить, проведя, например, аудиозапись. Каждый человек имеет разное восприятие, и одним может показаться, что в записи их голос звучит ниже, а другим – что голос выше. Однако оба этих звучания являются наглядным отображением вашего голоса.

Процесс формирования и восприятия голоса довольно сложен. И, к примеру, профессиональный постановщик голоса и логопед Нельсон Воган объясняет его следующим образом: когда человек слушает свой голос, он воспринимает его только посредством ушей. Звуковые волны, которые распространяются внутри него, он слышит через жидкость, которая заполняет его внутренние органы. Но по воздуху распространение звука происходит иначе, нежели в плотных тканях или в жидкости. И эта разница соотносима практически со всем спектром тонов, воспринимаемых человеком. По этой причине люди слышат не то, что можем слышать мы.

И, в конечном счёте, тема понижения голоса будет полезна всем, кто заикается, неважно: всегда или во время стресса. Профессор и доктор медицинских наук И. А. Сикорский по этому поводу говорит, что медленная речь низким голосом служит как бы предохранителем заикания, и способна придать говорящему человеку тон самообладания, авторитетности и важности.

Из всего перечисленного можно заключить, что понижение голоса – исключительно полезно и эффективно практически для любого человека, не обладающего низким голосом. Но как же мы можем понизить свой голос?

Для этого нужно прибегнуть к выполнению следующих упражнений.

Как сделать голос громче?

Громкость нашего голоса зависит от резонаторов.

Резонатор — это объём воздуха, заключённого в ротовой полости.

Поэтому, если эти самые резонаторы пробить, голос зазвучит громче и ровнее. Пробиваются они очень простым способом: тянем звук «ммм» в точку над носом между бровями (её ещё называют «третий глаз»). Одновременно нужно постукивать пальцами по этому месту. По большей части это визуализация, поэтому, представляя такой процесс, вам будет значительно проще.

Как сделать голос мягче?

Часто у оратора возникает желание сделать голос мягче, но он вдруг становится тоньше и срывается, то есть садится на связки.

К сожалению, не всё наше тело может звучать, поэтому есть способ почувствовать его, раскрыть резонаторы и укрепить голос. Упражнение называется «сабля—шашка» (спойлер: оно про визуализацию).

Встаём ровно, ноги — на ширине плеч. С одной стороны представляем саблю в ножнах, с другой — шашку. Поочерёдно «вынимаем» то саблю из ножен с чётким звуком «с» и поднимаем её над головой, то шашку со звуком «ш». Затем увеличиваем темп.

Дыхательные упражнения

Упражнения для дыхания не только позволят снизить тон на пару полутонов, но и оздоровят вашу дыхательную систему.

  • Для этого необходимо освоить грудной тип дыхания, который понижает звук лучше, чем диафрагмальный. При таком типе дыхания происходит активация мышц, что влечет за собой снижение гортани. А как мы помним, понижение гортани обеспечивает низкий тембр. К тому же включаются опора звука и грудные резонаторы.
  • При правильной ровной осанке вам удастся добиться максимального эффекта. Если диафрагмальный тип дыхания больше подходит для пения, то грудной – для речи.
  • Во время беседы вдох нужно делать носом, это позволит сохранить правильный разворот гортани и ее низкое положение. К тому же вам удастся контролировать темп речи. При медленном темпе речи тембр удастся сохранить грубым, а вот если вы будете убыстрять темп, то звук будет становиться все тоньше. При правильном звукообразовании дыхание должно быть медленным, экономным. Научитесь говорить спокойно, четко произнося слова и не делая при этом судорожных вдохов ртом.
  • Можно провести даже небольшой тест. Поднесите ко рту зажженную свечу и произнесите речь. Если звукообразование верное, то пламя свечи практически будет недвижимо. Вашей речи должно хватить надолго. Если пламя будет колебаться, это говорит о том, что дыхание неэкономно расходуется: оно не должно выходить толчками, а должно плавно вытекать из артикуляционного аппарата.

Как поставить голос с преподавателем и выбрать школу ораторского мастерства?

Для того, чтобы выбрать школу и преподавателя по ораторскому искусству, нужно определиться со своими целями и задачами. Наш эксперт Елена хотела добавить лёгкости для восприятия сложной темы аудиторией и чётко укладываться в тайминг. На физическом уровне ей нужно было научиться справляться с волнением, убрать излишнюю зажатость в теле и сделать голос сильнее (обычно её голосовые связки быстро уставали).

Выбрать преподавателя получается не всегда сразу. Делать это лучше по следующим критериям:

  1. Образование и опыт. Идеальный вариант — преподаватель сочетает в себе методики актёрского мастерства и техники речи.
  2. Психологический комфорт при общении с тренером. Для этого лучше устроить предварительную встречу или пробный урок. Обратите внимание на формат общения и речь тренера, обговорите план работы, цели и задачи.

В среднем курсы ораторского мастерства длятся 6–8 занятий. Стоимость таких курсов составляет от 10 до 15 000 рублей.

Как видите, секрет хорошего голоса для вокалиста и для оратора прост — в большинстве случаев нужно визуализировать звук и тренироваться. Тогда вы научитесь петь не хуже Бьонсе и выступать не хуже самого Черчилля.

А какие секреты публичных выступлений и техники пения для новичков знаете вы? Поделитесь с нами в комментариях. Не забудьте сделать репост статьи, чтобы сохранить полезные советы по постановке голоса.

Уроки и структура курса

Чтобы вам было проще прийти к нужному результату – красивому голосу и внятной речи – мы разработали поэтапную систему овладения всеми необходимыми для этого знаниями. Именно поэтому мы рекомендуем проходить уроки последовательно, не перескакивая с одного на другой. Если тема покажется вам хорошо знакомой, на всякий случай все равно прочитайте материал, чтобы убедиться, что вы ничего не пропустили, когда обращались к данной тематике при других обстоятельствах. А теперь подробнее о самих уроках.

Урок 1. Как работает звук и голос: физика и анатомия

Цель данного урока – разобраться, что такое звук, голос и речь с точки зрения физики и анатомии. Чтобы добиться положительного результата, нужно понимать оба аспекта. Знание анатомии поможет научиться управлять голосом, а понимание физических основ звука – визуализировать результат занятий и контролировать правильное звукоизвлечение.

Урок 2. Характеристики и свойства голоса. Как на них можно влиять с помощью постановки голоса

Цель данного урока – изучить основные характеристики и свойства голоса и узнать, как можно влиять на его характеристики таким образом, чтобы он звучал красиво. В данном уроке мы разберем основные шаги в постановке голоса с целью развития красивого звучания, а именно работу над дыханием, дикцией, артикуляцией и резонаторами.

Урок 3. Дикция и артикуляция

Цель урока – разобрать основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению. Мы изучим рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского. Также мы вкратце разберем методики исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.

Урок 4. Интонация

Цель урока – научиться интонировать и выражать при помощи интонации различные эмоции, усиливать важные моменты в своей речи, обозначать окончание одной мысли и переход к следующей. Мы изучим различные виды интонирования и научимся применять их на практике с помощью специальных упражнений.

Урок 5. Тембр и высота голоса

Цель урока – научиться управлять высотой голоса и тембром, передавать при помощи высоты и тембра различные эмоции, делать акценты голосом. В этом уроке мы изучим различные типы тембра, зависимость высоты голоса от тембра и поймем, как можно пользоваться этим на практике.

Урок 6. Громкость и сила голоса

Цель урока – увеличить силу голоса, научиться управлять громкостью, добиться такого звучания, при котором вас будет отлично слышно независимо от того, насколько громко вы говорите. В этом уроке мы разберемся, как делать голос громким и сильным, как делать голос тихим, но слышимым, и как этим пользоваться в повседневной речи и публичных выступлениях.

Урок 7. Пение и вокальное искусство

Цель урока – получить представление о вокале, вокальных техниках, вокальных приемах и вокальных украшениях, познакомиться с основными способами отработки приемов пения. На этом уроке мы рассмотрим виды вокала, техники и приемы вокала, вокальные украшения, а также попробуем освоить те из них, которые будут доступны вам с учетом вашего уровня подготовки и тех знаний, что вы получите на уроках №№1-6.

Урок 8. Проблемы с голосом и речью

Цель урока – изучить наиболее частые проблемы с голосом и речью и выработать комплекс мер, позволяющий, по возможности, избежать их либо исправить. В этом уроке мы рассмотрим наиболее известные нарушения и патологии голосового аппарата, органов речи, познакомим вас с советами профессионалов, что делать в том или ином случае.

А теперь немного подробнее о том, как проходить этот курс.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]