Памятка «Свистящие звуки [с, з, ц] и их мягкие пары»


Способы образования согласных
Шумные Смычные Взрывные Аффрикаты Щелевые Сибилянты
Сонорные Носовые Одноударные Дрожащие Аппроксиманты Плавные Гласные Скользящие (полугласные) Боковые
Воздушные потоки
Абруптивные Ингрессивные Имплозивные Щёлкающие
Фонация
Время начала озвончения (VOT)
Звонкие Глухие Придыхательные
Эта страница содержит информацию о Международном фонетическом алфавите, знаки которого могут неправильно отображаться в некоторых браузерах.
Эта статья или раздел содержит незавершённый перевод с английского языка.

Вы можете помочь проекту, закончив перевод.

Сибиля́нты

(
свистя́щие
) — согласные звуки, при произношении которых поток воздуха стремительно проходит между зубами. Примерами слов, начинающихся с сибилянтов, являются: «сок», «зверь», «щит», «час». В МФА для обозначения сибилянтов используются знаки [s] [z] [ʃ] [tʃ] [dʒ] [ʒ]. Звуки [tʃ] [dʒ] — аффрикаты.

Сибилянты — напряжённые звуки, которые используются для привлечения внимания: «т-с-с», «ш-ш-ш».

Сибилянты легко различать даже при малой разнице в напряжённости, форме и положении языка, поэтому во многих языках мира разные сибилянты противопоставлены друг другу.

Типы сибилянтов[ | ]

Все сибилянты — корональные согласные (звук производится передним краем языка), однако существует множество типов сибилянтов.

  • по форме языка: альвео-палатальные согласные, палато-альвеолярные согласные, ретрофлексные согласные;
  • по месту артикуляции: зубные согласные, зубно-альвеолярные согласные, альвеолярные согласные, постальвеолярные согласные, палатальные согласные;
  • по месту контакта языка: ламинальные согласные, апикальные согласные, субапикальные согласные.

Обычно в естественных языках имеются серии согласных: ламинальные зубно-альвеолярные сибилянты существуют в польском языке, а субапикальные палатальные ретрофлексные сибилянты — в языке тода.

Виды сигматизма

Все формы сигматизма делятся на две большие группы: сигматизм шипящих и сигматизм свистящих. От характера искажения звуков зависят приемы исправления дефектного звукопроизношения. Основные виды сигматизма у обоих групп звуков идентичны:

  • Межзубный.
    Кончик языка принимает позию между верхними и нижними резцами. Фонемы приобретают шепелявое звучание.
  • Призубный.
    Язык упирается в края резцов, перекрывая проход воздуха сквозь межзубную щель. Производимый звук акустически близок к [Т].
  • Губно-зубной.
    Нижняя губа сближается с верхними зубами, воздух выходит толчкообразно. Вместо правильного звука слышится искаженный [Ф] или [В].
  • Боковой.
    Выдыхаемая воздушная струя выходит через одностороннюю щель или по обоим боковым краям языка. Звук получается шумным, хлюпающим.
  • Носовой.
    При фонации воздух выходит не через рот, а через носовую полость. Из-за этого звук получает храпящий призвук с назальным оттенком.

Кроме этого, шипящие [Ш], [Ж] могут иметь другие виды искажения, характерные только для них:

  • нижнее
    – язык опущен за нижние резцы, шипящие произносятся смягченно;
  • щечное
    – воздушная струя уходит в щеки, вызывая их раздувание, вместо звука слышен шум;
  • заднеязычное
    ‒ воздух проходит между твердым небом и задней частью спинки языка, слышится «хыканье» или «гыканье», напоминающее южно-русский говор.

Символы в МФА[ | ]

Приведённая таблица показывает типы свистящих (сибилянты) фрикативов, определённых в Международном фонетическом алфавите:
Знаки МФА для сибилянтов

ГлухиеЗвонкие
МФАОписаниеПримерМФАОписаниеПример
ЯзыкОрфографияМФАЗначениеЯзыкОрфографияМФАЗначение
глухой альвеолярный сибилянтАнглийскийs
ip
[s
ɪp]
«глоток»звонкий альвеолярный сибилянтАнглийскийz
ip
z
]
«молния, застёжка»
глухой альвеоло-палатальный сибилянтПутунхуа小 (x
iǎo
)
[ɕ
iɑu˨˩˦]
«маленький»звонкий альвеоло-палатальный сибилянтПольскийzi
oło
ɔwɔ]«трава»
Русскийщ
ас
разг.
[‘ɕ
as]
«сейчас»
глухой палато-альвеолярный сибилянтАнглийскийshin[ʃ
ɪn]
«голень»звонкий палато-альвеолярный сибилянтАнглийскийvis
ion
[vɪʒ
ən]
«зрение»
глухой ретрофлексный сибилянтПутунхуа上海 (Shànghǎi
)
ɑ̂ŋ.xàɪ]«Шанхайский»звонкий ретрофлексный сибилянтПольскийżabaabə]«жаба»
Русскийш
утка
[‘ʂutkə]«шутка»Русскийжаба

Диакритические знаки могут быть использованы для большей детализации. Например, апикальный и ламинальный альвеоляр может быть указан как[s̺] вместо [s̻]; зубной (или, скорее всего, денто-альвеолярный

) сибилянт — как [s̪]; палатализованный как [sʲ]; и «общий втянутый сибилянт» — как [s̠], a транскрипция часто используется для типа качественных ретрофлексный согласных. Диакритических знаков для обозначения ламинальной «закрытости» артикуляции палатальных альвеоляров в северокавказских языках нет, но зачастую они записываются как [ŝ ẑ].

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ [С, 3, Ц] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ

Произношениезвука [с]:Губы вытянуты в улыбку, зубы сближе­ны в форме нормального прикуса. Боковые края языка прижаты к ко­ренным зубам. По средней линии языка образуется желобок, по кото­рому, как в свисток, идет воздушная струя. Кончик языка может упи­раться как в нижние, так и в верхние резцы. Струя воздуха четко подается в самые зубы (рис. 12, 13).

Звук
[с]должен звучать тонким свистом, если к свисту прибавляется некий более грубый шум, значит, звук произносится неправильно.
Звук [з] произноситсятак же, только добавляется звук голоса.

Звук [ц] образуется в результате быстрого последова­тельного произнесения звуков [т]и [с] ([тс]).

3. Кончик языка прислоняется к зубам не по центру, а несколько слева или справа, воздух обтекает преграду с одного из боков. Слышится ровный, но грубый, с шипящим оттенком свист. Губы могут быть в асимметричной улыбке. Способы постановки — III, VII.

Любой вариант бокового произношения можно обнаружить, под­ставив ко рту ребенка ладонь, на ней вы почувствуете, из какого угла рта выходит воздух.

• Свистящие звуки могут заменяться на правильные или дефект­ ные шипящие: [с]— на [ш](иногда несколько смягченный [ш]), ([з]и [ц]— на [ж]и [тш].Способы постановки — I, И, III, IV, VII.

• Звук [с] может заменяться полноценным или искаженным (напо­ минающим [щ]) мягким звуком [с’] ([з] — [з’], [ц] — [т’с’]). Спосо­ бы постановки — I, II, III, IV, VII.

• Произношение мягких звуков [с’] и [з’] может нарушаться таким же образом, как и произношение их твердых пар, но может оста­ ваться и правильным.

Слова для проверки произношения свистящих звуков:

[с] — сад, сон, усы, оса, паста, басма, самса, клипсы, икс, лис [с’] — сено, осина, осень, овсянка, кисть (произносится кис’ть). моська, пенсия

[з] — завод, зуд, коза, Лиза, гильза, азбука, вздох, клизма, узник

[з’] — Зина, зяблик, физика. Азия, вензель, Пльзень

[ц] — цапля, циновка, птица, пальцы, унция, акцент, ацтек, опция

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Ш, Ж]

Произношение звука [ш]: Зубы сближены, верхние резцы нахо­дятся прямо над нижними, губы округлены и выдвинуты вперед. Язык своими боками прижат к верхним коренным зубам. Расширенный, сплю­щенный кончик языка прикасается чуть спереди к альвеолам, средняя часть языка прогибается вниз, то есть язык имеет форму «ковша». Воздушная струя проходит между кончиком языка и альвеолами. Если кончик языка будет прикасаться к самой макушке альвеол, звук будет жестковатым (рис. 16).

Звонкий [ж]образуется так же, только добавляется звук голоса. Произношение звука [ж]не должно быть слишком жестким, а чуть-чуть смягченным, так, чтобы звук звучал приятно на слух, густо и бархатно. Если слышится жесткое произношение — значит, язык, ско­рее всего, находится слишком глубоко во рту. То же самое относится к звуку [ш].Он должен мягко «шуршать» и иметь чуть заметный свистя­щий оттенок, а не произноситься глухо и жестко.

При произнесении звонкого звука [ж]дефектное произношение за­метнее, поэтому шипящие часто бывает удобнее проверять по звуку [ж].

Виды неправильного произношения звуков [ш, ж]:

• Язык может быть отодвинут в глубь рта и не участвовать в произ­ ношении. Тогда воздух с шумом проходит между сжатыми зуба­ ми (и резцами, и коренными). Способ постановки — любой.

• Иногда в подобном произношении, так или иначе, участвуют губы. Они могут прижиматься к передним зубам, тогда возникает до­ полнительный призвук звука [ф](или [в]при произнесении звука [ж]).Способ постановки — любой.

• Губы могут быть выставлены вперед, в этом случае возможны 2 ва­ рианта произношения:

1. Воздух может «бить» в обе щеки (иногда сильнее в одну), так, что при произнесении звука с силой щеки у ребенка раздуваются. Впрочем, легкий «удар» воздуха в щеки можно почувствовать и при обычном произнесении, если прислонить к ним ладони. Звук получается неряшливый, «хлюпающий». Способ постановки — любой.

2. Пытаясь улучшить произношение, ребенок может прижимать щеки к коренным зубам, чтобы воздух не уходил в стороны. Зву­ ки [ш, ж] тогда похожи на нормально произносимые. Это достига­ ется, в том числе за счет излишне вытянутых вперед губ. Попро­ сите ребенка показать, где у него находится язык. Способ поста­ новки — любой.

• Кончик языка может быть прижат за нижними зубами, а спин­ ка— выгнута «горбиком». Тогда воздух, шурша, проходит между самым высоким местом спинки и альвеолами. Звуки звучат мягче, чем нужно. При этом нижняя губа (а иногда и нижняя челюсть) выдается вперед сильнее верхней. Способ постановки — любой. Некоторые дети очень хорошо «подделывают» в таком положе­ нии правильное произношение шипящих звуков, так что отли­ чить их от «настоящих» бывает сложно. Нужно проверить про­ изношение звуков в стечениях согласных и посмотреть, где на­ ходится язык.

• Звуки могут произноситься «боковым» образом. Воздушная струя со «всхлипываньем» проходит между одной из щек и коренными

зубами. Ладонью можно почувствовать движение воздуха у одно­го из углов рта. Губы могут занимать асимметричное положение. Способы постановки — I, III, IV.

Возможные сибилянты[ | ]

IPAФорма языкаМесто артикуляции (рот)Место артикуляции (язык)Пример
[s̺̪ z̺̪]ровнаязубнойапикальныйиспанский s/z
[s̪ z̪]ровнаязубно-альвеолярныйламинальныйпольский s, z
; баскский
z, tz
[s̺ z̺]ровнаяальвеолярныйапикальныйсеверные говоры испанского s
; баскский
s, ts
; путунхуа
s, z, c
(апикальный, зубной, или альвеолярный)
ровнаяальвеолярныйапикальный или ламинальныйанглийский s, z
(альв., ламин., или апик.); испанский с американским акцентом
s/z
[s̻ z̻]ровнаяальвеолярныйламинальныйтода, убыхский, абхазский
[ʃ ʒ]куполообразнаяпостальвеолярныйапикальный или ламинальныйанглийский sh, ch, j, zh
и французский
ch, j
([ʃʷ ʒʷ])
[ʃ̻ ʒ̻]куполообразнаяпостальвеолярныйламинальныйтода; баскский x, tx
[ɕ ʑ]палатализованнаяпостальвеолярныйламинальныйпутунхуа x
,
j
,
q
; польский
ć
,
ś
,
ź
,

; убыхский; абхазский
[ŝ ẑ]ровнаяпостальвеолярныйламинальныйубыхский; абхазский
[s̱ ẕ], [ʂ̻ ʐ̻]ровная или язык приподнятпостальвеолярныйламинальныйпольский sz, rz, cz, dż
([ʂ̻ʷ ʐ̻ʷ]); путунхуа
sh, zh, ch
[ʂ ʐ], [ṣ ẓ]ровнаяпостальвеолярныйапикальныйубыхский; абхазский; тода
[ʂ ʐ]загнут кверхупалатальные (или постальвеолярные?)субапикальныетода

Постановка свистящих звуков

Ребенок начинает правильно произносить свистящие звуки примерно к 3-4 годам. Но у некоторых детей возникают проблемы с артикуляцией. Если не принять меры вовремя, речевая дисфункция сохраняется на всю жизнь. Чтобы поставить свистящие звуки, обычно назначают комплекс специальных упражнений. Их выполняют как на занятиях у логопеда, так и в домашних условиях.

Важность постановки свистящего звука

Речевые дефекты, развившиеся в детстве, во взрослой жизни могут привести к сложностям в общении. Поэтому постановку свистящих звуков необходимо осуществлять своевременно. Чем раньше обнаружено отклонение, тем больше шансов на его успешное устранение. Обычно дефекты становятся заметными, когда ребенок переходит в среднюю группу детского сада. Логопеды выделяют две разновидности нарушения:

При сигматизме у ребенка искажается произношения звука «с» в мягкой и твердой формах. При парасигматизме происходит его замещение. Отклонения в разговорной речи могут оказать негативное воздействие на функционирование нервной системы. В дальнейшем это приводит к пониженной самооценке и коммуникативным расстройствам. На фоне неправильного произношения развиваются:

Шипящие звуки: с чего начать постановку

Показываем ребёнку карточку со звуком Ш, рисуем фонему, объясняем, как располагается язычок: теперь он находится вверху, края плотно прижимаются к коренным зубам. Вместо фразы «звук Ш» лучше говорить «тёплый ветер», «змейка шипит», «надуваем шарик».


Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих (упражнения Л.А. Комаровой)

  1. «Чашечка»
    – рот открыт. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Среднюю часть языка прогнуть, а боковые края загнуть кверху. Получается чашечка. Заносим «чашечку» во внутрь и выносим обратно. Так несколько раз.
  2. «Лошадка»
    – «приклеить» язычок к нёбу. Таким образом подъязычная уздечка растягивается. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. С щелчком «отклеиваем» язычок – «лошадка» цокает.
  3. «Грибок»
    – «приклеить» язык к нёбу, широко раскрыть рот. Удерживать такое положение несколько секунд.
  4. «Гармошка»
    – сделать «грибок». Только теперь открываем и закрываем рот, растягивая подъязычную уздечку. Язык держать «приклеенным» к нёбу, губы – в улыбке.
  5. «Качели»
    – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку.
  6. «Погреем ладошки» – представьте, что руки замёрзли на морозе. Рот открыть, губы вытянуть вперёд, выдыхать «х-х-х», согревая ладони.

  7. «Бублик»
    – рот приоткрыт, вытянуть губы немного вперёд и округлить.


Упражнения, которые выполняются при постановке С, «Наказать непослушный язычок», «Лопатка», «Конфета», «Варенье», «Чистим зубы», повторяются и при постановке Ш. Все выполнять не нужно, выбирайте 5-7 любых артикуляционных упражнений, а также помните про развитие воздушной струи.

Способы постановки звука Ш

Перед зеркалом просим малыша подуть на ладонь холодным ветром. Теперь предложите ребёнку поднять язык «чашечкой» за верхние зубы на альвеолы и снова попробовать сказать «с-с-с». В таком положении языка послышится «ш-ш-ш». Если не выходит, то можно зажать зубами палочку для роллов (язык должен лежать на палочке, а не под ней) и подуть. Или чистым пальцем придерживать язык наверху. Важно объяснить малышу, что широкий язык должен быть за верхними зубками – тогда «змейка зашипит».


После успешного закрепления Ш, звук Ж получаем так же, как и фонему З. Кладём ладонь на горло и просим ребёнка сравнить шипение и жужжание: «ш-ш-ш» – горло спокойно, «ж-ж-ж» – горло дрожит.

Чтобы получить Ч, попросите малыша произносить мягкий «т’-т’-т’» и аккуратно отведите его язык немного вглубь рта с помощью ложки/ватной палочки/чистого пальца. Звук Щ должен появиться автоматически. Закрепляем каждую фонему по схеме, учим ребёнка не путать свистящие и шипящие. Для этого подойдёт разучивание стихов, где встречаются оба вида звуков, и игры на дифференциацию фонем.

10 книг для автоматизации звуков

  • «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи», Н.С. Жукова.
  • «Альбом дошкольника. Автоматизация звуков в игровых упражнениях», Л.А. Комарова.
  • «Учим звуки. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет», Е.А. Азова, О.О. Чернова.
  • «Правильно произносим звуки. Логопедический альбом для детей 4-8 лет», Т.А. Ткаченко.
  • «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми», Ю.Б. Жихарева-Норкина.
  • «Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет», З.Т. Бобылева.
  • «Говорю правильно», дидактический материал О.Е. Громовой.
  • «Говорим правильно. Игры на развитие речи», Э.М. Курицына, Л.А. Тараева.
  • «Альбом для автоматизации произношения звука», О.И. Лазаренко.
  • «Логопедический альбом. Говорим правильно», Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина

Автоматизация звуков – сложный процесс. Если удаётся быстро поставить звук, то это не значит, что ребёнок сразу введёт его в свою речь. На закрепление фонемы уходит от пары недель до нескольких месяцев или дольше в сложных случаях. В целом, если ребёнок не страдает серьёзными нарушениям речи, то постановка и автоматизация звука идёт без проблем. Обязательно консультируетесь с логопедом.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]