Способы образования согласных |
Шумные Смычные Взрывные Аффрикаты Щелевые Сибилянты Сонорные Носовые Одноударные Дрожащие Аппроксиманты Плавные Гласные Скользящие (полугласные) Боковые |
Воздушные потоки |
Абруптивные Ингрессивные Имплозивные Щёлкающие |
Фонация |
Время начала озвончения (VOT) |
Звонкие Глухие Придыхательные |
Эта страница содержит информацию о Международном фонетическом алфавите, знаки которого могут неправильно отображаться в некоторых браузерах. |
Эта статья или раздел содержит незавершённый перевод с английского языка. Вы можете помочь проекту, закончив перевод. |
Сибиля́нты
(
свистя́щие
) — согласные звуки, при произношении которых поток воздуха стремительно проходит между зубами. Примерами слов, начинающихся с сибилянтов, являются: «сок», «зверь», «щит», «час». В МФА для обозначения сибилянтов используются знаки [s] [z] [ʃ] [tʃ] [dʒ] [ʒ]. Звуки [tʃ] [dʒ] — аффрикаты.
Сибилянты — напряжённые звуки, которые используются для привлечения внимания: «т-с-с», «ш-ш-ш».
Сибилянты легко различать даже при малой разнице в напряжённости, форме и положении языка, поэтому во многих языках мира разные сибилянты противопоставлены друг другу.
Типы сибилянтов[ | ]
Все сибилянты — корональные согласные (звук производится передним краем языка), однако существует множество типов сибилянтов.
- по форме языка: альвео-палатальные согласные, палато-альвеолярные согласные, ретрофлексные согласные;
- по месту артикуляции: зубные согласные, зубно-альвеолярные согласные, альвеолярные согласные, постальвеолярные согласные, палатальные согласные;
- по месту контакта языка: ламинальные согласные, апикальные согласные, субапикальные согласные.
Обычно в естественных языках имеются серии согласных: ламинальные зубно-альвеолярные сибилянты существуют в польском языке, а субапикальные палатальные ретрофлексные сибилянты — в языке тода.
Виды сигматизма
Все формы сигматизма делятся на две большие группы: сигматизм шипящих и сигматизм свистящих. От характера искажения звуков зависят приемы исправления дефектного звукопроизношения. Основные виды сигматизма у обоих групп звуков идентичны:
- Межзубный.
Кончик языка принимает позию между верхними и нижними резцами. Фонемы приобретают шепелявое звучание. - Призубный.
Язык упирается в края резцов, перекрывая проход воздуха сквозь межзубную щель. Производимый звук акустически близок к [Т]. - Губно-зубной.
Нижняя губа сближается с верхними зубами, воздух выходит толчкообразно. Вместо правильного звука слышится искаженный [Ф] или [В]. - Боковой.
Выдыхаемая воздушная струя выходит через одностороннюю щель или по обоим боковым краям языка. Звук получается шумным, хлюпающим. - Носовой.
При фонации воздух выходит не через рот, а через носовую полость. Из-за этого звук получает храпящий призвук с назальным оттенком.
Кроме этого, шипящие [Ш], [Ж] могут иметь другие виды искажения, характерные только для них:
- нижнее
– язык опущен за нижние резцы, шипящие произносятся смягченно; - щечное
– воздушная струя уходит в щеки, вызывая их раздувание, вместо звука слышен шум; - заднеязычное
‒ воздух проходит между твердым небом и задней частью спинки языка, слышится «хыканье» или «гыканье», напоминающее южно-русский говор.
Символы в МФА[ | ]
Приведённая таблица показывает типы свистящих (сибилянты) фрикативов, определённых в Международном фонетическом алфавите:
Знаки МФА для сибилянтов
Глухие | Звонкие | ||||||||||
МФА | Описание | Пример | МФА | Описание | Пример | ||||||
Язык | Орфография | МФА | Значение | Язык | Орфография | МФА | Значение | ||||
глухой альвеолярный сибилянт | Английский | s ip | [s ɪp] | «глоток» | звонкий альвеолярный сибилянт | Английский | z ip | z ] | «молния, застёжка» | ||
глухой альвеоло-палатальный сибилянт | Путунхуа | 小 (x iǎo ) | [ɕ iɑu˨˩˦] | «маленький» | звонкий альвеоло-палатальный сибилянт | Польский | zi oło | ɔwɔ] | «трава» | ||
Русский | щ ас разг. | [‘ɕ as] | «сейчас» | ||||||||
глухой палато-альвеолярный сибилянт | Английский | shin | [ʃ ɪn] | «голень» | звонкий палато-альвеолярный сибилянт | Английский | vis ion | [vɪʒ ən] | «зрение» | ||
глухой ретрофлексный сибилянт | Путунхуа | 上海 (Shànghǎi ) | ɑ̂ŋ.xàɪ] | «Шанхайский» | звонкий ретрофлексный сибилянт | Польский | żaba | abə] | «жаба» | ||
Русский | ш утка | [‘ʂutkə] | «шутка» | Русский | жаба |
Диакритические знаки могут быть использованы для большей детализации. Например, апикальный и ламинальный альвеоляр может быть указан как[s̺] вместо [s̻]; зубной (или, скорее всего, денто-альвеолярный
) сибилянт — как [s̪]; палатализованный как [sʲ]; и «общий втянутый сибилянт» — как [s̠], a транскрипция часто используется для типа качественных ретрофлексный согласных. Диакритических знаков для обозначения ламинальной «закрытости» артикуляции палатальных альвеоляров в северокавказских языках нет, но зачастую они записываются как [ŝ ẑ].
СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ [С, 3, Ц] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ
Произношениезвука [с]:Губы вытянуты в улыбку, зубы сближены в форме нормального прикуса. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. По средней линии языка образуется желобок, по которому, как в свисток, идет воздушная струя. Кончик языка может упираться как в нижние, так и в верхние резцы. Струя воздуха четко подается в самые зубы (рис. 12, 13).
Звук
[с]должен звучать тонким свистом, если к свисту прибавляется некий более грубый шум, значит, звук произносится неправильно.
Звук [з] произноситсятак же, только добавляется звук голоса.
Звук [ц] образуется в результате быстрого последовательного произнесения звуков [т]и [с] ([тс]).
3. Кончик языка прислоняется к зубам не по центру, а несколько слева или справа, воздух обтекает преграду с одного из боков. Слышится ровный, но грубый, с шипящим оттенком свист. Губы могут быть в асимметричной улыбке. Способы постановки — III, VII.
Любой вариант бокового произношения можно обнаружить, подставив ко рту ребенка ладонь, на ней вы почувствуете, из какого угла рта выходит воздух.
• Свистящие звуки могут заменяться на правильные или дефект ные шипящие: [с]— на [ш](иногда несколько смягченный [ш]), ([з]и [ц]— на [ж]и [тш].Способы постановки — I, И, III, IV, VII.
• Звук [с] может заменяться полноценным или искаженным (напо минающим [щ]) мягким звуком [с’] ([з] — [з’], [ц] — [т’с’]). Спосо бы постановки — I, II, III, IV, VII.
• Произношение мягких звуков [с’] и [з’] может нарушаться таким же образом, как и произношение их твердых пар, но может оста ваться и правильным.
Слова для проверки произношения свистящих звуков:
[с] — сад, сон, усы, оса, паста, басма, самса, клипсы, икс, лис [с’] — сено, осина, осень, овсянка, кисть (произносится кис’ть). моська, пенсия
[з] — завод, зуд, коза, Лиза, гильза, азбука, вздох, клизма, узник
[з’] — Зина, зяблик, физика. Азия, вензель, Пльзень
[ц] — цапля, циновка, птица, пальцы, унция, акцент, ацтек, опция
ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Ш, Ж]
Произношение звука [ш]: Зубы сближены, верхние резцы находятся прямо над нижними, губы округлены и выдвинуты вперед. Язык своими боками прижат к верхним коренным зубам. Расширенный, сплющенный кончик языка прикасается чуть спереди к альвеолам, средняя часть языка прогибается вниз, то есть язык имеет форму «ковша». Воздушная струя проходит между кончиком языка и альвеолами. Если кончик языка будет прикасаться к самой макушке альвеол, звук будет жестковатым (рис. 16).
Звонкий [ж]образуется так же, только добавляется звук голоса. Произношение звука [ж]не должно быть слишком жестким, а чуть-чуть смягченным, так, чтобы звук звучал приятно на слух, густо и бархатно. Если слышится жесткое произношение — значит, язык, скорее всего, находится слишком глубоко во рту. То же самое относится к звуку [ш].Он должен мягко «шуршать» и иметь чуть заметный свистящий оттенок, а не произноситься глухо и жестко.
При произнесении звонкого звука [ж]дефектное произношение заметнее, поэтому шипящие часто бывает удобнее проверять по звуку [ж].
Виды неправильного произношения звуков [ш, ж]:
• Язык может быть отодвинут в глубь рта и не участвовать в произ ношении. Тогда воздух с шумом проходит между сжатыми зуба ми (и резцами, и коренными). Способ постановки — любой.
• Иногда в подобном произношении, так или иначе, участвуют губы. Они могут прижиматься к передним зубам, тогда возникает до полнительный призвук звука [ф](или [в]при произнесении звука [ж]).Способ постановки — любой.
• Губы могут быть выставлены вперед, в этом случае возможны 2 ва рианта произношения:
1. Воздух может «бить» в обе щеки (иногда сильнее в одну), так, что при произнесении звука с силой щеки у ребенка раздуваются. Впрочем, легкий «удар» воздуха в щеки можно почувствовать и при обычном произнесении, если прислонить к ним ладони. Звук получается неряшливый, «хлюпающий». Способ постановки — любой.
2. Пытаясь улучшить произношение, ребенок может прижимать щеки к коренным зубам, чтобы воздух не уходил в стороны. Зву ки [ш, ж] тогда похожи на нормально произносимые. Это достига ется, в том числе за счет излишне вытянутых вперед губ. Попро сите ребенка показать, где у него находится язык. Способ поста новки — любой.
• Кончик языка может быть прижат за нижними зубами, а спин ка— выгнута «горбиком». Тогда воздух, шурша, проходит между самым высоким местом спинки и альвеолами. Звуки звучат мягче, чем нужно. При этом нижняя губа (а иногда и нижняя челюсть) выдается вперед сильнее верхней. Способ постановки — любой. Некоторые дети очень хорошо «подделывают» в таком положе нии правильное произношение шипящих звуков, так что отли чить их от «настоящих» бывает сложно. Нужно проверить про изношение звуков в стечениях согласных и посмотреть, где на ходится язык.
• Звуки могут произноситься «боковым» образом. Воздушная струя со «всхлипываньем» проходит между одной из щек и коренными
зубами. Ладонью можно почувствовать движение воздуха у одного из углов рта. Губы могут занимать асимметричное положение. Способы постановки — I, III, IV.
Возможные сибилянты[ | ]
IPA | Форма языка | Место артикуляции (рот) | Место артикуляции (язык) | Пример |
[s̺̪ z̺̪] | ровная | зубной | апикальный | испанский s/z |
[s̪ z̪] | ровная | зубно-альвеолярный | ламинальный | польский s, z ; баскский z, tz |
[s̺ z̺] | ровная | альвеолярный | апикальный | северные говоры испанского s ; баскский s, ts ; путунхуа s, z, c (апикальный, зубной, или альвеолярный) |
ровная | альвеолярный | апикальный или ламинальный | английский s, z (альв., ламин., или апик.); испанский с американским акцентом s/z | |
[s̻ z̻] | ровная | альвеолярный | ламинальный | тода, убыхский, абхазский |
[ʃ ʒ] | куполообразная | постальвеолярный | апикальный или ламинальный | английский sh, ch, j, zh и французский ch, j ([ʃʷ ʒʷ]) |
[ʃ̻ ʒ̻] | куполообразная | постальвеолярный | ламинальный | тода; баскский x, tx |
[ɕ ʑ] | палатализованная | постальвеолярный | ламинальный | путунхуа x , j , q ; польский ć , ś , ź , dź ; убыхский; абхазский |
[ŝ ẑ] | ровная | постальвеолярный | ламинальный | убыхский; абхазский |
[s̱ ẕ], [ʂ̻ ʐ̻] | ровная или язык приподнят | постальвеолярный | ламинальный | польский sz, rz, cz, dż ([ʂ̻ʷ ʐ̻ʷ]); путунхуа sh, zh, ch |
[ʂ ʐ], [ṣ ẓ] | ровная | постальвеолярный | апикальный | убыхский; абхазский; тода |
[ʂ ʐ] | загнут кверху | палатальные (или постальвеолярные?) | субапикальные | тода |
Постановка свистящих звуков
Ребенок начинает правильно произносить свистящие звуки примерно к 3-4 годам. Но у некоторых детей возникают проблемы с артикуляцией. Если не принять меры вовремя, речевая дисфункция сохраняется на всю жизнь. Чтобы поставить свистящие звуки, обычно назначают комплекс специальных упражнений. Их выполняют как на занятиях у логопеда, так и в домашних условиях.
Важность постановки свистящего звука
Речевые дефекты, развившиеся в детстве, во взрослой жизни могут привести к сложностям в общении. Поэтому постановку свистящих звуков необходимо осуществлять своевременно. Чем раньше обнаружено отклонение, тем больше шансов на его успешное устранение. Обычно дефекты становятся заметными, когда ребенок переходит в среднюю группу детского сада. Логопеды выделяют две разновидности нарушения:
При сигматизме у ребенка искажается произношения звука «с» в мягкой и твердой формах. При парасигматизме происходит его замещение. Отклонения в разговорной речи могут оказать негативное воздействие на функционирование нервной системы. В дальнейшем это приводит к пониженной самооценке и коммуникативным расстройствам. На фоне неправильного произношения развиваются:
Шипящие звуки: с чего начать постановку
Показываем ребёнку карточку со звуком Ш, рисуем фонему, объясняем, как располагается язычок: теперь он находится вверху, края плотно прижимаются к коренным зубам. Вместо фразы «звук Ш» лучше говорить «тёплый ветер», «змейка шипит», «надуваем шарик».
Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих (упражнения Л.А. Комаровой)
- «Чашечка»
– рот открыт. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Среднюю часть языка прогнуть, а боковые края загнуть кверху. Получается чашечка. Заносим «чашечку» во внутрь и выносим обратно. Так несколько раз. - «Лошадка»
– «приклеить» язычок к нёбу. Таким образом подъязычная уздечка растягивается. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. С щелчком «отклеиваем» язычок – «лошадка» цокает. - «Грибок»
– «приклеить» язык к нёбу, широко раскрыть рот. Удерживать такое положение несколько секунд. - «Гармошка»
– сделать «грибок». Только теперь открываем и закрываем рот, растягивая подъязычную уздечку. Язык держать «приклеенным» к нёбу, губы – в улыбке. - «Качели»
– рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. - «Бублик»
– рот приоткрыт, вытянуть губы немного вперёд и округлить.
«Погреем ладошки» – представьте, что руки замёрзли на морозе. Рот открыть, губы вытянуть вперёд, выдыхать «х-х-х», согревая ладони.
Упражнения, которые выполняются при постановке С, «Наказать непослушный язычок», «Лопатка», «Конфета», «Варенье», «Чистим зубы», повторяются и при постановке Ш. Все выполнять не нужно, выбирайте 5-7 любых артикуляционных упражнений, а также помните про развитие воздушной струи.
Способы постановки звука Ш
Перед зеркалом просим малыша подуть на ладонь холодным ветром. Теперь предложите ребёнку поднять язык «чашечкой» за верхние зубы на альвеолы и снова попробовать сказать «с-с-с». В таком положении языка послышится «ш-ш-ш». Если не выходит, то можно зажать зубами палочку для роллов (язык должен лежать на палочке, а не под ней) и подуть. Или чистым пальцем придерживать язык наверху. Важно объяснить малышу, что широкий язык должен быть за верхними зубками – тогда «змейка зашипит».
После успешного закрепления Ш, звук Ж получаем так же, как и фонему З. Кладём ладонь на горло и просим ребёнка сравнить шипение и жужжание: «ш-ш-ш» – горло спокойно, «ж-ж-ж» – горло дрожит.
Чтобы получить Ч, попросите малыша произносить мягкий «т’-т’-т’» и аккуратно отведите его язык немного вглубь рта с помощью ложки/ватной палочки/чистого пальца. Звук Щ должен появиться автоматически. Закрепляем каждую фонему по схеме, учим ребёнка не путать свистящие и шипящие. Для этого подойдёт разучивание стихов, где встречаются оба вида звуков, и игры на дифференциацию фонем.
10 книг для автоматизации звуков
- «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи», Н.С. Жукова.
- «Альбом дошкольника. Автоматизация звуков в игровых упражнениях», Л.А. Комарова.
- «Учим звуки. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет», Е.А. Азова, О.О. Чернова.
- «Правильно произносим звуки. Логопедический альбом для детей 4-8 лет», Т.А. Ткаченко.
- «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми», Ю.Б. Жихарева-Норкина.
- «Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет», З.Т. Бобылева.
- «Говорю правильно», дидактический материал О.Е. Громовой.
- «Говорим правильно. Игры на развитие речи», Э.М. Курицына, Л.А. Тараева.
- «Альбом для автоматизации произношения звука», О.И. Лазаренко.
- «Логопедический альбом. Говорим правильно», Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина