Немногим дошколятам удается подружиться со звуком «Ж» с первого раза. Будучи звонким, твердым, согласным он может появиться в речи ребенка лишь после удачного усвоения звука «Ш». Система воспроизведения «Ж» и «Ш» одинакова, отличие в том, как работают при этом голосовые связки. Например, при шипении область горла остается в покое, при жужжании – происходит вибрация.
При изучении подобных звуков дети должны четко ощущать тактильные различия между «Ж» и «Ш». Понимая, чем отличаются эти звуки, дошкольники научатся легко их произносить.
Как поставить ребенку звук «Ж»
Четкое произношение «Ж» требует правильной работы губ, языка, голосовых связок, а также неба:
- Губы округляются, рот следует немного раскрыть.
- Язык необходимо держать у края верхнего неба. Середина языка опускается вниз, в то время как его боковые стороны приподнимаются и прижимаются к зубам.
- Заднюю стенку языка следует немного поднять и оттянуть назад.
При соблюдении всех заявленных правил произношения звука между языком и небом должна проходить воздушная струя.
Почему ребенок не выговаривает букву Ж
Звук «Ж» — шипящий шумный согласный, т.е. в его образовании играет роль шум, который возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Также «Ж» является звонким, в его артикуляции обязательна работа голосовых связок.
Логопед поможет убрать дефекты речевого дыхания.
Таким образом, проблемы в произношении звука «Ж» у ребенка возникают, если присутствуют дефекты артикуляционного аппарата или речевого дыхания. Еще одной причиной является гипертонус мышц речевого аппарата: ребенок не может расслабить язык и растянуть его края на верхние боковые зубы.
Задача логопеда-дефектолога — научить ребенка снимать напряжение челюсти и языка.
Норма артикуляции звука «Ж»:
- губы округлые, выдвинуты вперед;
- зубы разомкнуты на 1,5-2 мм;
- широкий кончик языка поднят к краю твердого неба или альвеолам;
- между языком и небом посередине образуется щель, через которую проходит струя воздуха;
- язык прижат к боковым зубам, его средняя часть опущена;
- задняя часть языка оттянута назад.
Гимнастика для правильного произношения
Для того чтобы ребенок освоил звук «Ж» как можно быстрее, стоит воспользоваться специальными упражнениями. Они нужны для тренировки тех частей лица, которые отвечают за четкость произношения этого сложного звука.
«Сладкий сон у язычка»
Ребенку следует предложить расслабить язычок и положить его на нижнюю губу. Во время этого упражнения малыш может представлять, будто язычок устал и лег спать. Держать его таким образом следует около 40-50 секунд.
«Язычок, как кисточка»
Во время этого упражнения рот слегка приоткрыт, язык скользит по небу вперед-назад. Такие манипуляции напоминают работу кисти на бумаге. Ребенок может включить фантазию и подумать, что же такое может нарисовать язычок.
«Сладкое варенье»
В этом упражнении нужно достать языком до верхней губы и облизать ее. Малыш может представить, что кушал вкусное варенье, а теперь слизывает его остатки с губ.
« Коробочка»
Ребенка просят широко открыть рот и попробовать сложить язычок в форме маленькой коробочки. При этом язык следует немного выдвинуть вперед. Это упражнение считается одним из сложных до дошкольников, однако благодаря ему звук осваивается быстрее.
Как научить ребенка букве «Ж»
Для того чтобы научить ребенка говорить букву «Ж» родителям необязательно обращаться за помощью к логопеду. Обучение можно провести дома с помощью специальной гимнастики, разучивая слова, в которых она имеется, рассматривая картинки. Доказано, что обучение в игровой форме дает лучшие результаты, нежели муштрование малыша.
Эффективность обучения зависит от подготовки к нему. Поэтому первым, что необходимо сделать это подготовить ребенка к предстоящему занятию, при условии, что он находится в хорошем настроении. Не стоит проводить занятия в то время, когда малыш чем-то обеспокоен или же не проявляет интереса, ведь результата такое обучение не принесет.
Для начала необходимо подготовить артикуляционный аппарат малыша к занятию:
- Высунутый язык положить сначала на нижнюю губу, затем на нижние зубы. Верхними зубами слегка постучать по нему, после чего дать языку отдохнуть.
- Высунутым языком провести линию от верхнего края верхней губы к внутреннему краю, как бы облизывая ее.
- Свести губы в трубочку и, прилагая максимальные усилия, попытаться сдуть отрезок бумаги, расположенный напротив, или иной легкий предмет.
Подготовив артикуляционный аппарат, малышу необходимо дать немного отдохнуть, после чего переходить к следующему этапу. В ходе обучения внимание следует уделять только на изучаемую букву, дабы сконцентрировать внимание малыша на ней.
Тренировка правильного дыхания
При постановке звука «Ж» важен не только артикуляционный процесс, но и дыхание. Ранее уже говорилось о воздушной струе, которая проходит между языком и небом во время произношения звука. Создать ее поможет специальная гимнастика для дыхания.
«Сдуй пушинку»
Во время этого упражнения детский язычок должен прижиматься к верхней губе. На нос ребенку кладут маленький кусочек легкого материала (бумажки, ваты, салфетки). Держа язык в исходном положении, ребенок должен попробовать сдуть «пушинку» со своего носа. Манипуляции рекомендуется повторять 2-3 раза.
«Бурлящая вода»
В стакан с водой помещают трубочку для сока и просят малыша при помощи дыхания заставить воду бурлить. Несмотря на простоту исполнения, это упражнение требует много сил, но отлично тренирует детское дыхание.
Дыхательная гимнастика
Правильная постановка звука Ж непременно должна включать не только артикуляционную, но и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения позволяют выработать направленную воздушную струю.
- Пушинка: Язык широкий, поднят к верхней губе, края его тоже приподняты и доходят до уголков рта. На нос ребенку кладется небольшой кусочек ваты или салфетки. Нужно попытаться сдуть снежинку» с носа. Упражнение повторяется несколько раз.
- Буря в стакане: В стакан наливается вода, ставиться трубочка. Ребенку предлагается устроить в нем “бурю”, выдыхая воздух в через соломинку.
Постановка звука Ж, в первую очередь, проводится по подражанию. Взрослый обращает внимание малыша на вибрацию собственного горла, после чего предлагает ему тоже произнести звук Ш «с голосом». Если звук получается чистым, то можно переходить к его автоматизации в слогах и словах.
Если на этом этапе возникли трудности, то нужно проанализировать ошибки артикуляции и устранить их.
Очень полезно провести работу по дифференциации звуков Ш и Ж , Ж и З до начала автоматизации нового звука. Это полезно для всех детей, но особенно важно тем, кто имеет особенности фонематического восприятия.
Для этой цели можно использовать простые логопедические игры:
- Хлопни, когда услышишь звук!
Взрослый четко произносит слоги за-жа-зу-зы-же-зы-сы-жи-ши-жи и т.п., ребенок должен «поймать» (хлопнуть в ладоши или топнуть ногой) слог с «Ж»
- Подбери картинки со словами, которые начинаются на нужный звук.
- Кто придумает больше слов, начинающихся на данный звук.
Также важно связать звук Ж и букву Ж, для этого можно использовать следующие игры:
- собери букву из кусочков (как разрезную картинку)
- выложи новую букву из пуговиц, камешков, ракушек и т. п.
- обведи букву на манке, на песке, на доске
- закрась фигуры, где видишь букву ж
Картинки с буквами
Для этой игры следует подобрать картинки, на которых изображены нужные буквы. Ребятам предлагается вспомнить слова, которые начинаются на эту букву. Выигрывает тот, кто вспомнит больше всего нужных слов.
Пазлы
Такая игра поможет дошкольникам связывать букву «Ж» со звуком. Большая картинка с буквой разрезается на несколько частей. Ребята должны собрать получившийся пазл. Также можно предложить им выложить «Ж» из подручных материалов: палочек, пуговиц и т.д.
Вывести букву на рассыпанном песке, крупе
Ребятам наверняка будет интересно порисовать на песке, или манной крупе. Рисуя букву ж, можно не только запоминать, как она выглядит, но и тренировать мелкую моторику. Тем, кто больше любит раскрашивать, можно дать задание найти на картинке нужную букву и закрасить ее.
Основные методы постановки звука Ж
Этапы постановки фонем:
- Подготовительный. Разминается артикуляционный аппарат, ребенок настраивается на занятия, проводится работа с речевым дыханием и фонематическим слухом.
- Постановка звука. Проводятся логопедические упражнения на дифференциацию проблемного звука, его правильное проговаривание.
- Автоматизация. Четкое произношение звука без дополнительной помощи.
- Закрепление в повседневной речи. Контроль со стороны взрослых, положительное подкрепление.
Методы коррекции звукопроизношения:
- механический — с помощью логопедических инструментов (шпатель, лопатка, зонд);
- по подражанию — наиболее естественный способ для дошкольников, т.к. их артикуляция развивается через восприятие речи окружающих;
- по постановке от других корректно сформированных звуков.
Постановка «Ж» начинается с расслабления языка и челюсти, т.к. широкий язык — основа произношения шипящих. Для этого используется следующее упражнение: язык положить на нижние зубы, верхние зубы легко по нему стучат в течение 20 секунд. Затем язык, не двигаясь, лежит на нижней челюсти.
После этого объясняется артикуляция звука. Логопед вместе с ребенком руками изображает чашечку с водой, потом просит повторить позу языком, спрятанным за зубами. В таком положении нужно произнести «ЗЗЗЗЗЗ». Автоматически звук преобразуется в «Ж». Когда «Ж» закрепится, его вводят в слоги с гласными, затем в слова и предложения.
Поставить «Ж» можно и от корректно сформированного «Ш». Положение губ, зубов и языка при произношении этих звуков одинаковое. Ребенок говорит звук «Ш», а педагог просит при этом добавить голос и прочувствовать вибрацию на голосовых связках. Для закрепления «Ж» используют подражания жужжанию жука, пчелы.
После закрепления чистого «Ж» приступают к этапу автоматизации и введению в активный словарь.
Постановки звука «ж» поэтапно
Занятие постановка звука ж проходит в 3 этапа. Проводят его в форме игры в группе из 4 – 5 деток.
На первом этапе детям показывают, как должен располагаться язык во время произношения звука.
Второй этап постановки звука ж
Логопед выясняет, как ребенок выговаривает звук «ж» и какие ошибки в артикуляции допускает. На этом же этапе проводят артикуляционную и дыхательную гимнастику и приступают к отработке звука «ж» (при условии, что ученики выговаривают «ш»). Большинство детей начинают говорить его по подражанию — это самый простой прием постановки звука «ж».
Упражнение «Жучок». Ребятам показывают картинку с изображением жука и просят вспомнить, как летом летали жучки и жужжали. Потом просят повторить этот звук.
Упражнение «Шарик». Детей просят изобразить шипящий звук, когда лопается шарик. А потом — произнести то же самое, только с голосом.
Упражнение «Голос». Учеников просят повторить шипение (звук «ш») и приложить в это время ручки к шее. Спрашивают: «Что делает голосок? Спит или поет?». Детки ответят, что спит. Потом их просят произнести «ш» с голосом — они отметят, что теперь «голос поет» — в шее появилась вибрация.
По такой же аналогии, как и в упражнении «Жучок», проводят игры «Муха в паутине» и «Пчелы собирают цветы». В процессе важно контролировать правильную артикуляцию.
Эти логопедические упражнения ж можно проводить с малышом и дома для закрепления навыка.
Третий этап занятия постановка звука ж
Детки учатся правильно произносить звук «ж» в словах и фразах. Главное условие — они должны четко и безошибочно говорить звук изолированно. Для этого проводят упражнение с картинками.
Сначала воспитатель подбирает пары картинок — предметных и сюжетных. На предметных нарисован предмет, в названии которого есть звук «ж». Слова, в которых он приходится на конец или перед глухими согласными, не подходят. На сюжетных картинках изображены ситуации, в которых не хватает изображенного на первых картинках предмета. Например, девочка с бумагой (ножницы), мальчик на горке (лыжи), дом в пламени (пожарник).
Упражнение №1. Воспитатель показывает несколько сюжетных иллюстраций и спрашивает учеников, кому чего не хватает. Они называют.
Упражнение №2. Деткам показывают предметные картинки и просят назвать, что на них нарисовано. Они называют.
Упражнение №3. Воспитатель спрашивает, кому нужен изображенный предмет. Детки отвечают, например: «Ножницы нужны девочке, чтобы резать бумагу».
Так проходят все сюжетные картинки. При выполнении логопедических упражнений на звук «ж» детки должны выделять его голосом — говорить чуть дольше других звуков.
Заключительный этап коррекции – автоматизация
Постановка звука «ж» поэтапно завершается автоматизацией. Цель — научить деток произносить звук правильно изолированно, в слогах, словах и фразах.
Проводят в несколько этапов:
- Изолированное произношение звука. Подражание жужжанию шмеля, пчелы, жука, юлы;
- Произношение в слогах. Вот список слогов для логопедического упражнения на звук «ж»: «жа», «жо», «жу», «жи», «же»;
- Произношение в сочетаниях слогов. Список слогов в логопедическом упражнении буква «ж»: «жа-жа-жа», «жо-жо-жо», «жу-жу-жу», «жи-жи-жи», «же-же-же», а потом: «жа-жо-жу»,«жи-же-жа», «жу-жо-же», «же-жа-жо», добавляем еще один слог: «жи-жа-жо-жи-же», «жа-жо-жу-жи-же», «жу-жа-жо-жи-же»;
- Произношение в словах. Логопед подбирает слова на слоги: «жа», «жо», «жё», «жи», «жу», «же», а также на «жд», «жг». Сначала эти слоги приходятся на начало слова, потом на конец, потом на середину;
- Произношение в словах со стечением согласных. Например, багажник, дружба, одежда, прилежный, ножницы, южный;
- Произношение слов с двумя звуками «ж». Вот список слов: жажда, жужжать, желтокожие.
Во всех упражнениях при проговаривании слогов и слов голосом выделяют звук «ж».
Еще с детками проводят игру «Назови ласково». Дают список слов, а ученики образуют существительное с уменьшительно-ласкательным значением. Вот эти слова: снег, еж, сапог, нож, стог, пляж, дождь, утюг.
Закрепляют навык чтением текстов и скороговорок, в которых часто встречается звук «ж».