Массаж грудничкам читать дальше.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях


Первые звуки можно услышать от малышей в два месяца, а к концу первого года жизни дети уже уверено произносят слоги и целые слова. Однако бывает так, что малыши отстают от сверстников. Развитие речевого аппарата хромает. Чтобы справится с этой напастью, вам стоит обратиться к врачу и регулярно проводить логомассаж для детей.

Можно устранить даже самые серьезные дефекты речи, если регулярно проводить логопедический массаж языка.

Для чего нужен логопедический массаж

Логопедический массаж позволяет расслабить или укрепить артикуляционные мышцы, стимулирует чувствительность мышц. Показанием к процедуре является наличие следующих проблем у ребенка:

  • короткая подъязычная уздечка — это одна из причин дислалий — нарушений речи, при котором нет поражений центральной нервной системы и органа слуха, поэтому основная работа ведется с артикуляционным аппаратом;
  • ринолалия — нарушение звукопроизношения вследствие патологии носовой полости и ротоглотки;
  • непроизвольное слюноотделение, одной из причин которого является потеря тонуса мышц языка;
  • нарушение голоса — малыш тихо говорит, при этом у него может быть чувство «кома» и тяжести при разговоре;
  • алалия — отсутствие или недоразвитие речи, причиной которого является повреждение речевых центров головного мозга;
  • дисграфия — нарушение письменной речи;
  • нарушение тонуса мышц как в сторону повышения, так и в сторону понижения, которые участвуют в звукопроизношении;
  • заикание невротической природы;
  • невнятная речь.

Польза логопедического массажа

При перечисленных отклонениях массаж ускоряет постановку правильного произношения звуков, закрепляет результат работы логопеда. Он эффективен в комплексе с другими методами коррекции речи — дыхательной и артикуляционной гимнастикой, работой с голосом.

Преимуществом является простота и безболезненность — логопедический массаж для детей в домашних условиях может выполнять любая мама. Процедуры положительно влияют на нервную систему и мышечный аппарат, улучшают кровообращение, повышают эластичность мышечных волокон, нормализуют речевое дыхание, снижают гипертонус мышц речевого аппарата, увеличивают амплитуду артикуляционных движений. Также формируют активные движения органов артикуляции, улучшая их координацию.

Методика проведения логомассажа

Процедура направлена на проработку мышц, расположенных внутри рта, включая губы, язык, щеки и даже глотку. Речевые нарушения могут быть связаны с недоразвитыми или, наоборот, слишком тонизированными мышцами, нескоординированными движениями языка.

Удивительно, но навыки, необходимые для постановки правильной речи, пригодятся и для того, чтобы безопасно есть и пить.

При логомассаже могут использоваться как пассивные движения, когда специалист сам давит на нужные мышцы и связки, так и активные: ребенок сам выполняет нужные движения. Но в большинстве случаев врач и его маленький клиент работают в связке.

1. Проработка губ.

Ребенок должен поочередно и протяжно говорить буквы «о», «у», «э», «и». Массажист при этом может помогать складывать губы в соответствующую форму.

Воздействовать лучше указательным и большим пальцем. Также можно аккуратно помочь малышу расслабить щеки. Родителям без опыта, которые планируют проводить логомассаж дома, рекомендуется вначале самостоятельно проговорить звуки и понять, в какой части щек появляется сильное напряжение. Именно эту область нужно аккуратно массировать ребенку.

Между «пропеванием» звуков малыш может надувать щеки, губы. Это также поможет расслабиться и подготовиться к новым упражнениям.

2. Массаж языка.

Слишком слабая или напряженная мышца мешает артикуляции. Для массирования могут использоваться специальные инструменты: молоточки, скребки, ролики. Но в домашних условиях лучше обойтись без дополнительных аксессуаров. Для проработки языка нужно проговаривать с ребенком так называемые «переднеязычные» звуки «тттт», «дддд».

При этом малыш должен стараться не касаться языком внутренней поверхности губ. Кончик должен упираться в зубы.

3. Укрепление щечных мышц.

Чтобы малыш правильно произносил шипящие и свистящие звуки, необходимо устранить напряженность в щеках. Для этого разминают ребенку лицо по челюстной кости. Можно аккуратно надавливать четырьмя пальцами на кожу, двигаясь от носогубной складки к ушным раковинам.

Активный массаж всё же стоит оставить сертифицированному специалисту, который точно знает на какие точки давить.

Массирование может утомить малыша, поэтому дома лучше проводить процедуры в форме игры.

Например, можно предложить ребенку надувать мыльные пузыри.

Дети обожают такое развлечение! Но выдувание пузырей учит контролировать дыхание. Также малышу придется постоянно скручивать губы в трубочку, что также является одним из элементов логомассажа.

Если звуковые эффекты не пугают, приобретите гармонику.

Игра на музыкальном инструменте «учит» ребенка контролировать дыхание, сжимать и разжимать губы. Если есть проблемы со слабым дыханием, то гармоника поможет решить проблему, еще и увеличит силу губ.

Сладкоежкам понравится упражнение «оближись».

Нужно втереть немного варенья или сгущенки в уголки губ и попросить малыша тщательно вылизаться. Кончик языка при этом должен «ходить» из стороны в сторону.

Перечисленные выше упражнения достаточно легкие, но лучше проводить их в игровой форме. Детям быстро наскучивают однообразные движения, поэтому лучше одновременно с логомассажем петь песенки, кривляться и делать прикольные фотографии. Игровые упражнения можно повторять от трех до шести раз каждый день.

Но помните, что каждый ребенок уникален, учится в своем собственном темпе, поэтому прогресс может появиться как через несколько дней, так и через несколько месяцев.

Противопоказания

Логопедический массаж можно выполнять только при хорошем общем состоянии ребенка. Он противопоказан при:

  • вирусных заболеваниях, которые сопровождаются повышенной температурой, кашлем, насморком;
  • стоматитах, гингивитах, ангине и других заболеваниях полости рта;
  • кожных заболеваниях — герпесе, ветряной оспе, аллергической сыпи;
  • любых заболеваниях и состояниях, при которых самочувствие малыша нарушено — прорезывание зубов или выпадение молочных зубов, усталость;
  • эписиндроме;
  • грубых психических отклонениях.

При этих состояниях с массажем лучше подождать или отказаться от них окончательно. Если ребенок болеет простудными заболеваниями, у него на слизистой воспалительный процесс, необходимо обратиться к врачу, чтобы вам назначили лечение. К коррекции речи можно приступить после нормализации состояния.

Виды логопедического массажа

Выделяют несколько видов логопедического массажа для детей:

  1. Ручной, или классический, выполняют руками, воздействуя на различные зоны;
  2. Аппаратный проводят с использованием специальных приборов и приспособлений, зондов, дома можно заменить их ложкой;
  3. Точечный подразумевает действие на определенные точки;
  4. Самомассаж, который ребенок выполняет самостоятельно с гимнастикой.

Мама может выполнить обычный ручной массаж. Другие виды должен выполнять только специалист.

Условия для проведения

Логопедический массаж для детей, как правило, начинают проводить в возрасте 4 – 5 лет. По показаниям курс можно начать и раньше.

Дома нужно создать благоприятные условия, чтобы сеансы не приносили дискомфорта. В комнате должно быть тихо, тепло и светло. Руки массирующего должны быть теплыми и чистыми. Проследите, чтобы на руке не было царапин, воспаления, постороннего запаха — духов, ароматических масел, кремов. Снимите все украшения. Также необходимо, чтобы ребенок был расположен к лечению, относился к нему спокойно. Недопустимо, чтобы малыш плакал и вырывался.

Первая процедура логопедического массажа для детей может быть короткой — не более 5 минут, особенно если это впервые для него. Затем постепенно увеличивайте продолжительность: через неделю можно заниматься уже 20 – 30 минут. Ориентируйтесь на возраст и на реакцию малыша: если ему становится неудобно, некомфортно, появляется страх, нервное напряжение, сеанс лучше прервать. Если продолжить, невзирая на протест, в следующий раз он может и вовсе отказаться от лечения.

Для хорошего результата нужно, чтобы занятия были регулярными. Оптимально 2 – 3 процедуры в неделю. Если сочетать их с артикуляционной гимнастикой и другими занятиями, эффект вы увидите быстрее. Старайтесь не делать длинных перерывов между сеансами.

На полный курс в среднем необходимо 10 – 20 сеансов, иногда больше.

Для массажа необходимо подготовить специальное масло или крем. Обязательно проверьте на переносимость: нанесите небольшое количество средства на кожу предплечья и оцените реакцию.

После лечения промойте малышу лицо, ополосните рот.

Массаж лица

Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.

Схема движений следующая:

  1. Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
  2. От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
  3. Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
  4. Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
  5. Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
  6. Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
  7. Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
  8. Растирайте подбородок.
  9. Уши поглаживайте.

Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.

На заметку! Обязательно включайте несколько приемов массажа лица в курс лечения при корковой дизартрии перед разминанием языка.

Техника проведения массажа на дому

Массирующие движения лучше начинать со всего лица, чтобы он привык к обстановке, у него прошло напряжение. Затем постепенно переходите к зоне подбородка, носогубной складке. Движения — мягкие и плавные.

Для губ

Сначала растираем губы пальцами, делаем круговые движения от одного уголка к другому. Направление на нижней и верхней губе разные: слева направо, и справа налево. Затем пощипываем губы и кожу вокруг рта, делаем круговые движения с надавливанием. Завершаем логопедический массаж губ легкими шлепками.

Для языка

Язык непосредственно участвует в звукопроизношении, поэтому сделать логопедический массаж этой части тела — важная часть коррекции речевых нарушений. Следует добиться расслабления мышц верхней и нижней челюсти, плеча, шеи, языка. Если у малыша выраженный рвотный рефлекс, то массируем только кончик языка.

Движения такие:

  • фиксация кончика языка между пальцами, движения им как рычагом — вверх и вниз, назад и вперед;
  • поглаживание спинки языка по кругу и вдоль большим пальцем, при этом указательный палец находится снизу и поддерживает его;
  • поглаживание нижней поверхности языка;
  • вибрирующие движения путем постукивания и покачивания язычка;
  • массирование уздечки движениями пальца вниз и вверх.

Поглаживайте язык ребенка тканью и зубной щеткой. Можно просто водить ими по языку, а можно «рисовать» буквы.

Если у малыша повышенное слюноотделение, используйте салфетку или платочек, чтобы слюна не стекала и не раздражала кожу.

Для лица

Полезным будет сделать логопедический массаж всего лица: массирование лба, щек, носа, подбородка усиливает эффект сеансов. Процедура включает поглаживание, растирание, разминание, вибрацию этих зон. Делайте именно в этой последовательности.

Щеки массируют так: растираем или разминаем щеки вдоль мышечных волокон. Направления движения — от уголков рта в сторону висков, затем от скул до нижнего края челюсти.

Для шеи

Массирование шеи выполняется до еды или спустя два часа после приема пищи. Учтите, что движения должны быть мягкими. Недопустимо сильное надавливание: здесь проходят крупные сосуды и нервные стволы. Выполните повороты и наклоны шеи в правую и левую стороны, вперед и назад.

Легкие похлопывающие движения шейного отдела позвоночника нужно выполнять в положении лежа на животе или сидя. Стимуляция этой области не только развивает речь, но и способствует улучшению общего физического состояния. Ведь активируется работа нервной системы, улучшается кровообращение, значит — головной мозг насыщается кислородом. Но родителям следует действовать очень осторожно: нельзя чрезмерно воздействовать на эту зону.

Порядок действий такой: движения сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночник. Действуем 2-мя или 3-мя пальцами. Массируйте трапециевидную мышцу, плечи.

Логопедический массаж шеи захватывает и область ушей. Это дополнительно стимулирует артикуляционный аппарат. Эффективны такие упражнения: потирание мочек ушей, осторожное оттягивание мочки вниз, разминание козелка — хрящевого выступа, который находится перед слуховым проходом.

Зондовый массаж по Новиковой

Массаж по Новиковой – процедура несложная. В этом методе используется несколько зондов, имеющие разные формы. Они используются для оказания эффекта на определенные зоны ротовой полости – язык, щеки, губы, небо.

Перед началом, логопед или специалист осматривает ребенка. Он должен определить степень поражения. Затем специалист решает, сколько сеансов потребуется провести для устранения проблемы.

Как выполнять

При назначении курса терапии, важно не пропускать сеансы и посетить их все. Курс лечения может длиться 2-3 недели. Каждые 40-50 дней курс повторяется вновь. В некоторых простых случаях может потребоваться один курс.

Перед началом процедуры логопед дает малышу посмотреть инструмент. Так у ребенка не возникнет страх. Если атмосфера в кабинете приятная, логопед проводит процедуру аккуратно и бережно, ребенок привыкает к процедуре с первого раза. Используются несколько зондов, имеющие свое собственное назначение.

Вилочковый зонд

Острым кончиком обкалывают поверхность языка, щек, губ. Это провоцирует сокращения мышц. Движения должны быть короткими. При этом идет активное сокращение мышц. Движения аккуратные, короткие. Зонд устанавливается в нужную точку и совершают покачивающие движения. После этого инструмент вращают в одной точке на протяжении 5 секунд.

«Восьмерка»

Зонд предназначен для губ, щек, языка. Мышцы языка необходимо растирать вверх-вниз движениями, похожими на петли, нажимая на него.

Зонды большие, средние и малые саночки

Различаются своим размером, площадью воздействия, силой давления. Эти приспособления производят стимуляцию волокон языка, щек, губ.

Топорик

Проводят логопедический массаж губ, языка, скул. Мышцы языка вдавливают, проводят по ним скользящие движения. Это приспособление нормализует мышечный тонус, влияет на подвижность.

Крестовина

Данный инструмент предназначен для работы с языком ребенка. При толкающих движениях, происходят сокращения его мышц.

Толкачик

Необходимо чередовать давление и расслабления языка. Каждая фаза длится не менее 5 секунд.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]