Как понять, что у ребенка дисграфия, и как помочь?

Дисграфия – психологическое отклонение от нормы, характеризующееся нарушением письменной речи ребенка, не связанным с незнанием правил русского языка. При этом школьник не способен грамотно писать слова, словосочетания, тексты. Он делает по несколько нестандартных, непонятных большинству людей, ошибок в одном слове.

Проблема беспокоит родителей, так как дети с дисграфией не могут нормально учиться и выполнять задания по русскому языку на уровне сверстников. Это часто делает их изгоями, негативно влияет на дальнейшую жизнь.

Некоторые родители, даже учителя не понимают, в чем дело: ругают школьника за невнимательность, упрямство, отсутствие старания. На самом деле ребенку требуется помощь: и чем раньше она будет оказана, тем лучше.

Чтобы справиться с нарушениями письма, важно вовремя их диагностировать. Своевременное выявление отклонений поможет побороть недуг, а также даст ребенку шанс жить полноценной жизнью без проблем и комплексов.

Каковы причины дисграфии?

Безошибочное написание слов, выражение своих мыслей на бумаге во многом зависит от правильного формирования устной речи.

Существует 2 группы причин появления дисграфии:

  1. Заболевания, перенесенные на разных этапах становления нервной системы и головного мозга. К ним относятся болезни матери при беременности, родовые травмы, дальнейшие серьезные инфекции и повреждения жизненно важных органов.
  2. Социально-психологические: общение с людьми, имеющими дефекты произношения, обучение с раннего детства нескольким языкам (например, в двуязычных семьях), отсутствие корректировки ошибок речи со стороны родителей.

Указанные факторы часто приводят к формированию нестандартного звукопроизношения и звуковосприятия (фонематического слуха), негативно влияют на лексическую, грамматическую и связную составляющие речи ребенка.

ДИСГРАФИЯ

Письмо — это своеобразный иностранный язык, который ребёнок обязан освоить за год, вдумайтесь. Письмо — сложнейший вид учебной деятельности, в его формировании участвуют все отделы головного мозга ребёнка. То есть, психофизиологической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов — речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя. Обучение письму — это процесс гармонизации всех перечисленных факторов.

Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

Причины дисграфии

Процесс письма проходит несколько стадий: ребёнок «видит» будущее написание слова. Однако у детей с оптическими дисграфиями обнаружен устойчивый дефект ближнего пространства, своеобразное «окно». Пространство за «окном» зеркально перевёрнуто в виде обратной перспективы. Именно поэтому, когда буква или цифра попадает в это окно, ребёнок её так и пишет — зеркально перевёрнутой. Наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке. При этом внутреннее проговаривание (внутренняя речь) — частый, но не обязательный этап обучения чтению. Доказательством служит обучение чтению по Гленну Доману, когда ребёнок запоминает целое слово, как иероглиф.

Однако написать слово ребёнку значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены ещё и тем, что или каждый из процессов, необходимых для написания слова, или какая-то часть из них у ребёнка — пока несовершенны.

Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у детей обязательно уже есть диагностические маркеры и предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Помните, дисграфия не исчезнет сама, её нужно корригировать и исправлять. (Подробнее — здесь: Как помочь ребёнку подготовиться к школе.)

Методы выявления дисграфии

Выявление дисграфии – сложный процесс, в основе которого лежит решение следующих задач:

  1. Отличить недуг от незнания правил написания слов.
  2. Разграничить этот вид нарушения с патологиями органов зрения, слуха, лор-органов.
  3. Определить форму заболевания.

Если возникает подозрение на наличие патологии у ребенка, нужно проконсультироваться со специалистами:

  • офтальмолог – увидит глазные заболевания и нарушения мозгового кровообращения;
  • отоларинголог – обследует на наличие болезней горла, ушей и носа;
  • стоматолог – увидит дефекты строения зубов, которые могут мешать правильно произносить слова и косвенно способствуют неграмотному их написанию;
  • невролог – определит состояние центральной нервной системы, существующие в этой области проблемы;
  • логопед – выявит наличие дефектов устной речи и их взаимосвязь с ошибками на письме, определит вид дисграфии.

Выделяют основные этапы диагностики дисграфии:

  1. Исследование письменных работ.
  2. Изучение физического, психического, речевого развития пациента, состояния органов зрения, слуха.
  3. Обследование артикулярного аппарата, ручной и речевой моторики, определение главной руки.
  4. Исследование уровня звуковосприятия, звукопроизношения, словарного запаса ребенка, знания и использования им лексико-грамматических основ.
  5. Проведения проверки письменной речи.

Анализ письменной речи предполагает выявление расстройства путем предоставления ребенку различных письменных заданий, после выполнения которых выносится вердикт. Виды письменных заданий для диагностики дисграфии: списывание с рукописного и печатного текстов, описание картинок, диктанты, тесты.

У детей-дошкольников риск возникновения последующих проблем с письмом выявляется по качеству рисунков. Рисуют потенциальные дисграфики возраста 3-6 лет неохотно, неровными линиями, отрывисто, нечетко. Это часто связано с неразвитыми мышцами пальцев рук и слаборазвитой моторикой рук.

Диагностика и коррекция оптической дисграфии и дислексии

Ольга Кретова

Диагностика и коррекция оптической дисграфии и дислексии

«Борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы по существу, боремся за грамотность учащихся» С. П. Редозубов

Обучение письму в свете оптимизации учебного процесса младших школьников

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом становится всё актуальнее.

На сегодняшний день задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения. Есть как противники, так и сторонники включения письма в жизнь старших дошкольников. Есть мнение о недостаточной готовности организма ребёнка к данному виду деятельности, большой вероятности ухудшения его здоровья, незнанием воспитателями методик обучения письму. Другие считают, что многих сложностей в начальной школе можно избежать, если своевременно проводить подготовительную работу. Этого мнения придерживается и большинство родителей.

Исследованиями установлено, что грамотность и каллиграфия взаимосвязаны. Например, при крупном и размашистом почерке дети хуже усваивают орфограммы, так как детский взгляд испытывает напряжение при «охвате» слова или фразы. Появление ошибок нередко вызывается нечётким или неправильным изображением букв и их соединением, небрежной записью слов, в целом текста. Наблюдения свидетельствуют, что стремление писать красиво, чётко, быстро способствует повышению грамотности (Л. Я Желтковская, Е. Н. Соколова).

Я, взрослый и опытный (спасибо незабвенной Анастасии Ивановне, грамотный человек, с красивым почерком, до сих пор помню, как долго мне надо было заслужить право писать в тетради в широкую линеечку.

Оптическая дисграфия и дислексия

Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших дошкольников. Расстройства письма и чтения имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.

Для дифференциальной диагностики необходимо знать симптоматику и механизм оптической дислексии и дисграфии.

Дислексия – это частичное нарушения процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе. Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв. Чаще всего смешиваются:

• буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З, Д-Л. Ъ-Ь)

• буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г, Р-Ь,Х-К,П-Н-И).

При этом виде дислексии может наблюдаться зеркальное чтение.

Оптическая дислексия связана с несформированностью зрительно-пространственных функций:

• Зрительного гнозиса:

— Ориентации в семе тела и в окружающем пространстве

— Пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и о их расположении в пространстве по отношению друг к другу). Их узнавание и воспроизведение в рисунках и в отражённой речи

— Зрительно-пространственные ориентировки (изучение конструктивного праксиса, изучение графической деятельности)

— Понимания сложных логико-грамматических конструкций

• Зрительного анализа и синтеза

А так же:

• Величиной зоны бокового зрения, определяющей количество букв и слов, которые ребёнок может одновременно воспринять. Узкая зона бокового зрения препятствует быстрому и правильному чтению

• Недостаточностью внимания, то есть способностью отбирать нужную информацию и отбрасывать лишнюю, а именно:

1. Недостаточной концентрацией и устойчивостью

2. Недостаточной избирательностью

3. Недостаточной произвольностью

4. Недостаточным объёмом и распределением

• Низким уровнем самоконтроля и саморегуляции, который мешает ребёнку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинить свои желания требованиям, сосредотачивать внимание, запоминать информацию, прилагать волевое усилие для выполнения интересных или однообразных заданий

• Индивидуально-типологическими особенностями

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, причины оптической дисграфии те же самые, что и при аналогичной форме дислексии.

Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную, которая проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв, и вербальную, при которой воспроизведение изолированных букв сохранено, однако при написании слов имеются искажения, замены, смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.

Очень близко к оптической находится и одна из разновидностей дисграфий – моторная (или кинетическая, связанная с нарушением связи моторных образов слов с их звуковыми или зрительными образами, чаще всего эти дисграфии дополняют друг друга или могут существовать независимо.

Выявление предпосылок оптической дисграфии и дислексии у старшего дошкольника (1 этап)

Самый простой способ выяснения сформированности зрительно-пространственных представлений является проверка понимания им значений предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу

1. Взять 6 карандашей, и одну книгу, расположить их, используя предлоги НА, ПОД, В, ЗА, ОКОЛО, а последний карандаш удерживать НАД книгой. После этого последовательно задавать вопросы: «Покажи, какой карандаш лежит под книгой?» и т. д.

2. При том же пространственном расположении книги и карандашей поменять характер вопросов, и попросить ребёнка взять карандаш ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, С, ОТ книги. В случае затруднения в первых двух заданиях предложить третье.

3. У взрослого и ребёнка по книге и по карандашу. Положите свой карандаш на книгу, и попросите ребёнка сделать то же самое, не называя предлог ребёнку. Проведите несколько проб с разными предлогами. Если задание не выполняется – непонятно само пространственное расположение предметов и сам смысл употребления в речи соответствующих предлогов.

4. Правильность ориентировки в правой и левой стороне пространства.

2 этап исследования (подготовительная группа, начало обучения в школе)

1. Особенности мелкой моторики

1. Определение ведущей руки

2. Исследование пальцевого праксиса (оптико-кинестетическая организация движений). Ребёнку предлагается соединить 1-2 пальцы в виде кольца, вытянуть 2 и 3 пальцы, 2-5 (остальные при этом согнуты)

3. Динамическая организация движений пальцами. Перебор пальцев («пальчики здороваются», сначала в медленном, потом в быстром темпе. «Игра на рояле». Поочерёдное прикосновение пальцев к столу:1,2,3,4,5;5,4,3,2,1-правой, левой, двумя руками

Исследование зрительно-пространственных функций (2 этап)

1. Состояние биологического зрения ребёнка

2. Непосредственное состояние зрительно-пространственных функций

• Определение ведущей руки (проба на переплетение пальцев, проба на аплодирование, проба «поза Наполеона», исследование ширины ногтей мизинца)

• Определение ведущей ноги (предлагается встать на одно колено, сделать небольшой прыжок в длину)

• Определение ведущего глаза (предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки)

• Определение ведущего уха (предлагается прислушаться к шуму в коридоре, приложив ухо к двери, к тиканью часов, к шороху внутри ракушки)

• Ориентировка в окружающем пространстве (что слева от тебя, что справа, спереди, сзади, вверху, внизу)

• Выполнение проб Хеда («покажи правой рукой левый глаз», «покажи правые и левые части тела человека, сидящего напротив тебя» и т. д.

• Составление картинки, разрезанной на 5,6,7,8 частей

• Конструирование фигур из палочек по образцу, по представлению

3. Состояние зрительно — моторных функций

Исследование процесса чтения (2 этап)

• Определить характер чтения слогов (простых и со стечением согласных)

• Слов (односложных, двусложных, многосложных 9простых и сложных по звуко-слоговой структуре)

• Предложений (простых, нераспространённых, распространённых, сложносочинённых, сложноподчинённых)

• Текста

• Определить скорость чтения

• Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое)

3 этап. Нейропсихологический подход

Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека и связаны с учебной деятельностью и обслуживают процесс письменной речи. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности письма орфографическая и каллиграфическая его стороны не осознаются, основное внимание человека направлено на то, чтобы выразить свои мысли, процесс написания осуществляется легко и быстро, как бы непроизвольно. Ряд авторов, прослеживая нарушения письма (А. Р. Лурия и др.) при поражении отдельных участков коры ГМ, отмечают их специфические функции, проявляющиеся в разных видах письма. Затылочная область тесно связана со зрительной организацией процесса письма, её поражение ведёт к пространственным нарушениям. Теменная область имеет серьёзное значение для обеспечения тонких и чётких движений, соблюдение чередования в нужной последовательности букв и сохранение моторного образа буквы и слова связано с премоторной областью коры. Выделяя в особую группу оптическую и моторную дисграфии мы, тем не менее, разделяем причину и следствие. Ведущим симптомом моторной дисграфии является затруднения в нахождении нужных движений для написания элементов той или иной буквы. Дети сбиваются с строчки, пишут неряшливо, буквы получаются различными по размеру, индивидуальный почерк долго пне вырабатывается. Оптическая же форма связана с расстройством оптико-пространственных представлений. Провести дифференциацию причин нарушений письма и чтения позволит более углублённая диагностика, которая содержит этапы, критерии, оценку в баллах за продуктивную деятельность, перечень ошибок, которые не относятся к продуктивности. Полученный в баллах результат оценивается и интерпретируется нейропсихологом, невропатологом и логопедом

Очень редко мы наблюдаем только оптическую дислексию и (или) дисграфию у ребёнка. Как правило, подобные нарушения очень «любят» сочетаться между собой, беря в «компанию» другие виды дисграфий или дислексий, так как патологические процессы, питающие эти состояния, часто имеют общую природу, или взаимно дополняют друг друга.

Тестирование на определение дисграфии у ребенка

Эффективным методом выявления расстройства письма у учеников младших классов считается тестирование. Тесты могут составляться общие или по отдельным видам дисграфии.

Они позволяют изучить следующие навыки ребенка:

  • воспринимать на слух слова, словосочетания, предложения и записывать их;
  • разделять слова на слоги, а предложения на слова;
  • правильно определять звуки;
  • связывать слова по роду, числу, падежу;
  • составлять слова и словосочетания;

Правила выполнения тестов:

  1. Соблюдение установленной последовательности тестовых заданий.
  2. При наличии пропущенных пунктов нужно вернуться к ним после выполнения теста.

Пример тестовых заданий:

  1. Составьте словосочетание, употребив слово в скобках в нужной форме:

a) купить (морской)__________свинку; b) взять (липкий)__________тесто; c) получить (твердый)_________пятерку.

  1. Составить слово из указанных букв?

a) КОШЛА; b) ЧЕБУКИН; c) МОНЛИ.

  1. Зачеркнуть в строчке указанный в скобках слог:

a) (пи) ни ип пи ли ни ил пи ип; b) (щу) шу щу ущ уш цу ду шу щу; c) (ах) ох ож аж ох ах аж ех ах ож.

Часто в тесты по определению дисграфии включают диктанты, а также анализ наглядных пособий (картинок с буквами, слогами, рисунками).

Вывод делают не только по результатам тестирования, но и по скорости выполнения заданий учеником. Дети с нарушением письма выполняют каждый блок медленно, в оформлении работы обычно присутствуют многочисленные зачеркивания.

Школа преодоления дисграфии — видео-курс для логопедов

Определение: дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма Р. И.Лалаева (1997)

Представляем вам видео-курс раскрывающий вопросы диагностики и коррекции дисграфий. Лекции будет полезны действующим и начинающим логопедам, сталкивающимся с дисграфиками в своей работе.

В программе видео-курса представлено 4 темы:

Видео-лекция №1

Тема: Характеристика процесса овладения детьми навыком письма по правилам графики. Комплексная диагностика дисграфий у младших школьников.

В программе:

  • Изучение раннего анамнеза.
  • Исследование психологических предпосылок формирования устной и письменной речи.
  • Требования к диагностическому инструментарию. Исследование психофизиологической готовности детей к овладению речевой деятельностью.
  • Определение моторной зрелости. Обследование кинетики. Обследование кинестезии.
  • Обследование зрительно-пространственных функций.
  • Диагностические методики изучения речевых и языковых возможностей школьников.
  • Обследование звукопроизносительной стороны речи, фонематических процессов, состояния словаря и грамматического строя речи ребенка.

Видео-лекция №2

Тема: Выявление, предупреждение и коррекция оптико-моторных дисграфий у младших школьников.

В программе:

  • Обучение каллиграфии младших школьников с предрасположенностью к нарушениям письма.
  • Подготовительный этап (развитие и коррекция моторных умений; развитие двигательных ощущений; развитие умения чувствовать взаимосвязь между движениями руки и величиной объекта.
  • Развитие умения ощущать и контролировать движение кисти вправо по строке); основной этап обучения каллиграфии.

Видео-лекция №3

Тема: Артикуляторно-акустическая дисграфия: предупреждение и устранение ошибок на письме, обусловленных своеобразием звукопроизносительной стороны речи.

В программе:

  • Нарушения звукопроизношения и их влияние на формирование навыков письменной речи.
  • Классификация нарушений звукопроизношения (дислалий и дизартрий) по этиопатогенетическому критерию, по объему нарушения звукопроизношения, по симптоматике. Аномалия строения артикуляционного аппарата, их роль в возникновении нарушений звукопроизношения.
  • Диагностика нарушений звукопроизношений. Соотношение расстройств фонетической и фонематической систем.
  • Роль учителя в организации и проведении коррекционной работы, направленной на устранение нарушений звукопроизносительной стороны речи.
  • Включение в систему занятий по обучению грамоте младших школьников коррекционных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение проявлений артикуляторно-акустической дисграфии в письменных работах.

Видео-лекция №4

Совершенствование навыков фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза при нарушениях письма. Видео-лекция №4

В программе:

  • Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания.
  • Основные ошибки и пути их коррекции. Смешение понятий «звук» – «буква». Ошибки в характеристике звука.
  • Смешение оппозиционных звуков и соответствующих букв.
  • Обучение фонематическому анализу в системе занятий по обучению грамоте младших школьников группы риска.
  • Звуки речи. Классификация звуков по способу произнесения. Гласные звуки.
  • Овладение слоговым анализом. Слоговой анализ с опорой на количество гласных звуков в слове.

Продолжительность каждой видео-лекции: 120 минут.

Бонус: Дисграфия. Рабочий альбом в 3-х частях.


Альбом упражнений входит в комплект пособий по профилактике и коррекции дисграфии у детей дошкольников и младших школьников. Использование в работе материалов пособий комплекта позволит учителю-логопеду в течение года провести профилактическую и эффективную коррекционную работу .

Комплект пособий могут использовать логопеды массовых и коррекционных школ, студенты дефектологических факультетов. В пропедевтических целях его могут использовать логопеды и педагоги коррекционных групп детских садов.

Объем: 3 альбома на 90 страниц.

Возраст: для детей 1+.

  • После покупки, доступ к курсу открывается навсегда.
  • По завершению марафона вам будет выдан сертификат на 8 академических часов!
  • К каждой видео-лекции будет предоставлена презентация которую вы сможете использовать в дальнейшей работе!
  • Смотрите видео-лекции где и когда вам удобно!
  • Материал доступен на всех электронных носителях!
  • Сертификат будет доступен в личном кабинете, сразу после покупки курса!

Диагностика видов дисграфии

В зависимости от типа ошибок, которые чаще делает ребенок с диагнозом дисграфии, выделяют 5 ее видов:

  • аграмматическая;
  • оптическая;
  • артикулярно-акустическая;
  • акустическая;
  • дисграфия с расстройством языкового анализа и синтеза.

Диагностика каждого вида нарушения письма отличается определенной методикой и имеет свои особенности.

Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия связана с расстройством понимания связи между разными членами предложения, их зависимости друг от друга. Школьник делает ошибки при изменении слов по роду, числу, падежам (голубая платье, добрый девочка), употреблении глаголов в различной форме, пространственных предлогов (на, под, за, в).

Выявление профессионалом аграмматического расстройства письма у детей предполагает применение следующих методик: написание диктанта, письменные и устные тестовые задания с использованием наглядных пособий.

В диктанте ребенка с аграмматическими нарушениями будут найдены многочисленные ошибки, исправления, связанные с окончаниями прилагательных, существительных, написанием префиксных глаголов, пропусков слов и словосочетаний.

Тесты для аграмматических дисграфиков включают задания на проверку понимания:

  1. Различий единственного и множественного числа существительных, прилагательных и глаголов:

Написать форму употребления слова в указанном количестве: одна кружка, две_______, семь______.

  1. Падежных и родовых окончаний прилагательных:

Употребить слово, указанное в скобках, в нужной форме: съесть (сочный) грушу.

  1. Изменения глагольных префиксов:

Поставить глагол в скобках в требуемой форме прошедшего времени: он (идти) из подъезда, он (идти) в подъезд

  1. Применения глаголов совершенного и несовершенного вида:

Употребить глагол в нужной форме: Вчера после прогулки он пришел домой и (есть) две тарелки картошки с селедкой. Сейчас Сергей( есть)на кухне борщ.

  1. Определения рода глагола в прошедшем времени:

Вставить глагол в прошедшем времени: собака (бежать), кот (бежать)

  1. Залоговых отношений:

Употребить глагол в активной и пассивной форме: мальчик (мыть) сам, папа (мыть) мальчика.

  1. Предлогов, которые выражают пространственные отношения вещей:

Вставить предлоги: найти вещь__столом, поставить тапки__кровати, купить укроп__рынке.

  1. Взаимосвязь предметов и явлений — что было до, что после; кто был впереди, кто сзади:

Ответить на поставленный вопрос: Жираф стоял позади слона, но впереди бегемота. Кто был первым?

В устных тестах обычно используются картинки, карточки для удобства работы и более осознанной постановки диагноза. Здесь даются задания на составление и записывание самим ребенком словосочетаний и предложений с помощью наглядных пособий.

Дети без нарушений письменной речи напишут такой тест без труда, допустив минимум ошибок. Дети с аграмматической дисграфией выполняют правильно не более 60-70% заданий.

Дисграфия с нарушением языкового анализа и синтеза

Этот вид дисграфии выражается в нарушении восприятия слова как совокупности слогов, а предложения как совокупности слов, словосочетаний. Дети с таким отклонением переставляют местами, пропускают буквы (согласные при их стечении, гласные), даже целые слова, пишут по 2 буквы подряд. Диагностика осуществляется на основе проведения диктантов и тестов.

Диктант у школьника с нарушением языкового анализа, синтеза покажет пропуски букв, словосочетаний, слитное их написание, перестановку местами букв и слогов. Самопроверка при этом поможет лишь частично.

Также этот вид дисграфии определяют путем проведения тестов. В них используют задания на составление слов из букв, предложений — из слов, расчет количества слогов в слове.

Пример теста:

  1. Собрать слово из букв:

a) БЛАОКО; b) НОКО; c) ШОРГОК.

  1. Составить слово из слогов:

a) РЕ КА ТА; b) РАТ ПИ; c) СТРЮ КА ЛЯ.

  1. Определить количество букв:

a) река; b) корень; c) дубина.

  1. Сосчитать количество слогов:

a) ПИРАМИДА; b) СОЛОМА c) ПИРАТ.

  1. Составить из слов предложение:

a) пошла в Маша сад; b) кость у грызет собака будки; c) на залезла кошка дерево.

Артикулярно-акустическая дисграфия

При такой форме дисграфии ребенок неправильно произносит определенные слова, из-за чего возникают ошибки в их написании (путает буквы р-л, к-г, ж-з, ш-с, ш-ф). Определить артикуляционные нарушения помогут методы тестирования, диктанты и устное общение с логопедом.

Диктант и тестовые задания выявят путаницу в написании тех букв, которые чаще всего не выговаривают дети.

Тест для определения артикулярных расстройств письма:

  1. Вставить одну из указанных букв:

a) т(л,р)акто(р,л), (з,ж)у(ж,з)елица; b) (г,к)остер, (Ш,с)а(с,ш)а; c) (ц,ч)ек, (с,ц)апля

  1. Вставить нужную букву:

a) Мама п_иготови_а вкусный пи_ог; b) Пчела у_алила его_у; c) Вело_ипед ехал по _оссе; d) Ска_ут на лошадях _етыре ры_аря; e) _обака уку_ила _аря.

Общение с логопедом покажет, присутствуют ли ошибки в произношении звуков, насколько они влияют на качество письма. Если школьник неправильно произносит какой-то звук, то и писать его может с ошибками.

Акустическая дисграфия

У детей с акустическим расстройством письма нет проблем с произношением, но нарушено звуковосприятие. Они путают сходные по звучанию буквы. Например, вместо глухих согласных используют звонкие (п-б, к-г, т-д), вместо гласных 2 ряда – мягкий знак, одну шипящую согласную заменяют на другую (ф-с, с-ш), не обозначают мягкость звука.

Такой вид нарушения письменной речи определяют чаще с помощью диктанта.

Задания под диктовку:

  1. Они любовались закатом (ю-ь, ью).
  2. В одиннадцать часов он должен был прийти (т-д)
  3. Саша съела одну сушку, остальные положила в шкаф (с-ш).
  4. Холодная капля упала мне на ладонь (я-ь, йа).
  5. Он взял коричневую бутылку и кинул ее в полное ведро (замена гласных 2 ряда).
  6. Поп упал и ушиб свой лоб (б-п).
  7. Воробьи налетели на плетень (ь)

Акустический дисграфик в таком диктанте неправильно запишет слова, заменяя в них буквы на одну или несколько схожих по звучанию. На основе подобных заданий можно составлять тесты с пропуском букв.

Оптическая дисграфия

Дети с оптической дисграфией путают буквы с похожими на них визуально (Ш-Щ, Х-Ж, Ц-Щ, А-Д). Для обнаружения проблемы существует много методов: диктант по линиям, текстовый диктант, срисовывание с образца, тесты, списывание с печатного и рукописного текстов.

Диктант по линиям проводится следующим образом: взрослый управляет движениями карандаша ребенка с помощью устных указаний. Пример диктанта:

Поставь точку посредине листа, проведи линию на одну клетку вверх, теперь на 2 клетки вправо и еще на5 клеток вниз. Здесь нарисуй круг, проведи линию вниз.

Можно включать любые указания, способные определить степень внимательности школьника. Оптическому дисграфику будет сложно сосредоточить внимание и выполнить безошибочно такое задание.

Срисовывание предмета с наглядного пособия помогает выявить невнимательность в копировании образов. Здесь можно поставить перед детьми, например, несложный рисунок дома, нескольких геометрических фигур.

Текстовые задания выявляют конкретные ошибки на письме, наиболее часто допускаемые учеником. При списывании с печатного или рукописного текста ребенок с оптическими нарушениями будет неправильно писать буквы, заменяя их на похожие графически.

Не составит труда определить оптические расстройства письма с помощью тестов.

Примеры тестовых заданий:

  1. Вставить пропущенные буквы:

a) пюр_, _бед, в_лосип_д; b) _ука, обе_ание, _епот; c) пе_ие, _орог, за_ятие.

  1. Вычеркнуть из строчки букву, повторяющуюся один раз:

a) щ ш щ п ц ш щ п ш; b) о е з в о в е а е а в; c) х ж х у ж к х ж у х ж

  1. Зачеркните в строчке стоящий после тире слог:

a) хи ух жу ху ух ук уж ху ку — ух; b) пе еп оп он не еп пон но он– он; c) зе ве во ов ев зев вез зе ав – зе.

Оптический дисграфик не сможет выбрать правильный вариант из предложенных в каждом блоке. Он будет путать похожие буквы.

Дисграфия – серьезное отклонение от нормы. Устранить его можно только с помощью согласованных действий ребенка, педагогов, родителей, логопеда и невролога. Чтобы не запустить нарушение, нужно своевременно его диагностировать.

Для каждого типа расстройства письма существуют свои способы обнаружения отклонений. С их помощью легко выявить дисграфию и определить ее вид. После диагностики можно начинать проведение коррекционных мероприятий.

Похожие записи:

  1. История, признаки и симптомы дисграфии Симптомы дисграфии у детей и методы ее преодоления зависят от…
  2. Средства профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР — средства профилактики, игры,…
  3. Организация экспериментального исследования дисграфии Из опыта исследования дисграфии — диагностика дисграфии на констатирующем этапе…
  4. Психофизиологическая структура письма и предпосылки его формирования Письменная речь — структура письма и предпосылки формирования навыков письма….

Обследование детей с дисграфией

Что же представляет собой это исследование?

На первичном приёме логопед проводит сбор анамнестичных данных. Необходимо выяснить, какие обстоятельства могли повлиять на отставание в развитии речи: патологии беременности, родов, раннего возраста ребёнка. После этого собирается речевой анамнез: когда появилось гуление, лепет, первые слова и фразы. Необходимо выяснить, занимался ли ребёнок с логопедом, и с какими результатами.

Важным моментом обследования является сбор данных о состоянии слуха, зрения, общей и артикуляционной моторики, особенностях познавательной деятельности ребёнка. Состояние слуха проверяется громкой и шёпотной речью на расстоянии 6 м. Состояние здорового восприятия проверяется, в основном, на заданиях по узнаванию и называнию цветов.

При обследовании общей моторики определяется возможность удерживать заданное положение на протяжении определённого времени, плавность движений, отсутствие напряжения. Очень важным является результат обследования мелкой моторики. Предварительно ребёнку объясняют и показывают каждое упражнение, а затем предлагают его выполнить.

Для обследования могут быть предложены такие упражнения:

  1. последовательное прикосновение большим пальцем правой (а потом и левой) руки к остальным пальцам;
  2. одновременное поднимание пальцев правой (левой) руки от стола;
  3. последовательное поднимание пальцев от стола, начиная с большого;
  4. одновременная смена положения кистей рук (одна кисть с соединёнными вместе пальцами, вторая с разведёнными – затем наоборот).

При обследовании состояния артикуляционной моторики учитываются особенности строения частей артикуляционного аппарата: губ, зубов, твёрдого и мягкого нёба, языка, подъязычной связки. После этого ребёнку предлагают повторять артикуляционные упражнения, которые показывает логопед. Во время оценивания моторики учитываются точность и объём выполняемых движений, изменение тонуса артикуляционного аппарата, возможность удерживать артикуляторное положение.

После обследования состояния артикуляционного аппарата, логопед проводит проверку устной речи ученика. Проверяется произношение гласных и согласных звуков, обращается особенное внимание на замены и путание звуков. Обращается внимание на то, создаёт ли ребёнок слоговую структуру слова, правильно ли употребляет ударение.

При обследовании состояния фонематического восприятия и звукового анализа ребёнку предлагаются такие задания:

  1. определить количество и последовательность звуков в словах;
  2. определить место заданного звука в разных словах;
  3. назвать общие звуки в разных словах;
  4. назвать отличные звуки в похожих словах;
  5. подобрать слова на заданный звук;
  6. подобрать рисунки на заданный звук.

При обследовании лексико-грамматической системы речи учитывается объём активного и пассивного словарного запаса, преимущественно используемые части речи, правильность употребления слов согласно их значений. Анализируется структура предложений, которые использует ребёнок (простые, распространённые, сложные), а также правильность построения высказываний. Специально подобранные задания дают возможность выявить аграмматизм в согласовании слов в роде, числе, падеже.

Обязательным элементом обследования является проверка связной речи ученика. Ребёнку предлагается серия рисунков или сложный сюжетный рисунок, по которым он должен составить краткий рассказ. Как правило, у детей-дисграфиков это задание вызывает наибольшие трудности. Они просто составляют несколько простых распространённых и нераспространённых предложений по содержанию рисунков, но не могут связать их между собой так, чтобы вышел целостный рассказ.

После обследования самостоятельных высказываний ученику предлагается прочитать буквы, слоги и слова разной слоговой структуры. Обращается внимание на тип ошибок (слитное или побуквенное чтение, пропуски, перестановки, замены букв, ударение). Затем ребёнку предлагается прочитать и пересказать небольшой текст. При этом учитывается техника чтения (быстрое, медленное, невыразительное, с ошибками) и понимание прочитанного.

Обследование состояния психических процессов ученика проводится как на первичном приёме, так и во время коррекционных занятий. Детям предлагаются игры на проверку и развитие памяти, внимания, логического мышления, зрительно-пространственных представлений.

По результатам всестороннего обследования состояния речи проводится коррекционная работа по преодолению дисграфии у ребёнка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]