Дисграфия – психологическое отклонение от нормы, характеризующееся нарушением письменной речи ребенка, не связанным с незнанием правил русского языка. При этом школьник не способен грамотно писать слова, словосочетания, тексты. Он делает по несколько нестандартных, непонятных большинству людей, ошибок в одном слове.
Проблема беспокоит родителей, так как дети с дисграфией не могут нормально учиться и выполнять задания по русскому языку на уровне сверстников. Это часто делает их изгоями, негативно влияет на дальнейшую жизнь.
Некоторые родители, даже учителя не понимают, в чем дело: ругают школьника за невнимательность, упрямство, отсутствие старания. На самом деле ребенку требуется помощь: и чем раньше она будет оказана, тем лучше.
Чтобы справиться с нарушениями письма, важно вовремя их диагностировать. Своевременное выявление отклонений поможет побороть недуг, а также даст ребенку шанс жить полноценной жизнью без проблем и комплексов.
Каковы причины дисграфии?
Безошибочное написание слов, выражение своих мыслей на бумаге во многом зависит от правильного формирования устной речи.
Существует 2 группы причин появления дисграфии:
- Заболевания, перенесенные на разных этапах становления нервной системы и головного мозга. К ним относятся болезни матери при беременности, родовые травмы, дальнейшие серьезные инфекции и повреждения жизненно важных органов.
- Социально-психологические: общение с людьми, имеющими дефекты произношения, обучение с раннего детства нескольким языкам (например, в двуязычных семьях), отсутствие корректировки ошибок речи со стороны родителей.
Указанные факторы часто приводят к формированию нестандартного звукопроизношения и звуковосприятия (фонематического слуха), негативно влияют на лексическую, грамматическую и связную составляющие речи ребенка.
ДИСГРАФИЯ
Письмо — это своеобразный иностранный язык, который ребёнок обязан освоить за год, вдумайтесь. Письмо — сложнейший вид учебной деятельности, в его формировании участвуют все отделы головного мозга ребёнка. То есть, психофизиологической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов — речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя. Обучение письму — это процесс гармонизации всех перечисленных факторов.
Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.
Причины дисграфии
Процесс письма проходит несколько стадий: ребёнок «видит» будущее написание слова. Однако у детей с оптическими дисграфиями обнаружен устойчивый дефект ближнего пространства, своеобразное «окно». Пространство за «окном» зеркально перевёрнуто в виде обратной перспективы. Именно поэтому, когда буква или цифра попадает в это окно, ребёнок её так и пишет — зеркально перевёрнутой. Наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке. При этом внутреннее проговаривание (внутренняя речь) — частый, но не обязательный этап обучения чтению. Доказательством служит обучение чтению по Гленну Доману, когда ребёнок запоминает целое слово, как иероглиф.
Однако написать слово ребёнку значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены ещё и тем, что или каждый из процессов, необходимых для написания слова, или какая-то часть из них у ребёнка — пока несовершенны.
Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у детей обязательно уже есть диагностические маркеры и предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Помните, дисграфия не исчезнет сама, её нужно корригировать и исправлять. (Подробнее — здесь: Как помочь ребёнку подготовиться к школе.)
Методы выявления дисграфии
Выявление дисграфии – сложный процесс, в основе которого лежит решение следующих задач:
- Отличить недуг от незнания правил написания слов.
- Разграничить этот вид нарушения с патологиями органов зрения, слуха, лор-органов.
- Определить форму заболевания.
Если возникает подозрение на наличие патологии у ребенка, нужно проконсультироваться со специалистами:
- офтальмолог – увидит глазные заболевания и нарушения мозгового кровообращения;
- отоларинголог – обследует на наличие болезней горла, ушей и носа;
- стоматолог – увидит дефекты строения зубов, которые могут мешать правильно произносить слова и косвенно способствуют неграмотному их написанию;
- невролог – определит состояние центральной нервной системы, существующие в этой области проблемы;
- логопед – выявит наличие дефектов устной речи и их взаимосвязь с ошибками на письме, определит вид дисграфии.
Выделяют основные этапы диагностики дисграфии:
- Исследование письменных работ.
- Изучение физического, психического, речевого развития пациента, состояния органов зрения, слуха.
- Обследование артикулярного аппарата, ручной и речевой моторики, определение главной руки.
- Исследование уровня звуковосприятия, звукопроизношения, словарного запаса ребенка, знания и использования им лексико-грамматических основ.
- Проведения проверки письменной речи.
Анализ письменной речи предполагает выявление расстройства путем предоставления ребенку различных письменных заданий, после выполнения которых выносится вердикт. Виды письменных заданий для диагностики дисграфии: списывание с рукописного и печатного текстов, описание картинок, диктанты, тесты.
У детей-дошкольников риск возникновения последующих проблем с письмом выявляется по качеству рисунков. Рисуют потенциальные дисграфики возраста 3-6 лет неохотно, неровными линиями, отрывисто, нечетко. Это часто связано с неразвитыми мышцами пальцев рук и слаборазвитой моторикой рук.
Диагностика и коррекция оптической дисграфии и дислексии
Ольга Кретова
Диагностика и коррекция оптической дисграфии и дислексии
«Борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы по существу, боремся за грамотность учащихся» С. П. Редозубов
Обучение письму в свете оптимизации учебного процесса младших школьников
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом становится всё актуальнее.
На сегодняшний день задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения. Есть как противники, так и сторонники включения письма в жизнь старших дошкольников. Есть мнение о недостаточной готовности организма ребёнка к данному виду деятельности, большой вероятности ухудшения его здоровья, незнанием воспитателями методик обучения письму. Другие считают, что многих сложностей в начальной школе можно избежать, если своевременно проводить подготовительную работу. Этого мнения придерживается и большинство родителей.
Исследованиями установлено, что грамотность и каллиграфия взаимосвязаны. Например, при крупном и размашистом почерке дети хуже усваивают орфограммы, так как детский взгляд испытывает напряжение при «охвате» слова или фразы. Появление ошибок нередко вызывается нечётким или неправильным изображением букв и их соединением, небрежной записью слов, в целом текста. Наблюдения свидетельствуют, что стремление писать красиво, чётко, быстро способствует повышению грамотности (Л. Я Желтковская, Е. Н. Соколова).
Я, взрослый и опытный (спасибо незабвенной Анастасии Ивановне, грамотный человек, с красивым почерком, до сих пор помню, как долго мне надо было заслужить право писать в тетради в широкую линеечку.
Оптическая дисграфия и дислексия
Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших дошкольников. Расстройства письма и чтения имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.
Для дифференциальной диагностики необходимо знать симптоматику и механизм оптической дислексии и дисграфии.
Дислексия – это частичное нарушения процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе. Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв. Чаще всего смешиваются:
• буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З, Д-Л. Ъ-Ь)
• буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г, Р-Ь,Х-К,П-Н-И).
При этом виде дислексии может наблюдаться зеркальное чтение.
Оптическая дислексия связана с несформированностью зрительно-пространственных функций:
• Зрительного гнозиса:
— Ориентации в семе тела и в окружающем пространстве
— Пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и о их расположении в пространстве по отношению друг к другу). Их узнавание и воспроизведение в рисунках и в отражённой речи
— Зрительно-пространственные ориентировки (изучение конструктивного праксиса, изучение графической деятельности)
— Понимания сложных логико-грамматических конструкций
• Зрительного анализа и синтеза
А так же:
• Величиной зоны бокового зрения, определяющей количество букв и слов, которые ребёнок может одновременно воспринять. Узкая зона бокового зрения препятствует быстрому и правильному чтению
• Недостаточностью внимания, то есть способностью отбирать нужную информацию и отбрасывать лишнюю, а именно:
1. Недостаточной концентрацией и устойчивостью
2. Недостаточной избирательностью
3. Недостаточной произвольностью
4. Недостаточным объёмом и распределением
• Низким уровнем самоконтроля и саморегуляции, который мешает ребёнку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинить свои желания требованиям, сосредотачивать внимание, запоминать информацию, прилагать волевое усилие для выполнения интересных или однообразных заданий
• Индивидуально-типологическими особенностями
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, причины оптической дисграфии те же самые, что и при аналогичной форме дислексии.
Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную, которая проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв, и вербальную, при которой воспроизведение изолированных букв сохранено, однако при написании слов имеются искажения, замены, смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.
Очень близко к оптической находится и одна из разновидностей дисграфий – моторная (или кинетическая, связанная с нарушением связи моторных образов слов с их звуковыми или зрительными образами, чаще всего эти дисграфии дополняют друг друга или могут существовать независимо.
Выявление предпосылок оптической дисграфии и дислексии у старшего дошкольника (1 этап)
Самый простой способ выяснения сформированности зрительно-пространственных представлений является проверка понимания им значений предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу
1. Взять 6 карандашей, и одну книгу, расположить их, используя предлоги НА, ПОД, В, ЗА, ОКОЛО, а последний карандаш удерживать НАД книгой. После этого последовательно задавать вопросы: «Покажи, какой карандаш лежит под книгой?» и т. д.
2. При том же пространственном расположении книги и карандашей поменять характер вопросов, и попросить ребёнка взять карандаш ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, С, ОТ книги. В случае затруднения в первых двух заданиях предложить третье.
3. У взрослого и ребёнка по книге и по карандашу. Положите свой карандаш на книгу, и попросите ребёнка сделать то же самое, не называя предлог ребёнку. Проведите несколько проб с разными предлогами. Если задание не выполняется – непонятно само пространственное расположение предметов и сам смысл употребления в речи соответствующих предлогов.
4. Правильность ориентировки в правой и левой стороне пространства.
2 этап исследования (подготовительная группа, начало обучения в школе)
1. Особенности мелкой моторики
1. Определение ведущей руки
2. Исследование пальцевого праксиса (оптико-кинестетическая организация движений). Ребёнку предлагается соединить 1-2 пальцы в виде кольца, вытянуть 2 и 3 пальцы, 2-5 (остальные при этом согнуты)
3. Динамическая организация движений пальцами. Перебор пальцев («пальчики здороваются», сначала в медленном, потом в быстром темпе. «Игра на рояле». Поочерёдное прикосновение пальцев к столу:1,2,3,4,5;5,4,3,2,1-правой, левой, двумя руками
Исследование зрительно-пространственных функций (2 этап)
1. Состояние биологического зрения ребёнка
2. Непосредственное состояние зрительно-пространственных функций
• Определение ведущей руки (проба на переплетение пальцев, проба на аплодирование, проба «поза Наполеона», исследование ширины ногтей мизинца)
• Определение ведущей ноги (предлагается встать на одно колено, сделать небольшой прыжок в длину)
• Определение ведущего глаза (предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки)
• Определение ведущего уха (предлагается прислушаться к шуму в коридоре, приложив ухо к двери, к тиканью часов, к шороху внутри ракушки)
• Ориентировка в окружающем пространстве (что слева от тебя, что справа, спереди, сзади, вверху, внизу)
• Выполнение проб Хеда («покажи правой рукой левый глаз», «покажи правые и левые части тела человека, сидящего напротив тебя» и т. д.
• Составление картинки, разрезанной на 5,6,7,8 частей
• Конструирование фигур из палочек по образцу, по представлению
3. Состояние зрительно — моторных функций
Исследование процесса чтения (2 этап)
• Определить характер чтения слогов (простых и со стечением согласных)
• Слов (односложных, двусложных, многосложных 9простых и сложных по звуко-слоговой структуре)
• Предложений (простых, нераспространённых, распространённых, сложносочинённых, сложноподчинённых)
• Текста
• Определить скорость чтения
• Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое)
3 этап. Нейропсихологический подход
Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека и связаны с учебной деятельностью и обслуживают процесс письменной речи. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности письма орфографическая и каллиграфическая его стороны не осознаются, основное внимание человека направлено на то, чтобы выразить свои мысли, процесс написания осуществляется легко и быстро, как бы непроизвольно. Ряд авторов, прослеживая нарушения письма (А. Р. Лурия и др.) при поражении отдельных участков коры ГМ, отмечают их специфические функции, проявляющиеся в разных видах письма. Затылочная область тесно связана со зрительной организацией процесса письма, её поражение ведёт к пространственным нарушениям. Теменная область имеет серьёзное значение для обеспечения тонких и чётких движений, соблюдение чередования в нужной последовательности букв и сохранение моторного образа буквы и слова связано с премоторной областью коры. Выделяя в особую группу оптическую и моторную дисграфии мы, тем не менее, разделяем причину и следствие. Ведущим симптомом моторной дисграфии является затруднения в нахождении нужных движений для написания элементов той или иной буквы. Дети сбиваются с строчки, пишут неряшливо, буквы получаются различными по размеру, индивидуальный почерк долго пне вырабатывается. Оптическая же форма связана с расстройством оптико-пространственных представлений. Провести дифференциацию причин нарушений письма и чтения позволит более углублённая диагностика, которая содержит этапы, критерии, оценку в баллах за продуктивную деятельность, перечень ошибок, которые не относятся к продуктивности. Полученный в баллах результат оценивается и интерпретируется нейропсихологом, невропатологом и логопедом
Очень редко мы наблюдаем только оптическую дислексию и (или) дисграфию у ребёнка. Как правило, подобные нарушения очень «любят» сочетаться между собой, беря в «компанию» другие виды дисграфий или дислексий, так как патологические процессы, питающие эти состояния, часто имеют общую природу, или взаимно дополняют друг друга.
Тестирование на определение дисграфии у ребенка
Эффективным методом выявления расстройства письма у учеников младших классов считается тестирование. Тесты могут составляться общие или по отдельным видам дисграфии.
Они позволяют изучить следующие навыки ребенка:
- воспринимать на слух слова, словосочетания, предложения и записывать их;
- разделять слова на слоги, а предложения на слова;
- правильно определять звуки;
- связывать слова по роду, числу, падежу;
- составлять слова и словосочетания;
Правила выполнения тестов:
- Соблюдение установленной последовательности тестовых заданий.
- При наличии пропущенных пунктов нужно вернуться к ним после выполнения теста.
Пример тестовых заданий:
- Составьте словосочетание, употребив слово в скобках в нужной форме:
a) купить (морской)__________свинку; b) взять (липкий)__________тесто; c) получить (твердый)_________пятерку.
- Составить слово из указанных букв?
a) КОШЛА; b) ЧЕБУКИН; c) МОНЛИ.
- Зачеркнуть в строчке указанный в скобках слог:
a) (пи) ни ип пи ли ни ил пи ип; b) (щу) шу щу ущ уш цу ду шу щу; c) (ах) ох ож аж ох ах аж ех ах ож.
Часто в тесты по определению дисграфии включают диктанты, а также анализ наглядных пособий (картинок с буквами, слогами, рисунками).
Вывод делают не только по результатам тестирования, но и по скорости выполнения заданий учеником. Дети с нарушением письма выполняют каждый блок медленно, в оформлении работы обычно присутствуют многочисленные зачеркивания.
Школа преодоления дисграфии — видео-курс для логопедов
Определение: дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма Р. И.Лалаева (1997)
Представляем вам видео-курс раскрывающий вопросы диагностики и коррекции дисграфий. Лекции будет полезны действующим и начинающим логопедам, сталкивающимся с дисграфиками в своей работе.
В программе видео-курса представлено 4 темы:
Видео-лекция №1
Тема: Характеристика процесса овладения детьми навыком письма по правилам графики. Комплексная диагностика дисграфий у младших школьников.
В программе:
- Изучение раннего анамнеза.
- Исследование психологических предпосылок формирования устной и письменной речи.
- Требования к диагностическому инструментарию. Исследование психофизиологической готовности детей к овладению речевой деятельностью.
- Определение моторной зрелости. Обследование кинетики. Обследование кинестезии.
- Обследование зрительно-пространственных функций.
- Диагностические методики изучения речевых и языковых возможностей школьников.
- Обследование звукопроизносительной стороны речи, фонематических процессов, состояния словаря и грамматического строя речи ребенка.
Видео-лекция №2
Тема: Выявление, предупреждение и коррекция оптико-моторных дисграфий у младших школьников.
В программе:
- Обучение каллиграфии младших школьников с предрасположенностью к нарушениям письма.
- Подготовительный этап (развитие и коррекция моторных умений; развитие двигательных ощущений; развитие умения чувствовать взаимосвязь между движениями руки и величиной объекта.
- Развитие умения ощущать и контролировать движение кисти вправо по строке); основной этап обучения каллиграфии.
Видео-лекция №3
Тема: Артикуляторно-акустическая дисграфия: предупреждение и устранение ошибок на письме, обусловленных своеобразием звукопроизносительной стороны речи.
В программе:
- Нарушения звукопроизношения и их влияние на формирование навыков письменной речи.
- Классификация нарушений звукопроизношения (дислалий и дизартрий) по этиопатогенетическому критерию, по объему нарушения звукопроизношения, по симптоматике. Аномалия строения артикуляционного аппарата, их роль в возникновении нарушений звукопроизношения.
- Диагностика нарушений звукопроизношений. Соотношение расстройств фонетической и фонематической систем.
- Роль учителя в организации и проведении коррекционной работы, направленной на устранение нарушений звукопроизносительной стороны речи.
- Включение в систему занятий по обучению грамоте младших школьников коррекционных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение проявлений артикуляторно-акустической дисграфии в письменных работах.
Видео-лекция №4
Совершенствование навыков фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза при нарушениях письма. Видео-лекция №4
В программе:
- Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания.
- Основные ошибки и пути их коррекции. Смешение понятий «звук» – «буква». Ошибки в характеристике звука.
- Смешение оппозиционных звуков и соответствующих букв.
- Обучение фонематическому анализу в системе занятий по обучению грамоте младших школьников группы риска.
- Звуки речи. Классификация звуков по способу произнесения. Гласные звуки.
- Овладение слоговым анализом. Слоговой анализ с опорой на количество гласных звуков в слове.
Продолжительность каждой видео-лекции: 120 минут.
Бонус: Дисграфия. Рабочий альбом в 3-х частях.
Альбом упражнений входит в комплект пособий по профилактике и коррекции дисграфии у детей дошкольников и младших школьников. Использование в работе материалов пособий комплекта позволит учителю-логопеду в течение года провести профилактическую и эффективную коррекционную работу .
Комплект пособий могут использовать логопеды массовых и коррекционных школ, студенты дефектологических факультетов. В пропедевтических целях его могут использовать логопеды и педагоги коррекционных групп детских садов.
Объем: 3 альбома на 90 страниц.
Возраст: для детей 1+.
- После покупки, доступ к курсу открывается навсегда.
- По завершению марафона вам будет выдан сертификат на 8 академических часов!
- К каждой видео-лекции будет предоставлена презентация которую вы сможете использовать в дальнейшей работе!
- Смотрите видео-лекции где и когда вам удобно!
- Материал доступен на всех электронных носителях!
- Сертификат будет доступен в личном кабинете, сразу после покупки курса!
Диагностика видов дисграфии
В зависимости от типа ошибок, которые чаще делает ребенок с диагнозом дисграфии, выделяют 5 ее видов:
- аграмматическая;
- оптическая;
- артикулярно-акустическая;
- акустическая;
- дисграфия с расстройством языкового анализа и синтеза.
Диагностика каждого вида нарушения письма отличается определенной методикой и имеет свои особенности.
Аграмматическая дисграфия
Аграмматическая дисграфия связана с расстройством понимания связи между разными членами предложения, их зависимости друг от друга. Школьник делает ошибки при изменении слов по роду, числу, падежам (голубая платье, добрый девочка), употреблении глаголов в различной форме, пространственных предлогов (на, под, за, в).
Выявление профессионалом аграмматического расстройства письма у детей предполагает применение следующих методик: написание диктанта, письменные и устные тестовые задания с использованием наглядных пособий.
В диктанте ребенка с аграмматическими нарушениями будут найдены многочисленные ошибки, исправления, связанные с окончаниями прилагательных, существительных, написанием префиксных глаголов, пропусков слов и словосочетаний.
Тесты для аграмматических дисграфиков включают задания на проверку понимания:
- Различий единственного и множественного числа существительных, прилагательных и глаголов:
Написать форму употребления слова в указанном количестве: одна кружка, две_______, семь______.
- Падежных и родовых окончаний прилагательных:
Употребить слово, указанное в скобках, в нужной форме: съесть (сочный) грушу.
- Изменения глагольных префиксов:
Поставить глагол в скобках в требуемой форме прошедшего времени: он (идти) из подъезда, он (идти) в подъезд
- Применения глаголов совершенного и несовершенного вида:
Употребить глагол в нужной форме: Вчера после прогулки он пришел домой и (есть) две тарелки картошки с селедкой. Сейчас Сергей( есть)на кухне борщ.
- Определения рода глагола в прошедшем времени:
Вставить глагол в прошедшем времени: собака (бежать), кот (бежать)
- Залоговых отношений:
Употребить глагол в активной и пассивной форме: мальчик (мыть) сам, папа (мыть) мальчика.
- Предлогов, которые выражают пространственные отношения вещей:
Вставить предлоги: найти вещь__столом, поставить тапки__кровати, купить укроп__рынке.
- Взаимосвязь предметов и явлений — что было до, что после; кто был впереди, кто сзади:
Ответить на поставленный вопрос: Жираф стоял позади слона, но впереди бегемота. Кто был первым?
В устных тестах обычно используются картинки, карточки для удобства работы и более осознанной постановки диагноза. Здесь даются задания на составление и записывание самим ребенком словосочетаний и предложений с помощью наглядных пособий.
Дети без нарушений письменной речи напишут такой тест без труда, допустив минимум ошибок. Дети с аграмматической дисграфией выполняют правильно не более 60-70% заданий.
Дисграфия с нарушением языкового анализа и синтеза
Этот вид дисграфии выражается в нарушении восприятия слова как совокупности слогов, а предложения как совокупности слов, словосочетаний. Дети с таким отклонением переставляют местами, пропускают буквы (согласные при их стечении, гласные), даже целые слова, пишут по 2 буквы подряд. Диагностика осуществляется на основе проведения диктантов и тестов.
Диктант у школьника с нарушением языкового анализа, синтеза покажет пропуски букв, словосочетаний, слитное их написание, перестановку местами букв и слогов. Самопроверка при этом поможет лишь частично.
Также этот вид дисграфии определяют путем проведения тестов. В них используют задания на составление слов из букв, предложений — из слов, расчет количества слогов в слове.
Пример теста:
- Собрать слово из букв:
a) БЛАОКО; b) НОКО; c) ШОРГОК.
- Составить слово из слогов:
a) РЕ КА ТА; b) РАТ ПИ; c) СТРЮ КА ЛЯ.
- Определить количество букв:
a) река; b) корень; c) дубина.
- Сосчитать количество слогов:
a) ПИРАМИДА; b) СОЛОМА c) ПИРАТ.
- Составить из слов предложение:
a) пошла в Маша сад; b) кость у грызет собака будки; c) на залезла кошка дерево.
Артикулярно-акустическая дисграфия
При такой форме дисграфии ребенок неправильно произносит определенные слова, из-за чего возникают ошибки в их написании (путает буквы р-л, к-г, ж-з, ш-с, ш-ф). Определить артикуляционные нарушения помогут методы тестирования, диктанты и устное общение с логопедом.
Диктант и тестовые задания выявят путаницу в написании тех букв, которые чаще всего не выговаривают дети.
Тест для определения артикулярных расстройств письма:
- Вставить одну из указанных букв:
a) т(л,р)акто(р,л), (з,ж)у(ж,з)елица; b) (г,к)остер, (Ш,с)а(с,ш)а; c) (ц,ч)ек, (с,ц)апля
- Вставить нужную букву:
a) Мама п_иготови_а вкусный пи_ог; b) Пчела у_алила его_у; c) Вело_ипед ехал по _оссе; d) Ска_ут на лошадях _етыре ры_аря; e) _обака уку_ила _аря.
Общение с логопедом покажет, присутствуют ли ошибки в произношении звуков, насколько они влияют на качество письма. Если школьник неправильно произносит какой-то звук, то и писать его может с ошибками.
Акустическая дисграфия
У детей с акустическим расстройством письма нет проблем с произношением, но нарушено звуковосприятие. Они путают сходные по звучанию буквы. Например, вместо глухих согласных используют звонкие (п-б, к-г, т-д), вместо гласных 2 ряда – мягкий знак, одну шипящую согласную заменяют на другую (ф-с, с-ш), не обозначают мягкость звука.
Такой вид нарушения письменной речи определяют чаще с помощью диктанта.
Задания под диктовку:
- Они любовались закатом (ю-ь, ью).
- В одиннадцать часов он должен был прийти (т-д)
- Саша съела одну сушку, остальные положила в шкаф (с-ш).
- Холодная капля упала мне на ладонь (я-ь, йа).
- Он взял коричневую бутылку и кинул ее в полное ведро (замена гласных 2 ряда).
- Поп упал и ушиб свой лоб (б-п).
- Воробьи налетели на плетень (ь)
Акустический дисграфик в таком диктанте неправильно запишет слова, заменяя в них буквы на одну или несколько схожих по звучанию. На основе подобных заданий можно составлять тесты с пропуском букв.
Оптическая дисграфия
Дети с оптической дисграфией путают буквы с похожими на них визуально (Ш-Щ, Х-Ж, Ц-Щ, А-Д). Для обнаружения проблемы существует много методов: диктант по линиям, текстовый диктант, срисовывание с образца, тесты, списывание с печатного и рукописного текстов.
Диктант по линиям проводится следующим образом: взрослый управляет движениями карандаша ребенка с помощью устных указаний. Пример диктанта:
Поставь точку посредине листа, проведи линию на одну клетку вверх, теперь на 2 клетки вправо и еще на5 клеток вниз. Здесь нарисуй круг, проведи линию вниз.
Можно включать любые указания, способные определить степень внимательности школьника. Оптическому дисграфику будет сложно сосредоточить внимание и выполнить безошибочно такое задание.
Срисовывание предмета с наглядного пособия помогает выявить невнимательность в копировании образов. Здесь можно поставить перед детьми, например, несложный рисунок дома, нескольких геометрических фигур.
Текстовые задания выявляют конкретные ошибки на письме, наиболее часто допускаемые учеником. При списывании с печатного или рукописного текста ребенок с оптическими нарушениями будет неправильно писать буквы, заменяя их на похожие графически.
Не составит труда определить оптические расстройства письма с помощью тестов.
Примеры тестовых заданий:
- Вставить пропущенные буквы:
a) пюр_, _бед, в_лосип_д; b) _ука, обе_ание, _епот; c) пе_ие, _орог, за_ятие.
- Вычеркнуть из строчки букву, повторяющуюся один раз:
a) щ ш щ п ц ш щ п ш; b) о е з в о в е а е а в; c) х ж х у ж к х ж у х ж
- Зачеркните в строчке стоящий после тире слог:
a) хи ух жу ху ух ук уж ху ку — ух; b) пе еп оп он не еп пон но он– он; c) зе ве во ов ев зев вез зе ав – зе.
Оптический дисграфик не сможет выбрать правильный вариант из предложенных в каждом блоке. Он будет путать похожие буквы.
Дисграфия – серьезное отклонение от нормы. Устранить его можно только с помощью согласованных действий ребенка, педагогов, родителей, логопеда и невролога. Чтобы не запустить нарушение, нужно своевременно его диагностировать.
Для каждого типа расстройства письма существуют свои способы обнаружения отклонений. С их помощью легко выявить дисграфию и определить ее вид. После диагностики можно начинать проведение коррекционных мероприятий.
Похожие записи:
- История, признаки и симптомы дисграфии Симптомы дисграфии у детей и методы ее преодоления зависят от…
- Средства профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР — средства профилактики, игры,…
- Организация экспериментального исследования дисграфии Из опыта исследования дисграфии — диагностика дисграфии на констатирующем этапе…
- Психофизиологическая структура письма и предпосылки его формирования Письменная речь — структура письма и предпосылки формирования навыков письма….
Обследование детей с дисграфией
Что же представляет собой это исследование?
На первичном приёме логопед проводит сбор анамнестичных данных. Необходимо выяснить, какие обстоятельства могли повлиять на отставание в развитии речи: патологии беременности, родов, раннего возраста ребёнка. После этого собирается речевой анамнез: когда появилось гуление, лепет, первые слова и фразы. Необходимо выяснить, занимался ли ребёнок с логопедом, и с какими результатами.
Важным моментом обследования является сбор данных о состоянии слуха, зрения, общей и артикуляционной моторики, особенностях познавательной деятельности ребёнка. Состояние слуха проверяется громкой и шёпотной речью на расстоянии 6 м. Состояние здорового восприятия проверяется, в основном, на заданиях по узнаванию и называнию цветов.
При обследовании общей моторики определяется возможность удерживать заданное положение на протяжении определённого времени, плавность движений, отсутствие напряжения. Очень важным является результат обследования мелкой моторики. Предварительно ребёнку объясняют и показывают каждое упражнение, а затем предлагают его выполнить.
Для обследования могут быть предложены такие упражнения:
- последовательное прикосновение большим пальцем правой (а потом и левой) руки к остальным пальцам;
- одновременное поднимание пальцев правой (левой) руки от стола;
- последовательное поднимание пальцев от стола, начиная с большого;
- одновременная смена положения кистей рук (одна кисть с соединёнными вместе пальцами, вторая с разведёнными – затем наоборот).
При обследовании состояния артикуляционной моторики учитываются особенности строения частей артикуляционного аппарата: губ, зубов, твёрдого и мягкого нёба, языка, подъязычной связки. После этого ребёнку предлагают повторять артикуляционные упражнения, которые показывает логопед. Во время оценивания моторики учитываются точность и объём выполняемых движений, изменение тонуса артикуляционного аппарата, возможность удерживать артикуляторное положение.
После обследования состояния артикуляционного аппарата, логопед проводит проверку устной речи ученика. Проверяется произношение гласных и согласных звуков, обращается особенное внимание на замены и путание звуков. Обращается внимание на то, создаёт ли ребёнок слоговую структуру слова, правильно ли употребляет ударение.
При обследовании состояния фонематического восприятия и звукового анализа ребёнку предлагаются такие задания:
- определить количество и последовательность звуков в словах;
- определить место заданного звука в разных словах;
- назвать общие звуки в разных словах;
- назвать отличные звуки в похожих словах;
- подобрать слова на заданный звук;
- подобрать рисунки на заданный звук.
При обследовании лексико-грамматической системы речи учитывается объём активного и пассивного словарного запаса, преимущественно используемые части речи, правильность употребления слов согласно их значений. Анализируется структура предложений, которые использует ребёнок (простые, распространённые, сложные), а также правильность построения высказываний. Специально подобранные задания дают возможность выявить аграмматизм в согласовании слов в роде, числе, падеже.
Обязательным элементом обследования является проверка связной речи ученика. Ребёнку предлагается серия рисунков или сложный сюжетный рисунок, по которым он должен составить краткий рассказ. Как правило, у детей-дисграфиков это задание вызывает наибольшие трудности. Они просто составляют несколько простых распространённых и нераспространённых предложений по содержанию рисунков, но не могут связать их между собой так, чтобы вышел целостный рассказ.
После обследования самостоятельных высказываний ученику предлагается прочитать буквы, слоги и слова разной слоговой структуры. Обращается внимание на тип ошибок (слитное или побуквенное чтение, пропуски, перестановки, замены букв, ударение). Затем ребёнку предлагается прочитать и пересказать небольшой текст. При этом учитывается техника чтения (быстрое, медленное, невыразительное, с ошибками) и понимание прочитанного.
Обследование состояния психических процессов ученика проводится как на первичном приёме, так и во время коррекционных занятий. Детям предлагаются игры на проверку и развитие памяти, внимания, логического мышления, зрительно-пространственных представлений.
По результатам всестороннего обследования состояния речи проводится коррекционная работа по преодолению дисграфии у ребёнка.