Особенности развития в 7 месяцев
Во втором полугодии малыш семимильными шагами осваивает окружающий мир на качественно новом уровне, исходя из более высоких психофизических возможностей по всем ведущим линиям развития (сенсорное, социальное, речевое, моторное и др.).
Знаменательно, что малыш овладевает ползанием. Он начинает самостоятельно перемещаться в пространстве. Ползание — одно из базовых движений человека, наряду с ходьбой, бегом и лазанием. Это первое из всех основных движений, и именно его ребенок осваивает в 7 месяцев.
Ползание способствует укреплению вестибулярного аппарата, умению ориентироваться в пространстве, активизирует обмен веществ, рост и развитие малыша. К концу 7 месяца ребенок начинает ползать подолгу и в разных направлениях.
Овладение малыша этим навыком выводит маму и ребенка на новый уровень общения, в котором взрослый начинает выступать в роли партнера, но для этого мама должна создать определенные условия.
Во-первых, как только малыш перешел от подползания на ручках (в 6 месяцев) к ползанию, мама выбирает самое удобное место в комнате, стелет на пол ковер или большое одеяло. Здесь ребенок будет овладевать новым навыком. Хорошо, если это пространство как-то огорожено: стеной, креслами и пр. И, конечно, оно должно быть безопасным: никаких острых углов, падающих сверху предметов, открытых розеток, зазоров, щелей, в которые малыш может засунуть пальчик.
Во-вторых, имеет значение расположение взрос¬лого в этом новом пространстве. Для общения с малышом маме рекомендуется сесть на колени. Важно быть в позиции не «над», а «рядом» с ребенком, потому что стоя над малышом, взрослый так далек от него в прямом смысле слова, что кроха не может ни видеть, ни слышать, ни откликаться на слова, ни подражать взрослому мимически и вокально. В этом случае ребенок находится в так называемом «социальном вакууме». Поэтому важно, чтобы взрослый опустился на пол, а его лицо находилось на уровне лица крохи.
На 7 месяце у малыша возникает социальная потребность во взрослом, который «по-деловому» общается с ним, играет, открывая крохе все новые и новые свойства окружающих предметов и игрушек. Малыш начинает испытывать привязанность к тому, кто находится рядом с ним. Можно сказать, это ключевой момент в дальнейшем их общении, в том числе и речевом. Малыш как бы вглядывается в близкого взрослого, который становится более понятен ему в эмоциях, мимике, жестах, словах, движениях, поступках и которому ребенок начинает подражать.
Овладевая ползанием, малыш действует самостоятельно: он избирает цель передвижения, устанавливает темп перемещения и меняет направление, осуществляя свои желания: например, достать игрушку, увидеть источник звука, приблизиться к маме, посмотреть, что лежит в коробке или куда закатился мячик.
Окружающие малыша яркие предметы и игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Мама находится рядом с ребенком на ковре. Она организует игры с шариками, кольцами, кубиками, игрушками-зверятами, показывает действия с предметами — прокатывание, скатывание, проталкивание, нанизывание, выкладывание, складывание и др.
Ручки ребенка становятся более умелыми, он переходит от 1-2 действий к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, но взаимосвязанных движений ознакомительного характера. Предметная деятельность начинает играть стратегически важную роль в общем развитии ребенка и формировании речевых навыков.
Задержка речи
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Как разговаривать с ребенком в 7 месяцев
В процессе предметных игр со взрослым малыш слышит названия игрушек (и других предметов) и действий с ними. Он начинает понимать фразы, подкрепленные конкретным жестом, и запоминать наименования предметов: «На! Возьми!», «Ползи ко мне!», «Держи шарик!» Те-перь на вопрос: «Где?» ребенок легко находит взглядом названную взрослым игрушку. Пребывая в хорошем настроении, малыш лепечет, прислушиваясь к издаваемым звукам. Так он закрепляет свои новообретенные речевые навыки. Вместе с тем кроха «творит», «изобретает» звуки. Теперь вы слышите в лепете сочетания двух звуков типа «эу-у», «ау-у» и трех звуков типа «ауэ», «эаы» и др. Малыш «играет» гласными фонемами и, как бы экспериментируя, исполняет свой неповторимый вокал.
Так ребенок поэтапно готовится к овладению способностью говорить.
Далее малыш начинает пробовать произносить гласные в сочетании с согласными звуками. Вначале слышатся: «а-ам», «у-у-ва», а затем «меме», «бабе», «баба», «няня» и т.д. Так возникает который становится «звездным» достижением 7 месяца жизни. Следует заметить, что смыслового содержания в детском лепете нет, но он становится интонационно более выразительным. На 7 месяце появляется интонация просьбы, которую на 8 месяце малыш уже умеет достаточно четко выражать.
В этот период следует продолжать практику речевого общения взрослого с ребенком на основе звукосочетаний, встречающихся в лепете малыша. Наряду с вопросом «Где?» вводится речевая конструкция утверждения: «Это петушок Кука, а это — собачка Авва». Затем следует вопрос: «Где Кука, а где Авва?» Малыш уже способен выбрать названный предмет из двух.
Ставя задачу развития понимания речи, взрос-лый расширяет познания ребенка об окружающем мире, организуя наблюдения на прогулке. В условиях города мама обращает внимание малыша на стайку воробушков, купающихся в весенней луже, или кошку, греющуюся в лучах яркого солнца. Летом, на даче, если есть возможность, ребенку следует показать петушка, курочку, цыплят, козочку, овечку. Знакомство обязательно сопровождается подражанием звукам, издаваемым животными («Хрю-хрю», «Му-у-у»). Летний период жизни ребенка на даче обогащает его впечатлениями, которые затем войдут в сюрпризные показы и игровые фольклорные сюжеты.
На 7 месяце наступает время пальчиковых игр. Вначале мама показывает малышу игру с ладошками в таких играх как «Ладушки», «Здравствуй — До свидания», «Сорока-сорока» и др. При этом широко используется звуковая и интонационная выразительность поэтического фольклора.
7 месяц ставит новые задачи, осуществление которых нужно для общего развития малыша, и оно во многом определяет формирование речевых навыков. Необходимо:
- обеспечить ребенку достаточное игровое пространство для овладения ползанием;
- практиковать простейшие совместные игры с ребенком. Например, взрослый нанизывает колечки, а малыш ихснимаетили мама собирает шарики в мисочку — кроха их рассыпает и т.д.;
- обогащать ребенка эмоционально в процессе «делового» общения, поощряя его активность и инициативу;
- способствовать появлению у малыша подражательных жестов и звуков; совершенствовать восприятие предметов. С этой целью показывать ребенку крупные игрушки разного цвета и величины (25-35 см) с расстояния 1-2 м и более. Развивать цветовое зрение, подбирая игрушки соответственно цветам радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Для развития возможностей малыша в понимании взрослой речи и активизации собственной рекомендуется:
- расширять знакомство с окружающим миром;
- общаясь с ребенком в различных ситуациях, интенсивно использовать речь как средство коммуникации и познания;
- продолжать развивать речевой аппарат, побуждая малыша к ярким вокализациям — произнесению четких гласных, протяжных звуков (гуление) и лепету (простейшие слоги типа «ва-ва-ва» или «бу-у-у» и т.д.);
- стимулировать развитие фонематического слуха — умения вслушиваться в речь.
Ребенку по-прежнему, наряду с «разговорами», необходим «режим тишины», когда кроха «творит» звуки, вслушиваясь в то, что сам произносит. В общение следует чаще вводить вопрос «где?», ответом на него может служить указательный жест.
На этом этапе развития речи с малышом проводят два вида занятий: чисто речевое, когда отрабатывается артикуляция и игровое, где разучиваются какие-либо действия с игрушками, сопровождаемые речью взрослого.
Во время занятий по-прежнему рекомендуется вступать с малышом в перекличку на основе имеющихся у крохи речевых реакций. Взрослый помогает ребенку понять поощрительные, отрицательные или нейтральные интонации обращенной к нему речи.
Малыш откликается на свое имя, но теперь он усваивает и производные от него в ласкательно-уменьшительном значении. Этому способствуют песенки, поговорки, пестушки, в которых имя ребенка произносится в разных речевых вариациях (например, Слава, Славик, Славочка, Славулька, Славчик, Славуля, Славенька и др.).
Родители сами могут сочинить песенку, выражающую любовь и ласку, в которой будет звучать имя малыша.
Как научить говорить
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Примеры игр-занятий в 7 месяцев
Данилка
Данечка — Данилка, Ты моя малинка, Данечка -Даничек, Дам тебе пряничек! Даня-Даня-Даниил, Даню заинька просил: «Скажи «А-лю-лю!» «А-лю-лю-лю!» С тобой морковку Поделю-у-у-у! Я Данечку люблю-у-у!» (Л. Павлова) Валечка Валечка-Валюша, Не будь крикушей! Валечка — Валюша, Скажи: «А-гу-гу-гу!» Гусь пасется на лугу-у-у, Услыхал: «А-гу-гу-гу!» И сказал: «Не убегу-гу-у-у!» (Л. Павлова) Светочка Света-Светочка, Зеленая веточка, Легкая пушинка, Белая снежинка! Светочка-Света, Девочка света! (Л. Павлова)
Называя ребенка по имени, взрослый смотрит ему в глаза, улыбается, ласково прикасается к ручкам, гладит по головке.
Проводя игры-занятия с малышом, который еще не сидит, взрослый учитывает эту особенность. Чисто речевые занятия, где мама вступает с малышом в перекличку, побуждает к повторению знакомого слога («ма», «му», «ли», «гу» и др.), показывает артикуляцию звуков, следует проводить, расположив малюткулежа на спинке, лицом к взрослому. Ребенок должен хорошо видеть лицо говорящего. Малыша можно устроить на пеленальном столе, на ковре или на маминых коленях полусидя, с опорой на руку взрослого.
После речевых упражнений мама показывает ребенку игрушки, играет его ручками и ножками (пестует), поет песенку или читает потешку, небыличку.
Примерное речевое занятие «Мак для Маши»
Задача
Активизировать лепет и ввести в речевую практику малыша звукосочетание «ма».
Материал
Кукла среднего размера (25-30 см).
Содержание
Мама располагает ребенка на пеленальном столе. Ласково называет по имени.
Затем приглашает малыша на перекличку, показывая артикуляцию звукосочетания «ма», делает паузу на 10-15 с и повторяет: «Ма-ма-ма!». Если малыш откликнулся, взрослый продолжает «диалог», позволяя малышу продемонстрировать свои вокальные возможности в полной мере. Как только кроха замолкает, взрослый вновь побуждает его к речевому вза-имодействию, повторяя слог «ма-ма-ма».
Потом мама показывает малышу куклу, называет ее по имени: «Ма-а-ша», «Ма-а-ша, маленькая!» Затем спрашивает: «Где Ма-а-ша?» И отвечает: «Вот Ма-а-ша!»
Читает стишок (потешку), где нужный слог неоднократно по-вторяется и находится под ударением:
Для Ма-шеньки, Для ма-ленькой Расцвел ма-а-к Ярко-аленький.
Мама поворачивает ребенка на животик и располагает на ковре, ставя перед ним куклу, тем самым побуждая малыша к ползанию. В процессе игры с ребенком она повторяет стишок про Машеньку, может пропеть его или произнести речитативом. Затем можно показать сценку с куклой: например, как она ходит или танцует.
Примерная ситуация речевого общения «Прятки-перепрятки»
Задачи
Расширять социальное общение ребенка. Воспитывать любовь к близким. Развивать понимание речи взрослого, в частности, слов «мама», «папа», «бабушка» и других в сочетании с вопросом «где?». Закрепить и расширить понимание этого вопроса.
Материал
Две знакомые малышу игрушки, например, Зайка и петушок Кука.
Содержание
Взрослый прячет игрушку, которую ребенок привык отыски-вать взглядом на постоянном месте, например, петушка Куку.
В другое место точно так же он прячет Зайку. Затем обращает-ся к малышу с вопросом: «Где петушок Кука?» Не найдя игрушку на привычном месте, ребенок удивлен. «Кука спрятался! Пойдем искать. Кука, ты где?» — спрашивает мама. Она берет малыша на руки, и они начинают поиски игрушки. Взрослый сопровождает свои действия повтором вопроса: «Где Кука?» Наконец петушок найден. Разыгрывается эмоциональная сценка встречи с петушком Кукой. Игрушку ставят на место. Аналогичная игра происходит и с Зайкой.
Затем мама расширяет смысл вопроса «где?», предлагая малышу посмотреть, где бабушка. Она берет ребенка на руки, начинаются поиски бабушки: «Баба, где ты?» (Бабушка спряталась за дверь, занавеску, кресло и т.п.).
Мама эмоционально обыгрывает поиск и момент обнаружения бабушки. Эта сценка сопровождается смехом и радостным общением. Бабушка ласкает малыша, напевает какую-нибудь веселую потешку:
Ай, качи-качи-кочи! Напечем калачи, Калачи горячи! Вылезайте из печи! (Русская потешка)
В этот момент мама незаметно прячется. Сю-жет повторяется с участием второго взрослого члена семьи: «Где мама? Мама, ты где?» Поиск сопровождается яркими игровыми моментами и позитивными эмоциями:
Ай, ладушки-ладушки! Ладушки — ладошки! В ладушки играем, Детку (имя ребенка,) потешаем! (Русская потешка)
Если малыш не устал, бабушка прячется снова. Опять звучит вопрос: «Баба, ты где? Где бабушка?» Игра повторяется. Особенность ее в «сюрпризности», неожиданности, когда вопрос «где?» сочетается с понятным ребенку результатом-ответом: «Вот где! Нашел!»
Примерная пальчиковая игра на развитие понимания речи «Наши ручки»
Задача
Разучить с ребенком движения ручками, вы¬полняемые под песенку (или речь) взрослого.
Содержание
Мама играет ручками ребенка: легкими дви¬жениями разворачивая и помахивая то одной, то другой ладошкой. Напевает:
Наши ручки — птички, Воробьи, синички! (г раза) Ручки ребенка поднимаются, прикоснуться к его головке. К-ши… Полетели! На головку сели! Вот так, вот так, На головку сели! (Песенка исполняется на мотив «Баю-баюшки» задорно, в быстром темпе).
Примерное занятие на понимание названий предметов «Что это?»
Задачи
Создать ситуации, способные заинтересовать ребенка и побудить его к лепету и вокализациям. Помочь запомнить названия знакомых игрушек (петушок, зайчик, колокольчик, барабанчик). Развивать ползание.
Материал
Игрушки (2-3 шт.) Салфетки.
Содержание
Мама раскладывает на ковре игрушки на некотором отдалении от малыша и закрывает их салфетками.
Затем побуждает ребенка подползти к игрушке, спрашивая: «Что там?» Малыш сдергивает салфетку и обнаруживает предмет. Мама называет игрушку, например: «Это петушок Кука» или «Это кукла Маша». Так малыш последовательно открывает все игрушки. Он неоднократно слышит вопросительные речевые конструкции: «Что там?», «Что это?» — и ответ: «Это Кука», «Это Маша». Далее обнаруженные малышом игрушки используются в игре.
Чисто речевое занятие с ребенком может длиться 2-3 мин. Занятие с использованием игрушек, показов и с двигательной активностью — 6 мин.
Достижения ребенка в 7 месяцев
Если ребенку уделялось достаточное внимание, учитывались возрастные особенности предречевого развития, то к концу 7 месяца он порадует вас своими успехами:
- Малыш подолгу лепечет. Он способен повторно произносить 2-3 одинаковых слога.
- Вступает в перекличку со взрослым, если его побуждают к ней.
- Понимает интонации речи взрослого, по-разному реагирует на радостные и грустные нотки его голоса.
- Эмоционально отзывается на речь.
- На вопрос «где?» показывает пальчиком на знакомые игрушки, находящиеся в одном и том же месте.